Домик лермонтова в пятигорске история

Константиногорская крепость

На месте бывшей мусорной свалки (8 га) стараниями терских казаков сегодня осуществляется грандиозный проект – восстановление старинной Константиногорской крепости. На основе архивных источников директором краеведческого музея С. Савенко был разработан план реконструкции исторического места. Сегодня под открытым небом оборудованы беседки для отдыха, сооружены два искусственных озера, насыпаны крепкие дамбы.

По периметру выкопан 700-метровой длины ров таких же размеров (4х5), каким был прежний. После заполнения водой рва здесь разводят карасей. На сегодняшний день закончено обустройство этнографической усадьбы, где содержатся домашние животные. В местной конюшне содержится 10 лошадей, организован конноспортивный клуб, проводятся занятия по верховой езде. Оборудована полоса препятствий и стрельбище для военно-спортивной подготовки молодёжи.

Сейчас продолжаются активные работы по воссозданию объектов крепости. Возводится дозорная вышка, учебные классы, казарма, столовая, лазарет, мастерские, столовая и др. В центре строят деревянную часовню из белорусского сруба. Обслуживают музей-крепость 30 человек. В недалёком будущем Константиногорская крепость станет популярным культурно-туристическим объектом города.

Central City Hotel

Каждое утро сервируется континентальный завтрак

9,5
Хорошона основании 175 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Кристэлла

По утрам подают континентальный завтрак

9,1
Хорошона основании 695 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Бештау

Спортивный клуб с турецкой баней, сауной

8,0
Хорошона основании 1 855 отзывов

Забронировано сегодня 7 раз

Показать цены

Что внутри дома?

В середине дома располагаются четыре небольшие комнаты. Две из них занимал друг писателя капитан Столыпин, а в других двух жил и сам Лермонтов. То, как, в общем, выглядели эти комнаты, можно сказать несколько слов — скромность, ухоженность и простота. Потолки низкие, обитые деревом, полы также деревянные. Окна во всех комнатах разных размеров. На стенах были наклеены самодельные обои из обычной бумаги.

Войдя в дом, мы попадаем в маленькое помещение, которое раньше называли сенями. Здесь есть дверь, которая ведет в прихожую. В эту комнату слабо попадает свет, поэтому она, немного как — бы находится во мраке. Из прихожей есть две двери, которые ведут одна в приемную или гостиную комнату, а другая в зал. В приемной находится дверь, ведущая в комнату капитана Столыпина. Комната самого Лермонтова была угловой, ее окна выходили в живописный сад.

Сегодня в спальне поэта находится только его подлинная мебель. Она была перевезена в Пятигорск в музей после его смерти. Кресло и письменный стол были взяты из квартиры Лермонтова в Санкт-Петербурге. Эта комната служила писателю одновременно кабинетом и спальней. В ней находится огромный стол с парой стульев, узкая кровать, маленький столик в форме треугольника и четыре стула между двумя дверями.

jenshesta
evgeniy_pokrovskiy
olesya__smirnova_
dashakyrnoskina7194

В углу была расположена небольшая дровяная печка. Письменный стол стоит возле окна, а на нем лежат книги, которыми Лермонтов интересовался в последние дни своей жизни. Это были, книги сочинений Жуковского, и полный сборник стихотворений Шекспира на оригинальном английском языке.

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске

Памятник Лермонтову в Пятигорске

Пятигорский некрополь

Академическая галерея в Пятигорске

Находясь в этой комнате, невозможно не почувствовать той удивительной атмосферы, в которой жил поэт. Только подумать, что вот здесь он лежал на кровати, здесь сидел и размышлял… Ведь именно в этом помещении Лермонтов написал свои последние стихи лирического жанра, такие как «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»…

В спальне из мебели есть большой стол, железная кровать и деревянный шкаф. На столе лежат такие принадлежности как: курительная трубка, подсвечник и табачница. На деревянном шкафу висят капитанский сюртук и фуражка. На столе также можно увидеть портрет Столыпина, автором написания которого является сам Лермонтов.

Скромный домик под тростниковой крышей

Поэт приехал в Пятигорск в мае 1841 года и снял дом у подножия горы Машук. За последнее столетие Пятигорск разросся, и теперь дом поэта находится в самом центре – по улице Буачидзе, 9. В музей его превратили только в 1912 году, когда городские власти выкупили усадьбу. До этого дом передавали из рук в руки – от одних владельцев к другим.

