Ярославль — столица Золотого кольца
Ярославль основан в 1010 году Ярославом Мудрым, на месте слияния р. Волги и р. Которосль. Город расположен в 280 км от г. Москвы по федеральной трассе М7. Практически из любой точки нашей страны в Ярославль можно добраться на поезде. Так же в городе есть Аэропорт «Туношна», но рейсы в основном в Москву и Санкт-Петербург.
Ярославль основание города.
О возникновении города ходит много легенд, но я Вам расскажу о самой популярной из них. В XI веке, по пути следования торговых путей по реке Волге, торговые суда подвергались ограблению со стороны коренных жителей. Ярославом Мудрым было принято решение о присоединении этих земель и соответственно обезопасить торговые пути. На месте будущего города войско Ярослава столкнулось с сопротивлением племени, символом которых, был медведь. Языческое племя выпустило медведя и Ярославу пришлось сразиться с ним один на один. В ожесточенной битве князь зарубил медведя секирой. После этого события племя язычников покорилось Ярославу, а на месте битвы князь решил основать городище
Если обратить внимание на герб города, то вы увидите на нем изображение медведя с секирой, как память о значимости данного события
Ярославль Казанская часовня.
Перейдем к изучению достопримечательностей города.Начать знакомство с городом необходимо от Казанской часовни, которая была построена относительно недавно, но в память о важном событии в истории нашего государства, а именно ополчению под руководством Минина и Пожарского. В 1412 году ополчение остановилось в Ярославле для отдыха, перед походом на Москву для изгнания польских интервентов
На три месяца Ярославль стал столицей Российского государства.
Ярославль Спасо-Преображенский монастырь.
В непосредственной близости от часовни находится одна из главных достопримечательностей города – Спасо-Преображенский монастырь. Монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами прежнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. На территории монастыря находится большое количество памятников архитектуры: Спасо-Преображенский собор, Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, Церковь ярославских чудотворцев, Звонница со смотровой площадкой, а также несколько музеев. На территории монастыря проходят выставки и ярмарки.
Ярославль улица Кирова.
После посещения монастыря, рекомендую Вам прогуляться по пешеходной улице Кирова, большое количество ресторанов и кафе не оставят вас голодными, а торговые палатки не позволят вам уехать без сувенира. Прогулка по улице Кирова выведет вас к Церкви Ильи Пророка.
Ярославль храм Ильи Пророка.
Храм в центре Ярославля на Советской площади, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. В 30-е годы ХХ в. храм удалось сберечь от сноса. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.
Ярославль Успенский собор.
Далее проходите по Демидовскому бульвару и выходите к Кафедральному собору. Успенский собор был построен на месте утраченного в 2010 г. К тысячелетию города. К сожалению, он совсем не похож на предыдущий, но тем не менее заслуживает внимания.
Ярославль Стрелка.
После посещения собора, проходите прямо и выйдите на «Стрелку». С высокого утеса вам откроется великолепный вид на набережную Волги, которую к тысячелетию города облагородили и украсили «танцующими фонтанами», которые в вечернее время превосходно подсвечиваются. А также вам откроется вид на Храмовый комплекс в Коровниках Наша прогулка по историческому центру подошла к концу. В одной статье невозможно рассказать обо всех достопримечательностях этого удивительного города, а значит это повод приехать и своими глазами увидеть эту красоту.
Церковь сегодня
Сегодня храм выглядит совершенно иначе, чем при первой постройке. Помимо того, что изменились некоторые его архитектурные особенности, осталась только одна глава и исчезла аркада между церковью и колокольней. Но сохранился крытый переход арочного типа, пристроенный еще в старые времена.
Колокольня храма уникальна в своем роде — подобных ей нет ни в одном городе России. Она представляет собой многофункциональную постройку сложнейшей геометрической конфигурации. Верующие называют ее Святыми Вратами в церковь.
Что касается интерьеров, то их отличает отделка в виде узоров, выложенных глазурованными изразцами разных цветов. Нельзя не упомянуть и о мозаичной надписи, извещающей прихожан о том, кто основал церковь. Посетить ее может любой желающий, а по особым датам в ней проводят богослужения.
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Как добраться до Успенского кафедрального собора
Собор расположен в Ярославле на Коротосльной набережной, 2/1.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на Коротосльную набережную, которая и выведет к собору.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Успенского собора составляет 3,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.
Владимирская церковь
Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.
Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).
С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.
Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.
Как добраться до церкви Спаса на Городу
Церковь расположена в Ярославле возле Коротосльской набережной, на Почтовой улице, 3.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Спаса на Городу.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Спаса на Городу составляет 3 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.
Четвертый собор
Если бы даже не произошел пожар, уничтоживший многие строения Ярославского кремля, Успенский собор все равно ждала перестройка. Его скромный вид не соответствовал соборному статусу, и на основании царского указа уже через год после пожара строится новое храмовое строение.
Ярославль в 17 веке
Этот собор возводится в виде шестистолпного пятиглавого сооружения
, с типичными для каменного зодчества Ярославля 17 столетия крылечками с трех сторон. Около храма вырослашатровая из восьми гранейКолокольня .
Однако и этому храму не повезло. В 1670 году происходит очередное пожарное бедствие, приведшее к невосполнимому разрушению храмового строения.
Почему — на Городу? История храма
Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.
Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.
Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».
Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.
Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.
Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.
В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно
Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.
Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.
Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.
После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.
Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.
Внутреннее храмовое оформление
Стеновая роспись
Интересно, что и внутренняя роспись храма Николы Надеина была осуществлена значительно раньше, чем в остальных посадских церквях. Уже в начале 40-х годов 17 столетия двадцать иконописцев из Костромы и Нижнего Новгорода, из Ярославля и Москвы, начали работу над росписью храма, причем стены всех архитектурных сооружений – главного храма, галерей, приделов – расписывались одновременно.
Настенная роспись храма
Работой артели руководил костромской иконописец Любим Агеев. Все имена этой художественной бригады сохранены в памятной надписи на южной храмовой стене. Тематика росписи была весьма разнообразна, что характерно для храмов 17 века. Сюжетных миниатюр здесь начитывается порядка 450-ти.
Купол главного храма содержит изображение Вседержителя, барабан расписан образами праотцов и пророков. Далее мы увидим изображения евангелистов и апостолов, святителей и преподобных.
Фрески храма Николы Надеина
Сюжетами росписей являются иллюстрации проповедей и псалмов, изображения русских князей в богатых одеждах и святых патронов из новой царской династии Романовых.
Пятиярусная роспись стен строго делится на определенные составляющие – три яруса несут сюжетное содержание, четвертый – это растительный орнамент, а самый нижний оформлен в виде традиционного подзора.
Фресковые сюжетные росписи стен в храме
Поскольку главный храм освящен в честь Николая Угодника, то основная тематика изображенных сцен – это описание жития данного святого – фрагменты его жизни и совершенные им чудеса.
Сюжеты чудес, совершенных Николаем Угодником
Композиционные росписи Благовещенского придела иллюстрируют жизнь Богородицы, но деления на ярусы здесь нет. В росписи паперти этого придела видны знакомые фигуры Петра и Февронии Муромских, Макария Унженского, Александра Свирского и многих других святых. Есть сюжеты и на тему ветхозаветных сюжетов – Адам и Ева, Всемирный потоп, Святая Троица и т.д.
Сюжет Подвигов покаяния монастырских затворников в Благовещенском приделе
Подобное фресковое оформление интерьера в ярославских храмах было единственным довольно долгое время. Только в 80-х годах начали расписывать и стены других храмов – Рождества Христова, Ильинского и т.д.
В конце 19 века палехские иконописцы обновили фрески, полностью перекрыв их новыми красками, но придерживаясь первоначальных контуров. Современные реставраторы пытаются найти первоначальный слой под краской 19 века хотя бы частично, но извлекать подлинный слой 17 века очень трудоемкое занятие.
Иконостас
Как и в других ярославских храмах, первоначальный тябловый иконостас церкви был со временем заменен на барочный. Это произошло в середине 18 века, во время правления Елизаветы Петровны. Но элементы первого иконостаса можно рассмотреть за третьим ярусом.
Царские врата и иконостас, выполненные по рисункам Ф. Волкова
Очень необычно, не в традициях ярославских храмов, была выполнена и алтарная преграда с Царскими вратами. Рисунок для нее выполнил один из церковных прихожан, прославившийся впоследствии на всю страну. Это был создатель первого российского театра Федор Волков, который сам рисовал декорации для своего развивающегося театра, а тут решил еще и активно поучаствовать в оформлении посещаемой им церкви.
На Царских вратах выполнен удивительный рельеф на тему Тайной вечери. А общее композиционное оформление приалтарной территории напоминает сцену театра в окантовке занавеса, собранного в драпировку.
Царские врата — фрагмент
Большинство иконных образов на иконостасе созданы в 17 столетии, но есть здесь и редкие экземпляры, датируемые 16 веком.
Храмовая роспись
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.
Этапы создания фрески
Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.
Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.
Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.
Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.
Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.
Чем отличаются фреска, мозаика и икона
Фреска, мозаика и икона – совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика – изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала.
Битва при Иссе
Икона же – это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами.