В центре города: как кусочек ризы Господней попал к купцам Скрипиным
Вернемся на Ильинскую площадь. Церковь Ильи Пророка (1647-1650) — интереснейший памятник русского зодчества. Сейчас это — храмовый комплекс, включающий пятиглавие на четверике, шатровый придел и расположенную с противоположной стороны колокольню. История появления этого каменного шедевра такова. Выходцы из Новгорода, ярославские купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, разбогатев на торговле пушниной и индийским жемчугом, не раз приходили на помощь своими капиталами государю Михаилу Федоровичу. В благодарность царь, узнав о замысле братьев возвести новую церковь, подарил им редкостную реликвию — кусочек ризы Господней. По преданию, она досталась распявшим Христа воинам, затем попала в Грузию, оттуда — в Персию, а шах отослал ризу русскому самодержцу в дар. Появление святыни в Москве и торжественное помещение ее в Успенский собор стало настоящим событием. Церковь установила праздник Ризоположения, в честь которого освящались многие новые храмы.
Храм Ильи Пророка. Северный фасад
Потрясенные до глубины души царской милостью и ощутив свою личную причастность к святыне, Скрипины выстроили на своем дворе (площади тогда еще не было) настоящий храмовый ансамбль, дополнив его особым приделом Ризоположения — для хранения бесценного дара.
Внутреннее пространство храма было поручено оформить костромским мастерам Гурию Никитину и Силе Савину. В иконостасе придела сохранилась икона «Положение Ризы Господней в Московском Успенском соборе», написанная Петром Костромитиным, на которой изображены царь Михаил и тогдашний патриарх Филарет.
Комплекс практически без изменений просуществовал четыре столетия. В советское время он был передан Ярославскому краеведческому музею, работники которого, в 1930-м году, чудом спасли его от сноса. С 1989 года здесь возобновились богослужения.
Архитектурные особенности церкви Ильи Пророка: в центре храмового ансамбля поднимается основной пятиглавый храм с четырехскатной кровлей, соединенный двухэтажной галереей с шатровым Ризоположенским приделом. Напротив — в северо-западном углу комплекса — возвышается шатровая колокольня с арочными проемами под звоны и двумя рядами окошек-слухов над ними. Г-образная галерея тянется от шатрового придела до колокольни, ближе к которой устроено нарядное крыльцо. Композиция асимметрична; с северной и южной стороны устроены два маленьких придела под главками над рядами килевидных кокошников. Фасады некогда украшала роспись растительной тематики (утрачена), а главы покрывала зеленая черепица (восстановлена). Наружный декор словно умышленно беспорядочен, хаотичен: лопатки, членящие стены, не доведены в средней части до конца, окна разнятся размерами, ритм закомар «сбивается».
Богоявленская церковь
Украшением Богоявленской слободы, некогда принадлежавшей Спасо-Преображенскому монастырю, стала церковь Богоявления (1684-1693), построенная купцом гостиной сотни Алексеем Зубчаниновым. Храм поднялся над дорогой, ведущей в Москву, и неудивительно, что в его архитектуре переплелись традиции ярославского и московского зодчества.
Как добраться до храма Николы Мокрого
Церковь расположена в Ярославле на улице Чайковского, 1. Раньше эта улица носила название Любимской.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления — повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу. По ней доехать до улицы Чайковского и повернуть налево, к храму.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Николы Мокрого составляет 3,1 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.
Современный период
Разрушение Зарядья и строительство здания подобного объёма и архитектуры признали градостроительной ошибкой и 1 января 2006 года гостиница была закрыта, а 29 марта того же года начались работы по демонтажу здания.
Не раз поднимался вопрос о воссоздании разрушенной церкви Николы Мокрого и Китай-городской стены в рамках строительства нового гостиничного комплекса.
Возведение собора
Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.
Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.
Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.
6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.
Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.
При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.
Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.
6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.
Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.
Церковь Андрея Критского
Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.
В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.
Находится по адресу ул. Стачек, 58.
Что посмотреть в Ярославле за 1 день — 22 самых интересных места
Из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Никола́я Чудотво́рца «Мо́крого» — приходская церковь китайгородского Зарядья Москвы, стоявшая в уничтоженном Мокринском переулке, дом 9. Церковь стояла примерно на месте южного вестибюля гостиницы «Россия» (Москворецкая набережная, дом 1), которая в настоящее время тоже снесена.
Главный престол был освящён в честь Покрова Божией Матери, северный придел — в честь Николая Чудотворца (по которому храм и назывался), а южный — в честь иконы Всех скорбящих радость.
Закрыта в 1932 году и разрушена.
Это интересно: Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы — рассмотрим тщательно
Толгский монастырь
Рекомендовать место
16
1
Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.
Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.
Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день
Святыни и мощи храма
Храм Рождества Христова в Вифлееме содержит несколько святынь, к которым устремляются паломники со всех концов света. Поскольку именно здесь, как считается, родился Иисус Христос, главные реликвии храма Рождества Христова связаны с этим из ряда вон выходящим событием.
Они такие:
- Место рождения Богомладенца. Увидеть его можно в Пещере Рождества Христова под главным приделом храма. Вертеп имеет площадь около 32 кв. м. Там, где появился на свет Господь, в мраморе располагается серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она сделана по подобию звезды, устроенной при Константине Великом и похищенной грабителями-иноверцами. На ней надпись: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа». Звезда символизирует Вифлеемскую, зажегшуюся в небе после рождения Спасителя. Над звездой устроен престол, на котором ежедневно совершается Божественная литургия. Люди благоговейно встают перед святыней на колени и прикладываются к ней губами. Пространство вокруг ниши со звездой освещено множеством лампад, среди которых постоянно горят 6 лампад православной общины, 5 ― армянской и 4 ― католической.
- Ясли, куда Богородица положила Сына после рождения. Они облицованы мрамором. Внутренняя их часть, несколько оливковых дощечек, была увезена в VII в. в Италию и находится в храме Санта-Мария Маджоре.
- Вифлеемская икона Богородицы с Младенцем. Она была подарена церкви российской царицей Елизаветой. Икона написана по приказанию Елизаветы в память о ее излечении от тяжелой болезни. Чудотворное изображение привлекает паломников тем, что Богоматерь на нем улыбается, что нехарактерно для изображений Богородицы.
- Пещера избиенных младенцев. В ней сложены мощи младенцев и их родителей, убитых по приказанию царя Ирода. Тот стремился среди мальчиков до двухлетнего возраста истребить и родившегося недавно Иисуса, в Котором Ирод чувствовал соперника. 14 тыс. малышей были заколоты, став первыми мучениками за Христа, а предупрежденная Ангелом семья родившегося Богомладенца тайком покинула страну и скрылась в Египте.
Во время празднования католиками Рождества в Вифлееме, 25 декабря, происходит торжественное богослужение. Священник бережно берет восковую фигуру Иисуса Христа-Младенца, которая обычно находится в алтаре храма вместе с фигурой Богородицы, и несет ее в Пещеру Рождества.
Там фигуру прикладывают сначала к звезде ― месту рождения Бога, а потом с молитвами несут к яслям и укладывают в них. Фигура Богомладенца находится в яслях до 6 января, после чего ее снова уносят в алтарь.
Очередное огненное бедствие
Однако вновь возведённой святыне не суждено было долго жить, и причиной тому стал очередной пожар, охвативший в 1658 году Ярославль. Успенский собор хоть и пострадал меньше других городских храмов, но тем не менее было решено его не восстанавливать в прежнем виде, а полностью перестроить. Благоприятствовал этому и широкий масштаб казённого строительства, развёрнутого в городе после пожара.
В результате в скором времени на месте прежней церкви возник новый храм, представлявший собой пятикупольное сооружение, кровля которого покоилась на шести столпах, разделявших внутреннее помещение на центральную часть и два боковых предела. С южной, западной и северной сторон были воздвигнуты высокие каменные паперти, соответствовавшие традициям храмового зодчества, принятым в XVII веке. Тогда же возвели и восьмигранную шатровую колокольню.
Архитектурные особенности храма
Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.
Открытая западная галерея
Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.
Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.
Восточный фасад
Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.
Закрытая северная и часть открытой западной галереи
С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.
Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.
Трехглавье Спасо-Преображенского собора
Калуга
Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.
Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.
Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.
Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах.
Эти изображения делились на два типа:
— Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Её лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках- Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом па голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии. — Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.
Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.
В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой — солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря плошадку, затем следовала средняя часть храма, далее — его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон, с которого обычно произносились проповеди.
Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.
Разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базилика, в то время как в Восточной Церкви в V — VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль.
Правила посещения храма
Для посещения такой великой христианской святыни необходимо одеться скромно. В храм нужно входить, максимально прикрыв оголенные части тела.
Женщинам:
- рекомендуется надеть не короткую юбку;
- не нужно обнажать руки, лучше выбрать одежду с рукавами;
- полагается надеть на голову платок;
- не следует красить губы: обычно люди прикладываются к святыням губами.
Мужчинам:
- рекомендуется надеть не шорты, а брюки;
- майку необходимо заменить рубашкой (или хотя бы футболкой);
- головной убор при входе в храм полагается снимать.
Вести в помещении нужно скромно, благоговейно.
Не следует:
- громко разговаривать, кричать, смеяться;
- жевать жвачку, есть;
- разговаривать во время богослужения;
- пререкаться, делать замечания другим паломникам, вступать в конфликты.
Внутреннее оформление храма
Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.
Интерьерная роспись храма
Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.
Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна.
Сцена из храмовой росписи — Всякое дыхание да хвалит Господа
Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.
Сцена Вознесения Богоматери
Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.
Центральный купол занят образом Вседержателя с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.
Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи
Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.
На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!
Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой.
Сюжет «Смерть апостолов»
Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.
Сюжеты Деяний апостолов
Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.