Аутентичное строение хорошо сохранилось и сберегло дух ушедшей эпохи. В доме всего несколько комнат – с виду обычное сельское строение с низенькими окнами. Лермонтов жил здесь в компании своего родственника и сослуживца капитана Столыпина. Квартиру они оплачивали совместно. В комнатах дома–музея можно увидеть: старинные предметы быта, письменные принадлежности, личную посуду, оружие, картины, ковры, мебель. Экспонаты для музея собирали по всей России. Здесь вещи из петербургской квартиры поэта, старинные фотографии, баулы и чемоданы, с которыми он путешествовал. Особенное место занимают стихи, написанные рукой поэта. Именно здесь появились знаменитые «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и несколько других стихотворений.

Именно на базе этого маленького строения был создан Государственный музей–заповедник М. Ю. Лермонтова. Сегодня он включает 4 основных объекта и занимает целый квартал: домик Лермонтова, особняк генерала Верзилина, дом композитора Алябьева, художественный отдел. Музей работает с 10:00 до 18:00, касса закрывается в 17:00, выходные дни — понедельник и вторник. Доехать можно на общественном транспорте от железнодорожного вокзала автобусом №1 до остановки «Тарханы», трамваями №1, №3 или №5 до остановки «Цветник». Для тех, кто захочет не только посетить домик поэта, но и осмотреть примыкающие к нему усадьбы проводится комплексная экскурсия по территории музея–заповедника.

Если выйти из домика и оглядеться по сторонам, можно увидеть множество других зданий. К поэту они имеют косвенное отношение, но их тоже включили в музейный комплекс. Эти дома и хозяйственные постройки принадлежали раньше семействам Чилаевых и Умановых, именно у Чилаевых снимал жилье Лермонтов.

Дом Умановых представляет собой одноэтажное деревянное здание на каменном цоколе. Сегодня здесь размещено собрание живописных полотен с изображением поэта, проводятся выставки и экспозиции. А в бывшем доме Чилаева разместилась научная библиотека. Также частью дома–музея стал особняк генерала Верзилина, в то время его называли дом Горбылева. Именно здесь снимал комнату гусар Мартынов, жили друзья Лермонтова – Глебов, Зельмиц, Раевский. В этом гостеприимном доме и произошла досадная ссора, приведшая к дуэли.

Особняки были реквизированы после революции у частных владельцев и подверглись реставрации. Теперь внутри – рисунки, фотографии, книги, документы, связанные с ушедшей эпохой. Можно увидеть наброски, сделанные рукой поэта, рукописные варианты его стихотворений и даже подлинные материалы следствия, проведенного после его смерти.

Пятигорский краеведческий музей

Старейшее заведение Северного Кавказа (1903 г) воплотило в своих экспозициях подробную историю региона от глубокой древности до наших дней. В его фондах хранится более 134 тысяч разнообразных экспонатов. Сотрудники уникальной организации – настоящие энтузиасты и профессионалы своего дела. Благодаря их усилиям, любой визит сюда превращается в захватывающее «путешествие» во времени. Здесь регулярно проводятся сменные выставки, действуют 3 постоянные экспозиции.

Первый этаж занимают экспозиции «Природные особенности КМВ» и «Страницы истории Пятигорья». Здесь представлены богатые коллекции минералов, макеты гор, образцы полезных ископаемых, рельефные карты и др. Огромный интерес вызывают находки палеонтологов: фрагменты скелета Южного слона, черепа ископаемых животных, чучела редких птиц. Демонстрируется немало археологических артефактов различных эпох: бытовые предметы, уникальные образцы огнестрельного и холодного оружия, исторические документы, карты, фотографии.

В экспозициях 2-го этажа отражена волнующая история В.О.В, участие пятигорчан (от рядовых до Героев СССР) в великой победе. Здесь выставлены личные вещи, обмундирование бойцов, фото, награды, оружие, исторические документы. Выставки 3-го этажа, открытые в 2017 г., знакомят с людьми, сыгравшими значительную роль в формировании фондов. Есть в заведении Зал изоискусств, в котором организовываются сменные художественные выставки.

Место дуэли

Так уж вышло, что гора Машук, главный символ Пятигорска, неразрывно связана с именем поэта. Именно на ее склоне произошла трагическая дуэль. Сейчас добраться до скромной поляны не составляет труда. Но в первой половине XIX века это было место «на отшибе». Сначала на месте гибели Лермонтова установили скромный обелиск. В 1915 году его заменил памятник скульптора Михаила Осиповича Микешина – стройное пирамидальное сооружение, окруженное четырехугольной оградой. Главная стела выполнена из кисловодского доломита. В ней вырезана круглая ниша, куда помещен бронзовый бюст поэта. Лермонтов бывал в Пятигорске неоднократно. Гуляя по Пятигорску, гости города невольно встречают места, так или иначе связанные с именем поэта. Сегодня лермонтовские места – ценность, которую может показать знаменитый город-курорт своим гостям.

Памятник на месте дуэли поэта – не единственная достопримечательность горы Машук. Здесь находится знаменитый Провал – пещера с подземным озером. Также на склонах горы можно посетить Лазаревский храм, Некрополь, полюбоваться панорамой города. Ходить много по горным склонам не придется, так как на вершину проложена скоростная канатная дорога.

Домик Лермонтова

Домик, в котором когда-то жил известный русский поэт Михаил Лермонтов, находится в старом квартале города и является характерной постройкой первой половины 19 века. Это одноэтажное оштукатуренное небольшое строение с камышовой крышей, по соседству с которым расположены аналогичные дома, входящие в бывшие усадьбы Чилаева, Уманова и Верзилина. Все дома соединены между собой дорожками из машукского камня.

Это было последнее жилище поэта, и последнее его посещение Пятигорска, в котором за свою короткую жизнь он был пять раз. В детстве маленького Мишу на лечебные пятигорские воды привозила из Тархан бабушка Е.А.Арсеньева в 1820 и в 1825 годах. Останавливались они у родной бабушкиной сестры генеральши Хастатовой, которая имела собственный дом на бывшем Пятигорском бульваре, ныне улице Кирова. Сейчас в этом месте находятся Пушкинские ванны.

Первые посещения Кавказа сыграли огромную роль в формировании мировоззрения поэта и развитии его мироощущения. Здесь все было очень необычно: удивительные горные кавказские пейзажи, горцы с их национальным бытом, одеждой и фольклором, раненые солдаты и офицеры, проходившие лечение на водах. В Пятигорске в возрасте 10 лет поэта настигла первая любовь, воспоминания о которой сохранились на всю жизнь. Таким образом, детские пребывания на КавМинВодах дали мощный толчок развитию кавказской тематики в лирике поэта и стали основанием многих его произведений.

Лермонтов в Пятигорске

Результатом третьего посещения города явился роман «Герой нашего времени», глава которого «Княжна Мэри» просто срисована с жизни отдыхающих в тот период и является настоящим путеводителем по городу. Многие места, описанные в повести, сохранились, и мы видим их такими же, какими их видел ссыльный 23-летний поэт. А часть мест видоизменилась, но тем они для нас еще интереснее.

Отведенное судьбой время, поэт проводит как все молодые офицеры на Водах – принимая участие в светских тусовках, балах и прочих развлечениях. А вне развлечений, в одиночестве, он пишет свои последние стихи «Выхожу один я на дорогу», «Листок», «Сон», «Морская царевна» и другие. Домик, в стенах которого были написаны ставшие бессмертными строки, тоже стал бессмертным. Судьба спасла его от ветхости и разрушения. А общественное мнение в 1912 году вынудило пятигорскую Думу выкупить домик и организовать там первый в России музей Лермонтова.

Интерьер Домика Лермонтова

Сейчас этот домик входит в комплекс мемориала, вместе с некоторыми ближайшими строениями. Дом Верзилина, дом Лермонтова, дом И.В.Уманова и дом А.А.Алябьева составляют ныне Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова, который функционирует с 1973 года.

Экскурсии

«Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»

Экскурсия ориентирована как на учащихся разного возраста, так и на взрослую аудиторию. Научные сотрудники дома-музея расскажут о доме юности поэта, о жизни и творческом пути М. Ю. Лермонтова, учебе в Университетском благородном пансионе и Московском императорском университете, а также познакомят с хранящимися в музее подлинными фамильными портретами, рисунками и картинами Лермонтова.

«Годы учения М. Ю. Лермонтова»

В 1827 году Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, привезла двенадцатилетнего внука в Москву, чтобы дать ему лучшее образование. Через год домашней подготовки Лермонтов поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1830 году стал студентом Московского императорского университета. Атмосфера, преподаватели и окружение этих учебных заведений оказали сильнейшее влияние на раннее творчество поэта. Именно в годы учения в Москве Лермонтов создает большую часть своих произведений. На экскурсии вы услышите рассказ о домашних учителях, преподавателях, круге чтения и окружении Лермонтова, проследите путь становления поэта, узнаете историю создания его первых произведений.

Рекомендуемый возраст — от 11 лет и старше.

В период школьного учебного года экскурсии проводятся для групп от 6 до 15 человек по предварительной записи по телефону +7 495 695-53-08.

Стоимость для группы:

— для группы до 15 человек — 4 500 руб.
(дополнительно к входным билетам; входные билеты для школьников до 16 лет — бесплатно, с 16 лет — 150 руб.). Двое взрослых, сопровождающих группу школьников, — бесплатно.
— на 1 человека дополнительно к группе 15 человек (не более 2-х билетов) — 300 руб.
(дополнительно к входным билетам; входные билеты для школьников до 16 лет — бесплатно, с 16 лет — 150 руб., взрослый — 200 руб., льготный — 150 руб.)

Музей каменных древностей

Начал свою новую жизнь совсем недавно, в 2018 году. Удивительное хранилище под открытым небом, ставшее первым такого рода на Северном Кавказе и в Европе, было открыто в 1850 г и просуществовало до 1881 г. По инициативе краеведческого музея его решили возродить, выбрав место на горе Горячей рядом с Китайской беседкой, на круглой площадке.

Торжественное открытие осуществлённого проекта состоялось 22 июня 2018 г. Каменные артефакты – свидетели далёкого прошлого олицетворяют общее историческое прошлое всех народов Северного Кавказа. Все размещённые здесь объекты имеют познавательно-воспитательное значение, являясь связующим звеном между прошлым и будущим. Интересную информацию об экспонатах можно прочитать на стендах, установленных по окружности площадки.

Площадный круг разделён на тематические секторы. Каждый из них посвящён истории развития определённой народности региона от каменного века до современности. Центр круга венчает полная копия этокского памятника — статуи Дука-Бека, оригинал которой находится в Москве. Предположительно, время создания монумента высотой 2 м. 65 см. относится к 4-5 в. н. э.

Вдоль радиусов по всему кругу размещены уникальные каменные раритеты, подлинники и копии. Здесь находятся плита дольмена (2-е тысячелетие до н. э.), каменная ступа (1-е тысячелетие до н. э.), доисторическое изваяние воина-скифа (6-5 в. до н. э.) Есть мельничные жернова, «Древо жизни» — артефакты 4-3 тысячелетия до н. э.

Сокровища музея

Следующий зал — комната Елизаветы Арсеньевой (1773–1845; урожденной Столыпиной), бабушки поэта. Старинный дворянский род Столыпиных был известен в России с XVI века, его потомком был и знаменитый государственный деятель П. А. Столыпин). Судьба Елизаветы Алексеевны была трагической: она рано потеряла мужа, потом — единственную дочь, а после — и единственного внука, о котором говорила: «Он один – свет очей моих, все мое блаженство в нем».

На одной из стен комнаты можно увидеть портрет семилетнего Миши, который бабушка постоянно возила с собой. Уже в детстве внешность Лермонтова притягивала современников. Он был приземист, невысок ростом, а также, по словам художника М. Е. Меликова, «обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».

На одной из стен комнаты можно увидеть портрет семилетнего Миши, который бабушка постоянно возила с собой. Уже в детстве внешность Лермонтова притягивала современников. Он был приземист, невысок и, по словам художника М. Меликова, «обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой».

В этой комнате также находится акварель «Испанец с кинжалом». Лермонтов считал, что его предки были родом из Испании. Это вдохновило поэта на создание первой драмы «Испанцы», а позже на стене дома Лопухина Лермонтов нарисовал портрет своего мифического предка. Поэт полагал, что основатель его рода — герцог Лерма — родился в Испании, а позже бежал от мавров в Шотландию. В экспозиции представлен герб рода Лермонтовых, на самом деле происходящего из Шотландии.

В Москве поэт учился сначала в Благородном пансионе, а затем в университете. На письменном столе «Курс математики» Безу, альманах «Цефей» 1829 г., в котором С. Раичем были изданы произведения воспитанников пансиона, устав учебного заведения, прошение Лермонтова о принятии в Московский университет.

В следующих помещениях — Большой и Малой гостиных — воссоздана обстановка лермонтовского времени. Малая гостиная, отделанная в стиле ампир, — самое уютное помещение в доме. Здесь часто собирались родственники, соседи, друзья поэта по пансиону и университету.

Будучи в Москве, Лермонтов влюбился в Екатерину Сушкову. Это юношеское увлечение отразилось в цикле стихотворений 1830 г. На черновике стихотворения «Стансы» можно увидеть изображение профиля Сушковой, сделанное самим поэтом.

Гораздо более серьезным было чувство Лермонтова к Варваре Лопухиной. Подаренный ей поэтом автопортрет — наиболее достоверное его изображение. На нем Михаил Юрьевич предстает в форме Нижегородского полка на фоне гор Кавказа.

Лермонтов прекрасно рисовал. В Малой гостиной представлены как его графические работы, так и портреты: Святослава Раевского, который помог распространить одно из самых известных произведений Лермонтова «Смерть поэта»; родственника Алексея Столыпина в костюме курда. Впоследствии А. Столыпин стал секундантом Лермонтова на роковой дуэли.

Большая гостиная также выполнена в стиле ампир. В центре ее находится «тафель-клавир» (разновидность фортепиано) — инструмент, распространенный в России в 30-е гг. XIX в. Гостиная использовалась преимущественно для светских приемов. Здесь представлены семейные портреты, написанные неизвестным крепостным художником начала XIX в., в том числе матери поэта Марии Михайловны, которая скончалась в 1817 г., не дожив до 22 лет, и бабушки Елизаветы Алексеевны.

Комната Лермонтова располагается в мезонине. Отдыхая от московской суеты, поэт закрывался в ней, размышлял, читал, работал над новыми произведениями. К моменту отъезда из Москвы в 1832 году он написал более 250 стихотворений, 17 поэм и три драмы.

Эта комната погружает нас в мир поэта, здесь представлены портреты его кумиров, Байрона и Пушкина, а также бюст Наполеона. На книжных полках — сочинения Пушкина, Шекспира, Шиллера, книги по философии, сочинения современных ему писателей. Лермонтов собрал в Москве богатую библиотеку. Он постоянно читал и гордился своим собранием книг.

Дом-музей Лермонтова очень небольшой. Его большим недостатком является практически полное отсутствие названий экспонатов. Но в то же время он насыщен уникальными предметами, дающими представление о мире великого поэта и о роли Москвы в его судьбе.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Приемная

При входе в домик, в сенях, стоит деревянная скамейка. Из сеней налево дверь в прихожую — небольшое полутемное помещение. Отсюда дверь направо ведет в зал, прямо — в приемную.

При входе прежде всего бросается в глаза скромность комнат и их обстановки. Низкие деревянные потолки, разноразмерные — от 8 до 16-стекольных — окна; простые, обитые ситцем стулья. Походный складной самоварчик, походный колясочный сундук и тоже походная, узкая складная кровать… Многое говорит о том, что здесь жил поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казенной надобности» и нашедший в этом домике временный приют.

«Общий вид квартиры, — писал П. К. Мартьянов, — далеко не представителен. Низкие, приземистые комнаты, стены которых оклеены не обоями, но просто бумагой, окрашенной домашними средствами: в приемной — мелом, в спальне — голубоватой, в кабинете — светлосерой и в зале — искрасна розовой клеевой краской. Мебель самой простой, чуть не солдатской работы и почти вся, за исключением ясеневого ломберного стола и зеркала красного дерева, окрашена темной, под цвет дерева, масляной краской. Стулья с высокими в переплет спинками и мягкими подушками, обитыми дешевым ситцем».

Приемная, как и зал и буфетная, были у Лермонтова и Столыпина общими комнатами. Разделили они между собою только две комнаты, служившие им спальнями.

Непреходящую ценность этому домику придает его подлинность. Находясь в нем, нельзя без волнения думать, что ты стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос М. Ю. Лермонтова, видишь старые деревянные полы, которые не раз в ночной тишине легким скрипом отвечали на осторожные шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.

Домик сохранился. Это большое счастье для нас, потомков Лермонтова. К сожалению, очень мало сохранилось личных вещей поэта и предметов подлинной обстановки этого домика. Чтобы воссоздать внутренний вид комнат, работникам музея пришлось на протяжении десятилетий собирать подобные же вещи лермонтовского времени. Эта работа продолжается и сейчас.

Основанием для нее служит документ исключительной важности: «Опись имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова. Учинена июля 17 дня 1841 года

В этой описи, составленной через день после дуэли, подробнейшим образом перечислено все, что имелось при Лермонтове в этом домике: от перочинного ножика и бритвы до двух «крепостных людей Ивана Вертюкова и Ивана Соколова».

Другим ценным источником являются планы и описания домика, составленные П. К. Мартьяновым и П. А. Висковатым.

В настоящее время в приемной слева у окна стоит стол, справа, у стены — колясочный сундук, обитый телячьей кожей. На стенах висят две акварели, приписываемые кисти Лермонтова, на которых изображены сцены из кавказской жизни. Они поступили в музей от наследников В. И. Чиляева, утверждавших, что эти акварели были подарены Лермонтовым хозяину дома.

Экспозиция комплекса-музея Лермонтова

В наши дни территория разделена на четыре основных сектора:

Каждый сектор имеет несколько своих разделов. Так, например, экспозиция, рассказывающая о жизни поэта:

В доме великого писателя идеально практически в точности воссоздана атмосфера XIX века. Почти первозданный вид и максимальный минимализм удивляет многих посетителей. Особый интерес вызывают записи поэта, портреты, бюсты и фото.

В процессе посещения музея есть возможность выйти на излюбленное место Михаила Лермонтова – террасу. Насладиться видом окружающей природы. По утверждению специалистов именно там он больше всего проводил времени за работой.

Я решил посетить домик Лермонтова в Пятигорске по нескольким причинам. Во-первых, мне очень нравится его творчество. Хоть фанатом назвать сложно. Во-вторых, это отличная возможность сделать отдых не только максимально полезным, но и интересным, познавательным.

В-третьих, в музее Лермонтова есть возможность ближе познакомиться с бытом позапрошлого века. И самое главное – там в полной мере проникаетесь произведениями, жизнью поэта. Собственными глазами видишь в каких условиях жил и творил великий Лермонтов.

Лермонтов в Пятигорске

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука…», — рассказывает о своем пребывании на Кавказе Печорин. Именно в таком месте жил и сам автор «Героя нашего времени» Михаил Лермонтов со своим другом капитаном Столыпиным. Сама усадьба построена Василием Умановым по проекту архитектора Джузеппе Бернардацци. А вот маленький домик с террасой, где жил поэт, строился уже отставным плац-майором Василием Чилаевым, после покупки основного здания. Специально для сдачи в наём для курортной публики. Белёная мазанка, окна со ставнями — обычный крестьянский домик. Разве что местоположение удачное: и горы рядом, и главные достопримечательности города. За два года до Лермонтова, в этом доме останавливался русский поэт и переводчик Дмитрий Ознобишин с семьей. Именно здесь им был создан «Кавказский цикл».

В 1841 году, в домовой книге Чилаев записал: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром». Планировали постояльцы прожить в этом доме весь курортный сезон. По соседству обосновались будущие участники трагедии, Николай Мартынов и Михаил Глебов.

Лето 1841 года выдалось насыщенным. Лермонтов руководил летучим отрядом, выходя живым из самых невероятных переделок. По вечерам на «лермонтовской половине» собирались молодые офицеры. Лермонтов был душой общества. «Дом его был открыт для друзей и знакомых, и, если кто к нему обращался с просьбой о помощи или одолжении, никогда и никому не отказывал, стараясь сделать все, что только мог», — вспоминает биограф поэта, литератор Петр Мартьянов.

Словно предчувствуя скорую гибель, Лермонтов напряженно работал. Он спешил занести в записную книжку: «Дубовый листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». Буквально за два дня до гибели на балу у Верзилиных, приглашая хозяйку на тур вальса, Лермонтов воскликнул: «Эмилия! Прошу Вас на один только тур вальса, последний в моей жизни»… Не было еще ссоры с Мартыновым, и слова воспринимались как обычная шутка. Но в тот же вечер небольшая перепалка закончилась вызовом. После рокового выстрела на горе Машук, тело Лермонтова с места дуэли перевезли в маленький домик – последнее пристанище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: