Интересные факты
- Монферрану посвятил стихотворение «Исаакиевская повесть» отчим актера Максима Суханова поэт Александр Аронов, самыми известным произведением которого является текст песни «Если у вас нету тети» из картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»
- Александровская колонна — высочайший монолитный столп в мире. Чтобы монумент встал на пьедестал, Монферран смешал цемент с водкой и мылом.
- После возведения «Александрийского столпа» многие петербуржцы боялись гулять по Дворцовой площади, опасаясь падения сооружения. Чтобы развеять страхи, Огюст ежевечерне прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.
История
После пожара летом 1816 года ярмарка, которая действовала у стен Макарьевского Желтоводского монастыря, была перенесена в Нижний Новгород. Инженеры И. Пуадербард и А. Диго выбрали место для нее на левом низком берегу реки Оки.
А. А. Бетанкур разработал эскизы будущего торгового ансамбля и привлек к работе Огюста Монферрана. В дальнейшем Бетанкур перенес предполагаемую территорию торга ближе к Кунавинской слободе и указал подсыпать ее низины песком еще на 6–8 метров, что замедлило строительство и увеличило стоимость работ. Подобный перенос был сделан из-за угрозы паводков.
Староярмарочный собор. Начало XX века
Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады.
План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик.
Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие
Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны
Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения честных древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля – придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа – придел в честь святого Александра Невского.
Собор в советский период
Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас.
Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, – Староярмарочной.
Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.
Храм был возведен на достаточно опасной территории: паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились трещины. В конце XIX века Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал собор. Повторно он был освящен 31 июля 1888 года.
В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании – квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.
Рядом с храмом находится часовня-усыпальница с могилой приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) (на Нижегородской кафедре с 1977 по 2001 гг.).
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Сегодня большой Спасский собор – единственное строение, сохранившееся от старого ярмарочного комплекса. Храм строит на сваях и на подушке из насыпного грунта, укрепленного влагостойким портлендским цементом. Собор возведен в традициях позднего классицизма и согласно канонам этого архитектурного стиля со всех четырех сторон украшен строгими портиками с колонами. Мощные барабаны, служащие основанием для пяти куполов, декорированы прорезными окнами и полуколоннами. За счет этих световых куполов в храме отличное естественное освещение.
Купол Староярмарочного собора
В непосредственной близости от собора находятся небольшая двухэтажная крестильная церковь и изящное здание часовни-усыпальницы, построенной в 2002 году возле придельного алтаря над местом захоронения митрополита Нижегородской и Арзамасской епархии Николая (Кутепова). Неподалеку от собора также стоит легкая однокупольная надкладезная часовня, из которой прихожане активно разливают воду на праздник Крещения Господня. Кроме того, здесь на высоком постаменте возвышается фигура скорбящего ангела – памятник жителям города, участвовавшим в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В наше время
Со времени возрождения храма в 1991 г. его настоятелем является протоиерей Игорь Пономарев (в настоящее время секретарь Нижегородской епархии). Также в 1990-х и 2000-х гг. в клире состояли иерей Михаил Гущо, иерей Владимир Абрамов, иерей Евгений Гусев (скончался в 2007 г.), иерей Сергий Кутлаков, диакон Владимир Шашков, диакон Димитрий Юсов, митрофорный протоиерей Константин Минюхин, прот. Анатолий Мешков и др.
Детская воскресная школа была возрождена в 1997 г.
По субботам действует образовательный лекторий для взрослых.
В 2010 году издательский совет Нижегородской епархии выпустил книгу, составленную историком и краеведом Ольгой Дёгтевой, «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде».
Смерть
Как и относительно происхождения пышной фамилии, относительно причин смерти архитектора существует несколько версий. При жизни Монферрана циркулировали слухи, что зодчий тянет с окончанием строительства Исаакиевского собора, поскольку получил предсказание — он умрет, как только объект начнет эксплуатироваться. И действительно, 30 мая 1858 года, в день памяти Исаакия Далматского, собор освятили, а 28 июня (10 июля по новому стилю) земная биография его автора завершилась.
Среди причин смерти зодчего указывались и воспаление карбункула, и нервное расстройство Огюста после замечания императора Александра II. Самодержец заметил, что на фронтоне храма среди святых есть скульптурное изображение самого Монферрана с моделью собора в руках, и счел это дерзостью.
Однако большинство биографов считают, что архитектора погубила банальная пневмония. Да и возраст ветерана Наполеоновских войн был солидным — 72 года.
Монферран, чувствуя, что смерть близка, просил похоронить его в подземном своде Исаакиевского собора. Но император не разрешил такое захоронение: зодчий был католиком, а не православным. Однако в Исаакии отслужили панихиду по почившему рабу Божьему Огюсту, а гроб с усопшим обнесли вокруг собора. Отпевание Монферрана состоялось 3 (15) июля в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте.
Траурные хлопоты легли на плечи тезки и правой руки Монферрана Огюста Пуаро. После отпевания, на котором присутствовал гостивший в Санкт-Петербурге литератор Александр Дюма, тело зодчего поместили в металлический гроб, залили воском и отправили в Париж. Во французской столице погребением Монферрана занялась тетя Огюста Пуаро.
Место захоронения архитектора во второй половине XX века обнаружил французский искусствовед Борис Лосский. Зодчий упокоился на Монмартрском кладбище в могиле матери и отчима, над которой в 1833 году возвел памятник. В Исаакиевском соборе стоит бюст Монферрана, выполненный его учеником Антоном Фолетти.
Клир
До закрытия храма в 1937 году в нём служили:
Нижегородские архиереи:
Табличка на храме. Освящена года.
Священнослужители:
- 1903—1906 — протоиерей Александр Григорьевич Троицкий (настоятель);
- 1907—1911 — протоиерей Николай Росляков;
- 1910—1921 — иерей Александр Стрельников;
- 1915—1921 — протоиерей Владимир Сергиевский
- 1913—1935 — дьякон Дмитрий Ободов
- 1920—1921 — дьякон Иоанн Авров
- 1921—1925 — протоиерей Павел Алмазов
- 1925—1928 — протоиерей Николай Боголюбов (отец академиков Николая и Михаила Боголюбовых),
- 1935—1937 — протоиерей Иоанн Руновский.
- 1930—1937 — протоиерей Николай Виноградов,
- 1934—1937 — священномученик протоиерей Петр Сахаровский,
- 1922—1937 — протодиакон Николай Савкин.
Собор Происхождения Честных Древ Креста Господня в Нижнем Новгороде
Спасский Староярмарочный собор — православный храм в Нижнем Новгороде, находится в Канавине на бывшей территории Нижегородской ярмарки как её часть.
Староярмарочный собор
Староярмарочный собор построен в стиле классицизма 1816-1822 году по проекту архитектора Августина Бетанкура. Сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге связывают с тем, что фасады храмов разрабатывал один человек — Огюст Р. Монферран.
История Староярмарочного собора
Спасский Староярмарочный собор — единственное сооружение из первых ярмарочных построек, дошедших до наших дней.
Название храма связано со Спасо-Преображенским собором в Кремле куда был приписан храм из соображений экономии, т.к. ярмарка работала всего месяц в году. Поэтому храм стали называть Спасским, что не соотносится ни с одним из престолов храма. Староярмарочным собором он стал называться после того как был построен новый храм Александра Невского в районе Стрелки.
Собор был заложен 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения честных древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля – придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа – придел в честь святого Александра Невского.
Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил.
Вскоре после освящения нового храма оказалось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными итальянским художником Торричелли. Образы святых были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди прихожан, поэтому некоторые из них стали ходить в церковь со своими иконами, завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили, новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.
Храм был возведен на опасной территории, богатой на грунтовые и паводковые воды, которые размывали насыпной грунт. К концу XIX века в стенах собора появились опасные трещины, после чего было решено провести реставрацию. Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года.
В результате ремонтов и реставраций собор потерял часть росписей и иконостас.
После революции в соборе размещался склад, а в остальных зданиях — квартиры.
В апреле 1989 года храм передали верующим для его дальнейшей реставрации и использования в качестве кафедрального.
Староярмарочный собор
Престолы и приделы
- В честь Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (главный);
- В честь святого князя Александра Невского (придел);
- В честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (придел).
Святыни Староярмарочного собора
- икона святого великого князя Георгия Всеволодовича с частицей мощей;
- икона святого великого князя Александра Невского с частицей мощей;
- икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей;
- икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей;
- икона святителя Иннокентия Московского с частицей мощей;
- икона святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей;
- икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»;
- икона Нерукотворного Образа Спасителя.
Захоронения
Около храма похоронен митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), над его могилой устроена часовня-усыпальница.
Расписание богослужений
Богослужения совершаются ежедневно.
Понедельник – суббота:
- 7:45 – Божественная литургия. Заупокойная лития (в субботу панихида)
- 17:00 – вечерня, утреня (в субботу всенощное бдение)
По воскресным и праздничным дням:
- 6:15 – ранняя литургия
- 8:00 – параклис Пресвятой Богородице
- 8:45 – поздняя литургия
- 10:30 – водосвятный молебен
- 17:00 – вечерня, утреня
Подробное расписание богослужений можно узнать на сайте собора.
Крещение:
Суббота, воскресенье по предварительной записи
Катехизаторские беседы перед таинством Крещения:
Среда в 18:00.
При староярмарочном соборе работает Воскресная школа: суббота в 16:00, воскресенье с 11:00.
При соборе работают три церковные лавки.
- Нижний Новгород
- Канавино
Объекты рядом
Царский павильон 1077 метров.
Главный ярмарочный дом 559 метров.
«Скорбящий ангел» в Нижнем Новгороде 158 метров.
Фонтаны Нижегородской ярмарки 607 метров.
Дом И.С.Дорожнова и А.И.Теребилина в Гордеевке 968 метров.
Городское управление милиции 698 метров.
Площадь Ленина в Нижнем Новгороде 679 метров.
Маринс Парк Отель Нижний Новгород 729 метров.
Стадион «Нижний Новгород» 821 метр.
Возрождение
За возрождение обители Всемилостивейшего Спаса Нижний Новгород признателен активистке Михайловой Марии Сергеевне. Она преподавала в Горьковском институте сельского хозяйства. Занимала место заместителя кафедры.
Вместе с друзьями собирала документацию по возвращению обители статуса действующей церкви. Апрельское Вербное воскресенье 1992 года стало днём первой Божественной литургии.
Мария Сергеевна была прихожанкой Спасской церкви на Полтавке и отпета там после своей кончины в 1996 году.
Сегодня восстановленная Спасская храмовая обитель Нижнего Новгорода, помимо основного своего предназначения, выполняет роль христианского центра просветительского и обучающего направления.
Организована воскресная школа прихода церкви во имя Всемилостивейшего Спаса. В ней объединяются, воцерковляются дети как православные христиане.
Проводятся уроки:
- духовного просвещения, согласно образовательной программе, разработанной богословами;
- изобразительного искусства, раскрывающие историко — культурные грани православия;
- музыки, концертная деятельность с использованием произведений духовной направленности.
Организуются паломнические интересные маршруты, работает летний духовно-просветительский лагерь.
Служители Спасской церкви активно принимают участие в общественном служении, используя современные средства массовой информации. Тем самым привлекая молодёжь к жизни Церкви. По благословению настоятеля церкви на Полтавке образован молодёжный христианский центр «Сретение».
Это интересно: Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области — рассмотрим тщательно
Творчество
Вклад Монферрана во французскую культуру не очень велик. Молодой архитектор успел поучаствовать в возведении парижской церкви Святой Марии Магдалины. Однако в послевоенной Франции упали объемы строительства, и Огюст не мог рассчитывать на интересные и денежные заказы. Поэтому во время визита в Париж императора Александра I выпускник спецшколы архитектуры преподнес русскому монарху «Альбом проектов» с примерной сметой. Царь заинтересовался молодым архитектором и пригласил Огюста в Санкт-Петербург.
Но первой российской работой Монферрана стал объект не в столице Российской империи, а в Нижнем Новгороде. Августин Бетанкур привлек Огюста к проектированию зданий Нижегородской ярмарки, из которой до постсоветской России дожил только Спасский (Староярмарочный) собор, архитектурно напоминающий главное творение зодчего — Исаакиевский собор. Еще одно деяние Монферрана вне города на Неве — поднятие с земли и установка на фундамент Царь-колокола в Москве.
Первой петербургским произведением Монферрана стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, а последним — проект памятника императору Николаю I, который воздвиг в итоге Дмитрий Ефимов. Творениям французского архитектора была уготована разная судьба. Если Александровская колонна и Исаакиевский собор стали символами Санкт-Петербурга, то здания, спроектированные и возведенные зодчим в парке Екатерингоф, в советское время обветшали и подверглись разграблению.
История Собора
В 18 веке на месте где сегодня находится храм была расположена местная ярмарка. Немного позже ее немного сместили на то место где она находится и по сей день. На момент, когда планировались строительные работы по возведению специальных торговых построек было решено рядом поставить храм.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Петропавловский, город Казань
Данная ярмарка функционировала только один раз в году на протяжении одного месяца, поэтому храм был приписан к церкви Кремля. После этого в нем появилась вся необходимая утварь для проведения богослужений. А так как его нельзя отнести к престолам, то его назвали Спасским.
Первоначально в нем был расписан иконостас италийским творцом, но его решение многих приводило в замешательство, и православные прихожане отказывались в нем молится. Так как на иконостасе были изображены святые в которых было видно некоторые части тела. Для православных такой вид считается не приличным, поэтому в скором будущем иконостас был заменен.
Прихожанами храма сначала были торговцы, но со временем в него приходило все больше и больше верян. С тех пор прошло много времени и Собор подвергался не одной реконструкции и перестройке. Во времена большевицкой борьбы он был закрыт, а его помещение использовали в качестве склада, а административные сооружения использовались как жилые квартиры. И только в конце 80-х годов 20 века Собор вернули православным верующим и начали проводить работы по его реконструкции.
Лучшая статья для Вас, переходите: Вознесенский собор город Новочеркасск
Работы проходили быстро, но несмотря на это первое богослужение было проведено еще до их окончания. Современный храм считается самым старинным среди тех, которые находятся в городе. В нем находится много святых и чудотворных образов и мощей.
В Соборе находятся:
- останки Н.Арзамасского, над которыми в начале 21 века обустроили часовню;
- мощи М. Желтоводского, который был митрополитом.
Более того на территории храма был установлен памятник, который посвятили людям, участвующим в ликвидации последствий катастрофы Чернобыля. На его открытии присутствовал сам Патриарх всея Руси.
Памятник представляет собой трехметровое сооружение, над которым видно изваяние ангела. Вокруг него расположены памятные плиты с именами участников в спасательной миссии во время трагедии.
Архитектура храма и его внутреннее убранство
Спасская церковь, благодаря участию в ее проектировании и строительстве нескольких талантливых архитекторов, получилась очень гармоничной и красивой. Она остается удачным образцом стилизации в традициях московского храмового зодчества XVIII века.
Краснокирпичная церковь имеет пять глав и ярусную шатровую колокольню. Она богато декорирована по фасадам высококачественной фигурной кладкой из кирпича в стиле русского узорочья. Отдельные элементы декора, имитирующие белый известняк, выполнены при помощи штукатурки. Внутри церкви установлен новый резной иконостас, и полностью обустроен главный алтарь храма.
Церковные купола
Памятник на аллее[править | править код]
Патриарх Кирилл 11 сентября 2009 года принял участие в открытии памятника нижегородцам — участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Памятник состоит из двухметровой фигуры ангела, установленной на трехметровом постаменте, в окружении гранитных плит с высеченными на них цитатами из Священного Писания и именами погибших. Памятник установлен на аллее перед кафедральным собором, на месте закладного камня, который был освящен более 10 лет назад митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым). Процесс изготовления памятника взяла на себя Нижегородская епархия. Установка памятника нижегородцам-ликвидаторам Чернобыльской аварии завершилась 5 сентября 2009 года.
История строительства Староярмарочного собора
В 1817 году в городе произошли перемены, во многом определившие его дальнейшую судьбу. Сюда из из-под стен Макарьевской Желтоводской обители перенесли традиционную ярмарку, сильно пострадавшую в результате большого пожара, который случился годом ранее. Главным строителем ярмарки стал умелый инженер-механик и строитель — генерал-лейтенант Августин Бетанкур (1758-1824).
Общий вид Спасского Староярмарочного собора
В 1817 году Бетанкур специально приехал в город и создал проект ярмарочного комплекса, а также необходимой для него системы коммуникаций, которые стали возводить на обширной территории мыса у слияния Волги и Оки. Место это выбрали потому, что сюда было удобно по реке подвозить необходимые товары. Бетанкур руководил строительными работами все летние месяцы вплоть до открытия торгов в 1822 году.
Талантливый организатор, Бетанкур очень хотел, чтобы город получил один из лучших торговых комплексов европейского уровня. Он имел большие полномочия и средства и привлекал к возведению ярмарки лучших зодчих и инженеров. Через год после начала строительства в городе появился архитекторов — Огюст Монферран
Бетанкур попросил его выполнить проект зданий торгового комплекса и особое внимание уделить новому храму. Любопытно, что нижегородский собор, выполненный по проекту Монферрана, выстроили раньше, чем в Санкт-Петербурге появился Исаакиевский собор
Спасский Староярмарочный собор с высоты птичьего полёта
Нижегородский храм построили в 1822 году в центре ярмарки, в конце главного бульвара, сразу за большим торговым корпусом. Под собором сделали объемное сводчатое помещение. И позже его сдавали в аренду местным купцам, в частности, для винного погреба. Интересно, что для ярмарки возвели не только православный храм, но также мечеть и армянскую церковь.
Интерьер собора по классическим канонам богато украсили лепниной. А расписать стены поручили руководителю Арзамасской школы живописи, российскому академику Александру Васильевичу Ступину и его сыну Рафаилу. К сожалению, эти, самые первые росписи были утрачены. Иконостас собора создал художник из Петербурга Ф. Торричелли. Итальянский мастер выполнил образы для икон по европейским традициям, отличным от канонов православия. На многих их них художник изобразил фигуры с обнаженными человеческими телами.
Вид на собор со стороны Ярмарочного проезда
Подобные рисунки вызывали у купцов недоумение и смущение, и многие из них не хотели молиться перед такими образами. Они даже приносили в храм собственные иконы. Из-за этих проблем решено было создать для Староярмарочного собора новый иконостас, автором которого стал архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848).
Любопытна история с названием собора. Ярмарка в городе работала всего лишь месяц в году, и содержать для нее отдельный притч не было выгодно. Поэтому городские власти приписали храм к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля. Из этого храма ярмарочный собор получал необходимые для проведения богослужений утварь, облачения и иконописные образы. Еще до начала строительства священники кремлевского собора установили на будущей ярмарке полотняный шатер с иконостасом. Так, по главному храму ярмарочный собор стали называть Спасо-Преображенским, хотя такое название никак не соответствовало ни одному из его престолов. Второе название – Староярмарочный храм получил после того, как во второй половине XIX века построили Александро-Невский собор.
Вид на главный фасад собора
Детство и юность
Будущий классик русской архитектуры родился 23 января 1786 года в Шайо, предместье Парижа, в семье директора королевской академии в Лионе и дочери итальянского негоцианта. Настоящая фамилия зодчего — Рикар, а полное имя — Анри Луи Огюст.
Возникновение в фамилии добавочного «де Монферран» в биографиях объясняется по-разному. По одной версии, отец Огюста, скончавшийся, когда сыну было два года, был из родом из городка Монферран, сейчас являющегося районом города Клермон-Ферран. По другой — мать будущего архитектора добавила «де Монферран» для солидности и создания легенды о дворянских корнях.
Воспитывал Огюста отчим — художник и гравер Антуан де Коммарьё, который и обучил в детстве Монферрана рисованию. В 20 лет юноша поступил в специальную школу архитектуры, где его учителями были Шарль Персье и Пьер Фонтен, считающиеся основоположниками стиля ампир. Диплом Огюст получил только в 1813 году, поскольку учебу чередовал с участием в Наполеоновских войнах. После Лейпцигской битвы Огюст окончательно вышел в отставку в звании квартирмейстера и с орденом Почетного Легиона.
Расписание богослужений
Богослужения совершаются ежедневно.
Понедельник – суббота:
- 7:45 – Божественная литургия. Заупокойная лития (в субботу панихида)
- 17:00 – вечерня, утреня (в субботу всенощное бдение)
По воскресным и праздничным дням:
- 6:15 – ранняя литургия
- 8:00 – параклис Пресвятой Богородице
- 8:45 – поздняя литургия
- 10:30 – водосвятный молебен
- 17:00 – вечерня, утреня
Подробное расписание богослужений можно узнать на сайте собора.
Крещение:
Суббота, воскресенье по предварительной записи
Катехизаторские беседы перед таинством Крещения:
Среда в 18:00.
При староярмарочном соборе работает Воскресная школа: суббота в 16:00, воскресенье с 11:00.