Во что верили древние скифы

Чужие среди своих

Считается, что создателем чаши из Куль-Обы мог быть придворный боспорский ювелир-торевт, работавший в столичном Пантикапее. Из пантикапейских мастерских могли происходить золотые обкладки ножен мечей и налучий, найденные в курганах скифских царей. По меньшей мере на четырех налучиях из скифских царских курганов (Ильинцы, Чертомлык, Мелитопольский и Пятибратний) изображены сцены из жизни Ахилла, героя Троянской войны. Аналогичный золотой горит найден в Северной Греции, в гробнице, принадлежавшей, по мнению ученых, македонскому царю Филиппу II, отцу Александра Македонского.

Золотая обкладка горита из скифского царского кургана Чертомлык. Государственный Эрмитаж. Фото с сайта Государственного Эрмитажа. Источник

Однако для некоторых представителей скифской знати чрезмерное увлечение эллинской культурой закончилось трагически. Геродот сообщает о двух таких случаях.

Скифский царевич Анахарсис, еще в юности отправившийся в Афины и заслуживший славу одного из семи мудрецов, решил вернуться в Скифию. По пути на родину он посетил многие земли и, попав в Кизике на пышное греческое празднество в честь Матери богов, дал обет: «если здравым и невредимым возвратится к себе», то совершит богине богатое жертвоприношение и устроит сходное с кизикийским празднество. Достигнув области Гилея — лесистой местности в устье Борисфена (Днепра), — Анахарсис принялся за совершение обещанного обряда — «с бубном, увешав себя священными изображениями». Кто-то из скифов, увидев это, донес царю Савлию, брату Анахарсиса, и тот, немедленно явившись к месту священнодействия, убил Анахарсиса выстрелом из лука. Геродот нравоучительно заключает, что Анахарсис погиб «из-за чужеземных обычаев и из-за общения с греками».

Еще более драматична судьба скифского царя Скила. Матерью Скила была гречанка, одна из жен царя Ариапифа, которому Скил наследовал. Мать обучила его греческому языку и посвятила в эллинские религиозные обычаи. Скил настолько проникся греческой культурой, что стал «недоволен скифским образом жизни». Царь время от времени приходил со своим войском к стенам Ольвии, оставлял воинство в предместье, а сам в одиночестве отправлялся в город, где у него был собственный богатый дом, украшенный на греческий манер скульптурами сфинксов и грифонов. Войдя в город, Скил облачался в эллинскую одежду «и во всем остальном пользовался эллинским образом жизни и приносил жертвы богам по законам эллинов». Так продолжалось месяц и более, затем Скил, одевшись по-скифски, возвращался к войску и продолжал править Скифией.

Но однажды какой-то ольвиополит провел в город нескольких скифских предводителей, и те увидели, как их царь в вакхическом исступлении участвует в празднестве в честь Диониса. Когда Скил вернулся к войску, скифы восстали против него: мятеж возглавил один из его братьев, царевич Октамасад. Скил попытался укрыться во Фракии, но фракийский царь Ситалк, не желая войны со скифами, выдал беглеца Октамасаду, и тот собственноручно казнил Скила, став новым скифским царем.

Реальность существования Скила подтверждается находкой на территории древней Фракии (куда, как известно, бежал свергнутый царь) золотого перстня с изображением женского божества и написанным по-гречески именем Скила.

Примитивные верования

Помимо веры в богов, у скифов, безусловно, бытовали и более примитивные верования. Из свидетельства Геродота можно узнать, что у них были элементы шаманистских представлений, действовали прорицатели, а также наличествовала развитая мифологическая система. Историк также сообщает, что сверхъестественные свойства приписывались скифами золоту и изделиям из него. По его словам, во время царствования сыновей мифологического скифского царя Таргитая с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Эти золотые предметы позднее тщательно охранялись и почитались; им также подносились богатые жертвы. С ними нельзя было засыпать под открытым небом; позднее они, по словам Геродота, остались в самой большой части скифского государства, т. е. функционировали как символы царской власти.

Это почитание золота можно проследить и в археологических находках. Как мы помним, в погребениях т. н. «царских скифов» часто бывали обнаружены массивные золотые предметы с искусно сделанными изображениями, в том числе содержавшими также и различного рода мифологические сюжеты. Наиболее распространенным сюжетом скифской торевтики были сцены терзания и так называемый «скифский звериный стиль». Наличие этих «звериных» сюжетов, несомненно, говорит о преобладании тотемистических и зооморфных представлений в верованиях скифов. Впрочем, и тут надо быть осторожным: дело в том, что изготавливали эти сложнейшие дорогостоящие предметы для скифов греческие мастера. Поэтому периодически появлявшиеся на скифских предметах античные сюжеты стоит относить не к скифским религиозным представлениям, а к греческим. Впрочем, даже само наличие этих сцен на скифских предметах говорит о том, что им в какой-то степени были известны и греко-римские боги и герои.

Расцвет и упадок скифской цивилизации

Придя в Причерноморские степи в VII в. до нашей эры, первые представители обсуждаемой исчезнувшей народности стали теми Σκύθης, от которых греки узнавали про всех кочевников.

Заняв киммерийские степи, холмистые пустоши и лесостепную полосу Причерноморья, ираноязычные племенные лиги стали соседями древнегреческих полисов, самые первые из которых возникали одновременно с появлением как скифов, так и родственных им тавров. В это столетие никто из них еще не становится земледельцем. Они постоянно воюют, вставая на сторону то одной, то другой древней империи. Чаще от них доставалось как раз Персидской державе. А в определенный момент еще и поздней Ассирийской (раздел о военном деле ниже).  

Наибольшего расцвета скифские объединения достигли в V в до н.э. Тогда многие из племен ведут исключительно оседлый образ жизни. На смену политическим союзам, основанным на военной демократии, возникают степные оседлые квазигосударства с потомственной аристократией у власти. Цари часто выбираются из членов одной и той же династии. Скифы активно начинают участвовать в торгово-экономической жизни черноморской ойкумены, становятся потребителями эллинских вин и иных продуктов сельского хозяйства. В частности, города Боспорского царства в начале 5 в – тавроскифские и эллинские. Тут пользовались причудливыми украшениями, прогрессивной амуницией, золотыми монетами (статерами).

В 4 столетии до н.э. чистых скифов уже не найти. Только их потомков от брачных связей с представителями соседних наций. Значительная часть скифского населения оседает в городах, становится грамотной. Лишь север и восток обозначенного в 1 главе ареала сохраняет родоплеменные отношения. В плане хозяйства люди становятся аграриями, скотоводами. Те, кто проникли глубоко в лес, практикуют собирательство, рыбную ловлю и охоту. Смешиваются с варварами-северянами. Часть завоевателей растворяется в народах Анатолийского полуострова.

Наконец, в 3 веке до нашей эры последние скифы исчезают как этнос. Их постепенно ассимилируют или загоняют в глухие горные территории сарматы – народ с похожей речью.

Культура и искусство

Культура древних скифов имеет главный легко узнаваемый «бренд» – звериный стиль. Объединенный единой тематикой декор присутствует как на поверхностях военных атрибутов, так и на предметах быта (металлической посуде, украшениях, гребнях для волос и конской упряжи).

В чем особенности указанного стиля в получившем высокое развитие ремесленном искусстве? Все сюжеты – вплетенные в растительный узор копытные (особенно олени с ветвистыми рогами – основной тотем сибирских племен скифов) и хищные животные (изображенные даже в момент атаки). Скифо-сибирские каноны металлообработки были удивительно качественными. Изделия 5-го века до новой эры имели и изображения самих скифов. Так мы узнали об их одеянии и лицах.

Однако таким же знаковым культурным достижением были саркофаги внутри курганов (к которым вел узкий коридор, пробитый внутри погребальной насыпи). Вождю для «того света» оставляли амуницию, оружие, коня, рабов (или преданных соратников), жену и даже посуду с едой. Погребальная архитектура прочно связывала их с миром более древних людей Курганных культур (что косвенно еще раз указывает на общую биографию с остальными индоевропейцами).

Что касается костюма, конники носили короткие рубахи, а сверху распашные куртки косого раскроя, отороченные меховым кантом. Зимой на ногах у них были высокие войлочные сапоги. На головах колпаки фригийского типа (чаще тоже из войлока – он защищал от жары и холода, а иногда и от удара бронзового меча). В южных степях куртку одевали сразу на голое тело и мехом не оторачивали. На ногах, разумеется, был уже не войлок, а короткие кожаные сапожки. К слову, именно конные азиаты занесли в Европу моду на штаны (за Доном они были из толстой ткани).

Культ войны и бога Ареса

Нет особых сомнений в том, что наиболее важным для скифов был культ Ареса – бога войны. Арес – это греческое имя этого бога, а как его называли сами скифы Геродот, к сожалению, не записал. Именно он был единственным богом, в честь которого скифы возводили импровизированные святилища. Вот как они выглядели: «Горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса».

Именно этому «кумиру Ареса» в виде меча скифы приносили в жертву коней, рогатый скот и даже людей из числа пленников, захваченных ими в войнах и набегах. Вот как выглядел этот свирепый обряд. Из каждой сотни пленников выбирали одного кандидата на заклание. Далее «головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно».

Примечания

. Иногда мавзолей рассматривают как усыпальницу высшей родовой аристократии, царского рода, а вырубленные в скале склепы как аристократические погребальные сооружения, принадлежавшие семьям, стоявшим в социальной организации на ступеньку ниже10. Но мавзолей, однако, прекратил свое существование в I в. н. э., склепы в это время только начинали функционировать. Следовательно, вырубленные в скале и украшенные росписями склепы приходят как бы на смену мавзолею.

. Драчук В.С., Кутайсов В.А. Исследование Керкинитиды // ВДИ— М., 1985. — № 1.

. Щеглов А.Н. Указ. соч. — С. 67.

. Дашевская О.Д. Раскопки на Беляусе и у оз. Донузлав // АО, 1985 г. — М., 1987.

. Крыжицкий С.Д. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья. — К., 1982. — С. 145.

. Дашевская О.Д. Граффити на стенах здания в Неаполе скифском // СА. — 1962. — № 1.

. Шульц П.Н. Мавзолей Неаполя скифского. — М., 1953; Погребова Н.Н. Погребения в мавзолее Неаполя скифского // МИА. — М., 1961— № 96.

. Бабенчиков В.П. Некрополь Неаполя скифского // История и археология древнего Крыма. — К., 1957.

. Попова Е.А.О декоративном оформлении склепа № 9 восточного участка некрополя позднескифской столицы // ВДИ. — 1984. — № 1; Попова Е.А. Роспись склепа № 1 некрополя позднескифской столицы // ВДИ. — 1987. — № 2.

. Сымонович Э.А. Население столицы позднескифского царства. — К., 1983.

. Богданова Н.А. Погребальный обряд сельского населения позднескифского государства в Крыму // Тр. Гос. Ист. музея: Археол. исслед. на юге Восточ. Европы. — М., 1982. — Вып. 54, ч. 2.

. Яценко И.В. Скифские захоронения I в. н. э. в греческом склепе близ Евпатории // Вестн. МГУ. Серия историческая. — М., 1978. — № 6.

. ОАК за 1897 год. — Спб., 1900. — С. 36—38.

. ОАК за 1895 год. — Спб., 1897. — С. 9—10.

. Янушевич З.В. Культурные растения Северного Причерноморья. — Кишинев, 1986. — С. 45—60.

. Щеглов А.Н. Раскопки городища Тарпанчи в 1960 г. // Сообщ. Херсонес. музея. — Симферополь, 1960. — Вып. 3.

. Высотская Т.Н. Некоторые аспекты духовной культуры населения Усть-Альминского городища // Античная и средневековая археология. — Свердловск, 1985. — С. 135.

. Латышев В.В. Известия… // ВДИ. — 1949. — № 1. — С. 197.

. Цалкин В.И. Домашние и дикие животные из скифского Неаполя // СА — 1954. — № 20; Он же. Домашние и дикие животные Северного Причерноморья в эпоху раннего Железа // МИА. — М., 1960. — № 53.

. Высотская Т.Н. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. — С. 168.

. Домбровский О.И. Керамическая печь на скифском городище «Красное» // История и археология древнего Крыма. — К., 1957.

. Различные точки зрения см.: Раевский Д.С. Позднескифская семья по археологическим данным // Советская этнография. — 1971. — № 2; Хазанов А.М. Социальная история скифов. — М., 1975. — С. 64; Михлин Б.Ю. О характере позднескифской семьи // СА — М., 1987. — № 2.

. Сымонович Э.А. Указ. соч. — С. 113.

. Латышев В.В. Известия… // ВДИ. — 1948. — № 1. — С. 235.

. Латышев В.В. Известия… // ВДИ. — 1947. — № 4. — С. 343.

. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. — Л., 1925. — С. 44—45.

. Немировский А.И., Дашкова М.Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. — Воронеж, 1985. — С. 188—189.

. КБН. — № 39, 40.

. Ростовцев М.И. Указ. соч. — С. 67.

. Гайдукевич В.Ф. Илурат // МИА. — М., 1958. — № 85.

. КБН. — № 32, 33.

. Яценко И.В. Тарелка царицы Гипепирии из Неаполя скифского // Ист.-археол. сб. — М., 1962.

. IOSPE, I2, № 355.

. Шелов Д.Б. Римляне в Северном Причерноморье во II в. н. э. // ВДИ. — М., 1981. — № 4.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Магия и верования в традициях скифов

Не менее интересны традиции скифов, связанные с религией. У этого древнего народа был обширный пантеон разных богов. 

Одной из наиболее почитаемых считалась богиня Табити. Она являлась воплощением очага, огня. Пламя и солнце для скифов были священными, а потому и все бог, связанные с ними, представлялись как покровители и защитники народа. В священных местах скифы совершали жертвоприношения, проливая на алтари кровь быков, лошадей, коз. 

У скифов существовало и некое понятие магии. Согласно их верованиям и мифам, при болезни царя или простого скифа был виновен тот, кто наслал недуг. Сама по себе хворь явиться не могла, а значит, необходимо было найти недругов и уничтожить их. После смерти врагов самочувствие правителя должно было улучшиться. 

Как бы ни были жестоки скифы, нельзя не восхититься их искусством. Вершины мастерства кочевой народ достиг в изготовлении ювелирных изделий и кузнечном деле. Самые популярные орнаменты демонстрируют нам мифических и реальных животных. 

Интересно, что чаще всего звери находятся в движении, однако их головы повёрнуты к нам. В понимании скифов это были не просто украшения, а изображения тотемов предков, которым народ поклонялся не меньше, чем богам. Ожерелья или рукояти кинжалов, украшенные такими животными, должны были оградить своего владельца от зла и тёмных сил.

Скифские украшения поражают своей красотой

Помните слова А.Блока? «Да скифы мы! Да азиаты мы!». Мне кажется, эта фраза очень точно характеризует нас. Не секрет, что в своё время скифы занимали не только Малую Азию, но и значительную часть современной России. Неудивительно, если в числе наших предков окажутся и эти кочевники. Традиции скифов называть жестокими и кровожадными, но именно эти племена стали одним из самых могущественных народов древнего мира.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Геродотова Скифия и ее боги

По образному выражению одного из историков-антиковедов, сведения о Скифии Геродот получал через «грекоязычных базарных переводчиков» в эллинских городах Северного Причерноморья, прежде всего — в Ольвии. Несомненно, это отчасти сказалось на точности запечатленной им информации.

Так, описывая суровую по сравнению с Элладой природу Скифии, Геродот перемежает реальность с вымыслом или по меньшей мере с преувеличением: «…здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи не получишь. Но если развести огонь, то ты получишь грязь». По причине сильных холодов быки у скифов безроги, а иногда воздух Скифии наполняется множеством перьев, в которых без труда угадываются снежные хлопья.

Этногеография Скифии в описании Геродота выглядит следующим образом. Главенствующее положение в Скифии занимали скифы царские, считавшие всех остальных скифов своими рабами. Они обитали в междуречье Борисфена (Днепра) и Танаиса (Дона), включая Крым, и занимали самые лучшие для ведения кочевого хозяйства земли. К северу от них в безлесной степи проживали скифы-кочевники. В лесостепных районах Поднепровья Геродот помещает будинов, в земле которых находится город Гелон, а в лесостепном Побужье — скифов-земледельцев.

Рассказывая о скифских богах, Геродот сравнивает их с эллинскими, возможно, следуя давно сложившейся в греко-скифской контактной зоне традиции. Так, по его сведениям, Зевс носит у скифов имя Папай, Гея — Апи, Гестия — Табити, Аполлон — Гойтосир, Афродита — Аргимпаса, Посейдон — Тагимасад. Только Арес, бог войны, не поименован Геродотом по-скифски. Отец истории отмечает, что никому из богов, кроме как Аресу, скифы не сооружают алтарей, однако приносят в жертву животных.

Жертвоприношения же Аресу совершались скифами по особому обряду. Для этого из вязанок хвороста сооружались огромные алтари с площадкой наверху: эти грандиозные сооружения ежегодно подновлялись.

Может быть интересно

Особое место в пантеоне Скифии занимал Геракл. Этого героя, чрезвычайно популярного у эллинов, скифы, согласно одной из легенд, сохраненных Геродотом, считали своим родоначальником. Отцу истории рассказали, что в поисках своих таинственно пропавших коней Геракл достиг Гилеи — области в низовьях Днепра, где нашел в пещере змееногую деву, похитившую и спрятавшую животных. В качестве платы за возвращение лошадей змееногая богиня потребовала от Геракла разделить с нею ложе. В результате этой связи появилось три сына, и богиня, возвратив коней, настояла, чтобы герой помог ей определить, кого из сыновей оставить править ее страной, а кого отправить в изгнание. Геракл оставил змееногой матери один из своих луков, сказав, что правителем страны станет тот из сыновей, кто сумеет натянуть на него тетиву. Ему же достанутся и дары Геракла — золотой пояс с золотой чашей. Когда дети возмужали, богиня провела испытание. Старшие сыновья с заданием не справились и удалились из страны, а вот младший, носивший имя Скиф, сумел натянуть на грозное оружие тетиву и остался на родине, став основателем скифского царского рода.

Змееногая богиня. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба. Государственный исторический музей. Фото с сайта Государственного исторического музея. Источник

Примечательно, что в скифском царском кургане Куль-Оба в Восточном Крыму был найден золотой кубок, на котором изображен мужчина в скифском костюме, натягивающий тетиву на лук, а рядом две пары скифов, в каждой из которых один оказывает помощь другому. В первой паре скиф перевязывает товарищу ногу, во второй — извлекает у другого изо рта больной зуб. Не исключено, что на сосуде из Куль-Обы запечатлен расширенный вариант рассказанной Геродотом легенды, причем с определенным «хирургическим» уклоном: незадачливые старшие братья получили увечья при неумелом обращении с оружием, ведь сорвавшийся при натягивании тетивы лук нижним концом ударил бы по ноге, а верхним — съездил по зубам. Есть на кубке и еще одна пара персонажей — пожилой скиф рассказывает молодому товарищу древнюю легенду.

Золотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, натягивающий тетиву на лук. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, перевязывающий ногу другому скифу. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, извлекающий у другого скифа больной зуб. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Пожилой скиф, рассказывающий более молодому древнюю легенду. Фото с сайта «Открытая археология». Источник

Происхождение народа

Археологические и генетические следы очень широкого этнического объединения ведут к кочевникам Бронзового Века, проживавшим в Южной Сибири. Звериный стиль точно отсюда. В рамках этого предположения язык протоскифов остается загадкой. Возможно, он был частью алтайской лингвистической семьи. Люди, говорящие на ее языках, проживают вокруг курганов.

Однако, исходя из данных тех же отраслей науки, можно предположить и две другие версии (у них тоже много сторонников). Одна изводит скифов как отдельное племя более древнего народа – предка всех носителей иранских и индоарийских языков. Проживала эта старая национальность в Индо-Персидском регионе. Другая гипотеза указывает, что, по крайней мере, европейские скифы – прямые потомки указанных уже киммерийцев (часть которых двинулась в Малую Азию, а часть эволюционировала в «классических» скифов – тех которых знал Геродот). Вот их археологи олицетворяют с потомками людей так называемой Срубной культуры. В Меднокаменном веке и у первого, и у второго этнического массива был 1 предок, проживавший еще в IV тыс. до н.э. в Среднем Поволжье. Версии имеют общую основу, связанную еще и с индоевропейским языком.    

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Другие боги

Впрочем, насколько убедительна эта теория В. И. Абаева о скифском семибожье, судить сложно – прежде всего ввиду отсутствия дополнительных источников, а также из-за молчания самого Геродота о почитании именно семи богов. Стоит, к примеру, вспомнить, что в другом месте «отец истории» упоминает о том, что скифы, давая «особо священную клятву», обыкновенно клялись богами царского очага. Можно, конечно, предположить, что здесь имелась ввиду Гестия (Табити) – богиня семейного очага. С другой стороны, сам Геродот в данном пассаже своего труда имени этой богини не упоминает и говорит именно о «богах» во множественном числе, а не об одной богине. Кроме того, можно также вспомнить и свидетельство древнегреческого географа Страбона, писавшего о том, что племя массагетов (большинство исследователей считает их одним из скифских племен) почитает «за божество одно солнце», принося «ему в жертву лошадей»

Сведения Лукиана о том, что скифы якобы строили храмы в честь Ореста и Пилада, впрочем, едва ли стоит принимать во внимание. Уж слишком ненадежен этот источник

Свои среди чужих

Имеются основания предполагать, что некоторые из эллинов оставались в лесостепных скифских поселениях надолго: то ли они наладили здесь выгодную торговлю, то ли экспансия скифов-кочевников отрезала им путь назад, к берегам Черного моря. Так, Геродот, описывая скифский народ будинов, сообщает, что в их области есть обнесенный деревянными стенами город Гелон, в котором «есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса». Геродот отмечает далее, что «гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов, и говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском».

Городом Гелоном археологи считают огромное Бельское городище, расположенное на реке Ворскле, левом притоке Днепра. На этом самом большом городище Лесостепной Скифии обнаружено множество обломков греческой посуды. Примечательно, что при раскопках Бельского городища найдены остатки наземной постройки, украшенной деревянными колоннами, — возможно, это был один из эллинских храмов, упоминаемых Геродотом. Поблизости обнаружено скопление вылепленных из глины статуэток, некоторые из которых формой напоминают архаические греческие терракоты, изображающие Деметру, Гермеса и других божеств эллинского пантеона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: