Сергиев посад

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

Центр и улицы города

Проспект Красной Армии — центральная улица Сергиева Посада, именно эта улица выведет вас к главной достопримечательности — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Стоит отметить, что цент города полностью отреставрирован, дома покрашены, дорожное и тротуарное покрытия ровные, даже велодорожки встречаются. На то сказываются и близость к Москве, и сумасшедшая популярность города у туристов и паломников. Про окраины, думаю, все понятно, они такие же, как и во всех маленьких Русских городах.


Проспект Красной Армии


Проспект Красной Армии

Советская площадь и администрация города. По всему центру расставлены указатели.


Советская площадь и администрация города

В памятнике «защитникам Отечетсва» увековечены крестьяне-герои Никон Шилов и Петр Слоте, которые спасли монастырь во время польско-литовской войны, уничтожив ценой своей жизни вражеский подкоп под Пятницкой башней.


Памятник защитникам Троице-Сергиевой Лавры

Мемориал славы павшим в годы Великой Отечественной Войны. Мемориал был открыт на годовщину шестидесятилетия со Дня Победы над фашизмом. В 1977 году зажгли вечный огонь, привезенный из Москвы.


Мемориал славы павшим в годы ВОВ

Памятник Петру и Февронии Муромским установлен рядом с Келарским прудом в 2014 году.


Памятник Петру и Февронии Муромским

Тут же рядом «Дерево любви», на который молодожены вешают свадебные замочки.


Дерево любви в Сергиевом Посаде

Келарский пруд, так же, как и Белый служил защитой Лавры. Вообще вокруг монастыря было много запруд, усложнявших путь врага к стенам Лавры. Позже, некоторые пруды были спущены и осушены, а Келарский и Белый — приведены в надлежащий вид и теперь радуют туристов! Келарь — заведующий монастырским столом и съестными припасами (у пруда стояли амбары с мельничными жерновами). Не удивительно, что в советское время пруд пытались переименовать (в 1-й Общественный), безрезультатно.


Келарский пруд

Черные лебеди?


Келарский пруд

Келарский пруд соединен с речкой Кончура системой каналов. Нам повезло, мы были в спокойное время, хотя могли попасть и на масштабный разлив реки.


Плотина Келарского пруда


Келарский пруд соединяется с рекой Кончура

Внутреннее убранство храма

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают крестовые своды с пятью барабанами.

Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.

Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.

Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, Вселенские соборы), а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.

Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.

В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.

Главный алтарь имеет 2 придела:

  • великомученика Феодора Стратилата, покровительствующего царя Федора Иоанновича;
  • жены Бориса Годунова — мученицы Ирины.

Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.

История

Имя Сергия Радонежского неразрывно связано с историей обители. Великий подвижник перенес саму идею монастырского служения из Киевской Руси на север, в Московское княжество. Это поистине уникальное сооружение — лавра (Сергиев Посад). История его началась в 1337 году, когда Варфоломей (будущий Сергий) вместе со своим братом поселились северо-восточнее Покровского Хотькова монастыря в глухих местах, где принимали постриг их родители.

Позднее к мужчинам присоединились другие верующие, и в новом поселении очень скоро появился храм Святой Троицы, построенный из дерева, и некоторые хозяйственные постройки. Когда Варфоломей стал монахом Сергием, занявшим пост игумена, вокруг монастыря появился небольшой городок, который стал основой нынешнего Сергиева Посада.

Во время нашествия Едигея деревянный храм был разрушен, но уже в XV веке на этой земле появились первые каменные строения. Постепенно монастырь разрастался, и в 1744 году он получил статус лавры — высший в иерархии монастырей. После 1917 года монахи были выселены из обители, однако в 1946 году ее деятельность была возобновлена. В конце ХХ века уникальный комплекс пережил масштабную реконструкцию.

Служба в лавре (Сергиев Посад)

Согласно православному канону, монастыри не проводят обряды венчания, отпевания, крещения, но в лавре все желающие могут заказать заздравные и заупокойные молитвы за своих близких и родных.

Для паломников ежедневные службы проводятся в Троицком соборе: заутреня начинается в 5 часов, затем каждые 2 часа следуют акафисты преподобному Сергию. В праздничные дни дополнительную нагрузку на себя принимает Успенский собор. С 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя служба, а в 8:30 – Поздняя литургия. Во время Великого поста и на Пасху расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуют заранее уточнять информацию в справочной службе монастыря.

Как добраться из Москвы

Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы.

Сообщение с Москвой быстрое и удобное. Можно доехать:

  • на электричке
  • на автобусе
  • на такси или собственном авто

Теперь более подробно о каждом из способов.

1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — 1,5 часа. Поезда ходят часто, интервалы — 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи), на скорый поезд — от 250 руб.

Расписание пригородных поездов смотрите на rasp.yandex.ru

2) Автобусы до Сергиева Посада отправляются с автостанции «ВДНХ» (автобус № 338), м. «Ботанический сад» и от ст. м. «ВДНХ» (Пр. Мира, 146). Время в пути сопоставимо с электричкой (1,5 часа). Цена зависит от перевозчика (примерно 400-440 руб). Расписание автобусов смотрите здесь. 

3) На авто из Москвы до Сергиева Посада надо ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Поворот на 46-м км. Дорога занимает от 1 до 1,5 часов (в зависимости от пробок и начальной точки маршрута).

Bonus: Из Москвы есть интересная автомобильная экскурсия. В группе не более трех человек. Ссылка на гида: тут…

История создания

В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.

Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.

В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.

Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.

При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: