Собор Василия Блаженного
Дата постройки: 1561 год
Где находится: Москва, Красная площадь.
Как используется в настоящее время: филиал Государственного исторического музея, иногда проводятся богослужения.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный, как храм Василия Блаженного на Красной площади является самым известным архитектурным памятником русского зодчества и символом России и Москвы. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм был построен возле Кремлевской стены по велению Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Девять церквей и колокольня на едином основании – высоком подклете из белого камня, соединены галереями и имеют вид общего храма. Центральная столпообразная церковь, увенчанная шатром, названа в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она и дала название всему храму. Позднее была пристроена зимняя церковь — над могилой популярного юродивого Василия Блаженного. Его имя и перешло на весь церковный комплекс.
Собор эпохи Ивана Грозного в калужском селе
1 / 6
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1898 годГосударственная публичная историческая библиотека России
2 / 6
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1941 год«Соборы.ру»
3 / 6
Вид собора с юга. 1969 год «Архнадзор»
4 / 6
Северо-восточная часть собора. 1960-е годы «Архнадзор»
5 / 6
Южный фасад собора. Вариант проекта реставрации 1991 года «Архнадзор»
6 / 6
Проект главы и постамента собора. Вид и разрез. 1991 год «Архнадзор»
Успенский собор бывшего города Перемышля (теперь тут село) — памятник, уникальный для провинции XVI века — и масштабом, и хитростью внутреннего устройства. Исследовавший собор реставратор Юрий Мосунов писал: «Первоначально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую структуру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного».
Пятиглавый собор с трех сторон был окружен открытыми галереями. Под храмом находился подклетный Подклет — нижний этаж храма. этаж, а еще ниже — подвалы, где были кладовые. Внутристенная лестница вела на хоры с двумя особыми палатами, предназначавшимися для молитвы. Над апсидой находился тайник, основание центральной главы было решено в виде маленького храма, стоящего на сводах, и так далее. Исследователи отмечали странное сочетание сложности замысла и простоты фасадов, архаики и модных конструктивных приемов: судя по всему, заказ князя выполнял «опытный зодчий, ментально принадлежащий ушедшей эпохе». А может быть, напускная архаика является знаком опричнины, уважавшей строгость старых канонов: в 1562 году Иван Грозный отобрал Перемышль у героя взятия Казани, опального Михаила Воротынского, взяв город «на себя», то есть в свое опричное владение, но через четыре года простил князя и вернул ему вотчину.
1 / 8
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2016 год Ducat 606 / Google maps
2 / 8
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2011 год Лобготт Пипзам / CC BY-SA 4.0
3 / 8
Внутри собора gorod.kaluga.ru
4 / 8
Фрагмент пилона и северного фасада в интерьере основного объема собора gorod.kaluga.ru
5 / 8
Внутри трапезной Wikimapia
6 / 8
Фрагмент интерьера подклета трапезной Wikimapia
7 / 8
Фрагмент фасада трапезной gorod.kaluga.ru
8 / 8
Внутри собора Wikimapia
В 1969 году был подготовлен проект срочных работ на аварийном памятнике, но едва работы начались, рухнули своды. С 1972 года собор лежит в руинах, и с тех пор не принималось никаких попыток консервации трех сохранившихся стен, расколотых трещинами на отдельные сегменты. В 2016 году стало известно о начале восстановления храма, однако дело ограничилось молебном и водружением креста на колокольню.
Среди других пропадающих памятников XVI столетия (а сохранившиеся постройки этого времени редки для России) — разрушенные в войну и с тех пор позабытые Предтеченская церковь в селе Каменные Поляны, которое уже не существует, на окраине Ленинградской области и Ильинская в Конёчках, всего в 8 км от Пскова.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Дата постройки: 1907 год
Где находится: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2А.
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге построен на месте смертельного ранения Александра II. Именно здесь народовольцы дважды бросили бомбу в императора в 1881 году. Первая бомба не достигла своей цели, но убила и ранила случайных прохожих и казаков, сопровождающих государя, вторая — смертельно ранила. Александра отвезли в Зимний дворец, где он и скончался от потери крови спустя несколько часов.
Храм Спаса на Крови построен по указу Александра III — сына убитого, в подчеркнуто древнерусском стиле, ведь он в отличие от Петра I ненавидел все западное. Храм-памятник с расписными куполами, схожий с храмом Василия Блаженного, возвышается в центре города посреди строений в стиле классицизма. Несмотря на внешнюю красоту Спаса на Крови, внутри он еще ослепительнее — его стены украшают мозаичные панно, созданные по рисункам известных художников (Васнецова, Нестерова).
Армянские церкви
В Ростове-на-Дону по данным на 2010 год примерно 3,4% населения составляли армяне. Этот народ живет здесь давно, поэтому построил свои церкви и соборы.
Церковь Святого Карапета
Находится на территории Армянского кладбища, рядом с его восточной оградой. Была заложена еще в 1875, в 1881 получила освящение. В архитектуре сочетаются базиликальная и крестово-купольная традиции. Исконно армянскими деталями выступают изящные резные элементы из камня.
Сурб Хач — церковь Святого Креста
Ее создателями были армянские переселенцы из Крыма, которые и заложили в 18 веке церковку в честь одноименного крымского монастыря. Только она и сохранилась, когда-то тут был монастырь. Сейчас рядом разросся северный жилой массив, но все-таки классическая церковь идеально вписана в пейзаж: расположена на берегу водохранилища, в парке с родником.
Сурб-Арутюн — церковь Святого Воскресенья
Заново отстроена на месте разрушенного кафедрального собора в 2011 году на площади Л. Толстого. Сохраняет яркие традиции армянских религиозно-культовых сооружений: мрамор, искусная резьба по дереву.
Крестьянская классика Зауралья
1 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Першинском Курганской области. 1924 год«Зауральская генеалогия» / kurgangen.ru
2 / 10
Вход в верхнюю церковь. 1924 год«Соборы.ру»
3 / 10
Нижний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»
4 / 10
Верхний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»
5 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
6 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
7 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
8 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
9 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
10 / 10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии
Великолепные храмы строились не только в дворянских усадьбах. В некоторых регионах, например в Зауралье, крестьяне имели возможность миром скидываться на постройку первостатейных памятников. Покровская церковь, построенная в 1816–1873 годах по проекту губернского архитектора Васильева в селе Першинском Курганской области, с ее сложным объемом, пятиярусной колокольней, круглой лестничной ротондой при колокольне, оградой с павильоном и воротами классической архитектуры кажется монастырским или соборным комплексом. Деньги на строительство самоотверженно собирали крестьяне четырех окрестных деревень. Сегодня церковь ничья, кровля наполовину утрачена, кирпичная кладка в местах осыпания штукатурки в зауральском климате разрушается быстро.
Курганская область имеет положительный опыт реставрации другого крупного и сложного храма, недавно находившегося в подобном состоянии. Украинско-барочная Трёхсвятительская церковь в селе Карачельском (1771) была отреставрирована в 2015 году в рамках федеральной программы «Культура России».
Русский классицизм в тверском бездорожье
1 / 5
Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области
Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год
Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»
2 / 5
Восточный фасад церкви BankGorodov.RU
3 / 5
Восточная сторона основного объема церкви BankGorodov.RU
4 / 5
Колоннада церкви BankGorodov.RU
5 / 5
Колокольня BankGorodov.RU
Тему усадебных церквей, строившихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимирская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.
В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.
Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.
спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ
Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область
Пять историй с видео и музыкой
Церковь Петра и Павла
Двухэтажная каменная церковь строилась на средства богатого владельца мануфактуры И. М. Затрапезнова. Родовая усыпальница раньше находилась в этой церкви. Благодаря заботе прихожан восстановлена могильная плита, ежегодно проводится крестный ход вокруг бывшей площади, занимаемой мануфактурой, отмечается престольный праздник апостолов Петра, Павла.
Сейчас это место называется Петропавловским парком. В XVIII веке рядом с церковью находились пять интересных прудов, имеющих конкретное предназначение.
Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Петербурга стиля барокко. Достопримечательностями церкви считаются икона из слоновой кости « Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I Затрапезному), серебряный крест с жемчугом и частицей мощей Антония Римлянина, считающегося Чудотворцем Новгорода. Церковь украшали колокола, часы.
Сейчас в храме звучат молитвы, проходят богослужения.
Церковь Покрова на Нерли
Архитектурный стиль: русский стиль
Дата постройки: 1158 год (1165 год)
Где находится: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово.
Как используется в настоящее время: действующий храм и музейная экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Самый поэтичный храм России расположен посреди заливных лугов, на берегу реки Нерль, неподалеку от места, где она впадает в Клязьму. Белоснежной свечкой возвышается церковь Покрова над пространством, отражаясь в реке, во время заката окрашивается в нежно-розовый свет. Ее часто называют лебедь-храм.
Белокаменная церковь Покрова на Нерли была построена на рукотворном холме князем Андреем Боголюбским, рядом со своей резиденцией Боголюбово. Является одним из немногих памятников домонгольского периода, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Дмитрия Солунского
Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.
В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.
Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.
Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».
Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
Авторы: Лоренц фон Фикин, Андрей Шульц, Иван Афанасьев Зимин
Архитектурный стиль: голицынское барокко
Дата постройки: 1722 год
Где находится: Московская область, городской округ Серпухов, деревня Подмоклово.
Как используется в настоящее время: действующая церковь
Еще одна необычная церковь для России — церковь Рождества Богородицы в селе Подмоклово выполнена в итальянском стиле — в виде ротонды. Храм украшает шестнадцатипролетная аркада, с установленными на ней статуями апостолов и евангелистов.
Храм в подмосковном селе Подмоклово на берегу реки Оки был построен князем Григорием Долгоруким, женатым на двоюродной сестре князя Голицына, построившим Знаменскую церковь в Дубровицах. Мотивы Знаменской церкви можно найти в храме-ротонде.
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий монастырь – православный мужской монастырь, действующий, адрес: район Прилуки.
Спасо-Прилуцкий мужской монастырь относится к крупнейшим и влиятельнейшим монастырям Русского Севера. Основал монастырь ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского – Дмитрий Прилуцкий в 1371 году. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.
Долго время монастырь использовался и как место отшельничества, и как место молитвы, и даже как тюрьма. В 1993 году поселение, выросшее вокруг монастыря, вошло в состав Вологды.
Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико. Здесь сконцентрированы основные архитектурные памятники вологодских построек сразу за три столетия: с XVI по XVIII век включительно.
Первые каменные постройки на территории Спасо-Прилуцкого монастыря относятся к XVI веку, это Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения. В XVII веке были возведены каменные стены, сторожевые башни, колокольня и хозяйственные постройки.
Церковь Вознесения Господня
История возведения храма тесно связана с утверждением ярославского прихода. Существует «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в 1679 году в стиле барокко по дороге на Углич.
Сейчас здесь проходит главная улица Ярославля. С 2010 года строения переданы православной церкви России, в них выполнены реставрационные работы, в том числе полностью восстановлены старинные купола церкви, открытые галереи.
Новый облик церкви создается по её виду в XVII веке. Появившиеся в XIX столетии шатры в форме колоколов, не восстанавливаются. Фрески Сретенской теплой церкви (осталась только трапезная), выполненные в XVIII столетии, хорошо сохранились и составляют уникальное внутреннее убранство церкви. К церковным реликвиям относятся серебряные кресты с мощами святых, частью камня Гроба Господня.
Адрес: ул. Лермонтова, 28 а.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.
Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.
Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.
Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.
Храм Покрова Богородицы на Торгу
Церковь Покрова Богородицы на Торгу – православный храм, действующий, адрес: Торговая площадь, 8.
Церковь Покрова на Торгу была построена в 1778 — 1780 гг. на месте более древней деревянной церкви Иоакима и Анны, которая находилась внутри территории Вологодского кремля и являлась домовой церковью царя Ивана Грозного. Топоним «на Торгу» вошёл в употребление в связи с находившейся рядом обширной торговой площади, которая являлась центром торговли города.
Покровская церковь выполнена традициях древнерусского зодчества: простая кубическая форма с одной главой, низкая трапезная с двумя главками и невысокая шатровая колокольня. Во второй половине XIX в. церковь украсили массивным крыльцом в псевдорусском стиле. Хотя церковь и была закрыта в советское время, она дошла до наших дней без каких-либо существенных повреждений и перестроек.
Запоздалое узорочье в Ивановской области
1 / 6
Колокольня и церковь Воскресения Христова в селе Воскресенском Лежневского района Ивановской области. 2003 год Побединский В. С. / «Храмы России»
2 / 6
Церковь Воскресения Христова. 1903 год«Соборы.ру»
3 / 6
Церковь Воскресения Христова. 2016 год / CC BY-SA 4.0
4 / 6
Церковь Воскресения Христова и церковь Святого Николая (на переднем плане справа). 2018 год «Яндекс.Карты»
5 / 6
Наличники второго света на южном фасаде церкви. 2008 год Architeuthis / «Соборы.ру»
6 / 6
Церковь Воскресения Христова. 2010 год Андреева Ирина / «Соборы.ру»
Семнадцатое столетие может быть представлено постройкой, по факту относящейся к петровскому времени, но, как это бывало в провинции, выстроенной в лучших традициях прежней эпохи. Строительство церкви в селе Воскресенском (вотчина князей Прозоровских) Ивановской области началось в 1713 году. Храм имеет замечательный узорочный декор из тесаного кирпича и огромную двухэтажную трапезную, напоминающую богатые московские палаты. Пятиглавие уничтожили в конце 1930-х, остальной объем порос деревьями и заметно разрушен. У прихода пока хватило сил лишь на восстановление небольшой теплой церкви и главы колокольни, стоящих по соседству.
Другая постройка той же эпохи погибает под Ульяновском — это так называемая Канадейская башня. Происхождение ее загадочно: то ли она была частью Большой Засечной черты — пояса укреплений, отражавшего набеги крымских татар, то ли это шатровая часовня начала XVIII века. В 1970-е башня, в которой в советское время хранили колхозное зерно, начала разрушаться. Сейчас от памятника осталась треть.
Итальянский Ренессанс в Тверской области
1 / 4
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Открытка начала XX векаhumus.livejournal.com
2 / 4
Никольский собор и колокольня. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
3 / 4
Келейный корпус. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
4 / 4
Надвратная Вознесенская церковь. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокоения». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участвовал итальянский мастер из числа первых фрязинов Т. е. итальянцев., прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего Иван Третий (1440–1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.. В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями.
1 / 9
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. 2013 год Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0
2 / 9
Ансамбль Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
3 / 9
Никольский собор. 2012 год Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0
4 / 9
Фрески Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
5 / 9
Портал Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
6 / 9
Капители колонн южного портала Никольского собора Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
7 / 9
Братский малый корпус над проездными воротами монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
8 / 9
Надвратная Вознесенская церковь Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
9 / 9
Северо-восточная башня монастыря Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье
В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетронутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и башня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ.
1 / 2
Леса и защитная кровля над Никольским собором. 2018 год Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря
2 / 2
Леса в Никольском соборе. 2018 год Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря
В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.
Руины еще одного древнего монастыря работы неизвестного автора можно увидеть в Вологодской области: Корнилиево-Комельский монастырь никому не принадлежит, от разрушенной в 1930-е обители сохраняются останки трапезной палаты 1630-х годов.