Российский государственный академический театр драмы им. федора волкова

Фото и описание

Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова
находится в Ярославле, на площади Волкова.

Ярославский театр своим рождением обязан Федору Григорьевичу Волкову,
режиссеру и актеру. 29 июня 1750 г., когда ему было всего лишь 21 год, он вместе
со своими товарищами дал свое первое представление. Оно состоялось у большого
амбара, где раньше отчим Федора, купец Полушкин, хранил кожевенный товар. В
репертуаре этого театра были трагедии Сумарокова, Ломоносова, пьесы Д.
Ростовского, сатирические постановки, созданные самим Волковым.

Первые гастроли театра Волкова состоялись в Петербурге, куда их пригласила
императрица Елизавета Петровна. Волков стал создателем новых театральных форм,
поставив «общенародное зрелище», маскарад «Торжествующая Минерва», который был
устроен в Москве во время коронации императрицы Екатерины II.

Волков стремился к общедоступности театрального действа и его демократизации,
что было очень важно для развития российской сцены. Традиции Волкова в
дальнейшем развивались Иваном Дмитревским, который был соратником Волкова, и
прошел путь от простого писчика провинциальной канцелярии до ранга академика

Дело Волкова было продолжено учениками Дмитревского, великими русскими трагиками
Катериной Семеновой и Алексеем Яковлевым, далее – Павлом Мочаловым и Михаилом
Щепкиным.

В первой половине 19 в. в творчестве лучших актеров Волковского театра
утверждалась новая сценическая правда, созревало яркое реалистическое начало в
противовес довольно рутинному стилю игры.

Событием в жизни Ярославского театра стали гастроли мастеров театрального
искусства В.И. Живокини, В.П. Самойлова. В разное время на сцене этого театра
гастролировали Е. Мартынов, Г.Н. Федотова, В.В. Чарский, К.Н. Полтавцев, Н.Х.
Рыбаков, П.М. Медведев, Айра Олдридж, М.В. Дальский, братья Адельгейм, М.Н.
Ермолова, К.А. Варламов, В.Ф. Комиссаржевская, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов. В
1890-х гг. в театре выступал Константин Станиславский.

В 1909 г. объявили конкурс на выполнение проекта здания для нового
Ярославского театра (к тому времени старое уже обветшало). Победу в конкурсе
одержал архитектор Н.А. Спирин. Новое здание театра было открыто в 1911 г. Тогда
же театру было присвоено имя Ф.Г. Волкова. В 1914 – 1916 гг. здесь держал
антрепризу известный в России, молодой режиссер И.А

Ростовцев, который собрал
сильную труппу и привлек внимание зрителей постановками «Чайки» А.П. Чехова,
«Мещан» М

Горького.

Во второй половине 1930-х гг. труппа Ярославского театра объединила в
стройный ансамбль мастеров сцены, которые на многие годы определил творческое
лицо театра. Среди них – А. Чудинова, С. Ромоданов, В. Соколов, А. Магницкая, С.
Комиссаров, Г. Свободин. В. Политимский. В 1930-х гг. театральный репертуар был
представлен в основном драматургией Островского.

Во время Великой Отечественной войны большинство волковцев отправились на
фронт.

Начиная с 1950-х гг. театр вступил в пору настоящего расцвета. Лучшие актеры
– Валерий Нельский, Григорий Белов, Александра Чудинова, Сергей Ромоданов, Клара
Незванова – в своем творчестве несли огромный заряд классической русской
театральной культуры. С 1960 г. по 1978 гг. театром руководил выдающийся деятель
театрального искусства, Фирс Шишигин. С его именем связан значимый исторический
этап Волковской сцены. В начале 1960-х гг. на сцене Волковского театра работал
энергичный режиссер Виктор Давыдов.

На рубеже 1970 – 1980-х гг. русские театральные традиции были продолжены
Владимиром Кузьминым, возглавившим театр. В это время были поставлены «Фальшивая
монета» и «Варвары» М. Горького, Материнское поле» Ч. Айтматова, «Соловьиная
ночь» В. Ежова. В 1983-1987 гг. театром руководил Глеб Дроздов. В это время
театр впервые резко оторвался от своих истоков. Дроздов отстаивал театр
представления и зрелища,
предугадав наступающую эпоху рынка и коммерции, в т.ч. и в зрелищных
предприятиях. В начале 1990-х гг театр возглавил Владимир Воронцов, который
предугадал и отразил в своем творчестве ритмы той эпохи.

Планетарий Центра им. В. Терешковой – культурно-просветительский центр

Планетарий Центра им. В. Терешковой.
5

Планетарий уникален во многих отношениях, начиная с архитектурного замысла. Огромный купол проецирует более 7 тысяч ярких звезд, создавая при этом объемное изображение. Зал планетария представляет собой настоящий звездный театр, где можно в полной мере ощутить движение в космическом пространстве, увидеть туманности, созвездия, кометы, метеориты.

Посетителям предлагаются тематические образовательные фильмы, интерактивные уроки, мастер-классы. При планетарии работает астрономический кружок для школьников.

Адрес: Культурно-просветительский центр им. В.В. Терешковой, улица Чайковского, Ярославль, Россия.

Губернаторский дом и сад в Ярославле

Губернаторский дом и сад в Ярославле.
4

Большое губернаторское поместье построено в начале 19 века. Это была резиденция ярославских губернаторов и место размещения для всех высокопоставленных гостей города. С приходом советской власти поместье стало называться Народным: здесь проводились солдатские сборы, рабочие совещания депутатов.

Затем в особняке начала функционировать Высшая партийная школа, а в 1960 году здание отдали в распоряжение Технологического института. В 1969 году особняк перешел в ведомство Ярославского художественного музея.

Сегодня в галерее проводятся очень интересные экскурсии для взрослых и детей. Постоянные и временные выставки рассказывают об истории Ярославля, его известных жителях и удивительных событиях из жизни. Кроме огромного количества картин, принадлежащих перу знаменитых художников, интерес вызывает интерьер особняка: сотрудники постарались восстановить первоначальную обстановку давно ушедшей эпохи.

Адрес: Губернаторский сад, Волжская набережная, Ярославль, Россия.

Топ-25 достопримечательностей Ярославля

Ярославский государственный музей-заповедник

22 туристa были здесь Ярославский музей-заповедник относится к крупнейшим культурным учреждениям области и к …

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

31 турист был здесь Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили…

Стрелка в Ярославле

21 турист был здесь Место слияния двух рек, на котором в IX веке появилось поселение финно-угров, положившее начало городу Ярославль,…

Волжская набережная Ярославля

15 туристов было здесь Волжская набережная — главная прогулочная зона Ярославля, расположенная в центре города. Как следует из …

Которосльная набережная

10 туристов было здесь Которосльная набережная Ярославля — одна из центральных прогулочных зон города. Она находится на левом…

Губернаторский дом и сад

8 туристов было здесь Губернаторский дом относится к охраняемым объектам ЮНЭСКО и является памятником архитектуры федерального значения. На территории…

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

22 туристa были здесь Если Ярославль — важнейшее звено в ожерелье «Золотого кольца», то ярославская…

Церковь Иоанна Предтечи

14 туристов было здесь Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — поистине самобытная достопримечательность Ярославля, отличающаяся нарядностью…

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

13 туристов было здесь В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами…

Успенский Собор в Ярославле

23 туристa были здесь Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус Кафедрального собора Русской православной…

Историческая справка

Нынешнее здание театра — уже третье на данном месте; на протяжении XIX века эта часть города сформировалась как театральная площадь, позднее получившая имя Федора Волкова.

В конце XIX века здесь размещался Ярославский городской театр, построенный по проектору губернского архитектора Панькова. К началу XX века оно обветшало. В 1909 году Ярославской городской Думой был объявлен конкурс на лучший проект нового здания,  вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938).

На фасаде театра и боковых стенах – скульптурные композиции, на портике – скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств – Аполлон-кифаред, слева – муза трагедии Мельпомена, справа – муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.

Зрительный зал украшен живописным фризом «Торжество Диониса» работы известного художника «серебряного века» Николая Верхотурова и его помощницы Веры Сакен.
Исполнителем живописных работ был ярославский художник Алексей Корнилов.

В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа.

На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский». В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.

______________________________________

Краткое описание города

Ярославль расположен на месте слияния рек Волги и Которосли, его исторический центр относится к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. По данным на прошлый год в нём проживало 608 тыс. человек, это третий по величине и населению город в средней полосе России. Его площадь — 205 кв. км.

Основателем Ярославля в 1010 году был киевский князь Ярослав Мудрый, по его указанию на правом берегу Волги в месте впадения в неё Которосли, где до этого находилось скандинаво-славянского поселение Медвежий угол, была заложена мощная крепость. Напротив неё на левом берегу Волги, согласно археологическим изысканиям, селились ещё в V-III тысячелетие до н.э. По древнему преданию, князь Ярослав убил в этих местах громадного тотемного для местного населения медведя. Это сказание нашло отражение на гербе города в виде медведя с золотой секирой. А его название образовано именем первого правителя. Интересно, что Ярославль и его основатель изображены на современной тысячерублёвой купюре.

Город-крепость долгое время был надёжной защитой северо-восточных границ Ростово-Суздальских земель от набегов кочевников. Первое упоминание о нём встречается в Ипатьевской летописи XIII-XIV веков, где рассказывается о восстании волхвов в Ростовской земле в 1071 году.

В средние века через Ярославль проходил торговый путь из Москвы на Запад и Восток, в 17 веке в архитектуре и живописи сформировался особый ярославский стиль, тогда было построено большинство великолепных храмов, сохранившихся и поныне. Такой же всплеск градостроительства наблюдался и спустя два столетия, когда были возведены Мытный двор и Губернаторский дом. В современном Ярославле можно наблюдать практически все русские архитектурные стили последних пятисот лет.

К началу прошлого столетия этот крупный промышленный город считался одним из самых цветущих в Поволжье. Часто его называли то «русской Флоренцией», то «российской Швейцарией». Богатые столичные жители любили приобретать дачи и летние усадьбы на живописных речных берегах вблизи Ярославля. В наши дни, по праву считаясь жемчужиной Золотого кольца России, он продолжает привлекать множество туристов из разных городов.

XVIII век

По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.

К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.

Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра. В 1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещает спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…» Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра.

Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.

Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.

Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.

С отъездом Волкова и его труппы в Петербург культурная и театральная жизнь в Ярославле не затихает. В 1769 году утверждается новый градостроительный план Ярославля.

С 1777 года развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов, покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова даст свою гастроль Первый актер Русского Императорского театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове, в 1778 году, утверждается герб Ярославля с изображением медведя, выходит сокращенная «Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», основанный В. Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы представляли в Полушкиной роще оперу Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, было найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным «Слово о полку Игореве».

____________

Драматический театр им. Федора Волкова

Драматический театр имени Федора Волкова считается первым в стране профессиональным театром, который появился еще в 1750 году. Своим открытием он обязан купеческому сыну, Федору Волкову. Первоначально представлял собой любительскую труппу, дававшую свои представления на территории старого амбара

Актеры привлекли внимание широкой публики, за это императрица Елизавета Петровна даже сделала приглашение Федору в Санкт-Петербург для работы в столице

В XIX веке театр прославился на всю страну и стал одним из лучших в империи. На сегодняшний день актерский состав занимает помещение, построенное в 1911 году на Театральной площади по проекту архитектора Николая Спирина. Здание украшено многочисленными фигурами из античной мифологии, в зрительном зале висит картина Верхотурова «Торжество Диониса». С 1930-х годов в достопримечательности Ярославля есть свой музей с богатой коллекцией экспонатов: фотографиями, костюмами, эскизами пьес.

Евгений Марчелли ушел по собственному желанию после выговора от Владимира Мединского

Противостояние директора ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Алексея Туркалова и худрука Евгения Марчелли, длившееся на фоне попытки объединить учреждение с петербургским Александринским театром, завершилось тем, что после встречи с министром культуры РФ Владимиром Мединским театр покинули оба. Туркалова уволил министр, Марчелли написал заявление об уходе по собственному желанию после выговора. Незадолго до этого труппа театра обратилась к Мединскому с просьбой отправить в отставку Туркалова.

Бывший глава Владивостокского цирка Алексей Туркалов, назначенный на пост директора Волковского театра в конце прошлого года, сразу не сработался с художественным руководителем Евгением Марчелли. Когда министр культуры РФ Владимир Мединский в конце марта объявил об объединении Волковского и Александринского театров в Первый национальный театр России (с этой идеей к нему обратились худруки обоих учреждений Евгений Марчелли и Валерий Фокин), Туркалов высказался против. На встрече с труппой по этому поводу Марчелли и Туркалов вступили в открытый конфликт.

Ярославцев же беспокоила судьба бренда театра. Основанному в 1750 году Волковскому пришлось бы поделиться статусом первого русского с Александринским, открывшимся шесть лет спустя.

Кроме того, даже придуманное название — Первый национальный театр России (Академический Александринский театр — Академический театр имени Волкова) — давало возможность предположить, что ярославскому театру отводилась вторая роль в объединенной институции.

Подведомственность обоих театров Министерству культуры позволила не согласовывать объединение с региональными властями. Но против этой инициативы сразу высказался губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. В результате действие приказа Владимира Мединского об объединении театров, подписанного 28 марта, в тот же день приостановил премьер-министр Дмитрий Медведев в связи с негативной реакцией ярославской публики и профессионального сообщества. В мае идею властей Ярославской области о присвоении Театру имени Федора Волкова статуса особо ценного объекта культурного наследия народов РФ поддержал президент России Владимир Путин.

Противостояние Марчелли и Туркалова вспыхнуло с новой силой уже летом.

На этой неделе труппа Волковского театра направила Мединскому письмо с просьбой уволить директора. Министр вызвал главу театра и худрука к себе в пятницу.

После встречи Мединский уволил Туркалова и объявил выговор Марчелли, который, в свою очередь, написал заявление об уходе. «Так управлять театром нельзя»,— прокомментировал глава Минкульта отставку директора, добавив, что «фактически театр оказался расколот на две неравные части». Евгений Марчелли в беседе с “Ъ” назвал происшедшее «войной». «Случилась война, восстала общественность. А война — это всегда разруха. В войне виноваты обе стороны. Поэтому я счел своим долгом выйти из войны достойно»,— объяснил он причины своего ухода. Теперь уже бывший художественный руководитель добавил, что у него «огромное количество» предложений и творческих планов.

Почему откладывалось слияние Александринского театра и Театра имени Волкова

Член труппы Волковского театра, народный артист России Валерий Кириллов рассказал “Ъ”, что актеры ждут возвращения Евгения Марчелли, «чтобы с ним поговорить». Исполнять обязанности директора после отставки Алексея Туркалова будет его заместитель по финансам Юлия Серова. Должность художественного руководителя остается вакантной.

Александр Тихонов, Ярославль

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: