Каменная Зоя
Каменная Зоя.
285
Одна из городских легенд Самары рассказывает историю Зои Карнауховой. В канун
нового, 1956 года, девушка пришла на вечеринку, и, взяв в руки икону Николая
Угодника, стала с ней танцевать. На замечание друзей, что это грех, Зоя
ответила: «Если есть Бог, то пусть он меня накажет!» В тот же миг девушка
буквально окаменела с иконой в руках. Ни врачи, ни священники ничего не смогли
сделать – Зоя ни на что не реагировала и не двигалась с места. Только через 128
дней, на Пасху, завершилось «стояние Зои».
В свое время эта история вызвала большой резонанс. Уже в ХХI веке случай, который произошел с Зоей Карнауховой, лег в основу нескольких художественных произведений и был неоднократно экранизирован. А в Самаре туристам охотно показывают тот самый дом на улице Чкалова, где когда-то девушка неподвижно простояла несколько месяцев. В 2014 году это ветхое деревянное здание пострадало во время пожара. Перед строением установлена Часовня Святого Николая.
Адрес: Ул. Чкалова, 84, Самара, Россия.
Архитектура Дома со слонами
Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.
Дом со слонами со стороны входа
Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.
Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность.
Комната второго этажа
А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.
Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.
Скульптура девушки в саду
Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.
Вид из окна дачи на слонов и на Волгу
По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.
Слон дачи К.Головкина хранит свою тайну
Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.
Сцена Клуба «Водоканала» в бывшем зале Дома со слонами
Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.
В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.
Дача К.Головкина — в ожидании ремонта
Сегодня Дом со слонами, который продолжает находиться в собственности Водоканала, огражден забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание, к сожалению, продолжает разрушаться. В плачевном состоянии находятся и гигантские слоны, которых в 30-х гг. даже планировали взорвать.
Дача Петра Шихобалова
Год постройки: ∼ 1909 — 1915Архитектор: Федор ЛидвальСтиль: итальянский ренессанс
Последняя дача в нашем путешествии. Владелец ее — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, живший до революции в особняке Неронова. Том самом, на углу Пионерской и Алексея Толстого, где согласно мнению многих самарских краеведов, жила в эвакуации Светлана Аллилуева, дочь товарища Сталина.
Что касается дачи, то для нее Константин Головкин не жалеет эпитета «грандиозная». Определяет стиль постройки как итальянский ренессанс, а авторство приписывает известному петербургскому зодчему Федору Лидвалю. Имелась также спускающаяся к берегу Волги каменная лестница.
Дача Шихобалова на дореволюционной открытке
Дача Шихобалова на дореволюционной открытке
Территория дачи Шихобалова в советский период
Дача Шихобалова в советский период
С середины 1920-х годов на даче Шихобалова поочередно располагались Дом отдыха страхкассы профсоюзов, затем с 1933 года — санаторий имени Коминтерна, в 1939-1940-х годах — детдом для испанских детей, а в годы войны она перешла в собственность НКВД. Существует версия, что именно здесь, неподалеку от дачи Шихобалова, в 1941 году был, в числе других 25 «предателей родины», был расстрелян Филипп Голощекин. Старый уральский революционер, принимавший участие в расправе над царской семьей.
Фотография Павла Попова
Фото слева — источник
Жестокая рука реконструкторов хорошенько прошлась по даче Петра Шихобалова. От ее первоначального «грандиозного» вида практически ничего не осталось. Что любопытно, по соседству находилась и дача его брата Павла, мецената и страстного любителя живописи. Об этом говорит, например, объявление в одной из самарских газет : «Сдаются на лето три комнаты на даче Уклеина между дачами братьев Шихобаловых на Барбошиной поляне». Дальнейшая ее судьба, как и внешний вид увы неизвестны.
Совсем недавно и без того поредевшие ряды купеческих дач понесли невосполнимую потерю. Сгорел дом на 9-й просеке, предположительно принадлежавший купцу Луке Ясенкову. Сколько прекрасных образчиков деревянного зодчества сгорело в пожарах за этот век — сложно представить. Сколько дач было растащено на дрова и стройматериалы в тяжелые военные годы. Сколько было снесено за ненадобностью в советское время. Как выглядели эти дачи, мы уже никогда не узнаем.
От дореволюционной дачной архитектуры на волжских берегах осталось так немного, и каждое уцелевшее здание — на вес золота. Будем надеяться, что их количество уже никогда не уменьшиться.
Bonus-track №1
Те дачи, что не оставили после себя никакой графической памяти в виде фотографий или открыток, были проиллюстрированы нами проектами загородных домов из каталога 1911 года. Ознакомится с ним полностью можно здесь.
Bonus-track №2
Фильм из цикла «Самарская губерния. Страницы истории», посвященный Константину Головкину. Немалая роль в нем уделена и его знаменитой «Даче со слонами».
При работе над материалом использованы краеведческие записки Константина Головкина, материалы из блогов Павла Попова и Армена Арутюнова, информация из путеводителей по городу 1920-1930-х годов.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»
comments powered by HyperComments