Музыкальная беседка «эолова арфа» в пятигорске

Как нежно поёт ветер. Эолова арфа, Пятигорск.

Эоловой арфой вздыхает печаль, И звезд восковых зажигаются свечи, И дальний закат, как персидская шаль, Которой окутаны нежные плечи. Георгий Иванов.

Эолова арфа — пожалуй, одно из самых романтичных мест Пятигорска и по совместительству прекрасная смотровая площадка. Расположена она на одном из отрогов Машука, и с неё открывается панорамный вид на Пятигорск и красоты Кавказского хребта.

Создателем проекта Эоловой арфы был Джузеппе Бернардацци, который вместе со своим братом Джованни стал первым архитектором таких городов на Кавказе, как Пятигорск и Кисловодск. Именно братьям Бернардацци, приглашённым из Швейцарии, Пятигорск обязан тем, что он стал благоустроенным популярным курортом и центром культурной жизни в первой половине XIX века.

В 1820-е годы согласно принятой программе развития и благоустройства Пятигорска, на Михайловском отроге горы Машук появилась зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями. Самое высокое и ветреное место парка было выбрано для реализации проекта беседки в стиле античного храма, посвященной древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Прообразом для Джузеппе Бернардацци стал «Храм Эола», построенный английским архитектором Уильямом Чемберсом в парке Кью недалеко от Лондона.

Площадка, на которой находится Эолова арфа, еще до появления здесь беседки полюбилась сначала военным (до 1810 года здесь был наблюдательный пост), а потом и жителям и гостям нового курортного города. Причина этого — широта обзора и красота открывающейся панорамы.

Строительство беседки закончилось в октябре 1831-го. Изначально под куполом беседки планировалось поставить статую Эола, но благодаря инициативе главного курортного доктора Ф. П. Конради было решено установить музыкальное устройство, ставшее в те годы очень популярным в Европе и уже появившееся в России, — эолову арфу. По убеждению Конради, прекрасные звуки, издаваемые арфой, должны были благотворно влиять на душевное состояние гостей курорта.

Эолова арфа не требует участия музыканта, звуки извлекаются из нее с помощью ветра. Сильный ветер заставляет играть более низкие, толстые струны, слабый — высокие, а замолкает арфа только в полный штиль.

Две эоловы арфы были заключены в круглый деревянный корпус, соединенный с флюгером или так называемым «крылом», установленным на куполе беседки и служившим для поворота конструкции таким образом, чтобы ветер мог играть на струнах инструмента.

Панорама сквозь колоннаду беседки:

Ежегодно перед наступлением холодов инструмент демонтировался, а летом снова устанавливался. Периодически он расстраивался и издавал далеко не самые волшебные звуки, требуя исправления и настройки.

Несмотря на все профилактические работы, за 30 лет использования инструмент окончательно вышел из строя. Только в 1890-х гг в теплое время года на куполе беседки стали устанавливать эолову арфу упрощенной конструкции.

Во годы гражданской войны сюда вернулся наблюдательный пункт. Капитальный ремонт беседки провели лишь в 1950 году.

В 1972 году появилась электронная «эоловой арфой»: уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, которое проработало здесь 20 лет. Сейчас, увы, нет и его; в беседке с 2008 года работает обычная аудиосистема, воспроизводящая характерную музыку в любую погоду, независимо от ветра. Те отдыхающие, что слышали звучание прежней, электронной, эоловой арфы, вспоминают о ней с сожалением.

Мне же достался только современный вариант звучания. Но я всё равно была очарована.

Короткое 20-секундное видео из беседки, смотрите со звуком, беседка начинает петь примерно на 7-й секунде. Виды на Пятигорск и Эльбрус в комплекте.

По вечерам беседку красиво подсвечивают (фото Евгений Деденёв ):

Как добраться до Эоловой арфы:

Можно подняться к беседке из парка; так как она находится на возвышенности, то найти ее несложно — ее видно практически со всех ближайших улиц города. (Фото oxa46213)

Примерно в 300 метрах от беседки находится остановка общественного транспорта «Народные ванны», от ж/д вокзала сюда идут автобус №1 и маршрутка №1.

Также я нашла в сети 2-минутное видео, на котором беседка и окружающие виды сняты с дрона с высоты птичьего полёта. Им я и хочу закончить рассказ.

4. Беседка «Эолова арфа»

Ещё одно уникальное место, которое нужно посетить в Пятигорске — музыкальная беседка. Локацию для её размещения выбрано безошибочно. Строение расположено на вершине Михайловского отрога горы Машук, поэтому из неё открывается замечательный вид на курорт, его окрестности и, конечно, Эльбрус.

По замыслу автора проекта (Джузеппе Бернардацци) беседка похожа на «Храм Эола» в парке Кью предместий Лондона. Внутри строения разместили уникальную вещь — уличную арфу. Музыкальный инструмент состоял из нескольких эоловых арф. Механизм поместили в специальный деревянный корпус, крыло которого разворачивало конструкцию к ветру. Потоки воздуха приводили в движение жильные струны арфы, и из беседки в любое время года лилась неповторимая природная музыка ветра. Конструкция работала до 1861 года.

Позже на куполе беседки устанавливали упрощённую эолову арфу, а затем — электронную. С 2008 года в музыкальной беседке установили аппаратуру. Теперь восхитительная музыка сопровождает прогулки и отдых посетителей, даже если нет ветра.

Как на горе Машук появилась знаменитая беседка

Широту и качество обзора с площадки на Михайловском отроге очень ценили военные: пост наблюдателей находился здесь до 1810 года. Но, с развитием и благоустройством курорта, эта территория перешла под власть иных ведомств. К 1829 году здесь была уже зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями.

Отдыхающие сразу полюбили этот участок нового парка из-за чудесной панорамы. Парк был огромен и имел три возвышения, на каждом из которых запланировали построить павильоны для отдыха и обозревания живописных окрестностей. Один такой павильон, чье место было самым высоким и ветреным, решили сделать в стиле античного храма и посвятить древнегреческому богу Эолу.

Работу над проектом беседки взял на себя один из братьев Бернардацци — Джузеппе, при этом его идеи были основаны на том романтизме, что воплотил в своем Храме Эола архитектор-англичанин В. Чемберс (построенный им павильон был установлен в парке близ Лондона). В 1831 году строительство беседки началось, в нем участвовали как служившие здесь солдаты строй роты, так и вольнонаемные.

На цоколь и колонны пошел местный известняк. Статуя божества должна была стоять на постаменте в центре этого павильона.

Однако доктор Ф. Конради, будучи главным в курортной медицине, проявил большой энтузиазм, отстаивая свое предложение по установке в беседке музыкального устройства — эоловой арфы, чтобы ее прекрасные звуки вносили умиротворение в души тех, кто прибывает на воды для отдыха и лечения.

В этой связи проект павильона Эоловой арфы скорректировали, и там смонтировали необычное, но модное приспособление, уже покорившее Европу, Санкт-Петербург и Москву.

А необычность была в том, что два струнных инструмента особой конструкции заключили в общий корпус и установили при них своего рода «крыло» для реагирования на проходящие воздушные потоки.

В данном случае, все это должно было служить интересам здоровья. То громкие, то тихие звуки, действительно, получались божественными и заставляли многих трепетать в радостном волнении. Далеко не все курортники знали, отчего беседку сделали именно такой, — главным стало то, какие эмоции она вызывала.

Вы здесь

Беседка Эолова Арфа

Беседка Эолова Арфа

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

На самом краю скалы, что круто обрывается в сторону Академической галереи с востока, парит над городом белая беседка Эола. Она давно уже стала узнаваемым символом курорта Пятигорска.

Беседка Эола, или как её называют местные жители — Эолова арфа, была построена в 1831 году.

В 1810 на этом месте находился военный наблюдательный пост, а позднее, весной 1829 года сюда вел зигзагообразный путь от Китайской беседки и Михайловского источника. Посетители могли наслаждаться прекрасным видом, сидя на скамейках.

Чтобы на большом расстоянии было удобнее любоваться великолепными видами, командующий войсками на Кавказской линии генерал Георгий Эммануэль предложил построить три павильона, на трех вершинах парка – Эола, Эскулапа, Эриванского (в честь фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича-Эриванского). Для павильона Эола было выбрано место, почти всегда продуваемое ветрами. Проект «Греческой беседки Эола» выполнил в 1830 г архитектор Джованни Бернардацци в модном тогда стиле античных храмов.

Хотя весной 1830 года, генерал Эммануель одобрил проект, строительство было задержано сначала переводом окружного правления в новый город Пятигорск из Георгиевска, а потом эпидемией холеры. Весной 1831 г началось строительство под надзором зодчего Джованни Бернардацци. Машукский известняк использовали для колонн и цоколя беседки, отштукатуренный дубовый каркас и листовое железо для антаблемента и купола.

Ее прототипом стал построенный близ Лондона павильон «Храм Эола» в парке Кью, известным британским архитектором Чемберсеном. Он сочетал китайские и греческие стили, гроты и водопады.

Скульптуру Эола собирались поставить в центре беседки на пьедестале. В Европе широко был распространен музыкальный инструмент – эолова арфа, которую предложил поставить вместо скульптуры главный директор Вод Федор Петрович Конради. Такие уже были установлены в Москве и Петербурге. Конради уверял, что «чарующие небесные звуки» будут идти на пользу душевному состоянию отдыхающим на Водах. После одобрения генералом Эммануелем, удивительный инструмент был заказан. Пара простых эоловых арф была помещена в круглый дощатый корпус с особым крылом, оно-то и поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Колебания жильных струн разной толщины вызывали проникающие через узкие щели воздушные струи и в зависимости от силы ветра, они были то тихими, то громкими.

Наверх купола был помещен флюгер. Над городом зазвучали печальные звуки арф. Музыкальный инструмент демонтировался по окончании сезона для хранения и устанавливался вновь в его начале. За 30 лет ее несколько раз исправляли и настраивали, но она окончательно расстроилась и в 1861 г была списана. Эолова арфа была последним сооружением, построенном при генерале Эммануеле. Этим был окончен «золотой» период благоустройства Вод.

Во время гражданской войны враждующие стороны использовали площадку как наблюдательный пункт. Во время неспокойных времен она лишилась деревянной балюстрады. Лишь в 1950 г. был проведен ее капитальный ремонт. 

1 мая 1972 г на куполе беседки  было установлено электромеханическое музыкальное устройство, которое управлялась ветром.  Оно звучало на протяжении почти 20 лет.

В 1993-1994 гг был произведен последний капитальный ремонт с полной заменой старого деревянного купола 1931 года и частичной заменой каменных фрагментов.

Ночью Эолова арфа, благодаря красивой подсветке, смотрится особенно красиво и завораживающе.

С момента рождения Эолова арфа стала любимым местом для прогулок. Ее описал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени». И сегодня сюда каждый день приходят насладиться прекрасными видами пятигорчане и туристы.

Открыть в приложении

Предоставлено
Официальный туристический портал Пятигорска
Все аудиогиды

Беседка «Эолова арфа»

Беседка с опорой на восьми белокаменных колоннах, расположенная на высоком горном утесе, построена по проекту итальянского архитектора Иосифа Карловича Бернардацци в 1831 году. Более 30 лет здесь звучала «музыка ветра» за счет специальной эоловой арфы, откликающейся на движение воздуха. В честь нее беседка и получила свое название. Она упоминается в «Герое нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня здесь современное музыкальное оформление, независимое от ветра. Но виды и красота, открывающиеся с площадки, где находится беседка «Эолова арфа» сохранились в своей первозданности.

Пятигорский Некрополь


Пятигорский Некрополь.
15

Пятигорский некрополь – старейшее кладбище на Северном
Кавказе. Датой его основания считается 1824 год. В 1902 году здесь возвели храм
в стиле русского классицизма, который и сегодня является действующим. В 1916
году некрополь закрыли для захоронений, и с тех пор это место выполняет
культурно-историческую миссию, являясь своеобразной летописью истории города.

В Пятигорском некрополе похоронены известные люди, которые в свое время внесли вклад в развитие города. Здесь покоятся государственные деятели и военные, художники и ученые, архитекторы и почетные граждане Пятигорска. Могила Михаила Лермонтова также находилась в некрополе, но позже его бабушка перезахоронила прах поэта в родовом имении. Сегодня на месте этого захоронения находится памятник.

Адрес: Пятигорский Некрополь, Пятигорск, Россия.

Где находится и что собой представляет

Удалившись совсем немного от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук — Михайловский, — можно увидеть круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн.

Место выбрано идеально: со скалы, где она стоит, открываются завораживающие виды окрестностей, да и жилые кварталы просматриваются отлично. Неподалеку расположены несколько санаториев и лечебниц, минеральные питьевые источники и ванны.

Возле беседки всегда много народу, потому что, однажды увидев отсюда столь величественную панораму, хочется вновь и вновь возвращаться, чтобы с наслаждением любоваться просторами и таинственными далями. Отдыхающие любят бывать на этой площадке и в дневное время, и вечером — зрелище всегда прекрасно.

Своим названием беседка обязана древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Изначально в ней, в специальном футляре, были установлены две арфы, струны которых издавали мелодичные звуки разных тонов, в зависимости от силы и направления проносившегося ветра.

Время от времени это устройство ремонтировалось, заменялось или вовсе отсутствовало, на что было множество причин. Сейчас Эолова арфа в Пятигорске оснащена по-современному, и плывущие в воздухе протяжные ноты зависят не от состояния природы, а от работы аудиотехники.

Однако те, кто слышали прежнее звучание, вспоминают его с ностальгией. Теперь только флюгер на куполе беседки напоминает о том, что когда-то каждое дуновение ветра находило в ней отклик.

Музейные достопримечательности Елабуги

Как и в других городах России и Татарстана, в Елабуге немало музеев и исторических усадьб, которые можно посмотреть туристам. Расскажем про главные из них.

Музей «До и после 1917 года»

Адрес — Большая Покровская, 5.

Музей Елабуги «До и после 1917 года» посвящен истории города и государства. Русская революция разделила «надвое» историю нашей страны, произошли кардинальные изменения в быту, в культуре, в общественном сознании. В экспозиции музея «сталкиваются» две эпохи – здесь представлен быт различных сословий дореволюционной России и предметы из советской повседневности.

Музей современного этноискусства

Адрес — Казанская, 17А, этаж 1-2.

В городе с богатейшей историей нашлось место и современному искусству. 1 августа 2021 г. в Елабуге открылся музей, ставший демонстрационной площадкой для художников из разных уголков планеты. Помимо картин, гравюр и фотографий, в экспозиции этого познавательного комплекса представлены произведения декоративно-прикладного искусства, заслуживающие внимания туристов и горожан.

Особый акцент сделан на «этническую составляющую» в творчестве современных авторов. Для города, воплощающего диалог культур, открытие такого музея стало логичным и символичным: перед взором посетителей здесь раскрывается «широкая палитра культуры народов мира». Современное искусство в Елабуге поселили в историческом здании – купеческом особняке, являющемся образцом архитектуры XIX века.

Дом-музей И.И. Шишкина

Адрес — Набережная ул., 12.

Древний городок Елабуга – родина известного пейзажиста Ивана Шишкина. Дом-музей художника располагается в особняке, построенном в 1836 г. на деньги его отца, представителя древнего купеческого рода.

В этом доме прошли детские и юношеские годы живописца. Сюда же он вернется уже в зрелом возрасте, чтобы творить. В Елабуге увидят свет многие известные полотна живописца. В 1940 г. в доме Шишкиных открылся музей.

На территории двухэтажного особняка восстановлены интерьеры и обстановка того времени, когда здесь жил художник, представлены оригинальные предметы быта семьи Шишкиных. Всего в музее шестнадцать залов. В экспозиции отведено место и художественным работам кисти мастера.

Дом-усадьба Надежды Дуровой

Адрес — Московская ул., 123.

Кавалерист-девица стала известна всем жителям нашей страны под именем Шурочка Азарова благодаря знаменитому фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятому по пьесе Александра Гладкова.

У этой героини, роль которой блистательно сыграла актриса Лариса Голубкина, есть реальный исторический прототип. Последние тридцать лет своей жизни героиня войны 1812 года провела в Елабуге, в усадьбе, состоящей из деревянного бревенчатого дома и комплекса дворовых хозяйственных построек.

Елабуга — единственный город мира, где есть уникальный дом-музей, открытый в честь женщины-кавалериста. В музее представлены предметы быта, оружие эпохи Надежды Дуровой, документы и прижизненные издания её сочинений.

Музей уездной медицины

Адрес — просп. Нефтяников, 111А.

С искусством врачевания рубежа XIX-XX веков туриста познакомит Музей уездной медицины, расположенный в здании бывшей земской больницы. В его залах воссоздана обстановка лечебных учреждений той эпохи, посетители смогут увидеть будни уездного врача, аптекаря и даже побывать в доме знахарки. Значительная часть экспозиции посвящена знаменитому врачу, уроженцу этих мест Владимиру Бехтереву, чьё имя носит музей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: