Интерьер
Интерьер Смольного собора поражает своей оригинальностью и красотой от самого входа. Над высокой и массивной входной дверью висит икона Иисуса Христа, которую окружает изящное резное дерево ручной работы.
Зайдя внутрь, взору открывается поразительный масштаб помещения, представить который сложно снаружи.
Белые стены с барельефами, золотистые рокайли, мраморные массивные колонны, широкие галереи по краям, а центре высокое подкупольное небо (к сожалению, на время написания статьи, это место находится на реставрации).
И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами (некоторые из них периодически мироточат) и другой богатой церковной утварью.
Колокольня и шпиль Петропавловского собора
Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.
Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «…делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. Собор после пожара был отремонтирован через год.
Куранты на колокольне Петропавловского собора
В 1776 году на колокольне установили часы-куранты. Они были изготовлены в Голландии мастером бортом Крассом. В 1952 году их капитально отремонтировали, и при коммунистах четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи) колокола курантов исполняли Гимн Советского Союза,
Подвиг Петра Телушкина
В 1829 году во время сильной бури накренилась фигура ангела с крестом. Для ремонта нужно было возвести дорогостоящие леса. Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.
В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металлические конструкции были изготовлены на Урале на Боткинском заводе, по частям их перевезли в Петербург, частично смонтировали на площади перед собором, а затем подняли на колокольню.
Исторический облик Петропавловского собора
По замыслу Трезини стены собора были голубыми, лопатки и наличники окон — белыми, синими были крыша и купол, увенчанный маленькой, но яркой, позолоченной главкой. Сине-бело-голубая гамма тонов, позолота главок и шпиля — все это выделяло сооружение на фоне общей красно-белой застройки города и северного неба, зачастую сплошь затянутого густыми облаками.
Где черпал Трезини вдохновение при создании этой необычной колокольни? Что подсказало ее архитектурный образ? Западноевропейская готика, прибалтийские постройки или такие древнерусские сокровища, как церкви в селе Коломенском, в селе Дубровицах у Подольска, колокольня Новодевичьего монастыря? А может быть, наиболее близкая ее облику башня Гавриила Архангела — Меншикова башня в Москве? Строилась эта башня в самом начале XVIII века и, судя по гравюрам, также заканчивалась «шпицером», сгоревшим в 1713 году. Молодой Иван Зарудный был ее создателем.
Несомненно, что знакомство с образцами русского зодчества подсказывало Трезини ритм и пропорции его сооружений, учило вписывать их в своеобразный русский пейзаж. Древние памятники словно отдали его собору свою жизнерадостность и праздничность.
Исторические параллели
Петропавловский собор послужил прообразом для ряда более поздних сооружений в Петербурге. Построенные М. Земцовым церкви Симеона и Анны (ее можно и теперь увидеть на Моховой улице), а также Рождества богородицы (стояла на месте Казанского собора) по своему облику и характеру колокольни, завершенной шпилем, явно сродни Петропавловскому собору. В. И. Баженов, создавая проект Михайловского замка, предусмотрел позолоченный
шпиль над небольшим куполом дворцовой церкви. Наконец, A. Д. Захаров, перестраивая здание Адмиралтейства, создал
башню со шпилем, организующую центр города, и граждански
осмыслил ее. Легкий кораблик, увенчивающий шпиль, воспринимается как символ утверждения России на море.
К шпилю — этому найденному Трезини и органически необходимому элементу в силуэте города — обращались время от времени русские зодчие всех последующих поколений.
Настал 1917 — год переворота
Начиная с Екатерины 2, в своё время в Петропавловский собор Казани нанесли визит почти все императоры государства Российского, кроме Николая 2. Там побывали многие известные люди прошлых лет независимо от того, к какой вере они привержены. Это и Александр Дюма, описавший Петропавловский храм в одном из своих романов, и Александр Пушкин, а в церковном хоре пел сам Фёдор Шаляпин!
Сразу после произошедшей в России революции храм оставался открытым для верующих. Но в 1930 году произошло событие, повлекшее за собой катастрофические последствия. За антисоветскую деятельность арестовали настоятеля собора. Эта «деятельность» состояла в том, что протоиерей попросил материальной помощи у бывшего гражданина Казани Унженина, который после революции перебрался жить в Китай.
Унженин прислал денег, община получила помощь, но священнослужителя отправили за это в исправительный лагерь. И тут началось! Вдруг решено было храм срочно закрыть, так как нужны были дополнительные жилплощади, а также помещения для организаций.
На первом этаже огромного здания планировалось устроить антирелигиозный музей, а на втором — установить астрономический маятник Фуко и проводить лекции и другие мероприятия. В это же время шло постепенное закрытие всех окрестных монастырей и храмов, поэтому все святыни, иконы, всю утварь приносили сюда, в ещё работающий Петропавловский собор.
В 1939 году храм прекратил свою работу. В здании разместился архив партии, позже — планетарий. Религиозную общину перевели в Кладбищенскую церковь, которая до этого пустовала. В верхнем храме установили бильярд, а там, где был алтарь, теперь находился зал для собраний.
Казанский собор до 1917 года
21 декабря 1812 года, когда русские войска вышли на границы империи, Казанский собор стал местом празднования полного освобождения русской земли от завоевателей. В феврале 1913 года в Казанский собор прибыли ключи города Варшавы, которые доставил в столицу генерал Васильчиков.
Могила М. И. Кутузова, 1913 г.
Особым событием для Казанского собора стали похороны фельдмаршала М. И. Кутузова 13 июня 1813 года. Его могила расположена напротив Казанской иконы.
Кутузов скончался 16 апреля 1813 года в городе Бунцлау. Там его тело набальзамировали, для чего внутренности вынули и захоронили на местном кладбище. Впоследствии возникла легенда, будто фельдмаршал повелел похоронить его сердце на месте смерти, на Саксонском тракте, дабы солдаты видели, что сердцем он остаётся с ними. Этот миф был развеян в 1933 году, когда произошло вскрытие гроба Кутузова:
АКТ. Ленинград, 1933 год, сентябрь 4-го дня. Комиссия в составе: директора Музея истории религии Академии наук СССР — проф. Богораза-Тана В. Г., учёного секретаря музея Блаканова В. Л., завед. Фондами музея Воронцова К. К., в присутствии представителя от П.П.ОГПУ тов. Бороздина П. Я. составили настоящий акт о нижеследующем.
Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М. И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотыми позументами), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи. Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце. Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков.
Настоящий акт составлен в 2 экземплярах …
Над могилой Кутузова повесили Смоленскую икону Божией Матери из Александро-Невской лавры.
Казанский собор являлся тем местом, откуда Император и члены его семьи отправлялись в действующую армию. С его посещения начиналось и возвращение Александра I в столицу. До окончания войны с наполеоновской Францией храм оставался местом празднования наиболее значимых побед российских и союзных войск. 2 сентября 1813 года здесь отмечали взятие Берлина, спустя один год — победу при Бриенне и взятие Данцига. В апреле 1814 и в июле 1815 года здесь праздновалось взятие Парижа.
Казанский собор играл важную роль в жизни царской семьи. В Исаакиевском соборе членов царского дома крестили, в Петропавловском — хоронили, а здесь — венчали. Каждый год в марте здесь праздновалось восшествие на престол Александра I. Ежегодно 30 августа отсюда начинался крестный ход к Александро-Невской лавре. Этот день считался в Петербурге выходным.
В 1840-х годах купол Казанского собора покрыли светло-зелёной краской. Позже его покрытие имитировало бронзу.
26 октября 1893 года в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Из-за огромного количества желающих проститься с композитором, было решено впускать посетителей в храм по билетам. Всего их было выдано 8 000. На литургии использовалась только музыка Чайковского, которую исполнял хор Императорской оперы. Из Казанского собора траурная процессия проследовала к Александро-Невской лавре, где композитор был похоронен.
Свечное освещение храма было заменено электрическим в 1903 году.
В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, не оказалось на это денег.
Примерно за две недели до февральской революции 1917 года по инициативе Общедоступного и передвижного театра в Казанском соборе была отслужена панихида по В. Ф. Комиссаржевской.
Строительство ансамбля Казанского собора.
Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.
История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Особенности архитектуры
Казанский кафедральный собор был построен по проекту российского архитектора, ВоронИхина Андрея Никифировича. Безусловно, этот собор стал его главным творением. После освещения храма в 1811 году ВоронИхин даже был награжден орденом св. Анны второй степени.
По настоянию императора Павла I ВоронИхин воплотил в Казанском соборе прототип собора святого Петра в Риме. Таким образом, подражая особенностям Римского зодчества, ВоронИхин стал одним из основоположников российского ампира, или, по-другому этот стиль еще называют русским классицизмом. Ампир прославился как «королевский стиль», так как он характеризуется театральностью, помпезностью в оформлении. Это обязательно колонны, лепные карнизы, античные образцы скульптуры. Главной особенностью Казанского собора, как раз-таки, являются наружная и внутренняя колоннады.
Внешне храм предстает нам в виде четырехконечного латинского креста, середина которого увенчана куполом. Снаружи храм украшают бронзовые скульптуры святых, выполненные лучшими российскими скульпторами, такими как, например, ПИменов Степан Степанович. Здесь мы можем увидеть скульптуры святого Владимира, Иоанна Предтечи, Александра Первозванного. Особенной гордостью и достопримечательностью внешнего облика собора являются его северные двери. Они полностью повторяют двери, которые Гиберти выполнил специально для Флорентийского крестильного дома еще в XV веке.
Не менее прекрасен интерьер Казанского собора. Внутренняя форма храма — римская базилика. Четыре ряда гранитных монолитных колонн разделяют храм на три коридора. Интерьер собора также богат самыми разными рельефными скульптурными работами, но особое место в его убранстве занимает чудесная живопись. Лучшие российские художники Конца XVIII- начала XIX века расписали собор в блестящей академической манере эпохи Итальянского Возрождения. Но самым лучшим образцом живописи в храме считается работа БрюллОва Карла Павловича — это запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо».
Слайды и текст этой презентации
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Направление: История
Профиль: Отечественная история
Презентация на тему:Петропавловский собор КазаниВыполнил студент: 2 курсаГруппа: 04.2 – 602Нигматуллин Айдар ФанисовичНаучный руководительассистент кафедры истории Татарстана,археологии и этнологииА.М. ИмамутдиноваЗаведующий кафедройистории Татарстана,археологии и этнологиид-р ист. наук, профессорА.Г. СитдиковКазань 2017
История Петропавловского собора КазаниАрхитектурные особенности Петропавловского собора КазаниЗаключение
Петропавловский собор один из самых красивых соборов в Казани был построен в честь 50 – летия государя Петра I, который он провел в Казани.
Петропавловский собор начинает свою историю с деревянной Петропавловской церкви стаявшей на этом месте с 1565 года. Положение дел меняет приезд Императора Петра I 27 – 30 мая 1722 года в Казань.
Император остановился у казанского купца И.А Михляева кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал своё 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры И.А Михляев решил воздвигнуть новый собор во имя св. Петра и Павла в камне.
Закладка храма состоялась в 1723 году. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых.
Петропавловский собор пережил многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь.
Петропавловский собор просуществовавший больше 100 лет , в течении которых переживал пожары требовал реставрации. Всего за XIX век собор реставрировался 2 раза в 1864 году и 1889 году соответственно.
При советской власти В 1939 году собор закрыли в храме разместили Партархив.
В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий.
В 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР.
Петропавловский собор был возрожден совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции 25 июля 1989 года храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием. Но к сожалению церковь получила собор в плохом состоянии.
Архитектурный ансамбль Петропавловского собора состоит из собора, колокольни, дома притча, дома Михляева.
Петропавловский собор характерен великолепным убранством, особенное внимание привлекает величественный 25-метровый 7-ярусный иконостас
Петропавловский собор славится и своими святынями. Среди главных святынь Петропавловского собора: чудотворная Седмиозерная икона Божьей Матери, мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, мощи митрополита Казанского Ефрема.
Заключение.
На сегодняшний день Петропавловский собор является одной из известнейших достопримечательностей города Казани и ценнейшим архитектурным памятником выполненым в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко.
Список использованных источников и литературы.
Соколов С.В. Казань. Портрет в стиле импрессионизма. — Казань: Отечество, 2011. — С. 64-67.http://tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/?id=44611
Смотровая площадка
На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.
Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.
Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.
На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.
Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.
Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.
Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.
В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.
Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.
Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.
Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
История создания Петропавловского собора
Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году
Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань
Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год
, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.
Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань
Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.
Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.
Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.
И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи
Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.
После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.