Ярославль, успенский собор: история и фото

Адрес и часы служб

Многим паломникам и просто гостям города требуется информация о том, где находится Успенский собор (Ярославль). Адрес храма: Которосльная набережная, 2/1. Добраться в город из Москвы можно автобусами и поездами, отправляющимися с Ярославского вокзала.

В отличие от многих других церквей, службы в соборе проводятся каждый день. Утренняя литургия по будним дням начинается в 8:00 (а по выходным – она проводится дважды: в 7:00 и 9:30). Вечернее богослужение начинается в 17:00.

На долю этого славного храма выпало множество испытаний и разрушений. Они преследовали его всю долгую историю. Тем не менее сегодня собор остается прекрасным и величественным воплощением православной веры, а в его стенах, как и прежде, звучат искренние молитвы и торжественные песнопения, пробуждающие в прихожанах самые благие чувства и помыслы. А для паломников, посещающих Ярославль, Успенский собор становится самой главной точкой притяжения.

Успенский собор в Советские годы и в наши дни

Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.

Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания

Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания

В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.

В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.

В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.

Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.

Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора

Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.

Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор

Купола Успенского кафедрального собора

Сквозь молодую листву…

Белые стены и золотые купола

Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Колокола Успенского кафедрального собора

Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора

Иконостас Успенского кафедрального собора

Золотые купола Успенского собора

Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.

Успенский собор и Вечный огонь вечером

Успенский собор вечером

Купола Успенского собора

В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным

Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.

Зимним вечером

Белое и золотое

Второй собор

Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году

. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.

Древний Ярославль

Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени

. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополченияД.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юногоМихаила Романова .

Третий собор

В 40-х годах 17 века

по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.

Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г

.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метровКолокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.

Успенский собор в XIX веке

В тридцатых годах XIX века, благодаря щедрым пожертвованиям ярославских купцов, к южной стене храма была пристроена тёплая церковь, престол которой освятили в честь святых братьев – благочестивых князей Константина и Василия. Их мощи по-прежнему хранились в соборе и на протяжении многих веков влекли к себе паломников со всех концов России.

Примерно в те же годы над собором поднялась новая восьмигранная колокольня, сменившая прежнюю шатровую. Она была возведена по проекту архитектора А.И. Мельникова, украсившего своими работами многие российские города. Итогом трудов, придавших храму величественный и в то же время необычайно нарядный вид, стало нанесение на его купола позолоты, что в Ярославле прежде никогда не делалось.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом храме относятся к 30-ым годам 17 столетия. Известен он тем, что, согласно преданию, именно отсюда распространился известный пожар, который почти уничтожил Ярославль 10 июня 1658 года. Затем он перенес еще один пожар, но уже в 1670 году, пока наконец, в 1688 году не был возведен каменный храм вместо деревянного. В этом же году церковь была освящена в честь Благовещения. В 1708-1709 годах внутреннее пространство храма было расписано на евангельские сюжеты. В оформлении участвовали ярославские мастера под руководством Федора Игнатьева и Федора Федорова. Храм был закрыт в 1930-ом году, затем в нем располагался архив. В 1991 году он, наконец, был возвращен в РПЦ и в настоящее время является действующим.

Третий собор

В 40-х годах 17 века по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.

Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метров Колокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище 1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Фото и описание

Успенский собор в Ярославле в 18-20 вв. являлся кафедральным православным собором Ростово-Ярославской епархии. Он располагался на стрелке Волги и Которосли.

Успенский собор – это первый ярославский каменный храм. Его строительство было начато в 1215 г. по повелению князя ростовского Константина Всеволодовича на территории кремля. Храм торжественно освятили в 1219 г. как основной храм города и назвали по традиции в честь Успения Богоматери. В отличие от других храмов Северо-Восточной Руси он был возведен из кирпича, в убранстве же фасадов широко использовалась резьба по белому камню, двери украшала золоченая медь, а пол устилала разноцветная майоликовая плитка.

Ансамбль этого шестистолпного собора с высокой колокольней был точь-в-точь повторён в начале 18 в. под Ярославлем в Великом.

В 1501 г. произошел пожар, и своды церкви обрушились. Во время расчистки завалов были найдены мощи князей Ярославля 13 в. – Константина и Василия Всеволодовичей. Потом они стали одной из главных соборных реликвий. К 1516 г. храм был отстроен заново, скорее всего, на месте предыдущего. Это был небольшой храм, стоящий на подклете с приделом «на полатях» в восточной части. Ближайшим ее аналогом можно считать собор Благовещения в Московском Кремле.

После 1605 г. в Успенском соборе начали составлять иллюстрированный синодик. В Смутное время, в 1612 г. митрополитом Кириллом здесь был благословлен на освободительный поход Дмитрий Пожарский.

По указу царя в 1642 г. было предписано разобрать Успенский собор по причине его обветшания и возвести новый каменный на другом месте. По указу сохранялся лишь погреб под церковью, где располагалась «зелейная и свинцовая казна». Но поскольку помещение это было сырым, то на основании стен верхнего яруса прежнего собора была построена казённая палата. В 1646 г. возвели и освятили одноэтажный собор с пятью главами с высокой 55-метровой колокольней.

Во второй половине 17 в. в Ярославле шло казённое строительство, в 1659 г. вышел царский указ о строительстве новой соборной церкви, поскольку прежняя не отличалась большими размерами и пострадала от пожара, произошедшего 10 июля 1658 г., когда сгорели многочисленные ярославские постройки. Собор выглядел как шестистолпное здание с пятью главами с каменными крыльцами с севера, запада и юга, которые были типичны для многих храмов Ярославля 17 в. Вместе с храмом заложили восьмигранную шатровую колокольню.

В пожаре 1670 г. храм довольно сильно пострадал, через несколько лет его выстроили заново. Здание имело кубическую византийскую форму и пять массивных глав. Интерьер Успенского собора расписали в 1671-1674 гг., роспись без обновления сохранялась до 1825 г.

В последующие двести лет храм подвергался нескольким перестройкам, наиболее значительные произошли после 1788 г., когда собор получил статус кафедрального по причине переноса в Ярославль центра епархии. В 1720-х гг. к собору была пристроена западная паперть, в конце 18 в. переделали крыльца, в 1832-1833 гг. пристроили теплую церковь к южной стене.

В 1832-1836 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова вместо старой была возведена новая колокольня, соборные купола в 1844 г. покрыли золотом, а в конце 19 в. расширили западную паперть.

В конце 19 в. в соборе было два престола: св. князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы. Под сводами собора были похоронены архиепископы Симеон, Павел и Леонид.

В 1918 г. Успенский собор пострадал в ходе антибольшевистского восстания. Частичную реставрацию храма провели осенью 1924 г. В 1922 г. храм отдали для нужд биржи труда, с 1930 по 1937 гг. здесь располагался склад зерна. 26 августа 1937г. собор взорвали, а на месте его разбили городской парк культуры.

26 октября 2004 г. заложили новый собор Успения Богоматери. Новый собор не похож на своего предшественника. Площадь, занимаемая храмом составляет 2 тыс. кв. м, вместимость собора – более 4000 человек, высота – 50 м до основания креста, высота колокольни – 70 м. В цоколе находится зал церковных соборов, трапезная палата, музей и покои архиерея.

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Первый собор

История Успенского собора начинается в эпоху управления ростово-владимирскими землями одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо — Константином, который получает Ярославль по отцовскому завещанию и занимается его развитием в качестве приложения к своим ростовским землям. Именно Константином Всеволодовичем в начале 13 века принимается решение о возведении первого Успенского собора около княжеского дворца на территории Рубленого города. Собор сразу же был построен как каменно-кирпичный, и становится главным городским храмовым сооружением.

История сквозь века

Храм получился необыкновенно величественным и красивым. Фасадные стены его украшала белокаменная резьба, полы были выложены майоликовыми плитами как разноцветный ковер, а в золоченой меди дверных покрытий отражалось солнце. Специально для этого храма пишется икона с образом Спаса, ставшая соборной святыней.

В драматический период 1238 года монголо-татарскими войсками хана Батыя храм был безжалостно разграблен, но само строение тогда уцелело.

Макет Рубленого города

Пережив трехвековые испытания, храм обрушился в самом начале 16 столетия в результате произошедшего пожара. После его обрушения, во время разбора многочисленных завалов обнаруживаются нетленные мощи Василия Всеволодовича и брата его Константина (второго и третьего ярославских князей), внуков первого Константина Всеволодовича, и, следовательно, правнуков Всеволода Большое Гнездо. 

Святые Василий и Константин Всеволодовичи

Эти не погибшие в пожаре и обретенные останки становятся основными святынями вновь отстроенного собора. Естественно, братья причисляются к лику святых, а верующие видят в пожаре, явившем скрытые на триста лет княжеские останки, божественное провидение.

Археологи неоднократно пытались определить местонахождение самого первого исторического собора, но многочисленные раскопки были безрезультатными.

Архитектура

Архитектура Успенского собора Ярославля повторяет кубическую форму и византийский стиль снесенного ранее храма, но в гораздо большем объеме.

  • Площадь храма – около 2 тыс. кв. метров;
  • высота до основания креста – почти 50 метров;
  • число одновременно присутствующих на службе – 4000 человек.

Над входом в Собор размещена икона Пресвятой Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Внешние белоснежные стены украшают цветные изразцы. Сверкающие на солнце семь куполов покрыты тонким слоем нитрита титана, являющегося сегодня достойной заменой позолоты в современной индустрии строительства. В просторном цокольном этаже находятся:

  • палата церковных соборов;
  • трапезный зал;
  • покои архиерея;
  • небольшой музей.

Вход в Успенский собор, Светлана Аубекерова

Как добраться до Успенского кафедрального собора

Собор расположен в Ярославле на Коротосльной набережной, 2/1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на Коротосльную набережную, которая и выведет к собору.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Успенского собора составляет 3,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

Пятый собор

Следующий храм, сооруженный в начале 70-х годов 17 столетия, имел форму византийского куба, который венчало пять крупных глав. Внутренние храмовые стены в этот же период были расписаны, и эта роспись сохранялась довольно долго.

Успенский собор, постройки 17 века

В дальнейшем этот собор несколько раз перестраивался, что связано с присвоением ему статуса кафедрального. Появлялись дополнительно пристроенные помещения. Расширялся храм за счет западной паперти, и за счет теплой церкви с Константино-Васильевским престолом, которая впоследствии объединяется с основным храмовым сооружением и т.д.

Ансамбль Ярославского кремля в конце 19 века

В 30-е годы 19 века старая, шатрового вида колокольня была заменена на новую, 70-метровую с арочным проездом, возведенную архитектором А.Мельниковым. А в 40-х годах соборные купола становятся золотыми. Это были первые в Ярославле купола, которые подверглись золотому покрытию.

Золотые купола собора

К началу 20 столетия собор имел прекрасный иконостас, состоящий из пяти ярусов, многочисленные редкие иконы в драгоценных окладах, престолы Успенский и Владимирский и т.д. В соборе имелись погребения известнейших архиепископов.

В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, когда практически уже был разрушен близлежащий Демидовский лицей, очень сильно пострадал и сам собор. Именно он был последним укрытием и оплотом восставших, сражающихся в нем до конца.

Разрушения после Ярославского восстания

Впоследствии руины Лицея разобрали, а собор после изъятия сокровищ церковной ризницы и небольшого ремонта стал функционировать как Биржа труда, затем как пошивочная мастерская, а впоследствии как зернохранилище.

В 1937 году это храмовое сооружение 17 века по идеологическим соображениям уничтожается при помощи взрывов. Колокольню разобрали еще в 1929 году. Вместо бывшего храма для культурного отдыха советских трудящихся разбивается территория городского Парка.

История собора

Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.

  1. В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
  2. В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
  3. В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
  4. После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
  5. В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
  6. А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.

Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.

Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.

Собор, ставший крепостью

Так бы служила эта святыня Богу, и разливался над волжскими просторами звон её колоколов, если бы не драматические события, захлестнувшие в 1917 году Россию и втянувшие в свой кровавый водоворот древний Ярославль. Успенский собор стал одной из их бесчисленных жертв. Свой первый удар он принял в июле 1918 года, когда в городе произошло выступление участников Белого движения, вошедшее в историю как Ярославский мятеж.

Несмотря на малочисленность, восставшие более двух недель удерживали в своих руках контроль над большей частью территории города и отчаянно оборонялись до тех пор, пока с фронта не были переброшены дополнительные силы «красных». Последним оплотом белогвардейцев стал собор, укрывший их в своих стенах и принявший на себя огонь вражеской артиллерии. Финал трагедии наступил 21 июля, когда погиб последний восставший. Тяжёлые раны в этом неравном бою получил и Успенский кафедральный собор. Ярославль отныне навсегда был лишён этой святыни, полуразрушенной и осквернённой большевиками.

В 1921 году в помещении храма, насчитывавшего к тому времени более семи столетий своей истории, разместили биржу труда, вытесненную оттуда через некоторое время зерновым складом. Конец же истории собора наступил 26 августа 1937 года, когда на волне одной из очередных антирелигиозных кампаний он был взорван. На месте храма новые хозяева жизни разбили парк культуры и отдыха.

Церковь Вознесения Господня

История возведения храма тесно связана с утверждением ярославского прихода. Существует «Сказание о построении Вознесения деревянной церкви» в 1679 году в стиле барокко по дороге на Углич.

Сейчас здесь проходит главная улица Ярославля. С 2010 года строения переданы православной церкви России, в них выполнены реставрационные работы, в том числе полностью восстановлены старинные купола церкви, открытые галереи.

Новый облик церкви создается по её виду в XVII веке. Появившиеся в XIX столетии шатры в форме колоколов, не восстанавливаются. Фрески Сретенской теплой церкви (осталась только трапезная), выполненные в XVIII столетии, хорошо сохранились и составляют уникальное внутреннее убранство церкви. К церковным реликвиям относятся серебряные кресты с мощами святых, частью камня Гроба Господня.

Адрес: ул. Лермонтова, 28 а.

Успенский собор в XIX веке

В тридцатых годах XIX века, благодаря щедрым пожертвованиям ярославских купцов, к южной стене храма была пристроена тёплая церковь, престол которой освятили в честь святых братьев – благочестивых князей Константина и Василия. Их мощи по-прежнему хранились в соборе и на протяжении многих веков влекли к себе паломников со всех концов России.

Примерно в те же годы над собором поднялась новая восьмигранная колокольня, сменившая прежнюю шатровую. Она была возведена по проекту архитектора А.И. Мельникова, украсившего своими работами многие российские города. Итогом трудов, придавших храму величественный и в то же время необычайно нарядный вид, стало нанесение на его купола позолоты, что в Ярославле прежде никогда не делалось.

Благое желание

В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.

Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.

Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.

Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.

Успенский собор в XIX веке

В тридцатых годах XIX века, благодаря щедрым пожертвованиям ярославских купцов, к южной стене храма была пристроена тёплая церковь, престол которой освятили в честь святых братьев – благочестивых князей Константина и Василия. Их мощи по-прежнему хранились в соборе и на протяжении многих веков влекли к себе паломников со всех концов России.

Примерно в те же годы над собором поднялась новая восьмигранная колокольня, сменившая прежнюю шатровую. Она была возведена по проекту архитектора А.И. Мельникова, украсившего своими работами многие российские города. Итогом трудов, придавших храму величественный и в то же время необычайно нарядный вид, стало нанесение на его купола позолоты, что в Ярославле прежде никогда не делалось.

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Первый собор

История Успенского собора начинается в эпоху управления ростово-владимирскими землями одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо — Константином

, который получает Ярославль по отцовскому завещанию и занимается его развитием в качестве приложения к своим ростовским землям. Именно Константином Всеволодовичемв начале 13 века принимается решение о возведении первого Успенского собора около княжеского дворца на территории Рубленого города. Собор сразу же был построен как каменно-кирпичный, и становится главным городским храмовым сооружением.

История сквозь века

Храм получился необыкновенно величественным и красивым. Фасадные стены его украшала белокаменная резьба

, полы были выложенымайоликовыми плитами как разноцветный ковер, а взолоченой меди дверных покрытий отражалось солнце. Специально для этого храма пишется икона с образомСпаса , ставшая соборной святыней.

В драматический период 1238 года монголо-татарскими войсками хана Батыя храм был безжалостно разграблен, но само строение тогда уцелело.

Макет Рубленого города

Пережив трехвековые испытания, храм обрушился в самом начале 16 столетия

в результате произошедшего пожара. После его обрушения, во время разбора многочисленных завалов обнаруживаются нетленные мощиВасилия Всеволодовича и брата егоКонстантина (второго и третьего ярославских князей), внуков первого Константина Всеволодовича, и, следовательно, правнуков Всеволода Большое Гнездо.

Святые Василий и Константин Всеволодовичи

Эти не погибшие в пожаре и обретенные останки становятся основными святынями вновь отстроенного собора. Естественно, братья причисляются к лику святых, а верующие видят в пожаре, явившем скрытые на триста лет княжеские останки, божественное провидение.

Археологи неоднократно пытались определить местонахождение самого первого исторического собора, но многочисленные раскопки были безрезультатными.

Шестой собор

К концу 90-х годов

прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизник 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.

Современный собор на территории Стрелки

Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов

), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.

Новый пятидесятиметровый

Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.

Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»

В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола

размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.

Колокола Успенского собора

Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.

Внутреннее убранство

Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Ради чего стоит побывать в храме

Собор возвышается в живописном местечке у слияния Волги и ее притока, озаряя голубое ярославское небо золотым сиянием куполов. Архитектурной формой и стилистикой храм повторяет ранее снесенное строение, но в гораздо большем масштабе

Внутри привлекает внимание досконально воссозданный интерьер, величественная иконная роспись и 50-метровый центральный купол. Пока внутри храма довольно аскетично, но в ближайшем будущем должны начаться работы по росписи, которая будет выполнена в едином среднерусском волжском стиле

Уже сейчас здесь стоит побывать ради нескольких почитаемых святынь: списка Ярославской иконы Богоматери и мощей святых князей Василия и Константина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: