Аничков мост в санкт-петербурге

Официальные данные

Длина каменного моста 54,6 м
Длина основного пролета 12,6 м
Ширина 38,2 м
Высота 12 м
Конструкция Каменный, состоит из 3 пролетов, не разводится
Количество полос для движения транспорта 3

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 396 times, 1 visits today)

Аничков мост, конь и лицо

Отвечаем просто: бытует легенда, что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Мост в XVIII столетии

В начале XVIII века возникла необходимость в прокладке Невского проспекта. На пути строителей возникло препятствие — Безымянный Ерик (ныне известный как река Фонтанка). Вышел указ императора, предписывавший построить мост через эту реку.

Приказание монарха было исполнено очень быстро. Спустя короткое время берега реки были соединены деревянным мостом. Новый мост стоял на сваях. Он был балочным, состоял из множества пролетов. Мост был весьма длинным, так как ширина реки составляла около двухсот метров. Чертежи этого сооружения не сохранились до нашего времени, не осталось и подробных описаний. Тем не менее, историкам известно, что, скорее всего, мост был раскрашен «под камень» (чтобы выглядел более солидно). Строился мост тем самым батальоном, фамилия командира которого сохранилась до наших дней в названии моста.

В 20-е годы XVIII века сооружение было перестроено. Часть моста стала подъемной, так как река к тому времени была углублена, по ней ходили суда. В середине 20-х годов и в начале 40-х годов XVIII столетия на мосту проводились серьезные ремонтные работы. В конце 40-х годов он был заменен новым мостом, также деревянным. В настоящее время неизвестно, как именно выглядело это сооружение (существуют различные точки зрения).

Нужно отметить, что долгое время мост находился как раз там, где заканчивалась территория города (границей являлась река). Возле него располагалось помещение пропускного пункта.

В 80-е годы XVIII века мост был перестроен в камне. Его украсили башенки. Пролеты, из которых он состоял, были одинаковы по величине, их перекрывали каменные своды. Один из пролетов был деревянным — тот, который мог раскрываться, пропуская суда (мост был разводным). Раскрытие этой части моста осуществлялось при помощи тяжелых цепей, протянутых между гранитными башенками. Имя автора проекта этого сооружения историкам неизвестно.

История появления Аничкова моста

Разумеется, чтобы выдерживать нагрузку от транспорта и многочисленных толп пешеходов, этот мост – очень крепкий товарищ! И по меркам возраста самого Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году, он также имеет весьма почтенные лета.

В 1715 году царь Пётр I распоряжается проложить «На Фонтанной реке» переправу, вдоль которой протянется строящийся в ту пору важнейший петербургский путь – Невский проспект.

Поначалу этот мост, построенный в конце весны 1716 года, был деревянным. Пока берега рек ещё не были одеты в гранит, Фонтанка разливалась на ширину около 200 метров. В месте соединения её берегов для Невского проспекта начальная переправа имела значительно большую протяженность, чем нынешний Аничков мост – 150 метров. Возводился она силами военных инженеров под началом подполковника Михаила Аничкина.

В 1721 году произошла первая реконструкция, необходимая в силу объективных причин. Нужно было сделать разводной среднюю часть моста, так как по очищенной Фонтанке началось судоходство. Да и сам мост значительно расширили. Он стал 18-пролётным.

С ростом города увеличивались и нагрузки на переправу, которую несколько раз ремонтировали и перестраивали. В 1749 году по проекту С. Волкова строится новый, вновь деревянный мост, который теперь уже не имеет разводной части. Есть легенда, согласно которой он должен был быть значительно укреплён для того, чтобы была возможность провести по нему слонов, которых шах Ирана подарил русскому царю.

До конца XVIII века по реке Фонтанке пролегала городская граница, и Аничков мост выполнял роль дополнительного КПП.

Когда город разросся, застраиваясь на пригородной территории, решено было облагородить Фонтанку, облицевав её в камень и сделав ступенчатые спуски к воде. Дело дошло и до модернизации мостов, коих через реку было возведено семь. Сегодня в виде той реконструкции сохранились два из них: Старо-Калинкин и Ломоносовский.

По их внешнему виду можно представить себе, как выглядел и их собрат – Аничков мост. Теперь средняя часть этой переправы вновь была сделана разводной для пропуска небольших корабликов и грузовых барж.

В декабре 1840 года Николай I утверждает новый проект Аничкова моста, представленный инженерами И. Ф. Буттацем и А. Х. Редером, так как его снова требовалось сделать шире и надежней.

Ведь теперь вдоль курсировали уже не единичные экипажи и гужевые повозки. Торжественное открытие новой переправы состоялось в начале 1842 года. Именно таким мы с вами и видим сегодня этот мост.

Теперь его опоры и пролёты были также облачены в гранит. Появилась уникальная чугунная решетка перил, исполненная по рисунку немецкого архитектора К. Шинкела. (Подобная ей уже украшала Дворцовый мост в Берлине). Здесь перед нами предстают подводные чудо-жители – морские коньки и русалки.

По бокам моста были установлены гранитные помосты для статуй, которыми и стали те самые «кони и люди», так поразившие своим великолепием меня в детстве. Создана эта композиция, которая называется «Укротители коней» замечательным скульптором П. К. Клодтом. О её истории расскажу подробнее позже.

Мост получился по виду весьма славный, но вот при его конструировании всё же были допущены значительные огрехи (как в ой поговорке «хотели, как лучше, а получилось…»), что привело в начале XX века к необходимости новой серьёзной реконструкции. Она происходит в 1906–1908 годах под началом инженера-архитектора П. В. Щусева.

Сегодня Аничков мост имеет протяженность в 55 метров, его ширина ровняется 38 метрам. По нему осуществляется движение транспорта и есть тротуары для пешеходов-туристов.

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта – известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

Краткое описание и история

Строительство моста было непосредственно связано с проведением Невского проспекта (тогда просто просеки). Для преодоления водной преграды в 1715-16 годах по распоряжению Петра Первого над болотистой и довольно широкой речкой возводится самый обыкновенный мост из бревен. В 1721 году происходит перестройка моста в усовершенствованном виде, и он становится подъемным в средней части. Дело в том, что к этому времени облагороженная Фонтанка становится судоходной.

В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. С 1726 года по конец 18 века он представляет из себя пропускной пограничный городской пункт. Но Петербург разрастался, и, перешагнув через Аничков мост, он продолжал строиться дальше. Изменения размеров и статуса города требовали облагораживания набережных, а также создания солидных мостов.

В 80-е годы 18 века Аничков мост перестраивается в камне на основе типового проекта того периода и становится трехпролетным гранитным мостом с башнями. Представить его архитектуру можно по аналогии с сохранившимся подобным мостом Ломоносова. Средний деревянный пролет был подъемным. Тяжелые цепи, натянутые между гранитными башнями, способствовали подъему деревянной середины.

Аничков мост в начале 19 века

К 40-м годам 19 века время потребовало новой перестройки моста. К этому периоду Невский проспект с его оживленной проезжей частью значительно расширился, к тому же произошел износ деревянных частей моста. Очередной Аничков мост сооружается в 1841-42 годах при Николае Первом. Очередное мостовое сооружение оказалось без башен и стало шире предыдущего, пролеты оделись в гранит.

Гранитный Аничков мост

Мост украсился чугунными перилами, на которых были изображения морских коньков и русалок (архитектор К.Шинкель). 

Морские коньки в ограде Аничкова моста

Но самым удивительным и неповторимым украшением моста стала скульптурная группа «Укротителей коней», выполненная известным петербургским скульптором-анималистом П.Клодтом. С каждой стороны моста стояло по две композиции.

Аничков мост во второй половине 19 века

Первыми на специальных постаментах у входов на мост появились бронзовые фигуры «Юноши, берущего коня под уздцы»  и «Коня с идущим юношей». Их установили на западной стороне моста. Восточная сторона была оформлена временными гипсовыми скульптурами, окрашенными бронзовой краской.

Скульптура Аничкова моста «Конь с идущим юношей»

Когда же бронзовые фигурные композиции для другой стороны были готовы, то широким царственным жестом Николая Первого они стали подарком Фридриху Вильгельму Четвертому — прусскому королю и до сих пор украшают Берлин. Следующая попытка заменить временных лошадей на бронзовых закончилась аналогично. Два коня вместе с прикрепленными к ним юношами отбыли  в качестве подарка к правителю Сицилии и теперь украшают Неаполь.

Тогда П.Клодт придумал совершенно другие композиции и к 1851 году все стадии укрощения коня в бронзовом варианте украшали Аничков мост. Копии же знаменитых коней Клодта разошлись по многим российским усадьбам. Украшают они и Петергоф, и Кузьминки, и Стрельню. Но именно  в Питере они стали символом города.

Скульптура «Укрощение коня»

Однако, со временем оказалось, что при сооружении моста в 1841 году были допущены существенные ошибки в монтаже конструкций. Мост постепенно саморазрушался. В результате долгих споров и составления различных проектов ликвидации аварийного состояния в начале 20 века были перестроены мостовые своды (архитектор П.Щусев) с сохранением общего вида и архитектуры.

Перед блокадой Ленинграда скульптуры коней упаковали в деревянные ящики с землей и закопали в Аничковом саду, что спасло их от бомбардировок. Но гранитной облицовке моста и его перилам существенно досталось от немецких артобстрелов. В 90-е годы чугунные мостовые ограды меняются на аналогичные, вновь отлитые в мало кому известном городке Снежинске.

В начале 21 столетия была капитально отреставрирована пролетная часть почти 55-ти метрового моста. 

Интересные факты:

Название моста, как и близлежащего от него дворца, связано с подполковником Михаилом Аничковым, чей инженерный батальон во времена правления Петра Великого располагался в этом месте за рекой Фонтанкой — в так называемой «Аничковой слободе». Этот батальон и построил первый деревянный Аничков мост, давший названия всем последующим. А возникшие позже «народные легенды» о некоей Ане (Аничке), жертве несчастной любви, являются не более, чем городскими легендами.

Когда в начале XIX века Невский проспект расширился настолько, что стал превышать полотно старого Аничкова моста, здесь стали часто образовываться заторы. К тому же, деревянный разводной пролет не выдерживал возросшего движения карет, повозок и телег. Поэтому Николаем I было принято решение построить новый мост, что и было реализовано в 1841-1842 годах.

Главное украшение и достопримечательность Аничкова моста — скульптуры «Укротители коней» работы П. К. Клодта, расположенные на гранитных пьедесталах с четырех сторон, по два у каждого края моста. Эти бронзовые скульптуры отражают четыре разных стадии покорения коня человеком, и сегодня они являются одним из популярных символов Санкт-Петербурга. Интересно, что фигуры юношей и коней на восточном берегу моста имеют более позднее происхождение — оригиналы (и последующие копии) несколько раз снимались и дарились императором Николаем I его гостям, в результате чего копии клодтовских коней сейчас имеются в Берлине, Неаполе, Петергофе, Стрельне и подмосковных Кузьминках.

Интересно, что кони, которые направлены в сторону Адмиралтейства, подкованы, а статуи, смотрящие в сторону площади Восстания — нет. Есть мнение, что это связано с прежним расположением кузниц на Литейном проспекте: подкованные лошади идут от кузниц к началу проспекта, а неподкованные лошади — в сторону Литейного.

Восемь фигур мужского рода (юноши и кони) возле Аничкова моста породили несколько фривольное народное название этой переправы — «мост шестнадцати яиц».

Кроме скульптур Аничков мост декорирован гранитной облицовкой и чугунными перилами, рисунок которых выполнен из парных изображений морских коньков и русалок. Аналогичные перила имеются в Берлине на Дворцовом мосту, поскольку автор эскизов решеток обоих мостов один и тот же человек — Карл Шинкель.

Во время Ленинградской блокады скульптуры с Аничкова моста были сняты и зарыты в саду Аничкова дворца. И не зря — сам мост сильно пострадал от авиаударов, некоторые постаменты до сих пор сохранили следы от немецких снарядов, эти выбоины решили не реставрировать, а сохранить в качестве памятника блокаде.

Длина моста — 54,6 м, ширина — 37,9 м.

Аничков мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 66-68.

Аничков мост на карте:

Как добраться:
Соединение Спасского и Безымянного островов на пути следования Невского проспекта через реку Фонтанку.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Дворец творчества юных», «Литейный проспект».

Особенности коней на Аничковом мосту

Безусловно, украшением Аничкова моста и одним из символов Санкт-Петербурга являются скульптуры лошадей из бронзы, установленные с четырех сторон моста. Автор коней на Аничковом мосту П.К. Клодт был, как сказали бы сейчас, чрезвычайно креативной личностью.

Хронология появления скульптурной группы на Аничковом мосту весьма занимательна. Клодт был уже достаточно известной фигурой в художественных кругах, когда ему поступило предложение создать скульптуры двух коней, которых держали бы братья Диоскуры – героические близнецы из мифов и легенд Древней Греции. Предполагалось украсить этими статуями набережную Невы напротив нынешней Академии Художеств.

Но неожиданно для архитектора на этом месте оказались два сфинкса, привезенные из Египта. Тогда Карл Росси посоветовал установить скульптуры на пристани, расположенной между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но эта идея не пришлась по вкусу императору Николаю I, который решил, что для этого места больше подходят статуи львов с шарами и вазами.

В конце концов, Клодту предложили самому найти место для размещения своих статуй. Он решил, что лучше места, чем Аничков мост, не найти. Но, поскольку скульптур было лишь две, то их поставили только с одной стороны моста, а с другой установили гипсовые макеты, покрытые бронзовой краской.

Всего за год скульптор создал еще две статуи, но им не повезло – Николай I подарил их королю Пруссии. Клодту пришлось снова отлить коней для Аничкова моста и даже установить их на постаменты, но через три года их постигла та же участь. На этот раз они были подарены Неаполю.

Устав от проявлений щедрости императора, Клодт решил не воспроизводить в бронзе предыдущие макеты, а подойти к изготовлению статуй с оригинальной концепцией. Новые скульптуры должны были дополнить уже установленные, но не копировать их.

Вся скульптурная группа символизирует процесс покорения человеком природных сил и обуздание их в финале. Укротители коней на Аничковом мосту застыли в разных позах, показывающих их стремление одержать верх над непослушными животными.

Особенности моста

В 1749 году мост был перестроен и укреплен. Это сделано для прохождения по нему слонов, которых подарил императрице персидский шах. Два века назад переправу разводили с целью не допустить в город волков, которые жили в лесах, располагавшихся на границе с Петербургом.

Питерская мостовая

В 18 веке мост с конями в Питере был не только переправой, но и своеобразной таможней города. Сооружение было оборудовано шлагбаумом. В этом месте проходила граница города и каждый въезжающий в него должен был заплатить пошлину. Плата взымалась не только деньгами. Оплатить проезд в город можно было камнями, нужными для выкладки дорог на улицах.

В 1839 году принято решение о перестройке моста, поскольку он стал слишком узким для оживленного движения. Окружает его чугунная ограда, украшенная барельефами морских коньков и русалок. Оформление ограды проводилось по проекту архитектора Брюлова.

Обратите внимание! Скульптуры лошадей в центре Клодт изначально создал для украшения пристани между Зимним Дворцом и Адмиралтейством. Но, для этой части Санкт-Петербурга выбрали вазы

Клодт лично предложил украсить постаментами лошадей Аничков мост.

Неофициальное народное название сооружения – «мост 18 яиц». Кроме четырех скульптур коней и юношей вплоть до 1917 года неотъемлемым атрибутом переправы был городовой. Страж порядка стоял на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. После того должность постового сократили количественная составляющая в народном названии изменилась. 18 яиц было заменено на 16.

Еще одна особенность – это незаметная на первый взгляд часть скульптуры коня. Без пристального внимания ее тяжело рассмотреть. Лошади которые обращены в сторону Литейного проспекта не подкованы, а те, которые укрощены подкованы.

Есть две версии, объясняющие этот момент:

  • первая гласит о том, что это элемент, отображающий этапы борьбы человека с силами природы. Подкованные лошади олицетворяют победу человека в этой схватке;
  • вторая объясняет это тем, что на территории Литейного проспекта ранее располагалась кузня. Те лошади, которые только направляются в эту сторону, еще не подкованы. Те же, которые устремлены в противоположную сторону, уже получили необходимый атрибут. Зачатки некой своеобразной рекламы 18 века.

Особенностью, заслуживающей внимания, считается характерное изображение, напоминающее черты лица, а точнее его местоположение – гениталии лошади. До сих пор нет достоверной информации о значении этого изображения. Одна из догадок гласит о том, что таким образом Клодт отомстил любовнику своей жены, с которым она ему изменила. По другой версии – это изображение Наполеона.

Известная достопримечательность Питера

История моста

Аничков мост (бывший Невский 1739-1747) расположен в створе Невского проспекта, проложенного в 1711 году. Он был в те времена большим трактом, по которому в город двигались обозы. Это была первая бревенчатая дорога в Петербурге, которая получила название «Большой першпективы». Одновременно с прокладкой дороги в 1715 году Петр I издал указ: «За большой Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». Свое название получил по имени его строителя инженера подполковника М.О. Аничкова. Это был первый деревянный мост через р. Фонтанку, длиной порядка 150 м, а по ширине пропускал лишь одну подводу. Опоры моста были свайные.

В 1721 году был перестроен под руководством Германа фон Болеса также в деревянный, но с подъемной частью для прохода небольших судов и барж. Мост состоял из 18 арок и одной подъемной части. В 1741 году мост был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха.

В 1749 году вновь был перестроен с ликвидацией подъемной части. Фасад моста был обшит досками и оформлен под гранит с разрисовкой под каменные русты.

В 1785 году сооружается трехпролетный каменный мост со средним разводным пролетом и башнями на быках по типу Старо-Калинкина и Чернышева (ныне Ломоносова) мостов. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами. Средний пролет перекрыт деревянной балкой.

В 1841 году Аничков мост вновь перестраивается по проекту инженера И.Ф. Буттаца. Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трехпролетный каменный мост, перекрытый пологими кирпичными сводами, очерченными эллиптическими кривыми. Фасады облицованы гранитом. На мосту установлено чугунное ограждение высокохудожественного литья с изображениями русалок и гиппокампов — мифологических морских коней с рыбьими хвостами. (Это копия решетки Дворцового моста через Шпрею в Берлине, построенного архитектором К.Ф. Шинкелем). На гранитных монументальных постаментах и устоях моста в 1841-1850 г.г установлены четыре художественные группы П.К. Клодта «Укрощение коня».

В первые годы эксплуатации Аничкова моста возникли деформации в сводах, за которыми было установлено наблюдение. В 1843 г. своды были укреплены. К 1902 году эти деформации в несущих элементах достигли опасных размеров. Возникновение их объяснялось ненадежностью связи разных материалов, жесткой гранитной облицовки с легкосжимаемой кирпичной кладкой свода, и ненадежной изоляцией. В места сопряжения разнородных каменных материалов затекала вода, разрушавшая своды под воздействием морозов, ветров и т.д.

В 1907-1908 гг., в связи с постройкой трамвайных линий была проведена реконструкция Аничкова моста под руководством П.В. Щусева, который впервые перестройку сводов производил секциями, оставляя швы незаполненными.

В 1941 году скульптурные группы коней были сняты с пьедесталов и зарыты в саду при Дворце пионеров. 1 мая 1945 года скульптурные группы были вновь установлены на пьедесталах моста. Поврежденные в войну гранитные пьедесталы и чугунные ограждения были немыми свидетелями героической обороны города. Об этом напоминает бронзовая доска с надписью, укрепленная на одном из пьедесталов в декабре 1972 года.

В 2000 г. произведена реставрация скульптурных групп. В июне сняты 2 группы с низовой стороны, в октябре — 2 группы с верховой стороны.

В 2007–2008 годах пролетное строение переправы капитально отремонтировали. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», а строительные работы выполнило ЗАО «Пилон». В рамках капитального ремонта произведена вычинка кирпичной кладки сводов в местах локальных вывалов и сильно деструктированных зон кладки, инъектирование  кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, замена гидроизоляции пролетного строения и асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решеток перильного ограждения. Движение по Невскому проспекту на время ремонта не закрывали.

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.

Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Аничков мост. XX век и наше время

Реконструкция Аничкова моста, 1906-1908 гг.

При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.

Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.

Предложения по «улучшению» Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.

В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось:

«1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению «Дормост» с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников…»

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму «Лентрублит». Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года. Ленинградский поэт Николай Браун писал:

Скульптура Аничкова моста

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня…

Но мышцы юношей могучих
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. Очередной капитальный ремонт Аничкова моста был проведён в 2008 году.

Длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — 37,9 метров.

Окружающий ансамбль Аничкова моста

Аничков мост является одним из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.

Изначально на месте дома (1720-е годы) находилась деревянная гауптвахта, охраняющая разводной Аничков мост — в то время здесь проходила граница города.

Трёхэтажный каменный дом с классическим фасадом был построен на данном участке в 1799-1806 годах для купца П.И. Шарова.

В 1877-1878 годах новый домовладелец П.И. Лихачёв перестроил дом по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова, в результате чего дом стал пятиэтажным и предназначенным для сдачи внаём меблированных комнат. После перестройки здание приобрело современный эклектичный вид.

В архитектуре фасадов дома присутствуют: рустика, лопатки и пилястры, разнообразные наличники, пышный фриз и множество лепных деталей, а также эркеры, балконы и шатровые крыши.

Сегодня в доме находятся коммерческие помещения, салон-магазин «Книжная лавка писателей», открывшийся в доме ещё в 1934 году и жилые помещения.

Дворец был воздвигнут, начиная с 1741 года по указу императрицы Елизаветы Петровны.

За время истории, в результате переделок и реставраций, облик дворца менялся, он становился более строгим, и, в конечном итоге, стал представлять собой ансамбль, стиль которого сложился под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей и аристократических владельцев. Так, в разное время Аничков дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи и выступал в качестве подарков.

Сегодня дворец представляет собой комплекс строений с прилегающим садом с павильонами.

В стенах дворца находятся: театрально-концертный комплекс «Карнавал», Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, библиотека и Аничков лицей.

Для всех желающих во дворце проводят обзорные экскурсии. Также проходят концерты, вечера и праздники. Подробнее об Аничковом дворце и саде…

Первые каменные постройки на этом месте появились во второй половине 18 века. В начале 19 века на месте нынешнего участка находилось два четырёхэтажных здания.

С 1820-х годов здание перешло к купцу Ф.И. Лопатину, при котором в 1839-1840 годах, по проекту архитектора Василия Егоровича Моргана, был пристроен четырёхэтажный корпус по набережной Фонтанки. После возведения здание стало одним из самых больших доходных домов в столице — в неё сдавали в наём квартиры.

После здание меняло хозяев. В 19 веке в доме проживали известные литераторы того времени, что и дало зданию второе название — «Литературный дом».

Во время Великой Отечественной войны часть здания была разрушена. После реконструирована.

В 2011 году, из-за аварийности, здание было снесено, а затем (2015 год) воссоздано с добавлением одного этажа и повторением советского фасада середины 20 века.

Сегодня в здании находятся коммерческие помещения и располагаются организации.

— с юго-восточной стороны моста, на углу Невского проспекта 41 и набережной реки Фонтанки 42, находится одно из самых прекрасных зданий на Невском проспекте — дворец Белосельских-Белозерских — бывший особняк и памятник архитектуры в стиле нового барокко.

Дворец был построен в 1847-1848 годах по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского.

С 1884 года дворцом владел великий князь Сергей Александрович — младший брат Александра III. Отсюда и второе название дворца — «Сергиевский».

В последующем дворец менял хозяев и его интерьеры изменялись.

Сегодня дворец Белосельских-Белозерских привлекает внимание ярким цветом, колоннами с капителями, архитектурными украшениями оконных проемов и большими фигурами на уровне первого этажа. Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии

Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Дворец является местом культуры — в его стенах находится музей, проводят экскурсии по сохранившимся интерьерам, а также концерты, конференции, презентации и фотосессии. Подробнее о дворце Белосельских-Белозерских…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: