Что расположено на площади
Архитектурный ансамбль площади образуют фасады построек, которые мы рассмотрим подробно.
Зимний дворец
С момента постройки в 1762 году до 1904 года Зимний дворец был императорской резиденцией. Дворец выделяется великолепием фасада и роскошным внутренним убранством. Строительство началось при Елизавете и было завершено, когда русский престол заняла Екатерина. Дворец построил итальянский архитектор Растрелли. В здании 1000 комнат, более сотни лестничных клеток, почти 2000 окон.Когда дворец строился, это было самое высокое здание в городе. Николай I своим указом запретил строительство зданий выше дворца. Этот указ был отменен в 1905 году.
На строительство королевской резиденции потребовалось 4000 рабочих. Когда дворец пострадал в результате пожара в 1837 году, на его восстановление потребовалось 15 месяцев и 6000 рабочих.
Сегодня Зимний дворец входит в состав музейного комплекса Эрмитаж. Первые картины появились в этих стенах еще при Екатерине II, и их любили видеть только приближенные к императрице. В 1852 году во дворце был открыт Императорский музей для свободного посещения. Правда, побывать здесь могли далеко не все. Во-первых, было продано ограниченное количество билетов, во-вторых, стоимость билетов была высокой.
В первые послереволюционные годы дворец переименовали, его называли «Дворец искусств». В роскошных залах проходили митинги, митинги и театральные представления. Во время войны подвал дворца был превращен в бомбоубежища. Всего в здание попали 2 авиабомбы и 17 артиллерийских снарядов. Реставрация была проведена в очень сжатые сроки, в конце 1945 года некоторые продажи были готовы принять посетителей.
Роскошный фасад здания гармонично вписывается в архитектурный ансамбль площади. Залы королевской резиденции с великолепным интерьером открыты для экскурсий.
Главный штаб
Здание было спроектировано Карлом Росси. Здание имеет огромную площадь, органично вписывается в архитектуру площади. Два крыла здания соединены аркой высотой 17 метров. Изначально в этом здании размещались Генеральный штаб, Министерство финансов и Министерство иностранных дел.
Реконструкция восточной части здания завершилась пять лет назад. Есть выставка Эрмитажа. Среди находок — картины XIX-XX веков.
Александровская колонна
По указу Николая I осенью 1834 года была возведена Александровская колонна. Он стал символом победы Александра I в русско-французской войне.
Высота памятника 47 м 50 см. Колонна сложена из цельного куска красного гранита. Наверху — скульптура ангела, который крестом прибил змею. Цоколь, на котором покоится колонна, также выполнен из гранита и украшен барельефами.
Для колонны не требовалось особого строения, две тысячи солдат и 400 рабочих. Установка заняла 2 часа. За установкой наблюдали 10 000 граждан.
Сначала на фундамент установили постамент. Когда колонну несли, ее бросили в воду. Чтобы поднять его и погрузить на корабль, потребовалось 600 солдат.
Особенность александрийской колонны в том, что она была установлена на основание без дополнительных креплений и выдержала почти 200 лет под воздействием своего веса — 704 тонны.
Поначалу петербуржцы отреагировали на колонну с опаской, опасаясь обрушения огромного памятника. Чтобы доказать, что колонна не представляет опасности, Монферран, который ее спроектировал и установил, каждое утро гулял со своей собакой под колонной.
это интересно. В советское время обсуждался вопрос об ассоциации фигуры ангела на колонне. Вместо ангела хотели поставить скульптуру Сталина или Ленина.
Штаб гвардейского корпуса
Проект здания разработал А. Брюллов, здесь был проводник императорской гвардии. Сооружение расположено на восточном краю площади и является завершением целого. Брюллов гармонично соединил новостройку с уже построенными конструкциями. В праздничные дни на фасаде здания ставят огромное панно как часть отделки.
Кунсткамера
Название «Кунсткамера» происходит от немецкого Kunst — искусство, искусство и Kammer — Raritätenkabinett. Кунсткамера — первый в России государственный музейный комплекс, одно из важнейших учреждений Санкт-Петербургской Академии наук. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, Кунсткамера была задумана ее основателем как опора европейской науки в российском обществе.
Кунсткамера была основана в 1714 году, когда личная коллекция раритетов Петра I и собрания Аптекарского отдела были перенесены из Москвы в Санкт-Петербург и размещены в Летнем дворце. Им был назначен специальный штат: «главный начальник» Р.К. Арексин, медицинский работник, и «библиотекарь и куратор раритетов и натуралий» И.Д. Шумахер. В 1719 г. коллекция и библиотека царской художественной палаты были перенесены в конфискованный дом А. В. Кикина, «Кикинские палаты» под Смольным двором. С того времени Кунсткамера была открыта для публики: по приказу Петра I она должна была быть открыта для всех посетителей, чтобы «люди могли смотреть и учиться».
Коллекции, привезенные Петром I из его первой поездки в Европу в 1697-1698 годах, стали основой коллекции Кунсткамеры. После этого экспонаты были собраны несколькими указами правительств. Важную роль в пополнении музея сыграл внутренний рынок, особенно первые академические экспедиции, покупки за рубежом и частные пожертвования. Принцип универсальности, заложенный в основу коллекционирования, позволил Кунсткамере представить мир во всем его многообразии в ограниченном пространстве.
Петр I очень удачно выбрал место для строительства специального здания для Кунсткамеры. Расположенное на берегу Невы, здание хорошо видно с большого расстояния. М.В.Ломоносов объяснил такое расположение Палаты искусств тем, что Петр I хотел, чтобы «все смотрели на нее, думали о науках и любили их». Здание построено по проекту А.Шлюттера (вероятно) и Г.Матарнови архитекторами Н.Гербелем, Г.Киавери, М.Г.Земцовым.
Здание Петербургской художественной палаты было построено под влиянием немецкого барокко. Она была трехсторонней, состояла из двух одинаковых зданий, украшенных фронтонами, и была соединена с многоэтажной башней. Внутри пространство было организовано по идеальной модели музейной экспозиции того времени. К началу 1740-х гг. в Кунсткамере находилось значительное количество экспонатов.
В 1747 году, в разгар своего расцвета, произошел пожар, который нанес непоправимый ущерб музею. В период с 1751 по 1757 год под руководством С. И. Чевакинского здание было восстановлено в частично реконструированном виде.
Для восстановления коллекции в 1765 году Академия наук обратилась к правительству с просьбой собрать материалы для музея. В связи с общим направлением дифференциации наук в 1803 г. были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Египетский, Минералогический и Этнографический отделы.
Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который был создан на основе коллекций Петра Великого и значительно расширен в последующие годы. Вскоре после Второй мировой войны в залах Кунсткамеры был открыт музей М.В. Ломоносова. Великий русский ученый работал в этом здании почти четверть века. Собрание музея посвящено началу деятельности Академии наук и вкладу Ломоносова в историю русской науки. В музее представлены документы и предметы времен Ломоносова, в том числе научные приборы, книги, портреты, гравюры, в том числе из личной коллекции первого русского академика.
Исаакиевская площадь
Это одна из самых красивых площадей города, в ансамбле которой центральное место занимает Исаакиевский собор. Здесь же вы увидите старинное здание, построенное в 18 веке для Нарышкиных, в котором жил писатель и просветитель Дидро во время своего пребывания в России. Вы полюбуетесь очаровательным Мариинским дворцом, построенным по указу Николая I в подарок дочери, княжне Марии, связавшей себя брачными узами с герцогом Лихтенбергским. Увидите памятник Николаю I и построенную в 19 веке гостиницу Англетер, с которой связаны последние дни жизни Сергея Есенина. А затем пройдете к Синему мосту, самому широкому в Петербурге, и полюбуетесь с него городским пейзажем.
Зимний дворец
Главной достопримечательностью Дворцовой площади является Зимний дворец.
- Метро: Невский Проспект, Адмиралтейская
- Стиль архитектуры: Елизаветинское барокко
- Главный архитектор: Франческо Растрелли
- Дата основания: 1754 год
По страницам Зимнего дворца
За всю историю Санкт-Петербурга было построено пять зимних дворцов. Изначально Петр Первый жил в одноэтажной избе, выполненной из дерева. По легенде она была построена за три дня. Спустя пять лет царь приказал построить зимнюю резиденцию. Корабельных дел мастер Петр Алексеев соорудил для императора деревянный дом в два этажа.
В 1712 году А. Д. Меньшиков в качестве свадебного подарка преподносит Петру Первому загородный дом, выполненный из камня. В нем император прожил пять лет. После того как на престол взошла Анна Иоанновна, новоиспеченной императрице потребовались новые царские покои. Главным архитектором был назначен Франческо Растрелли, и в 1735 комплекс был достроен.
Дворец состоял из 70 парадных залов, спален, большой капеллы, театра, галерей.
В 1741 году на престол взошла Елизавета Первая. По ее приказу к Зимнему были пристроены служебные помещения, а через несколько лет добавлены корпуса. Однако и этого было мало, и императрица подписала указ о создании нового дворцового комплекса. Строительные работы были закончены в 1755 году, однако дворец не понравился императрице. Русская царица мечтала о создании величественного дворца, который бы олицетворял царскую роскошь.
Воплотить мечту императрицы вновь посчастливилось архитектору Ф. Растрелли. Дворец получился роскошным и помпезным, общая площадь составляла 60 000 кв. м. Елизавете не суждено было жить во дворце своей мечты, его принял император Петр Третий. Но и он недолго прожил здесь, после свержения царские хоромы перешли к Екатерине Второй.
Эрмитаж
Коллекционер живописи Й. Э. Гоцковский задолжал князю В. С. Долгорукову большую сумму денег. В счет долга в 1764 году он переправил Екатерине Второй большую коллекцию редчайших картин. Для их хранения было построен Малый Эрмитаж. Далее были пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В начале XIX столетия было построено здание Нового Эрмитажа.
Настоящее Зимнего дворца
Дворец выглядит величественно, крылья здания обращены к Адмиралтейству, фасадная часть выходит на Неву. Масштабы всего комплекса впечатляют и удивляют:
- Протяженность со стороны Невы – 210 метров;
- Протяженность со стороны Адмиралтейства – 175 метров;
- Количество залов – 1050
- Количество окон – 1945
- Количество лестниц – 117
- Количество дымовых труб – 329
- Высота – 23.5 метра
На крыше установлены 176 скульптурные композиции.
Трагические страницы
В декабре 1837 года из-за ошибки в печном отделении произошел сильный пожар. Часть ценностей удалось сохранить, здание почти полностью было уничтожено.
На Александра Первого было совершено покушение, император не пострадал, погибли солдаты караула.
В Зимнем дворце после февральской революции разместилось временное правительство. Во время Октябрьской Революции большевики арестовали министров. Сам комплекс стал именоваться Дворец искусств, однако спустя две недели после переворота Зимний дворец обрел статус музея, а его сокровища были национализированы.
Интересные факты
Николай Первый издал указ, о запрете строительства здания высотою больше чем 11 саженей. Император не желал, чтобы в городе появилось строение, по высоте превышающие его резиденцию.
Официальными жители Эрмитажа являются коты и кошки. Здесь можно встретить потомков голландских котов, привезенных Петром Первым, а также казанских котов, которых выписала Елизавета.
История
Территория, где сейчас располагается Дворцовая площадь, ранее представляла собой обширное открытое пространство – гласис. Образовалось оно после закладки в 1704 году Адмиралтейской верфи, и по законам военного времени было необходимо для действий артиллерии. Когда Адмиралтейство утратило функцию военной крепости, первоначальное значение гласиса тоже было забыто.Постепенно территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.
Формирование ансамбля Дворцовой площади началось в 1753 году, когда архитектор Франческо Бартоломео Растрелли одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца представил проект площади перед ним.
Основные исторические этапы формирования площади, которые протекали в течение почти века и затронули время правления нескольких российских правителей:
- 1754 – 1762: возведение Зимнего дворца по проекту Растрелли
- 1819 – 1829: строительство здания Главного штаба
- 1830 – 1834: установка Александровской колонны
- 1837 – 1843: строительство Гвардейского корпуса
- 1977: масштабная реконструкция площади, в ходе которой заменили старое асфальтовое покрытие брусчаткой, выполнив декоративное мощение. Также были воссозданы в историческом виде 4 фонаря по углам площади
- 2001: очередная реставрация площади и археологические исследования. В ходе них был обнаружен фундамент флигеля времен императрицы Анны Иоанновны. Флигель представлял собой трехэтажный дворец, возведенный по проекту Растрелли. Фундамент был изучен, сфотографирован и вновь засыпан землей
Крыши Санкт-Петербурга
У 300-летнего города, бывшего не так давно столицей огромной империи, имеется немало тайн. Чтобы к ним прикоснуться и более полно ощутить неповторимую атмосферу Петербурга, нужно подняться на крышу – туда, откуда видно легендарные питерские дворы-колодцы, низкое северное солнце и далекую Балтику. Лучше всего это делать в сопровождении экскурсовода-руфера, который проведет вас по самому интересному маршруту, превратив вашу прогулку по крышам в незабываемое приключение.
Онлайн-путеводители от Allmyworld.ru:
P.S. Добавляйтесь в группы в www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, а также подписывайтесь на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Интересных вам прогулок по Петербургу!Ваш Роман Мироненко
Советы для посетителей
Лучшее время для посещения площади с целью съемки панорамы Зимнего дворца и Александровской колонны – утро буднего дня. В это время на площади минимум народа.
Если же вам хочется ощутить особую атмосферу площади, тогда стоит запланировать посещение во второй половине дня. В это время здесь открываются сувенирные лавки и проходят выступления уличных артистов.
На площади можно увидеть актеров в исторических костюмах, изображающих Петра I и Екатерину II
Обратите внимание, что фотосъемка с ними платная
Дворцовая площадь сегодня – полностью пешеходная (проезд доступен только для служебных автомобилей и для военной техники во время парадов). Однако в теплое время года вы можете прокатиться по Дворцовой на карете, которые здесь «припаркованы».
Читайте далее:
07.12.18 Сегодня в Эрмитаж бесплатный вход для посетителей
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге
Фестиваль военных оркестров 2019 в Петербурге
Здание банкирского дома Вавельберга
Огромный черный дворец, похожий на венецианское палаццо эпохи Возрождения, возвышается на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы. По легенде, заказчик, осмотрев готовое здание, остался доволен всем, кроме таблички на входной двери. Надпись «Толкать от себя» совершенно не соответствовала его жизненным принципам, и он приказал заменить ее на «Тянуть к себе».
Адрес: Невский проспект, 7/9. Координаты: 59.93667, 30.31387.
Весной 2021 года в здании банкирского дома открылся пятизвездочный бутик-отель Wawelberg. В отеле всего 79 номеров (включая 27 люксов) и просторная терраса шестого этажа, с которой открывается изумительная панорама исторического центра.
Адрес: Невский проспект, 7-9 (метро «Адмиралтейская»). Координаты: 59.93658, 30.31465.
Недалеко от дома Вавельберга расположено единственное здание советских времен на Невском проспекте. На его фасаде до сих пор сохранилась надпись блокадных лет: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Что посмотреть за 3 дня
Трехдневная программа отдыха в Санкт-Петербурге тоже предполагает выбор приоритетных маршрутов, так как даже за этот срок (и за неделю) невозможно охватить все главные достопримечательности города и ближайшие пригородные дворцовые комплексы.
При хорошей погоде один из дней можно почти полностью посвятить отдыху на Крестовском острове — в парке развлечений «Диво Остров». В пасмурные дни не трудно найти альтернативы в крытых комплексах — таких как «Маза парк» или крупные аквапарки.
Еще одно направление — самостоятельно открыть Петербург литературный: побывать в музеях-квартирах любимых писателей, сфотографировать посвященные им памятники или даже пройтись по маршруту Раскольникова. На свой вкус можно подобрать и другие необычные места: отметить на карте скульптуры львов, неординарные архитектурные объекты, парк миниатюр, маршруты вдоль набережных. Для многих туристов в обязательную программу также входят круиз по рекам и каналам Санкт-Петербурга и фотография неба из двора-колодца.
Что надо обязательно посмотреть
Город — маленькая копия Петербурга. Тут есть Адмиралтейство, Летний сад, Гостиный двор и мосты. Все расположено компактно, так что вполне можно осилить за одну поездку.
Морской собор
Морской Никольский собор был построен на деньги простых матросов в 1913 году. Напоминает Софийский собор в Константинополе. Все его оформление связано с морем – канаты и якоря в обрамлении куполов, кресты над штурвалами, на полу из цветного мрамора выложены изображения птиц и морских обитателей. Один из самых необычных соборов, сочетающих классические формы православных храмов и морскую тематику. Как и все храмы, он подвергся гонениям со стороны большевиков. В 1929 году с него скинули купола и сделали из него кинотеатр. Впоследствии в нем были клуб и музей. Только в 2002 году храм вернули православной церкви и восстановили былой облик.
Толбухин маяк
Самый древний маяк в стране. Первоначальный проект нарисовал лично Петр Великий. Искусственная насыпь увенчалась деревянной постройкой в 1719 году. Возникли проблемы с освещением, свечей не хватало, их поменяли на уголь и дрова, что для деревянного маяка было не лучшим решением. Из-за сложности расположения перестроить маяк в камне смогли только к 1810 г. Получилось здание в 30 метров высотой с отражающими посеребренными пластинами. Освящение поменяли на масленые лампы. Он действует и до сих пор, конечно, с современным оснащением, дальность света достигает 30 километров. Попасть на него можно на экскурсионном кораблике.
Чугунная мостовая
Проект появился благодаря интересной идее, привезенной из Америки директором Пароходного завода Лебедевым. Красота и практичность – такую мостовую не нужно постоянно обновлять из-за болотистой местности. Естественно, первыми удивительной мостовой обзавелись на Пароходном заводе, выложив такой плиткой двор завода, а далее и территорию около Пенькового моста, дорогу к Адмиралтейству и вдоль Петровской улицы. Увы, чугунная мостовая сохранилась частично, в годы Великой Отечественной войны ее разбирали и выливали бомбы.
Интересно: Что посмотреть в Петергофе
Сухой док Петра Великого
Крупнейший док своего времени. В нем могли находиться до 6 кораблей одновременно, а осушался он всего за сутки. Обычные европейские доки могли принять по 3-4 корабля и сушились неделю.
Строительство дока велось с 1719 по 1752 год по указу и чертежам Петра I. Он мог бы работать до сих пор, но устарел и стал заброшенным символом прогресса. Пройти к нему легко – сворачиваете во двор дома № 5 по Коммунистической улице и идете прямо. Вход доступен всем желающим.
Интересно: Куда сходить в Ломоносове
Аврора на ремонте в доке
Рыбка колюшка
На стене обводного канала, недалеко от Синего моста, есть памятник, напоминающий о страшных днях блокады Ленинграда, – Рыбка колюшка. В мирное время ее никто не ел, она считалась «мусорной» рыбой, да и наличие в ней паразитов не способствовало поимке. В годы войны рыба ушла, все съедобное было выловлено, настал голод. И тогда на помощь пришла колюшка. Маленькая, колючая рыбка спасла тысячи жизней. При готовке её нужно было долго вываривать, чтобы убить паразитов, а косточки обжигали, перемалывали и пекли лепешки.
Дерево желаний
В 100 метрах от памятника Рыбке колюшке стоит Дерево желаний. Интересный арт-объект имеет глаза, нос и одно ухо. Вот в это ухо произносится желание, потом обходят вокруг дерева, и так три раза. Желание должно быть одно.
Рядом с деревом есть памятник чугунному котлу и мраморная карта города. Монументов в городе много, стоит только выбрать, какая часть истории вас интересует. В пеших экскурсиях их показывают по пути к основным достопримечательностям.
Интересно: Крутые места Выборга
История Дворцовой площади кратко
Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.
Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.
Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.
Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.
Дворцовая площадь в конце 18 века
Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.
Арки Зимнего дворца
Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.
В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное — придало площади логическую завершенность.
Здание Главного штаба на Дворцовой площади
Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.
Дворцовая площадь в 19 веке
Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.
Живые шахматы — фото 1924 года
После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.
В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.
Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.
От луга к плацу
В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.
В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.
Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.
В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.
В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.