Архитектура ярославля в xix веке

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович

, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир

был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юныеВсеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперласькнягиня АгафьяВсеволодовна , с дочерьми, внуком и снохами, и владимирскийепископ Митрофан . Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский

. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб

. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе. Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан

, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Адрес и часы служб

Многим паломникам и просто гостям города требуется информация о том, где находится Успенский собор (Ярославль). Адрес храма: Которосльная набережная, 2/1. Добраться в город из Москвы можно автобусами и поездами, отправляющимися с Ярославского вокзала.

В отличие от многих других церквей, службы в соборе проводятся каждый день. Утренняя литургия по будним дням начинается в 8:00 (а по выходным – она проводится дважды: в 7:00 и 9:30). Вечернее богослужение начинается в 17:00.

На долю этого славного храма выпало множество испытаний и разрушений. Они преследовали его всю долгую историю. Тем не менее сегодня собор остается прекрасным и величественным воплощением православной веры, а в его стенах, как и прежде, звучат искренние молитвы и торжественные песнопения, пробуждающие в прихожанах самые благие чувства и помыслы. А для паломников, посещающих Ярославль, Успенский собор становится самой главной точкой притяжения.

  • https://posmotrim.by/article/uspenskij-sobor-yaroslavl.html
  • https://ikona-i-molitva.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-yaroslavl/
  • https://fb.ru/article/197606/gorod-yaroslavl-uspenskiy-sobor-uspenskiy-kafedralnyiy-sobor-v-yaroslavle

История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках

Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету. А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры. После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».

В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно. Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке. В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.

Вид на западный фасад

Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.

В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась. Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный. И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.

С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею. Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить. Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.

Вид на восточный фасад церкви

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка 

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Церковь Иоанна Златоуста

Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.

Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.

Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Рождества Христова

Храм состоит их основного объема с пятью главами и отдельно расположенной колокольни, которая играла роль Святых ворот в ограде всего комплекса. Сама церковь имеет высокий подклет и окружена с трех сторон двухярусной галереей. На нее можно подняться с запада, через нарядное домообразное крыльцо с двухскатной крышей. Северная и южная части галереи обустроены храмовыми приделами.

Колокольня церкви Рождества Христова вид с боку

Интересно, что многие архитектурные приемы, примененные при строительстве этой церкви, не использовались более нигде. Храм живописно выглядит со всех сторон, но особенной красотой выделяется его западный фасад. Здесь опоры высокого подклета сделаны в виде выразительных восьмигранных столбов. Отлично смотрится также широкий карниз, который отделяет закомары, и лаконичные аркатурные пояса на барабанах церковных глав. Некоторые особенности здания выдают работу мастеров на начальном этапе ярославского зодчества. В те времена строители не пользовались лекалами, поэтому арки на галереях церкви еще не имеют четкого рисунка.

Декор храма считается уникальным прежде всего тем, что в нем впервые зодчие Ярославля применили полихромные поливные изразцы. На фасадах колокольни, галерей и крыльца использована керамика разной формы – ленты, затейливые четырехугольники и розетки. А яркая цветная черепица покрывала церковные главы.

Из керамических изразцов составлена также примечательная храмозданная надпись, которая сохранилась до наших дней. Она опоясывает основной объем церкви по фасадам и находится под основанием закомар. Считается, что эта надпись обошлась купцам в немалые деньги, так как каждый ее слог требовал от мастеров изготовления отдельного клише. Здесь увековечены имена государя Михаила Федоровича, ростовского митрополита Варлаама, а также имена всех ктиторов – Гурия и Дружины Назарьевых и трех наследников Гурия, трудами которых было завершено строительство. Это, пожалуй, первый случай в истории, когда в храмозданную надпись включались имена неродовитых по тем временам людей купеческого сословия. Позже, чтобы буквы были более заметны и ярче выделялись на белом фоне, их не раз прописывали масляными красками.

Церковь несколько раз капитально перестраивалась. И сегодня она дошла до нас без четырех боковых глав на основном объеме и без крутой аркады, которая некогда соединяла здание колокольни с четвериком. К тому же, изначальное подзакомарное покрытие по традиции переделали на более практичное четырехскатное. Храмовый иконостас тоже меняли несколько раз, однако несколько самых первых икон удалось сберечь. Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.

Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве. Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м. Это культовое здание играло сразу несколько ролей – звонницы, въездных ворот, небольшого храма «под колоколы», а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.

С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. Такая композиция подчеркивает устремленность всей постройки ввысь. В шатре колокольни прорезаны слуховые окна – люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками. Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты.

Колокольня церкви Рождества Христова вид с тыла

Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.

Строгая классика: в городе появляются первые дома по «образцовым» проектам

В XVIII веке на смену национальной традиции и русскому барокко приходит строгий классицизм. В Ярославле, ставшем губернским центром, появляются все новые приметы этого стиля.

 Здания присутственных мест

На Ильинской площади в 1780-е возникает комплекс зданий присутственных мест, а затем строятся особняки, среди которых выделяется дом купчихи Сорокиной с изящным балконом, а рядом с ним — городская усадьба Матвеевских, выстроенная по типичному для XIX в. образцу: главный дом с мезонином и примыкающие к нему с боков два флигеля. Кстати, об образцах — проекты присылались из Петербурга, и новые здания, по ним построенные, так и называли «образцовыми». 

 Дом Сорокиной

Усадьба Матвеевских. Главный дом

Любопытна судьба обитателей усадьбы Матвеевских: два представителя этого дворянского рода занимали выборный пост городского головы, а в самом доме в грозную пору 1812 г. нашла приют семья московского генерал-губернатора Ростопчина. Несколько детских лет провела в этой усадьбе Любовь Орлова — ее отец, инженер Петр Орлов, строил через Волгу первый в Ярославле железнодорожный мост (1913).

Усадьба Матвеевских

Ильинская площадь плавно переходит в Плацпарадную (ныне — Челюскинцев), ведущую к Стрелке. Здесь выделяется красный, с балконом, трехэтажный дом Вахрамеева. В 1870-х купец и меценат И. А. Вахромеев, приобретя здание, достроил его по старым чертежам. В доме насчитывалась 41 комната с расписными потолками и паркетными полами, имелся большой  сводчатый подвал. Помещение обогревали изразцовые печи и два камина. Сейчас здесь располагается Духовная семинария.

  

Дом Вахрамеева

…Ивана Александровича Вахрамеева в городе помнят. Представитель известной купеческой семьи, он был всесторонне образованным человеком, коллекционировал, занимался благотворительностью. У вахрамеевской мельницы всем нуждающимся ежедневно раздавали хлеб.  Также безвозмездно хлеб и булки отгружались в ярославские больницы и приюты. Став городским головой, Иван Александрович за свой счет отремонтировал Ильинскую церковь, добился устройства в городе электрического освещения. При нем замостили мостовые и пустили первый трамвай. Вероятно, тогда же с Ильинской площади исчезла, наконец, легендарная лужа, по которой мальчишки плавали на плотах. Впрочем, может, это случилось и раньше…  

Кто такой пророк Илья

Библия пишет, что его жизненный путь приходится на 900-е годы до нашей эры. Это один из самых почитаемых образов у христиан и иудеев. Известен Илья и протестантам, а также мусульманам. В этих религиях он может присутствовать под иными именами.

В современной жизни считается покровителем у десантников. Пророк может помочь в обретении веры, а еще способен воздействовать на погоду.

Происхождением Илья — из Фесвии Галаадской, по этой причине его часто именуют Илией Фесвитянином. Его отцу после рождения Ильи было явлено видение, в котором младенца кормили и пеленали огнем.

Известность Илья получил как борец за истинную веру в Израильском царстве. Наиболее знаменательное деяние он совершил в 852 году до нашей эры. В это время царствовал Ахав. На царя значительное влияние оказывала его властная жена Иезавель. Она стремилась установить языческие верования – культ Ваала и Астарты. При царском дворе сильное влияние получили жрецы Ваала, в то время как сторонники истинной веры оказались в изгнании.

Для возвращения веры царя Илья решил сравнить могущество Яхве и Ваала. Для этого на горе Кармель на алтарь принесли жертвоприношения. Истинный бог должен был принять дары и сжечь их. Как ни старались Вааловы жрецы задобрить своего бога, у них ничего не получалось. Илья же поливал жертвы и дрова водой. Несмотря на это, после молитвы пророка вспыхнул огонь, испепеливший не только дары, но и камни с водой.

Окончив ритуал, Илья казнил жрецов неправедного бога Ваала. Сам же скрылся от гнева Иезавель у потока Хораф.

Согласно 4-й книге Царств, пророка Илью в царство Божие забрали живым. С неба скатилась пылающие лошади, мчащие огненную колесницу, и увезли святого. О его новом пришествии на землю сказано в книге пророка Малахии: Илья вновь посетит нас перед вторым пришествием Бога.

Культ святого. О значительном почитании пророка Ильи свидетельствует факт, что в Киеве воздвигли храм в его честь в 9 веке – за столетие до принятия на Руси христианства.

В современном православии признается два покровителя водной стихии – пророк Илья и Николай Угодник. Для исключения путаницы в народных поверьях Николаю Угоднику отводится время с конца мая по 2 августа. Остальную часть года покровителем воды считается пророк Илья.

В славянских традициях, частично сохранившихся и со времен язычества, Илья повелевает силами природы. Он ездит по небу на колеснице, гремит в небе, шлет молнии на землю. В его силах покарать темные силы ада. Он заботится о плодородии земли и посылает дожди. Став христианами, славяне дали пророку качества, которые ранее были присущи Перуну.

В Ильин день, приходящийся на 2 августа, не принято проводить торжественных богослужений. В то же время, эта дата была очень значима для простого народа. На нее приходится множество примет, верований и запретов. Ильин день тесно связан с работами на земле. Часто он совпадает с началом уборочных работ.

В народном творчестве образ пророка Ильи как бы сливается с личностью Ильи Муромца. Считается, что подвиги богатыря Руси происходили при покровительстве святого. Часто в местах, где находились родники, ставились часовни в честь пророка. По преданиям, водные источники появлялись после удара копытом коня Ильи Муромца.

В русском фольклоре, дошедшем до наших дней, пророк Илья посылает свой праведный гнев на грешников. К добрым и благочестивым он проявляет отеческую заботу. Такой образ святого сформировался в давние времена у православных. Народ сохранил его до наших дней.

При посещении церкви перед образом Ильи можно попросить:

  • хорошей погоды и урожая;
  • защиту от болезней;
  • укрепления веры;
  • восстановления порядка в семье;
  • помощи в деньгах;
  • содействия в любви и замужестве.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи — запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим «без звука». Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: «телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду». Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно «петь» телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения — не желательно.

Советское время

В строительной деятельности советского времени акцент сместился с общественных зданий на многоквартирные дома (или, как их называли в 1920-е, «жилые комбинаты»). Уже в 1920-е строятся два экспериментальных поселка для рабочего класса — «соцгород» для работников РАК иБутусовский посёлок — пример архитектуры конструктивизма.

К этому же направлению можно отнести клуб «Гигант» с непритязательно-упрощёнными фасадами и несколько жилых «домов с арками», возведённых по постконструктивистским проектам архитекторов Москвы и Ленинграда.

Обширный комплекс Государственного банка занял собой целый квартал перед Спасо-Преображенским монастырём.

В середине 1930-х  ярославских архитекторов занимает тема «большого ордера».

Застройка улицы Советской и ряда других крупных магистралей варьировала стилизации под ренессанс, классицизм,неоклассицизм. Крупные общественные здания вроде здания областного УВД и гостиницы «Ярославль»выделялись упрощёнными ордерными формами «тоталитарного классицизма».

После окончания войны в Ярославль приходит «сталинский ампир», главной приметой которого стали многоярусные башни со шпилями (вокзал «Ярославль-Главный»). Ленинградские архитекторы подготовили проект регулярной застройки проспекта Ленина и ряда других улиц с высотными доминантами. Активно велось озеленение центральной части города.

Послесталинский период ознаменовался дальнейшим вторжением в старые кварталы города сугубо современных зданий, выбивающихся из исторической застройки.

Таковы гостиница «Юбилейная» на набережной Которосли рядом со Спасским монастырём, Театр юного зрителя и соседнее с ним высотное здание в гуще старого города, жилые дома на Волжском спуске и безликая «хрущёвка» в Рубленом городе.

К удачам можно отнести комплекс Речного вокзала на Волжской набережной с изящной часовой башней и представительное здание Обкома КПСС, органично вписавшееся в ансамбль Советской площади (проект удостоен Государственной премии РСФСР).

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: