Усадьба абрамцево в подмосковье: сказочный мир абрамцевского кружка

Интересные факты об Абрамцево

В Абрамцево была написана знаменитая картина Серова Валентина Александровича —
Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой 1887 г. (находится в Третьяковской галерее). На портрете изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова (20 октября 1875 – 27 декабря 1907) — дочь Мамонтова Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны.

Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно синим бантом; на столе нож и персики. В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет Вера Мамонтова заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой

С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

История Абрамцево

Абрамцево было основано в XVIII в. и изначально называлось Абрамково. В то время усадьба принадлежала сподвижнику императора Петра I Федору Головину. Он придал ей типичный для дворянских имений вид. До сих пор в Абрамцеве растет дуб, посаженный при первых владельцах усадьбы, ему уже более 300 лет. После смерти писателя Сергея Аксакова, выкупившего имение у наследников Головина, оно пришло в упадок. Но в 1870 г. его приобрел Савва Мамонтов, известный московский предприниматель, председатель правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. При нем усадьба расцвела: появились баня, скульптурная мастерская, уникальное здание храма Спаса Нерукотворного (построено по проекту В. Васнецова и В. Поленова), беседка Васнецова, которую в шутку называют «Избушка на курьих ножках».

С. Мамонтов был известным меценатом. Для многих художников его поддержка открыла путь в большое искусство. В истории русской культуры известен «Абрамцевский кружок» — сообщество художников, которые приезжали в Абрамцево творить. В разное время в него входили Репин, Поленов, Нестеров, Шаляпин, братья Васнецовы, Врубель, Суриков, Коровин, Трубецкой, Остроухов, Левитан.

С приходом советской власти усадьба была национализирована. В 1923 г. Абрамцево было превращено в дом отдыха работников искусств. В настоящее время в состав музея-заповедника входит не только усадьба, но и бывший лечебный корпус санатория (отдел «Советские художники в Абрамцеве»), отдел художественных ремесел, бывший дом отдыха «Абрамцево».

Площадь музея-заповедника составляет 50 га, включая парк, и на его осмотр можно потратить целый день. В музейном собрании насчитывается почти 25 тысяч экспонатов, связанных с историей владельцев Абрамцева, художников и писателей, бывавших здесь.

Абрамцево в ХХ столетии

Абрамцево постигла судьба многих имений послереволюционного времени – в 1918 году оно было национализировано, но к чести тогдашнего правительства, не разрушено, а превращено в музей. Его хранительницей стала дочь предпринимателя Мамонтова – Александра Саввишна. Музей получил Охранную грамоту и статус музея-усадьбы.

Однако уже в 1932 году этот объект прекратил своё существование. В зданиях бывшей усадьбы обустроили дом отдыха для деятелей искусства.

Начиная с 1960-х годов здесь базировалась художественная студия «Новая Реальность» под руководством Элия Белютина. Художники данного творческого объединения в условиях жесткой цензуры сумели создать оплот неформального искусства всесоюзного масштаба. Здесь, в Абрамцево, «Новая Реальность» проводила все свои (неформальные) выставки, так как на другие, официальные площадки их попросту не допускали. Причиной тому стал инцидент, который произошел 1 декабря 1962 года в столице СССР.

В этот день в Московском Манеже проходила художественная выставка авангардистов, которую решил посетить Никита Хрущев. Однако генсек явно не был готов адекватно воспринимать абстрактное искусство. Работы всех художников на этой выставке он предал резкой критике, активно используя в своем лексиконе нецензурную брань. Со словами «мой внук и то лучше рисует» и «советскому народу это не нужно» Никита Хрущев запретил деятельность целого ряда художников и поставил крест на развитии авангардизма в СССР.

Вскоре родным домом для непонятых деятелей искусства стала усадьба в Абрамцево, которая приютила студию «Новая Реальность» почти на 30 лет.

Абрамцево в наше время

Заповедник раскинулся на несколько десятков гектаров. Посетители могут познакомится с памятниками архитектуры, заглянуть в усадебный дом, прогуляться по великолепному густому парку. Более 25 тысяч разных музейных предметов, которые расскажут об известных гостях усадьбы, среди них: литераторы, писатели, художники, поэты, актеры и множество других деятелей современности.

Архитектурный ансамбль включает в себя следующие постройки:

  • кухня;
  • «Скамья Врубеля»;
  • мастерская;
  • усадебный дом;
  • баня-теремок;
  • «Избушка на курьих ножках»;
  • церковь Спаса Нерукотворного;
  • поленовская дача;
  • верхний пруд;
  • нижний пруд.

Судьба Музея Абрамцево

В самом конце 19 века Савву Тимофеевича арестовывают на основании дела о финансовых махинациях и сажают в тюрьму. Хотя впоследствии его оправдывают и освобождают, материально он потерял практически все.

Однако, Усадьба Абрамцева, оформленная на его жену, осталась владением их семьи. С.Мамонтов в дальнейшем занимался перевезенной в Москву керамической мастерской, изделия которой по проектам Врубеля, Коровина, Васнецова украсили собой фасады Метрополя и Третьяковской галереи, залы Ярославского вокзала.

Панно М.Врубеля на фасаде гостиницы Метрополь

После революции национализированное Абрамцево получило от Наркомпроса Охранную грамоту. Тот день — 10 октября 1918 г. — считается Днем рождения музейного заповедника. Первым создателем его была младшая дочь Саввы – Александра Саввишна.

Музей просуществовал до 1932 года, после чего на усадебных территориях для трудящихся на ниве искусства организуется Дом отдыха, частыми гостями которого были Г.Александров с Л.Орловой, Т.Хренников и прочие деятели. На другом берегу Вори сооружается поселок Художников.

Дом отдыха  к 1938 году становится Санаторным учреждением для работников образования. Во время Второй мировой войны бывшая абрамцевская усадьба занимается военным госпиталем.

Памятный камень о событиях Великой Отечественной войны

После войны усадьбе был возвращен музейный статус, вернее части ее территории. Ибо другая его часть стала Санаторием для Академии наук. Хранителем восстановленного музея стал сын Саввы Мамонтова – Всеволод.

К концу 70-х гг. 20 века абрамцевский музей стал хозяином всей территории усадьбы и назывался он теперь Государственным историко-художественным и литературным музеем-заповедником «Абрамцево».

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В двадцати минутах езды от парка-отеля «Абрамцево» в Сергиевом-Посаде находится Свято-Троицкая Лавра – духовный центр Руси.

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», возобновлена весной 1946 года.

История образования усадьбы

Еще в далеком 16 веке территории Обрамково и соседней деревни Мутовки были помещичьей собственностью некого Волынского. К началу 18 столетия имением стал владеть Ф.И.Головин, ушедший в отставку после 20-летней службы на флоте Петра Первого. В Абрамкове он осядет почти на полвека, и именно им создастся общий облик усадьбы, ее построек и их расположений, который практически сохранился до нашего времени.

Река Воря на картине Поленова «Осень в Абрамцево»

Высокий берег реки Воря займет одноэтажное господское деревянное сооружение, окруженное хозяйственными строениями на западе, регулярным парком, спускающимся к Воре – на востоке, фруктовым садом на севере и проселочной дорогой на юге. Эта единственная дорога соединяла усадьбу с Хотьковским монастырем, откуда шли пути к Троице-Сергиевой Лавре и к Москве.

Небогатый и небольшой Господский дом был окружен на диво живописными и богатейшими охотничьими и рыболовными угодьями, а также ягодно-грибными лесами.

Художник А.Васнецов — Абрамцевский пейзаж

В конце 18 века абрамцевскую усадьбу приобретает Л.В.Молчанов, при котором господский дом надстраивается мезонином. Парковый спуск к реке украшается террасой, а около реки появляется искусственный пруд, существующий и поныне. 

Восточный фасад Усадебного дома с открытой террасой в сад

А уже с 1843 года хозяевами усадьбы становится многодетная семья Аксаковых.

Усадьба Абрамцево при Мамонтовых

Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.

Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.

При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.

В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.

Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.

Баня-теремок

У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.

«Избушка на курьих ножках»

Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.

Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.

Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.

На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.

Церковь Спаса Нерукотворного

Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.

1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.

В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.

Скамья Врубеля

Восстановление усадьбы Абрамцево

В послевоенные годы усадьба стала яблоком раздора двух организаций: Академия наук СССР с руководителем Вавиловым и Союз художников СССР с руководителем Герасимовым. Каждая хотела получить доступ к историческому месту.

В 1947 г. Академия наук побеждает в споре и поместью снова присваивают статус музея, научным руководителем которого, назначают Грабаря. Часть территории отдают санаторию для академиков. 1950 г. – возобновление работы усадьбы как музея.

Через 27 лет Абрамцево получает статус заповедника и всю территорию имения. Немного спустя окончательно заканчивают реставрацию и общественности открывают новые экспонаты.

Музей-заповедник «Абрамцево»

Усадьбе принадлежит обширная территория в 50 га, на которой размещены несколько памятников архитектуры и большой парк. Музейные коллекции, собранные здесь, очень богаты и содержат более 25 тыс. экспонатов – живописных и графических работ, скульптурных произведений и изделий народного творчества, редкие архивы и фотографии.

Поленовская дача

Центральное место музейного ансамбля занимает самое старое здание в Абрамцево — главный усадебный дом, возведенный в XVIII веке. Его современная экспозиция посвящена семье писателя Аксакова и членам Мамонтовского художественного кружка.

В здании, где раньше размещался лечебный корпус, можно осмотреть постоянную экспозицию картин российских художников XX и XXI веков. В одноэтажной деревянной кухне сегодня хранятся собранные мамонтовцами предметы русского народного искусства. В узорчатом резном тереме Студии-мастерской регулярно проходят временные выставки работ известных живописцев, художников-графиков и скульпторов, а также мастеров декоративно-прикладного творчества. А одноэтажная баня-теремок хранит коллекцию мебели и предметов быта из старых усадебных столярных мастерских.

Беседка — «Избушка на курьих ножках»

Замечательным по красоте строением на территории музея-заповедника является церковь Спаса. Ее первоначальный проект разработал художник В.Д. Поленов. И его работу продолжил В.М. Васнецов. Архитектурная стилизация под русскую старину и оформление иконостаса этого храма поистине уникальны. Большинство икон для него были написаны самыми известными художниками мамонтовского кружка. Богослужения в храме Спаса проходят несколько раз в году, по памятным для Абрамцево праздникам.

Совершенно оригинальным архитектурным памятником 80-х годов XIX века можно считать деревянную беседку – «Избушка на курьих ножках». Она находится неподалеку от церкви. Кроме того, на территории музея-заповедника можно побывать в одноэтажной Поленовской даче, где художник проживал вместе с супругой.

«Скамья Врубеля»

Посетив усадьбу, обязательно стоит прогуляться по ее замечательному парку. Он разбит на трех террасах, спускающихся в долину реки Вори. В тенистом парке сохранилась старая Гоголевская аллея. По аккуратным парковым дорожкам хорошо бродить в любое время года, но особенно приятно здесь бывать летом и в начале осени.

Достопримечательности усадьбы Абрамцево

На приусадебной территории расположена внушительных размеров скамья, на которой нельзя отдохнуть в ходе прогулки. В стеклянную витрину заключено произведение прикладного искусства, для которого Михаил Врубель не только выполнил эскиз очертаний, но и придумал оригинальный сюжет росписи с использованием изразцов собственного изготовления.

Рассказ о керамической мастерской еще впереди, касательно изразцовой скамейки, которую иногда именуют диваном, впечатления посетителей обычно восторженные. Воплощенный в необычном материале сказочный сюжет, а также красота самих изразцов не оставляют равнодушных, есть только досадующие на блики от стеклянного ограждения.

Подлинной жемчужиной усадьбы Абрамцево считается церковь Спаса Нерукотворного, построенная по проекту Васнецова с корректировкой Поленова. Одноглавый храм выполнен как одно целое с колокольней, в нижней части которой расположены входные двери. Звонница оборудована двумя бойницами разной величины, соответствующими размерам самих колоколов. Над входом помещен лик Спаса Нерукотворного, исполненный в технике майолики Поленовым.

Несколько позднее к церкви была пристроена часовня, помещения сообщаются окошком в красочном обрамлении. Подле часовни расположено семейное кладбище Мамонтовых, где в 1918 году погребен и хозяин усадьбы Абрамцево.

Иконостас алтаря церкви Спаса Нерукотворного выполнен в мастерской усадьбы Абрамцево из дерева с филигранной резьбой. Использована в основном техника создания выпуклых изображений, хотя отдельные элементы выполнены способом сквозной ажурной резьбы. В иконостасе представлены произведения религиозной живописи, исполненные выдающимися художниками того времени.

Святые врата украшены  работой Васнецова, справа от них образ Спаса Нерукотворного кисти Репина, где выделяется голова Спасителя, а окружающий фон непривычно светлый. Наружные стенки клиросов расписаны рукой Васнецова бабочками и цветами на синем фоне. Участвовал Виктор Михайлович и в устройстве мозаичного пола церкви, не только написав эскиз, но и помогая в укладке. Мозаика составлена из серой мраморной крошки фона и камешков из реки Вори, собранных всем коллективом.

Оклады икон алтарного иконостаса церкви Спаса Нерукотворного исполнены в необычной манере, их обрамления схожи с металлическими трубами из-за округлой формы планок и серебристой окраски. Лампады и подсвечники помещены возле крайних икон, в том числе Николая Чудотворца в левой части.

Прекрасно прорисованное изображение популярного на Руси святого принадлежит кисти Николая Неврева, известного члена Товарищества передвижников, разделяющего творческие воззрения и искания абрамцевского художественного кружка. Привлекательна узорная обработка металла, использованная при создании лампад церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево.

На фоне произведений иконописи изразцовая печь выглядит несколько инородно и резко от них отличается, что не умаляет художественных достоинств этого образца прикладного искусства. Рассмотрение технологических особенностей изготовления изразцов последует далее, пока следует сказать, что эту печь, как и все прочие в усадьбе Абрамцево, оформили изразцами производства Михаила Врубеля.

Искусство керамики было одним из увлечений этого разностороннего мастера, автора известнейшего панно гостиницы Метрополь – Принцесса Греза. Церковная печь украшена изразцами с растительным орнаментом, в нише – часто используемые Врубелем изображения жар-птиц.

История

Сергей Тимофеевич Аксаков в 1843 году купил имение «Абрамцево», поразившись красоте местной природы. В то время здесь были созданы лучшие его произведения, ставшие со временем золотой классикой русской литературы. При Аксакове в усадьбе часто бывали Гоголь, Тургенев, Тютчев, Погодин и многие другие выдающиеся деятели той эпохи. Пожалуй, тот период оставил самый яркий след в литературной истории усадьбы. В 1859 году Аксаков умер, после чего «Абрамцево» пришло в запустение.

В 1870 году усадьбу у дочери Аксакова выкупил известный меценат, железнодорожный промышленник и предприниматель Савва Иванович Мамонтов. Он был большим поклонником русского искусства, покровителем художников и творческих людей, любил театр. Частыми гостями усадьбы в то время стали известные художники Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель, Федор Шаляпин. Живописцы во многих своих работах запечатлели как саму усадьбу, так и ее жителей.

Знаменитая картина Серова «Девочка с персиками» была написана с 11-летней Веры — дочери Мамонтова в 1887 году. А персики, изображенные на картине, были выращены в усадебной оранжерее.

При Мамонтове территория «Абрамцево» была значительно расширена и благоустроена, а господский дом стал больше и богаче. Этот период признан настоящим художественным расцветом усадьбы. Благодаря творческому содружеству именитых художников и Мамонтова в усадьбе был организован знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В то же время здесь появились столярная, резная и керамическая мастерские, ставились любительские спектакли, положившие начало Московской частной русской опере.

После Октябрьской революции 1917 года усадьба была национализирована. С 1918 года она стала музеем, первой хранительницей фондов которого была Александра Саввична Мамонтова — дочь промышленника. При этом, жизнь усадьбы как центра притяжения творческих людей была продолжена, в «Абрамцево» продолжали приезжать и создавать свои произведения известные художники, скульпторы и многочисленные представители творческой интеллигенции.

История усадьбы

Усадьба Абрамцево до 1843 года находилась в собственности помещика Волынского, затем ее выкупил писатель С.Т. Аксаков – автор сказки «Аленький цветочек». Когда Аксаков умер, имение на долгое время осталось без присмотра и пришло в запустение.

Всеволод Мамонтов

Сегодня в поместье сохранилось всего несколько зданий, где и проводятся экскурсии. Сам Мамонтов не жил в Абрамцево: здесь он организовал художественный кружок, участниками которого были многие знаменитые живописцы того времени. Там же располагались мастерские по изготовлению посуды и мебели.

После Февральской революции многие такие поместья были национализированы, и усадьба тоже перешла в ведомство Советской власти. Но постройки не стали использовать в качестве хозяйственных помещений или расселения людей: напротив, объект сохранили и организовали здесь музей, а позже (в тридцатых годах) его сделали Домом отдыха кинематографистов. Все экспонаты (на тот момент их было около двух тысяч) были вывезены, но вскоре комплексу вновь вернули статус музея, а его директором стал сын Саввы Мамонтова — Всеволод.

Послевоенная история усадьбы развивалась бурно. Несмотря на то, что официально она считалась музейным комплексом и даже находилась под охраной государства как объект культурного наследия и архитектурный памятник, многие здания были отведены под санаторий, и только в 1977 году усадьба Абрамцево стала полноценным музеем.

В 1989 году в состав комплекса вошел абрамцевский дом отдыха, но комплекс лишился некоторых построек. Так, помещения мастерских, в которых изготавливались керамические изделия, были отданы под экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов, а столярная мастерская после многих реконструкций стала художественным колледжем.

В 1995 году комплекс был официально признан памятником федерального значения.

Как добраться до музея-заповедника «Абрамцево»

Усадьба расположена в 60 км от столицы, на территории Сергиево-Посадского района Московской области в селе Абрамцево, на Музейной улице, 1.

На электричке и пешком. От Ярославского вокзала в Москве через станцию «Абрамцево» ходят электропоезда, направляющиеся в Сергиев Посад, Александров и Балакирево. До станции электричка доходит за 1,10 -1,15 ч. От платформы путь до усадьбы составляет чуть более 1,5 км и проходит по живописной лесной тропе (общее направление – на запад). Дорога эта не утомительная и очень живописная. Заблудиться не получится – на деревьях во многих местах висят указатели к усадьбе.

Верхний пруд

На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе – до поворота на Лешково и Радонеж. Далее следует доехать до Хотьково, и отсюда повернуть на Абрамцево. Ко входу в усадьбу ведет главная дорога.

На автобусе. Из Сергиева Посада до усадьбы ходят рейсовые автобусы и маршрутки № 55 (8 рейсов в день). Время в пути – около часа. При посадке нужно быть внимательным – на машине должно быть указано, что маршрутка идет до Абрамцево. В противном случае, она довезет лишь до Хотьково.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: