Развитие новых территорий
В начале XVIII в. число русских людей на всей территории от Урала до тихоокеанского побережья составляло примерно 200 тыс. человек, что соответствовало численности коренных народностей. Одним из важнейших достижений переселенцев стало развитие хлебопашества — к концу XVII в. оно распространилось по всем пригодным для него областям Сибири, и этот огромный край полностью обеспечивал себя хлебом.
Сельскохозяйственному использованию азиатских земель противодействовали кочевые феодалы Монголии и правящей династии Китая из Маньчжурии, и в 1689 г. Россия была вынуждена оставить амурские земли по договору с Китаем. Однако в середине XIX века, после того как экспедиция Г. Невельского доказала, что Сахалин — это остров, а в низовьях Амура отсутствует китайское население, Приамурье и Приморье по новому договору было закреплено за Российским государством. В 1860 г. был основан г. Владивосток, ставший впоследствии главным тихоокеанским портом России.
К началу XVIII в. были основаны новые укрепленные города: Омск, Абакан, Бийск и Барнаул. В результате Россия приобрела не только пахотные земли, но и смогла начать разработку недр Алтая
Здесь добывалась медь, а также серебро, что было особенно важно, так как ранее Россия не имела месторождений этого металла. На Алтае были открыты и первые золотоносные месторождения, а позже золото обнаружили на территории Томской и Енисейской губерний и в районе реки Лены.
В конце XIX века речное сообщение, обычное для Сибири, дополнило множество сухопутных дорог, объединенных в огромный Московско-Сибирский тракт, и начали работать некоторые участки Великого Сибирского железнодорожного пути.
Понятия
Нужный населенный пункт — это место, где жили ваши предки в определенный год.
Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.
Церковный приход — церковь, в метрических книгах которой записаны данные о произошедшем событии: рождение, смерть, бракосочетание. Ревизские сказки, исповедные росписи и клировые ведомости также сортируются по принадлежности к церковному приходу.
В современном понимании, церковный приход в те годы — это орган ЗАГС по месту прописки. Регистрировать рождение,браки или смерти ваши предки могли только в определенной церкви, к которой относилась их деревня или починок. В городах за церквями закреплялись районы.
Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).
Чудеса Святителя Николая Чудотворца
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).
Справочники по населенным пунктам и приходам
В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.
- “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
- “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
- «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.
Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.
- Клировые ведомости.
- «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
- «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
- «Адрес-календарь губернской епархии»
- «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
- «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
- «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
- «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».
Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.
Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода
В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.
Массовая колонизация
После окончания Смутного времени колонизация Сибири продолжилась с еще большей интенсивностью, причем началось заселение ее восточной части с постепенным выходом к тихоокеанскому побережью. Первопроходцами выступали ватаги казаков и стрельцов, за ними во вновь построенных острогах появлялись ремесленники и торговцы.
Быстрому продвижению охочих людей и его относительной бескровности способствовала низкая заселенность обширных территорий Сибири и Дальнего Востока и хорошая подготовка переселенцев. Так, огромный вклад в освоение сибирской земли сделали поморцы — выходцы из северорусских земель. Они были привычны к сильным морозам и летнему гнусу и имели опыт передвижения по таежным рекам.
Порядок и назначения воевод на присоединенных к России землях должен был обеспечивать Сибирский приказ, созданный в 1615 году. Освоение и присоединение новых земель происходило двумя путями:
- по южным границам Сибири;
- параллельно побережью северных морей.
С постройкой Сургута, Мангазеи, Томска и других городов русские землепроходцы закрепились сначала вдоль берегов Оби и Иртыша, а чуть позже — в области Енисея, где Красноярск стал главным оплотом Российского государства на все последующее время. Основание Якутского острога стало опорой для дальнейшей колонизации территорий, прилегающих к реке Лене и дальше, в направлении на север и восток.
Походы в Приамурье
Земли, расположенные севернее и южнее Охотского моря, были разведаны только после ряда экспедиций, отправленных из Якутска, в которых принимал участие военный и промысловый люд. Так, в 1643—1646 гг. произошел поход по долине реки Амур, который возглавил Василий Поярков. Его отряд в 132 человека передвигался по южным окраинам Сибири и дошел до Охотского моря.
Те же места в 1649—1653 гг. исследовал отряд Ерофея Хабарова. Чтобы закрепиться в Приамурье, им был построен и некоторое время удерживался город Албазин. В этом регионе интересы России пересеклись с притязаниями Китайской империи, и в качестве форпоста выступил город Нерчинск, построенный на реке Шилке в 1658 году.
Экспедиция Дежнева
Казак из Якутска Семен Дежнев и его земляк-торговец Федот Попов вышли на кораблях из устья Колымы и обогнули Чукотский полуостров в 1648 году. В экспедиции участвовали примерно 100 человек, разместившихся на семи судах, но до конечной ее цели, устья реки Анадырь, смогли добраться только 24 человека — экипаж флагманского судна.
Обогнув побережье Северной Азии с Востока, Дежнев сделал важное географическое открытие — Сибирь от Северной Америки отделяет пролив, названный позже в честь другого известного исследователя Витуса Беринга. Выход к самым восточным рубежам России в 1697—1699 гг
проложил казачий атаман Владимир Атласов, прошедший со своим отрядом практически весь Камчатский полуостров.
Ключевые даты
История Сибири в период присоединения к России охватывает период с конца XVI века до середины XVIII. В нем оставили свой след выдающиеся русские первопроходцы и исследователи народов восточной Сибири. Ключевые даты этого процесса приведены в таблице.
Дата | Событие |
1581—1585 | Поход Ермака |
1596 | Покорение Пегой Орды |
1607 | Завоевание энцев |
1619 | Пантелей Пянда совершил поход в Норильские горы |
1623 | П. Пянда впервые побывал на берегах реки Лены |
1633 | Иван Ребров открыл реку Яну и устье Лены |
1638 | Учреждение Якутского воеводства, сотник Иванов совершает конный поход против юкагиров в район Индигирки |
1639 | Выход казацкого отряда Ивана Москвитина к Охотскому морю |
1643 | Василий Колесников достигает озера Байкал, Михаил Стадухин выходит к реке Колыма |
1644—1645 | Казаки воюют с бурятскими отрядами в Ангарской степи |
1648 | Семен Дежнев преодолевает Берингов пролив, отделяющий Чукотку от Аляски |
1667 и 1679 | Красноярск осаждает кыргызский предводитель бек Иренек |
1673 | Отряд кыргызского властителя Шанды Сенчикеева напал на Ачинский острог и сжег его |
1685 | Происходит битва за Албазин, ставшая первым русско-китайским столкновением в Приамурье |
1686 | Экспедиция Ивана Толстоухова пытается проникнуть на полуостров Таймыр, но пропадает без вести |
1697 | Владимир Атласов присоединяет к России Камчатку |
1711 | Данила Анциферов высаживается на Курильские острова |
1712 | Казацкий бунт на Камчатке |
В 1733—1743 проходила Великая Северная экспедиция, состоящая из нескольких отрядов, действовавших в разных направлениях. Ими был исследован Таймыр, открыт мыс Челюскина и горы Бырранга, составлены карты юго-восточного побережья Баренцева и Карского морей и др., что стало огромным вкладом в развитие географической науки.
Храм Христа Спасителя
И всё же самая масштабная из церковных потерь советского периода приходится на Москву, а не на Санкт-Петербург. На месте этого храма не зияет воронка взрыва, он не стоит, закутавшись в строительные леса, место и сама церковь восстановлены в своем почти первоначальном виде — речь идет об огромной площади неподалеку от Кремля, где высится над городом храм Христа Спасителя. Он был самым крупным православным собором на территории России, возведенным в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. Его строили 44 года. В Российской империи возведение церковных памятников считалось религиозно-политическим актом, они неизменно включались в пространство церемониала русского императора. В XIX веке одним из главных направлений церковной архитектуры в России становится так называемый византийский стиль. Храмом, открывшим эту программу, и становится московский храм Христа Спасителя. Луковичные купола, как у кремлевских соборов, аркатурные пояса над окнами, огромная колокольня, наружные фонари по периметру — это был не просто штатный собор, но и высказывание царизма. Естественно, белое пятно в такой близости к Кремлю не нравилось Советам.
Источник
Роланд Э. Браун, автор книги «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда», рассказывает: «…Разрушению крупнейшего православного собора на территории России, возведенного к тому же в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, предшествовала приуроченная к Пасхе 1929 года пропагандистская кампания, следы которой я обнаружил в журнале „Безбожник“. <…> Надпись на плакате гласит, что „рабочий человек идет в церковь потому, что ему не хватает места в клубе“. Пропаганда исходила, разумеется, из господствовавшего тогда убеждения в том, что рабочему человеку ни религия, ни ее храмы не нужны.
Ирония, правда, заключается в том, что авторы плаката считали, по всей видимости, что собор должен был быть переоборудован в рабочий клуб, и, скорее всего, и предполагать тогда еще не могли, какая судьба будет ожидать Храм Христа Спасителя всего лишь через два года. Да, конечно, теперь он восстановлен, но отделка нового собора, на мой взгляд, отдает лас-вегасовским китчем, и теперь он, увы, никак не может претендовать на звание одного из лучших церковных зданий Европы, каким был оригинальный Храм Христа Спасителя».
5 июня 1931 года на заседании Политбюро ВКП(б) приняли решение о сносе храма.
Из протокола заседания (п. 65/65 «О месте для постройки Дворца Советов»):а) В выборе места для постройки Дворца Советов остановиться на площадке храма Христа Спасителя.б) В Дворце Советов иметь один зал на 12–15 тыс. и другой на 4–5 тысяч зрителей«.
Через 11 дней вышла резолюция Комитета по делам культуры: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести». Дворец Советов должен был стать первым небоскребом новой страны, его предполагалось украсить фигурой Ленина в полный рост. Но сначала требовалось освободить площадь.
Самый большой православный собор страны огородили забором, на котором написали: «Храм Христа Спасителя — на службе контрреволюции!» Его уничтожили 5 декабря 1931 года в несколько взрывов. Взрывная волна распространилась на некоторые соседние кварталы. Идея не нашла понимания и даже после всех усилий советской агитации казалось народу слишком жестокой.
Дворец Советов, который предполагалось построить на месте собора, должен был стать эталонным зданием — со скоростными лифтами, панорамными видами, эскалаторами на все этажи, огромными амфитеатрами, ресторанами, с системой шумоизоляции, автоматизированным гардеробом, радиосвязью, автоматическими системами уборки, самовыдвигающимися креслами, подвижными стенами и системой климат-контроля. К 1939-му фундамент здания уже был готов, но достроить его помешала Вторая Мировая война. В 1941–1943 годах стальные конструкции демонтировали: они требовались на производстве противотанковых ежей, необходимых для обороны Москвы.
Мраморной плиткой храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд».
Когда к 1945 году Советский Союз победил в войне, никто уже и не думал о строительстве символа новой власти: на это не нашлось бы денег, да и идеологическая необходимость отпала. На месте котлована открыли общественный бассейн «Москва». Храм Христа Спасителя восстановили в 1999-м — новый собор напоминает лишь тень царской эпохи.
ИсточникМомент взрыва. Источник
Особенности дореволюционного документоведения
Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.
На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.
С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.
Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности
- Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви.
-
Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт. Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:
- retromap.ru
- etomesto.ru
- davidrumsey.com
- Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много. Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба.
- Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте. Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.
- Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили. Можно переходить к просмотру метрических книг.
Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.
Видео-инструкция
В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.
О Святом Николае и его мощах
В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.
В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию.
В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя.
Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.
Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя.
Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…
8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.
Базы данных
На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.
Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.
База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.