Особенности строения Зимнего дворца
Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.
Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.
Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.
Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.
Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора — колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый Театр.
Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично — во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной — изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.
Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.
Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего — это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения
Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Интересные факты
Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:
- «Бедная Настя»
- «Русский ковчег»
- «Распутин»
- «Октябрь»
- «Красные колокола»
Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.
Невский проспект
Невский проспект — главная улица Санкт-Петербурга, которая всегда прославляется в литературе и искусстве. Невский проспект имеет длину 4260 метров и начинается у Адмиралтейства и заканчивается у Александро-Невской лавры. История бульвара восходит к первым годам Петербурга.
Когда была открыта Адмиралтейская верфь, все материалы для строительства кораблей доставлялись по этой улице, которая заканчивалась перед Адмиралтейством. Для облегчения движения к Адмиралтейству была проложена Большая проспектная улица, которая в 1738 году была названа Невским проспектом, а в 1783 году переименована в Невский проспект. Позже Невский проспект стал не только первым районом регулярного развития, но и центром социальной и культурной жизни города.
От Адмиралтейства до Мойки сохранилась первоначальная ширина Невского проспекта. Здание бывшего Купеческого банка, на 7/9, где сейчас располагается «Аэрофлот», является интересным примером эклектической архитектуры начала 20 века, воспроизводящим образ венецианского Дворца дожей (арх. М. Перетяткович). Дома № 15 и № 18 связаны с именем А.С.Пушкина: В первом был ресторан Talon, упомянутый в «Евгении Онегине», а во втором — кондитерская «Волк и Беранжер», которую поэт посетил незадолго до своей дуэли.
После пересечения Мойки вы увидите здание голландской церкви (арх. П. Жако) и Строгановский дворец, прекрасный образец русского барокко, построенный Растрелли. Далее расположен комплекс Петропавловской лютеранской церкви (арх. Брюллов), а в районе между Казанской улицей и каналом Грибоедова находится знаменитый Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах Антоном Воронихиным. Казанский собор был построен в 1801-1811 годах А. Вороничиным. Казанский собор — место захоронения фельдмаршала Кутузова. Величественный полукруг соборной колоннады выходит на Невский проспект. Напротив — вид на церковь Спаса-на-Крови (арх. Парланд).
Дальше по проспекту находится дом № 30, так называемый «Дом Энгельгардта». В концертном зале Энгельгардта выступали известные композиторы 19 века, а сегодня здесь находится Малой зал Санкт-Петербургской филармонии. Затем вы увидите Екатерининскую церковь (по проекту А. Ринальди), Армянскую церковь, здание Городской Думы, увенчанное башней, Гостиный двор (по проекту Ж. Б. Валлен-Деламотта), а напротив — универмаг «Пассаж». За Садовой улицей расположен ансамбль Островской площади с Публичной библиотекой, знаменитым памятником Екатерине II, а в тылу здания Александринского театра, спроектированного К. Росси.
За Аничковым мостом через Фонтанку, украшенным знаменитыми лошадьми Клодта, на Невском бульваре находится Белосельский-Белозерский дворец (арх. А. Штакеншнайдер). Центральным сооружением на площади Восстания является Московский железнодорожный вокзал (арх. К. Тон), который близко следует архитектурной концепции Ленинградского вокзала в Москве.
За площадью Восстания Невский проспект меняет направление под углом, его историческое название — Старо-Невский проспект. Невский проспект заканчивается на площади Александра Невского, откуда начинается комплекс Александро-Невской лавры, заложенный во время правления Петра Великого. Здесь можно посетить Троицкий собор и Благовещенскую церковь, в которой находится экспозиция Музея городской скульптуры, под эгидой которого расположен знаменитый некрополь.
Невский проспект — лицо Санкт-Петербурга, исторической главной магистрали города.
16 интересных фактов о Зимнем Дворце
- В Санкт-Петербурге было построено 5 зимних дворцов, которые возводили для себя русские цари. Сооружение на Дворцовой площади стало последним из 5 подобных проектов
- За всю историю Зимний Дворец использовался в самых разных целях: он был царской резиденцией, военным госпиталем, местом работы Временного правительства и музеем революции.
- Долгое время Зимний Дворец был самым высоким зданием в Петербурге.
-
Интересен факт, что до 1905 г. согласно указу императора запрещалось возводить дома выше Зимнего Дворца.
- Инициатором строительства дворца была Елизавета Петровна. Примечательно, что императрица умерла до того, как он был полностью построен.
- Изначально в Зимнем Дворце, площадью в 60 000 м², было 1500 комнат.
- Знаете ли вы, что начало Эрмитажу положила Екатерина 2, получившая от Германии более 300 картин? После этого императрица повесила полотна в дальних комнатах Зимнего Дворца, назвав это место «Эрмитажем» (в переводе с французского – «уединенное место»).
- В постройке дворца было задействовано около 4000 российских мастеров.
- Интересен факт, что Зимний Дворец имеет 1084 комнат, 1476 оконных проемов и 117 лестниц.
- По окончании строительства на Дворцовой площади скопилось большое количество мусора. Чиновники долго не могли найти способ, как от него избавиться ценой минимальных затрат. Найти решение этой проблему удалось Петру 3, который заявил, что гражданам разрешается забирать с площади все, что они увидят. В результате, уже в считанные часы от мусора не осталось и следа.
- В середине 19 века в Зимнем Дворце случился пожар. На его восстановление было привлечено около 6000 рабочих, которые воссоздали сооружение за 15 месяцев.
- Обычные люди смогли посетить Зимний Дворец только в 1851 г., когда на его территории был открыт музей. При этом цена билетов была очень высокой.
- Когда к власти пришли большевики, они переименовали Зимний Дворец в «Дворец искусств». Однако новое название в народе так и не прижилось.
- Во дворце был снят первый в истории российский фильм, режиссером которого был Александр Сурков. Интересен факт, что съемки длились менее 2 часов.
- В период Великой Отечественной войны (1941-1945) под Зимним Дворцом было обустроено 12 бомбоубежищ. За все время войны немцы сбросили на здание 2 авиабомбы и 17 снарядов.
- Ежегодно Зимний Дворец посещает более 2 млн. человек!
Это были самые интересные факты о Зимнем дворце. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями. Если вы вообще любите интересные факты о городах и странах – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
↑ Достопримечательности Зимнего дворца
О достопримечательностях Зимнего дворца можно говорить долгие годы, и в этом нет никакого преувеличения. Слишком многообразно и богато его убранство. По сути, территория в 60000 тысяч квадратных метров являет собой настоящую сокровищницу. Что и говорить, если одни только экспонаты Эрмитажа в общей сложности потянут на сотни миллионов долларов, если не больше.
лнстница в Зимнем дворце фото
К слову, об Эрмитаже. К его основанию приложила руку Екатерина II. В 1764 году ей из Берлина было передано свыше 300 картин, которые и положили начало великолепной коллекции. На сегодняшний день в стенах Эрмитажа можно увидеть работы величайших живописцев – Рембрандта, Рубенса, Тициана, да Винчи, Караваджо и многих других. Каждое из творений этих художников гениальное, потому описывать достопримечательности Эрмитажа в двух словах не представляется возможным.
Коты Зимнего дворца
В XVIII столетии из Казани в Санкт-Петербург было привезено тридцать котов. На них была возложена важная миссия — избавить зимнюю императорскую резиденцию от мышей (здание ими буквально кишело). Потомки этих животных заняты тем же самым благородным делом и в настоящее время: их задача — уничтожать мышей в подвалах и залах дворца, защищая тем самым интерьеры и музейную экспозицию. Такую службу сегодня во дворце несут около пятидесяти котов. Раз в год (в первый день апреля) для них обычно устраивается большой праздник, на котором они могут сколько угодно угощаться всевозможными лакомствами.
Восточная сторона Дворцовой набережной: Атланты и Зимняя канавка
Восточная сторона – компромисс двух стилей, классики и барокко. Непростая архитектурная задача виртуозно решена А. П. Брюлловым. Построенный в начале XIX века Штаб Гвардейского корпуса благодаря своей лаконичности прекрасно соседствует и примеряет разно стилевые элементы всего ансамбля, позволяя смотреться площади как единому целому.
Штаб Гвардейского корпуса ограничивает Дворцовую площадь от Мойки и Зимней Канавки. Если двигаться в сторону Зимней Канавки, по левой части Миллионной улицы, на которую выходит парадное крыльцо Нового Эрмитажа, возвышаются десять Атлантов. Исполины по проекту архитектора Леон фон Кленце, выполненные скульптором Александром Теребеневым из сердобольского гранита стали еще одной визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Зимняя Канавка – это небольшой, в 228 метров, канал. Он соединяет Неву и Мойку. Канал построен в 1719 году и часто использовался для безопасного передвижения высокопоставленных персон. Оформление канала осуществлено по проектам Фельтона и Кварнеги. Через канал перекинуто три моста, в их числе Эрмитажный – стал первым каменным из построенных в Санкт-Петербурге. Всего в городе насчитывают около восьмисот мостов.
Промышленная архитектура
Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.
Большинство зданий строится в так называемом кирпичном стиле — неофициальный термин, прочно закрепившийся за архитектурной модой тех лет. Некоторые предприятия кирпичного стиля напоминали английские и немецкие заводы, а более поздние примеры относятся уже к северному модерну (табачная фабрика «Лаферм»).
Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.
О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.
В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.
Доблестное прошлое Зимнего
За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.
В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.
В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.
Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.
У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.
Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.
Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.
Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.
Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.
Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.
Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.
После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерине Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.
Как добраться
Доехать до площади можно, воспользовавшись метро. Самая ближняя станция – Адмиралтейская. Кроме того, посетить Зимний дворец можно, воспользовавшись услугами экскурсионных автобусов.
Ника
18
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника
История дворца
Пятая резиденция русских царей была заложена во время правления дочери Петра I – Елизаветы Петровны в 1754 году, однако до конца строительства императрица не дожила. Дворец открывал новый император – Петр III, а после него достраивался Екатериной II.
Общий вид Зимнего дворца
Царица отстранила от работ главного архитектора – Бартоломео Франческо Растрелли. Вместо знаменитого зодчего Екатерина II поручила заниматься декором помещений и фасадов Юрию Фельтену, Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту и Антонио Ринальди. Руководил всем проектом Президент академии художеств Иван Бецкой.
Оригинальный план Растрелли был забракован. Из Зимнего дворца исчез «Оперный дом», были по-другому оформлен огромный «Тронный зал», и появились покои Екатерины II. В Южном павильоне, в здании Малого Эрмитажа поселился фаворит императрицы – граф Григорий Орлов.
Вид Зимнего дворца с Дворцовой площади
В 1790 годы строители создали галерею-перемычку со дворцом. Теперь зрители могли войти в Эрмитаж через «Аполлонов зал», в стороне от царских апартаментов. Тогда же появился обновленный Тронный зал, а старый зал переделали в несколько комнат для Великого князя Александра.
Вид Зимнего дворца с Невы
В 1837 году здание на берегу Невы постигло большое несчастье. Во время сильного пожара сгорели практически все интерьеры. Для восстановительных работ внутри была собрана группа опытных зодчих, а реставрацией фасадов занимался известный архитектор Иосиф Маевский.
Иорданская лестница Зимнего дворца
В середине XIX века во дворце появилось семь «запасных половин». Здесь жили гости царского двора. Сюда же стали относить помещения, которые раньше занимали умершие члены царской фамилии.
Постепенно комплекс построек на Дворцовой площади превратился в символ богатства и мощи Российского государства.
Задание, поставленное перед архитектором
Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.
Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание – модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.
Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.