Казанская икона божьей матери: история и значение образа, в чем помогает верующим

LiveInternetLiveInternet

Казанская церковь — уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости, простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения. Вознесенная на мощный подклет, церковь, кажется, поднялась из вод Волги-матушки на середину крутого спуска и застыла, поражая чарующей красотой и необъяснимо притягательной силой любого человека, чувствующего себя здесь как бы под покровительством Богоматери и Всемилостивого Спаса, чей образ (15 век) находиться как раз напротив, на другом берегу Волги в Воскресенском соборе.

Глубоко почитаем до сих пор романовцами погребенный в часовне под колокольней Блаженный Онуфрий, юродивый Христа ради, живший в 17 веке, прославившийся как провидец и избавитель от болезней. Как и в далекие времена, каким-то особым свойством обладает этот кусочек земли русской, подставивший свои ладони чудо-храму, притягивающему сердца и души людские, дающему им очищение и умиротворение. Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская.

Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. На круче, укрепленной огромными валунами, стоит Казанская без малого два с половиной века. А камне те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты. Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения.

И нам, ныне живущим, тоже всем миром надлежит восстановить эту святыню. Уникальный Казанский храм нуждается в материальной поддержке, чтобы восстановить то, что создано гением народным и что оказалось порушенным. На пожертвования, силами местных умельцев, буквально за последний год восстановлена и стала пригодной для богослужений нижняя церковь с входом со стороны Волги. В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. Появилась уверенность, что церковь будет восстановлена. А для этого нужны средства.

Как добраться до Толгской обители?

Есть три способа посетить Толгский монастырь. Как добраться на машине: по Московской трассе (М8) двигаться через г. Ярославль, за пос. Лесная Поляна, расположенным сразу за окружной, свернуть налево и двигаться по трассе до пос. Толгоболь, затем повернуть налево и ехать, никуда не сворачивая, около 2 километров.

Можно добраться на общественном транспорте. К сожалению, прямой автобус до Толгского монастыря не ходит, но можно доехать на маршрутном такси (номера 93 и 91) или на автобусе № 21 добраться до остановки «Песочное», а от нее пешком дойти до места (идти около 25 минут).

Летом до монастыря можно добраться на речном трамвайчике, который отправляется от Ярославской пристани.

Желающие спросить совета у матушки-настоятельницы или сказать добрые слова поддержки могут написать в Толгский монастырь. Адрес для писем: монастырь, пос. Толга, г. Ярославль, Российская Федерация, 150027.

Толгская обитель — уникальный архитектурный и историко-культурный памятник, который известен в православных кругах всего мира. Для верующих Толгский монастырь — это удивительно «чистое» намоленное место, здесь душа раскрывается и наполняется божьей благодатью, а главная святыня, мироточащая икона Богоматери, дарует исцеление от болезней хворым.

Казанский Богородицкий монастырь

Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ. Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь. Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.

К числу монастырских сооружений относились также Никольский храм, возведенный в 1810-1816 гг. и Крестовоздвиженский храм (годы постройки — 1882-1884), которые располагались к северу и к югу от собора. Замыкали ансамбль расположившиеся полукругом Никольский и Настоятельский соборы.

Фото и описание

Казанский монастырь расположен в Ярославле, на Первомайской улице. Он был
основан в 1610 году. Начало обители было положено возведением деревянного
Казанского храма недалеко от городского Земляного вала. Первые насельницы – 72
монахини из уничтоженного польско-литовской армией в 1609 году
Рождествобогородицкой женской обители, находившейся в Ярославле около
Спасо-Преображенского монастыря.

Каменный Казанский собор появился в 1649 году, спустя чуть более 20 лет (1672
год), здесь был освящен придел во имя святой Параскевы Сербской, а в 1673 году
был освящен и сам собор. В 1680 году храм внутри был украшен стенной живописью.
Через 4 года к собору была пристроена каменная трапезная, а над входом появилась
шатровая колокольня. В конце XVIII века при соборе был освящен теплый храм в
честь Нерукотворного Образа Спаса.

В 1658 году Казанский монастырь серьезно пострадал во время сокрушительного
городского пожара.

В 1766 году обитель была обнесена каменной стеной с надвратным
Иоаннопредтеченским храмом. В период с 1808 по 1817 годы здесь появились
настоятельские покои, а на смену деревянным келейным корпусам пришли каменные. В
1818 году была возведена новая монастырская стена с четырьмя башнями по углам и
тремя воротами. В 1820-1828 годах на территории монастыря появилась теплая
одноглавая церковь Покрова Богородицы с четырехъярусной колокольней над воротами
с восточной стороны.

В 1835-1838 годах в соборном храме велись работы по его переустройству, а в
1845 году он был освящен во имя иконы Казанской Божией Матери. Ходом работ
руководил губернский архитектор П.Я. Паньков. Массивный собор выстроен в
позднеклассическом стиле. Колонны и полуколонны оформляют не только входы в
собор и участки между окнами, но и главы в форме восьмиугольных башен. Собор был
украшен росписью в 1840 году артелью под управлением Т. Медведева и имел
трехъярусный резной иконостас с колоннами.

В 1878-1881 годах при игуменьских покоях была построена одноглавая домовая
Сретенская церковь.

Во владении монастыря находилась часовня на Красной (бывшей Семеновской)
площади в Ярославле. В северо-восточной башне обительской стены была устроена
вторая часовня. Третья часовня располагалась с 1869 года в Рыбинске на земле,
принадлежащей монастырю.

В XVII столетии содержание Казанской обители осуществлялось на доходы от
таможенных пошлин в городе. В начале XX века в 9 корпусах (1 – из дерева, 8 – из
камня) проживало более трех сотен насельниц. Содержанием из казны были
обеспечены игуменья, 2 диакона, 40 иноческих вакансий. Здесь действовали
иконописная и золотошвейная мастерские, церковно-приходская школа.

Казанский монастырь владел приобретенными и пожертвованными землями и домами
в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольной мельницей на реке Лахость,
сдававшейся в аренду, а также домом в Рыбинске. За Волгой, на монастырской
земле, в 1891-1894 годах была сооружена Тихвинская церковь, при которой было
устроено кладбище. При церкви находилась богадельня.

В 1918 году Казанский монастырь был закрыт, а оставшиеся монастырские здания
использовались под совсем иные функции. И лишь спустя 80 лет, в 1998 году,
монастырь был вновь открыт. В 2001 году в Казанском соборе были возобновлены
богослужения.

С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи Митрополита Ярославского и
Ростовского – святителя Агафангела (Преображенского), причисленного к лику
святых, новомучеников и исповедников Российских.

История иконы

История чудотворного образа уходит корнями в далекий XIV век. 1311 год ознаменовался тем, что епископом Ростовского княжества стал Прохор, назначенный митрополитом всея Руси Петром. У преподобного была традиция – каждое лето обходить свои края, спускаясь по Волге до самого Ярославля. На третий год своего правления он снова отправился в путь и не дойдя совсем чуть-чуть до назначенного города, остановился переночевать у места, где река Толга сливается с Волгой.

Августовская ночь была жаркой, и епископу с трудом удалось уснуть. Однако ровно в полночь Прохор внезапно пробудился от яркого сияния. На противоположном берегу ясное звездное небо озарял огромный огненный столб, рядом с которым стояла Богоматерь с Младенцем на руках. Вскоре пламя перекинулось через реку, образовав некое подобие моста. Ведомый незримыми силами, преподобный отправился прямиком к Приснодеве, ступая по пылающей переправе и не ощущая жара. Стоя на коленях перед Божией Матерью, Прохор молился до первой зарницы, пока его не обнаружили следовавшие с ним слуги. Там же был найден епископский жезл и богородичная икона, ныне именуемая Толгской.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Узрев в происшедшем Божий знак, епископ наказал возвести на месте обретения святого образа церковь. Работа шла очень быстро, храм отстроили всего за один день и уже к вечеру освятили во имя Пресвятой Богородицы. Чудеса начали случаться сразу же после того, как он открыл свои двери первым прихожанам – многие больные исцелились от мучимых их недугов. В этом же году поблизости был основан Толгский мужской монастырь, просуществовавший до начала ХХ века.

После революции, когда к власти пришли большевики, обитель разграбили и закрыли, а на ее месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Практически все святыни были уничтожены безбожниками, однако богородичный образ чудом удалось спасти. Его отдали на хранение Ярославскому художественному музею, где он пробыл почти шестьдесят лет.

После открытия святыни чудотворный лик вернули монахиням. Долгое время он занимал почетное место среди других икон, пока не был официально передан Третьяковской галерее. Несмотря на то что оригинал находится в экспозиционном зале музея, поклониться можно и спискам Толгской иконы. Самые известные копии являются достоянием:

  • Успенского собора (г. Ярославль);
  • Высоко-Петровского монастыря (г. Москва);
  • Нежинской Введенской обители (г. Нежин).

Почтить чудотворный лик можно в любой день, однако официальной датой празднования богородичного образа является 21 августа.

История Толгской обители

К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, — это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале 15-го века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной иконе чудотворной. Но после ликвидации пожара в лесу на дереве монахи вновь обрели икону, совершенно от огня не пострадавшую. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.

К середине 15-го века, устав от постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному

Челобитная была князем удовлетворена, что и обеспечило монастырю внимание русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь (Ярославль) впервые посетил Иван Грозный, которого принесли сюда на носилках, но после горячей молитвы у иконы царь исцелился

В благодарность за свершившееся чудо Иван Грозный велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить храм каменный и заложить знаменитую ныне кедровую рощу. Введенский собор стал первым каменным строением в Толгском монастыре.

В годы великой Смуты обитель постигло тяжелое испытание. В 1609-м он был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. В первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь. Ярославль в те времена фактически выполнял функции столицы Русского государства, город был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. В этой ситуации вокруг Ярославля по инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом, после чего эпидемия отступила.

С 1673 года и до начала 18-го века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. Настоятель сумел найти богатых благотворителей, на пожертвования которых были построены: Святые врата с церковью Николая Чудотворца, башни и стены монастыря, настоятельский корпус, Введенский Собор. В 17-19-м веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, а в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.

В послереволюционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле все имущество обители было описано и национализировано. В 10-15 годах 20-го века настоятелем монастыря был иеромонах Серафим, принявший впоследствии мученическую смерть от большевиков. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского, который после ярославского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты.

В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью. Первые жительницы застали здесь настоящий ужас запустения и разрухи, о котором ныне ничего уже не напоминает.

Монастырь сегодня

07.12.1987 года, после возвращения монастыря церкви, началась его новейшая история. В следующем, 1988 году, по благословлению Ростовского и Ярославского архиепископа Платона из разрушенного Николо-Бабаевского монастыря в Толгскую обитель перенесли моща св. Игнатия Брянчанинова (рака с его мощами ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви, у южной стены монастыря). 25 сентября 1988 года монахиня Варвара приняла сан игуменьи и была назначена настоятельницей первого женского монастыря, открывшегося в России после антирелигиозных гонений народа большевиками. До этого события монахиня Варвара жила в Киевском Покровском монастыре, в Горней обители на Святой земле, обучалась в регентской школе Троице-Сергиевой лавры, она была одной из первых насельниц, прибывших в разрушенный и оскверненный Толгский монастырь, как добраться сюда стало дозволительно.

За 27 лет настоятельства Варвары в монастыре произошли значительные перемены. В 1980 году обитель лежала в руинах, стены сохранились лишь местами, храмы были разорены и разрушены, везде лежали горы мусора. Предстояла долгая и трудная работа по восстановлению, которая потребовала от его насельниц поистине героического труда. В 1990 году в возрождающемся монастыре впервые с 1928 года зазвенел колокол, а в 2003-м ему была возвращена его главная и самая почитаемая святыня – Толгская икона Богоматери, которая хранилась в Ярославском художественном музее с момента закрытия монастыря.

История основания

Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.

Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область

На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

  • два келейных корпуса;
  • больница;
  • кухня;
  • трапезная;
  • просфорня;
  • баня;
  • хозяйственные постройки.

Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

Дореволюционное развитие

Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
  • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
  • Надкладезная часовня.

Историческое фото монастыря в начале ХХ в. К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

Советское время

С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

Богородицы удел

Толгская обитель возникла во время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц и поставлена «не от царей и богатства, а слезами, постом и молитвою». Основание обители связано с загадочным явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь домой после осмотра епархии, остановился на ночлег на берегу Волги, в 6 км от Ярославля. В полночь епископ проснулся, вышел из шатра и увидел на противоположном берегу Волги неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

Пройдя по мосту, он увидел, что свет исходит от иконы Божьей Матери, стоявшей в воздухе. Помолившись, епископ вернулся в шатер и лег спать. Собираясь утром в путь, епископ не нашел посоха и повелел служителям искать его на другом берегу реки. Посох, стоящий на земле между деревьями рядом с иконой Божьей Матери, обнаружили в указанном епископом месте.

Там, где нашли икону и посох, владыка повелел заложить церковь, которую освятили во имя Введения Богородицы в храм. Вскоре здесь вырос мужской монастырь, выстроенный с упованием на помощь Божию и названный Толгским по имени протекающей неподалеку речки.

Святыни и престольные праздники обители

Свято-Введенская лавра хранит у себя большое количество церковных реликвий, к которым каждый год приезжает множество паломников. Из всех икон главной монастырской святыней является образ Толгской Богородицы. Кроме святых ликов и мощей свт. Игнатия (Брянчанинова), там же можно увидеть частички:

  • одежд Христа и Девы Марии;
  • Туринской плащаницы;
  • гвоздя, которым распяли на Кресте Спасителя;
  • хитона Иоанна Крестителя;
  • мощей многих святых (Николая Чудотворца, вмц. Варвары, Сергия Радонежского и др.).

На протяжении года обитель отмечает несколько престольных праздников:

  • 21 августа – обретение Толгского образа Богородицы;
  • 4 декабря – Введение Пресв. Девы Марии;
  • 27 сентября – Воздвижение Креста Господня;
  • 29 августа – Спас Нерукотворный;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря – празднование Николая Чудотворца;
  • 18 марта, 2 октября – во имя святого князя Феодора Смоленского и его сыновей.

Деятельность прихода

Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти. С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной. Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.

Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).

Расписание богослужений

Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:

  1. По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
  2. По будням вечерняя служба в 17:00.
  3. По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.


Богослужение в Казанском женском монастыре

Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.

Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.

Святыни и престольные праздники

Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:

  1. Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
  2. Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.


Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря

Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:

  1. День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
  2. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

История Толгского монастыря в Ярославле

Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: