Благовещенский собор в казанском кремле

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=msLaM7XQV48Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Соборная площадь Московского Кремля. Фильм 3. Благовещенский собор (https://www.youtube.com/watch?v=msLaM7XQV48)

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Собор в советское время

В сентябре 1918 г. Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой — «Город не жалеть», — писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода — все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 −84 гг., незадолго до перестройки.

В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей — закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — Казанский собор Богородицкого монастыря.

Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

2 января 1922 года был издан декрет о ликвидации церковного имущества, в марте 1922 года Совнарком ТАССР создал комиссию по изъятию монастырских и церковных ценностей в составе А. А. Денисова (председатель), А. П. Галактионова и Г. С. Гордеева.

Часть икон, изъятых из казанских храмов, составила основу отдела древнерусского искусства в Казанском губернском музее (ныне Национальный музей республики Татарстан) из ризницы Благовещенского собора в музей забрали 85 предметов, уцелевших после разорения собора в первые годы советской власти.

В 1920 году власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 году некоторое время ещё действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома, В 1922 году уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор ещё долгое время находилась на 3 метра выше земли. В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 года Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года. Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 года нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

В 1977—1984 гг. была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841 года, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 году центральный купол позолотили.

После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объём здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI веку также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок.

Казанский собор в Москве: история святого места

25 лет назад в Москве открыли восстановленный Казанский собор, который построили в честь изгнания поляков из Москвы. Храм, возведенный в XVII веке, был одной из важнейших столичных церквей, а его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве, сообщает корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.

Неспокойное место. На углу Никольской и Красной площади всегда толпился народ. Однако если сейчас люди идут к храму, то в советское время здесь стояли к автоматам с газировкой.

«На месте здания, где сейчас церковная лавка, стояли телефонные автоматы, дальше – туалет, и чередой стояли автоматы по выдаче воды», – говорит московский экскурсовод Мария Антоненко.

Московский гид Мария Антоненко здесь надолго останавливает группу: место богато на исторические события. Казанский собор на Красной площади построил Дмитрий Пожарский еще в XVII веке в благодарность образу Казанской Божьей матери за помощь в освобождении Москвы от поляков.

«Когда в Новгороде было сформировано ополчение Мининым и Пожарским, оно двинулось на Москву и имело с собой взятый из Казани чудотворный образ пресвятой Богородицы. Фактически этот образ воодушевлял русских ратников на освобождение России и ее столицы Москвы от иноземцев», – говорит клирик Казанского собора, протодьякон Константин Лаптев.

4 ноября 1612 года по новому стилю поляки бежали. Чудотворную икону сначала хранили здесь, позже вернули в Казань. Однако собор так и остался одним из самых значимых в Москве. Поэтому и те, кто покушался на столицу, в первую очередь пытались осквернить именно эту святыню.

«В этой церкви Кутузов получал благословение, когда отправлялся в свой поход на Бородинское поле. И когда французы вошли в Москву, эту церковь превратили в конюшню: французы даже внесли труп лошади», – говорит экскурсовод.

Уничтожить храм французы не смогли. Это сделали при советской власти. В 1936 году собор снесли до основания. Однако на святом месте ничто не приживалось. 60 лет здесь павильоны сменяли летние кафе, вместо них появлялись фонтаны, потом – телефонные будки, автоматы с газировкой. Дошли даже до общественных туалетов. Одумались уже в 1990-е. В 1993 году храм возродили. По старым чертежам его удалось воссоздать точь-в-точь.

«Первую неделю храм был оцеплен «ОМОНом». Из-за наплыва людей пускали партиями, стояла очередь. И что интересно, сюда в 1990-е годы приходили пожилые люди, которые жили когда-то на Никольской улице и помнили старый храм», – говорит клирик собора.

Они же принесли осколок иконы. Это единственное, что осталось от древнего собора. Верующие нашли его на месте развалов церкви и все годы советской власти охраняли святыню. Теперь перед ней молится весь мир.

«Иногда выходишь, храм полон китайцев, других людей. Они не понимают, но нужно так служить, чтобы сердца коснулось. Тогда наша задача выполнена», – говорит Лаптев.

Икона Божьей Матери, хоть и старинная, но не из святого списка. Однако на чудотворность образа это никак не влияет: под ней сотни подношений верующих, которым помогла икона.

ХРАМ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В 1995 году закончился «советско-утилитарный» сюжет истории Благовещенского собора. Он оказался довольно долгим и тянулся около семидесяти лет. После этого собору потребовался серьезный ремонт, и лишь в первое десятилетие XXI века молитва вернулась в стены храма.

Реставрационные работы интерьера собора

Музейные храмы, в которых проводятся богослужения, — не редкость в наше время. Благовещенский собор Казанского кремля — из их числа. Хорошо ли это, плохо ли? Однозначных ответов на этот вопрос не существует, тут слишком много привходящих обстоятельств (не последнее из которых — финансирование), но одно сказать можно наверняка — в любом случае, по сравнению с советской эпохой это очевидное улучшение.

Восстановление Благовещенского собора

До конца 1970-х годов Благовещенский собор вообще мало походил на православный храм, оставаясь без глав и ряда архитектурных элементов, уничтоженных в богоборческие годы. Внутреннее пространство собора перегородили четырьмя ярусами перекрытий, приспособив для более удобной деятельности Государственного архива республики. Кажется, о каких-то кардинальных изменениях бытия православного храма тогда никто не думал, но экстерьер решили все-таки привести в порядок — в мирную и как бы культурную эпоху, каковой представлялись 1970-е, содержать в таком виде известный исторический памятник было уже просто неприлично. В 1978 году появился проект «фрагментарной» реставрации, и уже спустя год храм наконец-то вернул себе пятиглавие.

Освящение собора, 2005 год.

Но лишь в 1990-е годы оказалось возможным сделать решительные шаги к восстановлению исторической справедливости. В 1995 году тогдашний президент Татарстана М. Шаймиев специальным указом включил Благовещенский собор в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». К 1997 году последние работники Госархива покинули храм, и в нем начались ремонтные работы. Восемь лет понадобилось для того, чтобы привести собор в порядок — как снаружи, так и внутри. Были восстановлены утраченные элементы экстерьера, отреставрированы фрески, воссозданы иконостас и прочие элементы церковного убранства.

Патриарх Алексий II в Благовещенском соборе, 21 июля 2005 год.

Торжества, связанные с открытием возрожденного Благовещенского собора и его освящением, состоялись летом 2005 года — в атмосфере сплошных юбилеев, накрывших столицу Татарстана в том году: мы имеем в виду 1000-летие города и 450-летие учреждения Казанской епархии. Храм оставался собственностью музея, но в нем возобновлялись богослужения. 19 июля 2005 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил кремлевский собор. Спустя два дня, 21 июля, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в нем первую с 1920-х годов литургию. В ходе торжеств Патриарх и президент Татарстана произнесли речи. М. Шаймиев, в частности, пожелал храму, чтобы его больше никогда не коснулись «разрушительные ветры социальных потрясений, а благая весть, ниспосланная более двух тысяч лет назад человечеству, всегда пребывала с прихожанами Благовещенского собора…»

Архитектура

Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.

Вход в храм украшают каменные резные порталы. Северный и западный созданы итальянскими резчиками: дверной проём обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России высоким иконостасом. Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

  • Фотография Николая Найдёнова 1882 года
  • Крест с частью Животворящего Древа и камнем от Гроба Господня, изготовленный в 1621 году (известен как «ковчег князя Ивана Хворостинина»)
  • Богоматерь Одигитрия. Византия, XIV век. Из пядничного ряда центрального иконостаса
  • Святые Константин и Елена. Фреска, 1547—1551, роспись юго-восточного столпа
  • Роспись сводов, 2020 год
  • Северный портал
  • Иконостас, 2020 год
  • Внутренний вид собора, 2012 год
  • Внутренний вид собора до реставрации Фёдора Рихтера на картине Степана Шухвостова «Обедня в московском Благовещенском соборе», 1857 год. Третьяковская галерея

ПСКОВСКАЯ РАБОТА

В феврале 1555 года, после завоевания Иваном VI Казани, на Соборе рус­ских архипастырей митрополит Макарий поставил в архиепископы Казанские настоятеля Свято-Троицкого Селижаровского монастыря игумена Гурия. Судя по всему, тут не обошлось без царского указания, хотя, согласно историческим сви­детельствам, выбор производился по жребию из четырех кандидатов. В помощники святителю Гурию на­значались архимандрит Герман и игумен Варсонофий, бывшие на­стоятели Старицкой и Пешношской обителей. В конце мая нового архи­пастыря провожали в Москве царь, митрополит Макарий и все москов­ское духовенство и боярство. В июле Гурий прибыл к месту своего служе­ния.

Святитель Гурий Казанский

Главной заботой святителя на пер­вых порах было устроение достойно­го кафедрального собора. Царская помощь не заставила себя долго ждать — в декабре 1555 года последо­вал указ Иоанна IV направить в Казань двести мастеров, восемьдесят из них занялись соборным хра­мом. В 1556 году состоялась закладка собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Работы ве­лись под руководством Постника Яковлева, который являет­ся одним из двух авторов собора Ва­силия Блаженного в Москве. В каче­стве образца предлагалось равняться на Успенский собор Московского Кремля — тем самым определялось значение нового соборного храма для покоренных земель. Камень до­бывался на противоположном берегу Волги. В 1562 году собор был готов, и 15 августа архиепископ Гурий освя­тил его.

Иван Ширяй и Посник Яковлев, строители Благовещенского собора

Казанский Благовещенский собор повидал на своем веку многое — и пожары, и эпидемии, и военные действия. Он пережил многочисленные перестройки. В его стенах неизменно бывали все знаменитости, посещавшие Казань. Наконец, в прошлом веке храм оказался на краю гибели, но чудесным образом был спасен.

Успенский собор Московского Кремля

Изначально Благовещенский собор представлял собой классический крестово-купольный храм с пятиглавием и двумя приделами. Видимо, вскоре после завершения строительства он обзавелся деревянной колокольней. Спустя несколько десятилетий на этом месте встала каменная пятиярусная колокольня, вызывавшая неизменное восхищение у тех, кто о ней писал. В нижнем ярусе ее находился самый большой колокол Казани — весом около 25 тонн.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.

Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Сокровища ризницы

Каких только святынь и уникальных артефактов не было в ризнице собора. Здесь хранились расшитые золотом и серебром облачения архиереев, церковные сосуды из благородных металлов; рукописные старинные Евангелия, включая и книгу Нового Завета в золотом с алмазами окладе. Было здесь и колоссальное по размерам Евангелие, весившее 80 кг, которое использовали только раз в год, в Пасхальные праздники.

Литургии в соборе совершались на древних холщевых платах с библейскими изображениями. В священных ритуалах использовали серебряный ковш и чашу, пожалованные Благовещенскому собору царской семьей. Эти и другие драгоценные вклады и подарки влиятельных людей и представителей монархии хранились в ризнице. Все это «хозяйство» было прекрасно и неповторимо, сделано искусными мастерами на высочайшем уровне качества, с использованием золота и серебра, алмазов, жемчугов, изумрудов. В те времена вес полного архиерейского облачения доходил до 40 кг.

В 1919 г. над сокровищами ризницы нависла серьезная опасность. Представители Советской власти обнаружили их и уже намеревались изъять, одновременно упразднив ризницу как наследие царского режима. И только усилиями казанских историков ее удалось сохранить, а артефакты передать музею. Тем не менее, впоследствии львиная доля сокровищ бесследно исчезла.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Экскурсии

По историческим данным, в стенах собора побывало множество известных людей – практически все великие личности, когда-либо посещавшие Казань. под его сводами молились князья, монархи, известные художники, литераторы, музыканты. Здесь бывали Пушкин, Радищев, Немирович-Данченко, Шаляпин, Рахманинов. Туристы, прибывающие в Татарстан, непременно включают посещение Благовещенского собора в свою экскурсионную программу. Здесь покоятся крупнейшие иерархи православной церкви; аскетичная келья Святого Гурия сохранила свидетельства его трудной, полной ограничений жизни.

Экскурсии по собору – прекрасная возможность за короткое время увидеть мощный пласт отечественной истории и культуры; узнать больше о сложных для России временах, когда были утеряны ценнейшие сокровища ризницы. Знакомство с собором заставляет задуматься об ответственности перед будущими поколениями и о том, что последователи разных религиозных конфессий могут и должны жить в мире и согласии. Совсем недалеко от Казанского собора находится Кул-Шариф – крупнейший исламский храм в Татарстане. Это говорит о том, что Россия велика и в ней найдется место для людей различного вероисповедания. Лишь бы все они стремились к миру и согласию.

Адрес: Россия, Республика Татарстан, Казань, проезд Шейкмана, Кремль.

Карта расположения:

Дворцовая (Введенская) церковь

  Президентский дворец

Похожие публикации:

Комплекс Пушечный двор

Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п…

Церковь Николы-Ратного

Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене…

«Кремлевская» набережная

В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г…

Памятник меценату Асгату Галимзянову

Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности …

Казанский кремль

Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р…

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: