Памятник чкалову в нижнем новгороде

Судьба испытателя

Легендарный летчик-испытатель Валерий Чкалов родится в одном из сел нижегородского района, ставшим сегодня городом Чкаловск. Все мужчины в роду Чкаловых были физически сильными, упрямыми и напористыми людьми. Его прадед слыл одним из сильнейших волжских бурлаков, дед, работающий портовым грузчиком, также славился удивительной физической силой. Отец легендарного летчика был самым лучшим котельным мастером и получал за работу очень достойное вознаграждение, что позволяло семье жить в хорошем доме с садом.

Но Валерий не пошел по стопам отца, а в результате долгих поисков себя, он выбрал авиацию. Интересно, что местом его службы после лётного училища была Ленинградская истребительная авиаэскадрилья, носившая имя другого легендарного нижегородского летчика П.Нестерова.

Чкалов — бесстрашный летчик-испытатель

Постепенно В.Чкалов перешел в разряд летчиков-испытателей и занимался освоением новых моделей истребителей и бомбардировщиков, за что был награжден орденом Ленина. В 1936 году группа летчиков в составе Чкалова, Байдукова и Левченко выступила с инициативой осуществления длительного беспересадочного перелета из советской России в капиталистическую Америку над Северным полюсом.

Самолет, на котором В.Чкалов с друзьями совершал беспосадочные перелеты

В тот же 1936 год был свершен пробный длительный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский (56 часов беспосадочного полета). Этот перелет принес летчикам звание Героя Совестного Союза, всенародную любовь и признание.

Газета «Известия» рассказывает о подвиге советских летчиков

После такого удачного перелета было дано разрешение на осуществление главной мечты – полета в Америку, который и состоялся летом 1937 года. Этот тяжелый, но достойно совершенный перелет сделал летчиков национальными героями. А родина В.Чкалова — поселок Василёв именно после этого стал городом Чкаловском.

Малая родина В.Чкалова — бывший поселок Василёв

В следующем году во время испытаний  в Подмосковье на очень спешно подготовленном новом истребителе и при плохих погодных условиях В.Чкалов осуществлял пробный полет, во время которого у истребителя заглох мотор. Летчик увел самолет от жилых строений и даже смог его посадить, избежав пожара, но в результате того, что большая машина зацепилась за провода и ударилась о дровяные нагромождения, летчика выбросило из машины. 

Памятный камень, установленный в месте гибели В.Чкалова в Подмосковье

Получив тяжелейшие травмы, несовместимые с жизнью, легендарный покоритель неба скончался в больнице. Произошло это 15 декабря 1938 года.

Личная жизнь

В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец – сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга (в честь матери), Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах.

Мемориальный музей имени Чкалова

Город не зря переименован в честь этого легендарного лётчика. Чкаловск, а тогда ещё Василёва Слобода — это родина Валерия Павловича Чкалова. Он здесь родился и рос, учился и работал.

Именно отсюда в 1919 году он уехал в Нижний Новгород и устроился слесарем в Канавинский авиапарк, где первый раз и поднялся в небо вместе с тамошними лётчиками, которые совершали пробный полёт на отремонтированных самолётах. Небо его покорило, и он добился путевки на обучение в Егорьевскую авиашколу.

Экспозиция музея состоит из двух тематических частей. Первая – это родной дом лётчика, где хранятся его подлинные личные вещи, мебель, фотографии и многое другое. Даже тот самый старенький серый чемодан, с которым молодой Валера уехал на учёбу.

Вторая часть – это ангар, где хранятся самолёты, к которым Чкалов имеет прямое отношение. Например, красно-синий АНТ-25. На нём и совершил лётчик свои знаменитые беспересадочные полёты – из Москвы на Дальний Восток и до Америки через Северный полюс. Имеются тут и другие авиамашины, в том числе и личный «кукурузник» Чкалова.

Кроме этого, в музее выставляются лётное снаряжение, первый шлем лётчика, а также подаренные ему моторная лодка и лимузин «Паккард».

Местоположение: улица Чкалова — 5.

Некрополь у Кремлевской стены

Статья: Некрополь у Кремлевской стены — уникальное кладбище в самом центре Москвы

Место захоронения Валерия Павловича Чкалова

О смерти легендарного пилота говорили по радио и писали все газеты. Правительство решило похоронить героя у Кремлевской стены, и была создана специальная комиссия по проведению похорон, куда вошли друзья Чкалова – М. М. Громов, А. В. Беляков и Г. Ф. Байдуков. Летчика провожали в последний путь всей страной. Для прощания гроб установили в Колонном зале, потом тело кремировали, а 18 декабря состоялись похороны.

Урну с прахом пронесли с трибун мавзолея к Кремлевской стене и закрыли в нише. За печальной и торжественной церемонией наблюдали десятки тысяч людей на Красной площади. Прах Чкалова замурован между местами захоронений Марии Ильиничны Ульяновой и Надежды Константиновны Крупской.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.

Валерий Чкалов с семьей

Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка».

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Статья: Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода

Вид на Чкаловскую лестницу в Нижнем Новгороде с Волги

Одна из визитных карточек Нижнего Новгорода связана с легендарным пилотом. Имя Чкалова носит интересная нижегородская достопримечательность – оригинальная лестница на правобережье Волги. Широкие пролеты в виде огромной восьмерки настолько велики по размерам, что видны даже из космоса.

В 1940 году в городе решили увековечить память о погибшем летчике и установили на Волжском откосе бронзовый памятник Чкалову. Лестница от монумента к реке была открыта в 1949 году. Сегодня со смотровой площадки возле фигуры пилота открывается превосходный вид на слияние Волги и Оки. Лестница в полтысячи ступенек спускается к берегу, где находится монумент Катер «Герой».

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

История создания Чкаловской лестницы

Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.

Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год

Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.

В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.

Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.

Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.

В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.

Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.

Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год

Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.

Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.

В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.

Сперва лестница называлась Сталинградской, затем — Волжской, но прижилось народное название — Чкаловская.

Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.

Памятник генерал-губернатору Сироткину Д.В

Рекомендовать место

10

12

Памятник Д.В. Сироткину, владельцу собственного пароходного дела, установлен в Нижнем Новгороде на любимом месте мецената – волжском откосе.

Дмитрий Васильевич Сироткин – купец-меценат, выдающийся общественный деятель. Он родился в Нижегородской губернии в 1864 году в семье крестьянина, владевшего двумя пароходами. С детства Дмитрий был связан с корабельным делом – помогал отцу по работе на теплоходах. В 1894 году Сироткин сам становится хозяином пароходного дела. Так, он разработал новое и весьма перспективное направление в предпринимательской деятельности, а именно – транспортировку нефтепродуктов речным путем. В конце 90-х годов XIX века Сироткин соорудил несколько деревянных баржей новой конструкции, поражавших современников своими гигантскими размерами. Переворот в судостроении барж произвела созданная в 1907 году баржа «Марфа-Посадница».

В 1911 году Сироткин приступил к реализации еще одного грандиозного по масштабу проекта – он начал заменять пароходы на теплоходы с дизельными двигателями, сокращая таким образом расход топлива. Более того, в 1911 году по его инициативе было запущено строительство нового судостроительного завода, получившего название «Нижегородский теплоход». Сегодня это одно из наиболее успешных судостроительных предприятий в регионе.

Автор памятника Сироткину — Виктор Пурехов.

Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Вид на Троицкий мост

Россиянам хорошо известна романтическая легенда, как влюбленный Чкалов, желая привлечь внимание девушки, пролетел под каменным мостом. Этот эпизод даже сняли в художественном фильме

Профессиональный летчик Борисенко, позируя операторам, действительно совершил головокружительный трюк, проведя свой самолет под мостом над водами реки.

Точной даты полета история не сохранила, под мостом можно было пролететь только днем. Место людное, однако не нашлось ни одного свидетеля, кто бы видел полет Чкалова. Вторая жена летчика Ольга Эразмовна, ради которой, как считается, он и решился на лихой поступок, много раз говорила в интервью, что при ней Чкалов этого не делал. Описания легендарного полета под Троицким мостом появились только в 1939 году, уже после выхода художественного фильма.

Мемориальный музей в Чкаловске

Павильон — ангар мемориального музея В. П. Чкалова. Главный экспонат в ангаре самолёт АНТ-25

Чкалов родился и окончил школу в селе Василево Нижегородской губернии. В 1937 году оно было переименовано в город Чкаловск. Один из самых популярных музеев Поволжья состоит из мемориального дома, в котором вырос будущий летчик, и крытого ангара с коллекцией самолетов и техники 1930-х годов.

Музей был открыт в 1940 году в деревянном доме, построенном отцом летчика. Экспозиция рассказывает о детстве Валерия, его семье, первых учителях и годах учебы в Череповецком техническом училище. Здесь хранятся мемориальные вещи – летный костюм, зажигалка, курительная трубка и пробковый пилотский шлем, который Чкалов надевал во время первого полета.

В крытом павильоне выставлен личный автомобиль летчика – синий американский «Паккард» и лодка-глиссер. Здесь же можно увидеть истребитель И-16 и экспериментальную машину И-17. Центральное место занимает самолет АНТ-25, на котором был проведен беспересадочный перелет над арктическими льдами в Северную Америку.

История места

Прогуляемся до Георгиевской башни. Если повернуться лицом к Волге, справа от вас будет возвышаться фигура Чкалова, который, словно радушный хозяин, встречает гостей.

Само место, на котором стоит памятник, примечательно. В начале XVII века здесь был женский монастырь, который в XIX веке был перенесен к площади Лядова. Дело в том, что в то время расчищалось пространство. Вдоль стен Кремля планировалось обустройство зоны отдыха для горожан, которые могли бы гулять по дорожкам, любоваться зелеными насаждениями и видом на Волгу.

В прошлом веке на месте постамента находилось кафе, где можно было полакомиться вкусным мороженым.

Сегодня отсюда открывается поистине удивительный вид

На противоположном берегу красуется Бор, вдалеке виднеется новый мост, а по реке важно и величаво плывут различные судна: прогулочные катера, пароходы, деловые баржи.

Памятник «Основателю города святому великому князю Георгию Всеволодовичу и наставнику его святителю

Рекомендовать место

17

4

В Нижнем Новгороде много интересных памятников архитектуры, но одним из самых величественных можно назвать памятник основателю города, который официально называется памятником князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому.

Этот монумент расположен в кремле Нижнего Новгорода, у Михайло-Архангельского собора. Скульптур, как уже говорилось, посвящена основателю Нижнего Новгорода, великому князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Суздальскому. Авторов памятника является нижегородский скульптор Виктор Пурихов, сам памятник был изготовлен в мастерской города Жуковского.

Монумент отлит из бронзы и дополнен гранитом, его высота — 7 метров. Постаменте скульптуры закреплена чугунная плита в виде свитка с надписью: «Основателю города святому великому князю Георгию Всеволодовичу и наставнику его святителю Симону от нижегородцев».

Открытие памятника состоялось 17 февраля 2008 года. Во всех храмах Нижнего Новгорода в этот день служили праздничную литургию. Памятник освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Дома, где жил Чкалов

Дом № 11 по улице Всеволода Вишневского в Санкт-Петербурге, в котором жил В. П. Чкалов

Имя прославленного летчика носят многие села и поселки, улицы, площади, проспекты, школы, заводы, остров в Охотском море, гора в Антарктиде, аэропорт и одна из станций московского метрополитена. В Ванкувере в честь российского летчика названы парк и улица, а на местном аэродроме стоит обелиск и открыт музей легендарного перелета.

На домах, в которых жил Чкалов, установлены мемориальные доски. Это здание на Красноармейском проспекте, 4, в Троицке (1926-1928), дома по улице Всеволода Вишневского, 11 (1924-1927), и по улице Текстилей, 21 (1929-1930), в Санкт-Петербурге. Еще один адрес находится в Москве – дом 14/16 на Земляном Валу. В советское время это улица называлась Чкаловской, а потом ей вернули историческое название.

Выставочный зал А. М. Каманина

Есть в этом городе, а именно на третьем этаже местного Дома культуры ещё одна выставка, совсем другая, но не менее любопытная. На ней можно увидеть картины чкаловских и не только художников.

Отдельный зал посвящён человеку, благодаря которому и появилась данная картинная галерея. Это народный художник РСФСР Александр Михайлович Каманин, который родился в Чкаловске. Второй зал в картинах и бюстах рассказывает о жизни и подвиге Чкалова. Есть ещё третий, четвёртый залы и коридор. Они не менее занимательны. В общем, данная выставка насчитывает примерно шесть тысяч экспонатов.

Местоположение: улица Чкалова — 4.

Если после посещения основных достопримечательностей душа потребует «продолжения банкета», то есть ещё путешествий по Чкаловску, тогда можно посетить следующие места: водонапорную башню, Дом Рукавишниковых, Горьковское водохранилище, Церковь Анастасии Узорешительности, Часовню Воскресения Христова. Если и этого будет мало, то можно проехаться и по окрестным сёлам. Они так же богаты своей неповторимой историей и культурным наследием, которые никого не оставят равнодушным.

Детство и юность

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. в селе Василёво Нижегородской области (ныне – город Чкаловск). Семья была простая: отец – Павел Григорьевич – работал в котельной на судоверфи, мать – Ирина Ивановна – вела дом. К сожалению, когда маленькому Валере исполнилось 6 лет, мама умерла, и мальчик оказался фактически предоставлен сам себе, ведь отец был постоянно на работе.

Надо сказать, что это обстоятельство повлияло на становление личности Валеры: несмотря на дружелюбность и сдержанность, он научился стоять за себя, при необходимости показывая силу и дерзость: дрался, на спор подныривал под плоты и пароходы, проходящие по Волге.

Когда пришло время идти в школу, отец отправил сына в «началку», после которой, по совету родителя, в 1916 г. паренек поступает в техническое училище г. Череповца (сегодня заведение носит имя легендарного летчика).

Чкалов с однокурсниками

По воспоминаниям учиться Чкалову было несложно: как оказалось, у него была отличная память, позволявшая схватывать информацию буквально «на лету»; кроме того, сказались и гены по линии отца – Валера легко «щелкал» математические задачи. Однако через 2 года училище из-за финансовых сложностей закрылось, и перед парнем снова встал выбор: что делать дальше. Он принял решение вернуться домой и помогать отцу.

Несмотря на то что юноша со временем овладел навыками работы кочегара и молотобойца, его не оставляла смутная жажда путешествий, странствий, неизведанных далей. Как говорится, все встало на место, когда пятнадцатилетний мальчишка впервые увидел самолет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: