Аничков дворец

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Архитектура Аничкова дворца

Проект здания Аничкова дворца был заложен М. Земцовым, которым планировал создать его в стиле  барокко. Однако архитектор не смог воплотить в жизнь свои замыслы, поскольку умер через полтора года. Архитектурные дела легли на плечи Д. Дмитриева и Б.Ф. Растрелли. Однако они кардинально поменяли первоначальный замысел М.Г. Земцова.

Центральную часть здания представляет собой трехэтажную конструкцию с большим и светлым залом. Эта часть соединяется с флигелями специальным крыльцом. Центральный фасад выходит к реке Фонтанке, там же расположен парадный вход. Противоположный фасад выходит в сад, где размещены павильоны и скульптуры.

Отделка всех комнат выполнялась под контролем Б.Ф. Растрелли. Живописные произведения А.П. Антропова, И.Я. Вишнякова украшают стены помещений. На втором и третьем этажах находится церковь с одиннадцатиметровым иконостасом с позолотой, который выполнен в стиле барочной орнаментики. 

Аничков дворец — архитектурный шедевр 18 века, поражающий своей красотой и уникальностью. Сегодня здесь проводятся интересные выставки и работают детские кружки.

comments powered by HyperComments

Хозяева в разные годы

На протяжении двух веков дворец менял хозяев. В знак любви и признательности императрицы преподносили его фаворитам. Елизавета Петровна подарила дворец графу Разумовскому, Екатерина Великая – Григорию Потемкину. Дворцом владели императоры Екатерина II, Николай I, Александр I и Александр III. Александр I дарил дворец сестре, а затем брату.

Особы царской фамилии получали его как свадебный подарок. В XIX веке Аничков дворец – резиденция Александра III. Страстный собиратель живописи, император устроил в Аничковом дворце собственный музей. Собранная коллекция – основа Государственного Русского музея. Император лично устраивал ледяные горы и каток детям и охотно играл с ними. Балы, проводимые во дворце, становились наказанием для царя. Радушно приняв гостей, он удалялся в кабинет.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал

В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.

Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы – в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.

В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.

Протяженность моста – 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.

Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.

В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.

Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.

До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, – пропускным пунктом.

Аничков дворец как императорский подарок

В 1754 году строительство императорской резиденции на Невском было полностью завершено, и спустя всего три года, в 1757 году государыня Елизавета Петровна, как и предполагалось, подарила ее своему любимцу — графу Алексею Разумовскому.

Великолепный дворцовый ансамбль с регулярным садом, фонтанами, аллеями, отгороженный от Невского проспекта каменной стеной, часто служил местом отдыха для государыни и вельмож, с удовольствием присутствующих на маскарадах и представлениях итальянской оперы.

Частыми гостями во дворце были многие известные люди своего времени — первый действительный адъюнкт (член) Петербуржской Академии Наук и секретарь графа А. Разумовского Василий Ададуров, адъютант вельможи, яркий представитель русской литературы XVIII столетия, поэт и драматург Александр Сумароков, некоторое время даже проживавший во дворце.

Постоянно в Аничковом дворце граф А. Разумовский не жил, переехав в него только в 1761 году после преставления государыни Елизаветы Петровны и оставаясь в нем до самой своей кончины в 1771 году.

После этого усадьба перешла во владение брата графа – гетмана Кирилла Разумовского, который абсолютно не интересовался благоустройством усадьбы, полностью поглощенный строительством резиденций в Батурине и Глухове. Постепенно огромный пышный дворец пришел в упадок, поэтому в 1776 году он был выкуплен у гетмана в казну.

С тех пор Аничков дворец выступал подарком либо на свадьбу, либо на именины, либо в поощрение за особые заслуги перед государями и Отечеством. В 1776 году государыня Екатерина II, по примеру предшественницы Елизаветы Петровны, подарила дворец своему фавориту – Светлейшему князю Григорию Потемкину, присовокупив к подарку сто тысяч рублей — астрономическую для того времени сумму — для обустройства усадьбы.

В течение 1776-1778 годов над изменением внешнего облика усадьбы трудился русский архитектор Иван Старов. К основному корпусу дворца был надстроен третий этаж, боковые флигели соединены с центральным объемом массивным карнизом, убрана лепнина и вазоны, засыпана гавань.

Большой регулярный сад был заменен пейзажным парком с прудом в его центральной части и островом. Также появились: галерея, где проходили всевозможные празднества и маскарады, колоннада, жилые и хозяйственные постройки, фасадами выходившие на улицу Садовую, а на юго-запад от дворца — каменное здание кухни.

Изменения только украсили Аничков дворец. Преобразившееся здание, принявшее строгий и одновременно величественный вид строения в классическом стиле стало выглядеть еще более торжественно.

Владел дворцом Светлейший князь Г. Потемкин недолго. Остро нуждавшийся в деньгах фаворит Екатерины II продал Аничков дворец купцу Никите Шемякину, у которого в 1785 году он был вновь куплен в казну. А уже в 1793 году по указу Екатерины II архитектор Егор Соколов составил новый проект Аничкова дворца, в котором императрица решила расположить Императорский Кабинет.

О Дворце

В самом центре Петербурга, там, где Невский проспект встречается с Фонтанкой, расположен великолепный памятник русской архитектуры XVIII-XIX столетий – Аничков дворец.

Облик дворцового ансамбля складывался постепенно, под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей, аристократических владельцев. В разное время Дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи. Являясь старейшим на Невском проспекте, дворец пережил многочисленные переделки. В проектирование и строительство зданий на территории Аничковой усадьбы свою лепту внесли многие известные архитекторы: М.Г. Земцов, Ф.Б. Расстрелли, И.Е. Старов, Л.Руска, Дж. Кваренги, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер и другие.

Сегодня некогда императорская резиденция принадлежит детям. С 12 февраля 1937 года здесь размещается главный детский дворец города – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (до 1990 года – Ленинградский Дворец пионеров).

Дворец продолжал свою работу даже в тяжелые блокадные годы: были открыты кружки, детская площадка, библиотека, состоялась городская олимпиада детского творчества и даже новогодняя елка. Концертные бригады из учащихся художественного отдела и танцевального ансамбля Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. 70 воспитанникам детского фронтового ансамбля были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Двери Дворца всегда открыты миру увлечений юных петербуржцев: искусство, наука, техника, спорт, общественная деятельность и многое другое. Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Каждый день – новое событие! Дворец является постоянным местом встречи участников различных городских и всероссийских педагогических конференций и семинаров, фестивалей и конкурсов.

Дворец и сегодня продолжает традиции, заложенные три четверти века назад. Среди его выпускников несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. В стенах Дворца наиболее одарённые школьники завершают среднее образование в Аничковом лицее. Концерты, вечера, праздники проходят в пышных парадных интерьерах Аничкова дворца. Анфилады гостиных, залы, кабинеты, оформленные в стиле русского классицизма, – прекрасное место для проведения официальны приемов, ассамблей, выставок, балов, камерных концертов.

Аничкова усадьба – сердце Дворца. Здесь расположены памятники архитектуры: Аничков дворец, Сервизный корпус, здание Кабинета, другие сооружения. На этой территории также находятся красивейший сад и современный театрально-концертный комплекс «Карнавал». Дворец творчества юных, несмотря на свой уже солидный возраст, – динамично развивающееся учреждение. За 82 года он шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» – излюбленное место отдыха ребят и педагогов. Гордость Дворца – два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн с четырьмя дорожками, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

С честью помня о достижениях, сохраняя традиции, сегодня Дворец готов покорять новые высоты!

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма

Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.

Здание Главного Адмиралтейства

Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.

Казанский собор

Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.

В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.

Александринский театр

Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.

Исаакиевский собор

Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор — второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.

В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 9 028 times, 21 visits today)

Дворец великого князя Михаила Михайловича «Мало-Михайловский»

Построен на участке, когда-то бывшем частью Адмиралтейской верфи.

Великий князь Михаил Михайлович начал строительство этого особняка сразу по достижении совершеннолетия, с учетом того, что будет жить там, когда женится.

Архитектор Месмахер создал дом из двух половин – мужской и женской, которые сообщаются между собой.

Однако, великий князь так и не жил в своем особняке. Совершенный им неравный брак лишил его возможности вернуться из Европы в Россию.

Здание меняло арендаторов и хозяев, неоднократно перестраивалось.

В конце ХХ века особняк был в аренде у банка «Санкт-Петербург». В этот период некоторые интерьеры были отреставрированы.

В настоящее время идет спор о принадлежности дворца. Для широкой публики он закрыт.

Аничков дворец и современность

При Советской власти в Аничковом дворце открылся Дворец Пионеров имени Жданова. В 1991 году заработал Дворец творчества юных. Здесь работают кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады, молодежные конференции. Дворец стал школой развития интересов и знаний детей.

В 1991 году здесь открыт Музей Аничкова дворца. Величайшие люди современности помогали детям узнавать мир.

  • Секцию шахмат вел Михаил Ботвинник.
  • Ансамблем песни и пляски руководил Исаак Дунаевский.
  • Прививал любовь к путешествиям, рассказывал о далеких странах детям востоковед Василий Струве.
  • В тайны географии и зоологии детей посвящал академик Лев Берг.
  • Иосиф Орбели открыл мир искусства.

Дальнейшая судьба дворца

В период строительства и благоустройства дворца граф Воронцов стремительно продвигался по карьерной лестнице. После возникшего конфликта с А. П. Бестужевым-Рюминым Михаил Илларионович не стал искушать судьбу и на некоторое время отправился путешествовать по Европе. Вернувшись в 1758 году, он сразу же получил место канцлера, а вскоре занял пост сенатора.

К тому времени внутренние оформление дворца уже было почти закончено. Длительное возведение и отделка, балы и светские мероприятия потребовали больших материальных затрат и привели практически к полному разорению Воронцова. Поэтому в 1763 году ему не оставалось ничего другого, как передать дворец в казну, получив за него 217 600 рублей. С того времени имение сменило множество хозяев.

С 1770 года здесь жил брат короля Пруссии Фридриха II – принц Генрих, который в тот период пытался договориться с Екатериной II о том, чтобы разделить польские земли. В 1798 году император Павел I, пришедший на престол после Ее Величества Екатерины II, передал в дар имение Мальтийскому ордену. После этого дворцу было присвоено новое название – Замок Мальтийских рыцарей. Над воротами появились символичные атрибуты в виде герба Мальтийского ордена. Этот символ олицетворяет христианские добродетели (справедливость, умеренность, мужество и благоразумие).

Русское ответвление Мальтийского ордена завершило деятельность в период правления великого Александра I. В конце XVIII столетия на огромной площади поместья были воздвигнуты два величественных храма. Великолепная роспись внутреннего убранства Мальтийского храма, скульптура и оформление стен дорогим искусственным мрамором сохранились и сегодня. Интерьеры христианской церкви отличались скромностью. Церковь и капелла относятся к числу уникальных памятников стиля русской классики.

После произошла передача Воронцовского дворца Пажескому корпусу, организованному Екатериной II для получения достойного образования пажей, что повлекло за собой перестройку сооружения, в ходе которой и была навсегда утрачена первоначальная отделка внутренних интерьеров. В 1827 г., по проекту знаменитого архитектора А. Е. Штауберта, постройка была перепланирована для военного учебного центра. В стенах дворца обучали математике, военной теории, философии, правоведению, истории и прочим необходимым наукам.

Последняя хозяйка

После смерти Александр III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. Расходы по его содержанию взял на себя их сын, Николай II.В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф. А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих. Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «видел» в 1914 году: венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.На этом «царская летопись подарков» Аничкова дворца закончилась. Дальше началась совсем другая эпоха – Советское время.

Описание дворца

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила
строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу
заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами.
Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами –
ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад
был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта
прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к
ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского
театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея
Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы.
На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где
росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном
вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны.
Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей
красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда
выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу
Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила
его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность
постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был
откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого
впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание,
которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал
некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского
театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру,
будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему
императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции.
В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: