Некоторые этапы истории скифов
Приход в Причерноморье
По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».
Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.
Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.
Скифы в Передней Азии
На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.
До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.
Что представляют собой артефакты пермского звериного стиля?
Большинство найденных предметов — это литые бронзовые пластины размером примерно с человеческую ладонь. Есть многочисленные свидетельства о фигурках из серебра и золота более высокого качества, которые массово переплавлялись или свозились ко двору Петра для дальнейшей отправки коллекционерам в Европу (подробности — далее). Выполнены методом плоского литья и, предположительно, женщинами — так как именно в женских захоронениях неоднократно находили формы для отливок.
Существует мнение, что это чисто культовые предметы, применявшиеся в неких ритуалах — в подтверждение этому приводится такой факт как отсутствие проушин и дырочек, которые позволяли бы носить их на себе. Однако само это наблюдение в корне неверно — как минимум половина найденных артефактов как раз имеет отверстия и проушины, в связи с чем другая часть исследователей определяет их как предметы быта (пряжки, бляшки, медальоны, подвески).
Характерные предметы пермского звериного стиля
Нередко фигурка имеет своеобразную прямоугольную или трапецевидную рамку (окантовку), как бы обрамляющую центральный образ.
Погребальные обряды
Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых зависела от социального положения погребенного. Социальное расслоение скифского общества, очевидно, было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Примерами «царских» курганов могут служить монументальные погребальные комплексы типа Аржан в Туве, Салбыкские курганы в Хакасии, Пазырык на Алтае, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане. Социальный фактор был порожден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V века до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального и военного лидерства.
Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, иногда в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий.
Погребенного, как правило, укладывали на спину, в вытянутом положении, реже, с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще погребенные обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и в других направлениях.
В ряде курганов вместо останков обнаруживается пепел, что указывает на традиции трупоположения, что характерно практически для всех культур эпохи раннего железного века. Значительно реже, чем трупоположение, встречается кремация на месте: сожжение деревянной гробницы вместе с покойным, что характерно главным образом для северо-причерноморской лесостепной зоны Там же известны отдельные захоронения с инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы. В ряде захоронений в Саяно-Алтае и Тариме тела были мумифицированы.
Человеческое погребение могло сопровождаться захоронением одного или нескольких взнузданных коней — в той же могиле или отдельно. В некоторых случаях обнаружены остатки колесниц. Кроме того, погребения знати часто содержали захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.
Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, погребальную пищу, в основном, это кости мелкого рогатого скота.
Инвентарь погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственно скифских типов, нередко включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики, изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчете на вкусы скифской знати.
дальнейшее чтение
- Боровка Г. Скифское искусство Образец Нью-Йорка 1967
- Шаррьер Г. Скифское искусство: ремесла ранних евразийских кочевников Alpine Fine Arts Collections Ltd, Нью-Йорк, 1979.
- Ридер Э. Д. (ред.) Скифское золото: сокровища древней Украины Abrams Inc, Нью-Йорк, 1999 г.
- Пиотровский, Б., Л. Галанина, Н. Грач Скифское искусство Файдон, Оксфорд и Аврора, Ленинград, 1987 г.
- Райс, Т. Т. Скифы Frederick A. Praeger, Inc., Нью-Йорк, 1957 г.
- Ролл Р. Die Welt der Skythen Бухер, Люцерн и Франкфурт, 1980
- Стоддерт, К. (ред.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1985 г.
- Уильямс, Дайфри; Огден, Джек, Греческое золото: украшения классического мира, Метрополитен-музей / Британский музей, 1994, ISBN , 9780714122021 (много предметов из скифских гробниц)
Где сделаны находки пермского звериного стиля и сколько их всего?
Все находки пермского звериного стиля сконцентрированы в следующих регионах: Верхнекамье, Чердынский район и Коми-пермяцкий округ. Большая часть находок (более 300 пластин) приходится именно на Верхнекамье.
Другие исследователи указывают более широкий район — от Камы и Вятки до верховьев Енисея (то есть это уже не только Урал, но и бОльшая часть территории Сибири). Подробная картографическая классификация находок с указанием точного места нахождения каждой до сих пор никем не сделана.
Доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), который строил свои исследования на доскональной работе с архивами и документами, в своих видео говорил о том, что еще при Петре Первом с территории Урала и Сибири чуть ли не тоннами вывозились в Европу некие древности. Подтверждением тому может быть упоминание о подобных фигурках в книге Николаса Витсена 1692 года «Северная и Восточная Тартария», где он описывал свое путешествие по России, а также в документах Фридриха Вебера начала XVIII века, который прямо пишет о фигурках людей и животных из «золота и бронзы» находимых на Урале и в Сибири и свозимых ко двору Петра — то есть уже тогда о них было прекрасно известно даже иностранным путешественникам.
Ровно о том же, но другими словами писал Александр Теплоухов (отец известного собирателя пермских древностей) — он указывал, что ежегодно в Вятку на переплавку свозилось до 30 пудов серебряных и 20 пудов золотых изделий (!) со всего региона (пуд = 16,38 кг, то есть годовой объем приближается к тонне). При этом «серебряные вещи, находимые в земле, — из хорошего серебра, лучше чем наше, оно лучше плавится и меньше чернеет на воздухе».
Можете представить себе масштаб этой «исчезнувшей цивилизации русского Урала и Сибири», если в год на переплавку отправлялось столько исторических ценностей? А наши историки продолжают убеждать общественность в том, что-де не найдено за Уралом ни городов, ни артефактов, и до XV здесь царила полнейшая дикость и беспросветное невежество.
То есть сегодня мы в действительности располагаем лишь крупицами той культуры и, возможно, далеко не самыми выдающимися — тем, что осталось «невостребованным» для переплавки и перепродажи. Именно поэтому большинство оставшихся артефактов бронзовые, а серебряные и золотые — большая редкость. Кстати, уровень изготовления серебряных и золотых предметов выше, так что можно предположить, что именно они были «изначальными», бронзовое же литье — это более поздние и простые копии с тех самых оригиналов.
Наследие скифов
Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.
Скифское общество и его упадок
Религиозные представления скифов
Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.
Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.
Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.
Общественная иерархия
В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.
К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.
Вторжение сарматов
Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.
Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.
Музеи
Золотые бляхи, изображающие воскрешение мертвого героя (сакская культура, V век до н.э., Эрмитаж).
Находки из важнейших захоронений кочевников остаются в странах, где они были найдены, или, по крайней мере, в столицах государств, в которых они находились, когда были найдены, так что многие находки из Украины и других стран бывшего Советский союз находятся в России. Западноевропейские и американские музеи имеют относительно небольшие коллекции, хотя были и международные выставки. Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это старейшее и лучшее собрание скифского искусства. Другие музеи, в том числе несколько местных в России, в Будапешт и Мишкольц в Венгрии, Киев в Украине Национальный музей Афганистана и в других местах имеют важные активы. В Скифское золото Выставка происходила из ряда украинских выставок, в том числе Музея исторических сокровищ Украины, Института археологии в Киеве и Государственного историко-археологического заповедника в г. Переяслав.
Музеи
Золотые доски, изображающие воскрешение мертвого богатыря (сакская культура, V век до нашей эры, Эрмитаж ).
Находки из наиболее важных захоронений кочевников остаются в странах, где они были найдены, или, по крайней мере, в столицах государств, в которых они находились, когда были найдены, поэтому многие находки из Украины и других стран бывшего Советского Союза находятся в России. . Западноевропейские и американские музеи имеют относительно небольшие коллекции, хотя были выставки, путешествующие по всему миру. Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это самое старое и лучшее собрание скифского искусства. Другие музеи, в том числе несколько местных в России, в Будапеште и Мишкольце в Венгрии, Киеве в Украине, Национальном музее Афганистана и других местах, имеют важные коллекции. Выставка « Скифское золото» стала частью ряда украинских выставок, в том числе Музея исторических сокровищ Украины, Института археологии в Киеве и Государственного историко-археологического заповедника в Переяславе .
Археология
Бронзовая доска культуры Ордоса , IV век до нашей эры; олень, атакованный волком
Курганы — это большие курганы, которые отчетливо видны на ландшафте, и значительная их часть была разграблена в разное время; у многих, возможно, никогда не было постоянного населения поблизости, которое могло бы охранять их. Чтобы противостоять этому, сокровища иногда хранились в секретных камерах под полом и в других местах, которые иногда избегали обнаружения до прибытия современных археологов, и многие из наиболее выдающихся находок происходят из таких камер в курганах, которые уже были частично ограблены.
В других местах опустынивание степи привело к тому, что некогда захороненные небольшие предметы оказались на поверхности эродированной земли, и, похоже, таким образом было найдено много бронзы Ордоса .
Русские исследователи впервые привезли Петру Великому скифские произведения искусства из скифских курганов в начале XVIII века. Эти работы составили основу собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая была настолько впечатлена материалом, извлеченным из курганов или курганов, что приказала провести систематическое изучение произведений. Однако это было задолго до развития современных археологических методов.
Пазырыкский ковер
Николай Веселовский (1848-1918) был русским археологом, специализирующимся на Центральной Азии, который в свое время руководил многими наиболее важными раскопками курганов. Одним из первых стоянок, обнаруженных современными археологами, были курганы Пазырык Улаганского района Республики Алтай , южнее Новосибирска . Название « пазырыкская культура» было связано с находками: пять крупных курганов и несколько более мелких курганов в период с 1925 по 1949 год, открытые в 1947 году русским археологом Сергеем Руденко ; Пазырык находится в Горном Алтае на юге Сибири. В курганах были предметы для загробной жизни. Обнаруженный знаменитый пазырыкский ковер — самый старый из сохранившихся восточных ковров с ворсом из шерсти.
Золотая корона. Сокровище Тиллиа тепе , Афганистан .
Огромные запасы «бактрийского золота», обнаруженные в Тилля-Тепе на севере Афганистана в 1978 году, происходят из окраин кочевого мира, и предметы отражают влияние многих культур к югу от степей, а также степного искусства. Шесть захоронений относятся к началу I века нашей эры ( среди находок — монета Тиберия ), и хотя их культурный контекст неизвестен, они могут относиться к индо-скифам , создавшим империю на севере Индии.
Недавние раскопки в Бельске , Украина, обнаружили огромный город, который считается столицей скифов Гелон, описанный Геродотом . Найдены многочисленные ремесленные мастерские и гончарные изделия. Курган или курган возле села Рыжановка на Украине, в 121 км к югу от Киева , обнаруженный в 1990-х годах, обнаружил одну из немногих не разграбленных гробниц скифского вождя, который правил в лесостепной зоне западная окраина скифских земель. Там, в поздний период скифской культуры (ок. 250 — 225 до н. Э.), Недавно кочевой аристократический класс постепенно перенимал сельскохозяйственный образ жизни своих подданных. В кургане также было найдено много ювелирных изделий.
Открытие, сделанное российскими и немецкими археологами в 2001 году недалеко от Кызыла , столицы российской республики Тыва в Сибири, является самым ранним в своем роде и предшествует влиянию греческой цивилизации. Археологи обнаружили почти 5000 декоративных золотых изделий, включая серьги, подвески и бусы. Фигуры содержат изображения многих местных животных того периода, в том числе пантер, львов, медведей и оленей.
Более ранние богатые курганные захоронения всегда включают мужчин, с супругой или без нее, но с 4-го и 3-го веков есть ряд важных захоронений только с женским.
Из истории Кубани
Скифы на КубаниВ VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились ираноязычные племена скифов. Вооружение скифов состояло из меча-акинака, небольшого лука и стрел с бронзовыми литыми наконечниками, бронзового литого шлема. Конскую упряжь, одежду и многие предметы быта скифы украшали изображениями животных. В связи с этим возникло понятие «звериный» стиль. Другой особенностью скифской культуры был курганный обряд захоронения.
На территории Кубани к скифским относятся Костромской, Келермесские и курганы близ аула Уляп.
Подкурганные захоронения знатных воинов имеют форму четырёхугольных гробниц площадью 25-114 квадратных метров. Они построены из дерева или камня прямо на поверхности земли либо в четырёхугольных ямах. Над могилой насыпали курган. На его вершине ставили каменную стелу или изваяние.
В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. Археологи обнаруживают также в скифских курганах оружие, конскую упряжь, большое количество золотых изделий.
Свои жилища скифы устраивали на повозках. По свидетельству греческого историка Геродота (482-425 гг. до нашей эры), прозванного «отцом истории», древние скифы не имели ни городов, ни укреплений. Но там, где позволяли условия, оседлые скифы строили свои жилища. Главным их занятием было скотоводство.
Скифы были язычниками и почитали многих богов: прежде всего Гёстию, затем Зевса и Гёю. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону.
Быт, или материальная культура, к которой историки относят мир вещей, предметов, окружающих человека и создаваемых им. Об одежде и вооружении скифов, меотов и сарматов нам известно благодаря найденным в курганах изделиям греческих ювелиров, которые изображали сюжеты из жизни «варваров» на золотых бляшках, гривнах, сосудах, пластинах головных уборов.Самыми яркими образцами искусства скифов, меотов, сарматов были предметы, выполненные в так называемом скифском зверином стиле. Изображения животных подчинялись форме той или иной вещи (сосуда, доспеха), с нарочитым выделением отдельных деталей. Изображаться могли и части тел животных.
Культура, традиции, религиозные представления, легенды и сказания древнего населения Прикубанья — меотов, скифов, сарматов — оставили свои следы в истории и культуре народов Северного Кавказа, прежде всего адыгов и осетин.
Скифы с раннего детства приучались к верховой езде, считая передвижение пешком большим позором. Военному воспитанию будущих наездников они придавали первостепенное значение. Скифская конница славилась в тогдашнем мире. Правители Древнего Востока стремились заполучить скифских всадников в свою армию. Они предпочитали наладить с ними союзнические отношения, чтобы не иметь их в качестве опасных соперников. Как плацдарм для походов в Закавказье и Переднюю Азию скифы использовали богатую пастбищами территорию прикубанских степей и предгорий.
По окончании грабительских военных экспедиций скифы возвращались на Кубань. Здесь они хоронили своих вождей в курганах. Эти погребения характеризуются множеством ценных вещей. Раскопки курганов свидетельствуют о нравах того времени.
Основные образы и сюжеты пермского звериного стиля
Ключевые персонажи, которые есть практически на каждой фигурке одновременно или по отдельности — люди, птицы, лоси, ящеры. Характерной особенностью пермского звериного стиля является то, что эти образы смешаны и сплавлены в единые антропозооморфные формы. Наиболее распространены такие комбинации:
- Птица с распростертыми крыльями и человеческим ликом на груди;
- Человек с головой лося;
- Человек с головой лося и крыльями птицы;
- Человек / человек-лось верхом на ящере;
- Птицеподобный человек-лось (с птичьим клювом и лосиной головой);
- Медведи, в том числе часто в жертвенной позе;
- Лики-маски;
- «Богиня»;
- Богиня с божественным ребенком или «святое семейство»;
- Уточки.
Люди-лоси верхом на ящере
Человек-лось является в некотором смысле «визитной карточкой» пермского стиля — так как именно он представлен на значительной части изображений, при этом такой образ не имеет абсолютно никаких аналогов в других художественных традициях.
Довольно часто фигурки людей и зверо-людейзаключены в некую внешнюю рамку, которая как бы окаймляет изображение.
Отдельный пласт — медведь в так называемой жертвенной позе (именно такое расположение шкуры медведя с мордой между лап характерно для различных религиозных ритуалов, фиксируемых этнографами у близких народов) и различные личины (то есть фигурки в виде масок).
Есть немало человеческих изображений, которые условно считаются изображениями богинь и божественных детей. Утверждение довольно спорно — так называемые фигурки богинь не имеют абсолютно никаких характерных женских черт — никак не обозначены половые органы либо грудь, нет никакого намека на беременность (что обычно характерно для древних Венер), длинные волосы могут не быть таковыми, а представлять собой, например, головной убор (впрочем, мы не знаем носили ли чудские мужчины длинные или короткие волосы). Одним словом, с тем же успехом это может быть воин, человек, бог, первопредок, герой предания, дух того или иного мира и т. д.
«Богини» — пермский звериный стиль
дальнейшее чтение
- Боровка Г. Образец скифского искусства Нью-Йорк 1967
- Шаррьер Г. Скифское искусство: Ремесла ранних евразийских кочевников Alpine Fine Arts Collections Ltd, Нью-Йорк, 1979.
- Ридер Э.Д. (ред.) Скифское золото: сокровища древней Украины Abrams Inc., Нью-Йорк, 1999 г.
- Б. Пиотровский, Л. Галанина, Н. Грач Скифское искусство Файдон, Оксфорд и Аврора, Ленинград, 1987 г.
- Rice, TT The Scythians Frederick A. Praeger, Inc. Нью-Йорк 1957
- Rolle R. Die Welt der Skythen Bucher, Люцерн и Франкфурт, 1980 г.
- Стоддерт, К. (ред.) Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, 1985 г.
- Уильямс, Дайфри; Огден, Джек, греческое золото: украшения классического мира , Метрополитен-музей / Британский музей, 1994, ISBN , 9780714122021 (многие предметы из скифских гробниц)
Предметы быта
Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой. В основном это сфероподобные сосуды: кухонные горшки и черпаки. Глиняная посуда украшалась налепными украшениями либо имела прочерченный линейный орнамент. Известна также деревянная посуда, ритуальные полусферические чаши с золотыми обкладками и др.
- Вступление
- Предскифская эпоха
- Скифский мир
- Скифская эпоха
- Скифская культура
- Потомки скифов
Авторский текст: Кузнецов Андрей Леонидович
В статье использованы материалы: А.И.Мартынов «Первичные цивилизации и скифо-сибирский мир (система взаимоотношений)», А.В.Галкин «Русские не Славяне»
- Сибирские скифы: кто они?
- На каком языке говорили сибирские скифы
- Реконструкция скифского костюма