Ошмяны. Костел Святого Михаила Архангела
Первый костел в Ошмянах был построен на средства короля ВКЛ Ягайло в 1387 году – Ошмяны тогда служили одной из резиденций литовского двора.
Сначала костел был деревянным, после – каменным. В 1830-х годах пострадал сначала во время восстания, потом от пожара. Восстановили его на добровольные пожертвования.
К 1899 году храм перестал вмещать прихожан и по проекту зодчего Вацлава Михневича был перестроен в стиле необарокко. Освятили обновленную трехнефную базилику с двумя пятиярусными башнями в 1906 году.
В 1948 году по велению советской власти сбросили кресты, сняли купола, уничтожили интерьер, внутри сделали склад. Однажды хранящееся в здании льноволокно загорелось. Обгоревший костел-склад местные власти в 1969 году передали Вильнюсскому заводу радиоизмерительный приборов под производство – это спасло святыню от полного разрушения. За 10 лет здание было полностью восстановлено.
В 1990 году завод передал храм костельной общине, демонтировав производство. В 1994 году отреставрированный костел снова принял верующих.
Престольные праздники
Праздник Святейшего Сердца Иисуса является переходящим праздником, зависящим от Пасхи. Он отмечается на 12-й день после празднования Троицы и одновременно на 8-й после празднования Пресвятой Евхаристии. Он имеет статус торжества, что ставит его в ранг высочайших католических праздников наряду с такими праздниками как Благовещение, Богоявление, Пасха и другие.
В традициях восточных церквей праздник Святейшего Сердца не имеет альтернативы. Само празднование установлено недавно, только в XIX веке, но известны случаи давнего поклонения этому символу божественной любви к человечеству, берущие начало еще в средние века. Обязательное празднование было установлено в 1856 г., и с тех пор множество католических церквей по всему миру были освящены в его честь.
Вторым почитаемым праздником является день памяти святого Мартина. Он не является престольным праздником в полной мере, но почитается благодаря нахождению здесь частицы мощей святого. Его память совершается 3 ноября.
Краткое описание
Тихую и уютную деревню Будслав, что в 200 км от Витебска, ежегодно посещают паломники из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Здесь находится один из самых почитаемых белорусских костёлов, в стенах которого хранится чудотворная икона Матери Божьей Будславской.
Вид на храм с юго-запада
Храм объявлен папой римским национальным санктуарием, что в переводе с латыни означает «святое место», «святилище». Место это действительно святое — в 1588 году в Будславе было явление Богородицы. История Будслава началась в 1504 году, когда Великий князь польский и литовский Александр основал в дремучем лесу на реке Сервечь поселение монахов-бернардинцев. Монахи, направленные сюда из тогдашней столицы Великого княжества Литовского Вильно, должны были вырубать лес и сплавлять его вниз по реке Вилии.
Первым делом братья-бернардинцы построили для себя деревянные жилища-шалаши (по-белорусски — «буды»), откуда и пошло название посёлка — Буда. К концу XVI века монахи воздвигли деревянную часовню-костёл, и вскоре это место так прославилось своими святынями, что его стали величать не иначе как Буда Славная, а позднее — Будслав. Однажды десятки прихожан стали свидетелями чуда, после чего Будслав признали источником божьей благодати.
Фасад храма
«После утренней литургии люди увидели в небе облако, излучавшее свет на часовню и кельи. В облаке появилась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, окружённая ангелами», — так описывал явление Богородицы бернардинский летописец Томаш Дыгонев. В 1643 году архитектор из Полоцка Андрей Кромер перестроил костёл в камне. К 1767 году число прихожан и паломников настолько возросло, что для них построили новый костёл, в 8 раз превосходящий старый по площади. Старое здание не полностью исчезло, с использованием его фрагментов рядом с костёлом воздвигли часовню святой Варвары, где и сегодня можно увидеть древний алтарь.
Интересные факты о Польском костеле
На данный момент храм доступен для посещения прихожан практически каждый день недели. Помимо служб, храм осуществляет обучение основам христианской веры для людей, которые хотят принять крещение и стать полноценными членами церкви.
У этого храма есть собственная библиотека, а также выпускается своя приходская газета. Кроме того, особый интерес для туристов и местных жителей представляют концерты классической, а также духовной музыки, которые проводятся здесь достаточно часто.
Главная святыня храма – мощи Мартина де Порреса, который был священнослужителем и врачом. Он был самым первым темнокожим американцем, которого канонизировала католическая церковь. Также он был признан лютеранской церковью. Мартин де Поррес является своеобразным покровителем мира во всем мире.
Кроме того, в храме можно увидеть уникальную фреску, которая является копией произведения художника С. Дали — «Христос Святого Иоанна Креста». Она располагается в алтаре. В Польском костеле есть служители из разных стран мира, что еще раз доказывает одну из основ деятельности храма – обращение к мирному сосуществованию разных народов.
Монашеские ордена
7 июля 1611 года (после завоевания Смоленска Сигизмундом III) в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов на Вознесенской горе. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, поддержка осуществлялась от солдат польской армии и от верующих.
Поскольку за время длительной осады крепости от голода и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, в захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты армии Сигизмунда III, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.
С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.
Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.
Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени.
Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы – на Козловской горе, недалеко от Авраамиевского монастыря и бернардины – построившие храм на месте, где позже был возведен Троицкий монастырь.
Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 году как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Монастырь и храм были построены в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов.
Лучай. Костел Святого Тадеуша
«Описывать бесцельно, смотреть!». В свое время немецкий археолог Людвиг Борхардт так написал о найденном бюсте царицы Нефертити. Костел в Лучае вызывает точно такую же словесную реакцию: едва ли эпитеты вроде «великолепный», «превосходный», «впечатляющий» в полной мере могут передать красоту и масштаб сооружения.
История костела связана с монахами-иезуитами: некогда род Огинских предоставил ордену землю и средства для строительства храма. Костел был освящен в 1776 году в честь Святого Тадеуша — небесного покровителя Тадеуша Огинского.
Изначально храм строился в стиле барокко, со всеми обязательными элементами вроде пышных интерьеров. Позже костел приобрел черты классицизма. Такое сочетание стилей придает ему особый шарм и делает уникальным с точки зрения архитектуры.
Лепнину во внутреннем убранстве храма заменяют фрески в технике гризайль. Этот вид живописи позволяет сымитировать барельефы, скульптуры и другие объемные элементы.
Хватает у костела и других фишек: установленная здесь скульптура папы Бенедикта XVI считается первым памятником этому понтифику в мире.
Анна Сливкова. Особняк Клодта
«Эта картина была написана несколько недель назад, — говорит Анна. — Особняк Клодта я выбрала, потому что это памятник архитектуры и хороший пример стиля модерн, еще у меня лично с ним связано много приятных воспоминаний… Когда я училась в детской художественной школе, мы приходили заниматься на первом этаже этого особняка. Было тепло, май… Второй этаж был закрыт, и мы лазали туда через окна… После окончания вуза я несколько месяцев работала в этом здании. Оно всегда мне казалось очень близким и родным. Он выделяется среди остальных своей сказочностью, поэтому писать его очень приятно».
Как призналась Анна Сливкова, ей тоже близка именно старая Самара. «Старые дворики, улочки… — чего там только не найдешь, каких интересных уголков. К сожалению, все это разрушается, уходит от нас. Поэтому и хочется запечатлеть старую Самару в картинах. Это навевает особое ностальгическое настроение».
Кстати. В конце сентября в Театре оперы и балета пройдет выставка картин с видами Самары, написанных в парках городского пленэра. Там также будут выставлены картины художников, представленных в этой статье.
Узнай больше! Вступай в группу нашего города:
- «Я будто бы здесь был»: стало известно, чем Самара похожа на другие города России
- Юбилейный Волгафест 2021 завершился!
- Волгафест 2021 объявил полную программу
- Жителям Самары рассказали, как добиться благоустройства двора
- Показать больше…
- Куда делись 890 миллионов рублей в Самаре
- «Поздравили» Волгу: сотрудники Куйбышевского НПЗ убрали берег на спуске Советской Армии
- В Самаре планируют построить многоэтажки в границах 122 квартала
- Жизнь и судьба «самарского Третьякова»
- Купцы Аржановы: от жажды наживы к благотворительности
- Смысл Самары или история одной площади
- Как жил самый богатый человек Самары начала ХХ века
- Глава Самары поучаствовала в субботнике на территории парка Щорса
- Всероссийский субботник провели в Самаре на благоустроенных территориях
- Традиционный субботник пройдёт 27 апреля в Новокуйбышевске
- «Где ты, где ты, любовь?: места любимые Алексеем Толстым в Самарской области
- Стало известно, как благоустроят аллею Спортсменов в Новокуйбышевске
- Три самарских года Александра Зеленко: лучшие творения выдающегося мастера
Выбор читателей:
В Самаре в здании бывшего кинотеатра «Юность» на Ново-Вокзальной откроется школа искусств
16:26, 14.07.2021
Власти Самары запретили «Донстрою» возводить высотки в Железнодорожном районе
13:33, 12.07.2021
УФСИН по Самарской области: криминального состава в смерти Алексея Ряскова не выявили
19:27, 17.07.2021
«Поцелуй или жизнь»: полицейский выстрелил 13-летней девочке в ногу за отказ целоваться
16:03, 14.07.2021
В Самаре по Волге хотят запусить обновленный скоростной флот до села Ширяево
14:06, 15.07.2021
«Тысяча человек пропали без вести»: жуткие последствия наводнения попали на видео
10:19, 16.07.2021
Карантин по бешенству ввели в Промышленном районе Самары с 15 июля 2021 года
14:31, 16.07.2021
Реликвии и святыни Будславского костёла
В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества.
После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу.
Вид на храм с севера-востока
В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог.
В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.
Вид на заднюю сторону храма
В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах.
Старый алтарь
Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.
Душпастырства
В католическом храме верующие активно включаются в духовную жизнь прихода, посещают встречи душпастырств и молитвенных групп:
Душпастырство молодежи — четверг после литургии на 19.00 (кроме праздничных дней), в конференц-зале.
Душпастырь – кс. Кирилл Бордонов:
- Братство кармелитского скапулярия;
- Крестовый поход освобождения человека;
- Апостольское движение «Маргаритка»;
- Движение «Матери в молитве»;
- Апостольство помощи душам, страдающим в чистилище;
- Движение «Супружеские встречи»;
- Легион Марии;
- Движение «Свет-Жизнь» — Оазис;
- Движение «Свет-Жизнь» — Домашняя церковь;
- Литургический хор «Голос Души»
- Группа «Эффата» (общество анонимных алкоголиков). График работы: с 18.00 до 20.00 ежедневно, кроме среды.
Телефон для связи: +375-44-485-59-86. Электронная почта: [email protected].
Священники
Настоятель храма: ксендз-каноник Владислав Завальнюк. Священнослужители: Дмитрий Иванов, Евгений Винтов, Кирилл Бордонов, Иосафат Кунцевич, Станислав Станевский.
Расписание служб в костеле
Службы в храме проходят на польском и белорусском языке с 8:00 до 21:00, по воскресеньям и праздникам.
Время работы канцелярии
Канцелярия работает с 8:00 до 20:00, за исключением времени проведения Святых Месс.
В канцелярии верующие могут:
- подготовиться к таинству брака;
- записать детей в воскресную школу;
- подать просьбу о молитве за живых;
- подать просьбу о молитве за умерших;
- освятить крестики, медальоны, иконы, воду и т.д.;
- договориться об освящении квартиры, магазина, машины и т.д.;
- пригласить священника для проведения обряда погребения, преподания таинства Елеопомазания больных;
- пожертвовать на нужды благотворительных организаций;
- посетить библиотеку имени Адама Мицкевича;
- послушать в Красном костеле органную музыку;
- сделать красивые фото;
- посетить костел с экскурсией.
При костеле работает христианский психолог. Посетители могут получить необходимую психологическую консультацию по вопросам семейных и межличностных отношений, а также во многих других сферах.
Ленинградская улица
Если улицу Куйбышева при известной доле фантазии можно сравнить с , то Ленинградская – это в какой-то степени аналог московского (а также нижегородской и казанской улицы Баумана) – короче говоря, пешеходный променад. Улица не очень длинная – всего 4 квартала или 640 метров, но и ради них властям города пришлось немало потрудиться: такой непрактичной вещи, как «прогулочная улица» в купеческо-промышленной Самаре отродясь не бывало, а долгие годы вплоть до начала нынешнего столетия Ленинградская улица представляла из себя дешевый вещевой рынок под открытым небом (рынок возник стихийно, благодаря наличию поблизости центрального универмага, дома обуви и нескольких других крупных магазинов).
Практически на всем своем протяжении Ленинградка застроена двух и трехэтажными домами второй половины XIX века, типичными для российской провинции – именно тогда на ней появились первые капитальные дома (раньше эта часть города считалась глухой окраиной, а в овраг перед Волгой обычно сбрасывали мусор).
Координаты: 53.18824, 50.0881.
Лучшие отели и апартаменты в центре Самары по соотношению цены и качества:
Апартаменты Grey Loft Samara Flat — рейтинг по отзывам 9.5, цена от 2000 рублей за апартаменты.
Апартаменты Sunny Flat Samara — рейтинг по отзывам 9.3, цена от 2000 рублей за апартаменты.
Гостиный двор на Троицкой ** — рейтинг по отзывам 9.0, цена от 2000 рублей за 2-местный номер.
Отель сквер Высоцкого *** — рейтинг по отзывам 10.0, цена от 2700 рублей за 2-местный номер.
Отель Русская Охота **** — рейтинг по отзывам 10.0, цена от 3700 рублей за 2-местный номер.
Отель Hampton by Hilton Samara *** — рейтинг по отзывам 9.1, цена от 5900 рублей за 2-местный номер.
Архитектура
Стилистика костела – польская вариация неоготики, которая была присуща храмовой и соборной архитектуре Польши. На своей исторической родине к моменту возведения храма стиль уже постепенно отходил в прошлое, однако в России был на пике популярности, особенно в постройке католических соборов. Схема разделения здания была типовой, храм – трехнефный с поперечным нефом – трансептом. Фасад украшают две высокие симметричные башни, увенчанные шпилями и ранее – католическими крестами. Последние до наших дней не дошли и были заменены флюгерами, поскольку постройка утратила свой сакральный смысл и сейчас используется как светская.
По периметру костела расположены миниатюрные башенки с крестами, а в центральной части фронтона ранее размещалась статуя Христа. Сам костел, возведенный из красного кирпича, отличает довольно скудное убранство, эта скульптура была его главным украшением. Несколько статуй размещались и внутри храма, об этом свидетельствуют старинные фотографии. Однако и они до наших дней не дошли.
Осенний вид из Карякинского парка, который расположен напротивМне нравится
Главный вход находится на втором этаже, подняться к нему можно по лестнице. Над ним – окно-роза, важнейший элемент готической архитектуры. Дойти до небольшой по размерам ризницы можно было по крытому проходу с несколькими окнами-арками. Парадный фасад костела виден с территории Карякинского парка, еще одной популярной достопримечательности Рыбинска.
Периметр костела ранее окружала кирпичная кладка, но испытания временем она не вынесла и была заменена. Основные предметы декора изготавливались из дерева и до нас не дошли.
Католические постройки для России и тем более для Ярославской области – большая редкость, костел после реставрационных работ стал выглядеть привлекательно, это и является причиной его популярности у гостей города.
Пастыри
Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Могилевской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии — настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).
Готика и мавританский стиль
Годы существования стилей в России:
∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века — 1910-е годы (мавританский стиль).
В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.
Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.
Фасад
Храм состоит из двух сооружений – жёлтой широкой крипты, на которую поставлен устремлённый в небо белокаменный храм, увенчанный 7-метровой бронзовой статуей Христа. Приземистая крипта символизирует земные грехи, а верхний храм – освобождение от них. Любопытно, что в вечерние часы как крипта, так и верхний храм существенно меняют свои цвета. Под солнечными лучами они приобретают золотистый оттенок.
От основания крипты к основному готическому храму ведут две широкие круговые лестницы. От крипты к нижней террасе храма можно подняться и на лифте за 2 EUR. Три входа в храм венчают витражи. На правом изображён момент искушения Иисуса дьяволом. В его нижней части видна надпись, давшая название горе. На четырёх колоннах над входом изображены евангелисты в символическом виде тельца, льва, орла и ангела. Центральную башню окружают четыре башенки поменьше со скульптурами 12 апостолов (по три на каждую башню), созданных скульптором Жозепом Миретом.
Нынешняя статуя Христа также создана Миретом. Первоначально установленная статуя работы Фредерика Мареса была разрушена в годы Гражданской войны. Распростёртые руки Иисуса снова как бы обнимают и защищают Барселону.
Архитектурный ансамбль собора
На территории самарского прихода располагается кирпичный и деревянный костел. Вместе они составляют архитектурный ансамбль, так как храмы практически перетекают из одного в другой.
Отнести костел к строгому готическому стилю нельзя, он считается неоготическим храмом и имеет характерные его черты, такие как ажурная кладка, оконные витражи, башни, и богатое внутреннее и внешнее украшение, заложенное во время постройки. Во время передачи храма клубу строителей его хотели изменить и поделить внутри на этажи с помощью железобетонных конструкций, но это так и не было выполнено.
Поперечный трансепт образует перекладину латинского креста, отсутствующую в большинстве восточных храмов. Необходимость правильной формы здания с поперечным трансептом обусловлена особенностями латинских богослужений.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Особняк Субботина-Маркисона
(Алексея Толстого, 30)
Дата постройки: ∼ 1911-1912 годыАрхитектор: Михаил Квятковский
Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.
«Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада. Архитектура дома — наглядный пример интерпретации готического стиля в трактовке облика доходного дома в эпоху модерна».
За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркинсона удостоился от ДГ отдельной статьи.
Сооружение католического костела
К концу 19 века шумиха вокруг польского восстания затихла, а католической самарской общиной были вновь собраны необходимые средства и приобретена земля для постройки храма. Первоначально на этой земле появился молитвенный дом для проведения служб и проживания священника — каплица (арх. Т.Хилинский). Ее и сегодня можно увидеть с задней стороны храма.
Молельный дом (каплица) у Католического костела
А в начале 20 века начал возводиться неоготического вида краснокирпичный католический костел. Архитектором этого строгого и красивого сооружения стал известный московский архитектор польского происхождения Ф.Богданович, к которому обратились самарские католики. Строился костел в течение 4 лет. В 1906 году он был освящен.
Католический костел
Интересно, что практически в этот же период по проекту того же Богдановича в Москве (ул. Малая Грузинская) возводится другое католическое сооружение — Храм Непоро́чного Зача́тия, архитектурное решение которого перекликается с обликом самарского костела.
Одна из башен Католического костела
Самарский католический храм – это в архитектурном плане неоготическая псевдобазилика, выполненная в крестообразной форме с тремя нефами. В высоту храм достигает почти около 50 метров. Внутреннее оформление костела было довольно богато и в нем установили прекрасный австрийский орган.
Люстры костела
Костел во время своего дореволюционного существования проводил активную благотворительную деятельность, которая заключалась в помощи нуждающимся не только деньгами, пищей и одеждой, но и в предоставлении им места для временного проживания. Для пополнения благотворительной кассы проводились танцевальные вечера с благотворительной лотереей и пожертвованиями. Также при костеле работала публичная библиотека с читальным залом. Беженцы и военные переселенцы времен Первой мировой войны получали здесь медицинскую помощь и приют.
Входная дверь Костела
В 30-х гг. 20 столетия храм не избежал всеобщей участи российских церковных сооружений – его разграбили и закрыли. Впоследствии в этом сооружении размещались кинотеатр, детский театр, театральный техникум и клуб строителей. А в начале 40-х в нем поселился зоологический отдел краеведческого музея, который находился здесь до начала 90-х, тем самым сохранив здание практически в первозданном виде.
Оформление окна
Сегодня костел полностью восстановлен и отремонтирован. Алтарь украшен копией фрески С.Дали «Христос Святого Иоанна Креста». Внутри костела тихо и умиротворенно, в нем можно посидеть и отдохнуть от мирской суеты, любуясь прекрасным архитектурным творением.
Внутри Католического костела
В храме проводятся регулярные концерты органной музыки, которые могут посетить и туристы, если время их пребывания совпадет со временем концерта.
Во всяком случае, зайти в Католический костел захочет каждый турист, потому как пройти мимо этой средневековой красоты просто невозможно.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Первый католический храм
Первый католический храм в Смоленске — церковь во имя Святой Девы Марии — был построен во второй половине XII века немецкими купцами в месте, где велась торговля (в бухте реки Чуриловка), и которое быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми.
Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Упоминание о ней есть в письменных источниках. Например, в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом, заключенном в 1229 году, названа «латинская церковь» в Смоленске (в другом варианте договора – «немецкая божница – так называли храм местные жители).
Церковь окормляла проживающее в Смоленске приезжее торговое население — непосредственно к месту торговли примыкала немецкая слобода. В этой церкви принимали крещение и смоляне, родившиеся от смешанных браков.
Краеведческая литература, касающаяся партнерских связей смолян со своими прибалтийскими соседями, свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями — православной и католической. И православное, и католическое духовенство строго следило за «правильностью» торговли, за соблюдением международной системы мер и весов…
Однако начиная с XIV в. мирные торговые отношения смолян с немецкими католиками стали ухудшаться. Не последней причиной тому была и агрессивная политика Тевтонского Ордена по отношению к славянским народам. Не безызвестный факт, что участие Смоленских полков в битве под Грюнвальдом в 1410г. сыграло решающую роль для общего исхода сражения. Немецкое католическое население города покинуло Немецкую слободу в XV веке, а те, кто остался ассимилировали в результате смешанных браков и постепенно перешли в православие.
Период с 1514 по 1611 гг. ознаменован тем, что в силу своего географического положения Смоленск вновь становится участником межгосударственных и межконфессиональных отношений. В этот период отмечаются довольно частые контакты русских государей с Римом. При этом римские послы часто проезжали через Смоленск.
Как доехать на общественном транспорте Самары
Добраться до польского костела можно любым городским транспортом, ближайшие остановки — «Фрунзе» и «Филармония». От железнодорожного вокзала до «Фрунзе» можно доехать на трамвае №16 или маршрутным такси 226, а до «Филармонии» – автобусом №37 или маршрутными такси 295 или 37.
От центрального автовокзала к остановке «Филармония» регулярно ездят маршрутные такси №46, 47, 37, а так же автобусы с теми же номерами. Так же к костелу можно добраться и маршрутным такси №247 до остановки «Дом промышленности», оттуда придется немного пройтись пешком.
От пригородного автовокзала и автостанции до остановки «Фрунзе» едет маршрутное такси 226. В нужную сторону так же ездят автобусы №37 от пригородного автовокзала и №24 от автостанции. От автовокзала к костелу легко дойти и пешком, время пути займет около получаса.
Добраться до костела можно и на метро: от станции «Алабинская» трамваем №20, автобусом №47 или маршрутными такси №297 и №47 к остановкам «Фрунзе» и «Филармония» соответственно.
История храма
Издавна на берегах Волги селились колониями немцы, поляки, латыши, литовцы. Еще в 1762 году своим указом Екатерина II позволила колонистам-католикам строить храмы, обещала государственную поддержку.
Возведение и основание
В 1901 году губернским правлением Самары был рассмотрен проект католического храма, отведено место для строительства, а в 1902 году оно было освящено. Долгое время люди собирали пожертвования, наконец, строительство началось.
В 1906 году церковь построили и освятили. При храме имелась гостиница, приют, школа. 12 февраля было совершено первое богослужение И.И.Лапшисом. Он служил здесь почти 20 лет.
Церковь занималась большой благотворительной и культурно-просветительной работой:
- Люди, попавшие в трудное положение, получали материальную помощь, одежду, деньги.
- Многие нуждающиеся получили здесь крышу над головой.
- При церкви проводились развлекательные вечера, на которых звучала хорошая музыка, организовывалась лотерея, танцы.
- Много прекрасных органных и других концертов было проведено, ведь отличный австрийский орган позволял приглашать лучших исполнителей.
- Действовала библиотека, читальня.
Историческая судьба
Во время войны Самару наводнили беженцы. При храме создали комитет помощи, открыли несколько приютов для осиротевших детей. Оказывалась помощь военнопленным католикам.
В 1918 году между приходом и советскими властями был заключен договор, который позволял прихожанам пользоваться зданием и имуществом костела. Однако через 4 года ценные вещи, золотая утварь всех церквей России изъяли в помощь голодающим. Не обошла эта участь и самарский костел. Церковь и приходские помещения разграбили. В 1930 году костел закрылся, так как власти вели активную борьбу с религией.
Во времена Советского Союза здание переходило от одной организации к другой.
Здесь находились:
- театр для детей;
- кинотеатр;
- дом культуры строителей;
- театральный техникум;
- антирелигиозный музей;
- краеведческий музей.
Возрождение и реставрация
Здание церкви очень красиво, оно всегда считалось достопримечательностью города. В советские годы костел ремонтировался и содержался в порядке, вот только с башен были сняты кресты, исчез орган.
Так продолжалось до 1991 года, пока польский культурный центр не начал работу по возрождению католической церкви в Самаре. Еще во время работы музея с властями была согласована и отслужена месса священником Йозефом Гунчагой. С ноября костел стал собственностью католической общины, а 24 декабря отец Тадеуш Пикус служил Рождественскую мессу. В 2000 году были восстановлены кресты на башнях храма, костел отремонтировали и обустроили жилье для священнослужителей.
Современное положение
В настоящее время здесь помимо служб проводится большая работа по катехизации желающих присоединиться к церкви.
Священнослужители храма активно работают в плане:
- развития мировоззрения христианина;
- формирования основ веры;
- адаптации новых членов общины;
- оказания различной помощи всем нуждающимся.
Служители регулярно проводят экуменические встречи, направленные на восстановление единства, достижение понимания между разными конфессиями. Здесь есть библейский кружок, вновь открыта библиотека, издается приходская газета. Снова проводятся всевозможные концерты, которые очень популярны среди жителей и гостей города. Сюда можно прийти с экскурсией всем желающим.
Липнишки. Костел Святого Казимира
Этот неоготический исполин органично смотрелся бы не только в белорусской провинции, но и среди вересковых пустошей Англии или Шотландии.
От обывательских ассоциаций — к истории. Храм, что мы видим сегодня, строился 10 лет: с 1900 по 1910 год. Считается, что проект костела разрабатывали французские архитекторы. Для строительства местные жители собирали камни по всей округе. Часть стройматериалов, как принято считать, позаимствовали с руин Геранёнского замка.
Строительство фактически завершилось к 1910 году, однако, отделочные работы велись в храме вплоть до 1928 года. Тогда же храм был освящен в честь Святого Казимира. До наших дней сохранился не только костел, но и каменный забор с красивыми неоготическими воротами.
Все белорусские замки, от которых остался хоть камешек, в одном материале. Описания, панорамные фото с дрона.