1 вариант
1. Выберите из списка три причины народных выступлений XVII в. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение налогов
2) созыв Земских соборов
3) изгнание интервентов из России
4) бюрократическая волокита в государственном аппарате
5) взятки чиновников
6) предоставление льгот городскому населению
2. Участие каких слоёв населения придавало дополнительную опасность народным волнениям?
1) крестьян
2) ремесленников
3) казаков
4) бояр
3. Во время Соляного бунта государь Алексей Михайлович был вынужден отдать на расправу народу главу Земского приказа
1) Л. Плещеева
2) Б. Морозова
3) В. Никитина
4) А. Ордин-Нащокина
4. Причиной Соляного бунта было
1) объявление войны с Турцией
2) введение дополнительного косвенного налога
3) недовольство отменой местничества
4) стремление усилить власть воспитателя царя Б. Морозова
5. Вслед за Соляным бунтом вспыхнули восстания в других городах страны. В каких городах народные волнения были самыми сильными?
1) Казани и Астрахани
2) Тамбове и Пензе
3) Пскове и Новгороде
4) Белгороде и Курске
6. Какие процессы развития государства стали причиной проведения денежной реформы середины XVII в., которая привела к Медному бунту?
1) истощение государственной казны
2) обогащение казны за счёт торговли со странами Востока
3) пополнение казны за счёт ввоза золота из Африки
4) принятие Новоторгового устава
7. Укажите один из итогов Медного бунта.
1) прекращение хождения медных денег
2) введение исключительно медных монет в обиход
3) переход на европейскую валюту
4) переход на бумажные деньги
8. Как историки называют первый этап народного выступления под предводительством Степана Разина?
1) охота на волков
2) поход за золотом
3) поход за зипунами
4) переход через Альпы
9. В каком году царским войскам удалось отвоевать у восставших Астрахань и подавить восстание разинцев?
1) 1666 г.
2) 1668 г.
3) 1671 г.
4) 1682 г.
10. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) принятие Соборного уложения
Б) Медный бунт
В) первый этап восстания Степана Разина
Г) Соляной бунт
Даты
1) 1648 г.
2) 1649 г.
3) 1662 г.
4) 1667-1669 гг.
11. Прочитайте отрывок из книги путешественника голландца Я. Стрёйса и ответьте на вопросы.
«Стенька, овладев без всякого боя такой большой силой, выдал каждому из них за два месяца жалованье, пообещав впредь свободу грабить и убивать по их желанию, и прибавил: «За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришёл дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны».
1) Назовите фамилию атамана «Стеньки», о котором говорится в тексте.
2) Представителем какого сословия был названный в тексте атаман?
3) В каком году был казнён атаман, о котором говорится в тексте?
Кубанское казачье войско
Как же появилось Кубанское казачье войско? Его история начинается в 1696 году, когда донской казачий Хоперский полк принял участие во взятии Азова Петром I. Позже, в 1708 году, во время Булавинского восстания, хопёрцы переселились на Кубань, дав начало новому казачьему сообществу.
Новый этап в истории кубанского казачества начался в конце XVIII века, когда после русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов российская граница придвинулась к Северному Кавказу, а Северное Причерноморье стало целиком российским. Отпала необходимость в Запорожском казачьем войске, но казаки требовались для укрепления кавказских границ.
В 1792 году запорожцы были переселены на Кубань, получив земли в войсковую собственность.
Так образовалось Черноморское казачество. На юго-востоке от него было расположено Кавказское линейное казачье войско, сформированное из донских казаков. В 1864 году они были объединены в Кубанское казачье войско.
Таким образом, Кубанское казачество оказалось этнически двусоставным — русско-украинским. Правда,
до начала XX века в казачьей среде преобладало скорее сословное сознание, нежели этническое.
Перемены дали о себе знать уже в конце XIX века, когда наметилось два совершенно новых «тренда». С одной стороны, военное министерство Российской империи начало задумываться о ликвидации казачьего сословия – в условиях начала XX века конница уходила на второй план. С другой, в казачьей среде росло число лиц, не связанных с военной службой, а занятых интеллигентным трудом. Именно в их среде зародилась идея «казачьей нации». Ее развитие ускорила связь черноморцев с украинским национальным движением.
Хрупкий нейтралитет был уничтожен Октябрьской революцией, которую кубанское правительство не признало. Кубанская Рада объявила об образовании независимой Кубанской Народной Республики. Оговаривалось, что республика входила в состав России на федеральных правах, но о какой России шла речь? Было не ясно.
В составе РСФСР
Советская власть передала Кубань РСФСР, образовав Кубано-Черноморскую область.
Советские власти пошли навстречу казакам: первые 12 лет советские органы на Кубани использовали украинский язык наравне с русским.
На нем обучали, проводили исследования, делопроизводство, выпускали прессу. Ничем хорошим, правда, это не закончилось – началась настоящая путаница, поскольку местные жители говорить то на нем говорили, а литературным владели немногие. В итоге началась нехватка кадров. В 1924 году Кубань вошла в состав Северо-Кавказского края, в котором были также Дон и Ставрополье, что способствовало дальнейшей русификации. Уже в 1932 году украинский язык в этих местах потерял статус официального.
Таким образом, Кубань за первую четверть ХХ в. прошла трудную эволюцию от области Российской империи с особым статусом казачьего сословия к субъекту РСФСР, минуя специфические периоды казачьей государственности и эксперимента украинского национально-культурного самоопределения в рамках советского общества.
Скифское государство.
Государство скифов
крепнет, появляются поселения-городища, люди, чтобы прокормить армию выращивают
зерновые. Идёт бойкая работорговля. К тому же, чтобы обеспечить на время
заготовки кормов и провианта идёт сезонный захват рабсилы. Когда работы заканчиваются,
невольников отпускают.
После 3-2 века до
нашей эры государство скифов вводится в междоусобные войны за власть. Вскоре
улучшившие своё положение представители родственного племени — сарматы,
пользуясь слабостью правящей династии скифов, принимает власть кочевых племён в
свои руки. Начинается новая эра правления, связанная с большой торговлей и
процветанием греко-сарматских отношений.
<<< предыдущий материал следующий материал >>>
Войны.
Скифский военный
союз кочевых племён поставил перед киммерийцами в 8 веке до нашей эры нелёгкий
выбор. Поэтому часть правящей верхушки киммерийцев ушла на запад и на юг в
Трою, а мирное население, простолюдины, вступили в боевой союз скифов.
Население Дона и Кубани принимают власть скифов безоговорочно, так как многие
из них имеют родственную ирано-арийскую связь. И вот уже огромный военный союз
нападает на Мидию и Ассирию, разоряют Палестину и Египет.
Попытку разгромить и
покорить скифов (512 год до нашей эры) произвёл царь Персии Дарий I. Он удачно
высадился на территории современной Украины и начал сухопутную компанию. Но
стратегия скифских воинов не укладывалась в его планы. Подразделения кочевников
совершали атаку, но не близко не приближались и снова уходили в степь. Этого
хватало, так как их стрелы летели на расстояние 400 метров. Будучи лучшими
лучниками, они метко стреляли на скаку из любого положения. Чем дальше, вглубь
европейской лесостепи уходило войско Дарии, тем быстрее оно таило на
глазах.
Выпаливая степь,
скифы заманили войско Персов глубоко в степь и принялись разрывать его на
куски, постоянно нападая с разных сторон. Персидские воины с ужасом смотрели на
несущуюся конную толпу с пиками, но ничего уже не могли сделать. К тому же в
ближнем бою остроконечные мечи акинаки пробивали доспехи из меди, не оставляя
противнику шанса. Дарий понимаю, что всё кончено, бежит с личной охраной на
родину, оставив остатки израненного войска на произвол судьбы.
А.Македонский не
пошёл против скифов, недаром он был великим полководцем. А вот его
последователь Лизимах сделал попытку в 291 году до н.э., но был захвачен в
плен.
Скифы: кто они и откуда
Происхождение этой культур и их дальнейшая судьба крайне загадочны. Причина этого — отсутствие у народов скифского мира собственной письменности и противоречивые данные о скифах в рассказах иных народов.
Изучая древние тексты, в которых античные и восточные историки упоминают имена скифских вождей, некоторые скифские слова, ученые все же могут кое что понять о происхождении скифов. Они говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки.
Но откуда и когда пришли представители скифской культуры
в европейские степи, где с ними и познакомились , оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.
Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.
И здесь вновь начинаются споры исследователей. Где сложились характерные черты скифской культуры?
Одни из них считают, что скифы
пришли в Европу вполне сформировавшимся народом. В их культуре уже существовали все особенности «скифской триады»: отличавшие их виды оружия, конского снаряжения и украшений. Эта гипотеза получила название «центральноазиатской».
Сторонники другой теории, «переднеазиатской», с ними не согласны. Нет, говорят они, все эти черты у скифов сложились во время их походов в VII в. до н. э. за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, о которых известно из письменных источников и данных археологии. Там они заимствовали передовые виды вооружений и некоторые сюжеты искусства, включили их в свою культуру и принесли обратно в степи. Только после этого можно говорить о скифской культуре как о чем-то целостном.
Обе теории имеют веские аргументы в свою пользу. И в Центральной, и в Передней Азии есть сходные со скифскими предметы оружия и украшения. Но ни в одном из этих центров нет всего набора элементов культуры, характерных для скифов.
Но исследования археологов не стоят на месте. Все больше и больше аргументов появляется у третьей гипотезы происхождения скифской культуры — «полицентрической». На огромных просторах евразийских одновременно начинали возникать сходные в общих чертах культуры скифского типа.
Рекомендуем обратить внимание на сайт Vergesso.ru. Это статьи о магии, эзотерике, мистике, жизни после смерти, НЛО и инопланетянах, Бермудском треугольнике, снежном человеке, снах и сноведениях, детях Индиго, чудесах света настоящего и будущего и великих цивилизациях прошлого
Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном
, готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .
Территория нынешней Кубани в древние времена
Территория Краснодарского края была обитаема в палеолите уже ок. 2 млн лет назад (стоянка «Кермек» на Таманском полуострове). Более 1,5 млн лет стоянке «Родники 1» и более 1 млн лет стоянке «Богатыри» в Южном Приазовье, интервалом 1,5—0,78 млн л. н. датируется местонахождение «Цимбал» у посёлка Сенной, более полумиллиона лет — стоянкам «Родники 2-4» и «Ильская-2» (в посёлке Ильский). Кроме охоты на таких крупных млекопитающих как южный слон (Archidiskodon meridionalis tamanensis) и кавказский эласмотерий (Elasmotherium caucasicum), о чём свидетельствует застрявшее в черепе эласмотерия пиковидное орудие из окварцованного доломита, создатели таманской раннеашельской индустрии занимались пляжевым собирательством белковой пищи в виде моллюсков, трупов морских животных и рыбы.
Находки неандертальцев в Краснодарском крае известны из слоёв среднего палеолита Мезмайской пещеры (мустьерская культура), пещеры Матузка, Монашенской и Баракаевской пещер Губского ущелья.
Неандертальцев сменили люди современного вида в период позднего палеолита (Ахштырская пещера). Имеются поселения эпохи среднего каменного века — мезолита. Наличие населения на Северном Кавказе в период нового каменного века (неолита) сейчас поставлено под сомнение.
В энеолите в степи и в горах появляется культура накольчатой жемчужной керамики. В эпоху раннего бронзового века то есть в период 3300—2700 гг. до н. э. на степной территории Предкавказья обитали племена новотиторовской культуры, входившей в общность ямной культуры, а также майкопской культуры. Позже в степях появились племена катакомбной культуры.
В среднюю бронзу степи населяли люди северокавказской культуры, а горные районы — дольменной культуры. В позднюю бронзу появилась новая культура, а на рубеже раннего железа — протомеоты.
Позже появились народы, о которых сохранились письменные сообщения. Таким населением на территории ныне именуемой «Кубань» и части территории ныне именумой «Ставрополье» были меоты (синды, досхи, дандарии).
На черноморском побережье было несколько греческих колоний, которые позже вошли в состав Боспорского царства.
По некоторым сведениям с прикаспийских степей совершали набеги явно немногочисленные но воинственные сираки, которые позже ассимилировались с адыгами.
Когда появился человек?
На этот вопрос ответить сложно, некоторые специалисты утверждают, что 250 тыс. лет назад, другие сторонники утверждать, что 700 тыс. лет назад. Все версии основаны на находках археологов приспособлений для труда и охоты, останках древних животных. К научным расчётам присоединяются и мифологические версии. Выдвигаются предположения, что край был заселён и ещё раньше (более 1 млн. лет назад), чему служат аргументом мегалитические сооружения – дольмены.
Это интересно: 648,История Кирова: читайте во всех подробностях
Происхождение скифов – кратко
Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.
Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия)
дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.
Семеновский и Преображенский полки
По мере взросления царя, потешные войска становились все более реальной военной силой. В 1688 году в ряды потешных солдат влились царские охотники, а в 1691 году многочисленное войско было преобразовано в 2 полка, названных аналогично подмосковным селам, где они были расквартированы. Так началась славная история Преображенского и Семеновского полков, которые составили первую российскую лейб-гвардию.
Первоначально потешных солдат юного Петра Алексеевича одевали во что попало. Они донашивали собственную форму, а когда та приходила в негодность, им выдавали обмундирование, на которое хватало средств. Однако с 1691 года Петр ввел военный мундир, в корне отличающийся от старого образца. Его преображенцы облачились в темно-зеленую форму, отличительным цветом семеновцев стал голубой. В 1699 году привычные стрелецкие кафтаны сменились на кафтаны венгерские, украшенные крученым шнуром. В 1702 году в обмундировании стал преобладать немецкий стиль.
Уже с 1691 года численность войск для игровых баталий составляла несколько тысяч человек. Постепенно потешная армия становилась серьезным аргументом в борьбе за власть, что она прекрасно доказала при свержении царевны Софьи. Преображенский и Семеновский полки еще не раз играли первостепенную роль в российской истории, участвуя в дворцовых переворотах и возводя на престол новых монархов.
Оседлание лошади стало революцией
Оседлание лошадей стало революцией во всех аспектах жизни. Люди стали передвигаться в несколько раз быстрее и дальше, чем пешком. Сразу стали более доступны разные аспекты жизни: ресурсы, враги, рынки, союзники и так далее. Война стала приобретать более масштабную и разрушительную форму. Лошади стали признаком достатка и положения в обществе.
С их помощью перекраивались этнические границы. В XVII веке индейцы стали в полной мере использовать лошадей, как и белые поселенцы. Они обменивались лошадьми с другими племенами. Оседланная лошадь стала неотъемлемой частью цивилизации во всех частях света. В Америке, возможно, при обмене лошадьми, часть их сбежала в прерию. Там беглянки одичали. Так появились целые табуны диких лошадей – мустангов. Сейчас в США целое учреждение занимается сохранением таких диких лошадей.
Такова история верховой езды, которая уходит корнями к доисторическим временам, когда человечество только зарождалось. Это стало настоящим прогрессом, когда людям Ближнего Востока и Азии удалось приручить и одомашнить диких лошадей. В наши дни лошадь уже почти не используется как транспорт или боевая единица во время войны. Но верховая езда по-прежнему продолжает привлекать и завораживать многих людей. Любовь к этим животным сохранилась в наших сердцах. Сейчас верховой ездой занимаются в основном спортсмены. В некоторых городах имеются специальные конные подразделения полиции. Во время проведения национальных праздников проводятся конные соревнования.
Царства и Империи на Кубани
Да, действительно, на территории Краснодарского края некогда существовали могущественные царства. В частности, в пятом веке — Боспорское. Протянулось оно от нынешних Феодосии (Крым) до Ростова-на-Дону и Новороссийска. В его состав входила и Горгиппия, сегодняшняя Анапа, которой по разным первоисточникам два с половиной тысячелетия! В городе-курорте есть раскоп — музей под открытым небом Горгиппия с подвалами, фрагментам и улиц, склеп Геракла с хорошо сохранившимися фресками в честь его подвигов, с домашней утварью и прочими, прочими артефактами. В Горгиппии существовала работорговля, чеканились монеты, которые можно увидеть в местном краеведческом музее. И кто только Горгиппию не населял — скифы, меоты, псессы, дандарии, ну, и разумется, ее основатели греки. И надо особо отметить, что в ту далекую пору Тамань была богатейшей житницей. А в 632 и 665 годах на территории Кубани была великая Булгария. Хан Кубрат сделал ее столицей Фанагорию, которую до него тоже основали греки. Через Северный Кавказ пролегли пути-дороги миграции переселенцев из Восточной Европы. В восьмом — девятом веках Кубань находилась во владении Хазарского ханства. Интересные эти люди — хазары: появились ниоткуда и исчезли в никуда. А разгромил Хазарский каганат никто иной, как киевский князь Святослав Умный (965 год), основавший Тмутараканское княжество. Были и другие потрясения и передел земель, но известно точно — с 1243 по 1438 годы Кубань входила в состав Золотой Орды.
Потом были времена Крымского ханства, Черкесской и Османской империй, ожесточенные русско-турецкие войны. Наконец по воле Екатерины Великой в 1783 году Правобережная Кубань и Тамань вошли в состав России. А в 1829-1830 годах наша держава окончательно и бесповоротно закрепилась на Черноморском побережье.
До 1917 года большую часть края занимала Кубанская область. Надо отметить, что уже в 1900 году здесь проживало более двух миллионов человек. И что интересно — в 1913 году по производству зерновых Кубань занимала почетное второе место в России.
В январе 1918 года была создана Кубанская народная республика, месяц спустя она стала называться почти также, но с приставкой «самостоятельная». В 1920 и 1930 была попытка украинизации края. Активно внедрялась обучение только на мове. В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черкасский край был разделен на Краснодарский с центром в Краснодаре, и Ростовскую область с центром Ростов-на-Дону. Потом годы передышки, Великая Отечественная война, Битва за Кавказ, в которой кубанцы потеряли более полумиллиона убитыми. 356 доблестных воинов края были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Об ожесточенности сражений говорит хотя бы такой эпизод войны — весной 1943 года в воздушной битве над Кубанью участвовало более 2 тысяч самолетов. Немцы потеряли их 1100. Отличился наш А.И Покрышкин, сбивший 52 самолета противника, а непосредственно в небе Кубани — два десятка. Результативнее его оказался лишь Иван Кожедуб, впоследствии маршал авиации, сбивший немецкий самолетов на десяток больше и тоже удостоенный трижды Героя Советского Союза.
После Великой Отечественной войны Кубань быстро залечила свои раны. В бытность СССР и сегодня она остается одним из крупно развитых из 85 субъектов Российской Федерации. К примеру, объем ее валового продукта в сельском хозяйстве прочно занимает первое место в стране. Есть высокие результаты и в других отраслях народного хозяйства. Население ее увеличилось почти до пяти миллионов человек и продолжает неуклонно расти в силу разумной демографической политики.
Скифы
Эпоха скифов и сарматов приходится на III тысячелетие до н.э.. Племена царских скифов обитали в кубанских степях по берегам Азовского и Чёрного морей. Большое племя, которое населяло местные земли – синды. О их присутствии свидетельствуют многочисленные курганы, расположенные вблизи Анапы. По всему краю можно встретить огромное количество курганов, то, что там находят, рассказывает о жизни народов и племён. В каждом таком месте хранится свой собственный секрет.