Казанский иоанно-предтеченский мужской монастырь

Умение довольствовать малым

Существует легенда, согласно которой Иоанн Предтеча, родоначальник всех монастырей, завещал всем обителям, названным его именем, нищую долю и судьбу довольствоваться самым необходимым. Так и случилось – по крайней мере, монахи в центре Казани живут очень бедно, едва сводят концы с концами. И так было всегда, не только в наше время.

В середине XVIII в. к монастырю было прикреплено меньше сотни крестьян. Реформа 1764 г. едва не упразднила обитель, и архиепископу Луцек-Григоровичу стоило неимоверных усилий отстоять ее. Правда, государственное финансирование прекратилось, и монахам пришлось перейти на самоокупаемость. Настоятелями монастыря во все времена были выдающиеся высокообразованные люди. Архимандрит Иакинф, затем архимандрит Даниил – оба ученые-китаеведы. Большим авторитетом среди верующих пользовался настоятель Экзакустодиан, сумевший договориться с купцами о благотворительных взносах на строительства нового корпуса.

Казанский собор после 1917 года

Казанская площадь, 1984 г.

Некоторое время после октябрьской революции администрация храма ещё продолжала развивать свою религиозную деятельность. В самом начале 1918 года настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский планировал устроить здесь пещерный храм имени святого Гермогена, который должен был бы повторить темницу Чудова монастыря в Москве, где погиб святитель Гермоген.

Но весьма скоро политика советской власти по отношению к церкви привела к тому, что о её развитии не могло быть и речи. Наоборот, количество прихожан сокращалось. Как отмечалось в 1924 году, в праздник Казанской иконы в соборе было всего лишь 60 человек, преимущественно старух. Из-за резкого уменьшения численности прихода сокращались и пожертвования. У причта не хватало денег на содержание здания.

Весной 1924 года советское правительство озаботилось состоянием архитектурных памятников, к которым продолжал причисляться и Казанский собор. Тогда выявилось плохое состояние кровли здания, которое 23 сентября дополнилось водой в подвалах из-за разрушительного наводнения. Последующие реставрацию стен и интерьеров собора проводили архитекторы А. П. Аплаксин, А. А. Парланд, художники Н. А. Бруни, Э. К. Липгард.

В апреле 1932 года Казанский собор был закрыт для верующих. По ходатайству Академии наук СССР в Казанском соборе начались работы по устройству к XV годовщине Октября первого музея по истории религии и атеизма . Казанскую икону Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор, другие ценные иконы, живописные полотна и церковную утварь — в Русский музей. В храме остались только «Тайная вечеря» С. А. Бессонова на своде алтаря, а также работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. С. Щукина и Ф. И. Ясненко, а также картина Ф. Алексеева над могилой Кутузова. Крест купола заменили на шар с пикой. Открытие музея не состоялось вовремя, произошло 15 ноября. К осени 1933 года здание получило художественную подсветку.

Казанский собор, 2008 г.

Осенью 1941 года у колоннады храма была устроена выставка «Военное прошлое русского народа». Музей атеизма временно закрылся, его место заняла выставка «Отечественная война 1812 года», проработавшая всю войну. В подвале здания разместился один из отделов штаба Ленинградского фронта. Во время блокады в Казанский собор попало три снаряда, купол и крыша насчитывали более 1600 пробоин. В 1951 году начался его капитальный ремонт под руководством Я. А. Казакова. Работы в интерьерах проводились в 1952-1956 годах, фасады ремонтировались в 1964-1968 годах.

6 января 1990 года впервые в практике отечественного телевидения из Казанского собора была проведена прямая трансляция Рождественского всенощного бдения. Подобные Рождественские и Пасхальные телетрансляции теперь проводятся ежегодно.

С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений, ему возвращена Казанская икона Божией Матери. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. 6 апреля 1998 года Казанскому собору «вернули голос», на его звоннице установили отлитый на Балтийском заводе колокол. В 2000 году Казанский собор стал главным кафедральным храмом Петербурга, сюда вернули Казанскую икону. Музеи истории религии переехал в здание на Почтамтской улице. К 2003 году (300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского завода отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

Наружные барельефы

Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.

Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.

С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.

Как возник монастырь

Обитель основал в 1567 г. святитель Казанский Герман. Поначалу он использовался как подворье Свияжского Успенского монастыря и не имел своего настоятеля первые сорок лет существования. И только в 1594 г. подворье по указу царя Федора Иоанновича получило самостоятельный статус. Первые постройки были полностью деревянными, и в середине XVII в. монастырь сгорел при пожаре. Новые капитальные строения из камня возникли на монастырском подворье, благодаря финансовой поддержке богатого купца Федорова-Антипина, проживавшего неподалеку. В 1652 г. вновь отстроенный кирпичный монастырь освятил Казанский митрополит.

В самом сердце древнего города появился уникальный архитектурный ансамбль, в который входили холодный трехшатровый храм Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами и вторая церковь Введения Пресвятой Богородицы, теплая, пятиглавая. Это была домовая церковь с кельями для монахов и настоятеля. Проживали они на самом верху, под крышей; на втором этаже вели службы, внизу готовили и принимали пищу. Периметр монастыря окружала ограда, у ворот которой был надвратный храм.

Правила посещения монастыря

Чтобы не попасть в неудобное положение, нужно знать основные правила поведения в монастыре.

  • Обращаясь к священнослужителю с вопросом или просьбой, ладони рук складываются крестообразно. Данный жест говорит о приветствии, доверии к служителю церкви, покорности и послушании. Отвечая на вопрос, священник именем Христа благословляет вопрошающего.
  • Решение каких-либо вопросов о духовной жизни нужно задавать священнику, имеющему на то благословение, а не первому встретившемуся монаху.
  • Руководитель туристической группы получает благословение на проведение экскурсии.
  • Посетить монастырские трапезные можно за деньги, бесплатно – бедным или нуждающимся людям по благословению настоятеля. Во время обеда читается житие святых, что является продолжением службы. До окончания чтения из-за стола вставать нельзя.
  • Одежда светских людей должна соответствовать правилам жизни обители. Женщинам не стоит надевать брюки. Юбка, закрывающая колени или в пол подойдет для похода в монастырь. Голова, шея, плечи покрываются платком, одеждой.
  • Мужчинам не подобает быть в спортивном костюме, шортах, одежде с коротким рукавом. Переступая порог обители, головной убор снимается. В праздничные дни рекомендована красивая нарядная одежда
  • Входя на территорию монастыря, нужно отключить мобильный телефон. А еще лучше оставить его дома. Здесь принято держать связь с Богом, и хоть на время отойти от мирских дел.
  • По общепринятым законам, фотографирование в храме во время службы запрещается. Это мешает окружающим людям.
  • Войти в храм помолиться можно в любое время, только на ночь двери закрываются. Но самое сильное действо происходит во время службы, когда все присутствующие обращены в едином порыве «Господи помилуй».
  • При входе в церковь, прикладывания к иконам, мощам рекомендованы поясные поклоны.
  • Ставить свечи в храме и покупать монастырскую продукцию совсем не обязательно. Если свеча ставится, то произносится молитва, покаяние. Средства, затраченные при покупке на территории монастыря, являются пожертвованиями на нужды обители.

Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск

Описание Иоанно-Предтеченского монастыря в г. Свияжск

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь — древний монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне — подворье мужского Свияжского Успенского монастыря (обе обители находятся на острове Свияжск в 30 км от Казани).

Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Пожар 1795 г. полностью уничтожил строения монастыря, и его перенесли на место упразднённого по реформе 1764 г. мужского Троице-Сергиева монастыря (самый древний в Среднем Поволжье — основан в 1551 г.). С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц — это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.

Закрыт в 1919 г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.

Архитектурный ансамбль обители сохранился достаточно хорошо. Он включает как сооружения, оставшиеся ещё от Троице-Сергиева монастыря, так и постройки периода XIX — начала XX в.

Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье — Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска. Он имеет уникальную культурную и историческую ценность как один из нескольких древнейших деревянных храмов России. Правда, облик его частично изменился в ходе перестроек XIX века: храм перестал быть шатровым, получил новую железную кровлю и главу, а также тёсовое покрытие. Интерьер был сильно искажён в советское время — вывезены иконы XVI — XVII вв., однако сама конструкция резного иконостаса сохранилась.

Второй по времени храм монастыря — каменный, во имя преп. Сергия Радонежского, 1604 г. Это одноглавая церковь с пристроенной чуть позже невысокой колокольней. Внутри представляет собой редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти, справа от входа, хорошо сохранился большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска современна самому храму и вызывает большой интерес искусствоведов: это точная, но сильно увеличенная и перенесённая на стену копия «Троицы» Андрея Рублёва.

Третий храм — собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1898 — 1906 гг., росписи 1914 г., архитектор Ф. Малиновский). Это самый большой и самый поздний храм Свияжска — монументальное, многокупольное краснокирпичное сооружение в т. н. Русско-византийском стиле.

Сохранилась также башня-часовня 1901 г. (ныне освящена в честь свв. Царственных Страстотерпцев) и ряд жилых и хозяйственных построек монастыря 1820-х — 30-х и 1890-х годов.

Адрес Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, о. Свияжск. Проезд: от речного вокзала Казани до прист. «Свияжск» (не путатать с ж/д станцией «Свияжск», она не имеет с островом никакой связи). В 2007 г. открыта 8-километровая дамба, связавшая остров с материком, что позволяет добраться до него на машине.

Паломнические поездки к Иоанно-Предтеченскому монастырю в г. Свияжск

  • Поездка из Саратова в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Энгельса в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Казани в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Дмитрова в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Коломны в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Москвы в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
  • Поездка из Екатеринбурга в Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск

Время разорения и восстановления

После революции 1917 года монастырь официально закрыли в 1919 году, но фактически до 1929 года здесь велись богослужения, после чего все храмы, кроме Сретенской церкви, были снесены.

  • С 1930 года в святых стенах церкви Сретения Господнего был склад для хранения зерна.
  • В 1940 году разобрали колокольню и церковь Иоанна Воина на кирпичи.
  • Полуразваленное помещение было возвращено православной Церкви в 1989 году, в настоящее время это соборная монастырская церковь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи.
  • К 1993 году на территории монастыря жило несколько послушников в поистине спартанских условиях, без тепла, света, под постоянной угрозой местных хулиганов.

Усилиями отца Василия (Ценько) и помощи благодетелей началось восстановление. Купола покрыли оцинкованным железом, возвели колокольню, построили котельную и складские помещения. В еще пахнущую свежими красками, которыми расписывали внутренние стены, церковь на богослужения стали приходить люди.


Внутреннее убранство монастыря

22 февраля 1995 года монашеская жизнь получила шанс на второе рождение в Иоанно-Предтеченской мужской обители.

В 1996 году было совершено первое за много лет служение по монашескому постригу.

Следующие 5 лет братия под руководством настоятеля отца Иосифа основное внимание уделяла благотворительности, помогая нищим и больным, хотя сам монастырь нужно было достраивать. До 2001 года в обители установили иконостас, украшенный резным деревом, а с приходом в этом году настоятеля иеромонаха Петра (Барбашова) появилось пусть временное, но ограждение монастырской территории, закрывшее вход для нежелательных гостей

До 2001 года в обители установили иконостас, украшенный резным деревом, а с приходом в этом году настоятеля иеромонаха Петра (Барбашова) появилось пусть временное, но ограждение монастырской территории, закрывшее вход для нежелательных гостей.

За несколько лет монастырь Иоанна Предтечи в Астрахани было не узнать, его окружали стены из кирпича, были построены хозяйственные и жилые здания, но в настоятельском доме продолжали жить миряне со своим мировоззрением и привычками.

Интересно! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ осенью 2002 года посетил астраханскую святыню, после чего восстановление пошло намного быстрее.

К концу 2006 года астраханцы любовались сиянием золотых куполов, покрывающих главы храмов обители Иоанна Предтечи.

Внутреннее убранство

В начале XX столетия храм имел в своем распоряжении материальные и духовные сокровища. Богатое убранство внутренних помещений, роспись, древние святыни украшали Иоанна-Предтечинский монастырь.

Все величие утрачено во времена советского правления. В период восстановления внутренние стены расписали в академическом стиле священными изображениями.

В идентичной манере выполнены иконы, расположенные на центральном трехъярусном иконостасе.


Пол зала выложен плиткой. Люстра со свечами в 4 яруса спускается с купола, освещая солею. В каждом пределе установлен свой иконостас в 2 яруса. Зеленые оттенки росписи создают спокойствие и умиротворение.

Пожар и гибель построек

В 1756 г. по велению государыни в теплую церковь обители доставили и установили икону с фрагментом мощей святителя Германа. позднее этот образ стал единственной святыней монастыря, уцелевшей после пожара 1815 года, когда в Казани сгорело более тысячи домов. Погибли документальные архивы обители и большое количество имущества; уцелело лишь внутреннее убранство теплой церкви с иконой. В конце 20-х годов XIX в. монастырь восстановили и заново освятили.

До наших дней в первозданном виде дошла лишь Введенская пятикупольная церковь с традиционным для того времени оформлением фасадов и одноярусная колокольная с тремя рядами кокошников. Монастырю судьба уготовила немало испытаний, в результате которых главная церковь (Иоанно-Предтеченская) не сохранилась.

Архитектурная ценность этого храма была очень высокой; своей трехшатровой формой он напоминал Успенскую церковь в Угличе. В XIX в. храм сильно обветшал, его сломали и построили новый в 90-х годах, но и тот снесли через сорок лет. Не помогли даже многочисленные просьбы прихожан, просивших сохранить здание с такой необычной архитектурой. Несмотря на ряд изменений, произошедших в облике монастыря в разные периоды его существования, он по-прежнему остается ценным, заслуживающим внимания архитектурным ансамблем в центре столицы Татарстана.

Экскурсии

Раифа, Свияжск, Вселенский храм
Яркая палитра красок на холсте среднерусской природы
Продолжительность: 7 часов
За один день вы увидите самые выдающиеся достопримечательности в окрестностях Казани: посетите Раифский монастырь, полюбуетесь красивой природой заповедника, познакомитесь с необычным храмом всех религий, узнаете о личности его основателя и побываете в дивном Свияжске, где черпают вдохновение многие творческие люди.
Цена: 11580 руб. за экскурсию
Подробнее…

Гид
Лариса
Все экскурсии гида

Свияжск, Раифский монастырь и Храм всех религий
Культовые религиозные и исторические памятники в окрестностях Казани
Продолжительность: 8 часов
Остров-град, будто материализованный из сказки Пушкина, встретит вас белокаменными монастырскими стенами, деревянным кружевом домов и духовной атмосферой русского средневековья. В Раифском монастыре, укрывшемся среди заповедных сосновых лесов, вы познакомитесь с одним из самых величественных архитектурных ансамблей среднего Поволжья. А в завершение посетите Вселенский храм — неординарное сооружение, воплотившее идею о единении религий и общем пути к истинным духовным целям человечества.
Рейтинг: по 3 отзывам путешественников
Цена: 1100 руб. за человека
Подробнее…

Гид
Tripster
Все экскурсии гида

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: