Памятники санкт-петербурга

Главный Штаб

Среди основных достопримечательностей Санкт-Петербурга Дворцовая площадь занимает одно из центральных мест. В ее состав входит здание с историей – Главный Штаб.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Архитектура: стиль Классицизм
  • Архитектор: К. И. Росси
  • Дата строительства: 1819 – 1828

Украшением Дворцовой площади является полукруглое здание Главного Штаба. Оно было построено по проекту российского архитектора Карло Росси в 1828 году.

Страницы истории

Напротив Зимнего дворца располагались несколько зданий, император Александр Первый принял решение соединить строения. Но для этого нужно было уничтожить часть домов располагающихся недалеко. Для их выкупа из казны выделили деньги, часть из них были снесены, а оставшаяся часть внесена в общий план.

В западном крыле располагался Генеральный Штаб, а Министерство иностранных дел и Министерство финансов находились в восточном крыле. После событий 1917 года в этой части здания был размещен Наркомат иностранных дел, а позднее Управление милиции и штаб местного военного округа.

Современность

В 1993 году Восточный корпус отдали Эрмитажу, в нем разместились произведения искусства времен XIX-XX веков, проводятся выставки современных художников. В западном крыле расположен Российский Западный военный округ.

Архитектурный облик

Здание состоит из двух отдельных корпусов, между собой они объединены аркой, протяженностью в 580 метров. Этот элемент является основным, свод посвящен героям 1812 года. Главным украшением является колесница, запряженная шестью лошадьми. В центральной части установлена скульптура богини Ники, в одной руке она держит штандарт, а в другой – лавровый венок.

Музыка легенд

По мнению Николая Первого арка не была способна выдержать большую нагрузку. Главный архитектор Росси ответил, что в момент, когда все опоры и леса уберут, он вместе со своими рабочими будет стоять на вершине конструкции. Зодчий так и сделал, арка выдержала нагрузку, и император остался доволен.

Cамые известные достопримечательности в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — один из удивительнейших городов мира. Прохлада фонтанов, тенистые зеленые парки, ажурное хитросплетение улиц. Но истинным достоянием и настоящим сокровищем города по праву признаны его многочисленные памятники: обелиски, триумфальные ворота, скульптуры и монументы. Уникальные, ни капельки не похожие друг на друга, они отличаются красотой и придают Северной столице особое очарование. Все туристы обязательно должны осмотреть знаменитые памятники Питера. А знакомство с творениями талантливейших зодчих лучше всего начинать с осмотра следующих пяти монументов, которые способны наглядно и красноречиво подтвердить тот факт, что даже время не властно над русским искусством!

Памятник Екатерине Великой

На одной из живописнейших санкт-петербургских площадей возвышается красивейший монумент, посвященный известнейшей русской императрице — Екатерине Второй. Первоначально идея о создании памятника озвучивалась тогда, когда императрица только-только взошла на престол. Но государыню-матушку подобная задумка почему-то не привлекла. Из-за этого о монументе пришлось на время позабыть. Но его все-таки поставили. Случилось это в 1873 г., совпав по времени с правлением Александра II.

Екатерина Великая, на устах которой играет легкая улыбка, предстает в образе довольно приятной женщины. По ее гордой осанке запросто можно судить о принадлежности к аристократическим слоям общества. Однако во взгляде русской императрицы напрочь отсутствует та строгость и суровость, свойственная большинству коронованных особ. Чело Екатерины Второй украшено венцом славы из лавра, в ее правой руке заметен скипетр — неизменный атрибут царской власти. Что касается левой руки, то в ней зажат еще один венок. Отдельного внимания заслуживают мастерски исполненные детали парадного наряда, в котором изображена Екатерине II: порфира, наброшенная на плечи, ниспадающая мантия, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а на груди — лента из муара. Органичным дополнением и без того прекрасной скульптуры стали фигуры самых выдающихся деятелей эпохи ее царствования, а также корона российской империи, возложенная к ногам императрицы.

Кунсткамера

Музей диковин и редкостей, созданный по указу Петра I – в его основу легла личная коллекция монарха. Само название музея по-немецки означат «кабинет редкостей». Здесь представлены чучела экзотических птиц и животных, диковинные растения и каменные идолы, старинные монеты и древние манускрипты.

Особое место занимает знаменитый Готторпский глобус диаметром более 3 метров, подаренный царю голштинским герцогом – он является небольшим планетарием, чью карту звездного неба могут наблюдать одновременно несколько человек, находящихся внутри него.

Режим работы: ежедневно кроме понедельника и последнего вторника месяца, с 11:00 до 18:00. Цена билета 300 руб, льготный 100 руб.

Адрес: Университетская наб. 3; координаты 59.94149, 30.30453.

История площади

Страницы Дворцовой площади, история, создание архитектурного облика уходит в далекое прошлое, когда только началось формирование города на Неве.

С чего все началось

Истоки уходят в день 5 ноября 1704 года, когда была заложена Адмиралтейская верфь, служившая в качестве крепости. По законам военного времени, нужно было часть земли оставить незастроенной, чтобы в случае нападения неприятеля, на ней разместить боевую артиллерию. После того как Адмиралтейство перестало функционировать, свободное пространство было отдано под склады, а после основали Морской рынок. Оставшаяся часть заросла травой и получила название Адмиралтейский луг.

Град Петра

История Дворцовой площади в Санкт-Петербурге тесно переплетается с основанием и обустройством города. В 1721 году был составлен генеральный план, согласно которому на месте Адмиралтейского луга будут возведены несколько величественных комплексов. Одним из них стал Зимний дворец, который долгие годы служил в качестве резиденции для императоров Царской России. Автором проекта стал Растрелли, по его замыслу, перед дворцом должна была располагаться просторная площадь, в центре которой установлена скульптура Петра Первого восседавшего на коне, а вокруг установлена колоннада. Однако проект не понравился императрице, так как он не гармонировал с другими постройками.

В 1763 году архитектор Алексей Квасцов выиграл конкурс по составлению генерального плана города. По проекту, северная часть площади должна была иметь полукруглую форму.

Строительство здания Главного штаба было начато под руководством Росси в 1819 году и завершилось в 1829 году. В 1834 году на площади была установлена Александровская колонна, как символ победы русских войск над фашистами.

Место действия – дворцовая площадь

Во время правления Романовых на площади организовывались торжественные парады, массовые гуляния, смотры. В 1905 году 9 января был совершен массовый расстрел людей, которые принимали участие в мирной демонстрации трудящихся. Это событие повлекло за собой волнения и Октябрьскую революцию.

В период советской власти площадь была центром культурной и политической жизни. В октябре 1918 года в память об одном из организаторов штурма Зимнего дворца, плац был переименован и стал называться площадь Урицкого. Историческое название было возвращено после прорыва блокады в 1944 году.

В период Великой Отечественной войны на площади было принято решение о создание аэродрома. Для этого нужно было уничтожить Александровский сад и убрать Александровскую колонну. По этой причине идея так и не была реализована.

Фасад храма

Собор представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу – колокольня. Стены с колоннадами и портиками, изготовленными из цельного гранита. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн неодинаковых размеров. Стены облицованы светло-серым мрамором.

На углах и вершинах фронтонов статуи 12 святых апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа. Вершины увенчаны статуями евангелистов, авторов первых 4 книг Нового завета об учении и жизни Христа. По углам собора коленопреклоненные ангелы держат в руках факелы, в которых до 1917 года зажигали газовые горелки, что потрясало воображение прихожан. Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

Главный колокол украшен обликом Исаакия и пятью медальонами с изображением русских государей – от Петра I до Николая I. Фасадный декор смотрится выразительно и монументально: фронтонные барельефы, статуи ангелов, оформление наружных дверей подчеркивают величие Исаакиевского собора. Каждая из архитектурных деталей храма глубоко символична. Фасады украшены неповторимыми скульптурными сюжетами.

Северный фасад

Северный фасад демонстрирует воскресение Христа. В центре рельефного фронтона – поднявшийся из гроба Христос, справа и слева – ангелы, а за ними – перепуганные стражники и потрясенные женщины. Углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. На дверях и нишах – рельефные изображения святых и сцен из библии.

Апостол Петр – с ключами от врат Царства небесного. Он исцелял расслабленных и воскрешал мертвых, шел по волнам моря вместе с Иисусом. Свою веру доказал мученической смертью: при императоре Нероне его распяли вниз головой.

Апостол Павел – с мечом, символом ревностного служения Иисусу Христу. Совершил немало чудес и претерпел много страданий: в Риме при императоре Нероне апостолу отрубили голову.

Евангелист Иоанн, по преданию, завещал ученикам, чтобы погребли его живым, что и было исполнено. Вскоре могилу вскрыли, но тела апостола там не оказалось – подобно Иисусу Христу он воскрес из мертвых.

Западный фасад

На западном фасаде – барельефная сцена встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, символ единения небесной и мирской власти. В лице Феодосия изображен император Николай I, императрица Александра Федоровна – в лице жены Феодосия, а митрополит Серафим – в лице Исаакия Далматского. Тут и сам Монферран, держащий в руках свое детище-храм.

Дополняют оформление скульптуры апостолов Фомы, Марка и Варфоломея. Фома с удивленным выражением лица: он склонен к маловерию, в воскресенье Христа поверил, только дотронувшись до него. Варфоломей изображен с крестом и скребком, которым с него содрали кожу и повесили вниз головой. Евангелист Лука изображен со львом, символом мудрости и отваги. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Южный фасад

На южном фасаде – рельефная сцена «Поклонение волхвов». В центре – Мария с младенцем, сидящая на троне, ее окружают пришедшие на поклон волхвы. Справа около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. Слева – ребенок, в руках которого ларец с подношениями.

Скульптуры апостолов Андрея, Матфея, Филиппа и сцены из Нового завета украшают фасад. Андрей проповедовал учение Христа во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, в виде буквы Х, который с тех пор называют Андреевским. В России он считается покровителем флота. При Петре Великом учредили Андреевский флаг и Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Рядом с Андреем – апостол Филипп, скромный и незаметный, проповедовал Евангелие в Скифии и принял смерть, распятым на кресте. Евангелист Матфей – с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов. Принял мученическую смерть за Христа: избив камнями, его обезглавили.

Восточный фасад

Восточный фасад, выходящий на Невский проспект, украшен барельефом императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель, за что Исаака сковывают цепями и отправляют в тюрьму.

На фронтонах – скульптуры апостолов Луки, Иакова, Симона. Иаков – брат евангелиста Иоанна, решительный и непобедимый в вере, он пострадал быстрее прочих. Его обезглавили в Иерусалиме.

Симон, брат Андрея, изображен с пилой в руках – символом мучений, которые испытывали апостолы. Евангелист Лука изображен с тельцом, символом святости завета. Проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, принял мученическую смерть, распят на оливковом дереве.

Исаакиевский храм — Кафедральный собор и антирелигиозный музеи

Более полувека Исаакиевский собор достойно исполнял функции кафедрального собора: все самые торжественные богослужения проходили именно в нем. После революции собор закрыли, большевики нашли величественному зданию иное применение. Он стал антирелигиозным музеем.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.

Критика проекта Монферрана

В 1820 году Монферран выпустил альбом с гравюрами, изображающими планы и фасады будущего сооружения. На титульном листе был начертан девиз: «Non omnis moriar» (не весь умру), сопровождавший Монферрана всю жизнь. А вот об издании альбома архитектору вскоре пришлось пожалеть. Ему были предъявлены обвинения в техническом несовершенстве проекта и ряде грубых архитектурных ошибок, в нем допущенных.

С критикой проекта выступил архитектор А. Модюи, приехавший из Франции в Петербург на восемь лет раньше Монферрана. Модюи занимал высокий пост члена Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он представил записку с замечаниями по проекту Монферрана в Академию художеств.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установленпамятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.

Интересные факты

Исаакиевский собор – уникальное сооружение с интереснейшей историей. Ниже мы собрали интересные факты об Исаакиевском соборе, которые касаются его строительства и самой конструкции.

  1. Гранит для фундамента собора добывали в карельских каменоломнях. Это были огромные монолиты с массой от 60 до 114 тонн. Доставка их к месту строительства была одной из тяжелейших операций. С одним из инженеров, который работал на стройке, произошла курьезная ситуация. Он придумал новый метод доставки этих тяжелых блоков. Однако вместо повышения или поощрения изобретатель получил строгий выговор за то, что не додумался до своего новшества раньше. Его обвинили в том, что своей нерасторопностью он ввел государственную казну в большие расходы.
  2. Теперь о финансовых затратах. Собор обошелся российскому бюджету в 23 млн рублей – колоссальную цифру для того времени. И это стоимость только последнего собора, который строил Монферран.
  3. Дорого обошлась постройка храма и в человеческих жизнях. Это была грандиозная стройка, в которой участвовали более 400 тыс. человек. В основном это были крепостные крестьяне. Только фундамент собора укладывали 125 тыс. рабочих разных специальностей на протяжении пяти лет. Даже по официальным данным, более 25% из них погибли от болезней и несчастных случаев. Реальная статистика, вероятно, еще печальнее. 
  4. Для отделки храма потратили большое количество драгоценных металлов и камней. Было использовано 400 кг золота, 500 кг лазурита, 16 тонн малахита – это далеко не полный ценных материалов. Фасады храма украшают 300 статуй и барельефов, общая площадь мозаики немногим меньше футбольного поля – 6,5 тыс. кв. метров.
  5. Купола золотили опасным для человека методом с использованием ртути. Парами этого ядовитого металла отравились 60 мастеров. Всего же на золочение куполов пошло более 100 кг драгоценного металла. Во время войны купола храма замазали серой краской, чтобы они были менее видны с воздуха. Но это мало помогало, слишком уж заметным был этот объект.
  6. Пространство между фермами купола заполнено пустыми глиняными горшками. Такое решение улучшило акустику храма и облегчило общий вес купола. Благодаря горшкам купол имеет отличную теплоизоляцию и не промерзает даже в сильные морозы. При строительстве использовали более 100 тыс. горшков.
  7. Толщина кирпичных стен здания составляла от 2,5 до 5 метров. Для кладки использовался известковый раствор, а многочисленные металлические профили предавали ей дополнительную жесткость. Параллельно со строительством стен проводились облицовочные работы.
  8. Огюст Монферран строил Исаакиевский собор сорок лет, из-за чего родилась интересная легенда. Злые языки утверждали, что мастеру предсказали скорую смерть после окончания строительства. Поэтому он никуда и не спешил. Было ли такое пророчество на самом деле или нет – неизвестно, но после окончания работ архитектор действительно прожил всего лишь один месяц.

Исаакиевский собор

Содержание страницы

  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
  • Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Признаюсь, символом Петербурга для меня является Исаакиевский собор. И наоборот, Исаакий — мой любимый собор из всех виденных. Питер зачастую сравнивают с Венецией из-за каналов. Я не разделяю этого мнения. Я был в обоих городах, обоими проникся и оба полюбил, однако общего между ними не нашёл. А вот с Римом нашёл. Из-за купола. Исаакиевский купол неизменно напоминает мне купол ватиканского собора в Вечном Городе.

Монументальный — вот то одно слово, которым можно описать Исаакиевский собор. И он действительно таков. Это самый большой православный храм Петербурга. У него прототипах числятся собор Святого Павла в Лондоне, Пантеон и Дом Инвалидов в Париже. И его действительно можно отнесли к пантеонообразным храмам. И естественно, что внутри него висел маятник Фуко. За счёт 98-метровой длины нити, к которой подвешивается шар, вращение Земли было очень даже очевидным. Но его сняли. Сам маятник хранится в подвалах собора.

На самом деле, мы видим уже четвёртую версию храма. Первая была вообще деревянной и находилась в сквере напротив современного Адмиралтейства. В ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Тот деревянный храм был построен в 1710 году, и лишь на 7 лет младше самого Петербурга. От него и считается возраст Исаакия. Можно сказать ровесника самого города.

Потом храм трижды перестраивался и кочевал по всему скверу, пока не оказался на нынешнем месте. Это случилось уже при Александре I, а строил его молодой француз Огюст Монферран.

Его строили 40 лет, но собор вышел на славу. Помимо грандиозных масштабов Исаакий поражает количеством материалов, которые использовались при его строительстве. 43 породы минералов! Гранитный цоколь, стены облицованы серым мрамором, гранитные же колонны как на четырёх портиках, так и на втором ярусе вокруг барабана. На золочение купола ушло около 100 кг золота.

Интерьеры украшены белым, жёлтым и зелёным породами мрамора, а также яшмой и порфиром.

Высота собора составляет 101,5 метров. И круговая обзорка вокруг барабана считается одной из лучших в Питере. Когда бы вы ни проходили мимо Исаакия, там всегда будут люди. Особым шиком считается вечерняя обзорка. Ну а что тут твориться на белые ночи, даже представить страшно.

Собор действительно огромен. Моферран считал, что Исаакий может вместить 7 000 человек. Он рассчитывал, что дамы будут в пышных юбках, и каждая будет занимать 1 квадратный метр. При нынешней моде Исаакиевский вмещает 12 000 человек.

Во время Блокады купол Исаакия перекрасили в серый цвет, чтобы избежать бомбёжки. В его подвалы свезли экспонаты со многих музеев Петербурга, где они благополучно и сохранились. Собор действительно не бомбили. Считается, что он служил ориентиром для бомбардировщиков. Может это и правда, но такие же рассказы я слышал и про кёльнский собор. И всё же, на стенах Исаакия и по сей день можно обнаружить следы артобстрела.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: