Мечеть кул шариф в казани

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Мечеть Аль-Марджани

Адрес: ул. Каюма Насыри, 17

Цена билета: бесплатно

Найти мечеть Аль-Марджани можно в Старо-Татарской слободе — территория Нижнего Кабана. Первые упоминания об этом строении относятся к 1766 году – возведение мечети началось по приказу Екатерины Второй, когда она посещала Казань. Финансирование было взято из пожертвований прихожан – общими усилиями было собрано более 5 тысяч рублей. Примечательно, что мечеть Аль-Марджани была первой в Казани, которую построили после взятия города Иваном Грозным.

Мечеть состоит из 2 этажей, на крыше расположен трехъярусный минарет. Внутреннее убранство достаточно интересное, оно вобрало в себя элементы барокко и элементы культуры татар. Местные жители считают, что архитектором этого строения является Владимир Кафтырев. Перед посещением мечети стоит запомнить, что:

  • В 1861 мечеть приобрела пристройку с северной стороны.
  • В 1885 достроили минарет на крыше.
  • В 1887 минарет отделили от основного зала ажурным ограждением. На нем появились позолоченные наконечники с полумесяцев.
  • Стены мечети выкрасили в белый цвет, крышу – в зеленый.

Ночью мечеть Аль-Марджани приобретает собственное освещение. Первый этаж выступает в роли хозяйственного – там расположены исключительно служебные помещения. На втором этаже находятся молельные залы, украшенные голубой и зеленой лепниной

Обратите внимание на позолоченные орнаменты. В мечети вы сможете увидеть древний надмогильный камень, который относится к эпохе Казанского ханства. В настоящее время в комплексе находится Духовное Управление Мусульман

В настоящее время в комплексе находится Духовное Управление Мусульман.

Внутренняя планировка и интерьеры

Внутреннее пространство мечети Кул Шариф в Казани разделено на 5 этажей — технический, цокольный и три наземных. На цокольном этаже находятся: помещение для омовений, Музей ислама, распределительный вестибюль, гардеробы. Оттуда можно попасть в мужской и женский молельные залы. Еще выше находятся балконы для туристов, также есть специальная комната для проведения мусульманской свадебной церемонии.

Все интерьеры выдержаны в светлых тонах и создают праздничную, торжественную атмосферу. В них отражены тысячелетние традиции татар, их образ жизни.

В отделке мечети Кул Шариф можно увидеть:

  • ручную роспись;
  • уникальные витражи;
  • резьбу по камню и дереву;
  • римскую мозаику;
  • лепнину;
  • панно из керамики;
  • позолоту.

Самое главное помещение — мужской молельный зал. Его полы устланы дорогими коврами из Ирана, а с потолка свисает огромная чешская люстра из хрусталя, вес которой достигает двух тонн! При включении на ней загорается 300 ламп. Стены украшены традиционными растительными орнаментами и выдержками из Корана. На них же упомянуты 99 имен Аллаха.

Архитектура Голубой мечети

Архитектура Голубой мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский.

Мечеть состоит из большого молитвенного зала, объединенного под главными куполами, и открытого двора на северо-западе. Также мечеть имеет вторичные купола.

Одной из главных особенностей мечети выступают шесть минаретов (тип башен в мечети), четыре из которых возвышаются над углами мечети, а два нижних минарета расположены в передних углах двора. Четыре минарета вокруг здания мечети имеют по три балкона, а минареты внутреннего двора — по два.

Возведение шести минаретов было непривычным для Стамбула, тогда императорские мечети имели по 4 минарета. С 6-ю минаретами связана одна легенда, согласно которой, архитектор мечети неправильно воспринял просьбу султана о «altın minareler» (золотые минареты) как «altı minare» (шесть минаретов). На то время шесть минаретов было уникальной особенностью главного мусульманского храма аль-Харам в Мекке и султана Ахмеда I раскритиковали за его самонадеянность при возведении у Голубой мечети шести минаретов, после чего султан приказал построить седьмой минарет в мечети Мекки.

Мечеть имеет внутренний двор, попасть в который можно через три входа.

Фасад просторного двора построен так же, как и фасад мечети Сулеймание.

Двор окружен непрерывной сводчатой аркадой (реваком), которую украшают купола.

В центре двора расположен шестиугольный фонтан.

Из двора в молельный зал ведет главный вход (есть ещё два дополнительных боковых входа), который выделен поднятым центральным куполом портика, на высоком барабане которого установлена мраморная кораническая панель.

Легенды и мифы о Голубой мечети

Количество минаретов – отличительная особенность мечети

  1. Самая главная легенда связана с архитектором мечети. Современники недоумевали, как мог человек, который вообще поступал в янычары, угадать пожелания султана и перенести их в проект в самых мельчайших деталях.

    Пробудившись, молодой человек перерисовал мысленную картинку на бумагу, показал проект султану, который был поражен – именно это Ахмед I представлял в мечтах, но не мог выразить словами.

  2. Вторая легенда связана с количеством минаретов. У Ахмедие 6 минаретов, но ведь по традиции все мусульманские мечети имеют всего лишь 4 минарета. Такое отступление от правил объясняют «недопониманием». Султан приказал сделать «алтын минарет», то есть «золотые минареты». А мастер услышал «алты» – так произносят цифру 6. Вот зодчие и расстарались: угодили правителю, для которого 2 лишних минарета обошлись в крупную сумму и не менее крупный скандал.
  3. Третья легенда или миф повествуют о невероятной чудодейственной силе Голубой мечети. Считают, что если мусульманин в течение 18 дней будет молиться на каждый минарет по отдельности (трижды по кругу), то через указанное количество времени Аллах поможет ему выполнить самое заветное желание.

В легенды можно верить или нет, но говорят, что молитвы действительно помогают справиться с неприятностями и достичь желаемого.

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Интерьер Голубой мечети

Интерьер

По отполированным плитам внутреннего дворика путешественники попадают в центральный зал мечети.

Вся огромная конструкция опирается на колонны с поперечным сечением 5 м. Это грандиозное по своему замыслу и форме здание, которое поражает внешним видом и внутренним убранством.

  • Купола и полукупола мечети украшены изречениями пророка Мухаммеда, сурами из Корана. Филигранные надписи нанесены рукой мастера Сейид Касым Губари.
  • Особого внимания заслуживают окна комплекса – ниша высотой в 4 яруса оконных проемов высечена из цельного куска белоснежного мрамора. Блистающий в солнечном свете мрамор украшен тончайшей резьбой.
  • Михраб украшен куском черного камня из Каабы.
  • Купола и башни есть как во внешнем, так и внутреннем убранстве.
  • В правой части рядом с нишей алтаря сооружена высокая мраморная кафедра, украшенная декоративной башней.
  • Огромное количество окон (260 проемов) наполняет помещение светом.
  • Витражные стекла добавляют комплексу эстетики. К сожалению, натуральные венецианские витражи не смогли пережить все неприятности, поэтому сегодня эти стекла заменены более простыми вариантами.

Интересно, что окна в мечети неодинаковы по своей высоте и форме, но это лишь прибавляет комплексу красоты и изысканности. Помимо окон, за освещение отвечают светильники, основная центральная люстра. Когда-то абажуры были декорированы драгоценными камнями, позолотой. Чаши светильников делали из горного хрусталя, а внутрь закладывали яйца страусов (они якобы отпугивают пауков).

Главная люстра покрывает почти весь потолок над молитвенным залом. Осветительный прибор закрепили на высоте 3 метров, но из-за высоты храма люстра кажется висящей почти над полом.

Оттенки интерьерного украшения зала отвечают на вопрос, почему мечеть названа Голубой – керамическая плитка выполнена в бело-небесных тонах. Керамика ручной работы отлично сохранилась до наших времен. Нижний ярус украшен более чем 20 000 плитками, на которых изображено порядка 50 видов цветочного орнамента.

На полу в молельном зале лежат ковры, а сам зал разделен на три части: для мужчин, женщин и посетителей.

Главный вход украшает табличка с филигранными именами первых 14 султанов Османской империи.

Часто задаваемые вопросы
Посещение Голубой мечети входит в тур от агентства? Это зависит от наполненности экскурсионной программы. Лучше уточнять у агента.

Интерьер Голубой мечети (молельный зал)

Молельный зал Голубой мечети представляет собой большой прямоугольник.

Внутри зал просторный и открытый, с акцентом на высокий центральный купол, который опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров.

Интерьер мечети выложен более чем 20 000 керамической плитки ручной работы Изник, изготовленной в Изнике (древняя Никея). В узорах мечети преобладают растительные мотивы, в том числе более 50 тысяч вариаций изображений тюльпанов. Плитки на нижних уровнях имеют традиционный дизайн, а на уровне галереи их дизайн становится ярким с изображениями цветов, фруктов и кипарисов.

Более 200 витражей с замысловатым дизайном пропускают естественный свет в зал. Также зал освещают большие люстры.

Украшения зала мечети также включают стихи из Корана, многие из которых были сделаны Сейидом Касимом Губари, который считался величайшим каллиграфом своего времени.

Полы застелены коврами, которые дарят верующие и регулярно меняют по мере износа.

Фото купола мечети

Самым важным элементом интерьера мечети является михраб (направление молитвы, алтарь), сделанный из тонко вырезанного и скульптурного мрамора, со сталактитовой нишей и двойной надписью над ним.

Королевский киоск расположен в юго-восточном углу. Он состоит из помоста, лоджии и двух небольших комнат для отдыха. Отсюда есть доступ к королевской лоджии в юго-восточной верхней галерее мечети. Эти уединенные комнаты стали штаб-квартирой великого визиря во время подавления мятежного корпуса янычар в 1826 году. Королевская ложа (hünkâr mahfil) поддерживается десятью мраморными колоннами. У него есть собственный михраб.

Многие светильники внутри мечети когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Среди стеклянных чаш люстр можно было найти страусиные яйца для отпугивания пауков и насекомых, и хрустальные шары. Все эти украшения были разграблены или отданы музеям.

Правила посещения мечети

Православному христианину, желающему зайти в мечеть, следует помнить некоторые правила, которые распространяются без исключения, на все мечети, будь то мечеть Кул Шариф в Казани или мечеть в Стамбуле, или другая мечеть в любом городе:

  • Сильные запахи в ее помещении запрещены. Чеснок, лук, а также прочие продукты, после которых изо рта будет идти сильный запах, перед походом в место поклонения употреблять запрещено. То же самое касается запахов от табака и дыма, всевозможные сильные запахи от мазей или резкие запахи одеколонов – все они могут причинить возможный дискомфорт. Если вы планируете посещение мусульманского храма, убедитесь в том, что от вашей одежды и от вашего тела нет неприятного запаха. Находясь в доме Создателя, верующий не должен отвлекаться на разные раздражители, к которым также относятся неприятные запахи.
  • Еще одно правило поведения в мечети: тому человеку, который совершает намаз, нельзя пресекать путь, если перед молящимся и проходящим нет преграды, если же есть преграда, в виде колонны, стула, ящика или же какого-либо большого предмета высотой более полуметра, в таком случае можно пройти за этим предметом. Проходить перед склоненной головой человека, который совершает намаз, нельзя. Чтобы внимательно осмотреть все в храме, не мешая своими действиями молящимся, следует посещать его в раннее время, когда там еще мало народа. Или же следует обходить молящегося со спины.
  • Как мужчины, так и женщины, входящие в храм, не могут держать открытым аурат, то есть те части тела, которые посторонним показывать нельзя. При посещении мечети одежда посетителя должна быть такой, чтобы колени и плечи не были открыты. В крупных мечетях, которые посещает много народу, в том числе и христиане, чаще всего можно взять бесплатно специальную накидку, однако лучше всего побеспокоиться об этом заранее. Женщина обязательно должна покрыть голову и закрыть другие оголенные части тела (ноги до щиколоток, руки и плечи) прежде чем войти в мечеть.
  • Обувь перед входом должны снять все без исключения, в том числе и посетитель христианин – в доме Создателя нельзя находиться в обуви. Вы можете оставить обувь у входа на специальной полке, и только потом заходить в помещение храма, а можете носить ее с собой в пакете.
  • Есть и пить в мечети нельзя.
  • При входе в дом Создателя выключите мобильный телефон.
  • Фотографировать в храме можно, если ваше посещение не приходится на часы молитв. Но ни в коем случае нельзя фотографировать человека, который совершает омовение или молитву, без его согласия.
  • Не следует в мечети громко разговаривать, отвлекая от молитвы мусульман, ведь мечеть — это, прежде всего, место поклонения и молитвы для мусульманина, где он находит покой и спокойствие, дабы сконцентрироваться на смысле и величии, читаемых сур и аятов Священного Корана.
  • Вход в мусульманский храм бесплатный, но, если христианин решит сделать пожертвование – это всячески приветствуется. Поскольку женщины чаще всего в мусульманском храме молятся отдельно, то и вход для женщин в мечеть может быть разным (смотрите правила посещения мечетей для женщин). Если мечеть желает посетить женщина другого вероисповедания, то ей тоже лучше заходить через женский вход и не посещать в мечети места, где совершают намаз мужчины, если ее визит приходится на часы молитвы.

Если представители разных конфессий, будь то христианство или какая-то иная религия, желающие посетить мечеть, будут соблюдать эти простые правила, то в храме всегда будет спокойно и умиротворенно, и посетители смогут насладиться красотой и величием мусульманской храмовой архитектуры, а верующие спокойно и сосредоточенно помолиться, не отвлекаясь на гостей мечети.

Как добраться

Голубая мечеть находится по адресу: Sultan Ahmet Mahallesi, Atmeydanı Cd. No:7, 34122 Fatih/İstanbul, Turkey.

Контакты:

  1. Телефон: +90 212 458 44 68 (поддержка турецкого языка).
  2. Факс: +90 212 458 44 66
  3. E-mail: [email protected]

Сайт: http://www.sultanahmetcamii.org/

С азиатской стороны можно добраться на пароме до пристани Эминеню и тут же сесть на трамвайчик Т1, следующий до остановки «Султанахмет».

Попасть от Эминеню на площадь Султанахмет можно и пешком. Расстояние примерно 1,6 км.

Если вам нужно добраться до мечети Султанахмет с площади Таксим, то вам нужно проехать на историческом красном трамвае № 2 от площади Таксим по пешеходной улице Истикляль до конечной остановки «Тюнель». На тюнеле спуститься к Галатскому мосту. Остановка трамвая Т1 находится в 150 м от выхода из Тюнеля. На трамвае Т1 нужно доехать до остановки Султанахмет (четвертая по счету остановка). Другой вариант — на метро до станции «VEZNECİLER» (третья по счету остановка). Пересесть на трамвай Т1 и доехать до остановки Султанахмет.

На дальней стороне площади Таксим находится новый подземный фуникулер Тюнель-2. На нем вам нужно спуститься с Таксима до пристани Кабаташ. Здесь нужно пересесть на трамвай Т1 и на нем доехать до остановки Султанахмет (седьмая по счету остановка). При этом вы пересечете бухту Золотой Рог по Галатскому мосту.

Предыстория Мечети Кул-Шариф

Возведение самой красивой мечети в современной Казани стало символичным и своеобразным памятником трагическим событиям 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых очень большое число местного татарского населения.  

Взятие Казани в 1552 году привело к гибели мусульманского кремля

Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства. Сегодня он считается непосредственным потомком пророка Мухаммеда. С небольшим отрядом единоверцев он сражался до последнего вздоха, и поэтому сегодняшней Мечети на территории Казанского Кремля присвоено его имя. Кул Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знатоком множества наук, в том числе астрономии, истории и политики. Неоднократно он принимал участие в переговорах между Казанским ханством и Москвой.   

Гибель имама Кул Шарифа — одна из трагических страниц истории Казани

После взятия Казани ее противоборство с Москвой было закончено. А все культовые сооружения мусульман после установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться. На смену им возводились православные церкви и монастыри. Военное противоборство сменилось противоборством религиозным. Население начало подвергаться насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак и озеро Кабан, где вскоре образовалась Татарская Слобода, сохраняющая в последующие века мусульманские и национальные традиции края. Более подробно об этом можно прочитать в статье – История Старо-Татарской слободы.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ  Ш.Марджани, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть, которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

Когда-то мусульманская мечеть уже украшала собой Казанский Кремль

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть казанских мусульман.

История Голубой мечети (Ахмедие)

Султан Ахмед I

Основатель Ахмедие – султан Ахмед I. Этот молодой правитель занял трон в 1603 году.

Правление Ахмеда I

Пожалуй, в истории Стамбула немного султанов, правление которых начиналось бы настолько же печально. Ахмед I вступил в права в период войны. Османская империя вела военные действия одновременно с Ираном и Австрией. И если с Ираном дела обстояли неплохо, то Австрии пришлось уступить.

Устав от череды неприятностей, молодой 19-летний султан решил, что все проблемы исчезнут после возведения мечети. Ахмед I приписывал неудачи длительному периоду отсутствия новых мечетей – их не строили на протяжении почти 40 лет. Но решение – это хорошо, однако на постройку нужны деньги, а их у султана не было. Этот молодой правитель еще не успел ничего завоевать. Наоборот, пока ему приходилось отказываться от дани. И султан делает невероятный ход – он берет деньги из казны. Таким образом, Голубую мечеть возводят во славу Аллаха не по причине победы, а для нее.

Выбор места

Внутренний двор

Место выбирали очень долго, поскольку хотелось выстроить новый комплекс в центре, где уже стояли дворцы знати. Султан выбрал участок бывшего дворца императоров, но пришлось для начала купить все стоявшие там здания, в том числе дворец Великого визиря. Потом их снести, выровнять землю и только после этого начинать строительство.

Вторым сюрпризом стало само решение построить Ахмедие. Дело в том, что в Константинополе уже был храм Айя-София. И пусть религиозный объект переделали из христианского собора, но народ полагал, что одного храма достаточно. У правителя были свои замыслы. Он хотел мечеть, которая бы не затмевала Айя-София, но была бы более «мусульманской».

Архитектор

План-схема мечети

Для создания проекта и возведения мечети выбрали солидного албанского архитектора Седефкар Мехмед Ага. Этот человек родился в Албании, но потом решил попытать счастья в янычарах, но воином не стал, а пошел учиться к знаменитому архитектору Мимару Синану.

Однако исторические данные подтверждают: Седефкар Мехмед Ага изучал не только архитектуру, но и мастерство инкрустации, музыку. Этот человек отлично понимал, что требуется султану, знал толк в красоте и воплощении эстетики в камне.

Время строительства

Окна с витражными стеклами

Многие источники называют разные даты начала работ: 1606 год и 1609 год. Правильно называть 1606 год назначением Седефкар Мехмед Ага на должность главного архитектора, а 1609 год – закладкой «первого камня» комплекса.

Чтобы умилостивить разгневанных старцев, правителю пришлось срочно выплачивать из казны дополнительные средства для строительства 2 дополнительных башен в Мекке. Так главная святыня и осталась главной, а Ахмедие – не первым, но вторым по красоте и значимости объектом религиозного значения.

Завершили строительство в 1616 году.

Материалы для строительства

Оформление мечети

Примечательно, что материалы для комплекса применяли самые дорогие. Например, керамику везли из Изника – в этом городе делали уникальные по красоте и прочности плитки. Пока шло возведение комплекса, султан запретил поставлять изразцы для других нужд. А поскольку финансирование госзаказа оплачивали с задержкой срока, многие фабрики по изготовлению керамики разорились.

Некоторые производители плитки решили уменьшить цену товара, а заодно сэкономить на качестве. Так и получилось, что где-то плитка сохранила свою первозданную красоту, а где-то поблекла уже через несколько лет.

Султановская мечеть

Адрес: на ул. Габдуллы Тукая, 14/15

Цена билета: бесплатно

Султановская мечеть – еще один религиозный памятник на территории Казани. Он находится в центральном районе города, на Старо-Татарской слободе. Первые упоминания о мечети относятся к 1868 году. Строительство было полностью профинансировано Зиганшем Усмановым, местным торговцев. Стиль здания относится к средневековой булгаро-татарской архитектуре

Обратите внимание на внешний вид минарета – в нем присутствуют булгарские узоры

  • Мечеть имеет всего один зал, но с антресолями.
  • Это мечеть-джами – минарет состоит из 3 ярусов, он наземный.
  • Войти в мечеть вы сможете через угол, расположенный в нижней части минарета.
  • Пройти в основной зал вы сможете через небольшой переход с четырехскатной крышей.
  • Ш. Марджани провел здесь чтение первого намаза, также именно он установил «киблу», направленную на Мекку.
  • Часто можно услышать, что эту мечеть называют Усмановской – в честь мецената.

Учитывайте, что мечеть была открыта не всегда – в 1931 году из-за антирелигиозной политики советские власти закрыли ее. В ходе длительного неиспользования минарет был полностью разрушен. Только в 1990 году он был восстановлен местным мастером Халитовым, местные жители вновь начали ходить сюда. Султановская мечеть – один из наиболее важных памятников татарской архитектуры. Он построен в стиле национально-романтической эклектики.

История строительства мечети Кул Шариф

В 1552 году войска Ивана Грозного напали на столицу Казанского ханства. На захваченной территории методично уничтожали ключевые городские сооружения и мечети, возводя на их месте православные храмы. Не стало исключением и главное молитвенное сооружение в ханстве.

Больше четырех столетий понадобилось, чтобы восстановить историческую справедливость и воссоздать многоминаретную мечеть на территории Казанского кремля. Она носит имя последнего имама и одного из предводителей обороны Казанского ханства — Кул Шарифа.

Работа над проектом архитектурного комплекса началась зимой 1995-1996 годов и была осложнена тем, что достоверная информация о том, как выглядело сооружение XVI века, отсутствовала. Предположение о наличии 8 минаретов строилось на исторических данных о восьми провинциях Волжской Булгарии, которые они олицетворяли. Перепад рельефа обыграли двумя платформами: верхней — ритуальной, нижней — для проведения музейных мероприятий, экскурсий.

В 1997 году был заложен фундамент строения, в 1998 году — возведен цокольный этаж и отлит монолитный каркас. Уже в следующем году изготовили купола и металлические верхушки минаретов, а вот установили их только в 2001 году.

В общей сложности строительство длилось около 10 лет, велось преимущественно на пожертвования жителей и организаций Татарстана. Записи о них внесены в специальные книги, которые хранятся в главном зале джума-мечети. Сметная стоимость строительных работ превышает 500 миллионов рублей.

В 2005 году открытие мечети приурочили к 1000-летнему юбилею столицы Татарстана.

Последние статьи

  •   11 больших ошибок, которые совершаются в процессе ремонта 13.01.2020, 23:47
  •   Ничего лишнего: простейшие конструкции кроватей, которые можно сделать самому 13.01.2020, 22:08
  •   5 важных мест в автомобиле, которые нужно не забывать смазывать зимой 13.01.2020, 20:30
  •   Креатив без границ, или Странные изобретения прошлых лет 13.01.2020, 18:46
  •   Спорные послепраздничные поступки, которые не стоит делать в январе, чтобы потом не сожалеть 13.01.2020, 17:08
  •   3 простых способа остановить машину, если тормоза отказали 13.01.2020, 15:14
  •   Как создать кухню мечты и не потратить на ремонт все средства из заначки 13.01.2020, 13:23
  •   Штрафбаты в небе: почему об этих эскадрильях так мало известно 13.01.2020, 12:45
  •   Интерьер совмещенного санузла: 5 фишек для стильного дизайна 13.01.2020, 11:18
  •   Для чего советские солдаты в Афганистане укладывали на дно грузовиков мешки с песком 13.01.2020, 10:03

Все статьи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: