Старотатарская слобода в казани: как добраться до истории

Преследование мусульманства в Казани (16-18 века)

Однако, многие татары продолжали исповедовать ислам, хотя храмы возводить им более не позволялось. Тем не менее, почти через сорок лет после взятия Казани в конце 16 века в Татарской слободе, как называлось место поселения татар, все-таки появились первые мечети. Но казанский митрополит Гермоген, ярый поборник христианизации, сообщил об этом нарушении в своей челобитной государю Федору Иоанновичу. После чего все возведенные мечети были уничтожены, а строить новые запрещалось строго-настрого. И это правило соблюдалось неукоснительно очень длительное время, хотя в отдаленных районах губернии мечети все-таки строились.

В первых десятилетиях 18 столетия, Петр Первый серьезно занялся вопросом крещения оставшихся мусульман. В 1713 году он распорядился за полгода крестить всех зажиточных жителей Татарской слободы. В 1720 году по тому же поводу был издан новый указ. В данных указах новообращенным христианам давались определенные льготы и даже денежные премии, а у некрещеных богатеев отбирались православные работники. Особого отклика эти указы не нашли, а некоторые мусульмане крестились фиктивно – для получения льгот и денег.

Вопросом крещения казанских татар занимался самолично и Петр Первый

В 1749 году Л.Конашевич добивается переселения части татар-мусульман подальше от городского центра на юго-запад за озеро Кабан, где со временем образуется Ново-Татарская слобода, в которой обоснуется рабочее и ремесленное население, и где позднее будут создаваться промышленные предприятия.

Лука Конашевич был одним из многих, кто боролся за христианизацию татар

По наветам Л.Конашевича из Петербурга в 1752 году приходит новый царский указ о повсеместном уничтожении всех имеющихся мечетей. Однако, самоуправство и фанатизм архиерея, вызывающие массовые жалобы у татарского населения, дошли до Петербурга и в 1755 году Л.Конашевич был переведен на службу в другой город, где и закончил свою жизнь. Хотя легенды гласят, что этот жестокий человек был заточен в Свияжский монастырь, где его покарал Всевышний, свернув ему шею.

Достопримечательности Старо-Татарской слободы

После событий 1917 года многие исторические строения слободы были снесены, а на их месте были построены жилые здания и иные сооружения, не отличающиеся индивидуальностью. Тем не менее, здесь все еще есть на что посмотреть.

Архитектура слободы. Фото: @dagunza

В дореволюционные времена в Татарской слободе жили выдающиеся представители татарской интеллигенции, купечества и духовенства. Практически каждая имеющая культурную ценность постройка связана с именем знаменитого горожанина, проживавшего на территории слободы. Одна из таких – дом Шамиля.

Особняк, датируемый второй половиной XIX века, был возведен на средства купца Первой Гильдии Ибрагима Апакова. Фасад здания представляет собой вариацию на тему средневековой архитектуры и внешне напоминал европейский замок. Дом был предназначен в качестве подарка на свадьбу 18-летней дочери купца, вышедшей замуж на почтенного 45-летнего генерала, сына имама Шамиля. Позже, после скоропостижной смерти генерала, молодая вдова продала дом купцу Ибрагимову, который впоследствии открыл в его стенах кондитерскую лавку.

Дом Шамиля. Фото: @tatnews.travel

Непременно стоит увидеть двухэтажный Дом Юнусовых-Апанаевых с арабскими вензелями на фасаде, образец деревянного зодчества дом Вали, строгую и минималистичную Усадьбу Кушаева и роскошный Дом Муллина, которые также составляют архитектурное наследие города.

Мечеть Марджани. Фото:@ akbar_torres_

Отдельного внимания заслуживают мечети, возведенные в XVIII-XIX века – Мечеть Нурулла и Мечеть Марджани. Обе святыни представляют собой великолепные образцы мусульманской архитектуры и внесены в список культурного наследия республики.

Музеи Старой татарской слободы

Казань – родина многих деятелей искусства и культуры. В городе есть немало интересных музеев, посвященных татарским деятелям. Одно из таких мест – Литературный музей Габдуллы Тукая.

Экспозиция знакомит с личностью выдающегося поэта. В музее представлены личные вещи Тукая, прижизненные фото, посмертная маска и первые издания его произведений.

Адрес музея: ул. Габдуллы Тукая, 74.

Время работы: 10:00-17:00, кроме понедельника.

Цена билета: Полный билет – 100 рублей. Льготный – 50 рублей. Экскурсионное обслуживание – плюс 50 рублей к цене билета.

Музей Тукая. Фото: @ muzey.tukaya

Каюм Насыри – еще один великий казанец. Музей располагается в доме, где некогда жил и творил ученый и просветитель. На выставке представлены личные вещи Насыри и этно материал, собранный ученым в разных уголках Татарстана.

Адрес: Улица Парижской коммуны, 35.

Время работы: Вторник-суббота с 10:00 до 17:00, в пятницу музей закрывается на час раньше.

Цена билета: Полный билет без экскурсионного обслуживания – 50 рублей. Льготный – 30-40 рублей.

Музей Насыри. Фото: @ museum_kayum_nasyri

Пожалуй, самый притягательный музей слободы – Музей чак-чака. В этом месте путешественникам предложат чашку ароматного чая из русского самовара и традиционные татарские сладости чак-чак, баурсак и как-тош. За беседой с гостеприимными хозяевами туристы узнают о татарских чайных традициях и способах приготовления всеми любимого медового лакомства.

Адрес: Улица Парижской коммуны, 18.

Время работы: Ежедневно с 10:00 до 20:00.

Цена билета: Полный билет в будние дни – 350 рублей, в выходные – 400 рублей. Действуют льготы.

Создание Татарской слободы (середина 16 в.)

Казань, являющаяся столицей Казанского ханства с середины 15 века, переняла очень много ключевых моментов от существовавшего здесь прежде средневекового государства – Волжской Булгарии. В качестве булгарского наследства оказались многие методы ведения хозяйства, ремесла, бытовые и культурные традиции, искусство. Унаследовало Казанское ханство и булгарскую религию – ислам, принятый в городе Булгаре в 922 году на торжественной церемонии с представителями Багдадского или Аббасидского халифата. Более подробно о тех далеких исторических событиях можно прочитать здесь.

Исламская религия стала государственной еще в 10 веке в городе Булгаре

Новая власть начала покорение нового присоединенного края, прежде всего, с уничтожения мусульманских святынь в виде мечетей и альтернативного возведения православных храмов, три из которых были основаны прямо на кремлевской территории. Из них сегодня до нашего времени дошли Благовещенский собор и Спасский храм в Спасской башне, конечно, в достаточно измененном виде. Создавались в Кремле и монастыри. Да и сама кремлевская территория очень активно начала заселяться русскими переселенцами.

Архитектурный облик Казани с середины 16 века становился православным

А что же стало с местным татарским населением? Понятно, что большая часть защитников Казанского Кремля была уничтожена, часть, возможно, бежала на окраины ханства. Так вот, царским указом оставшееся местное население с мусульманским вероисповеданием, было, во-первых, выселено за городскую территорию, т.е. за реку Булак и озеро Кабан. Во-вторых, началось насильственное обращение их в православную веру.

Возрождение мусульманства в Казани (18-19 вв.)

В начале 60-х годов 18 века, после прихода к власти Екатерины Великой, правительственная политика по отношению к другим религиям, в том числе и к мусульманству, резко меняется. Новая российская императрица, сама сменившая лютеранство на православие, достаточно благосклонно относилась ко всем религиозным течениям и к представителям всех национальностей. В 1763 году татарские купцы получают право вести торговлю по всей стране, а в 1767 году императрица лично посещает Казань и знакомится с представителями всех ее вероисповеданий.

Период правления Екатерины Великой стал переломным для казанских татар

После встречи с представителями делегации татарских мусульман, рассказавших ей о своем угнетенном религиозном положении и отсутствии храмов, Екатерина Вторая разрешает строительство двух каменных мечетей на территории Татарской слободы, а впоследствии подписывает Указ о терпимости всех вероисповеданий в России (1773 г). К тому же, императрица разрешает создать местное мусульманское управление – муфтиат.

С этого периода на территории Татарской слободы начали активно возводиться каменные мечети, первой из которых стала Мечеть Аль-Марджани (1771 г.). За ней следом выросли Апанаевская и Бурнаевская мечети. По мусульманским нормам богослужения непременно должны совершаться пять раз на дню, и поэтому, чтобы не опаздывать на намазы, мечети должны были находиться в пределах шаговой доступности. Таким образом, мечети стали сооружаться все чаще и многие из них неоднократно перестраивались.

Вид первых каменных мечетей Казани и сегодня привлекает внимание художников

Надо отметить, что ислам в Казани развивался немного по-другому сценарию, нежели в других восточных странах. Вероятно, очень тесное соседство с русскоязычным православным населением и его культурой, оказало влияние и на развитие татарской культуры и религии. Обучение в мусульманских медресе имело очень широкий диапазон изучаемых предметов – от чтения и письма до физики, истории и психологии. Уже в начале 20 столетия в Татарской слободе появляется первая труппа татарского национального театра. Да и женщины-татарки, проживающие в Татарской слободе, сбросили покрывала и открыли свои лица одними из первых в мусульманских регионах страны и задолго до Октябрьской революции.

В конце 19-начале 20 вв казанские татарки даже фотографировались

Прогулка по Казани. Фоторассказ четвертый. Старо-татарская слобода

Казань, Казань, великая Казань.

Не властны над тобой года,

По-прежнему ты молода,

В силу исторических причин до 1917 года, Казань имела две ярко выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных национальных культур: русской и татарской. Русскую часть центра мы посмотрели в первой,второй,третьей частях фоторассказа, в четвертой речь пойдет о татарских слободах, граница этих разных национальных районов проходила аккурат по протоке Булак и озеру Нижний Кабан.

После завоевания Казани войсками И.Грозного, Казань стала не только крупным Русским городом, но и городом с русским населением. Остатки ее татарских защитников были истреблены и изгнаны. Лишь небольшая часть татар, делом доказавших свою верность новой власти, получила возможность поселиться в непосредственной близости от города за стенами посада, образовав Старо-татарскую слободу. Татары проживавшие в слободе, хотя и были лояльны властям, тем не менее, не считались до конца благонадежными. Им строго-настрого запрещалось посещать русскую часть города, со временем это ограничение сошло на нет. Уникальность Старо-татарской слободы заключается в том, что она представляет собой сохранившийся комплекс памятников периода формирования татарской нации 19-го-начала 20 веков. Старо-татарская слобода несмотря на ощутимые потери последних десятилетий, остаётся наиболее сохранившейся исторической территорией, здесь с веками, можно сказать, создалась своя казанская культура, ни на что не похожая.

Начнем прогулку с канала Булак, вернее с его прогулочных зон, в переводе с татарского «болак» — «небольшая речка». По сути этот проток, самая настоящая граница Востока и Запада, Христианства и Мусульманства, Русского и Татарского мира.

Канал появился здесь ещё в ханской Казани, когда реку соединяющую систему озёр Кабан и реку Казанку, спрямили, облагородили-укрепили дубовыми брёвнами берега и ими же выстлали дно, превратив, таким образом, реку в крепостной ров под самыми стенами Кремля и посада. Долгое время, до 19 столетия включительно, Булак имел статус судоходного водоема, имелись даже разводные деревянные мосты. В общем, канал издавна был местом, где кипела торговля. Торговые склады и пристани с лавками, здесь соседствовали с банями, гимназиями и усадьбами. Но со временем Булак превратился в сточную канаву-головную боль городских властей. Только в советские времена протока как-то стала благоустраиваться, в частности в 1950-годах провели очистку и облагородили берега, тогда же заменили все старые деревянные мосты, на новые железобетонные. Кстати, мостов сейчас шесть, наибольший интерес представляет из себя Лебедевский-первый каменный мост построенный в 1907 году, назван так был в честь А.Лебедева-городского головы, при котором этом мост строили. Также в 50-е годы проток был заточен под землю с выходом к реке Казанки. Теперь на этом месте где журчала старинная река — площадь Тысячелетия. На сегодняшний день Булак неплохо благоустроен, шарма добавляют и многочисленные фонтаны бьющие из воды, почему-то не работавшие в мой приезд

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: