Музей айвазовского

Ремонт могут закончить раньше

– Если так перевозят картины, то как их хранят?

– Важны освещённость, температура и влажность. Музейные нормы – от 18 до 24 градусов. Когда мы перейдём в новое помещение, у нас появится система микроклимата, и будет проще поддерживать эти нормы. До этого делали всё «вручную» с помощью кондиционеров и проветривания помещения. Нам удавалось регулировать температуру и влажность, но это сложно. Эти показатели не стабильны в течение дня. Например, из-за большого наплыва посетителей жарким летом меняется влажность в помещении, поэтому приходится ограничивать количество людей, находящихся в галерее единовременно. В день в пик сезона у нас проходят до 4 тысяч посетителей.

– А как обстоит дело с фондохранилищем?

Мольберт, кисти и палитра художника Ивана Айвазовского в Феодосийской картинной галерее.

– Галерея располагается в двух мемориальных зданиях. Первое – где жил и работал Айвазовский, второе было построено художником для семьи его сестры. В последние годы фондохранилище и находилось во втором корпусе. Во втором здании тоже будет ремонт, когда мы переместимся в первое. Одновременно с ремонтом главного корпуса строится фондохранилище живописи внутри двора, пока что не очень большое. А фондохранилище графических работ расположится в главном здании. Строится отдельно также здание пожарного и охранного поста. Всё это сложно, потому что это мемориальный участок и мемориальные застройки. Нам бы хотелось возвести фондохранилище больших размеров, но, увы, пока это невозможно: нельзя увеличивать ни площадь, ни этажность зданий.

– Ремонт главного корпуса закончат в августе следующего года?

– По плану да, но из общения с подрядчиками и администрацией города я слышу ободряющие сигналы. Вполне вероятно, что работы завершат раньше.

История появления галереи

Иван Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии. Живописью художник начал увлекаться с юных лет — он регулярно выставлял свои работы, начиная с 1845 года. Некоторое время Айвазовский странствовал по Европе, затем он решил вернуться в Россию и осесть в Петербурге. К этому времени художник успел обрести известность далеко за пределами своей родины. Вот несколько интересных фактов о столичной жизни мастера:

  • В Петербурге Айвазовский хорошо зарабатывал на продаже своих картин;
  • феодосийский маринист был лично знаком с Белинским и Пушкиным;
  • художника можно было встретить в модных салонах того времени.

Со временем Северная Пальмира наскучила мастеру, и в 1844 году он принял решение вернуться в Феодосию. Айвазовский лично разработал проект большого прибрежного особняка, в котором намеревался прожить остаток жизни. Строительство дома было завершено в 1845 году, а в 1880 г. художником была основана картинная галерея. Первые посетители галереи переступили порог дома Айвазовского 29 июля — в день рождения мастера. После смерти художника (1900 год) галерея была национализирована.

Советский период

В 1920 году Крым стал частью СССР, а в галерее Айвазовского расположились особые отделы флота, Красной армии и ЧК. Силовые ведомства занимали здание на протяжении двух лет, в результате чего многим бесценным полотнам был нанесен серьезный ущерб. Часть картин была украдена, часть — уничтожена. Повторное открытие экспозиции состоялось лишь в 1922 году — теперь учреждение носило статус Государственного музея. Директором назначили Герасима Магулу, авторитетного крымского искусствоведа.

Некоторое время галерея мирно сосуществовала с Музеем художественных ценностей. Обе экспозиции расширялись, и в 1925 году руководство города решило переместить наследие Айвазовского в отдельное здание. Немецкое нашествие едва не погубило коллекцию, ведь в первую очередь эвакуировалась партийная верхушка. Тогдашний директор музея Николай Барсамов ухитрился переправить шедевры в Краснодар, а оттуда — в Ереван. Барсамов действовал вопреки приказу направить полотна в Сталинград, чем в итоге и спас уникальное собрание.

Последующие события разворачивались драматично. Сталинград был взят в кольцо, и вскоре началась судьбоносная Сталинградская битва. О «проступке» Барсамова благополучно забыли. В 1944 году картины вернулись в Феодосию, и вскоре галерея стала принимать новых посетителей.

Картинная галерея — дар Айвазовского городу Феодосии

Начало музею положил сам Иван Константинович, который в 1845 году отдал под экспозицию часть своего дома. А в 1880 году приказал пристроить к нему собственноручно спроектированный выставочный зал. Через десять лет, после смерти художника, весь дом полностью отошел городу по его завещанию. Позднее соседний особняк, ранее принадлежавший сестре художника тоже был отдан музею. Сейчас в нем можно увидеть работы учеников Айвазовского и других российских и советских художников-маринистов.

Цена билетов в Галерее Айвазовского

Основные билеты приобретаются сразу в два здания: «Виллу маэстро» и «Дом сестры». В особую кладовую, где хранятся ценности, принадлежавшие очень не бедной семье Айвазовских, билеты покупают отдельно. За возможность увидеть картину «На смерть Александра III» также придется доплатить.

  • для взрослых 300 руб;
  • для пенсионеров, студентов 150 руб;
  • для лиц, не достигших 18 лет 150 руб;
  • с экскурсией  (на группу до 10 чел.) — 500 руб;
  • особая кладовая — 300 руб;
  • показ картины «На смерть Александра III» —  3000 руб.

Это мистическое произведение Айвазовского, посвященное смерти Александра III, знаменито тем, что полно плавно перетекающих друг в друга образов, причем под разными углами они будут различны. А также тем, что никогда не покидает пределов галереи, не выставляется (и не выставлялось) на выставках. Этого хотел сам художник.

Выходной день: среда

Коллекция музея Ивана Айвазовского

И.К Айвазовский был чрезвычайно плодовитым художником, успевшим за свою жизнь написать более 5000 картин. И коллекция галереи позволяет проследить его становление как художника от весьма посредственных картин времен обучения в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга до всемирно известных шедевров: «Наполеон на острове Святой Елены», «Георгиевский монастырь», «Бриг Меркурий», и самой большой из картин художника: «Среди волн», которую к сожалению сложно рассмотреть во всем великолепии из-за небольших размеров зала и непродуманного освещения. Такие же проблемы с чуть менее большой «Путешествие Посейдона по морю». 

Интересны его картины и с точки зрения истории. Туристам представляется возможность увидеть как в XIX веке выглядели побережья тех крымских городов и поселков в которых они отдыхают  — Севастополя, Феодосии, Ялты, Симеиза и т.д.

Не менее интересны картины на которых изображены корабли российского военного флота и морские баталии с участием наших черноморских судов. Это реальная летопись того времени, потому что Айвазовский не только видел и рисовал эти суда с натуры, но и был лично знаком со многими русскими офицерами и адмиралами, которых прославили эти сражения.

И конечно, главный персонаж подавляющего числа картин, это море — бурное и утихающее после шторма, в полный штиль и в грозу, утром и вечером, в яркий солнечный день и освещенное полной луной.

Город

Крым Феодосия
Феодосия — ранние названия Кефе, Каффа и Ардабда, и это только самые распространенные. Город берет свое начало в 6-м веке до нашей эры, основан греками. Более ранние периоды просто не изучены, но одно из предположений, что греческий город был основан на более древних останках людей, но фактических доказательств пока нет.
Город Феодосия расположился на юго-востоке…

Поселок Ленино в Крыму
Поселок Ленино находится в восточной части Крымского полуострова. Долгие годы поселок играл важную роль в развитии региона, поселок строился как перевалочная база на пути следования железной дороги Курск-Харьков-Керчь. Именно эта ветка наравне с Курск-Харьков-Севастополь обеспечивала полный замкнутый цикл железнодорожного сообщения стратегически…

Поселок Кировское в Крыму
Поселок Кировское находится на восточном берегу Крымского полуострова. Возле поселка проходит одна из крупных трасс в Крыму — Джанкой-Керчь. Расстояние от Кировского до Джанкоя 99 км. Ближайший крупный город Феодосия находится от поселка Кировское на расстоянии 37 км. Поселок находится между двумя морями Черным и Азовским. Расстояние к Азовскому 8…

Айвазовский в Крыму

Несмотря на путешествия, плаванья по делам службы и поездки в столицу, своим домом художник считает именно Феодосию и возвращается сюда при каждом удобном случае. Он строит собственный дом, покупает имения в Судаке и под Феодосией. Художник богат и знаменит, он много жертвует на благоустройство города. При его участии здесь открывается библиотека, строится концертный зал.

Айвазовский входит в Одесское общество истории и древностей – общество, которое занимается изучением древнего Крыма и раскопками. Вторая половина XIX века – это время активно ведущихся раскопок на территории всего полуострова, Айвазовский принимает участие в этой работе. Именно по его инициативе в 1853 году раскопки начинают проводиться в его городе. В Феодосии уже с 1811 году существует музей древностей. Айвазовский проектирует для него новое здание в виде античного храма на горе над городом. Оно было построено в 1871 году на его личные средства. В 1941 году здание было утрачено.

Художник старается сохранить память о значимых для него людях. Например, по его проекту в Феодосии появляется фонтан в память о бывшем градоначальнике города А. Казначееве. Именно Казначеев первым заметил юное дарование и способствовал его обучению. Художник всю жизнь был ему благодарен.

Кроме музея, стараниями Айвазовского появляется мемориал в честь генерала П. Котляревского, героя русско-персидских войн. Израненный генерал доживал свою жизнь в Феодосии, где и познакомился с семейством художника.

Иван Константинович активно вкладывается не только в культурное развитие города. К нему прислушиваются военные и моряки – и именно по его настоянию в Феодосии значительно расширяется торговый порт. Он становится самым большим на полуострове. По его же инициативе до Джанкоя прокладывается железная дорога – это было в 1892 году.

От источника в своем имении он проводит в Феодосию водопровод и устраивает общественный фонтан. Сейчас мы знаем его как фонтан Айвазовского, он действует до сих пор.

Для начала обратимся к истории.

И.К.Айвазовский родился в купеческой армянской семье в 1817 году. С юного возраста у мальчика проявилась  тяга к творчеству. Семья его в то время была бедной, потому ни бумаги, ни карандашей для выражения своего таланта Айвазовский не имел. Он рисовал на стенах углем.

Судьба была благосклонна к мальчику Ване. Его рисунки заметил архитектор Кох, давший ему несколько уроков живописи. Впоследствии губернатор Феодосии А. Казначеев поспособствовал поступлению Ивана в Симферопольскую гимназия, а затем и в Петербургскую академию художеств.

Там, в 1937 году, Айвазовский получает за участие в выставке большую золотую медаль, которая  предоставляет ему шанс поехать заграницу на 6 лет. Это случится в 1840 году, когда он закончит академию. До того же момента он отправляется на два года в Крыму, создавать живописные полотна с натуры.

Одну из таких работы мы видим в самом начале экспозиции музея. Картина «Ялта» 1838г:

И вот заграничная командировка. Первая страна – Италия, где полюбился Айвазовскому Неаполь. Он пишет множество пейзажей с видом залива и Везувием на заднем плане. Одна из таких работ «Неаполитанский залив в лунную ночь» 1842 г так же представлена в музее:

Кроме Италии, художник посетил Францию, Англию, Голландия, Испанию и Португалию, где с неизменным успехом участвовал в выставках и приобретал все большую популярность. В Россию Айвазовский вернулся знаменитым.

Кроме Европы, Иван Константинович впоследствии побывал в Турции и Малой Азии, сделав там карандашные эскизы, используемые им в дальнейшей живописной работе.

Решение поселиться в Феодосии, в своем родном городе, было принято в 1844 году. Он по собственным эскизам построил дом, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В этом доме он впервые в России открыл музей одного художника, завещав после смерти все свое искусство родному городу.

Именно в этот дом мы сейчас и отправимся.

Чем это место привлекает туристов

Основная часть экспозиции расположилась в доме самого Айвазовского, но некоторые экспонаты хранятся в здании, некогда принадлежавшем сестре художника. Собрание считается крупнейшей в мире коллекцией, связанной с именем мариниста. За 63 года Айвазовский успел создать свыше 6000 полотен, 416 из них хранятся в феодосийской галерее. Вот лишь некоторые названия шедевров:

  • «Среди волн»;
  • «Георгиевский монастырь»;
  • «Бриг «Меркурий»;
  • «Севастопольский рейд»;
  • «Море. Коктебель».

В выставочном комплексе картины выставлены в порядке их написания — это позволяет оценивать творческую эволюцию художника. Наибольший интерес представляет «Взрыв корабля» — работа, которую Айвазовский не смог завершить по причине своей смерти. В экспозиции картину вы не найдете — она стоит в мастерской мариниста, на мольберте. В галерее также хранятся картины учеников Айвазовского:

  • Архипа Куинджи;
  • Адольфа Фесслера;
  • Михаила Латри.

Всего коллекция насчитывает 12 000 единиц, среди которых стоит отметить творческие эксперименты современников Айвазовского (Максимилиана Волошина, Льва Лагорио, Константина Богаевского), а также полотна западноевропейских маринистов. Также вы увидите фотографии из семейного архива мастера, его личные вещи и ценные исторические документы. Единственный недостаток экспозиции — отсутствие картины «Девятый вал» (она хранится в одном из музеев Санкт-Петербурга).

Особая кладовая

Иван Айвазовский был не только художником, но и предпринимателем — среди творческих людей дореволюционной России его состоянию могли позавидовать многие. Семья мариниста проживала в шикарном особняке, на возведение которого были потрачены серьезные деньги. В тайной комнате хранятся:

  • ценные вещи;
  • семейные реликвии;
  • статуэтки;
  • столовые приборы;
  • шкатулка с вензелем художника;
  • мольберт с блокнотом.

Здесь же вы сможете увидеть полотно «На смерть Александра III» — это одна из самых мистических работ мастера. Дело в том, что Айвазовский по неведомым причинам отказался выставлять полотно на всеобщее обозрение. Согласно завещанию мариниста, картина хранится в отдельном помещении. Проникнуть сюда можно лишь одним способом — уплатив спонсорский взнос. Сотрудники галереи поведают вам об истории картины, а также о тайных связях художника с императорской семьей.

И.К. Айвазовский

Иван Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии в армянской купеческой семье. Кроме Ивана, в семье было еще четверо детей, три сестры и брат, который впоследствии стал монахом.

Еще в детстве юный Иван проявил интерес к рисованию, а также имел музыкальные способности, благодаря чему научился самостоятельно играть на скрипке. Сначала он окончил уездное училище, затем поступил в симферопольскую гимназию, где также смогли заметить его талант. А после гимназии он смог поступить при помощи градоначальника в петербургскую Академию художеств в 1833 году.

Айвазовский учился у Максима Воробьева, у Филиппа Танера, у Александра Зауервейда и смог окончить академию на два года раньше положенного срока. Был отправлен в Крым для самостоятельной работы, а затем и в командировку за границу.

За свою жизнь Айвазовский был женат два раза, сначала женился на Юлии Гревс, вместе с которой они родили четырех дочерей. Но так как Иван Константинович не захотел жить в столице, то с Юлей они расстались. Позже он познакомился с Анной Никитичной, которая была младше его на 44 года.

Иван Константинович Айвазовский умер в возрасте 82 лет в родном городе, в Феодосии, 19 апреля в 1900 году, и был похоронен в армянской церкви.

Маринист И. К. Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Айвазяна. Айвазяны переехали сюда когда-то из Польши, так что и фамилию писали по-польски – Гайвазовские.

Он был крещен в церкви св. Сергия. Эта церковь построена еще в 1330 году, сохранилась до наших дней и является одной из достопримечательностей Феодосии. Айвазовский здесь крестился и венчался, он расписывал эту церковь (к сожалению, от фресок почти ничего не осталось) и здесь же он похоронен. Она украшена каменной резьбой и вмурованными в стены плитами с вырезанными на них крестами – хачкарами.

Мальчик с детства любил рисовать. Талант проявился настолько ярко, что в 1833 году он был принят в Императорскую Академию художеств и уехал из Крыма учиться в Санкт-Петербург. Там он сразу стал специализироваться на пейзажной живописи. Он учился в пейзажном классе М. Воробьева. М. Воробьев был не только хорошим художником, но и талантливым педагогом – в свое время у него учились Л. Логорио, И. Шишкин, М. Клодт и другие. С 1835 года Айвазовский учится у Ф. Таннера. Это был самый известный маринист того времени. Он прибыл в Россию по личному приглашению Николая I, для того, чтобы создать серию картин, изображающих важнейшие военные порты Российской империи. Отношения у учителя и ученика не сложились и в следующем году разразился скандал: Айвазовский вместо того, чтобы учиться, помогать и находиться в тени великого мастера, представил несколько собственных пейзажей на выставку. Картины по распоряжению Николая I были сняты, а художник переведен в другой класс живописи.

В 1839 году он получает диплом об окончании Академии и предпринимает путешествие в Италию. Италия для русских художников в те времена была совершенной обязательной для посещения. Каждый культурный человек должен был осмотреть итальянские достопримечательности и написать несколько итальянских пейзажей. В те годы в Италии жил Н. Гоголь, и они познакомились. Четыре года Айвазовский путешествует по Европе. К нему приходит известность. О нем положительного отзывается критика, его картины на религиозные темы покупает папа римский, он получает медаль Парижской академии художеств.

По возвращении Айвазовский становится официальным государственным живописцем при Главном морском штабе. Его задача – прославлять русский флот и писать картины о морских сражениях. Впрочем, он пишет много на самые разные темы. В советские годы это не афишировалось, но Айвазовский был верующим человеком и довольно много писал на библейские сюжеты. Но и для них темы он выбирает связанные с водой. Например, это «Сотворение мира», описывающее создание воды, или «Хождение по водам», изображающее Христа, идущего по Генисаретскому озеру.

Несмотря на то, что он специализируется на морском южном пейзаже, у него есть и картины, посвященные пейзажу среднерусскому, а также портреты. Он много путешествует и пишет классические достопримечательности: египетские пирамиды, Ниагарский водопад и другие. Ему делают заказы царствующие особы – например, турецкий султан заказывает картины с видами Константинополя и принимает у себя во дворце, Николай I покупает его полотна. Всего за свою жизнь художник написал более шести тысяч картин и устроил больше ста выставок, часть из которых была благотворительной. В 1877 году по столицам и Крыму проехала выставка его картин в пользу терпящих нужду участников русско-турецкой войны, потом были выставки в пользу Красного Креста и т. д.

Айвазовский был дважды женат. От первого брака у него было четыре дочери. Но с женой они разошлись – она хотела светской столичной жизни, а Айвазовского совершенно устраивала его Феодосия.

Второй его женой стала юная армянка Анна Бурназян, вдова феодосийского купца. Она была красавицей. Художник, который был старше её на сорок лет, постоянно ревновал. Она пережила его очень надолго и умерла уже в Великую Отечественную войну в оккупации.

Картинная галерея Айвазовского сегодня

Сегодня собрание галереи – это уникальный подбор произведений живописи, графики, архивных и фотодокументов, мемориальных вещей и предметов декоративно-прикладного искусства – всего более 13 тыс. экспонатов. Основу собрания составляет самая большая в мире коллекция произведений И.К.Айвазовского – 416 работ живописи и графики. Представлены также произведения современников, учеников и потомков И.К.Айвазовского, западноевропейских маринистов ХVII–ХIХ вв., художников юго-восточного Крыма – Л.Ф.Лагорио, А.И.Фесслера, М.П.Латри, А.В.Ганзена, К.Ф.Богаевского, М.А.Волошина, Н.С.Барсамова, современных художников.

Координаты: 45°1`55.92«N, 35°22`58.8«E

Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, д.2

Работает: с 10:00 до 16:00 (касса), галерея до 17:00. Вторник с 10:00 до 13:00 (касса), галерея до 14:00. Среда-выходной.Телефон: В расписании возможны изменения и звоните по телефону +7 (36562) 3 02 79 (тел. кассы), 3-09-29 (директор), 3-00-06 (зам.), 3-51-30 (хоз. служба)

Маршрут: от железнодорожной станции Феодосия идти на север 100 м; от автовокзала ехать маршрутным такси №4.

Стоимость входного билета в картинную галерею Айвазовского

Цена билета с экскурсионным обслуживанием 1 корпуса на летний период:250 руб. взрослый 125 руб. детский(в стоимость входит посещение 1 и 2 корпуса)

Стоимость посещения особой кладовой:200 руб. взрослый 100 руб. детский

Эксклюзивная выставка «На смерть Александра III»На группу 10 человек – 2 000 руб.Если группа собирается меньше, то 2 000 руб. делится на количество участников.

Дни открытых дверей

09.05 – для ветеранов Великой Отечественной войны01.06 – для детей города01.09 – для учащихся города01.10 – для пенсионеров города03.12 – для инвалидов города

История картинной галереи

Как уже упоминалось, основание феодосийской Картинной галереи, было одним из деяний художника, направленное на развитие родного города. По его завещанию все галерейные площади после смерти художника переходили городу, и долгое время были сердцем его культурного развития.

Картинная галерея на проспекте Айвазовского ждет посетителей

После Гражданской войны галерея стала государственной собственностью в ходе национализации и стала быстро пополняться произведениями отечественных и западноевропейских авторов. Пополнялись музейные фонды и непосредственно картинами И.Айвазовского.

В начале наступления фашистских войск на Крымский полуостров, вся галерейная коллекция заблаговременно была эвакуирована в Ереван и не попала на оккупированную территорию, благодаря чему она оказалась полностью сохраненной. После войны коллекция вернулась в чудом уцелевший особняк И.Айвазовского, и после его реконструкции музей снова распахнул двери для посетителей.

Музейные экспонаты Картинной галереи

В начале 21 столетия эта художественная галерея официально была признана Национальной. Только работ самого Айвазовского в музейных фондах насчитывается более четырехсот.

В залах Картинной галерее находится множество полотен Айвазовского

А всего за всю жизнь художник создал более шестисот полотен. Хотя для многих Айвазовский – это признанный живописец моря, тем не менее, он создавал множество картин на абсолютно не морские тематики. Из-под его кисти вышли изображения крымских городов, портреты близких и знакомых людей, библейские и исторические сюжеты. 

Также его полотна сохранили изображения мест всех его многочисленных путешествий – от Египетских пирамид до Ниагарского водопада. Многие из малоизвестных работ известного художника можно увидеть сегодня в музейной галерее.

Портреты, выполненные Айвазовским, также представлены в экспозиции

Но, конечно, изображение моря в различных его состояниях и военно-морских баталий с летописными битвами российской флотилии – это непревзойденная творческая вершина мастерства художника-мариниста.

Морская тематика — излюбленное направление творчества мастера

Символично, что и последние жизненные часы художника были наполнены работой – он начал писать картину «Взрыв турецкого корабля». Как и предыдущие работы, этот сюжет создавался не с натуры, а в кабинете, что было известным своеобразием в работе мастера. Эта незаконченная работа так и осталась на мольберте, создавая ощущение незримого присутствия художника, который скоро вернется и вновь возьмет в руку кисть.

Мольберт и кисти мастера около его последней начатой работы

Есть в музейной экспозиции и работы западных художников-маринистов – Л.Лагорио, М.Латри, А.Фесслера и других. В залах музейной галереи можно увидеть живопись современников художника и полотна его последователей, таких как художники М.Волошин, К.Богаевский, Н.Барсамов и т.д.

Художественными экспонатами сегодня заняты два здания, оба являющиеся архитектурными достопримечательностями 19 столетия – непосредственно Дом художника, так называемая «Вилла маэстро» и соседнее строение, принадлежавшее ранее его сестре, так и называемый «Домом сестры».

Около «Виллы маэстро» с 1930 года находится Памятник Айвазовскому (автор И.Гинцбург), с очень лаконичным посвящением, находящимся на постаменте, которое гласит: «Феодосия – Айвазовскому».

Памятник Айвазовскому около «Виллы маэстро»

Галерею можно посетить ежедневно, кроме среды. Все дни музей работает с 10.00 до 17.00, а по вторникам – до 14.00. Кстати, последний вторник каждого месяца является санитарным днем. Стоимость билетов на 2019 год составляет 150-300 рублей, в зависимости от наличия льгот.

Есть в музее и выставка одной картины, расположенная в отдельном тайном помещении. Эта несколько мистическая картина, никогда не выставляемая для публичного просмотра, называется «На смерть Александра Третьего». Увидеть ее можно только за отдельную плату.

Сегодня Картинная галерея проводит персональные и тематические выставочные экспозиции, музыкально-камерные вечера и творческие встречи.

Экспонаты Картинной галереи в Феодосии

На 2019 год Картинная галерея Айвазовского запланировала проведение передвижных выставок с работами И.Айвазовского во многих городах нашей страны.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Весь Айвазовский

– Сколько полотен было выставлено в галерее до ремонта?

– Коллекция Айвазовского составляет 416 произведений, из которых около 130 единиц – живописные работы. Эта экспозиция была у нас около 10 лет –уникальный период для наших посетителей, когда они могли в залах увидеть всю живопись Айвазовского. Сразу после капремонта можно будет увидеть всю живопись Айвазовского, но она в корне изменится. Постоянная экспозиция музея в отношении всей коллекции имеет примерно такую же пропорцию, как и айсберг, девять десятых которого скрыто под водой, даже меньше. Независимо от размеров экспозиционных площадей, во всех музеях мира обычно даже десятая часть бывает не представлена в залах.

Посетители картинной галереи в 1975 году.

– Действительно ли Айвазовский подходил к работе с поражающей точностью и серьёзностью?

– Айвазовский удивительно работал. Он лично принимал участие в маневрах флота, учениях и некоторых десантных операциях, но о многих блистательных победах он слышал от моряков. Известны беспрецедентные факты. Участники одного из сражений описывали, что когда пушки стреляли, то ядра рикошетили от верхушек волн. Художнику нужно было это изобразить, а он не представлял себе, что это такое. Он приехал в Севастополь, будучи уже тогда всемирно известным, были выставлены корабли, которые давали залп, летели ядра, рикошетили от волн, а Айвазовский наблюдал с берега.

– Услышав, что участники сражений делают замечания, что на картинах не всё правдиво изображено, он начинал переписывать их прямо на выставке, чтобы не отойти от правды жизни.

– Айвазовский сегодня интересен молодому поколению? Какую реакцию на его работу вы видите у посетителей?

– Это живопись мирового уровня, которая обладает такой огромной притягательностью, что человеку любого поколения при настоящем приближении к его работам нельзя ими не восхититься. Соприкосновение с прекрасным – тонкий механизм, но он работает. Я часто бываю в залах и вижу это. В прошлом сезоне, когда были серьёзные ограничения в связи с ковидом, у нас выстраивались огромные очереди, люди стояли на солнцепёке по три-четыре часа. В зал многие заходили уставшими, озлобленными. А через время я прохожу по залам и вижу их с совершенно другим настроением: расслабленных, мечтательных, задумчивых. Посетители меняются. Их меняет Айвазовский.

Севастополь

Практическая информация

Решив посмотреть в Феодосии картинную галерею Айвазовского, режим работы необходимо выяснить заранее. Учреждение работает ежедневно (выходной — среда), а график у него такой: 10.00-18.00. В воскресенье и понедельник действуют сокращенные рабочие дни (до 17.00), зато летом двери открыты до 20.00. Любые технические моменты вы можете уточнить по номеру +7 (978) 740 28 58.

Добраться до галереи достаточно легко, поскольку рядом расположились набережная Десантников и проспект Айвазовского. Если вы двигаетесь со стороны автовокзала, то садитесь на маршрутное такси № 4 — оно останавливается в непосредственной близости от комплекса. От железнодорожного вокзала лучше добираться пешком — для этого вам нужно пойти в северном направлении. Дорога отнимет несколько минут и не вызовет особых затруднений. А вот координаты объекта: 45°1′56″N (45.032305), 35°22′58″E (35.382789). Стоимость посещения галереи для взрослого человека составит 200 рублей (главная экспозиция), билет в дом сестры Айвазовского обойдется в 100 рублей. Проникновение в особую кладовую оценивается в 300 рублей, осмотр тайной картины Айвазовского — в 3000. Для пенсионеров, детей и студентов действует 50-процентная скидка.

Лучше всего собрать группу и оплатить экскурсию по галерее. Для групп, превышающих 10 человек, тариф с человека составит всего 25-50 рублей, зато вы узнаете много нового, а не просто побродите по залам. Маленькие группы (до 10 человек) менее выгодны — придется выложить 250-500 рублей. Приятного путешествия!

Картинная галерея Айвазовского

Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского уцелел после революции чудом.  Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна. Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.

Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставленная самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.

Театр начинается с вешалки, а галерея с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича.  Среди них мы видим «Берег моря ночью. У маяка» (1837), «Ялта» (1838), «Старая Феодосия» (1939) и «Неаполитанский залив утром» (1843).

Так же здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 года.

В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» 1892г. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.

Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327: 

Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовала и самого художника.

Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами.  За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.

Вот, к примеру, картина «От штиля к урагану» 1892г. Считается одной из самых больших, ее размер 212*708 см. Она написана мастером всего за 15 дней.

Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушной. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.

В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, что бы более полно проникнуться  жизнью великого мариниста.

Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а так же портреты семьи художника. Например, картина «Зима»1895г:

К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамление для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.

«На острове Крит» (1867):

А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.

В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года.  Ее размер 285*429 см.  Считается вершиной творчества художника. Картину маэстро никогда не вывозил из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.

Написана работа всего за 10 дней.

Так же здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и «Десант в Субаши» 1880 г. (слева):

Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского представлена тоже здесь. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался, когда ему было 82 года от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченной.

Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.

«Хождение по водам» (1873) и Встреча Венеры на Олимпе (1895), 213х320:

А так  же картины других крымских художников, таких как М. Волошин, К. Богаевский, Л. Лагорио:

По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил – особое удовольствие для поклонников творчества художника.

Статья была написана для сообщества vp-painting на Голосе.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: