Режим работы
Художественный музей, расположенный в бывшем губернаторском дворце, открыт для туристического посещения все дни, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
В пятницу музейную экспозицию можно посетить с 12.00 до 20.00. Надо иметь в виду, что ежемесячно, в последний вторник проводится санитарный день.
Желающие взять обзорную, тематическую или театрализованную экскурсию могут заказать ее на официальном сайте музея. Там же можно узнать и о проведении интерактивных мероприятий, мастер-классов и т.д.
Вечерняя подсветка
Посещение Губернаторского сада возможно только в летний период, т.е. начиная с мая и до конца октября.
: Касаткина Татьяна
Интерьеры
Интерьеры Елагина дворца отличаются изысканностью и оригинальной отделкой. Мебель, роспись плафонов и торшеров, декоративное убранство окон и дверей, включая рисунок дверных ручек – всё придумал и создал Карл Росси. Интерьеры не переделывали: после смерти Марии Фёдоровны дворец стал запасной царской резиденцией, императоры бывали здесь редко.
Первый этаж
Семья Романовых владела дворцом до начала XX века. На первом этаже – анфилада Парадных залов, торжественных, нарядных, похожих на изящную драгоценную шкатулку. В парадных помещениях – 20 дверей, облицованных драгоценными породами дерева и украшенных тонкой золочёной резьбой.
В нишах вестибюля первого этажа – фигуры весталок, хранительниц домашнего очага, держащих в руках светильники. С изысканной роскошью оформлена столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и будуар Марии Фёдоровны.
Стены и колонны в помещениях облицованы искусственным мрамором, белый блестящий материал на вид воспринимался, как фарфор.
Овальный зал
Самое эффектное помещение первого этажа – Овальный зал с пятью высокими и широкими окнами. Купол зала, украшенный росписью и бронзовой люстрой, поддерживают кариатиды.
Стены, облицованные искусственным мрамором, расписаны цветами и сценами из античной мифологии. На потолках – группы резвящихся купидонов. Купидон – бог любви в древнегреческой мифологии, крылатый мальчик с колчаном стрел за спиной. В зале Росси устроил особые, похожие на картины, шторы.
Здесь устраивались дипломатические приёмы, балы и семейные торжества царской семьи. Придворный оркестр размещался за зеркальными окнами.
Второй этаж
Комнаты второго этажа отделаны скромнее и проще. Здесь – берёзовые двери, декорированные бронзой, дубовый паркет. На потолках – изображения амуров и павлинов, лепнина и позолота. Амур в древней мифологии – резвый мальчуган, предвестник любви.
Над каминами из чёрного итальянского мрамора – большие зеркала. Напротив каждого окна – также зеркала, создающие атмосферу торжественности и лёгкости одновременно. Обстановка второго этажа располагает к покою и отдыху. Здесь – изящные диваны, кресла и стулья, легкие столики и подставки с вазами для цветов.
Закрытый шкаф, нарядный рабочий стол, на нешироких полках – фотографии в стоячих рамках, в буфете – фарфоровые и стеклянные фигурки, вазочки. На столе – книги, шахматы, на полу – яркий восточный ковёр. На третьем этаже – домовая церковь.
Из истории дворца
После смерти Марии Фёдоровны во дворце отдыхали премьер-министры. В 1018 году Елагин дворец превратили в историко-бытовой музей, который закрыли в 30-е годы XX века. Много произведений искусства в это время утрачено.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1952-1960 годах проведена реставрация интерьеров. В 1987 году Елагин дворец открыт как музей. В фондах музея – 12 тысяч предметов искусства: живопись и скульптура, художественный фарфор и стекло, мебель, ткани и вышивка.
В музее проводятся конференции и презентации, мастер-классы, костюмированные балы и выставки, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и скульптуры XIX веков.
История Губернаторского дворца
Ярославский Губернаторский Дом сооружен по указу Александра Первого в качестве путевого дворца для российских императоров, поэтому его строительство осуществлялось за казенный счет и было завершено в кратчайшие сроки – всего за год. Дворец решено было строить на заброшенном участке, который до начала перепланировки города конца 18 века был занят особняком и фабричными строениями известного купца И.Затрапезного.
Интересно, что этот дворцовый особняк посетили все русские императоры, начиная с Александра Первого и заканчивая Николаем Вторым. Так что здание, в стенах которого побывало пять российских императоров – заслуживает пристального туристического внимания и обязательного посещения.
Все остальное время (в отсутствии императоров) в губернаторском дворце обитало последовательно 17 ярославских руководителей, вплоть до мая 1917 года. Причем, последним ярославским губернатором был князь из известного рода Оболенских — Николай Леонидович, впоследствии эмигрировавший во Францию, где и умер в 1960 году.
Губернаторский Дом во второй половине 19 века
Само дворцовое здание за время своего существования несколько видоизменялось относительно первоначального варианта.
В первом варианте губернаторский дом был трехэтажным сооружением с двумя двухэтажными флигелями (северным и южным), конюшенным корпусом и хозяйственными постройками. Основной фасад, выполненный в строгом официальном ключе, смотрел на Волжскую набережную. Противоположная сторона дворца, выходящая на парковую территорию, была менее официальной и более нарядной.
Внутренняя сторона дворца со стороны сада
К ней примыкала закрытая веранда, на которую вели широкие, с двух сторон подведенные, пологие пандусы. Сама же парковая территория выходила на Ильинскую, ныне Советскую площадь, находящуюся перед Ильинской церковью.
В конце 30-х годов 19 века Ярославль посетил французский писатель и путешественник маркиз Астольф де Кюстин, который впоследствии описал свои путешествия по стране в известном мемуарном произведении «Россия в 1839 году». Так вот, в этой книге целых две главы отведены описанию ярославского губернаторского дворца!
Путешественник уловил здесь французский дух 18 столетия, исчезнувший в самой Франции. Его поразил и роскошный внутренний интерьер дворца, и радушный без излишеств обеденный прием, устроенный в его честь губернатором К.Полторацким, и вечерний домашний концерт с участием членов губернаторской семьи.
Кабинет во дворце
В 60-х годах 19 века главный усадебный дом был перестроен в стиле позднего классицизма, северный флигель заменен оградой, а южный также переоформлен под позднюю классику. В начале 80-х годов проводился капитальный ремонт дворца, в котором принимал участие в качестве архитектора брат Ф.Достоевского — А.М.Достоевский.
В начале 20 века на третьем этаже появилась домовая церковь и были перестроены пандусы. С 90-х годов прошлого века Губернскому дворцу был возвращен его статус, и в его залах теперь проводятся Губернаторские приемы, для которых специально оборудован Кабинет-библиотека.
Мемориальный дом-музей М. Богдановича
Максим Богданович является классиком белорусской литературы. Его родители часто переезжали, и таким образом, поэт оказался в Ярославле в 1908 году. В период с 1912-го по 1914-й Богдановичи проживали в небольшом и уютном домике, который располагался на улице, в то время называющейся Любимской.
Живя в Ярославе, поэт активно занимался творчеством, создавая свои самые знаменитые произведения. В 1991 году был успешно реализован проект по созданию Мемориального музея, который является единственным музеем литературного профиля в Ярославе. В 1995 году он получил статус Центра Белорусской культуры.
Экспозиция состоит из трех залов:
- Отображает детские и юношеские года. Частично восстановлены фрагменты комнаты с настенными часами, книжным шкафом, иконой Казанской Божьей матери и гелиогравюрой «Сикстинская мадонна».
- Во втором зале повествуется о владельцах дома – семействе Ржевских.
- В третьем зале можно узнать о Ярославском периоде жизни поэта.
В холе музея представлена информация об исторических связях Ярославской области и регионов Беларуси.
Располагается музей по адресу: ул. Чайковского, 21.
Музей предоставляет экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности. График работы: с 9 утра до 6 вечера, воскресенье – выходной.
Карл Росси – архитектор Елагина дворца
Карл Росси – уроженец Неаполя, сын балерины и танцовщика, 11-летним мальчиком по приглашению Павла I приехал с родителями в Россию. Император подарил им земельный участок в Павловске, где в это время Винченцо Бренна возводил новый царский дворец.
Архитектор заметил, что Карл хорошо рисовал и взял юного Росси в ученики. Через год молодой человек стал коллегой Бренна на строительстве Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился во Флорентийскую академию, чтобы завершить обучение.
Елагин остров
Молодой архитектор вернулся в Петербург в то время, когда острова вокруг Северной столицы были не застроены, в том числе и Елагин остров. Образованный двумя речками дельты Невы – Большой Невкой и Средней Невкой – Елагин остров протянулся на 2,1 км с востока на запад и на 800 метров с севера на восток.
В XVIII веке остров принадлежал богатому вельможе – государственному деятелю, историку, литератору и меценату Ивану Перфильевичу Елагину, По фамилии владельца и назван остров, не менявший с тех пор своё название. В 1780 году для Елагина на острове построили дворец, где любила бывать Екатерина II. В честь императрицы здесь устраивали охоты и фейерверки.
На острове – красивейшая природа, поэтому в 1817 году Александр I приобрёл земли острова за 1\3 часть миллиона. Император сделал подарок матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, предложив поселиться здесь, недалеко от города, в летней императорской резиденции.
Перестроить бывший дворец вельможи на Елагине острове Александр I поручил придворному архитектору Карлу Росси. Так в Петербурге возник дворцово-парковый ансамбль, который включал в себя:
- Дворец.
- Кухонный корпус.
- Оранжерейный павильон.
- Конюшенный корпус.
- Павильон под флагом с гранитной пристанью.
- Музыкальный павильон.
Работа архитектора над ансамблем зданий
Проектируя ансамбль Елагина острова, Росси учёл все привычки Марии Фёдоровны и создал красивый уютный дворец для жизни императрицы. Дворец, возведённый 1818-1822 годах, так понравился матери Александра I, что после окончания работ её сын пожаловал Карлу Росси орден святой Анны, а к награде приложил алмазные подвески.
Современники неизменно восхищались красотой императорской резиденции. Один из них так выразил своё впечатление: «Изящные контуры и белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Архитектор составил смету с небывалой точностью – 1587632 рубля 40 копеек и не выходил за её пределы. Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова. Одновременно со строительством дворца по проекту английского садовода Буша разбивался парк, куда входил широкий луг, названный Масляным. Здесь устраивали праздники Масленицы.
Архитектура дворца
Росси сохранил старые стены прежнего дворца и создал особняк, светлое, лёгкое и изящное творение, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью и изяществом интерьеров.
Особняк – трёхэтажное прямоугольное здание, увенчанное плоским куполом, поставлено на высокий каменный ступенчатый цоколь-террасу с ажурной чугунной решёткой.
Парадный фасад, оформленный шестиколонным портиком, обращен к парку, куда спускается широкая многоступенчатая лестница, украшенная чугунными шарами, которую стерегут фигуры львов. К центральному парадному входу ведут пологие пандусы.
Нарядно выглядит и противоположный фасад, выходящий на реку. В центре объёма – полуротонда, окружённая сдвоенными колоннадами. Полукруглая лестница оформлена декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами. Среди зелени прячутся служебные корпуса.
Дворец — филиал Художественного музея
После революционных событий Губернаторский Дом стал Народным домом. Именно в его стенах, видевших всех пять последних российских императоров, произошло провозглашение советской власти в Ярославле. В течении ряда лет в бывшем дворце работали сначала сотрудники городского исполкома, затем — 30-е годы преподаватели Высшей партийной школы, в годы оттепели здесь находился Технологический институт.
В 1970 году губернаторский дворец был передан в ведомство Ярославского Художественного музея и со временем стал одним из лучших провинциальных музеев страны.
Экспонаты Художественного музея
Надо отметить, что коллекции Ярославского художественного музея размещены не в одном только Губернаторском дворце. Часть экспозиции, посвященной Древнерусскому искусству, находится на бывшей территории Ярославского кремля в Митрополичьих палатах 17 века. Отдельно находится и Музей западноевропейского искусства (Советская площадь, 2).
Таким образом, само здание бывшей губернаторской резиденции предназначено исключительно для показа русской живописи, начиная с 18 века. Коллекция ярославского Художественного музея очень богата и разнообразна. Здесь можно насладиться классиками живописной школы, такими как К.Брюллов, В.Перов, Д.Левицкий, И.Крамской, И.Репин и т.д. Прекрасны образцы пейзажной живописи на полотнах А.Сарвасова, И.Шишкина, И.Айвазовского, В.Поленова, И.Левитана и т.д.
В залах Художественного музея
Особую гордость сотрудников музея вызывает коллекция работ К.Коровина, состоящая преимущественно из последних его произведений. Есть полотна и художников-авангардистов, и графические работы, и акварельные рисунки.
Кроме живописи, в музее есть скульптурные произведения искусства, и предметы мебели. Так что, в данном музее каждый посетитель сможет удовлетворить свой эстетический вкус, сделать неожиданные и исключительно приятные открытия.
Часто в залах музея проводятся выставочные экспозиции, привезенные из других музеев. Так что туристов, решивших зайти в Художественный музей, может ждать сюрприз в виде прекрасной экспозиции из Абрамцево или выставка картин З.Серебряковой из фондов Русского музея Петербурга.
Военно-исторический музей
Есть в Коровницкой слободе Ярославля небольшой, но очень душевный и содержательно-наполненный Военно-исторический музей (Златоустинская, 11 Б). Его экспозиции располагаются в деревенском срубе. Посетить этот музей будет полезно всем интересующимся историей русской армии. Ибо его экспонаты весьма уникальны и состоят из боевых знамен, орденов и медалей с древнейших времен.
Но и людям, далеким от армейских историй, здесь понравится. Ибо сама атмосфера погружения в далекие времена, знакомство с фотодокументами, с письмами фронтовиков, с историями отдельных людей в военные годы и т.д. дает почувствовать страшную реальность тех лет и героизм простых людей.
Этот музей можно совместить с поездкой в архитектурный ансамбль храмового комплекса в Коровниках. А работает музей, исключая понедельник, с 11.00 до 18.00. Только надо иметь в виду, что в этом музее есть обеденный перерыв – с 13.00 до 14.00. Цена на входной билет — 200 руб.
Мой любимый мишка
Еще один частный музей Ярославля, который называется «Мой любимый мишка» (улица Почтовая, 8) рассчитан в основном на детского посетителя. Хотя вернуться в детство будет приятно и взрослым людям.
«Мой любимый мишка»
В залах этого небольшого музея можно увидеть множество игрушечных медведей: плюшевых, деревянных, металлических и т.д. Ведь медведи – это самые популярные мягкие детские игрушки всех времен, а для Ярославля с его медвежьим городским символом это более чем актуально.
Милые экспонаты
Коллекцию музея, сформировавшуюся из семейных медведей, из медведей, отданных знакомыми и соседями и т.д., можно посмотреть с 11.00 до 19.00 все дни, кроме понедельника. Билеты можно приобрести за 70-120 рублей.
Так же в этом музее проводятся различные мероприятия, посетить которые с ребенком будет очень интересно. Это и кукольные спектакли, и необычные экскурсии, и мастер-классы. Просто нужно заранее на страничке группы в Контакте ознакомиться с расписанием мероприятий данного Музея.
Мероприятия музея
Также при музее находится чайная и экскурсионное бюро.
Митрополичьи палаты
Это одно из древнейших зданий города. Палаты были построены ещё в 1862 году ростовским митрополитом Ионой Сысоевым – строителем Ростовского кремля. Здание является прекрасным образцом древнерусской каменной гражданской архитектуры.
В 18-м веке в нём располагался дом первого ярославского губернатора, в это же время здесь останавливалась Екатерина Великая, написали 5 комедий для русского театра. С 1977-го года в палатах расположен отдел древнерусского искусства, его экспозиции и выставочные залы.
Среди шедевров, которые там представлены, можно увидеть коллекцию древнерусского искусства – домонгольская икона «Спас Вседержатель», иконы выдающихся художников Гурия Никитина, Семена Спиридонова, Федора Евтихиева-Зубова. История русской иконописи насчитывает около 600 лет, и все её этапы отслежены в экспозиции.
Располагаются палаты на Волжской набережной. График работы: ежедневно с 10 утра до 5 вечера. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.
Стоимость билета: 110 рублей – для взрослого, 70 – для студентов, пенсионеров и детей от 16 до 18 лет, а для льготных категорий – бесплатно.
Коллекция
В музее хранятся произведения древнерусской живописи XIII—XX вв., среди которых древнейший памятник собрания — икона «Спас Вседержитель» (первая половина XIII в.). Уникальны произведения иконописи Ярославской художественной школы второй половины XVI—XVII вв., в том числе подписные иконы выдающихся художников XVII в. — Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова. В коллекции древнерусского искусства находятся также произведения деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI—XX вв., предметы церковного прикладного искусства и личного благочестия XVIII—XX вв.
В коллекции живописи представлены полотна Д. Левицкого, К. Брюллова, А. Мокрицкого, В. Перова, И. Крамского, И. Репина. Своеобразен ярославский купеческий и дворянский портрет XIX века. Обширно и разнооборазно собрание пейзажной живописи второй половины XIX — начала XX вв. — А. Саврасов, И. Шишкин, И. Айвазовский, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон. Ярко представлены мастера «Союза русских художников», «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Уникальна коллекция работ Константина Коровина, включающая произведения позднего периода его творчества. В коллекции живописи ярославских художников XX в. наиболее значимо наследие «последнего романтика» Михаила Соколова.
Коллекция графики включает произведения оригинальной и тиражной графики XVIII—XX вв. преимущественно русских авторов. Наибольший интерес представляют камерный акварельный портрет XIX в. (работы О. Кипренского, П. Соколова, В. Гау и др.), графика рубежа XIX—XX вв., в том числе произведения художников «Мира искусства», среди которых А. Бенуа, К. Сомов, М. Добужинский, а также целый комплекс работ Б. Кустодиева. Из произведений графики XX в. интересно представлен авангард (работы В. Кандинского и Л. Поповой), довоенный рисунок и акварель, отдельные направления современного искусства. Значительную часть коллекции составляет русский и зарубежный экслибрис XIX—XX вв.
Скульптура представлена произведениями русских скульпторов XIX—XX вв.: С. Гальберга, Ф. Толстого, А. Опекушина, М. Чижова, А. Обера, А. Антокольского, С. Эрьзя, С. Коненкова, А. Гюрджана, а также зарубежных — М. Клодиона, И. Земельгака и др.
В фонде декоративно-прикладного искусства — коллекция фарфора и стекла XVIII — начала XX в. производства Императорского фарфорового и стеклянного заводов, а также частных заводов С. Батенина, Ф. Гарднера, братьев Корниловых, М. Кузнецова, Мальцовых и др. В музее представлена мебель различных стилей и направлений XVI—XX вв., в том числе западноевропейская XVI—XVIII вв. Среди произведений современного декоративно-прикладного искусства — стекло, керамика, гобелен.
Нумизматическую коллекцию музея составляют произведения русского и западноевропейского искусства второй половины XVIII—XX вв. Это памятные и наградные медали работы мастеров различных школ и направлений, среди которых — братья Вехтеры, С. Юдин, Т. Иванов, К. Леберехт, И. Шилов, Ф. Толстой, П. Уткин, А. Васютинский, И. К. Егер, Ретьер, Ф. Лоос, Б. Андрие, Ю.-К. Шаплэн.
Восточную коллекцию музея составляют предметы декоративно-прикладного искусства Японии и Китая XVIII—XIX вв. и собрание японской гравюры укиё-э эпохи Эдо (1603—1868), которое музей получил в дар от японского ученого Тадаси Гоино.
Музей зарубежного искусства
Является частью экспозиции Ярославского художественного музея. Это отдельная выставочная площадка, открытая в мае 2014 года. Находится в двухэтажном особняке (некогда собственность купчихи Сорокиной) на Советской площади, который был построен в 1816-м году в стиле классицизма.
Постоянной экспозицией музея является «Западноевропейское искусство 16-начала 20 веков». В экспозиции представлена живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство из Нидерландов, Германии, Италии, Франции и стран Востока. Основными шедеврами коллекции являются творения Ренье Мегана, Жозеф-Сиффеда Дюплесси, Джованни Франческо Барбьери и Давида Терис Младшего. Зал Востока представляет комплекс японской гравюры «укиё-э» эпохи Эдо (1603-1864 г.г.) и бытовые предметы Японии 18-19 веков.
Работает музей по вторникам, средам, четвергам, субботам и воскресеньям – с 10 утра до 6 вечера, по пятницам – с 12 дня до 8 вечера. Касса закрывается на час раньше. Понедельник – выходной. В последний вторник месяца музей также закрыт.
Стоимость билета составляет 100 рублей – для взрослых, 60 руб. – для детей от 16 до 18 лет, пенсионеров и студентов, а для льготников – бесплатно.
Залы Мраморного дворца
Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого. Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса», который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице.
Истинным шедевром является Мраморный зал с его потрясающим скульптурным убранством.
Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.
«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри. Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.
Белоколонный зал – из названия понятно, что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно, сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы, юбилеи и свадьбы.
Воскресенская церковь
Вид на храм Воскресения Христова
В северной части дворца возвышаются купола православного храма Воскресения Христова. История домовой церкви началась при Екатерине I в 1713 году. Храм, который дошел до наших дней, был построен во времена правления Елизаветы Петровны и освящен в 1756 году.
В 1820 году Большой Екатерининский дворец пережил сильный пожар. Значительная часть церковных интерьеров сгорела. Правда, всего за два года архитектор В. П. Стасов полностью восстановил храм.
Купола храма Воскресения Христова
После революции 1917 года дворцовую церковь закрыли, а помещения отдали под музей. В годы оккупации немцы использовали здание, как гараж. Когда советские войска освободили Пушкин, храм оказался полностью разграбленным, а его крыша пробитой. В послевоенные годы церковь служила складом.
Восстановление храмовых интерьеров завершили в 2010 году. Вернуть былое убранство удалось лишь частично. Реставраторы позолотили пять куполов и часть рам. Из богатого иконостаса сохранилось только три образа.
Краткая история Мраморного дворца
Ансамбль строился с 1768 по 1785 годы по проекту знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Здание было отстроено по указу императрицы Екатерины II в качестве щедрого подарка её возлюбленному фавориту Григорию Орлову. Тот, однако, не дожил до окончания стройки и умер в 1783. Императрица купила здание у наследников Орлова и подарила его своему внуку на свадьбу.
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, из-за недостатка средств были вынуждены отдать его в национальную собственность. Это произошло в 1917 году, когда у власти стояло Временное правительство, а во дворце располагалось Министерство труда.
С 1919 года по 1936 здесь была организована Российская Академия истории материальной культуры – в это время велась глобальная реставрация фасадов. После 1936 г было решено разместить филиал Центрального музея В. И. Ленина. Он был открыт через год: редкий случай, когда переосмысление памятника архитектуры в его новом качестве произошло так быстро и организованно.
Очередная эра в истории началась в 1991 году, когда после всех государственных перемен мэрия Санкт-Петербурга распорядилась передать дворец под начало Русского музея. На месте броневика Ленина был установлен памятник Александру III.
Режим работы
Художественный музей, расположенный в бывшем губернаторском дворце, открыт для туристического посещения все дни, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
В пятницу музейную экспозицию можно посетить с 12.00 до 20.00. Надо иметь в виду, что ежемесячно, в последний вторник проводится санитарный день.
Желающие взять обзорную, тематическую или театрализованную экскурсию могут заказать ее на официальном сайте музея. Там же можно узнать и о проведении интерактивных мероприятий, мастер-классов и т.д.
Вечерняя подсветка
Посещение Губернаторского сада возможно только в летний период, т.е. начиная с мая и до конца октября.
Описание Губернаторского сада
На парковых аллеях то тут, то там мелькают скульптуры, неожиданно появляясь из-за куста или внезапно вырастая прямо на дорожке. Всего в летний сезон в парке представлено около 30 произведений. Художественные образы Губернаторского сада воплощены в граните, мраморе, бронзе и керамике. Экспозиционные зоны эффектно подчеркнуты ландшафтным дизайном, который выделяет скульптурные произведения и усиливает восприятие посетителей. Аллеи парка украшены цветущими клумбами и зелеными газонами, дорожки лучами встречаются в центре, у большого фонтана, обрамлённого цветником. В укромных тенистых уголках сада установлены белоснежные ажурные скамейки, а в самой глубине парка есть даже романтические качели. Сквозь деревья просматривается величественная церковь Ильи Пророка.
С мая по октябрь в Губернаторском саду проходят концерты, театрализованные представления, различные фестивали, презентации и, конечно, свадебные церемонии.
Прогулку по Губернаторскому саду можно и нужно совместить с посещением Губернаторского дома. В выставочных залах художественного музея представлена экспозиция «Русское искусство 18 — начала 20 веков».
Главная изюминка коллекции — работы Константина Коровина парижского периода, а также произведения русского авангарда.
Как уже упоминалось, территория Губернаторского сада находится между Волжской набережной и Ильинской (ныне Советской) площадью. Сегодня эта территория, как и сам дворец, относится к Художественному музею и является отдельным объектом посещения, причем за отдельную плату.
Входные ворота в сад
За воротами Губернаторского пейзажного сада посетителей встречают фигуры львов.
Львы Губернаторского сада
Погулять в этом парке, скрытом от глаз прохожих за белоснежной оградой и коваными чугунными решетками, весьма приятно. Здесь царит удивительный покой и тишина, прохлада и гармония.
Куст гортензии между дорожками Губернаторского сада
Кроме ухоженной, ландшафтно-оформленной территории, облагороженной великолепными кустами гортензий, пионов и лилейников, клумбами с однолетними цветами и газонами, водоемом с фонтаном и т.д., здесь есть возможность полюбоваться скульптурными композициями, выполненными современными художниками.
Одна из садовых скульптур среди хост и лилейников
Эти выставочные работы экспозиции «Скульптура в пленэре» очень неожиданно возникают из-за поворота, удивляют, умиляют или вызывают улыбку.
Мечтающий Дон Кихот
Все скульптурные объекты выполнены в разных техниках и из разных материалов – из гранита или бронзы, мрамора или керамики. Окружающее их ландшафтное сопровождение очень гармонично усиливает художественное восприятие скульптур.
Мраморная композиция «Мать и дитя»
В этом саду очень много мест для проведения фотосессий. Ярославские молодожены приезжают сюда в самый торжественный день своей жизни, чтобы запечатлеть его на фоне садового ландшафта и внутренней части Губернаторского дворца.
Свадебная фотосессия в интерьере Губернаторского Дома
Это интересно: Пожарная каланча в Ярославле — вся суть
Музей истории Ярославля
В старинном особняке, принадлежавшем когда-то известному купцу В.Кузнецову, можно посетить Музей истории Ярославля (Волжская набережная, 17), являющемся сегодня самостоятельной музейной единицей. Вначале, данный музей относился к Ярославскому музею-заповеднику. Но с 1998 года, по инициативе городских властей, он превратился в отдельное муниципальное учреждение культуры.
Бывший купеческий особняк, ныне музей Истории Ярославля
На не очень большой площади старинного купеческого дома сегодня расположены выставки, рассказывающие о десяти веках жизни Ярославля, о его становлении и процветании, о формировании исторического центра, об истории развития в городе медицины и т.д.
Экспозиция отдела «История медицины».Фото
Музей ведет активную общественную жизнь, проводит различные мероприятия, о которых можно узнать на его страничке в группе Контакта. Посетить музейные экспозиции можно в любой день, кроме вторника, с 10.00 до 18.00. Цены: от 50 до 160 рублей.
В здании бывшего особняка, по соседству с Музеем истории Ярославля находится «Трактир на Набережной» с интерьером дореволюционного кабака. Здесь можно отведать блюда русской традиционной кухни, принять участие в дегустации спиртных напитков и в русских забавах. А если повезет, то и послушать русские старинные романсы.
Имеются у музея и собственные филиальные подразделения.
Выставочный зал им. Н.Нужина
Выставочный зал им. Н.Нужина (ул.Свободы, 15) начал функционировать в Ярославле с 1996 года по инициативе ярославского художника-ювелира, возглавляющего в то время Творческий союз ювелиров города. Предназначение зала заключалось в пропаганде и демонстрации ювелирных изделий выполненных индивидуальными авторами.
Вход в Музей Н.Нужина
Здесь часто организуются выставки персональных авторов, различные мероприятия, типа фестиваля авторского ювелирного творчества «Союз Кольца», различные мастер-классы и прочее выставки. Обо всех мероприятиях можно узнать из их группы в Контакте или на официальном сайте Музея истории Ярославля.
Выставка ювелирных изделий.Фото
Посетить этот выставочный зал можно с 11.00 до 19.00 все дни, кроме понедельника.
Музей М.Богдановича
Вторым филиальным подразделением Музея истории является Музей, рассказывающий о белорусском поэте М.Богдановиче (улица Чайковского, 21), чья жизнь прошла в неразрывной связи и с Ярославлем, и с Нижним Новгородом. Ярославль – город, где прошла треть жизни поэта, поэтому именно здесь был создан Музей его памяти, являющийся сегодня Центром белорусской культуры.
Дом-Музей М.Богдановича
В Ярославле Богданович учился в мужской гимназии, Демидовском юридическом лицее, познакомился со своей любовью — Анной Кокуевой, создал много литературных произведений. Музейная экспозиция, разместившаяся в чудом сохранившемся домике, где когда-то проживал белорусский поэт, расскажет о его жизни и творчестве. Данный музейный филиал посещают любители поэзии и многие любознательные туристы.
Интерьер Музея М.Богдановича
Кроме знакомства с творческой личностью дореволюционного поэта, краеведа и путешественника, данный музей демонстрирует колорит белорусской культуры, предоставляет возможность сфотографироваться в национальной одежде, ознакомиться с белорусскими рецептами. Особо популярны сегодня мастер-классы по изготовлению собственноручного сувенира – медвежонка, аиста или кошки (роспись по дереву).
Кроме выставок и поэтических вечеринок, здесь проходят концертные мероприятия, отмечаются белорусские праздники и т.д. О предстоящих мероприятиях можно узнать на сайте музея или в группе Контакта.
Работает Музей М.Богдановича с 9.00 до 18.00 все дни, кроме воскресенья. Цена составляют 50 рублей.