Калининградский форт №5 “король фридрих-вильгельм iii”

История фортов Калининграда

История города Кенигсберг, ныне именуемого Калининградом, насчитывает многовековую историю. Город начали возводить еще в XII веке, и строили его рыцари тевтонского ордена. По задумке, это должен был быть город-крепость, и с течением времени она была реализована. Вокруг замка Кенигсберг за несколько веков возвели оборонительные сооружения. Причем возводились оборонительные объекты по новейшим по тем временах технологиям для защиты от артиллерийских ударов.

Итак, что же такое форты в Калининграде – это исторические сооружения, построенные с оборонительной целью и для защиты города. Что интересно, большинство из построенных в разное время объектов сохранились по настоящее время.

Описание

Если взглянуть на фото форта №5 в Калининграде, становится очевидным, что он имеет форму удлиненного шестиугольника. Сооружение растянулось с юго-запада на северо-восток на 360 метров в длину и 180 метров в ширину. Первоначально конструкция была сложена из красного огнеупорного кирпича. Комплекс занимает остров, окруженный рвом шириной 20-25 метров и глубиной 3-5 метров.

Несмотря на огромные инвестиции, к началу 20-го века успехи в развитии артиллерии сделали укрепление несколько устаревшим. Поэтому, несмотря на статус секретной части, крепость чаще использовалась для фейерверков и торжеств, чем для военной подготовки.

Экскурсии по фортам Калининграда

Но не всем туристам по душе самостоятельное изучение достопримечательностей, многие предпочитают организованный экскурсионный отдых с сопровождающим. О каждом форте Калининграда можно найти описание и фото. Причем многие бастионы сегодня используются не только как исторические объекты, но и как музей или ресторан с соответствующим интерьером.

Многие экскурсионные программы включают в том числе посещение фортов, поэтому выбирая организованную поездку, можно «убить двух зайцев» — увидеть не только бастионы, но и другие интересные сооружения. Например, на обзорной экскурсии туристы узнают, как менялся город, и увидят памятники и объекты разных эпох – средневековые фортификационные сооружения, мосты, современные храмы.

На экскурсии «Эпохи Калининграда – взгляд в прошлое» гид также расскажет об истории города, покажет оставшиеся исторические и современные объекты – Кафедральный Собор, городские ворота, форты, подскажет нужную информацию, необходимую современному туристу.

Забронировать индивидуальные и групповые экскурсии можно на следующих сайтах:

Вот самые популярные экскурсии у туристов.

Как добраться

Для начала нужно оказаться в Бресте, а далее лучше всего использовать «11 маршрут», то есть прогуляться до крепости пешком, так как удобного общественного транспорта поблизости нет. Забиваешь в навигатор адрес (ул. Героев обороны Брестской крепости, 60) и наслаждаешься прогулкой. Расстояния в Бресте небольшие (от жд/авто вокзалов/центра города не более 3-5 км). А если не любишь ходить, можно всегда воспользоваться такси.

Холмские ворота

Если решишь не пользоваться услугами экскурсоводов (хотя в данном случае очень ремендуем), скачивай приложение, заботливо разработанное Фондом развития Брестской крепости. Там можно найти готовые маршруты, исторические фото и интересные факты о достопримечательности. Доступно оно, к сожалению, только обладателям Android, зато есть версия на английском языке.

Такие места, как Брестская крепость, напоминают нам о том, как важно чтить историю, героев, сражавшихся до последнего без страха и сожаления, и мирную жизнь. Подумай об этом, когда будешь гулять по легендарному Монументальному комплексу

Реконструкция

В начале 20-го века были предприняты попытки реконструкции форта №5 в Калининграде (Кенигсберге) с учетом возможного военного конфликта с СССР, Польшей либо Великобританией. В частности, кирпичные своды были укреплены прочными железобетонными конструкциями, которые и сегодня выполняют свои функции.

Во Вторую мировую, по мере приближения фронта к городу, форт был усовершенствован и превращен в долгосрочный пункт обороны. Гарнизон из 300 военнослужащих был усилен:

  • 8-ю тяжелыми орудиями;
  • 25-ю минометами;
  • 50-ю пулеметными точками;
  • каждый из бойцов получил скорострельный пистолет-пулемет.

Для обеспечения автономности в случае окружения в форте действовала небольшая больница, собственная кухня, благоустроенная казарма. Были оборудованы защищенные склады боеприпасов и продовольствия.

Падение

5-й форт в Калининграде является с одной стороны примером стойкости немецких войск, с другой – бесстрашия и самоотверженности бойцов Красной армии. Советские войска начали осаду Кенигсберга весной 1945 года. Непосредственно штурм форта №5 начался 2 апреля с обстрела укреплений батареей мощных 280-мм орудий. 6 апреля фортеция подверглась наземному штурму, оказавшись на острие главного удара 43-й армии СССР. К концу первого дня форт оказался полностью окружен, но продолжал оказывать ожесточенное сопротивление. Как впоследствии выяснили историки, гарнизон сдерживал штурм дольше, чем любой другой форт Наружного кольца обороны.

К концу дня укрепление оказалось полностью отрезанным от основных сил и помощи не предвиделось. В ночь с 7 на 8 апреля вновь «заговорили» 280-мм орудия, разрушив часть крепостной стены. Этого было достаточно для пехотинцев 126-й и 235-й стрелковых дивизий 43-й армии для решающего штурма. Гарнизон сдался утром 8 апреля. Пятнадцать красноармейцев были награждены золотой медалью Героя Советского Союза за их роль в штурме Форта № 5. Их имена можно увидеть на мемориале, возведенном у входа.

Как добраться до форта № 5 в Калининграде

До места можно добраться самостоятельно на личном или арендованном автотранспорте, для этого движутся через улицу Менделеева и улицу 1-я Большая Окружная в течение примерно 14-и минут. В качестве ориентира выступит знак «Калининград» на въезде в черту города в районе Светлогорского шоссе.

До музея ходит общественный транспорт, ближайшая остановка называется «5-й форт», до нее движутся маршруты автобусов № 8, № 31, № 36, троллейбусов № 1, № 2 и маршрутное такси № 91.

Комфортнее передвигаться по городу посредством такси, на территории Калининграда и области действуют популярные приложения Яндекс.Такси, Максим, Gett и Uber.

Реконструкция

В начале 20-го века были предприняты попытки реконструкции форта №5 в Калининграде (Кенигсберге) с учетом возможного военного конфликта с СССР, Польшей либо Великобританией. В частности, кирпичные своды были укреплены прочными железобетонными конструкциями, которые и сегодня выполняют свои функции.

Во Вторую мировую, по мере приближения фронта к городу, форт был усовершенствован и превращен в долгосрочный пункт обороны. Гарнизон из 300 военнослужащих был усилен:

  • 8-ю тяжелыми орудиями;
  • 25-ю минометами;
  • 50-ю пулеметными точками;
  • каждый из бойцов получил скорострельный пистолет-пулемет.

Для обеспечения автономности в случае окружения в форте действовала небольшая больница, собственная кухня, благоустроенная казарма. Были оборудованы защищенные склады боеприпасов и продовольствия.

Штурм

Первая попытка разрушить форт артиллерийским огнём была предпринята советскими войсками -5 апреля 1945 года . Однако форт выдержал огневой удар орудий особой мощности . Артиллерийский огонь снял с форта земляную «подушку», но, получив около 90 прямых попаданий, форт был разрушен лишь частично: явные пробоины и проломы были единичными .

С 6 апреля артиллерийская подготовка продолжилась. К форту подошли штурмовые отряды 801-го и 806-го стрелковых полков 235-й стрелковой дивизии, усиленные танками, орудиями и самоходными артиллерийскими установками. Бойцы 2-й стрелковой роты 806-го стрелкового полка форсировали ров и под огнём овладели казематом на правом фланге. Лейтенант Мирза Джабиев и сержант А. И. Кондруцкий водрузили на нём Красное знамя .

Однако сопротивление продолжалось. К штурму подключился 550-й стрелковый полк 126-й стрелковой дивизии , таким образом осаду и штурм форта последовательно продолжали, сменяя друг друга, 1-й батальон 732-го стрелкового полка и 2-й батальон 550-го стрелкового полка. Руководство штурмом было поручено старшему лейтенанту Р. Р. Бабушкину . Под огнём противника сапёры сумели взорвать каземат на левом фланге. А с наступлением темноты группа сапёров (старшина П. И. Меренков , старший сержант Г. А. Малыгин , рядовой В. К. Полупанов) произвела два направленных взрыва, чтобы обеспечить спуск к водному рву подручных переправочных средств, а затем форсировав ров, организовала подрыв напольного капонира форта .

После этого штурмовые отряды смогли переправиться через ров с водой и устремились в образовавшийся пролом. Всю ночь с 7 на 8 апреля шёл бой внутри форта, и только утром 8 апреля остатки немецкого гарнизона капитулировали . Боевые действия к тому времени уже велись в центре города Кёнигсберга . Для сравнения, на штурм форта № 5-а пришлось затратить около суток, а фортами № 6 и 7 советские штурмовые части овладели в течение нескольких часов . По советским данным, было уничтожено более 200 солдат и офицеров противника, и около 100 захвачено в плен .

Роль форта №5 в Калининграде (Кёнигсберге)

Укрепление, о котором пойдёт речь, в общем плане строительства получило порядковый номер «5». Немцы любили давать крепостным сооружениям имена своих королей и военачальников. Кроме порядкового номера цитадель получила имя прусского короля Фридриха-Вильгельма III. При этом монархе начал реализовываться проект «Ночная перина», кроме того король Пруссии был активным участником антинаполеоновской коалиции и участником нескольких крупных сражений той войны.

Форты строились с таким расчётом, чтобы перекрывать важные стратегические направления, то есть главные дороги из города. Форт 5 Калининграда стоял на дороге, отходящей в сторону Пиллау (современного Балтийска). Конфигурация сооружения выполнена по правилам военно-инженерных достижений того времени. В плане — это вытянутый по фронту шестиугольник, угловые бастионы обеспечивают перекрёстное огневое прикрытие. Основа конструкции — кирпич, вначале стены были толщиной в 1 метр, в ходе последующих улучшений, их усилили до 5 метров. Если прибавить ко всему ров с водой, внешнюю стену и земляной вал, то получилась солидная оборонительная конструкция.

И всё же известность форт №5 в Калининграде получил не из-за своих архитектурных качеств, мало ли крепостей на свете, а благодаря умелому героическому штурму его Красной армией в 1945 году. Советское командование было хорошо осведомлено о возможностях фортов, поэтому заблаговременно подтянуло к линии фронта мощные артиллерийские системы больших калибров. Но даже многочасовой обстрел из крупных орудий не смог причинить существенный урон форту. Все решила выучка и бесстрашие солдат и офицеров штурмовых команд. В подготовке операции использовали суворовский метод — было построено земляное сооружение в точности повторяющее форму цитадели. К штурму привлекли бывалых, имеющих опыт городских боев военнослужащих, они тщательно отрабатывали все действия на макете. Бой за форт был кровавым и жестоким — достаточно сказать, что пятнадцать человек, из числа штурмующих, получили звёзды героев.

Сегодня на территории укрепления выставлены экспонаты времен войны, боевая техника, представлены документы и фотографии участников штурма. Форт с 2001 года называется музеем фортификации и военной техники. Здесь проводятся экскурсии по цитадели, можно изнутри и снаружи осмотреть одно из мощнейших укреплений старого Кёнигсберга.

Замок Нессельбек — музей “Средневековых пыток и наказаний”

Замок Нессельбек – это не средневековый немецкий замок, а попросту обычный отель, выстроенный на въезде поселка Орловка прямо у дороги.

Как добраться до замка Нессельбек

Из Калининграда через поселок Орловка ходит два автобуса № 114 (Зеленоградск – Калининград) и № 116 (Жемчужное-Калининград). Расписание автобусов представлено ниже на фото.

Да, автобусы ходят там не часто. Я взглянула на карту и поняла, что от форта №3, где мы находились до Нессельбека буквально 4 км по дороге. То есть по идее можно дойти пешком, может быть даже кто-нибудь подбросит. И мы отправились самоходом по трассе. Однако, я совсем забыла, что именно здесь после развязки начинается автобан, так что добрую половину пути нам пришлось идти за оградой автобана. Естественно о том, чтобы кто-нибудь подбросил говорить не приходится, потому что шли мы по встречной полосе, ведь дальше дорога ответвляется влево.

Когда же мы оказались на последнем отрезке дороги попроще, то ловить попутку и смысла не было, мы просто прогулялись в удовольствие до самого замка Нессельбек. Благо он расположился у самой дороги.

На парковке перед замком нас встретила очень необычная парочка… скелетов в поясах верности.

Внизу, на камне описана вся история о них. Писать здесь ее я не буду, можете посмотреть на фото, если интересно. Я понимаю, что это чистая выдумка для посетителей, но за душу не тронуло.

Нессельбек – это целый комплекс с гостиницей, СПА, дорогим рестораном и небольшим музеем средневековых пыток, ради которого мы собственно сюда и пришли.

Музей “Средневековых пыток и наказаний” в замке Нессельбек

Музей пыток был открыт в замке в конце 2012 года и, как утверждают владельцы Нессельбека, является единственным подобного рода в Калининградской области. В музее представлено несколько маленьких этажей с историей телесных наказаний. Предупреждаю сразу, место не для слабонервных, а детей лучше наверное вообще туда не водить.

Время работы музея: с 12.00 до 18.00 ежедневно

Стоимость входного билета: 150 руб/чел (детям до 16 лет вход только со взрослыми)

Я узнала об этом месте чисто случайно в интернете, где также говорилось, что входной билет стоит символичные 50 руб. Однако, теперь, как вы понимаете, цена выросла в 3 раза. Чтобы добраться до музея, нужно пройти зал ресторана и подняться на верхний этаж.

В ресторане девушка предложила выпить нам кофе, в этом случае вход в музей стоит на 50 руб. дешевле.

Я не слишком люблю такие вещи, имею ввиду те, которые связаны с членовредительством, так что я не буду в мельчайших подробностях описывать для чего и зачем использовались различные пыточные инструменты. Кто захочет посетить сие место, самостоятельно это сделает. Скажу только, что музей небольшой, буквально 3 пролета по узкой лестнице с экспонатами в виде орудий наказания для людей нарушавших закон, и жестоких пыток для злоумышленников, заговорщиков и преступников в разные времена.

Представленные экспонаты не оригиналы, а всего лишь восстановленные макеты на основании рисунков, чертежей и исторических документов тех времен.

  

Музей заканчивается в одной из башен, так как в узкие оконные проемы видно ее соседей. Под конусообразным потолком за нами пристально наблюдает скелет в клетке.

Если вы не относите себя к любителям подобных вещей, то советую не тратить ни денег, ни времени, в противном случае – велкам.

На выходе из замка мы немного посидели на улице, наслаждаясь редким солнышком и горячим чаем из термоса. Какая-то китаянка, прибывшая за нами бегала вокруг здания Нессельбека и по обычаю фотографировала все, что попадется ей на пути.

Автобус в город мы ждать не стали, тем более до него было не меньше часа ожидания. Прямо здесь на остановке мы поймали попутку с приятным водителем, который очень любит мотоциклы. И так за разговорами о железных конях мы оказались в городе.

Затраты на шестой день в Калининграде

Физические затраты на человека:

  • пешком по туристическому маршруту – около 6 км.
  • карта всего маршрута за день:

Финансовые затраты на двоих:

  • транспорт – 116 руб.
  • жилье  – 900 руб. (Как искать дешевое жилье в Калининграде)
  • еда – 344 руб.
  • достопримечательности – 300 руб.

Остался всего один день самостоятельного  путешествия по Калининграду и области. Его мы решили потратить на небольшой городок Советск, граничащий с Литвой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: