Архитектура рождественской церкви нижнего новгорода

История возведения Владимирской церкви

С конца XVII и до начала прошлого века церковные службы для жителей Гордеевки проходили в Смоленском храме. Однако, он был совсем маленьким и не мог вместить всех пришедших для молитвы. Поэтому решено было выстроить рядом другой, гораздо больший по размеру храм. Проект его заказали молодому архитектору из Санкт-Петербурга Д.П. Федорову. А информацию о закладке будущего храма разместили в популярном в те времена еженедельном художественно-техническом журнале «Зодчий».

Владимирскую церковь выстроили трехпрестольной и освящали по мере готовности – с 1908 по 1909 год. Высота здания до креста составляла 56 м. И по своим размерам церковь уступала лишь одному нижегородскому храму – собору Александра Невского. Владимирский храм получился большим, богато украшенным и очень удобным для проведения богослужений. Здесь было тепло, ведь в подвале здания разместили паровые котлы, и от них прогретый воздух поступал в помещения, где проходили богослужения.

Когда храм был полностью готов, назначенный его священником отец Федор (Миловский) принялся обустраивать звонницу. Он отбирал звонарей с музыкальным слухом, а также организовал в новой церкви большой хор, где пели взрослые, а также отдельный детский хор.

Отец Федор вел среди прихожан большую просветительскую работу, помогал немощным и бедным, рассказывал вреде алкоголизма. Участники церковного хора участвовали в выступлениях, на которых исполняли духовную музыку, написанную известными русскими композиторами – Чайковским, Рахманиновым, Гречаниновым и Бортнянским.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Храм в честь Воскресения Христова и Церковь Гавриила Архангела

Современной достопримечательности в старые времена пришлось пережить очень много изменений. Однако, восстановить прежнее значение святилища, все-таки удалось неравнодушным служителям. В 1996 году началось реставрирование здания и продолжалось почти год до апреля 1997. В том же году храм освятили и открыли для прихожан и мирян. Храм Архангела Михаила относится к Владимирской Епархии. В 2018 году храм отметил свой 125 день рождения. По историческим данным впервые строительство Храма Воскресения Христова во Владимире началось в 1892 году, когда его впервые освятили.

Адрес: г. Владимир, Судогодское шоссе, 23

Автобусы ЛиАЗ-677 в Арзамасе

Нельзя побывать в Арзамасе и не написать про ЛиАЗы-677, которые успели нехило так прославить Арзамас по всей округе. У города долгое время не хватало денег обновить автобусный парк, так и ездили до 2018 года по всему Арзамасу старенькие ЛиАЗы.

Если поискать в Интернете, то очень многие ехали в Арзамас не ради церквей, а чтобы прокатиться на этих автобусах.

«Всегда зачарованно жду, когда после въезда в Арзамас навстречу проедет первый 677-й.»

«…поездка в Арзамас стала своего рода ностальгией по этим машинам, кто знает доведётся мне еще проехать на уходящей в историю серии…»

«Если вы любите «автобусы детства» ЛиАЗы-677 также, как их любим мы — вам прямая дорога в Арзамас!»

«Арзамасская автостанция — это вообще нечто невероятное, настоящая экскурсия в детство.»

Фото 2014 года

ЛиАЗ-677 перестали производить с 1994 года. В Москве и С. Петербурге этих автобусов не встретишь на дорогах совсем, в некоторых других городах – в единичных экземплярах, но автобусный парк Арзамаса практически весь состоял из 677!

Фото 2014 года

Так было до недавнего времени. Сейчас, в начале 2019 года, мы увидели лишь два ЛиАЗ-677 на автостанции Арзамаса.

Один из них курсирует из Арзамаса в село Новый Усад.

Салон ЛиАЗ-677

Вместо стареньких ЛиАЗов закупили ПАЗики. И новые, и старые, всякие.

А еще списанные автобусы из Москвы.

Теперь Арзамасский автопарк не представляет никакой ценности, проезд подорожал, а комфорта не прибавилось.

Загадки возникновения

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Вариант 1

В каждом городе есть дома, с которых этот город начинался. Старинные постройки вызывают разное отношение. Одни считают, что они портят вид современных городов. Другие, напротив, восхищаются древним зодчеством. А ведь связь поколений осуществляется не только посредством родства между людьми

Она осуществляется с помощью памятников культуры, созданных нашими предками, поэтому важно заботиться об их сохранении

Книга И. Бусевой-Давыдовой «Каменное зодчество Древней Руси» проникнута добрыми чувствами к мастерам древности. Главными героями произведения по праву можно назвать древнерусские памятники архитектуры. Московский Кремль – главная достопримечательность столицы. У него многовековая история. Первоначально он был деревянным, но Дмитрий Донской еще, будучи пятнадцатилетним юношей, задумал перестроить его в камне. По его повелению было воздвигнуто множество церквей на Руси. Самых лучших зодчих подбирал он для строительства. Много секретов раскрывали мастера князю. Дело их требует мудрости. Знают они, что сделать, чтобы храм казался выше, больше, гармоничнее. Кроме этого, есть еще высшая мудрость, благодаря которой каждый завиток на здании наполнен смыслом. Восьмерка – это символ бесконечности. Резной поясок вокруг здания – оберег от беды. Западное окно должно быть круглое, как солнце. В каждой постройке древние мастера видели образ Вселенной. Дело деда продолжил внук Иван Васильевич, который всем знаком по прозвищу Грозный. Для возведения новых стен он пригласил лучших итальянских мастеров, которые должны были взвести русское по внешнему виду строение, используя итальянские технологии. Среди их учеников были псковские каменщики Барма и Постник. Мир древней архитектуры наполнен живыми людьми, их мечтами, проблемами, чувствами. Старинные постройки являются лицом городов, они придают им особый вид, на них едут смотреть туристы разных стран.

Имена Бармы и Постника появляются в романе А. М. Волкова «Зодчие». Они стали строителями храма Василия Блаженного в Москве. О тяжелом и одновременно радостном труде древних строителей идет речь в произведении. По мысли автора, храм – это не дворец, а скорее символ. Проект его был разработан иностранными архитекторами, но Барма и Постник внесли свои изменения. В окончательном варианте главный храм обрамляли восемь престолов, расположившихся по всем сторонам света. С большой любовью описывает Волков построенный храм. Барма к тому времени уже был глубоким стариком. С посторонней помощью поднялся он наверх, чтобы оттуда посмотреть на землю, и в его глазах появились слезы от обуявших его чувств. В душе зодчих бушевали радость, грусть, гордость, когда они смотрели на творение рук своих. Храму предстояло пережить творцов на долгие годы. Есть версия о том, что Иван Грозный был настолько доволен трудом зодчих, что пообещал внести их имена в летопись. В более поздних исторических документах действительно существует упоминание о них. За четыре века своей истории храм Василия Блаженного пережил несколько эпохальных событий. В 1812 году он был разграблен французами. В 1918 году он стал свидетелем Октябрьской революции, после которой был взят под охрану государства. В годы Великой Отечественной войны пережил налеты фашистских бомбардировщиков. Какая-то высшая сила оберегает его от разрушения. Храм Василия Блаженного до сих пор восхищает потомков древних зодчих своим величием и красотой. Трудно найти человека, который не знал бы об этом историческом и культурном памятнике.

Памятники культуры, созданные нашими предками, помогают ощутить атмосферу того времени. Мы не перестаем восхищаться мастерством архитекторов. Они дарят нам эстетическое удовольствие, трогают за душу.

Церковь Иоанна Златоуста

Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.

Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.

Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.

Ярославская церковь Ильи Пророка

Яркие зелёный купола, ажурная колокольня, белоснежные стены церкви, расположенной в центре города, с первого взгляда привлекает внимание. Решение о строительстве Православного храма, ставшего шедевром храмового зодчества на Руси, было принято Ярославом Мудрым одновременно с закладкой города

Современное каменное здание существует с 1650 года. Наружные стены церкви украшены орнаментом из резного кирпича, изразцами, полихромной росписью.

Интересный внутренний интерьер церкви состоит из огромного числа сюжетных изображений (клейм), орнаментов, бытовых сцен. Для его создания пригласили лучших мастеров, выполняющих фрески, иконописцев того времени.

Впервые в церквях города купол украшен изображением триединого бога, символизирующего «Отечество», а не Вседержителя. В храме находятся пять красивых иконостасов, моленные места царя, патриарха, привезённые из другой церкви. Церковь считают жемчужиной ярославской школы зодчества.

Знаменитый памятник христианской веры находится на Советской площади, 7, в центре города. Несколько улиц в виде лучей начинаются рядом с храмом. Приехать сюда можно на городском автобусном маршруте № 99, идущем с площади Ярославль — Главный.

Посетить храм можно с 10 до 18 часов ежедневно, кроме среды.

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.

Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

Церковь Михаила Архангела

Первое деревянное здание гарнизонной церкви было построено в 1215 году. Каменная церковь во имя покровителя военных архангела Михаила появилось в 1657 году. Многие внутренние украшения церкви из цветных изразцов, старинных фресок погибли во время очередного пожара.

Благодаря реставрационным работам часть из них восстановлена. Уцелевшая старинная икона архангела Михаила представляет большую ценность, она часто участвует в выставках Третьяковской галереи в Москве.

С 1994 года церковь стала действующей, после придания её вида, соответствующего XVII веку. В теплом храме проходят богослужения. Храмовые образа архангела Михаила, Богоматерей Владимирской, Смоленской, икона Антония Великого являются ценными реликвиями церкви.

Адрес: ул. Первомайская, д. 67.

Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери.

Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой.

Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Адрес: Большая Федоровская улица, 72.

Royal Hotel Spa & Wellness

Крытый бассейн, фитнес-центр и сауна

9,0
Хорошона основании 1 956 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Cosmos Yaroslavl Hotel

В ресторане готовят блюда баварской кухни

8,6
Хорошона основании 1 806 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Алеша Попович Двор

В воскресенье в ресторане проводятся джазовые концерты

8,7
Хорошона основании 2 526 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Любим

Работает ресторан европейской и русской кухонь

8,2
Хорошона основании 2 896 отзывов

Забронировано сегодня 6 раз

Показать цены

Владимирская церковь

Гордеевская усадьба была собственностью Строгановых до 18 века. Впоследствии, особенно с начала 19 века, в этом месте любили селиться богатые купцы. Располагала к этому непосредственная близость к железнодорожной ветви, к речному грузовому порту и к комплексу Нижегородской ярмарки. 

Еще в начале 20 столетия все богослужения этого разрастающегося торгово-промышленного района проходили в Смоленском храме, который был уже не в состоянии вмещать всех приходских верующих.

Канавино в конце 19 века

В связи с насущной потребностью в этом районе вырастает новый трехпрестольный, четырехстопный, крестово-купольный, очень габаритный 56-метровый храм, по высоте ниже только Собора А.Невского. Автором этого архитектурного сооружения был питерский зодчий Д.Федоров

Владимирская церковь Нижнего Новгорода

Он украсил храм очень выразительными подковообразными закомарами в стиле модерн, что придало церкви яркую выразительность и торжественность. В Нижнем Новгороде в подобном стиле не выполнен более ни один из храмов.

Закомара в оформлении Владимирской церкви

Построена Владимирская церковь рядом со строгановской Смоленской, а названа по наименованию одного из ее пределов – Владимирской. Сразу же обе эти церкви, являющиеся сегодня исторической достопримечательностью города, были объединены в единый Смоленско-Владимирский приход.

Удивительное архитектурное оформление сделало Владимирскую церковь неповторимой и нарядной. Здесь присутствует и фасадное горизонтальное деление, и оформление первого яруса арочными оконными проемами, украшенными рустованными наличниками, и выступающие арки широкого карнизного пояса, и множество ниш верхней части восточного фасада и т.д. и т.п.

Владимирская церковь. Декоративные фрагменты

Внутри церковь также была грандиозной, богатой, теплой и с любовью оформленной. На колокольне находились колокола разнотонового звучания, что делало колокольный звон очень музыкальным и гармоничным. 

При церкви существовал великолепный хор, в исполнении которого звучала духовная музыка Чайковского и Рахманинова, Гречанинова и Бортянского. А с 1908 года при храме работало первое Общество трезвости в районе!

Храм Николы Мокрого

В ансамбль типичного посадского храма входят холодная пятиглавая церковь и тёплый одноглавый храм, возведённый во имя иконы Тихвинской Богоматери в 1686 году. Стены церквей были украшены полихромными изразцами, ажурными наличниками, разноцветной керамикой. Лучше всего сохранился южный притвор. Таких украшений ни в одном храме города нет.

Над оформлением внутреннего интерьера работали местные мастера, используя интересные приёмы клеевой техники живописи, известной под названием Николо мокринская роспись. Памятником прикладного декоративного искусства считается кованая решётка паперти, выполненная в XVII столетии. Открыт храм после передачи верующим в 1992 году. Сейчас в нём проходят праздничные богослужения.

Находится храм по адресу ул. Чайковского (прежнее название Любимская),1.

Основатель собора – Григорий Строганов

Богатый купеческий город Нижний Новгород привлек внимание русского предпринимателя, купца Григория Дмитриевича Строганова. Владелец 200 деревень и 15 тысяч крепостных крестьян, выгодно торговавший здесь солью, открыл в городе контору и рядом на горе занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова

Красно-белый силуэт храма выделялся на фоне зеленого волжского откоса, а рядом возвышались каменные палаты солепромышленника и политического деятеля, представителя дворянского рода Строгановых – Григория Дмитриевича.

Церковь Богоявления

Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески.

Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.

Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых.

Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.

Сохраненные фрески, Андрей и Валерия

История строительства Смоленского храма

Строительство Смоленской церкви тесно связано с именем известного в России предпринимателя и землевладельца Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Большие богатства приносила Строганову соль, которую по Волге привозили в город. Вдоль волжского берега Строганов владел богатыми каменными дворами. Однако, свою семью он поселил в тихой Гордеевке. Этот район был удален от портовой суеты и шума посадского торга.

Смоленско-Владимирский приход с высоты птичьего полёта

В конце XVII века солепромышленник приступил с строительству в городе сразу двух храмов – Рождественской и Смоленской церквей. Это было время, когда в моду входил пришедший из Европы пышный стиль барокко. А Строганов хорошо чувствовал и понимал новые веяния. Он был прекрасно образованным человеком и выписывал из-за границы специальные издания, касающиеся архитектуры.

На сегодняшний день в России осталось всего четыре храма, выстроенных в традициях строгановского барокко. Все они уникальны и объявлены памятниками федерального уровня. Постройки, которые спонсировал Строганов, отличает высокая надежность конструкций, особая тщательность декора и безукоризненное выполнение всех видов работ. Строганов всегда использовал труд самых квалифицированных каменщиков, плотников и кузнецов.

Смоленский храм начали строить в 1680-е годы. И ему предназначено было стать домовой церковью семьи Григория Строганова. В 1690-е годы готовую и отделанную церковь освятили. Вначале – придел, а чуть позже и главный престол.

Как это было принято в домовых храмах, внутренние помещения Смоленской церкви сделали небольшими, ведь богослужения здесь проводили только для членов строгановской семьи и тех, кто жил в усадьбе. Церковное здание построили на совесть. Оно имело толстые полутораметровые стены. А изысканный внешний и внутренний декор на долгое время сделали этот храм одним из самых красивых в городе.

Слева направо: Смоленская церковь, Владимирская церковь

Григорий Строганов был наделен многими талантами, в том числе, он обладал хорошим музыкальным вкусом. Об этом свидетельствует тот факт, что царь Петр I просил солепромышленника присылать в столицу певчих, которые пели в его нижегородском домовом храме.

В начале XVIII века произошли серьезные перемены. Указ Петра I ввел монополию государства на перевозку и торговлю солью. В связи с этим Григорий Строганов потерял экономический интерес к своим нижегородским владениям, и его семья переехала жить в Москву. Так с 1705 года Смоленская церковь превратилась из домовой в приходскую.

Владимирская церковь

Строительство

Нижегородское купечество решило выстроить храм в честь Спасителя недалеко от городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств, в Комиссию по сбору средств вошли наиболее состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

года Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский, заложил первый камень в основание церкви. Храм был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы в память уже не только о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося года.

Надзирал за строительством академик архитектуры В. П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню храма поднят последний большой колокол, а 12 октября епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, освятил церковь.

В официальном Отчете Строительного Комитета за 1904 год говорится о том, что неизвестным нижегородцем в 1902 году был пожертвован колокол весом в 54 пуда, а все остальные колокола отливались в Ярославле. Согласно описи церковного имущества на колокольне храма до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн.

В 1912 году была завершена роспись храма. Живописные росписи выполнены по картонам работ русских художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Г. И. Семирадского («Христос у Марфы и Марии»), Ф. А. Бронникова, Н. И. Кошелева, А. Т. Маркова для храма Христа Спасителя в Москве и Киевского Владимирского Собора. Орнаменты выполнены в византийском стиле по эскизам академика А. М. Кочетова. Художественные работы проводились нижегородскими мастерами под руководством А. О. Карелина.

Это интересно: Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Улица Ленина

Улица Ленина – одна из старейших улиц Арзамаса, в ее состав вошли бывшие улицы Рождественская и Ново-Московская. Начинается улица Ленина в селе Выездное, проходит через центр Арзамаса и заканчивается в селе Кирилловка.

Автостанция Арзамас

На улице Ленина прямо напротив Спасо-Преображенского монастыря расположена Арзамасская автостанция. Выглядит всё это дело так себе. В планах администрации переносить автостанцию в другое место, а тут делать пешеходную зону.

На самом деле круто, если весь исторический центр Арзамаса полностью отдадут пешеходам. Сейчас быть пешеходом в Арзамасе очень тяжко, вместо того, чтобы гулять, селфиться и наслаждать видами старого города, приходится постоянно варьировать между проезжающими машинами и автобусами и глотать пыль из-под колес.

На парковке между автостанцией и площадью Старогородского какое-то неведомое скопление мусора.

Слева к автостанции примыкает церковь Владимирской иконы Божией Матери 1802 года постройки. Ее соорудили на средства прихожан, занимавшихся выделкой меха. Меховщики хранили в подвалах собора сырье и готовые изделия.

Церковь Рождества Христова и Смоленская церковь

Если вы являетесь любителем церковной архитектуры, вам однозначно стоит прогуляться по улице Ленина до церквей Рождества Христова и Смоленской.

Церковь Рождества Христова (белая) 1852 года относится к самым поздним церквям Арзамаса. Теплая церковь представляет собой образец храма периода эклектики, выполненного в русско–византийском стиле.

Холодная Смоленская церковь (голубая) была построена несколько раньше – в 1792-1797 гг. В советское время была практически полностью разобрана.

Дома на улице Ленина

Что еще можно увидеть на улице Ленина? Без сомнения, улица Ленина могла бы похвастаться красивой застройкой с деревянной резьбой, или классическими каменными колоннами, если бы все эти дома не находились в таком ужасном состоянии.
Ух ты, какие красивые резные деревянные ворота! Если кто-то захочет посмотреть поближе, вот адрес: ул. Ленина, 34.

Очень много заброшенных и сгоревших домов.

Этот дом стоит в таком состоянии с 2016 года точно.

Русские реалии суровы и беспощадны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: