Аничков мост
Трехпролетный Аничков мост через реку Фонтанку является одним из самых красивых мостов в Петербурге. Его длина около 55 метров, ширина — 37,9 метров. Назван в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова, строительный батальон которого построил здесь первую переправу.
Изначально мост был деревянным, за свою историю несколько раз перестраивался, современный мост был построен в 1841 году, когда он был существенно расширен.
Главное украшение моста — четыре бронзовые скульптуры всадников и лошадей петербургского скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта. Все композиции разные, представляют собой цикл «Укрощение коня»: схватка, борьба, укрощение, покорение.
Дом генерал-полицмейстера Чичерина
Это одно из старейших зданий Невского – его построили еще в екатерининскую эпоху. За свою долгую историю дом сменил множествл владельцев: на смену Чичерину пришел князь Куракин, который затем продал его откупщику Перетцу, разбогатевшему на продаже соли (в Петербурге в то время шутили: «где соль, там и Перетц»). В это время в доме открылся знаменитый ресторан «Талеон», описанный Пушкиным в «Евгении Онегине».
В 1858 году дом купили купцы Елисеевы — главные поставщики европейских вин на российский рынок. До наших дней сохранились интерьеры роскошной квартиры последнего владельца дома Степана Елисеева (вход со стороны Мойки).
В первые годы после революции дом Чичерина назывался Домом искусств и по сути являлся общежитием петроградской литературно-артистической богемы, спасавшейся здесь от лишений эпохи военного коммунизма. Среди прочих здесь жили Николай Гумилев, Александр Грин и Осип Мандельштам. Современники называли дом «Самасшедшим кораблем» – по названию одной из книг Ольги Форш.
Адрес: Невский проспект, 15. Координаты: 59.93599, 30.31818.
Где бронировать жилье по России в условиях санкций?
Так как всем известная система Booking.com недавно прекратила свою работу в России, привычный процесс бронирования туристического жилья претерпел некоторые изменения. К счастью, Букинг на рынке был не один, и довольно большой выбор отелей и гестхаусов есть на Островке, Hotellook и Яндекс.Путешествиях — в целом, они похожи на Букинг и цены у них примерно такие же. Если нужны апартаменты, то их лучше всего искать на Sutochno.ru — это российский аналог AirBnB.
Где остановиться в Санкт-Петербурге: ТОП-9 отелей по соотношению цены и качества
Общественный транспорт на Невском проспекте
Если вы не хотите идти пешком по всему проспекту, у вас есть возможность воспользоваться общественным транспортом, который проходит по нему и соединяет весь город. Вы можете поехать на метро, автобусе и троллейбусе. Кроме того, можно воспользоваться услугами такси.
Автобусные маршруты 24 и 191, а также троллейбусы 1 и 22 курсируют по всему проспекту. Когда-то здесь был трамвай, и сейчас изучается возможность его повторного внедрения.
Также путешествующим по этому маршруту является городской туристический автобус.
5 линий петербургского метрополитена проходят вдоль Невского проспекта и пересекают его. Линия, идущая вдоль проспекта от начала до конца, является зеленой линией № 3 с тремя остановками:
- Невский проспект, немного в сторону от начала проспекта (рядом с Казанским собором).
- Маяковская, недалеко от Московского железнодорожного вокзала.
- Площадь Александра Невского, прямо в конце проспекта.
Дом Котомина
Дом №18
Здание было построено в середине XVIII века, один фасад выходит на Невский, второй на набережную Мойки. В начале XIX века оно принадлежало купцу Конону Котомину, поэтому его называют Дом Котомина.
В 1812-1815 годах по желанию купца дом был перестроен по проекту архитектора Стасова В.П., украшен величественным портиком, а по углам здания оригинальными четырехколонными лоджиями. Которые снесли в 1846 году для уширения проспекта. При реставрации в 1985 году лоджии были восстановлены.
В Доме Котомина находилась большая книжная лавка, магазин Елисеевых, пока он не переехал в отдельный магазин и знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, в которой встречались известные писатели, поэты и журналисты. Именно здесь Пушкин встретился со своим секундантом — лицеистом Константином Данзасом 27 января 1837 года. Отсюда они отправились на Черную речку — к месту последней дуэли поэта.
В конце XIX века в Доме Котомина открылся элитный ресторан Лейнера. Именно сюда поздним вечером 20 октября 1893 года зашел Чайковский, где ему подали стакан некипяченой воды. На следующий день композитор почувствовал себя плохо, 25 октября он умер от холеры.
Сейчас на углу дома Котомина на двух этажах находится ресторан «Литературное кафе», открытый здесь в 1985 году. В ресторане живая музыка, русская кухня и Пушкин (восковая фигура) за столиком.
Большой орган в церкви св. Петра!
Он здесь! Новый орган фирмы Willi Peter. Это большая радость для нас всех! Большой орган звучит на богослужениях и концертах с июня/июля 2017 года.
В 1833 г. Петрикирхе в Санкт-Петербурге была спроектирована как самая большая лютеранская церковь для столицы русской империи.Громадное строительство на две тысячи мест свидетельствовало о значимости немецких лютеран в России. И орган соответствовал её размерам — фирма Валькер, одна из ведущих немецких фирм по строительству органов, соорудила инструмент с более чем сорока регистрами. С 1840 года орган зазвучал во Славу Господу и звучал до 1937 года, когда церковь была закрыта советскими властями. Орган был разобран и утерян.
В 1962 г. церковь была перестроена в бассейн. Это насилие длилось до 1992 года — в этом году было возобновлено использование церкви по её назначению,а именно-для богослужений. И в ней снова появился орган — подарок немецких друзей. Мы рады этому маленькому органу, но он не предназначен для такого большого помещения, и мы хотели обрести снова большой орган, который придётся впору к размерам церковного зала. Весной 2017 года наконец установили подходящий орган, который всем посетителям Петрикирхе принесёт Хвалу Господа. Звучит живая музыка разных композиторов и эпох. И немецкая музыкальная культура снова стала важнейшей частью звучания Петербурга.
Армянская церковь
Здание Армянской апостольской православной церкви Святой Екатерины (Невский пр., 40–42) построено в 1770–1772 гг. по проекту известного зодчего Ю.М. Фельтена в переходном к классицизму стиле. Здание храма развернуто боком к главной магистрали города, и центральный вход решён в виде портика с четырьмя ионическими колоннами, а стены дополнительно оформлены пилястрами. Между окнами первого и второго ярусов размещены барельефы с головками путти в облаках, характерные для стиля барокко.
Фронтон портика украшает многофигурный барельеф из истории армянской церкви: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
Интерес представляют интерьеры церкви, особенно двадцать парных колонн композитного ордера из жёлтого искусственного мрамора с белыми капителями и стены, покрытые белым мрамором. Роспись свода и перекрытия алтарной части имитирует лепнину.
В 1930 г. армянская церковь была закрыта и перестроена. Только в 1993 г. в возвращённом верующим храме состоялось первое богослужение.
В 2003 г. рядом с церковью сооружен фонтан-памятник «Гранатовое дерево». Открытие композиции состоялось в присутствии Президента Армении, Генерального консула республики в Санкт-Петербурге и представителей армянской диаспоры.
Скульптура гранатового дерева неслучайно выбрана художником Юрием Саркисяном в качестве украшения фонтана – оно, по преданию, приносит счастье.
Рядом с церковью установлен памятный крест-камень (хачкар) ереванского скульптора А. Ташьяна. Высота стелы из туфа – 2 метра. В центре креста в окружении замысловатого орнамента изображен православный крест, а на постаменте высечена надпись: «От республики Армения к 300-летию Санкт-Петербурга».
Церковь Святых Петра и Павла
Рекомендовать место
4
1
Освящение места под постройку будущего храма состоялось 12 июля 2002 года, а его торжественная закладка была совершена 14 июня 2004 года. Храм выстроен по проекту архитектора Елены Фёдоровны Шаповаловой.
Проектирование и строительство затянулось на долгие 11 лет. Медленными темпами шла закладка фундамента, воздвигались стены, в 2006, 2007 годах строительные работы не велись вовсе, и лишь в 2009 году строительство было завершено.
За долгое время сооружения храма многие люди в разном качестве смогли поучаствовать в строительстве, внести свою лепту в его создание. Это позволяет назвать храм поистине народным.
Первое Богослужение в храме состоялось 12 июля 2009 года, а его торжественное освящение совершил 11 октября 2009 года патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (Гундяев) в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего военно-морским флотом.
Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли
В 1837 г. на площади перед Казанским собором установили два монумента работы скульптора Б.И. Орловского – Кутузову и Барклаю-де-Толли. Торжественное открытие монументов состоялось под звуки орудийного салюта.
Михаил Илларионович Кутузов представлен скульптором в фельдмаршальском мундире и плаще. В правой руке светлейшего князя мы видим обнажённую шпагу, в левой у него символ командующего – фельдмаршальский жезл. Под ногами полководца лежит французское знамя с переломанным древком, символ победы русской армии в войне с Наполеоном. На пьедестале простая надпись: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому, 1812».
Второй памятник посвящён Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, начавшему войну с французами и завершившему её уже в Европе в 1814 г. Барклай стоит в генеральском мундире и плаще, в ногах – сломанный неприятельский флаг, символ поражения врага и победы русского оружия. На постаменте лаконичная надпись: «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли, 1812, 1813, 1814 и 1815».
Аничков дворец
Изначально дворец был обращен своим фасадом не на Невский, а на Фонтанку (на момент постройки по ней проходила внешняя граница Петербурга), но при Павле I его отрезало от реки здание Кабинета императорского величества. Первым его владельцем был Алексей Разумовский, который благодаря своей любовной связи с императрицей Елизаветой прошел славный путь от сына украинского казака до графа и одного из самых важных вельмож империи.
После смерти Елизаветы Разумовский продал дворец в казну, откуда он позже был выкуплен Екатериной Великой и подарен ее фавориту Григорию Потемкину. Во дворце жили дети Павла I — великая княгиня Екатерина Павловна, а затем великий князь Николай Павлович, будущий Николай I. Он подарил дворец на свадьбу своему старшему сыну, будущему императору Александру II – с этого момента чехарда владельцев заканчивается и дворец остается в собственности цесаревичей. Александр III, проведший в нем свою юность, став императором, решил не переезжать в Зимний и правил страной из Аничкова дворца.
После революции дворец отдали Музею города, а незадолго до начала Великой отечественной войны в нем открылся Дворец пионеров – сейчас он называется Дворцом творчества юных. Именно здесь научились играть в шахматы Виктор Корчной и Борис Спасский, сыграли свои первые роли Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих.
Адрес: Невский проспект, 39. Координаты: 59.93295, 30.34155.
Церковь Трех Святителей
Рекомендовать место
4
Храм был заложен как зимняя церковь в 1740 году по проекту Джузеппе Трезини. Это одна из самых старых каменных церквей Санкт-Петербурга. Она была освящена в 1760 году во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Церковь имеет два входа: южный и западный. С востока здание церкви завершается большой трехгранной апсидой. Над двускатной крышей возвышается невысокий барабан, увенчанный небольшим куполом со шпилем. Внутри здание разделено мощными столбами на три нефа, столбы поддерживают большой свод в среднем нефе и малые крестовые своды в боковых.
В 1916 году, когда в Санкт-Петербурге грузинская диаспора насчитывала около 6000 человек, церковь была временно передана грузинскому приходу для совершения богослужений. Здесь впервые в городе прошли богослужения на грузинском языке.
В советское время в стенах церкви находились трикотажная фабрика, гидротехническая лаборатория, а после — производство Ленбытхима.
В 2000-х годах проводилась реставрация здания.
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА в Екатерининском дворце Царского Села
Рекомендовать место
5
Построена в 1756 г. по проекту архитектора Б.Ф.Растрелли. Храм завершает анфиладу парадных комнат дворца.
Воскресению Христову были посвящены еще две церкви Растрелли, обе дворцовые. Это Воскресенская церковь Зимнего дворца и Воскресенская церковь Екатерининского дворца в Царском Селе, построенная в 1752-1756 гг. Храм вплотную слит с дворцом. Им завершается анфилада парадных комнат дворца и в плане здания он носит условное название «церковного зала». Как и большинство храмов Растрелли, церковь имеет пятикупольное завершение. Золоченые купола сразу же бросаются в глаза каждому приближающемуся к дворцу.
История церкви св. Петра
Первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге была открыта в 1704 г. на территории Петропавловской крепости. Эта церковь была призвана духовно окормлять всех военных евангелическо-лютеранского вероисповедания. Одновременно, на другом, левом берегу Невы, возникла группа евангелических христиан, которые собирались в доме российского флота. Эта община была многонациональной, однако, большинство имело немецкое происхождение и лютеранское вероисповедание. Вице-адмирал подарил этой общине деревянную капеллу, находившуюся прямо в его собственном дворе. С тех пор и существует отдельная община, которая позднее стала называться общиной св. Петра.27 декабря 1727 г. Петр II издал указ, по которому община получала земельный участок на «Невской першпективе» (современном Невском проспекте), на нем должны были построить церковь, церковную школу и пасторский дом. Строительный проект был разработан покровителем общины графом Мюннихом. Первый камень новой церкви был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. В честь них 14 июня 1730 г. пастор Нацциус освятил церковь. К началу 19 века здание сильно разрушилось, к тому же, оно уже не вмещало растущую общину. В 1833 г. старая церковь 18 века была снесена. В мае 1833 г. на одном из заседаний церковного совета был принят проект Александра Брюллова, победителя конкурса, а 21 августа 1833 г. был заложен первый камень новой церкви св. Петра. Строительные работы длились 5 лет.В День Реформации, 31 октября 1838 г., было освящено здание церкви, и по сей день стоящей на Невском проспекте 22-24. Шедевр Александра Брюллова, в котором гармонично соединились черты романской базилики и русского классицизма, является крупнейшей лютеранской церковью в России. Среди многих произведений искусства, когда-то украшавших Петрикирхе, особенно ценными были две алтарные картины: полотно Гольбейна «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», подаренное в 1707 г. придворным художником Й.Ф.Гротом, а также огромный холст «Христос на кресте» знаменитого русского художника Карла Брюллова.С 1895 по 1897 г.г. внутреннее помещение церкви было реставрировано под руководством архитектора Максимилиана Месмахера. В 19 веке община не прекратила свой рост. В 1862 г. число прихожан составляло 17600 человек, а в 1912 — 21000.Трагическим переломом в истории церкви св. Петра стала революция 1917 г. Многие прихожане покинули Россию. Здание церкви и вся ее недвижимость были национализированы. В 20-е г.г. богослужения еще проводились, однако, репрессии против христиан всех вероисповеданий все возрастали. Начались преследования и аресты.Когда в рождественский Сочельник 1937 г. прихожане собрались на богослужение, они не смогли войти, потому что дверь церкви была закрыта. Пасторы Петрикирхе Пауль Райхерт и Бруно Райхерт были арестованы и позднее, в 1938 г., расстреляны. После того, как церковь закрыли, дорогое убранство и прекрасные произведения искусства были разграблены. Алтарную картину Гольбейна отдали в Эрмитаж, а «Христа на кресте» Брюллова – в Русский музей. Судьба замечательного органа фирмы Валькер так и осталась неизвестной. В 40-е и 50-е г.г. в здании церкви находились самые разные склады. Затем здесь построили бассейн, который открыли в 1962 г. Здание церкви св. Петра было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и Других Государствах в июне 1993 г., а сама Петрикирхе стала кафедральным собором.В настоящее время здесь на богослужения собирается евангелическо-лютеранская община свв. Анны и Петра.
Фонтан возле Церкви Казанской иконы Божьей Матери
Рекомендовать место
2
Всякий, кто бывает у Церкви Казанской иконы Божьей Матери, невольно обращает взгляд на великолепный фонтан, украшенный бронзовой скульптурой. На ней представлена девочка в легком платьице, подымающая за жабры огромную рыбу, которая выпускает из своего зубастого рта огромную струю воды. Этот чудесный фонтан был открыт в 1957 году и вот уже более 50 лет радует взрослых и и детей. Правда, сейчас действует лишь один его водомет (изначально их было несколько), а также утрачены боковые чаши, расположенные у основания постамента. Автором скульптуры является замечательная художница Екатерина Николаевна Персидская.
Она была намерена установить посреди нижнего бассейна скульптуру «Мальчик удэ», таким образом, завершив фонтанную композицию. Но, к сожалению, этот замысел так и не воплотили в жизнь, и чудесная бронзовая скульптура девочки одиноко возвышается у Приморского шоссе. Этот фонтан является одним из неофициальных символов города Санкт–Петербурга и ежегодно собирает возле себя множество туристов.
Координаты: 60.19218300,29.70476600
Указ Петра I о запрете каменного строительства
20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.
Историография:
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
- Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
- Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.
Фото и описание
Церковь Святых Петра и Павла (немецкое название – Петрикирхе) – это
евангелическо-лютеранская церковь, которая находится в Петербурге на Невском
проспекте. Здесь расположены Центральное церковное управление
Евангелическо-Лютеранской церкви в России, Казахстане, Средней Азии и на
Украине, канцелярия епископа. Петрикирхе – один из старейших лютеранских храмов
России. Исторический адрес церкви: Дворцовая набережная, дом адмирала Крюйса,
современный адрес: Невский проспект, дом 22/24.
Петрикирхе была основана в 1710 г., когда построили первое здание храма,
лютеранская же община была организована в доме Крюйса еще в 1703-04 гг. Для
общины в 1708 г. во дворе дома адмирала Крюйса была построена маленькая часовня
в виде креста.
В 1727 г. Петром II немецкой лютеранской общине была передана в дар земля,
расположенная между Большой и Малой Конюшенной улицами. Здание Лютеранского
храма было заложено там 29 июня 1728г. (в праздник святых Петра и Павла). А 14
июня 1730г. оно было освящено.
Здание строилось по проекту и под наблюдением фельдмаршала Миниха Б.Х.
Церковь была выполнена из кирпича и вмещала около 1500 прихожан. Через семь лет
после открытия храма рядом с ним были построены два здания, в которых
размещались школа и квартиры церковнослужителей. В алтаре лютеранской церкви
святых Петра и Павла размещалась картина «Явление Христа ученикам» Г. Гольбейна,
которую подарил общине придворный живописец Г.Х. Грот. Храм был украшен
деревянными скульптурами руки И. Дункера; орган был выполнен мастером из Митавы
И. Г. Иоахимом.
В 1832 г., когда здание церкви немного обветшало, лютеранской общиной
Санкт-Петербурга был объявлен конкурс на создание проекта здания храма. На суд
было представлено пять архитектурных проектов, лучшим из которых стал проект
А.П. Брюллова. Новое здание Петрикирхе было заложено 31 августа 1833г. (старое
было снесено летом того же года). Вчерне оно было уже готово к осени 1835 года.
Еще три сезона ушло на отделку.
Главный фасад здания, прорезанный большой аркой, с открытой аркадой на 2-ом
этаже, украшали две 3-ярусные башни, которые создавали впечатление
устремленности вверх и невесомости. На портале установлены две статуи из
мрамора, выполненные по модели Б. Торвальдсена (скульптор П. Трискорни); фасад
украшают четыре горельефа работы скульптора П. Жако. В оформлении интерьера
использованы мотивы архитектуры романского стиля. Резьбой внутри храма занимался
П. Кретан, росписью — П. Дроллингер, картина над алтарем принадлежит кисти К.П.
Брюллова (сейчас она находится в Русском музее).
Новая церковь вмещала вдвое больше прихожан, чем старая, благодаря 3-ярусным
хорам, опирающимся на чугунные столбы. Освящение храма состоялось 31 октября
1838 г., в день Реформации. В 1841 г. фирмой «Валкер» из Людвигсбурга был
установлен орган – самый большой в Петербурге; в 1886 г. его заменили на новый,
который был вторым по размерам во всей Российской империи.
В 30-е гг. 19 века архитектором Г.Р. Цолликофером были полностью перестроены
оба дома, которые принадлежали общине. Им были возведены два флигеля, в которых
размещались книжные лавки А.Ф. Смирдина и Н.А. Серно-Соловьевича, редакция
журнала «Библиотека для чтения».
В 1863 г. в храме появились колокола, а в 1884-88 гг. интерьер был украшен
витражами работы С.Кальнеролли.
К 80-м гг. 19 века, в силу слишком мягкого грунта и разницы в давлении на
него, здание пришло в аварийное состояние в результате осадки стен. В 1883 г.
известный знаток церковно-строительной техники, Бернгард, исправил положение
стальными затяжками. В 1895—1897 гг. внутреннее убранство церкви было сильно
изменёно по проекту арх. Максимилиана Месмахера с целью приведения всех
элементов интерьера к единому стилю, поскольку романские, ренессансные,
готические и античные мотивы не очень-то гармонировали друг с другом. Перед
храмом были установлены фигуры апостолов Петра и Павла, представляющие собой
копии скульптур А. Торвальдсена.
В 1938 г. лютеранская церковь была закрыта, здание передали под концертный
зал, а убранство храма вывезли или уничтожили, только лишь малую его часть
передали в музеи города. Не имевший равных в городе, церковный орган был
варварски разрушен. Но интерьеры сохранялись в относительной целостности вплоть
до 1958 г., когда здание начали перестраивать под плавательный бассейн. Все
помещения были перепланированы, а в ходе строительных работ погибли остатки
росписи.
Церковь Святого апостола Петра
Два дома Немецкой лютеранской церкви (Невский пр., 22–24), словно массивные пропилеи, предваряют проход к церкви Святого Петра. Дома построены в 1735 г., но позднее они несколько раз перестраивались. В доме № 22 в течение 13 лет располагалась знаменитая книжная лавка и библиотека для чтения А.Ф. Смирдина, частыми гостями которого были А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь.
Здание лютеранской церкви построено на месте более старой постройки XVIII в. в 1833–1838 гг. архитектором А.П. Брюлловым. В своей работе зодчий использовал приёмы романского зодчества, получив здание с центральным двух-башенным фасадом. Обе башни не имеют типичного для лютеранского храма завершения, но часть здания между ними завершается характерным для романского периода треугольным фронтоном. Полуциркульные вытянутые окна и лоджия-аркада придают Петропавловской церкви необходимую для массивного фасада динамичность, вход внутрь решён в виде высокого арочного портала.
Над аркадой установлены горельефы с евангелистами работы скульптора Т.Н. Жака и фигура ангела с крестом, исполненная И. Германом. Под скульптурой надпись: «ST. PETRI».
Внутреннее убранство храма, которое погибло в 1950-е гг., было создано архитектором М. Месмахером в 1895–1897 гг. Центральным полотном в алтарной части выступала картина К.П. Брюллова «Распятие», там же находилась и картина одного из величайших немецких портретистов Г. Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим». Оба полотна сейчас находятся в Эрмитаже.
В сентябре 1999 г. в сквере перед храмом установили бронзовый бюст великому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу фон Гёте работы скульптора Л.К. Лазарева.
История
Начало проспекта примерно в 1718 году совпадает с рождением Санкт-Петербурга в 1703 году при Петре Великом, когда это была всего лишь дорога, ведущая в сторону Новгорода, расположенного в болотистой, лесистой местности.
После крупного пожара в середине 18-го века, здания и особняки знатных, богатых людей строились из камня, а не из дерева.
В начале 19-го века был построен Казанский собор, главный собор города. Банки и коммерческие здания также начали появляться в это время.
В середине того же века был построен так называемый Московский вокзал-терминал для движения поездов из Москвы. Сегодня его еще называют Санкт-Петербург-Главный.
В начале 20-го века на проспекте появились электрические фонари, заменившие прежние масляные и газовые лампы. Появился и первый общественный транспорт, правда, запряженный лошадьми.
После Октябрьской революции 1917 года название было изменено на проспект 25 октября (с 1918 по 1944 год), а во время Второй мировой войны он несколько раз подвергался бомбардировкам и многие здания были разрушены.
Именно в 1950-1960-е годы начались строительные работы в метро и появились первые две станции.
Многие ежегодные мероприятия проходят на Невском проспекте:
- День Победы (9 Мая)
- День основания Санкт-Петербурга (27 мая)
- Крестный ход от Казанского собора к Александро-Невскому монастырю, чтобы отметить день памяти этого святого князя (12 сентября)
Кто тот человек, который дал этому знаменитому проспекту свое название?
Проспект назван в честь Александра Ярославича, князя Новгородского и Владимирского в период, когда Русь была разделена на множество княжеств, подчиненных игу монголов. Он отличился в юности своими воинскими подвигами, победив шведов в Невской битве 1240 года, за что получил прозвище Невского.
Он был канонизирован Русской Православной Церковью после своей смерти и стал символом национального сопротивления России против германской власти в Восточной Европе.
Его память почиталась как царским режимом, когда Петр Великий основал русский монастырь под именем Александра Невского в 1712 году на месте своей победы над шведами, так и советским режимом, когда Сталин создал военный орден его имени в 1942 году во время Второй мировой войны.
Кроме того, в 1938 году Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». Это был первый звуковой фильм советского режиссера, в нем снялся российский актер Николай Черкасов, а музыку сочинил Сергей Прокофьев.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 3 528 times, 3 visits today)
Сделать книжный магазин рентабельным
– Для меня Дом книги был символом книжного мира во времена существования рядом с ним кафе «Лягушатник». Но зелёные шторы уже не портят вид на Казанский собор, а сам магазин никакой культуры книжного мира за собой давно не несёт. Создав литературный клуб, я отправляла его участников за книгами куда угодно, только не в здание с башней. Собственно, Дом Зингера уже несколько лет – дом с офисом «ВКонтакте» под куполом, и на экскурсии туда ходят чаще, чем за книгами, так что вряд ли кому-то приходило в голову рекомендовать его для покупки книг. Но давайте оставим оценки, споры, страницы договоров и переносы судов. Лично я просто жду, когда имя Михаила Иванова будет неразрывно связано с Невским проспектом, 28, потому что у него уже один раз получилось, –рассказала журналистам нашего издания основательница клуба «Чеховъ» Анастасия Завьялова.
Член городского союза писателей, поэт Вадим Пугач считает, что петербуржцев не особо интересует, кому будут принадлежать права на торговую точку. По его мнению, издание и продажа бумажных книг – бесперспективное направление. Электронные книги завладели книжным рынком. Перед Смольным стоит сложная задача: сделать книжный магазин рентабельным.
– Не хотелось бы, чтобы городской магазин превратился в убыточное предприятие и повторил судьбу Ленкниги. Дом Зингера должен стать культурным центром, который будет интересен читателям, писателям, книгоиздателям
Хочется, чтобы чиновники ещё обратили внимание на магазины военной книги и букинистические лавки, – рассказал в беседе с журналистами Вадим Пугач.
На экскурсии в офис компании «ВКонтакте» ходят чаще, чем за книгами.
Заслуженный архитектор Святослав Гайкович пояснил «Октагон.Северо-Запад», что здание Дома Зингера очень качественно выполнено. И горожане могут не переживать за внешний вид исторического дома – испортить его довольно трудно.
– Это очень красивый дом с архитектурной точки зрения. Хотя изначально его считали уродливым зданием, которое испортило облик Невского проспекта. Сейчас архитектура идёт по пути создания стеклянных атриумов, а во внутреннем дворе знаменитого дома это было сделано архитектором Павлом Сюзором ещё в начале двадцатого века. Волноваться стоит лишь за сохранность культурного пространства, чтобы Дом Зингера стал главным книжным магазином Петербурга, – добавляет Святослав Гайкович.
Елена Дмитриева, заведующая народным музеем «Дети и дошкольные работники осаждённого Ленинграда», считает, что на книжных полках магазина обязательно должно найтись место для литературы об истории знаменитого Дома Зингера.
Сейчас из трёх этажей магазина работает только первый. Цокольный и второй закрыты для посетителей. Торговая точка распродаёт остатки товаров, заказы на книги не принимает. Пустые стеллажи уныло пылятся в дальнем зале помещения, где расположен уголок читателя. Создаётся впечатление, что консультанты магазина без должного энтузиазма обслуживают посетителей. О закрытии магазина сотрудники не говорят, отвечают, что он закрывается на ремонт. Дозвониться по телефонам, указанным на сайте магазина, журналистам издания не удалось.
Голландская реформаторская церковь
На Невском проспекте, на участке между рекой Мойкой и Большой Конюшенной улицей, расположено здание Голландской реформаторской церкви (Невский пр., 20).
Интересно, что большинство церквей на Невском проспекте расположено в глубине от проспекта, в то время как остальные здания стоят по красной линии.
Так как здание Голландской церкви совмещало в себе жилые корпуса и церковные помещения, зодчий поставил его на общей линии застройки проспекта.
Центр постройки акцентирован коринфским портиком с четырьмя колоннами и сложным горельефом с фигурами ангелов в тимпане. Это – парадный вход в храм. Крылья дома с жилыми помещениями решены по фасадам довольно просто, хотя полуциркульные оконные проёмы первого этажа напоминают аркаду, а окна второго этажа выделены сандриками и простыми наличниками. Два балкона по краям здания с ажурным металлическим ограждением завершают общее убранство фасада по Невскому проспекту.
Некоторое время в доме при Голландской церкви находилась редакция журнала «Отечественные записки» и проходили выставки картин Общества поощрения художников.
Улица Зодчего Росси
Многие петербуржцы считают эту улицу самой красивой в городе, а кое-кто и во всем мире. Улица, чья длина составляет всего 200 метров, является лучшим ампирным ансамблем России: она образована двумя абсолютно симметричными зданиями с колоннадами работы Карла Росси и выходит на полукруглую площадь Лермонтова, распахнутую на Фонтанку.
Одним из наиболее известных почитателей данного архитектурного шедевра является Александр Яковлевич Розенбаум:
Я люблю возвращаться в свой город прокуренным гостем,Сесть в такси на стоянке, которой уютнее нет,И чуть-чуть тормознуться на улице Зодчего Росси,В ожидании блеска мелькнувших вдали эполет.
Координаты: 59.93025, 30.33552.