История Нижегородского кремля
В 1221 году владимиро-суздальский князь Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород. Природа словно специально создала место, наиболее благоприятное для строительства: высокий холм над Волгой рядом с местом впадения в неё Оки. Отсюда открывается великолепный обзор на заволжские дали, а наличие двух великих рек связывало новый град с другими городами Владимиро-Суздальской Руси. Первоначально город окружали рвы и валы из земли и дерева. В 1225 году был заложен первый каменный собор — Спасо-Преображенский. А в 1227 — Михайло-Архангельский, также каменный. Редкий русский город в те времена был настолько богат, чтобы строить сразу два каменных собора.
В середине XIV века, когда Нижний Новгород стал столицей самостоятельного удельного княжества, была предпринята попытка построить каменную стену. Увы, от неё ничего не сохранилось до наших дней. В конце XV века перед Русским государством встало несколько задач — укрепление восточных границ и освоение территорий вниз по Волге. И в 1500 году, когда появилась «звезда хвостоватая, которая была видна 33 дня», были заложены новые каменные стены. В 1505 году были построены башни с артиллерией. В 1508 или 1509 году на стройку прибыл Петр Фрязин, прославленный итальянский архитектор, принимавший участие в строительстве Московского кремля. Поэтому неслучайно Нижегородский кремль так похож на московский. С 1515 года кремль в Нижнем Новгороде стал основным форпостом Московского царства против Казанского ханства.
Нижегородский кремль был окружен 2-километровой стеной с 13 четырехъярусными башнями (сейчас сохранилось 13). Помимо этого вся городская территория была окружена 7-километровым земляным валом, усиленным бревенчатой стеной. Перед кремлевскими стенами был вырыт сухой ров. Неудивительно, что несмотря на то, что в XVI веке враги не раз осаждали кремль, они так и не смогли взять его.
В 1612 году народное ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, отсюда начало свой путь к Москве.
Величественно смотрится Нижегородский кремль. Если подходить к нему со стороны Почаинской улицы, то перед твоим взором предстанут две круглые башни: Тайницкая и Ильинская. Неприступной твердыней смотрится отсюда кремль.
Тайницкая и Ильинская башни Нижегородского кремля
Коломенский кремль — жилая часть города
Время постройки: 1525-1531
Кремль в Коломне / фото автора
Этот кремль сохранился частично, но его стоит увидеть. От кремля осталось два внушительных фрагмента крепостных стен и семь башен, включая Пятницкую с парадными воротами (когда-то их было 16).
Кремль в Коломне органично вписан в сам город. Он не закрытый, какими обычно бывают кремли, а открыт для всех. Внутри стоят нарядные деревенские дома с резными наличниками, живут своей обычной жизнью люди, гуляют по пешеходной улице Лажечникова туристы, работают кафе. Отдельно и обособленно идет в кремле и монастырская жизнь. Здесь находятся два женских монастыря — Новоголутвинский и Успенский Брусенский.
История
История кремля началась в XII веке. Поначалу он был деревянным, страдал от вражеских набегов и частых пожаров. А каменный появился позже — в XVI веке, при Василии III. Стратегическое положение Коломны как южного рубежа Московского княжества тогда было крайне важным. Коломенский кремль сразу стал одной из мощнейших крепостей России.
Спустя пару веков кремль утратил свое оборонительное значение и стал разрушаться. Местные жители разбирали его потихоньку на строительные материалы, пока в 1826 году Николай I не издал указ о сохранении Коломенского кремля как исторического памятника.
Что посмотреть
Соборная площадь кремля / фото автора
Скорее всего, на территорию кремля вы попадете через Пятницкие ворота. Представьте, как в былые времена именно через них въезжал в город Дмитрий Донской. Его памятник увидите у кремлевской стены (скульптор — А. Рукавишников, архитектор — С. Шаров).
Сердце кремля и всей Коломны — Соборная площадь. Здесь проходят все праздничные мероприятия, на Новый год устанавливают главную елку. Зайдите в Успенский кафедральный собор, по красоте и богатству росписей напоминающий одноименный собор на Красной площади. Именно для этого храма писал чудотворный образ Донской Богоматери Феофан Грек. В нем молился Дмитрий Донской перед битвой на Куликовом поле.
Самые старые храмы на площади — Воскресенский (в нем по преданию в 1366 году Дмитрий Донской венчался с Евдокией Суздальской) и Николы Гостиного (один из первых русских храмов, построенных из кирпича).
Рядом с нарядной Успенской шатровой колокольней (1692 г.) стоит памятник основателям славянской письменности — Кириллу и Мефодию.
Одна из сохранившихся башен — Маринкина, названа в честь польской княжны Марины Мнишек, супруги Лжедмитрия. В 1614 году она находилась здесь в заточении. Есть городская легенда, что обернулась она вороной и улетела из башни (ворон, кстати, в том месте и правда много летает).
- Вход на территорию Коломенского кремля бесплатный и открыт в любое время.
- Экскурсии можно заказать в Музее Навигатор (рядом с Пятницкими воротами).
Если хотите увидеть, каковы в реальности были масштабы кремля, поднимитесь на самое высокое здание старой Коломны — колокольню Иоанна Богослова. На самом верху колокольни — смотровая площадка с отличным видом на кремль (видно оба фрагмента стены и башни), исторический центр и реку Москву.
- Подъем платный — 150 руб. (дети — 50 руб.)
- Оплата и проход на площадку в свечной лавке колокольни
Возникновение и значение образа
Иконография «Собора архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» берет начало в XI столетии. Она зародилась в Византии, откуда постепенно распространилась на другие православные государства. Написанию икон данного типа предшествовало проведение Лаодикийского собора, который проходил в 360 г. от Рождества Христова. На нем приняли решение о создании праздника Собора архистратига Михаила, вдохновившего многих иконописцев на создание настоящих художественных шедевров.
На религиозной картине изображается могущественное Войско Господне – архангелы, славословящие Создателя мира видимого и невидимого. Традиционно на иконе присутствуют все небесные силы, которым предстоит собраться вместе в момент решающей битвы добра и зла. Описанию этих событий посвящена последняя книга Библии, известная как Апокалипсис Иоанна Богослова.
Псковский кремль — на западных рубежах России
Время основания: конец XI-начало XII вв.
Псковский кром / фото Алены Патрикеевой
В Пскове его называют Кром. От стоит в месте слияния рек Псковы и Великой. Во времена Псковской республики (XIV-XVI) на территории крома собиралось вече, звонил вечевой колокол.
Семь башен крома возводились в разное время. Одна из самых старых — Кутекрома (Угловая) башня (1400 г.). Высокая и Плоская башни расположены на разных берегах реки Псковы. Покровская — самая мощная башня Псковского кремля и одна из крупнейших в Европе (диаметр 90 м). Стоит на берегу реки Великой.
Что посмотреть
Фундаменты Давмонтова города / фото Алены Патрикеевой
Свято-Троицкий кафедральный собор — сердце крома. Этот собор — ровесник городу, поэтому Псков называют «домом Святой Троицы». Первый деревянный храм построен в X веке по велению княгини Ольги. Современный облик собор приобрел в 1699 г. Он стал четвертым, построенным на этом месте. Внутри белые стены с колоннами и потрясающей красоты иконостас — деревянный, позолоченный, семиярусный. Соборная колокольня с часами построена в XIX веке.
Давмонтов город XIII-XVII вв. — музей под открытым небом, «псковские Помпеи». Место названо в честь князя Давмонта, который правил городом в течение 33 лет. Давмонтов город был частью псковского Посада. Во время Северной войны Петр укреплял крепость, уровень земли поднялся на 4 метра, многие здания были засыпаны, а уцелевшие разобрали позже. Фундаменты строений, которые видны сейчас, обнаружены в XX веке при раскопках.
Памятный знак на стене — установлен в честь победы Александра Невского на Чудском озере.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы — это две церкви, соединенные в одну. Новая Рождественская церковь 1582 г., построенная в честь победы над поляками в 1581 г., пристроена к старой Покровской XIV века.
Захаб в псковском кроме / фото Алены Патрикеевой
В Псковском кремле найдите захаб — архитектурное «ущелье», которое можно встретить в средневековых крепостях. Попадаешь в него на пути из Давмонтова города к Троицкому собору.
Захаб — фортификационное сооружение, установленное для защиты крепостных ворот и одновременно, оборонительная ловушка. Это узкий проход между двумя крепостными стенами.
Сайт псковского кремля: museumpskov.ru/locations
В соседнем Изборске (30 км от Пскова) сохранилась еще одна средневековая крепость с захабами (начала XIV века). У нас есть путеводитель по Изборску. Там не только про крепость, но и про другие достопримечательности самого древнего поселения в России.
Согласование ренессансного зодчества с православным каноном
Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения – дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».
Главное здание музея (здание Присутственных мест)
Детинец наполняет множество построек, крупнейшим из них является здание Присутственных мест. Это помещение было построено только в XVIII в. и служило главной резиденцией местных властей. Одно время здесь работал Герцен, о чем раньше оповещала прикрепленная возле двери табличка.
Сегодня в здании Присутственных мест располагается музей. Экспонатов множество, начиная от старинных деталей интерьера первоначальной постройки, заканчивая предметами из усадьбы графа Аракчеева, располагавшейся по соседству и безвозвратно утерянной.
Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе
Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.
Некрополь Архангельского собора
Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.
Захоронения в Архангельском соборе Кремля
В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.
Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.
Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле
Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.
Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе
В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.
Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» ГИМ, 17 век
Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе
Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.
Святой Михаил Черниговский Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»
Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).
Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»
Нижегородский кремль — мощь и сила России
Время постройки: 1508-1515
Верхне-Волжская набережная: Чкаловская лестница и часть крепостной стены
Здесь во времена Смуты под руководством Минина объединился русский народ, чтобы изгнать из Москвы польских захватчиков. Сейчас у кремлевских стен на площади Народного Единства стоит уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому (почти такая, как на Красной площади).
К 800-летнему юбилею Нижнего в 2021 г. кремль, Чкаловскую лестницу и набережную отреставрировали.
План Нижегородского кремля
По стене нижегородского кремля можно пройти пешком. Стена длинная — более 2 км, с крутыми подъемами и спусками. В теплое время года открыт кольцевой маршрут, зимой доступна часть стены.
История
Деревянный детинец, который появился в XIII веке, стал основой нового города. Нижегородский кремль был нужен, чтоб защищать Русь от набегов со стороны Казанского ханства. Попытки заменить кремль на каменный предпринимались в конца XIV века, но тот кремль, что мы видим сейчас, с мощными стенами и башнями, строился в начале XVI века. Для строительства из Москвы прислали зодчего Пьетро Франческо.
Примерно в это же время строились кремли и в других русских городах — Туле, Коломне, Зарайске, чуть раньше в Москве, да и новгородский каменный кремль обрел свой современный облик ближе к XV веку.
В Смутное время кремль в Нижнем стал центром объединения русского народа в борьбе с польскими интервентами. Из Ивановской башни кремля войско, возглавляемое Мининым и Пожарским, двинулось в Москву.
Оборонное значение кремль утратил ближе к XVII веку, когда Нижний перестал быть приграничным городом.
При Екатерине кремль начал выполнять административную функцию. Она построила здесь Дворец вице-губернатора и здание Присутственных мест. С этого времени здесь стали размещаться органы власти.
Когда-то это был и важный духовный центр. На территории кремля находился Кафедральный собор и многочисленные храмы. Но к нашему времени сохранился один храм Михаила Архангела XVII века.
Что посмотреть
Дмитровская башня Нижегородского кремля
В кремль входим через Дмитриевскую башню (главный вход). В ней находится инфоцентр, где можно заказать экскурсии, купить билеты в музеи или на прогулку по кремлевской стене.
В Ивановской башне расположена экспозиция, посвященная событиям Смутного времени и нижегородскому ополчению. Наверху — смотровая площадка.
Церковь Михаила Архангела — самая старая постройка кремля. В ней похоронен Кузьма Минин.
Обелиск Минину и Пожарскому — первый светский памятник Нижнего Новгорода.
Мемориал «Горьковчане — фронту» — бесплатная выставка военной техники, выпускаемой в городе Горький (так назывался Нижний во времена СССР). Находится у Дмитриевской башни.
Выставка военной техники в Нижегородском кремле
На территории кремля горит Вечный огонь, привезенный с ленинградского Марсова поля.
Нижегородский художественный музей — в городе ему принадлежат два здания, одно находится на территории кремля. Здесь собраны произведения русского искусства XIV-XX веков.
Арсенал — внутри здания открыли филиал центра современного искусства.
Воссоздание святыни
После посещения Ижевска в 1989 году епископом Палладием на Октябрьские праздники 1990 года на Красной горе был отслужен молебен обо всех погибших за православную веру. При этом священник категорически отказался служить над могилами красногвардейцев.
Другие храмы Ижевска:
- Александро-Невский собор в Ижевске
- Храм Иверской иконы Божией Матери в Ижевске
Только в 1995 году по милости Божьей на Красной горе был установлен поклонный крест и возложен камень, как основание нового собора Святого Архистратига Михаила.
После возведения и освящения собора Казанской Богородицы в 2001 году, 19 мая 2004 года был заложен крест в основание Михайловской святыни.
По Божьей милости величественное, удивительное здание Свято-Михайловского собора Ижевска было возведено всего за 3 года, освящение было совершено 16 мая 2007 года Митрополитом Николаем.
Интерьер Свято-Михайловского собора
После освящения в церкви иконы Веры, Надежды, Любови и их матери Софии была отслужена первая Литургия.
Интересно! Михаило-Архангельская церковь, находящаяся под защитой предводителя войска Небесного Михаила, поражает своей монументальностью и воздушной красотой. Особенно в ночной подсветке он выглядит кусочком Неба на земле.
Уникальная архитектура собора, его богатое внутреннее убранство и присутствие в нем множества чудотворных образов наполняют помещение аурой присутствия Святой Троицы. Божьей Матери и святых, которые представлены на святых ликах.
Схема захоронений Архангельского собора
Схема захоронений Архангельского собора Московского Кремля
- Афанасий (Ярослав) Владимирович, князь малоярославецкий;
Иван Владимирович, князь серпуховский;
Андрей Васильевич (Меньшой), князь вологодский;
Борис Васильевич, князь волоцкий;
Георгий (Юрий) Васильевич, князь дмитровский;
Симеон Иванович, князь калужский;
князь Иван Васильевич (Большой), сын Василия I;
Пётр Димитриевич, князь дмитровский;
Андрей Димитриевич, князь можайский;
великий князь Юрий Димитриевич; великий князь Василий Юрьевич Косой; Димитрий Юрьевич Красный, князь галицкий;
Владимир Андреевич Храбрый, князь серпуховский;
Андрей Иванович (сын Ивана Калиты), князь серпуховский;
Димитрий Иванович, великий князь (сын Ивана Молодого);
Иван Иванович Молодой, великий князь тверской;
Василий I Димитриевич, великий князь;
Димитрий Иванович, великий князь угличский;
Димитрий Иванович Донской, великий князь;
Иван II Иванович Красный (сын Ивана Калиты);
Георгий (Юрий) Васильевич, князь угличский;
Симеон Иванович Гордый, великий князь (сын Ивана Калиты);
Иван Даниилович Калита, великий князь;
Василий III Иванович, великий князь; царевич Димитрий Иванович;
Иван III Васильевич, великий князь;
Василий II Васильевич, великий князь;
Фёдор Иванович, царь;
Иван Иванович, царевич, сын Ивана IV;
царь Иван Васильевич IV Грозный;
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, князь;
Рака с мощами св. царевича Димитрия Ивановича, сына Ивана IV;
царь Алексей Михайлович;
Алексей Алексеевич, царевич, сын царя Алексея Михайловича;
царь Михаил Фёдорович; царевич Василий Михайлович, сын Михаила Фёдоровича;
царевич Иван Михайлович, сын Михаила Фёдоровича; царевич Симеон Алексеевич, сын Алексея Михайловича;
царевич Димитрий Алексеевич; царевич Илья Фёдорович;
царевич Александр Петрович, сын Петра I;
царь Василий Иванович Шуйский;
Владимир Андреевич, князь старицкий; Василий Владимирович, князь дмитровский
Андрей Иванович, князь старицкий;
Георгий (Юрий) Иванович, князь дмитровский;
Андрей Владимирович, князь радонежский;
Андрей Васильевич Большой, князь угличский;
царь Иван V Алексеевич (сын Алексея Михайловича);
царь Фёдор Алексеевич (сын Алексея Михайловича);
император Пётр II;
Василий Ярославич, князь боровский;
Рака с мощами св. князя Михаила Черниговского;
царевич Пётр Кудайкул, сын царя казанского;
Александр (Утямыш-Гирей) казанский хан;
Архитектурные особенности, убранство и реликвии
Церковь Святого Михаила в Мюнхене – первое религиозное сооружение в Германии, при строительстве которого использовались элементы барокко. Родиной нового направления архитектуры стала Италия, именно ее иезуитские церкви вдохновили немецких мастеров на создание костела.
Фасад церкви. Фото: @khaled678
Барочная церковь в отличие от традиционных для города готических ансамблей, выделяется огромными окнами и богатым внутренним убранством, объединившим роспись по штукатурке и скульптурные орнаменты. Фасад украшают 15 статуй Виттельсбахских князей-покровителей города, а треугольный фронтон увенчивает статуя Христа. Над входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила, поражающего дракона копьем. Жители города любят Михайловскую церковь, сравнивая здание с кремовым тортом, и тем самым намекая на красоту архитектурных линий, величественность и пышность строения.
Внутреннее убранство. Фото: dmourgo
Внутри церкви находится королевская усыпальница, в которой обрели последний покой монарх Людвиг Второй, герцог Вильгельм Пятый и курфюрст Максимилиан, тот самый, что «спас» жителей города от церковных распрей и чумы. Помимо захоронений знатных людей, в церкви хранятся разные артефакты христианства.
Росписи
Первоначальные фрески Архангельского собора Московского Кремля не сохранились — их уничтожил пожар 1547 года. По приказу Ивана IV храм был расписан заново. Сюжет тех росписей дошел до наших дней. Однако краски XVI века оказались некачественными и спустя столетие стали осыпаться.
Поэтому в 1650-х годах по распоряжению царя Алексея Михайловича по старым контурам была выполнена новая, третья по счету, роспись: ее-то мы и видим. Но хотя кистями по стенам водили мастера Степан Рязанец и Яков Казанец (фамилии «холопам» заменяли названия их родных городов), общий замысел целиком принадлежит времени Ивана Грозного.
По традиции фрески южной и северной стены относятся к посвящению храма — там мы видим различные эпизоды из деяний архангела Михаила. Однако на западной стене к традиционной иконографии Страшного суда в царствование Ивана Грозного были добавлены мотивы Символа веры.
Иван Грозный, интенсивно ожидавший скорого конца света, искренне считал, что современники его погрязли в безбожии и разврате, и жаждал напомнить им о библейских идеалах. В нарастающем своем безумии огнем и кровью он хотел заставить людей вернуться к праведности.
Общий замысел задуманного грандиозен. Росписи Архангельского собора Московского Кремля историки считают главной библейской цитатой в эсхатологических видениях Ивана Грозного. Продолжение этих видений можно видеть на фресках Благовещенского собора — другой достопримечательности Московского Кремля.
Романовы
После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.
Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.
Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.
Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.
Посещение храма
На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России.
Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски
Икона-покровитель и Михаил
Согласно православной христианской традиции, каждый ангел является чьим-то покровителем. Каждая икона может помогать тем, кто молится Богу и надеется на чудо.
Этот образ стал считаться покровителем начальников, главнокомандующих, а также военных. Икону брали с собой во время боя, ставили у себя в комнатах те, кто хотел добиться повышения.
Наибольшей популярностью пользуется икона из Новгорода. Она было написана в конце пятнадцатого века и считается сделанной по канону. Тем не менее, в каждой церкви есть своя икона, прославляющая Собор Архистратига Михаила и его Небесную Армию – защитников людей, вестников Божьей воли.
Михаил является покровителем многих городов, стран. После того как в Киеве появилось христианство, ему был построен огромный на то время, невиданных масштабов храм. Соборы в честь архангела стоят в Нижнем Новгороде, Смоленске, Великом Устюге, Старице, Свияжске.
В Москве возвышается храм-усыпальница на главной площади, в Кремле. Этот храм посвящен святому. Там празднуют Собор Архистратига Михаила. Проповедь в это время читается торжественная.
На иконах святого обычно изображают стоящим над поверженным дьяволом, держащим в одной руке финиковую ветвь в знак победы и мира, а в другой — копье или меч. На его оружии, как правило, нарисован крест красного цвета.
Финиковая ветка также символизирует и дерево, которое росло в Раю. Он подарил ее Деве Марии в знак своей любви и верной службы.
Собор Алевиза
Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля — век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин – это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много – по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.