Летний сад в санкт-петербурге: расположение, описание, история основания, фото

Фонтаны

Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.

В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.

Бартоломео Франческо Растрелли

Создал Летний дворец Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли — величайший архитектор 18 века. Он происходил из итальянской аристократической семьи и носил титул графа. Его отцом был скульптор Карло Растрелли, долгое время работающий при дворе французского Короля-Солнца Людовика, а после кончины последнего приглашенный русским императором в Россию.

Бартоломео с ранних лет привлекался отцом к работе над различными проектами, выезжал на обучение в Европу. Первой документально подтверждённой работой Растрелли в России стал трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира, построенные в стиле петровского барокко.

В 1730-х Растрелли занимается постройкой Рундальского дворца и дворца в Митаве, которые он строит по приказу герцога Курляндского. Именно по рекомендации Бирона Курляндского Растрелли становится придворным архитектором.

Летний сад – детище императора

Грандиозные насаждения, названные Летним садом, Пётр I решил создать в том месте, где соединяется река Фонтанка с Невой. Выбранное императором место для Летнего сада оказалось островом, который с севера омывала Нева, с юга – река Мойка, на востоке граница – правый берег Фонтанки, с западной стороны прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой.

По замыслу Петра, Летний сад заложили ранней весной 1704 года. Начало работ оказалось очень сложным и трудоёмким делом. Для осушения топкой болотистой местности привозили плодородную землю, рыли каналы и пруды, создавали твердую поверхность, чтобы посадить деревья.

Зелёные насаждения

Со всей России и Западной Европы в Летний сад привозили саженцы дуба, лип, вязов и клёнов, рябины и ели, кедра и пихты, коренья белых лилий и кусты душистой сирени, луковицы голландских тюльпанов и семена лекарственных трав. Индийские деревья и травы доставляли на кораблях.

В Летнем саду выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты и овощи. Здесь росли яблони и вишни, груши и смородина. Между деревьями на грядках – петрушка и морковь, свёкла и бобы, огурцы и душистые травы. Для хранения в зимнее время тропических деревьев и кустов здесь построили девять оранжерей.

Планировка сада

Под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники и огородники. Геометрически правильная территория будущего парка делилась продольными, лучистыми и поперечными аллеями.

На центральную аллею, широкую и продольную, выходят фигурные цветники. За цветниками – аллеи молодых лип. Кроны деревьев подстригали в форме куба, шара или пирамиды. Рассаженные вдоль прямых аллей подстриженные деревья образовывали стены-шпалеры высотой 3 метра.

Фонтаны

Особую роскошь придавали Летнему саду фонтаны: 50 водомётов, устремлённых вверх, соперничали по красоте со знаменитыми фонтанами Версаля. Водоёмы фонтанов изготовляли из мрамора, украшали раковинами и резным деревом, мрамором и свинцовыми позолоченными вазами.

Постоянное журчание струй воды, рябь и всплески в огромных чашах, сверкающие перламутром и серебром брызги наполняли сад жизнью.

Неподалёку от центральной аллеи по велению Петра вырыли огромный овальной формы пруд, в центре которого устроили небольшой островок с красивой беседкой.

Временами на остров прибывал император, которого перевозил по воде на небольшом челне придворный карлик, ловко управляясь с посудиной. Здесь царь в тишине и одиночестве обдумывал государственные дела.

Скульптуры и павильоны

В Летнем саду строили Лабиринты – запутанную планировку дорожек, пересекающихся между собой. Площадки, образованные такими дорожками, украшали фонтанами, беседками и скульптурами. Летний сад украшают 200 скульптур: герои античной мифологии, учёные и философы древнего мира.

В 1714 году построили Грот – красивейший садовый павильон, украшенный разноцветным мрамором и раковинами, резными мраморными нишами, скульптурами и органом. Яркая роспись купола, зеркала и резьба, декоративные тропические растения и мраморные полы дополняли убранство Грота, который называли диковинкой Петербурга.

Осуществилась мечта русского императора. В безоблачный день в саду всё струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых трав и цветов, слышалось журчание фонтанов и пение птиц.

С середины XVIII века Летний сад перестал считаться царской резиденцией и его разрешили посещать петербургской знати, а с 1755 года сад открыли для публичных гуляний. Так Летний сад стал лучшим местом Петербурга для прогулок и отдыха.

Рождение Летнего сада

Шесть лет потребовалось первому устроителю парка Угрюмову Ивану Матвеевичу, чтобы воплотить замысел Петра Великого. За этот период, с 1704 по 1706 годы была осуществлена изначальная планировка, проведено осушение болотистой местности, укреплены почвы, оформлена парковая зона, высажены летние сорта цветов.

С 1709 года, уже после смерти Угрюмова, началось активное освоение территории. Построены фонтаны и Летний дворец. Это было место для увеселительных прогулок знати, попасть на балы, фейерверки и ассамблеи могли лишь лица по персональному приглашению Петра I.

Все идеи Петра Великого оказали большое значение на последующий облик города и общую городскую культуру благодаря необыкновенному синтезу утилитаризма и аристократизма, отличающих все его начинания. Это можно наблюдать и в истории становления Летнего сада.

Не только развлечения для знати было петровской идеей создания сада. Петр I пытался повлиять на приобщение к общеевропейской культуре представителей знати. Для этой цели был создан, например, Лабиринт Эзоповых басен. Позже он стал жертвой стихии, наводнений в 1777 и в 1824 годах, которые фактически уничтожили большую часть парковой культуры.

Как свидетельство замысла Петра I, в саду в XIX веке будет установлена бронзовая скульптура Ивана Андреевича Крылова, первая из посвященных русским литераторам от поклонников таланта. Она логично заменила скульптуру Эзопа, воплощая собой идею заботы о развитии культуры соотечественников.

Роскошь и шик

Сейчас исследователи пытаются восстановить и реставрировать некоторые из утраченных объектов. По находкам работники музея делают точные копии гейзеров и снова открывают их для посетителей.

Декорировали парк разнообразными историями, прочитать которые сможет только опытный турист. Сначала Петр Великий имел замысел сделать нечто большее, нежели просто украсить свой сад. Поэтому каждый фонтан стал уникальной скульптурой. Некоторые фигуры были позолочены.

Большая часть статуй привезена из Италии. Стоит отметить, что в целом в определенный период времени их количество превышало 250 штук. Однако сегодня скульптуры Летнего сада в большей степени сохраняются в Эрмитаже и царских резиденциях.

Причиной переезда было негативное климатическое влияние, частые атаки вандалов и потоп. В 1777 году в столице случился один из крупнейших паводков в истории. В результате от большой воды пострадало много деревьев. Однако наибольший ущерб был нанесен статуям и фонтанам. Из роскошной коллекции греческих и римских скульптур уцелело лишь около 80 фигур.

Немного истории про Летний сад в Санкт-Петербурге что это?

Санкт-Петербург – удивительное живое полотно, где каждый штрих и мазок знают свое место. Убери любую деталь и померкнет все это великолепие, высеченное в камне, обдуваемое сырыми, балтийскими ветрами, устремленное ввысь позолоченными шпилями и куполами церквей…

Санкт-Петербург не отпускает. Кажется, что по нему можно бродить бесконечно, меряя шагами знакомые улицы, вдыхать неповторимую строгую гармонию архитектуры, впитывать благоговейную тишину его великих музеев и картинных галерей. Но если всё же усталость одолеет вас, не спешите уходить. Есть место, где можно сесть на лавочку и отдохнуть в тени вековых дубов, вязов и лип по соседству со статуями античных богов и богинь у притихшей Лебяжьей канавки.

Летний сад — любимое дитя Санкт-Петербурга и его основателя. Это живописный уголок русской земли на невском берегу, обустроенный в европейском духе. Он просто был обречен на неповторимость и великолепие. Петр I доверял покупать скульптуры для Летнего сада только тем, кому доверял, людям с безупречным вкусом – Юрию Кологриво и графу Савве Рагузинскому-Владиславичу. Уже к 1728 году число мраморных статуй великих итальянских мастеров превысило сотню.

Статуи Летнего сада – это учебник по истории скульптуры и музей под открытым небом одновременно. Пьетро Баратта, Джованни Зорзони, Джованни Бонацца, Антонио Коррадини. Здесь на тихих аллеях рядом с «Милосердием» проживают «Слава», «Мир и победа». А женщины? От их имен и безупречных точеных тел кружится голова: «Женщина в диадеме», «Камилла», «Талия», «Терпсихора», «Нимфа Летнего сада», «Помона».

Неперспективное будущее

Никого не оставляет равнодушным Летний сад (СПб). Режим работы очень удобен как для гостей, так и для жителей города. Ворота в парк открываются в 10:00 утра. Работает комплекс до 22:00. Следует отметить, что обычно выходной день — вторник. Платить за вход не надо.

Сейчас, даже несмотря на дорогую и многолетнюю реконструкцию, ансамбль находится в плачевном состоянии. Он не способен отобразить все величие и шик времен Петра Великого. Как отмечают исследователи, раньше содержать комплекс в прекрасном виде было легче. Ведь в имперский период монархам стоило издать указ — и в город приезжали тысячи рабочих, крестьян и рабов. Власть не беспокоилась о том, в каких условиях будут жить подчиненные и какую заработную плату потребуют. О том, что сквер требует колоссальных изменений, должны рассказывать на экскурсии по СПб.

Петр Великий был заворожен роскошью европейских парков. В своих мечтах он представлял сад, что не уступит по красоте и богатству самому Версалю. Стоит сказать, желание царя сбылось.

Растения парка

На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.

В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.

Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.

Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Екатерининская решетка, николаевская оградка

При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.

Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» — тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.

Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.

XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика «приличного вида». Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.

К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.

Экспозиция

Летняя резиденция является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.

Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.

Сегодня посещение включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений?

Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.

Флора

Летний Сад не большой и не маленький. Он расположен почти на 12 гектарах земли (размер 620 на 230 метров). Лежит между самыми известными артериями Санкт-Петербурга: Невским проспектом, набережной рек Мойка и Фонтанка, а также Лебяжьим каналом. Поэтому саженцы удобно было завозить с любой стороны. Первым делом (после осушения земли 1704 года) здесь приживались дубы (одному из них уже 296 лет!), клены (патриарху 200 лет) и разные фруктовые деревья (были выкорчеваны во времена реконструкции 2012 года). В большевистскую эпоху были добавлены тополя, вязы и голубые ели (ну обожали их коммунисты!). С 2012 года Летний Сад постепенно становился домом для других кленов, шпалерных лип (13 000 штук!), 104 представителей ценных пород. А также лещины (с орешками), новых голубых елей, кустов барбариса, калины, бузины и смородины (за ними строго следят садовники – они тоже «декор»). Всего новых кустов 4 000. Взамен погибшего «брежневкого» клумбы пополнило свежее поколение цветов. Фруктовые аллеи восстанавливать не стали – для них тут мало света.

  В петровские времена Сад был наполнен «малыми братьями» – имелся Птичник, где помимо безобидных представителей летающих животных и павлинов отдельно содержались еще и всяческие орлы. Пруды под фонтанами были наполнены лебедями. Но это воспоминания.          

Как регулярность превращалась в «пейзажность»

Елизавета Петровна тоже любила петровский парк. При ней в Летнем саду проводилось множество праздников с фейерверками и новыми затеями. Ландшафт постоянно обновлялся и дополнялся. Парком занимался великий Растрелли, который выстроил для Елизаветы знаменитый Летний дворец.

Первая половина XVIII века стала историческим расцветом парка, который закончился по нескольким причинам. Во-первых, старые регулярные парки в Европе вышли из моды. Все начали увлекаться пейзажными ландшафтами со свободным расположением растительности и парковых аллей.

Второй причиной стало катастрофическое для парка наводнение 1777 года, которое разрушило фонтаны и статуи. От посадок практически ничего не осталось. Царствующая тогда Екатерина II не была поклонницей барокко, равно как и старинных увеселений с затеями. Она приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. По ее приказу началось сооружение знаменитой решетки со стороны Невы. Именно тогда Летний сад начал приобретать очертания современного пейзажного парка, к облику которого привыкли жители города.

Скульптура Амур и Психея

Еще один уникальный персонаж Летнего сада. Психея в греческой мифологии ассоциировалась с душой. Она представлена в виде прекрасной девушки с крылышками бабочек. Создал скульптуру в 17 веке Джулио Картари по рисунку Джан Лоренцо, на котором была изображена Христина Шведская – королева Швеции.

Амур и Психея – это скульптура, о которой слагают легенды о вечной любви и преданности. Сын Венеры смелый и отважный Амур влюбился в красивую девушку Психею. Она была настолько прекрасна, очаровывала взор, что Венера рассердилась на нее. Богиня любви отправила сына, чтобы он своей стрелой ранил Психею. Но Амур не сумел устоять перед чарами красоты. Он не смог причинить страдания возлюбленной, потому спрятал ее и часто приходил к ней ночами. Но Амур запретил Психеи смотреть на него. Девушка ослушалась, за что была наказана. За свое непослушание она вынесла немало лишений и бед, но Юпитер, сжалившись над влюбленными, и подарил Психеи крылья и бессмертие.

Статуя прекрасна, она трогательная и чувственная, восхищает своей грациозностью и утонченностью.

Закладка сада

Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).

Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.

Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.

Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).

Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.

Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.

Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: