Церкви и храмы ярославля

Сормовский собор в Нижнем Новгороде в центре Сормова

Сормовский собор или Спасо-Преображенский собор — православный храм и известная достопримечательность в центре Сормова.

Сормовский собор

История строительства Сормовского собора

Спасо-Преображенский собор было решено возвести в конце XIX века, так как близлежащие храмы не вмещали всех желающих верующих.

8 сентября 1900 года состоялась торжественная закладка фундаментов храма в русско-византийском стиле.

27 ноября 1905 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий совершил освящение главного престола в честь Преображения Господня. Позднее были освящены и два боковых придела: в честь Казанской иконы Божией матери и святителя Николая, Мирликийского чудотворца.

В самом начале XX века храм уже принимал верующих, которых в храме одновременно могло находиться свыше 2000 человек. Внешний вид храм был украшен шестиярусным резным иконостасом, который завершался кованым крестом.

Собор в советское время

Сормовский собор среди застройки

К сожалению, в первые годы существования СССР Спасо-Преображенский собор также сильно пострадал. В 1927 была разрушена соборская звонница, несколько годами позже рабочие разобрали металлическую кровлю. В 1934 году в соборе разместили детский дом культуры, позже отдали собор под пищевой склад. Только в конце XX столетия собор вернули церкви и начались работы по реставрации.

Сегодня Сормовский Спасо-Преображенский собор является красивейшей достопримечательностью Нижнего Новгорода и памятником зодчества начала XX века.

Архитектор — Малиновский Павел Петрович. Годы строительства — 1900-1905 годы.

Престолы и приделы

Сормовский Спасо-Преображенский собор имеет престолы:

  • главный престол — в честь Преображения Господня
  • придел в честь Казанской иконы Божией матери
  • придел в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор является памятником архитектуры регионального значения и украшением центра Сормова. При нём работают воскресная школа и православный лекторий, ведутся службы.

  • Нижний Новгород
  • Сормово

Объекты рядом

Памятник метеору 786 метров.

Здание гостиницы «Сормовская» 218 метров.

Памятник Ростиславу Алексееву в Нижнем Новгороде 344 метра.

Памятник паровозу в Сормове 991 метр.

Сормовский парк 930 метров.

Зоопарк «Мадагаскар» 1001 метр.

Заводское железнодорожное депо в Сормове 547 метров.

Кинотеатр Буревестник в Сормове 661 метр.

Река Левинка 324 метра.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря

Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.

Часовня Трифона

Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.

Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.

В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню — красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.

Богоявленская башня

За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.

В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.

Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма — Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.

Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.

Михайловская башня

Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».

Фото и описание

Спасо-Преображенский собор находится на территории Переславского кремля. Он был заложен в 1152 году Юрием Владимировичем Долгоруким, а достроен был в 1157 году при его сыне – Андрее Юрьевиче Боголюбском.

Храм – одноглавый, крестовокупольный, трёхапсидный, четырёхстолпный. Он является самым ранним из белокаменных памятников архитектуры Северо-Восточной Руси (как и Борисоглебская церковь в селе Кидекша Суздальского района Владимирской области).Стены Спасо-Преображенского собора выполнены в полубутовой технике из великолепно отесанных и положенных практически насухо белокаменных блоков. Толщина стен составляет 1 м -1 м 30 см. В древности высота храма равнялась примерно 22 м.

Фундамент здания – ленточный, то есть проходящий от стен к столпам, для своего времени – уже архаичный. Он был сложен из огромного камня на извести. Глубина составляет 1,2 м, доведен до пласта плотной глины. Фундамент – шире стен, с севера он выступает на 1 м, с востока – на 1,5 м. До глубины 80 см опускается отвесно, а потом сужается. Храм по сравнению с домонгольским периодом «врос в землю» почти на 90 см, ниже отлива проходят ещё 2 ряда кладки цоколя из камня.

Декор собора отличается строгостью. Барабан украшает поребрик и городчатый пояс. Верхняя часть апсид декорирована аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.А.Г. Чиняков, занимавшийся исследованием и реставрацией собора в 40-х годах XX века, предполагал, что барабан венчался цепочкой резных арочек, схожих с завершениями барабанов Успенского собора из Владимира.

Никаких каменных папертей и других пристроек к храму не сохранилось, никаких их следов археологические обследования не открыли. Скорее всего, к заложенному в наши дни входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены храма была присоединена не каменная, а деревянная лестничная башня.

В ходе раскопок в соборе в конце 1930-х годов были найдены напольные майоликовые плитки зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Более нарядные бело-голубые плитки, вероятнее всего, украшали хоры.

Во второй половине XII столетия Спасо-Преображенский собор был украшен фресками. Композиции «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» в 1862 году были обнаружены краеведом и архитектором Н.А. Артлебеном.В ходе реставрационных работ 1893-1894 годов старинные фрески сняли мелкими кусками, уложили в ящики и в беспорядке укрыли в холодном сарае. Спустя год, Археологическая комиссия признала, что фрески не заслуживают дальнейшего сохранения. Уцелевший фрагмент росписей – поясное изображение апостола Симона – в настоящее время хранится в московском Историческом музее. Фрески XIX века, не представлявшие значительной художественной ценности, были счищены. Ныне внутри храма – белые стены.Здесь находилась икона «Преображение» (начало XV века), выполненная Феофаном Греком. Сейчас – в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор является единственным из пяти первых белокаменных церквей Северо-Восточной Руси дошедшим до нас практически в полной сохранности.Здесь прошли обряд крещения многие переславские князья, включая, вероятно, Александра Невского, родившегося в Переславле в 1220 году.

В XIII—XIV столетиях собор был усыпальницей местных удельных князей. Здесь были погребены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году во время раскопок во главе с Н.Н. Ворониным была найдена редкая украшенная треугольно-выемчатым узором крышка саркофага с места погребения Ивана Дмитриевича.

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

История реставрации фресок Феофана Грека

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Н. П. Сычева. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта — Л. М. Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVI—XVII вв. Раскопки в алтаре проводил М. К. Каргер. В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Бетхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая архитектурная достопримечательность и главная жемчужина Ярославля. Дата основания монастыря – 1216 год. В древности это был мужской монастырь, который входил в систему оборонительных укреплений города. Он входит в число шестнадцати крупнейших монастырей Руси. Долгое время Спасо-Преображенский монастырь был духовным, культурным и экономическим центром Ярославля, что сыграло немаловажную роль в истории города.

В настоящее время на территории монастыря расположен Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Именно здесь в конце XVIII века был найден единственный сохранившийся список «Слова о полку Игореве», которому в музее посвящена отдельная экспозиция. В этом отделе музея вы можете примерить боярские одежды и сфотографироваться в них на память. Есть женские, мужские и даже детские наряды. Много интересного вам поведают и другие музейные экспозиции: «История Ярославского края», «Природа Ярославского края», «Сокровища Ярославля» и «Иконы Ярославля XVI-XVIII веков». Экспозиция богатая и многопрофильная. Каждый найдет для себя что-то интересное.

Любителям старины будет интересно узнать историю монастыря и увидеть его архитектурные достопримечательности. В первую очередь, конечно, стоит осмотреть Спасо-Преображенский собор – древнейшее сооружение Ярославля, дошедшее до наших дней. Собор построен в 1506-1516 годах на фундаменте стоявшего здесь ранее собора. Строили его московские мастера, направленные в Ярославль царем Василием третьим. Отсюда и сходство собора с Благовещенским и Архангельским храмами Московского Кремля. Позднее (1562-1563 гг.) храм был украшен фресками, а местные художники создали большой иконостас. Подобные фрески, сохранившиеся с эпохи Ивана Грозного, в России только в двух храмах: в Спасо-Преображенском соборе и в Успенском соборе Свияжского Успенского монастыря. Они являются древнейшим памятником стенописи. От соборного иконостаса сохранился храмовый образ, три иконы нижнего ряда и тринадцать икон деисусного чина. В подклете храма – усыпальница удельных князей и их потомков.

Одновременно со Спасо-Преображенским собором в 1516 году была возведена первая каменная башня монастырской стены – Святые ворота. Святые ворота служили парадным въездом в монастырь и были самой мощной каменной крепостной башней с дозорной вышкой наверху. Так же в начале XVI века была построена Трапезная палата с Крестовой церковью. По внутренней композиции она напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Крестовая церковь «лишилась» своего купола, и используется как музейное помещение. А вот Трапезная палата является частью комплекса, состоящего из трех построек: самой палаты, церкви Рождества (XVI век) и настоятельского корпуса (XVII век). Обязательно посмотрите кельи, в которых в XVII столетии жили монахи.

Особого внимания заслуживает удивительной красоты звонница XVI-XIX веков. Она была возведена в XVI веке с восточной стороны монастырской площади. В нижней ее части размещалась церковь со своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. С собором звонница соединялась высокой двухъярусной галереей, примыкавшей с северной стороны. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный монастырский двор. А верх ее венчали два огромных каменных шатра. Сейчас там висят колокола, но арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Со звонницы открывается красивый вид на город.

История Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор (Рыбинск) дважды упоминал в летописях своего градостроения. Первый раз при строительстве в XVII веке, второй – в XIX. Каменный храм за два века сильно обветшал, размеры его уже не соответствовали численности прихожан. Руководство города приняло решение построить новое здание.

Спор о месте строительства затянулся на 20 лет. В конце XVII века уже была выстроена колокольня, с западной стороны которой расположился Красный гостиный двор, с восточной – стояло разрушающееся здание старого прихода. Возведение собора влекло за собой снос церковного строения, либо уничтожение гостиного двора.

Спасо-Преображенский собор (Рыбинск) в 1830-х гг. Рисунок братьев Чернецовых.

14 июля 1838 года, отслужив последнюю литургию, ветхое строение было разобрано, на его месте началось возведение нового храма. Архитектором проекта стал господин А.Мельников. Строительство финансировало местное купечество. В 1845 году было завершено строительство и наружная отделка здания, а еще через 6 лет его внутреннее убранство.

Здания храма и колокольни были объединены между собой трапезной, что позволило воспринимать постройку единым архитектурным ансамблем. Освящение и открытие произошло 29 июня 1851 года. Здесь принимали присягу главы города, причащались солдаты, идущие на войну. 1919 год знаменателен в истории собора – ему был присвоен титул кафедрального.

После революции храм был закрыт и подлежал сносу. Служители распущены, имущество национализировано, ценности реквизированы. Со звонницы сняли колокола.

Великая Отечественная война не позволила осуществить разрушительные планы, но главы успели разобрать. Здание стали приводить в порядок только в 60-ы годы прошлого столетия. Установили пятиглавие на соборе, реконструировали звонницу со шпилем и часами. В 1996 году собор был возвращен церкви, в начале нового тысячелетия проведены реставрационные работы.

Храм представляет собой огромное здание в форме куба. С четырех сторон имеются портики с колоннами, что придает зданию вид креста. Пять куполов на возвышенностях венчают собор: четыре по углам и пятый в середине.

За счет высоты купольных барабанов, здание вытянуто вверх и не смотрится громоздким. Храм и пяти ярусная колокольня, которая старше собора на 50 лет, представляют собой уникальный исторический комплекс.

Из истории

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

Как доехать

Собор расположен на ул. Колотилова, 44.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская, Бубнова и Арсения. Затем повернуть налево на ул. Колотилова, на которой и находится собор. Он стоит неподалеку от пересечения улиц Колотилова и Пролетарской.

Интерьер Преображенского собора

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до собора можно подъехать на автобусах № 12, 13, 32, 115, 116, 121, 150, троллейбусе № 1 и маршрутных автобусах № 24, 150 (остановка «Преображенский собор»).

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 4.00

← ИВАНОВО ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.

Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

История храма Николы Мокрого

В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.

Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.

Фрагмент Храма

В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.

Фрагмент колокольни со слуховыми окошками

Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи — они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.

На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.

По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна. 

Керамические изразцовые наличники апсидных окон

Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.

Изразцовые фрагменты фасадного декора Храма

Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.

Керамический декор Храма

В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.

Церковь Николы Мокрого в конце 19 века

Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.

Декор куполов

Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.

Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

  • Постоянные экспозиции;
  • Временные выставки;
  • Актуальные мероприятия.

УНИКАЛЬНАЯ ОГРАДА

На месте главный свидетель «военного» прошлого собора — уникальная ограда вокруг храма. Она изготовлена из стволов пушек, вывезенных из турецких крепостей после победы русского оружия в войне 1828–1829 годов. На некоторых орудиях еще удается прочитать полученные при отливке имена: например, «Священный полумесяц», «Гром извергающий», но сами они перевернуты жерлами вниз и скреплены цепями в знак того, что больше никогда не будут стрелять. Сверху на неприятельских пушках, символизируя победу, восседают российские двуглавые орлы с царскими коронами. Правда, они были сняты в 1920–1940-х годах, но к сегодняшнему дню восстановлены.

Успенский собор на стрелке в Ярославле (на территории ярославского кремля)

Ярославль. Успенский собор на стрелке

Ну вот мы подходим к концу Волжской набережной. Заглянем же на территория бывшего ярославского кремля.

Здесь стоит новый Успенский собор. В 2010 года, в третий день празднования тысячелетия Ярославля, его осветили и открыли для посещения. Собор был воссоздан по новому «авторскому» проекту. Храм украшает фотографии практически всех туристов, но при этом отмечен далеко не во всех путеводителях по Ярославлю.

Конечно, историческое значение прежнего собора сложно переоценить. Это был первый каменный храм Ярославля, его начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории кремля. Собор стоял на стрелке Волги и Которосли с 1215 до полного разрушения в 1937 г. Дважды перестраивался — в начале XVI в. и в середине XVII в.

Вечный огонь

За собором на площади Челюскинцев расположен памятник-монумент «Вечный огонь», установленный в 1968 г., в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Великой Отечественной войны.

Памятник «Троица Ветхозаветная» в Ярославле

Памятник «Троица» Ветхозаветная около Успенского собора

Перед собором — скульптурная композиция «Троица Ветхозаветная» (1995 г., авторы — И. Трейвус, Н. Мухин, Е. Пасхина). Памятник представляет из себя светское изображение Триединого Бога, явившегося к Аврааму в виде трех ангелов. Установлен на месте алтаря взорванного в 1937 г. кафедрального Успенского собора. Непосвященные люди называют этот памятник по-разному «Три женщины», «Три девицы под окном».

7.Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Говоря о строительстве храма, нельзя не упомянуть сказание, в котором рассказывается история его возникновения. Иоанн Плешаков, обычный горожанин, заболел, и во сне ему явились несколько мужей. Они повелели ему явиться в Кострому к иконе Федоровской Божьей Матери и заказать с нее список. Так же велено было ему возвести храм. Его строительство и было начато в 1683 году. Изготовление списка было возложено на иконописца Гурия Никитина. Земля же под церковь была предоставлена Иваном Денисовским, так как она находилась в его собственности. Этот храм поистине можно назвать народным : в его строительстве принимали участия почти все горожане, от простых людей до купцов. Строительство его было окончено в 1687 году. Примечательно, что храм не был закрыт даже в советское время. Почти все внутреннее его убранство практически полностью сохранилось до наших дней.

Спасо-Преображенский монастырь XX в.

Во время боев Ярославского восстания 1918 года монастырь был сильно поврежден. В 1920-х годах были ликвидированы последствия этих разрушений и разобрана основная часть поздних пристроек. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году. На территории монастыря размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. Здесь находились учебные заведения, военкомат. В 1950-1960-е гг. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: