30 шедевров советской архитектуры на территории россии

Шестой корпус выставочного комплекса «Ленэкспо»

Где находится: Россия, Санкт-ПетербургКогда достроили: в 1990 годуАрхитекторы: Владимир Фрайфельд, Дмитрий СедаковДоступность: открыт для посещения. Ресторан в здании работает ежедневно с 11:00 до 23:00.Стоимость: бесплатноГде почитать подробнее: на сайтах «Ленэкспо» и Китайского делового центра

Немного истории. В середине 20 века на Васильевском острове решили провести международную выставку «Инрыбпром-68». По этому случаю к 1963 году территорию острова увеличили, а к 1968 уже построили на нем три первых павильона.

Шестой павильон, самый космический, открыли в 1990 году. Сейчас здесь находится Китайский деловой центр. На четырех этажах здания размещены два конференц-зала, офисы, зоны для выставок и самый большой в Европе ресторан китайской кухни.

Зачем ехать. Попробовать утку по-пекински за 1888 Р.

Интересный факт. С весны 2020 года часть павильонов «Ленэкспо» используют как госпиталь для больных ковидом. Здесь можно разместить 2500 пациентов.

Что пишут в отзывах. «Чувствуется мощь Китая. Забахали самый большой ресторан в городе, очень много посадочных мест. Заведение интересное, но там дороговато. Перекусить простой китайской едой на двоих без алкоголя — 3 тысячи рублей. Не комильфо!»

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал

В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.

Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Параметризм — новый взгляд на архитектуру

Новый глобальный стиль под названием Параметризм появился сравнительно недавно с появлением доступных мощных компьютеров и программ. Широкое распространение такие методы проектирования получили лишь в 90-х годах прошлого столетия.

Название стилю дал архитектор Патрик Шумахер в 2008 году. В своей статье «Parametricism — A New Global Style for Architecture and Urban Design» (с англ. — «Параметризм: новый глобальный стиль архитектуры и городского дизайна») он указывает, что в этом стиле все архитектурные элементы должны быть параметрически связаны в систему. Вместо классических геометрических фигур — линий, прямоугольников, цилиндров и пирамид — в параметрических проектах используются принципиально новые динамические элементы, основанные на

  • тесселяции (примером в природе являются пчелиные соты),
  • сплайне (функции, позволяющие моделировать объёмные тела) и
  • различного рода математических преобразованиях.

Во втором десятилетии XXI века параметризм стал претендовать на ведущую роль среди современных архитектурных направлений.

Первые ростки параметризма просматриваются ещё в архитектуре Антонио Гауди (начало XX века).  Представители параметризма: Грег Линн, Ян Каплицки, Сантьяго Калатрава, Заха Хадид, Костас Варотос.

Будущее архитектуры неразрывно связано с автоматизацией проектирования. Архитектура в своем развитии перешагнула порог, когда все необходимые знания, могли поместиться в голове человека.

Теперь Вы знаете архитектурные стили в хронологической последовательности. Каких не достаёт в этом перечне?

Многоквартирные дома-конструкторы из пластика

С пластиком как строительным материалом во второй половине XX века активно экспериментировали во многих странах. Так, в 1957 году в Диснейленде (США) построили пластиковый «дом будущего»: футуристичный коттедж-конструктор, проект которого разработали в Массачусетском технологическом институте (дом в качестве аттракциона простоял в парке десять лет, но в 1967-м был снесен).

Дом будущего в Диснейленде. Источник

В начале 1960-х проект пластикового дома представил французский архитектор Жан-Бенджамин Манневал. Его дому повезло больше: он был запущен в производство, некоторые из таких домов сохранились до сих пор. В конце десятилетия с жилищами из пластика успешно экспериментировали финские архитекторы, а немец Дитер Шмидт выстроил такой дом для себя и своей семьи.

Пластиковые дома финского архитектора Матти Сууронена. Источник

Советские архитекторы не отставали — наоборот, эксперименты с пластиком они начали раньше большинства зарубежных коллег. Так, уже в 1961 году в Ленинграде построили первый опытный образец индивидуального жилого дома из новых материалов. Авторами проекта были архитектор Алексей Щербенок и инженер Леонид Левинский. Дом был двухэтажным: первый (технический) этаж высотой 2,2 метра — из стеклоблоков, второй (жилой) — из армированного пластика с толщиной стен 14 см.

ИсточникЛенинградский пластиковый дом. Источник

Жилая площадь составляла 49 м2: комната, кухня, совмещенный санузел, кладовка и небольшая терраса. В экспериментальном доме никто не жил: его возвели, чтобы изучить эксплуатационные показатели стройматериалов из пластмасс.

Планировка. Источник

Строить из пластика было относительно дешево: себестоимость дома составляла 850 рублей (для сравнения: себестоимость двухкомнатной квартиры в стандартной блочной хрущевки меньшей площади — около 3000 рублей). Однако проект так и не запустили в серийное производство. Частично потому, что дом оказался дорогим в инженерном обслуживании, частично по идеологическим причинам: по мнению властей, такие дома будут воспитывать в советском человеке ненужный индивидуализм.

Впрочем, наработки не пропали даром. Уже через несколько лет архитекторы замахнулись на куда более масштабный проект — пятиэтажный многоквартирный дом, где стены, полы и всё оборудование было сделано из синтетических материалов.

Здание построили в Москве, в 4-м Вятском переулке, в 1963 году. Несущие конструкции были из железобетона, но внешние навесные панели были полимерными. Снаружи они были покрыты стеклопластиком, изнутри — гипсоволоконными плитами, а пространство между ними было заполнено пенопластовой крошкой. Толщина таких панелей составляла всего 10 см, вес — 270 кг. Стыки между панелями тоже заполняли полимерными материалами. Ванны и умывальники в доме сделали из стеклопластика, водопроводные трубы — из полиэтилена.

ИсточникМосковский пластиковый дом. Источник

Планировка в целом походила на планировку типовых крупнопанельных домов — с той разницей, что несущие стены были расположены не по границам комнат, а по границам квартир, а вместо межкомнатных перегородок использовались передвижные шкафы. Это позволяло жильцам легко перепланировать квартиру в зависимости от потребностей: на площади в 33 м2 можно было, меняя положение шкафов, получить 5 разных наборов комнат.

Екатеринбургский цирк

Где находится: Россия, ЕкатеринбургГоды строительства: 1974—1980Архитекторы: Ю. Шварцбрейм, М. КоробоваДоступность: в часы работы цирка, касса открыта ежедневно с 10:00 до 19:00Стоимость: вход в здание бесплатный, билет на представление стоит от 700 РГде почитать подробнее: на сайтах цирка и ЕТВ

Немного истории. Деревянное здание Екатеринбургского цирка признали ветхим в 1974 году, тогда же начали разрабатывать проект нового. Цирк открыли в 1980 году.

Главная особенность нового сооружения — купол высотой 50 метров. Он делает здание одним из самых заметных в Екатеринбурге и обеспечивает залу цирка хорошую акустику. На двенадцати барельефах по периметру фасада изображены моменты представлений.

В цирке можно ставить сложные постановки для 2500 зрителей. Помимо основного манежа, здесь есть еще репетиционный, где нет мест для посетителей.

В 2018 году здание отремонтировали, а фасад облицевали керамической плиткой. Хорошо, что не закрыли барельефы.

Зачем ехать. Посетить музей истории цирка, где находятся 6000 экспонатов. В него пустят бесплатно с билетом на шоу.

Интересный факт. В январе 2020 года из цирка ушли слоны, чтобы поваляться в снегу. Их вернули обратно.

Что пишут в отзывах. «Сама конструкция цирка привлекает больше, чем спектакли. Видимо, это связано с тем, что животных мы все-таки больше любим на природе. По замыслу архитекторов купол цирка должны были покрыть малахитовыми плитами, но конструкция не выдержала бы их веса. В итоге цирк оставили таким, какой он сейчас

Он привлекает внимание туристов из всех стран»

ДК ЗИЛ

Еще один памятник конструктивизма — Дворец культуры Завода им. Лихачева.

Дворец построили на месте снесенной Симоновой слободы XIV века. Архитекторы — братья Веснины — задумали создать огромный многофункциональный культурно-досуговый центр со зрительным залом на 4000 мест. Но полностью проект не удалось завершить.

Архитекторы использовали пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна, плоская крыша. На крыше устроили обсерваторию. Ее основной задачей была антирелигиозная пропаганда: посетитель смотрел на небо, где присутствие бога не наблюдалось.

В наши дни с крыши ДК открывается прекрасный вид на Москву.

Адрес: Москва, ул. Восточная. 4, к.1.

Возрождение

Собор святого ПетраАрхитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики

Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы

В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

Дворец торжественных обрядов

Где находится: Грузия, ТбилисиГоды строительства: 1980—1985Архитекторы: Виктор Джорбенадзе, Важа ОрбеладзеДоступность: здание находится в частной собственности, внутрь попасть нельзяСтоимость: бесплатноГде почитать подробнее: в «Википедии»

Немного истории. Здание построили в 1985 году для проведения торжественных обрядов. Место выбрали на окраине города — там постройка выглядит особенно необычно и выразительно.

После распада СССР Дворец бракосочетания перестали использовать и несколько лет он оставался заброшенным. В 2002 году бизнесмен Бадри Патаркацишвили купил дом и сделал его своей резиденцией. С тех пор здание еще называли дворцом Аркадия — это имя предпринимателя по паспорту. В 2008 Патаркацишвили умер, и его похоронили в саду дворца.

Зачем ехать. Посмотреть на необычное здание загса. Его хорошо видно с моста 300 арагвинцев через реку Куру.

Интересный факт. В день открытия Дворца в нем проходила свадьба певицы Тамары Гвердцители. Торжество посетил первый секретарь Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе, с ним была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, которая приехала в Тбилиси с официальным визитом.

Что пишут в отзывах. «Здание заброшено. Охранник на входе сказал, что это частная территория и туда можно попасть в лучшем случае по записи. Но из контекста было похоже, что и это вряд ли».

Санаторий «Курпаты»

Где находится: Крым, ЯлтаГоды строительства: 1980—1985Архитектор: Игорь ВасилевскийИнженер: Нодар КанчелиДоступность: открыт для гостей санаторияСтоимость: путевка для одного стоит от 3850 Р в сутки, в нее включены проживание, питание, лечение и развлеченияГде почитать подробнее: на сайте санатория и на «Архи-ру»

Немного истории. У санатория «Курпаты» два комплекса — «Пальмиро Тольятти» и «Дружба». Последний построили в форме летающей тарелки. Этот основной корпус — совместный проект профсоюзов СССР и Чехословакии. Чехи выбрали для строительства санатория любимый ими Золотой пляж. Вот только на нем практически не оставалось места для еще одного здания, поэтому корпус решили строить прямо на скале. Моноблок в форме кольца разместили на трех башенных опорах.

Корпус на 400 номеров достроили в 1985 году. В здании появился бассейн с теплой морской водой, киноконцертный зал, ресторан, бары, танцплощадки и библиотека. На крыше на высоте 56 метров расположена смотровая площадка.

Зачем ехать. Отдохнуть и полечить органы дыхания в санатории, размещенном в уникальном панорамном здании с видом на лес, горы и море.

Интересный факт. «Дружба» попала в фильм «Обитель зла: Возмездие». В нем здание представили как бывшую советскую военную базу на Камчатке.

Смена приоритетов

С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре,  создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.

Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 –  1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.


Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.


Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.


Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Античность

Однако одним только грекам суждено было сыграть решающую роль в развитии архитектурных стилей последующих эпох. Только их наследие осталось в веках и эволюционировало вплоть до наших дней. Иногда о нем забывали, порой от него решительно отказывались, но оно снова и снова восставало из небытия. Чем же привлекало, чем так притягивало к себе искусство Греции? Изяществом и благородством форм, продуманностью и отточенностью всех деталей, уравновешенностью и спокойным величием. И вместе с тем – конструктивной простотой.

Греки, давшие миру начало многих наук, первыми разработали и стройную теорию архитектуры. Они ввели в практику никогда не нарушаемый ими закон симметрии. Впоследствии в Европе он станет незыблемым основанием классицизма

фото: mosarchinform.ru

Притягательная сила греческой культуры была такова, что Рим, покоривший Афины, сам оказался в положении завоеванного. Но в архитектуре римляне не копируют греков, хотя и подражают им. И насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне стали практичными строителями. Они создают архитектуру, которая своим размахом и колоссальным масштабом явилась проявлением мощи своей империи, ее символом.

Рим насаждает свою культуру среди покоренных им народов, не взирая на их национальные особенности. Но империи рушатся, а построенное ими становится памятником и примером для подражания. Рим пал под ударами варваров, его наследницей стала Византия… Закончилась целая эпоха – эпоха античности. Но античному искусству много веков спустя еще предстоит воскреснуть в эпоху Возрождения – для того, чтобы навечно остаться в истории и практике человечества. Дорический, ионический и коринфский стиль вы можете и сегодня увидеть на многих зданиях, и не только в Европе. Если вас привлекает античность, классицизм, перенесите их на ваш собственный дом.

( см. картины раздел Древний Рим, Греция, Египет )

см. подробнее: Архитектура Древней Греции

Гостиница «Тарелка»

Где находится: Россия, ДомбайКогда достроили: в 1969 годуАрхитектор: Матти СууроненДоступность: открыта для гостей в сезон катания с 1 декабря по 15 апреляСтоимость: гостиница вмещает шесть человек. Ее сдают только полностью, за 15 000 Р за ночь. В стоимость включены завтрак и ужин.Где почитать подробнее: в группе во «Вконтакте»

Внутри домика есть три комнаты, санузел с душем, кухня и хранилище для спортинвентаря. Все это умещается на 25 м2.

Зачем ехать. Пожить в НЛО в окружении заснеженных горных вершин.

Интересный факт. В мире больше 50 таких тарелок. В России их три: кроме Домбая, они стоят еще в Краснодаре и Гурзуфе, в 17 километрах от Ялты.

Что пишут в отзывах. «Очень уютная и теплая гостиница. Лучший вариант для семейного отдыха: дети в восторге. Еще здесь вкусно кормят».

Музей «Сулайман-Тоо»

Где находится: Киргизия, ОшКогда достроили: в 1976 годуАрхитектор: Кубанычбек НазаровДоступность: в часы работы музея, он открыт ежедневно с 09:00 до 18:00Стоимость: вход на оборудованную пешеходную тропу и смотровую площадку стоит 25 KGS (22 Р), в музей — 50 KGS (45 Р)Где почитать подробнее: на сайте туроператора по Средней Азии

Немного истории. Историко-археологический музей построили в 1976 году на одноименной священной горе. Ее включили в список Юнеско в 2009 году — это первый памятник всемирного наследия в Киргизии.

На горе Сулайман-Тоо расположены несколько пещер, и музей находится внутри самой большой из них. В нем два этажа: нижний расширили вручную, а верхний оставили как есть. Музей хранит 30 000 экспонатов, а на стенах пещеры есть петроглифы — древние наскальные рисунки.

Зачем ехать. Погулять по горным склонам, увидеть город Ош со смотровой площадки и забраться в пещеру.

Интересный факт. Паломники, посещающие гору Сулайман-Тоо, верят в лечебные свойства ее пещер. Говорят, здесь избавляются от бесплодия и заболеваний суставов и позвоночника.

Что пишут в отзывах. «Экспозиция не очень богатая, некоторые экспонаты довольно потрепанные на вид, но сама пещера, в которой находится музей, просто потрясающая. Обязательно возьмите экскурсовода: рассказывают интересно. С балкона музея открываются отличные виды на город и его окрестности».

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Советская архитектура 1920- 1930 года

В начале 20-х годов ХХ века в Советском Союзе началась масштабная застройка. Строили заводы, электростанции, проектировали новые города и застраивали их жилыми домами. В архитектуре того времени прослеживаются веяния конструктивизма и рационализма, которые соединились воедино и легли в основу советского стиля в архитектуре. Именно в 20-е годы был построен Мавзолей Ленина в Москве, московский телеграф, дворец культуры им. Горького.

Важно помнить, что в 20-е годы в СССР еще существовала рыночная экономика – это было время НЭПа. Многие здания также строили на частной инициативе либо же по заказу партийных работников

В 30-е годы свобода закончилась, и началась индустриализация с широко известными пятилетками. В это время в города активно привозили крестьян для работы на новых промышленных объектах. Типичные жилые дома, а точнее бараки, были деревянными. В регионах с повышенной влажностью бараки строили из кирпича и шлакоблока – выглядели они такими же квадратными и убогими.

Бараки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: