Церковь Дмитрия Солунского
Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.
В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.
Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.
Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».
Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).
Планы на восстановление и их реализация
На данный момент таких планов, судя по всему, нет. Формально Богоявленская относится к Кирово-Чепецкому благочинию, но ни о какой реставрации пока нет речи. Возможно, потому, что таких заброшенных святынь по всей области – десятки. Но скорее – потому, что это… не нужно. Вот что говорит о подобных ситуациях протоиерей Андрей Ефанов в интервью от 21 мая 2016 г.:
Вот и сейчас один из московских блогеров, побывавший в Рябиново, недоумевает:
«Странно, с виду здесь все вроде бы благополучно, и дорога отличная, и дома ухоженные, есть современная школа и детский сад, а храмом заняться совсем некому».
Такое вот благополучие – но без Бога.
Наталья Сазонова
Церковный Иконостас
Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.
Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви
Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.
Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.
Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами
К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.
Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.
Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Первый собор
История Успенского собора начинается в эпоху управления ростово-владимирскими землями одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо — Константином
, который получает Ярославль по отцовскому завещанию и занимается его развитием в качестве приложения к своим ростовским землям. Именно Константином Всеволодовичемв начале 13 века принимается решение о возведении первого Успенского собора около княжеского дворца на территории Рубленого города. Собор сразу же был построен как каменно-кирпичный, и становится главным городским храмовым сооружением.
История сквозь века
Храм получился необыкновенно величественным и красивым. Фасадные стены его украшала белокаменная резьба
, полы были выложенымайоликовыми плитами как разноцветный ковер, а взолоченой меди дверных покрытий отражалось солнце. Специально для этого храма пишется икона с образомСпаса , ставшая соборной святыней.
В драматический период 1238 года монголо-татарскими войсками хана Батыя храм был безжалостно разграблен, но само строение тогда уцелело.
Макет Рубленого города
Пережив трехвековые испытания, храм обрушился в самом начале 16 столетия
в результате произошедшего пожара. После его обрушения, во время разбора многочисленных завалов обнаруживаются нетленные мощиВасилия Всеволодовича и брата егоКонстантина (второго и третьего ярославских князей), внуков первого Константина Всеволодовича, и, следовательно, правнуков Всеволода Большое Гнездо.
Святые Василий и Константин Всеволодовичи
Эти не погибшие в пожаре и обретенные останки становятся основными святынями вновь отстроенного собора. Естественно, братья причисляются к лику святых, а верующие видят в пожаре, явившем скрытые на триста лет княжеские останки, божественное провидение.
Археологи неоднократно пытались определить местонахождение самого первого исторического собора, но многочисленные раскопки были безрезультатными.
Церковь Рождества Христова
В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.
В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.
Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.
Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.
Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.
Адрес ул. Кедрова, 1.
Как добраться до Богоявленской церкви
Церковь находится в Ярославле на Богоявленской площади, 12, возле Московского моста через реку Коротосль, через дорогу от Спасо-Преображенской обители.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Церковь находится слева, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Богоявленской церкви составляет 2,5 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.
Рейтинг достопримечательности
← ЯРОСЛАВЛЬ | РОССИЯ → |
Архитектура церкви
Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.
Архитектура церкви
Этот бессточный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.
Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки девятнадцатого века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.
Архитектура церкви
В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.
Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма. Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо. Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.
Архитектура церкви
Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.
Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.
Архитектура церкви
Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов. Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа. Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.
Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце семнадцатого века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.
Часовня Казанской Богоматери
Ее внешний вид знаком всем, кто держал в руках тысячную рублевую купюру. Часовня представляет собой сооружение, напоминающее по форме ракету, с витражной перегородкой, на которой изображены лики христианских святых.
Часовня Казанской Богоматери
Она была торжественно открыта в 1997 году в честь того, что с момента выхода из Спасо-Преображенского монастыря ополчения Минина и Пожарского, двинувшегося на Москву, прошло 385 лет. То есть часовня одновременно является и своеобразным памятником – на плите внутри написаны слова: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». А название возникло в связи с тем, что ополченцы обнаружили в Ярославле икону Казанской Божьей Матери, которую взяли с собой в Москву. Сегодня она присутствует в часовне в виде витража, заметного издали.
Стенные росписи
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692.
Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
«Бунташная» архитектура древнего города
Пожалуй, одним из самых интересных в архитектуре Ярославля был «бунташный» XVII век. Это время бурного торгово-экономического роста древнего Ярославля. Расположенный на пути, соединяющем северные моря и Западную Европу с южными странами, город быстро богател – ярославские купцы успешно торговал с Англией, Персией, Индией. Во второй половине XVII столетия это был уже второй город России — и по населению, и по экономической значимости. Крупному городу полагались и соответствующие его новому статусу храмы. И они не замедлили появиться.
Век русского узорочья привел к появлению самостоятельного, самобытного, чисто ярославского зодчества, быстро перешагнувшего границы края. Основной заказчик — купечество — не требовало слепого следования устоявшимся традициям. Для него важнее была внушительность размеров, подчеркивающих не только набожность, но и состоятельность благодетеля. Городу с растущим населением требовались просторные, для большого числа прихожан, видные, достойно украшенные храмы.
Отвечая на эти ожидания, местные зодчие меняют композицию храмов, делая ее более протяженной с запада на восток. Церкви сооружаются зачастую на подклетах, со складскими помещениями внутри. Стены опираются на своды алтаря, поднимаясь все выше. Высокие и тонкие барабаны — отличительная черта ярославских храмов — теперь ставятся на небольшие арки и значительно дальше отстоят друг от друга. Чтобы сгладить появившееся свободное пространство, главам придают увеличенно-выпуклую, грушевидную форму — «пучину».
Храм Рождества Христова
Наблюдается повсеместный переход от сложной «позакомарной» кровли к простой четырехскатной. Свесы крыш, а иногда и главы, украшают прорезными золочеными подзорами, а сами закомары превращаются в элемент декора, причем число таких закомаров может не ограничиваться традиционными тремя – встречается и больше. Любопытная деталь: путешествуя на Восток и в Индию, купцы привносят в оформление храмов новые мотивы — это и надвратные и многолопастные завершения окон, и угловые колонны четверика с характерными капителями (церковь Рождества, 1644).
Колокольня Рождественского храма
Муравленые изразцы храма Рождества Христова
Асимметрия объемов подчеркивает живое начало в храмовом зодчестве, усиленное разнообразным кирпичным орнаментом и применением многоцветных изразцов.
Высота изразцового наличника храма Иоанна Златоуста в Коровниках достигает 8 метров
Церковь Николы Мокрого
Перед нами две церкви Николо-Мокринского прихода: зимняя Тихвинской Божией
матери, и летняя — собственно Николы Мокрого.
Рассмотрим сначала очаровательную Тихвинскую церковку, которая так хорошо
смотрится со стороны набережной на фоне крупного летнего храма. Построенная
в 1686 году, она, как и церковь Николы Рубленого, несет на себе все признаки
деревянного храма: очевидно, архитектор до этого практиковался на
строительстве именно деревянных церквей. А может быть, просто считал, что
такие вот простые формы как нельзя лучше подходят для каменных построек.
Силуэт церкви прост и гармоничен, всюду — прямоугольные объемы: а как еще
быть, если у вас в распоряжении только бревна? Потому даже апсида, обычно
полукруглая в каменных церквях, здесь тоже прямоугольная, как и постамент,
на который водружена основная глава. Еще две маленькие главы обозначают
приделы церковки.
Главное украшение Тихвинской церкви — ее притворы. Притворы — это такие
пристройки, обычно с западной стороны храма перед входом. В нашем случае
притворы — торжество искусства ярославских керамистов XVII века. Невысокие
стены притворов почти полностью покрыты цветными изразцами — «кахлями»
или «кафлями». Причем каждая «кахля» посажена в ширинку, которая тоже
изразцовая и составляет как бы рамку для центрального изразца. Узор
«кахлей» кое-где повторяется, но это не сразу заметно, потому что
раскраска их всякий раз иная, и кажется, что перед нами — совсем другой
орнамент. Над каждым из двух притворов поставлена изящная шатровая главка
одна из них сбита и пока не восстановлена.
В краеведческой литературе можно встретить мнение, что перед нами явный
перебор: для таких небольших построек изразцов слишком много. Что ж, вполне
возможно, что, овладев в конце XVII века искусством изготовления цветных
изразцов, керамисты и в самом деле несколько «хватили через край». И все
равно в нарядности притворам отказать невозможно.
Раньше, чем зимняя, в 1672 году здесь появилась летняя церковь Николы
Мокрого. Прежде всего: откуда такое странное название? Предположений
довольно много, некоторые из них не исключают и прочих. Например, подлинное
имя святого, которому посвящен храм — Николай епископ Мир Ликийских
Мирликийский, чудотворец. Часть сотворенных им чудес связана со спасением
утопающих, соответствующие изображения часты на клеймах икон, посвященных
Николаю чудотворцу. На этих клеймах его могли изображать с мокрыми волосами.
Соответственно и называть его могли Николой Морским, покровителем моряков.
Если соединить трудное для русских слово «Мирликийский» с «Морской»,
вполне могло получиться «Мокрый».
Но все-таки странно: Николай чудотворец — один из самых популярных святых
на Руси, он порой и вовсе считался покровителем нашего народа, отчего его
стали звать на просторечный русский лад Николой чаще, чем Николаем. И храмов
его имени в одном Ярославле было не менее пяти; однако «Мокрым» святой
стал только здесь.
Так что вполне вероятно, что причина названия здесь иная. Дело в том, что
место, где стоит церковь, было в те века мокрым, заболоченным, сюда стекала
вода с холма, по которому теперь проходят улицы Чайковского,
Салтыкова-Щедрина и Свободы. У самой церкви рядом с колокольней еще и
протекал ручей. Слобода, в которой стоял Никольский храм, называлась
Киселюхой — может быть, просто потому что берега Которосли здесь были в
самом буквальном смысле «кисельные», раскисшие.
Но займемся самим летним храмом. Он пятиглавый и четырехстолпный. Главы
луковичные, а на двух приделах — шатры. Шатровая и колокольня. С востока —
три полукруглые апсиды, на апсидах — прекрасные изразцовые наличники. Они
не так прославлены, как изразцовое окно церкви Иоанна Златоуста в
Коровниках, но все равно очень хороши.
К сожалению, не сохранились крыльца храма, пропал и иконостас. Здание сильно
пострадало во время восстания 1918 года, на колокольне и сегодня можно
увидеть выбоины от снарядных осколков.
В храме сохранились отличные фрески, которые еще и ни разу не поновлялись.
Зданию повезло, что в нем после закрытия размещался книжный склад, полки
которого не касались стен, да и сами книги все-таки не так вредны для
стенных росписей, как какие-нибудь продукты или, того хуже, химикаты. В
церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, например, хранились запасы зубного
порошка, нанесшие фрескам огромный ущерб.
В настоящее время обе, и зимняя, и летняя церкви переданы Ярославской
епархии и понемногу возвращаются к жизни.
Далее:Церковь Николы Надеина. Вверх:Список ссылок Назад:Церковь Михаила Архангела.
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения28.12.2007
Храм-великан
Успенский собор в Ярославле, фото которого представлены в статье, является столь внушительным сооружением, что его постройка вызвала опасение у представителей ЮНЕСКО, полагавших, что своим видом он изменит облик старинного города, являющегося объектом, охраняемым их организацией.
Эти волнения можно понять, ведь высота храма от земли до основания креста равна 50 м, а занимаемая им площадь достигает 2 тыс. м². Соответствует этим размерам и его вместимость, позволяющая одновременно участвовать в богослужениях 4 тыс. человек.
В цокольной части сооружения помещаются зал церковных соборов, покои правящего архиерея, трапезная палата и музей. Особую славу собору принесла его надвратная изразцовая икона, занимающая площадь, равную 37 м² и являющаяся самой большой в мире.
Крестобогородская церковь
Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.
Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.
В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).
Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.
Адрес: Московский проспект, д. 161.
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.
Князе-Владимирский храм в Иркутске
Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:
- один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
- три купола возводят в честь Святой Троицы;
- пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
- семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
- иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
- крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
- прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
- круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
- звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).
Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле
Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.
Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.
Благое желание
В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.
Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.
Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.
Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.