Конкурс «золотое руно» 2021 года 19-22 февраля для 7-8 класса, вопросы и ответы

Петровское барокко

В истории русской архитектуры с именем Петра Первого связано целое направление – петровское барокко. Опираясь на традиции Северной Европы, этот стиль предлагает четкие линии и лаконичные контрасты в оформлении. Самый выразительный пример этого стиля в Москве – храм Архангела Гавриила на Чистых прудах (Архангельский переулок, 15А, стр. 9), домовый храм фаворита Петра Великого Александра Меншикова, в народе его прозвали «Меншиковой башней». Построенный в 1707 г. под руководством архитекторов Ивана Зарудного и Доменико Трезини, он был настоящим небоскребом того времени. Вместе с деревянным шпилем его высота составила 84 метра, на 3 метра выше, чем колокольня Ивана Великого в Кремле.

Храм Архангела Гавриила выделяют витые волюты, поддерживающие основание храма. Стены украшает сюжетная скульптура на евангельские темы, что естественно для католических и протестантских церквей, но совершенно не характерно для церквей православных.

Еще один яркий образец петровского барокко – храм святых апостолов Петра и Павла в Новой Басманной слободе (ул. Новая Басманная, д. 11). Апостолы Петр и Павел ‒ небесные покровители императора Петра Великого, в честь которых Петр построил несколько церквей (церковь Петра и Павла у Яузских ворот в Москве, Петропавловский собор в Петербурге). Храм Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе был построен по чертежу самого Петра I. Ради него Петр нарушил им же установленное правило, запрещающее каменное строительство по всей стране (это было нужно для скорейшей постройки Санкт-Петербурга). Строили храм архитекторы Иван Зарудный и Иван Мичурин.

Он очень похож на голландскую или шведскую кирху. Церковь очень скромно украшена: простые штукатурные наличники и круглые окошки-люкарны под сводами. Стоящая рядом колокольня была построена архитектором Дмитрием Ухтомским позже – в середине XVIII в. – в духе праздничного «московского барокко».

И храм Архангела Гавриила на Чистых прудах, и храм Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице – действующие православные церкви.

Шрифтовые вывески

Лаконичный текст на первых этажах

Историю вывесок проследим на примере Санкт-Петербурга и Москвы — сохранилось много изображений с видами этих городов.

Например, на панораме Санкт-Петербурга авторства Василия Садовникова видно, что в первой половине XIX века вывески располагали в основном на уровне первого этажа, они были небольшого размера и однотипны — ленты надписей с названиями магазинов и контор.


Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017

Стиль вывесок был лаконичным из-за распоряжения правительственной Камер-коллегии от 1749 года: «Прекратить малевание и ограничиться надписями типа „В сем доме питейная продажа“, „В сем доме табачная продажа“».

«Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностью изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самих магазинах».

Из повести Николая Гоголя «Невский проспект»

В это время вывески уже частично нарушали ритм строгих регулярных фасадов, потому что в основном занимали одно или несколько окон или входную дверь. Встречались не только текстовые, но и небольшие вывески с изображениями.


Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017
Иногда вывески занимали и второй этаж. Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография П. Иванова по акварели B. C. Садовникова. 1830-е годы. Изображение: Simon Franklin and Katherine Bowers, Information and Empire: Mechanisms of Communication in Russia, 1600–1850. Cambridge, UK: Open Book Publishers, 2017

Привычными были надписи на французском, английском и немецком языках. Их делали как русские владельцы магазинов, работающие с европейскими поставщиками, так и сами иностранцы, которые вели дела в России.

Часто за выходцами из отдельных стран закреплялись конкретные отрасли. Например, немцы торговали техническими товарами и оптическими, хирургическими инструментами. Французы держали дома моды, парикмахерские и кондитерские.

Государственная электрическая станция № 1 им. П. Г. Смидовича

Кратко: крупнейший индустриальный объект в самом центре МосквыАдрес: Раушская набережная, 10

Немного истории. Эта станция — одна из старейших действующих электростанций страны. Она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник промышленной архитектуры. Один из авторов проекта — заслуженный архитектор Иван Жолтовский. ГЭС-1 ввели в эксплуатацию еще в 1897 году. Для сравнения: ГЭС-2 неподалеку представляет аналогичную архитектурную ценность, но уже прекратила деятельность, и сейчас ее перестраивают в культурный центр.

Почему стоит здесь побывать. Даже если вас не трогают гигантские машинные залы и открывающиеся из их окон панорамные виды на Москву-реку и Зарядье, трудно остаться равнодушным, глядя на стеклянный фасад ГЭС-1, который выходит во внутренний двор и практически не виден из-за высоких заборов этого режимного объекта.

Завод группы компаний «Москабельмет»

Кратко: старинный завод в Лефортове, таящий сюрпризАдрес: ул. 2-я Кабельная, 2с5

Немного истории. История, хоть она и внушительная, — не самая притягательная сторона этого гигантского промышленного предприятия в Лефортове. Здание завода построили еще в 1878 году, изначально он назывался «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедов и К». В эпоху СССР завод не менял отрасль, только названия. Ничего особенно исторически примечательного на территории на сегодняшний день не осталось, но…

Почему стоит здесь побывать. Несколько лет назад рабочие предприятия своими силами сделали и установили на территории завода высоченную, метров в 10, копию Эйфелевой башни. Смотрится эта изящная француженка на фоне мрачных гигантских цехов завода невероятно воодушевляюще: увидеть такое должен каждый любитель острых арт-ощущений.

Юность. Немецкая слобода

Немецкая слобода – часть Москвы, ограниченная Покровской улицей (сейчас Спартаковская) и рекой Яузой. Здесь в XVII в. поселились иностранцы, находившиеся на службе у московских царей. Они построили небольшой городок в европейских традициях того времени и сильно отличавшийся от остальной Москвы. Петр Первый любил бывать здесь.

От старой Немецкой слободы сохранилось несколько замечательных памятников. Первый – Лефортовский дворец (2-я Бауманская улица, д. 3) –  построен в 1697-1698 гг. архитектором Дмитрием Аксамитовым для Франца Лефорта, друга и сподвижника Петра Великого. Традиционные русские резные белокаменные наличники и «теремные» крыши соседствуют с западноевропейскими анфиладами и регулярным делением фасада. После смерти Лефорта дворец перешел к царю Петру и стал его главной резиденцией в Москве. Здание пострадало во время пожара войны 1812 г., позже было перестроено и получило дополнительный этаж. Последние 200 лет в бывшем дворце находится военный архив.

На противоположном берегу Яузы раскинулся Лефортовский парк (ул. Красноказарменная, д. 3), в котором сохранились грот и плотина начала XVIII в. Парк был частью дворца императрицы Анны Иоанновны, известного как зимний «Анненгоф». Его построил в духе европейского барокко знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, создавший Зимний дворец и Смольный собор в Петербурге. К сожалению, дворец был деревянным и сгорел в XVIII в.

На месте Анненгофа сейчас стоит Екатерининский дворец (1-й Краснокурсантский проезд, д. 3/5) работы архитекторов Антонио Ринальди, Карла Бланка и Джакомо Кваренги. Это великолепный памятник эпохи классицизма. Примечательно, что для связи Екатерининского дворца с Лефортовским в 1771 г. был построен мост через Яузу. Это старейший мост Москвы.

Детство. Преображенское

На северо-востоке Москвы существовало несколько царских загородных резиденций. Одна из них – Преображенское. Здесь будущий император провел свое детство и отрочество. Не по годам развитый и любознательный, он организовал детский потешный Преображенский полк и построил в Преображенском потешную военную крепость «Пресбург». Потом этот полк вместе с Семеновским полком станет основой русской гвардии.

После переезда царя и двора в Петербург Преображенское перестало быть загородной резиденцией. Там была создана Преображенская солдатская слобода. Особый облик ему придала община староверов, обосновавшихся в Преображенском в XVIII веке. В XIX в. этот район стал городской рабочей окраиной.

К сожалению, царский дворец в Преображенском был деревянным и поэтому не сохранился. Память о славных петровских временах хранят только названия улиц бывшей Преображенской солдатской слободы: 1-я, 2-я и 3-я улицы Бухвостова (солдата и офицера Преображенского полка), улица 9-я рота (там жила 9-я рота Преображенского полка), Потешная улица (рядом с ней находилась потешная крепость Петра «Пресбург»).

Музей наивного искусства в Новогирееве

Кратко: лубок на стенах загородной богатой дачи 19 векаАдрес: Союзный проспект, 15а

Немного истории. В расположении этого модернисткого каменного особняка посреди типовой застройки спального района Новогиреево нет ничего необычного. До революции местность была аналогом современной Рублевки — загородной резиденцией богатых горожан. Это построенное в начале 20 века здание — бывшая дача. После революции ее занимали и детсад, и аптека, и много еще кто, а с 1998 года в ее помещениях поселился Музей русского лубка и наивного искусства (выставочный центр «Дача»).

Почему стоит здесь побывать. Погулять по территории и побывать внутри не просто старинной дачи, а богатого загородного особняка, выглядевшего в начале 20 века чрезвычайно передовой постройкой. Ну и сам музей очень милый.

Дом архитектора Мельникова

Кратко: всемирно известный частный дом в центре МосквыАдрес: Кривоарбатский переулок, 10

Немного истории. Одно из самых авангардных зданий в Москве и стране в целом, известное любителям архитектуры по всему миру. Этот дом архитектор Константин Мельников спроектировал и построил для себя и своей семьи в 1929 году, одно из его предназначений — художественная мастерская. До недавнего времени в доме жили его потомки, а сейчас там устроен общедоступный дом-музей автора знаменитых на весь мир , Дома культуры им. Русакова и ряда других выдающихся построек русского архитектурного авангарда.

Почему стоит здесь побывать. Побывать внутри этого цилиндрического здания с окнами-сотами — аналогично тому, что посетить другие шедевры мировой архитектуры вроде дома архитектора Алвара Аалто в Хельсинки или виллы «Савой» Ле Корбюзье во французском Пуасси.

Как попасть внутрь. Запастись терпением и попытаться забронировать место на экскурсию в это здание. Приготовьтесь долго ждать такой возможности: желающих очень много.

Культурный центр ЗИЛ

Кратко: светлый конструктивизм с детскими кружками и фестивалем «Боль»Адрес: ул. Восточная, 4к1

Немного истории. Этот памятник архитектуры построен по проекту маститых архитекторов братьев Весниных в середине 30-х годов. Один из выразительных примеров типовых «досуговых» пространств для трудящихся СССР, при создании которого авторы руководствовались принципами Ле Корбюзье. В середине 60-х интерьеры реконструировали, но современный КЦ ЗИЛ по-прежнему красив и статен и остается популярным местом для съемок фильмов и сериалов.

Почему стоит здесь побывать. Посмотреть на огромные окна-витрины, из которых открывается прекрасный вид на веранду здания, и спиралевидные лесенки

Просто погулять внутри важного памятника советского конструктивизма

Печатный двор на Никольской

Кратко: московское СредневековьеАдрес: ул. Никольская, 15с1

Немного истории. Условно «новую» часть Печатного двора возвели в 1815 году по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Фасад здания выходит на туристическую Никольскую улицу. Новую часть видели все: внутри располагается Историко-архивный институт РГГУ. Во дворе вуза древняя часть Двора: теремок 16 века — прави́льная (от «вносить правки») палата, а в ее основе есть еще более древние постройки. Эту древность не видят прогуливающиеся буквально в 20 метрах по шумной Никольской улице туристы.

Почему стоит здесь побывать. Чтобы оказаться в здании, которое и есть настоящая древняя Москва. Есть и супербонус: прямо из этой палаты можно выйти к сохранившемуся подлинному фрагменту стены Китай-города и прогуляться вдоль ее старинных кирпичных зубцов.

Здание Центросоюза

Кратко: единственное в России здание, построенное при участии Ле КорбюзьеАдрес: ул. Мясницкая, 39с1

Немного истории. В середине 20-х годов советские власти объявили конкурс на постройку гигантского офисного здания в центре Москвы. Победил проект уже известного на тот момент французского архитектора Ле Корбюзье. Реализовывал он его совместно со своим братом Пьером Жаннере и советским специалистом Николаем Колли. В процессе строительства Корбюзье отказался продолжать работу, но здание все же возвели. Оно стало классикой и ярким примером «Пяти отправных точек современной архитектуры» — принципов, опубликованных Корбюзье во французском журнале в 1927 году.

Почему стоит здесь побывать. Увидеть лестницы-пандусы без ступенек и лифт-патерностер, который двигался непрерывно: сейчас он не работает, но не демонтирован. Убедиться в том, что те самые «пять отправных точек архитектуры» здесь соблюдены.

Центральный Дом ученых Российской академии наук

Кратко: тотальная позолота и запах котлетАдрес: ул. Пречистенка, 16/2

Немного истории. Красивый особняк, в котором смешаны неоклассицизм и модерн, появился на буржуазной Пречистенке в 1910 году. Спустя несколько лет после революции 1917 года в нем открыли клуб московской научной общественности. Дом ученых, каким-то чудом выживший в лихие девяностые, по-прежнему здесь: с концертами бардов, форумами продавцов лекарств и дешевыми олдскульными кафе и столовой.

Почему стоит здесь побывать. Красивые исторические интерьеры разбавлены совершенно дикой реставрацией с обильной позолотой на каждом свободном сантиметре и аляповатыми картинами авторства нынешнего директора учреждения. В сочетании с коньяком на разлив, дешевыми обедами и конфетами, которые продаются здесь поштучно, — немыслимая картина и незабываемые ощущения.

Здание «Электрозавода»

Кратко: готический заводАдрес: ул. Электрозаводская, 21с1

Немного истории. Изначально это никакой не завод по производству трансформаторов и аккумуляторов, а фабрика, выпускавшая изделия из резины и каучука. Ее построили в 1915 году. По замыслу архитектора Г. П. Евланова проект был более величественным — он планировал намного больше готических элементов и башен, но все отвергла революция 1917 года. Сначала этот красивый замок занимали предприятия «Металлист» и «Прожектор», а в 1928 году в цехах здания образовался Московский электрозавод имени В. В. Куйбышева. Еле тлеющее электропроизводство сохраняется в новом корпусе здания и в наши дни, но большая часть исторического здания сдается в аренду под офисы, студии йоги и галереи.

Почему стоит здесь побывать. Внутри — гигантские гулкие коридоры, в которых всегда недостает освещения, и удивительные конструкции из ламп накаливания, придуманные и установленные здесь еще в советское время.

Dominion Tower

Кратко: единственное в Москве здание Захи ХадидАдрес: ул. Шарикоподшипниковская, 5с1

Немного истории. Феноменальный для Москвы в плане выбора подрядчика долгострой, проектом которого занималась Заха Хадид и ее архитектурное бюро. Строительство БЦ Dominion Tower началось в 2008 году, а закончилось только спустя семь лет из-за перманентного финансового кризиса. В итоге Москва получила выдающийся образец современной архитектуры международного уровня, пусть даже ряд критиков и укоряет проект в некой клишированности и идейной усталости.

Почему стоит здесь побывать. Внутри — свойственный проектам Захи монохромный и абсолютный космос. Синкопированный ритм поверхностей, строгость и святость ослепительного сочетания белого и черного. Космический корабль, подбитый партизанами Южнопортового округа столицы.

Изобразительные вывески

Вывески с рисунками стали популярными во второй половине XIX века, они играли роль витрины, показывая товары.

«До перехода вывески на живописное изображение вывешивались на воротах домов и торговых помещений самые предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, колесо — щепника, обруч — бондаря, кожа — сыромятника. Такого сорта реклама давным-давно имела место и в Западной Европе, но от неё там перешли к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную. Удобство и броскость живописной вывески вытесняли предметную, и за девятнадцатый век цех вывесочников разросся по всей стране».

художник Кузьма Петров-Водкин

Особенно интересны вывески продуктовых лавок, на которых горками были сложены фрукты, овощи, мясные изделия, сыры, хлеба и другие товары.

В середине XIX века появились мастера и целые артели, которые специализировались на создании вывесок. К ним обращались мелкие торговцы и предприниматели. Например, художник Константин Грушин держал мастерскую, где расписывал вывески в очень реалистичном стиле.


Вывески К. Грушина для магазина фруктов и мяса на Николаевской улице (сейчас ул. Марата) в Санкт-Петербурге и другие вывески мастерской К. Грушина. Фото: Повелихина, А., Ковтун, Е. «Русская живописная вывеска и художники авангарда / издательство «Аврора»Вывески продуктовой лавки работы мастерской К. Грушина в Санкт-Петербурге. Начало XX века. Изображение: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений / издательство «Прогресс-Традиция»

Реалистично писали не только еду, но и одежду. Например, такие вывески делала мастерская Василия Степанова.


Художник B. C. Степанов. Рекламные щиты лавки Ф. Кузьмина в Апраксином дворе в Петербурге. Начало XX века. Изображение: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений / издательство «Прогресс-Традиция»
Вывеска магазина одежды на Андреевском спуске. Киев, 1900‑е годы. Фото: Wikimedia Commons

На вывесках булочной, как правило, изображали изделия, расположенные симметрично, пирамидой. Длинные хлеба ставили треугольником, круглые — складывали стопкой. Фон был тёмный, и на нём ярко выделялись оранжево-коричневые булки и буханки.


Вывеска хлебной лавки. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»

Так же симметрично на вывесках «раскладывали» любые товары.


Вывеска бакалейной лавки. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»
Вывески гастрономических лавок. Первая четверть XX века. Изображение: Повелихина А. В., Ковтун Е. В. «Русская живописная вывеска и художники авангарда». Ленинград, 1991 г. / издательство «Аврора»

Сложилось привычное оформление магазина: над входом располагали горизонтальную вывеску с текстом, по бокам — живописные «витрины» с изображением товаров. Если магазин занимал сразу несколько окон, то вывески были в каждом простенке.


Рисованная реклама лавки Н. Ф. Рудкевича в Моршанске. Открытка начала XX века. Фото: Кириченко, Щеболева, Нащокина. «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. Том II. Города и новые типы поселений» / издательство «Прогресс-Традиция»
Молочная лавка в Санкт-Петербурге. Источник
Вывески кожевенной лавки на Николаевской улице. Санкт-Петербург. 1880‑е годы. Фото: журнал «Антиквар»
Оформление бакалейной лавки в Санкт-Петербурге. Фото: Светлов С. Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия / издательство «Гиперион»

Особняк Рябушинского

Кратко: Горький, Патрики, модернАдрес: ул. Малая Никитская, 6/2

Немного истории. Городскую усадьбу предпринимателя Степана Рябушинского спроектировал архитектор Федор Шехтель. Особняк и его хозяйственные постройки возвели в 1903 году, но прожил там Рябушинский недолго: в 1917 году он эмигрировал. После революции в здании сначала располагались советские учреждения, а с 1931 года и до самой смерти там жил писатель Максим Горький. С середины 60-х в бывшем особняке работает музей-квартира Горького.

Почему стоит здесь побывать. Главный предмет восхищения — волнообразная и очень «инстаграмная» лестница, которая струится с первого этажа на второй. Экспозиция самого музея тоже в порядке: старинная мебель и писательские предметы быта.

В гостях у Петра Великого

Большую часть жизни Петр провел в экспедициях. В усадьбе Коломенское (проспект Андропова, д. 39) выставлен его деревянный походный дом. Он был построен в Архангельске специально для царя. В XX в. дом был перевезен в Москву. Очень скромный, но просторный и светлый, он отвечал вкусу императора, предпочитавшего простоту и функциональность. Сейчас в домике Петра Великого открыта экспозиция, посвященная истории русского военно-морского флота.

В Оружейной палате Московского Кремля представлена замечательная коллекция подлинных вещей Петра I – оружие, одежда, обувь

Особое внимание привлекает «двойной трон», изготовленный московскими мастерами для малолетних царей Иоанна и Петра. Небольшое отверстие с правой стороны спинки было предназначено для старшей сестры царевичей Софьи, которая подсказывала через него братьям, что и как нужно отвечать просителям

В Историческом музее можно узнать, как в действительности выглядел Петр Великий (Красная площадь, д. 1). 22-й зал целиком посвящен эпохе Петра Великого. В нем представлена бронзовая посмертная маска царя. Здесь также можно увидеть несколько документов, написанных Петром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: