Монастыри самарской митрополии

Казань

В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.

Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.

Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.

Елабуга

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь имеет высокую архитектурную ценность как уникальное сооружение со сложными формами, сочетающими элементы позднего барокко, ампира и раннего классицизма, а бирюзовые стены с белым убранством всегда выглядят празднично.

Собор был построен в 1820 году на месте двух старых деревянных церквей и был освещён в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии. Ворота расписывали два выдающихся художника — Карл Гун и Василий Верещагин

Покровителями церкви были состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было по тем временам роскошным — алтарь с богатой отделкой и позолоченные царские ворота всегда привлекали внимание посетителей. Главная святыня храма — древняя икона Трех Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Адрес: г. Елабуга, ул. Большая Покровская, д. 42.

Мечеть Омейядов

Дамаск, Сирия, VIII век

1 / 8

Мечеть ОмейядовWikimedia Commons

2 / 8

Мечеть Омейядовupyernoz / Flickr / CC BY 2.0

3 / 8

Минарет аль-Гарбия в мечети Омейядовupyernoz / Flickr / CC BY 2.0

4 / 8

Мечеть ОмейядовJan Smith / Flickr / CC BY 2.0

5 / 8

Мечеть ОмейядовJan Smith / Flickr / CC BY 2.0

6 / 8

Гробница Иоанна Крестителя в мечети ОмейядовWikimedia Commons

7 / 8

Мечеть ОмейядовJan Smith / Flickr / CC BY 2.0

8 / 8

Мечеть ОмейядовJan Smith / Flickr / CC BY 2.0

Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Преж­них построек практически не осталось, но с визан­тийских времен здесь хранится важная христианская релик­вия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.

Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горо­жанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».

По замыслу заказчика, огромное и роскошно украшенное здание мечети должно было отвлечь мусульман от созерцания велико­лепных христианских церквей. Действи­тель­но, до этого арабские мечети представ­ляли собой всего-навсего открытые дворы с зате­ненными навесами и были лише­ны какой-либо декорации. Для работ над строи­тельством и украшением дамасской мечети мозаиками халиф пригласил масте­ров из Ви­зантии. Таким образом, мечеть Омейядов стала хрестоматийным памят­ником одновре­менно исламского и визан­тийского искус­ства. Изображения византий­ских дворцов и парков над входом в мечеть стали для мусульман образом рая  Орнаментальные мозаики галерей были скры­ты под слоем штукатурки и расчищены в XX веке..

Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская бази­лика дли­ной более 130 метров; ее три , рав­ные по ширине и высоте, разделены двухъярус­ными и имеют открытые двускат­ные деревян­ные перекрытия, сохра­нившие следы средневековых росписей. колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из раз­рушенного римского храма. Короткая ось мечети, веду­щая к михрабу (нише, указы­вающей направ­ление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христиан­ских базилик), и на ее пересечении с цент­раль­­ным нефом установ­лен купол — один из первых в исламской архитектуре.

Перед входом в молитвенный зал располо­жен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, подня­тая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).

Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Кре­стителя, явля­ется усыпальница с головой имама Хусей­на — вну­ка пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.

Илорский храм

Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.

Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).

В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.

Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.

Источники

  1. Сайт прихода во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  2. Сайт «Самарское Староверие»
  3. Распоряжение от 15 июля 2010 г. №1171-р. Правительство РФ.
  4. Председатель Правительства России В.В.Путин подписал Распоряжение № 1171-р от 15 июля 2010 г. о передаче в собственность религиозной организации — «Евангелическо-лютеранская община Святого Георга г. Самары» комплекса кирхи (1865-1875 гг.).
  5. В. Г. Каркарьян, Самара-Куйбышев-Самара или Три портрета одного города, Самара, 2004
  6. Мечеть булгарского возрождения — Достопримечательности Самары — прогулки по Самаре

Староверие

Самарское староверие

Ислам

Ислам в Самарской области

Баптизм

Самарская церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение»

Христиане веры евангельской

проект «Добрые самаряне»

Ангкор-Ват

Это не просто храм в Камбодже, это огромный комплекс, состоящий из красивейших сооружений. Его постройка относится еще к 12 столетию, когда страной правил король Сурьяварман II. Находится Ангкор-Ват недалеко от современного города Сиемреапа. Площадь храмового комплекса — 200 км2. Однако раскопки и свидетельства историков, изучающих Камбоджу, говорят, что ранее он мог достигать 3000 км2.

Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.

Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.

Зеленодольск

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Монастырь является известным центром паломничества православных верующих и крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Обитель была основана в середине XVII века отшельником Филаретом. До пожара 1689 года монастырь был полностью деревянным, а с XVII—XVIII начал складываться каменный ансамбль. Сейчас восстановленный после многочисленных пожаров монастырский комплекс является одним из самых величественных в Среднем Поволжье, а особую живописность ему придают заповедный сосновый лес вокруг и Раифское озеро. На территории монастыря действуют четыре храма: собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, храм в честь Преподобных отцов в Раифе и Синае избиенных, собор во имя Живоначальной Троицы и надвратный храм. Главная святыня Раифского монастыря — Грузинская икона Божией Матери, которая была возвращена из Казани 14 августа 1992 года.

Пицундский храм

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

Соборная мечеть

(Кронверкский проспект, 7).

Практически с момента основание Петербурга, в районе Петропавловской крепости образовалась татарская слобода и исламская община. В 1906 г. Петр Столыпин утвердил список комитета строительства С-Петербургской Соборной мечети и санкционировал сбор пожертвований в масштабах страны. Главный взнос в фонд строительства сделал Бухарский эмир. Подготовительные работы начались осенью 1909 г., а через полгода состоялась торжественная закладка мечети в присутствии высокопоставленных лиц. Процесс возведения мечети был ощутимо замедлен Первой Мировой войной и завершился он только в 1920 г. В Священный месяц Рамадан, мечеть открыла свои двери для верующих, в ней стали регулярно проводиться религиозные обряды.

Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

1 / 7

Минарет Кутб-Минар мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

2 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

3 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons

4 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

5 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

6 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламWikimedia Commons

7 / 7

Комплекс мечети Кувват аль-ИсламAfifa Afrin / Wikimedia Commons

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в какой-то момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

Смотровая площадка «Вертолетка»


Смотровая площадка «Вертолетка».
411

В конце прошлого века это место действительно было
вертолетной площадкой. Она принадлежала Научно-техническому комплексу
им. Н.Д. Кузнецова – компании, которая производит двигателей для авиации и
космической отрасли. По этой причине «Вертолетка» и получила свое необычное
название.

Со смотровой площадки открываются потрясающие панорамные виды на Самару и живописные волжские просторы. Отсюда хорошо видны Жигулевские горы и Самарская Лука. Именно здесь выпускники встречают рассвет, а молодожены и туристы приезжают для красивых фотосессий. Территория «Вертолетки» выложена плиткой, здесь установлены скамейки, есть небольшой водопад и «дерево желаний», работает ресторан «Шансон» и летнее кафе.

Адрес: Вертолётка, улица Ветвистая, Самара, Россия.

Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

1 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

2 / 5

Мечеть Юч ШерефелиAli Saim Ülgen Arşivi / SALT

3 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

4 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

5 / 5

Мечеть Юч ШерефелиWikimedia Commons

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века»  Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, XVI­–XVII ве­ка..

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

Количество организаций

Количество официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций разных конфессий на конец 2019, начало 2020 года выглядит следующим образом:

  • Русская православная церковь – всего 18550.
  • Старообрядческих – 387.
  • Римско-католических – 237.
  • Грекокатолических – 8.
  • Армянских апостольских церквей – 106.
  • Исламских – 5954.
  • Организаций, которые исповедуют буддизм – 269.
  • Исповедующих иудаизм – 268.
  • Христиан баптистов – 889.
  • Евангелистов – 878.
  • Лютеран – 222.
  • Новоапостольская церковь – 46 организаций.
  • Пресвитерианской церкви – 194.
  • Незначительное количество индуистических, организаций сикхов, ассирийской церкви шаманизма, караимов, молокан, церкви Последнего Завета, церкви Христа и других организаций, которых насчитывается от нескольких единиц до нескольких десятков, но не более сотни.

По годам

Если оценивать количество церквей, храмов и других религиозных организаций, объединений в стране и то, как они изменялись по своему численному составу, следует указать такие данные:

  • Русская православная церковь в 2010 году имела 12.941 зарегистрированную организацию. А на конец 2019 года их количество уже насчитывало 18.550 единиц.
  • По количеству мечетей можно отметить, что в 1980 годах в СССР насчитывалось меньше 100 таких религиозных заведений. А уже в 2015 их число уже превысило 7000 единиц. Таким образом, стоит отметить, что за последние 30 лет их количество увеличилось более чем в 70 раз (данное заявление было сделано советом муфтиев России).

По регионам

Естественно, что по России ситуация выглядит неоднородно, так как есть регионы (в преобладающем большинстве Кавказские республики), которые традиционно исповедуют ислам, тогда как центральные и другие регионы России преимущественно являются христианского вероисповедания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: