Великие архитекторы санкт-петербурга

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей. Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства

Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве, Ярослав Глухов

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Приморский океанариум

Приморский океанариум.

Один из самых крупных океанариумов в мире находится в России, на острове Русский. Приморский океанариум является не только любопытным туристическим объектом, но и научно-исследовательским центром, где ведутся работы по изучению морских обитателей.

В составе океанариума – причудливый экспозиционный корпус и обширная парковая зона. Здание в виде гигантской приоткрытой раковины поражает размерами и внутренним и внешним оформлением, прогулочная зона отличается оригинальным и разнообразным ландшафтом.

На площади около 37000 м² обитают представители практически всей водной флоры и фауны планеты. У каждого аквариума размещен интерактивный экран с информацией о живущих в нем рыбах и млекопитающих. Экспозиции также рассказывают о зарождении жизни на земле и эволюции океана, демонстрируют доисторических животных.

В дельфинарии проходят шоу с участием дельфинов, морских котиков и моржей. В парковой зоне со множеством живописных искусственных водоемов, затейливых мостков и красивых водопадов можно гулять часами.  

Адрес: Приморский океанариум Научно-образовательный комплекс, ул.Академика Касьянова, остров Русский, Приморский край, Россия.

Карл Иванович Росси (1776-1849)

Итальянский архитектор России стал автором красивейших зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге и во многих других городах России.

Росси разработал проект, и в 1819-1825 гг. построил величественный ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему роскошным садом и площадью. Одновременно работал над постройкой здания Главного штаба на Дворцовой площади.

Это здание стало настоящим украшением площади, а арка главного штаба стала завершающим архитектурным элементом, связавшим два крыла здания штаба. Архитектор Михайловского дворца в 1832 г. рассорился с императором Николаем I, и полностью отошел от дел.

Собор Св. Исаакия Далматского

Собор Св. Исаакия Далматского, больше известный как исаакиевский собор или просто Исаакий, является хорошо узнаваемым архитектурным памятником, доминирующим над своим районом.
Этот грандиозный собор, высота которого составляет 101 метр, был построен в 1858 году по проекту Огюста Монферрана — одного из талантливейших архитекторов своей эпохи. С 1928 года по наше время в музее располагается Музей Исаакиевского собора, хотя церковная община совершает там ежедневные богослужения. Помимо музея собор примечателен также смотровой площадкой, расположенной на крыше, с которой открывается чудный вид на городскую панораму.

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж, расположенный на знаменитой Дворцовой площади, является одним из самых известных музеев нашей планеты – здесь хранятся такие шедевры мировой культуры как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Рафаэля и многие другие.

Основная экспозиция Эрмитажа занимает бывший императорский Зимний дворец, и, делая первые шаги по его роскошной Иорданской лестнице, понимаешь, что оказался в «святая святых» империи, чья власть простиралась на половину Евразии.

Режим работы: вт, чт, сб, вс 10:30-18:00; ср, пт 10:00-21:00. Цена билета для граждан РФ и РБ 400 руб (остальным 700 руб).

Адрес: Дворцовая площадь, 2 (метро «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный двор»).

GPS-координаты 59.93983, 30.31455.

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Адмиралтейство на google-панорамах

Адмиралтейство на google-панорамах: вид сверху

Видео Адмиралтейства

Адмиралтейство сегодня

Сегодня жители и гости Петербурга имеют возможность любоваться третьей версией здания Адмиралтейства. Из внутренних помещений сохранились вестибюль, библиотека и зал собраний. Однако попасть в Адмиралтейство не получится: с 2012 года здание занимают ведомства Военно-морского флота России, о чем говорят Андреевские флаги, развевающиеся над павильонами Адмиралтейства, обращенными к Неве.

Храм святителя Спиридония Тримифунтского

Зайти можно только в небольшой храм святителя Спиридония Тримифунтского, который располагается в правом павильоне Адмиралтейства напротив Зимнего дворца. Еще при перестройке Исаакиевского собора в XIX веке здесь была устроена первая временная церковь. Обновленный храм был открыт в 2013 году. Вход располагается со стороны Адмиралтейской набережной.


Вход в храм святителя Спиридония Тримифунтского

А вот осмотреть здание снаружи можно со всех сторон по периметру. Лучший вид на центральную башню со шпилем открывается со стороны фонтана Александровского сада. С Дворцовой площади и Дворцового моста можно полюбоваться боковым павильоном Адмиралтейства. С противоположной стороны Невы от Кунсткамеры открывается потрясающей красоты панорама Адмиралтейства и Исаакиевского собора.

Здание Адмиралтейства сегодня является признанным объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Адмиралтейство на google-панорамах

Адмиралтейство на google-панорамах: вид сверху

Видео Адмиралтейства

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.

Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Детище Петра I

Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей

Вся необходимая подготовительная работа была проделана всего за несколько месяцев, и в 1705 году появилось самое первое здание Адмиралтейства.

Из-за того что в это время Россия вела войну со Швецией (в том числе и на море), все хозяйственные корпуса были огорожены крепостной стеной и защитными бастионами. Они были необходимы в случае осады Петербурга, хотя их так и не использовали. Первый корабль, полностью сделанный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году.

Тогда же здесь появился приказ (аналог министерства), отвечавший за весь российский флот. Так Петр I наконец смог воплотить в жизнь свою мечту о новой столице страны, которая, кроме того, была сердцем ее кораблестроения.

В то время, помимо административных корпусов, здесь располагались кузницы, мастерские и эллинги, где создавали новые суда. Вдоль здания был проведен канал Адмиралтейства, ставший частью единой системы городских каналов. Таким образом, данное место было еще и важным транспортным узлом.

Стрелка Васильевского острова

Около Зимнего дворца и Петропавловской крепости река Нева разделяется на два рукава. Большая Нева течёт южнее Васильевского острова, Малая Нева огибает остров с севера. Это место, восточная часть Васильевского острова, имеет собственное название “Стрелка Васильевского острова” и является, по мнению многих, самым красивым местом в Санкт-Петербурге.

Самым заметным зданием здесь является Здание Биржи. Рядом находятся две Ростральные колонны, на которых в дни самых больших праздников зажигают огонь (газовые факелы).
Ближайшая станция метро Адмиралтейская расположена на расстоянии примерно 1 километр.

При последних Романовых

Строительство кораблей на территории Адмиралтейства закончилось в 1844 году. Все оборудование было перенесено на Новоадмиралтейскую верфь. Из-за этого отпала необходимость в каналах, окружавших комплекс. Их засыпали. Так на этом месте возник Конногвардейский бульвар.

В 1863 году по указу императора Александра II небольшая церковь внутри адмиралтейского комплекса получила статус собора Святого Спиридона Тримифунтского. Тогда же была возведена колокольня. Эти изменения не могли не отразиться на внешнем облике огромного здания. Православной церкви не нравились рельефы, изображавшие языческих богов – персонажей древних мифологических сюжетов.

Некоторое время между духовенством и Морским министерством шла упорная борьба. В конце концов Александр II согласился пойти на уступки церкви. Здание было лишено нескольких скульптур и других предметов искусства. Уничтожение памятников произошло, несмотря на активный протест архитекторов и художников Петербурга.

В 1869 году башня Адмиралтейства обзавелась собственным циферблатом, выписанным из Европы. Он провисел сорок лет, после чего был заменен на новейший электрический аналог во время правления Николая II. Адмиралтейство часто становилось местом работы членов династии Романовых, так как некоторые родственники царей получали высшие чины на флоте. Например, великий князь Константин Николаевич ведал всем Морским министерством в период с 1855 по 1881 гг.

Интересные факты

О знаменитом городе имеется также множество интересных фактов. Например, в Санкт-Петербурге располагается самый глубокий метрополитен в мире. Кроме того, изначально в городе не нумеровали дома. Самой теплой точкой в населенном пункте является Невский проспект. Небольшую скульптуру, располагающуюся в центральной части города, пытались украсть больше семи раз.

В получасе ходьбы от Александро-Невской лавры, на улице Республиканской, в абсолютно непримечательном здании, размещается в Санкт-Петербурге «Зубная архитектура». Строение не имеет никакого отношения к градостроительству. В нем располагается компания, которая занимается продажей стоматологического оборудования. Но таково очарование Северной столицы: даже торговые фирмы носят здесь названия из сферы зодчества.

Домик Петра Первого

Домик Петра I является первым домом в Санкт-Петербурге. Он был построен солдатами за три дня в мае 1703 года и сохранился до наших дней. Пётр Первый жил в этом доме в летнее время в период с 1703 по 1708 годы. Домик Петра представляет собой относительно небольшой дом площадью 60 м², построенный из сосновых брёвен. Уже в 1731 году вокруг дома было построено защитное сооружение, внутри которого расположен дом. В 1930 году в домике был открыт музей, где представлены предметы 18-го века и подлинные вещи самого Петра.

  • Адрес: Петровская набережная дом 6.
  • Вы можете уточнить расположение этой и других достопримечательностей на карте города.
  • Ближайшая станция метро: Горьковская.

Эрмитаж

Этот музей с мировой известностью – гордость России. Он является одним из двадцати самых популярных музеев мира и превосходит многие из них по числу находящихся в его собрании шедевров живописи, скульптуры, художественных ценностей. Их в Эрмитаже порядка трех миллионов. Надо уяснить, что фонды Эрмитажа размещены не только в Зимнем дворце, а в пяти зданиях, находящихся на набережной Невы, соединенных переходами.

Впрочем, когда посетитель музея впервые входит в Эрмитаж по ошеломляющей красоты Иорданской лестнице и начинает осматривать один зал за другим, он часто, потеряв счет времени, не замечает, что давно уже перешел из Зимнего дворца в другое или третье здание.

Адрес: Дворцовая площадь- дом 2.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века. Его проект был разработан Иваном Коробовым. Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота. Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером — знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни — сорок девять метров, высота шпиля — двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Павел Киселев

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Убранство здания

Реставрационные работы XIX века добавили ансамблю Главного адмиралтейства множество новых скульптур, которые дополнили богатый образ здания. Декоративные рельефы, созданные российскими мастерами, изображали античные сюжеты и аллегории, а также историю создания флота в России. Все это подчеркивало имперский статус великой морской державы, чьи корабли бороздили все моря мира.

В год постройки здания (1823) по проекту Захарова комплекс обзавелся собственным уникальным интерьером. Большая его часть сохранилась до наших дней и сегодня представляет собой огромную культурную ценность. Важными чертами залов Адмиралтейства являются их самобытная строгость в сочетании с богатым и ярким освещением, создающим удивительную атмосферу.

Функции Адмиралтейства

Первоначально задуманное, как кораблестроительная верфь, Адмиралтейство выполняло различные функции. Основным его предназначением, разумеется, являлось строительство кораблей.

Вскоре после завершения строительства верфи, 29 апреля 1706 года был спущен на воду первый корабль для боя в прибрежных водах – 18-ти пушечный прам. С тех пор на стапелях было построено 262 корабля различного предназначения.

Одновременно здание Адмиралтейства служило местом дислокации руководства флотом и выполняло роль погранично-сторожевого поста. Все корабли, проходившие мимо него по Неве, не оставались без внимания. Их названия, имена капитанов и описания грузов находили свое отражение в специальном лоцманском журнале.

Функции крепости были востребованы до 1820-х годов, после чего насыпные валы были срыты и ров полностью засыпан. На его месте был разбит широкий бульвар, перевоплотившийся впоследствии в знаменитый Александровский сад.

Строительство кораблей продолжалось вплоть до 1844 года и впоследствии, Адмиралтейство использовалось для размещения Морских ведомств, музея и военно-морского училища. Сейчас здесь располагается Главный штаб ВМФ и, в соответствии с этим, над зданием развевается Андреевский флаг.

Адмиралтейство находится в самом центре города и является жемчужиной архитектурного ансамбля трех прекрасных площадей северной столицы – Исаакиевской, Дворцовой и Декабристов. Это – символ Петербурга, российского флота и величия России.

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Адмиралтейство на гравюре 1716 года

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой, и сделана насыпь гласиса. Эспланада — обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек.
В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года — имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве, Ярослав Глухов

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Перестройки здания Адмиралтейства

Первая перестройка здания была произведена в 1711 г. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, созданным голландским мастером Х. ван Болосом. Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания.

В 1732-1738 гг. была произведена вторая перестройка Адмиралтейства. Работы по перестройке осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов. В 1734-1738 гг. по его проекту была возведена каменная башня со шпилем высотой 72 метра. На этой высоте был установлен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней. Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Башня стала изящнее. Вместо мазанковых амбаров были построены каменные корпуса. В её центре башни находился арочный проезд. Архитектурную композицию завершал восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам. На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограммов чистого золота.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

С 1738 г. Адмиралтейство стало играть градообразующую роль: на его шпиль ориентировались Невский и Вознесенский проспекты, Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.

Новый фасад Адмиралтейства

Согласно предложению архитектора, было перестроено почти все Главное адмиралтейство. От старого здания осталась лишь былая башня, на которой покоился позолоченный шпиль с корабликом. Были снесены прежние фортификации, оставшиеся в городе со времен Северной войны. Теперь столица наслаждалась мирной жизнью, и необходимость в бастионах отпала. На освобожденном месте появился популярный среди жителей Петербурга бульвар. Сейчас здесь находится не менее востребованный Александровский сад.

Продолжительность нового фасада достигла 400 метров. Все архитектурные решения Захарова реализовывались только с одной целью – подчеркнуть ключевое значение здания Адмиралтейства в облике столицы. Г. Санкт-Петербург и тогда, и сейчас сложно представить без знаменитого фасада этого административного комплекса.

Особняк Кшесинской

Имя Матильды Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра, было хорошо известно в дореволюционном Петербурге – ходили слухи о ее фантастическом богатстве и романтических отношениях с наследником престола, будущим императором Николаем II, а после его женитьбы – с великими князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Слухи, к слову, не беспочвенные – за Андрея Владимировича уже в эмиграции во Франции она вышла замуж.

В 1906 году Кшесинская решила построить себе новый просторный дом – не стесненная в средствах прима остановила свой выбор на модном архитекторе фон Гогене, одном из ярчайших представителей петербургского модерна. Особняк Кшесинской является одним из самых заметных зданий этого стиля в городе – для него характерны ассиметричность, графичность линий и сочетание разных материалов в отделке. По мнению специалистов, для особняка Кшесинской Гоген взял очень многое из венского сецессиона. По мнению самой заказчицы, дом вышел на редкость удачным, и в 1907 году на конкурсе лучших городских фасадов получил серебряную медаль.

Во время революции Матильда Кшесинская с большим трудом бежала из России во Францию, а оставленный ею особняк стал центром агитационной работы революционеров – так, 3 апреля 1917 года с его балкона выступал перед рабочими, солдатами и матросами вернувшийся из эмиграции Ленин.

Адрес: ул. Куйбышева, д. 2/1 (метро «Горьковская»). Координаты: 59.95423, 30.32479.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: