Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др
Киев. Загадочные лабиринты Лавры
Подземные пещеры Киевской лавры известны в мире давно. Первые упоминания о них были в 1051 году, хотя сами лабиринты существовали гораздо раньше. Этот древний монастырь хранит в себе столько тайн, что до сей поры учёные делают открытие за открытием, проникая всё глубже в вековые загадки истории. Исторический памятник
Киево-Печёрская Лавра разделена между Национальным Киево-Печёрским историко-культурным заповедником и уникальным монастырским комплексом. На территории заповедника расположены Музей Книги, Музей исторических драгоценностей, Государственная историческая библиотека Украины, Музей театрального и музыкального искусства, Музей микро миниатюр, Музей голограмм и Музей украинского декоративного искусства.
В 1990 году Киево-Печерская Лавра внесена в список выдающихся исторических памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры, территория которых принадлежит Печерской монашеской общине, находятся захоронения монахов, а также некоторых выдающихся государственных лиц ушедших столетий. Так, в лаврской обители обрели покой Великий князь Литовский Ольгерд и Петр Столыпин.
В Лавре жил и работал летописец Нестор, известный нам по «Повести временных лет», и составитель карт подземных лабиринтов Афанасий Кальнофойский. В Лавре нашли последний приют былинный богатырь Илья Муромец, первый врач Киевской Руси Агапит Печёрский и другие исторические личности.
На территории монастырского комплекса, который в XIX веке включал в себя шесть монастырей, находятся многочисленные соборы, колокольни, трапезные, братские корпуса и другие храмовые постройки.
В недрах Лавры
Тёплый климат, близость воды и холмистый рельеф правого берега Днепра привлекали людей, пожелавших уединиться от мирской суеты. Поэтому на протяжении многих эпох в пещеры под Киевом устремлялись монахи из других монастырей, а также люди, отрекшиеся от светской жизни ради возвышения духа.
Начало духовному подвижничеству положил священник из ближайшего села Илларион, который сам вырыл себе пещеру подальше от мирских глаз. Позже в эти края пришёл афонский монах Антоний, он поселился в пещере Иллариона. Затем появился Феодосий и другие отшельники. Они выкопали себе пещеры и кельи для жилья. Постепенно образовалась целая система подземных коридоров. Когда число монахов приблизилось к двенадцати, они построили первую наземную церковь.
История Лавры насчитывает много веков, и за такой протяжённый период пещерные ходы меняли свое направление, глубину, конфигурацию. Появлялись новые проходы под землей, засыпались или замуровывались старые. Это происходило из-за оседания грунта, обвалов. Иногда вода проникала в келью или подземный зал, и жившие там монахи вынуждены были отрезать этот участок пещер от основного массива. Так менялся общий рисунок подземных галерей.
Размывание грунта происходит и по сей день. Институт Геологии Украины в настоящее время проводит исследование в Ближних пещерах. Гидролог Вадим Рыбин поясняет: когда влажность превышает 5%, песчаник размокает и превращается в песок. Чтобы обезопасить строения и пещеры, на территории Лавры постоянно ведутся укрепительные работы.
Невидимые лабиринты
Подземные ходы под Киевом расположены в два яруса. Как правило, это длинные тесные полукруглые проёмы в пластах земли, то спускающиеся вниз, то поднимающиеся вверх, часто петляя вправо-влево. Тусклый электрический свет рассеивается в узком пространстве, словно поглощаемый чем-то. Видимость неважная. Порой встречаются заложенные кирпичами ниши – скорее всего, ответвления лабиринтов, куда доступ запрещён.
Стены тоннелей часто влажные, с проступившими капельками росы. Это подземные воды просачиваются в древние обиталища монахов. Те самые 5%. Температура в пещерах даже в знойный летний полдень не поднимается выше 10 градусов. Холодный воздух с запахом не то сырости, не то плесени и ещё каких-то неопознанных ароматов, проникает в лёгкие, но вызывает не бодрость, а скорее, состояние удручённости.
Холод снаружи, холод внутри тела создаёт впечатление, что сам превращаешься в замшелый камень. Чуть задержался у древних мощей, вычитывая таблички, группа ушла. Полумрак. Над головой 9 метров песка и глины, стены подтекают, а где-то неподалёку мощи усопших монахов: 80 – в Ближних пещерах, 45 – в Дальних.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.
Первоначальный вид Преображенского собора
Первоначальный вид Преображенского собора
За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.
Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.
Фрески в купольной части
Фрески в купольной части
Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.
Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.
Схема изображения фресок
Схема изображения фресок
Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Восточная часть собора
Восточная часть собора
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрески Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Фрести Мирожского монастыря
Раскрытые фрески
Раскрытые фрески
Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Северо-западный угол. Деяния апостолов
Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.
В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.
Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.
Монастырь в наши дни
С 1991 года Юрьев монастырь находится в ведении Новгородской епархии Русской православной церкви.
На данный момент служения проводятся в четырех храмах: Георгиевском, Крестовоздвиженском, Спасском соборах, церкви «Неопалимая Купина». В последнее культовое сооружение вход для туристов закрыт. Также ведутся восстановительные работы церкви Архангела Михаила, построенной при Фотии в 1831 году и разобранной на стройматериалы в 1934 году.
В 2014 году, вскрыв пол Георгиевского собора, строители нашли в нем фрески XII века. На некоторых из них обнаружены древнейшие граффити на различные сюжеты. В их числе смерть детей князя Ярослава в 1198 году, архиепископа Антония в 1232 году, пожар в церкви Троицы 1160 года.
Храмы и колокольня монастыря
Расскажу о храмах Свято-Юрьева мужского монастыря в той последовательности как они отмечены на плане обители.
План Юрьева монастыря взят с официального сайта обители, её адрес указан ниже
- Георгиевский собор Юрьева монастыря — самый большой храм обители. Его размеры: длина 26,8 метров, ширина 18,3 метра, высота 32 метра Летописи пишут, что его возведением занимался один из первый зодчих на Руси — мастер по имени Петр. Внешний вид храма практически не поменялся. Внутреннее убранство, наоборот, менялось неоднократно. В 2015 году Георгиевском соборе археологи нашли гробницу с мощами святого архиепископа Феоктиста, которые считались утерянными.
- Спасский собор — главный храм Юрьева монастыря. Изначально возвели в середине XVIII века, но в 20-х годах XVIII века полностью перестроили после пожара. В подвальном этаже церкви похоронили благотворительницу монастыря графиню Анну Орлова-Чесменскую, о которой больше рассказываю в статье про музей «Витославлицы». В 1936 году купола и барабаны Спасского собора разобрали, что они не мешали доминировать Георгиевскому собору. Их восстановили только через 70 лет. Сейчас в сборе проводятся все основные богослужения, хранятся мощи святого архиепископа Феоктиста, работает музей, посвященный 900-летию основания Георгиевского собора Юрьева монастыря.
- Архимандритский корпус тянется от колокольни до Спасского монастыря.
- Крестовоздвиженский собор — выстроен в 1823 году на остатках безымянной церкви середины XVIII века. На пяти его куполах синего цвета размещены 208 восьмиконечных звёзд. Настенная роспись церкви утрачена, сейчас его стены выкрашены в белый цвет. Собор в момент моего посещения был закрыт.
- Колокольня Юрьева монастыря — высота четырёхъярусной постройки 52 м. Ее построили в 1838—1841 годах по проекту Карло Росси на деньги живущей по соседству графиней Орловой-Чесменской. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольне как будто не хватает одного из элементов. На эту тему есть легенда, по которой император Николай I приказал убрать из проекта средний ярус, чтобы колокольня Юрьева монастыря не стала выше колокольни Ивана Великого в Московском кремле. В XIX веке на колокольне располагались три десятка колоколов, самый тяжелый из них весил 33 тонны. В советское время колокола отправили на переплавку. Сейчас в монастыре насчитывается 12 колоколов (по другой информации 13). Самый большой весит 1,5 т.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — церковь построили из-за слишком частых пожаров на территории монастыря. Икона, в честь которой возвели храм в 1828 году, в православии считается охранительницей от пожаров. Туристам доступ в эту часть монастыря не пускают, паломников можно.
- Церковь Архангела Михаила или Михайловская башня — башня построили в 1760 году, а церковь в 1831 году. В советское время церковь разобрали на стройматериалы. Сначала восстановили форму здания, а затем ему вернули барабан и купол храма.
Достопримечательности в окрестностях монастыря
В шаговой доступности от Юрьева монастыря находятся две значимых достопримечательности Новгородской области. Это музей деревянного зодчества «Витославлицы» и загадочный Перынский скит. По логике нахождения локаций сначала стоит посетить скит, затем монастырь, а затем музей. В таком порядке достопримечательности встречаются при поездке из Великого Новгорода. Посетить все три места можно за один день в независимости от того как вы будете сюда добираться.
Еще одна классная локация под Великим Новгородом — Рюриково городище. Оно находится на другом берегу реки Волхов — почти напротив Юрьева монастыря. Дорога на авто от обители до городища — 22 км и минимум полчаса. Эту достопримечательность я тоже посетил в один день с монастырем, скитом и музеем деревянного зодчества.
История Печерского монастыря
Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.
Печерский монастырь с высоты птичьего полёта
Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.
Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.
Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд
Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.
Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.
Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.
Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.
Западные ворота монастыря
После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.
Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.
Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)
После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.
Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.
Общий вид на постройки монастыря
Свято-Серафимовская церковь
Новый религиозный объект появился в м/районе Малышково совсем недавно. Свято-Серафимовская церковь, построенная в римском стиле, спроектирована архитектором в 1994 г. Тогда был заложен первый камень в её фундамент, но началось возведение только в 2003 г. Прихожане посещали старый храм, располагавшийся в бывшей земской школе – историческом памятнике 1907 г.
После пожара 2008 г. деревянное здание сгорело. Только после этого строительство продвинулось, и в январе 2015 года состоялось освящение нового церкви. Архитектор Васильев, проектировавший объект, сделал его в римском стиле. Величественное здание с 5-ю главами, в бежевых тонах, смотрится очень живописно в окружении кудрявой зелени берёз.
Колокольня со шлемовидным куполом и крестом пристроена к боковому фасаду, составляя единое целое. Во внутренних росписях участвовали опытные мастера и художники, сумевшие создать объёмные изображения, несущие духовный смысл. Тематика фресок очень разнообразна: ангелы, лики апостолов, святых, таинства, русские князья и др.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Эта обитель среди населения котируется как чудотворное место уже несколько веков. Благотворное воздействие на прихожан оказывает главная святыня Богоявленского монастыря – икона Феодоровской Божьей Матери. Ещё в 15 веке на этом месте был построен деревянный мужской монастырь. Руководил строительством ученик Сергия Радонежского преподобный Никита. Через столетие деревянные постройки заменили каменными и к мужской обители присоединили 2 женских – Анастасиин и Крестовоздвиженский (1863 г).
Пройдя через тернии и невзгоды, объединённая обитель стала возрождаться в 1990 году. Из 3-х древних соборов монастыря сохранился Богоявленский кафедральный собор, перестроенный в 1869 г. Необычайно красивое сооружение, восхищающее туристов, сияет золочёными главами. Здесь хранится главная святыня обители – чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, переданная сюда в 1991 г.
Помимо неё, в монастыре присутствуют другие мироточащие иконы: Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Казанской Божьей Матери и др. Хранятся мощи святых, в том числе – частички ризы Христа. На сегодняшний день в монастыре находится 4 действующих храма. Кроме Богоявленского кафедрального собора, на территории находятся Смоленская церковь, собор Богоявления и колокольня.
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Этот религиозный объект уникален тем, что он единственный в мире, посвящённый святым Александру и Антонине Римским. Интересна история его появления в селе Селище, вошедшего в черту города в 1932 г. В церковной летописи (1870-1917 гг.) описано древнее поверье о том, как во время поездки именитого вельможи с беременной женой она родила двойню именно на этом месте.
Произошло это событие 23 июня (по новому стилю), в день римских святых. Сыну дали имя Александр, а дочери – Антонина. Благодарный отец (подразумевается Захарий) в знак благодарности построил здесь деревянную церковь в честь святых. Сегодня церковь в бело-голубых тонах смотрится великолепно. Каменное здание взамен деревянной постройки в Селище было возведено в 1779-86 гг.
Каждый год сюда в Александров день привозили чудотворную Феодоровскую икону. В период гонений на русское православие храм не был закрыт, благодаря ходатайству прихожан. В 90-е годы 20 столетия Александро-Антонинская церковь получила новое развитие. Установили новый колокол весом 16 пудов, привезли 12 колоколов поменьше, открыли воскресную школу.
В наши дни в святилище хранится образ Николая Чудотворца, частицы мощей св. Климентия, Пантелеймона, Ф. Ушакова и Валериана. Туринский иеромонах вручил храму главную реликвию – частичку мощей Александра.
ЦИАМ
Уникальная организация – ЦИАМ (церковный историко-археологический музей) – учреждение созданное епархией РПЦ. Расположен он в Ипатьевском монастыре. Становление музейного заведения начиналось в 19 в, когда во «Дворце Михаила Романова» вывесили портреты 24-х особ царской семьи. С них началась объёмная коллекция будущего музея. Накануне празднования 300-летия Романовых (1912 г) в Костроме было организовано Церковно-историческое общество, действовавшее при Ипатьевском монастыре.
В созданное здесь древнехранилище собрали религиозные раритеты: иконы, ритуальные аксессуары, памятники древнерусской письменности и шитья. Нынешний ЦИАМ получил статус музея в 2004 г. В его фондах насчитывается более 3 тысяч поистине уникальных экспонатов. Большую часть их составляют предметы, принадлежавшие царским династиям Годуновых и Романовых. Среди них богослужебные книги в роскошных переплётах, как рукописные, так и печатные.
Предметы религиозной скульптуры и живописи, старинные монеты, медали и знаки, предметы церковного обихода и др. Здесь регулярно проводятся тематические выставки, демонстрирующие культурно-художественное наследство РПЦ. Искусство древних ювелиров, иконописцев, мастеров литья и резьбы широко представлено на них. Среди предметов есть истинные шедевры.
Церковь Алексия, человека Божия
Находясь в самом центре города, невольно обращаешь внимание на аккуратное каменное строение с высокой колокольней наверху. Необычная архитектурная форма с барочными элементами, нежная окраска стен, золочёная корона сверху заставляют остановиться около него
Это церковь Алексия, Божьего человека, появившаяся здесь в 18 в.
В 17 столетии в этом районе была Гашеевская слобода (её жители гасили известь), располагавшаяся на северной окраине. Вначале 1-этажное строение, названное в честь святого Алексия, было деревянным. Вместо неё построили каменную 2-этажную церковь с колокольней. Позже её обнесли забором из металлической решётки с с квадратными полуколоннами.
Корона на верху колокольни – свидетельство близости к царской семье. После рождения сына Алексея у царя Михаила Романова новая постройка сохранила прежнее название. В церкви 3 престола в честь святых: Василия Великого, Димитрия (митрополита Ростовского), преподобного Алексия, человека Божия.
Екатерина
Можно забронировать семейные номера
9,7
Хорошона основании 2 215 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Cruise
На берегу Волги и в 150 метрах от моста
9,4
Хорошона основании 720 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Я-Отель
Сервируется континентальный завтрак или завтрак «шведский стол»
9,4
Хорошона основании 1 680 отзывов
Забронировано сегодня 4 раза
Показать цены
Современное состояние[править]
Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).
Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.
В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь.
В 2009 году к празднику Успения отреставрирована икона XVIII века «Успение Божией Матери». При реставрации на пожертвования прихожан был сделан новый оклад.
Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.
15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг.
31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.
В мае 2013 года установлен памятник Государю Императору Александру II Освободителю в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году
31 декабря 2014 года Великим чином был освящен нижний храм Успенской церкви. Храм был освящён в честь Собора Радонежских святых.
Создание новой Печерской обители
Обустройство обители на новом месте опять началось с деревянных строений, со сборов пожертвований, и с обращений о помощи к царю Федору Иоанновичу. Наконец, дело сдвинулось, мастера-строители были присланы из Москвы, пришла помощь в виде сорока каменщиков и из Ипатьевского монастыря Костромы.
Новый монастырский архитектурный ансамбль, в том виде, в котором он существует сегодня, сформировался к середине 17 века при непосредственном участии нижегородского архитектора А.Возоулина. Этот известный зодчий – автор Собора Архангела Михаила в Нижегородском Кремле, участник возведения московского Теремного дворца и один из реставраторов московского Успенского храма.
Постепенно территория Печерского монастыря украсилась пятиглавым Вознесенским храмом с открытой галереей, шатровой Колокольней, Успенской церковью, надвратной церковью Пр.Евфимия Суздальского и келейными корпусами, заканчивающимися Храмом Пр.Макария. Имелись покои настоятеля и служебные помещения, больницы и богадельни.
Вознесенский собор в 19 веке
Строения обители на фоне живописной природы стали архитектурным украшением нижегородской окрестности, и их вид на века запечатлен на известной картине художника А.Саврасова, которая, кстати, находится в Художественном нижегородском музее. Каменная ограда с надвратным Покровским храмом с восточной стороны монастыря появилась значительно позже, только во второй половине 18 века.
Печерский монастырь на картине П.Саврасова
Монастырское существование было настолько столь успешным, что обитель помогала не только нищим, немощным и престарелым, но и частенько снабжала государственные воинские части продовольствием и деньгами во времена различных войн. Петру Первому монастырь частично спонсировал создание флота и отдал несколько своих колоколов на переплавку их в пушки.
Печерский монастырь в 19 веке
В период Первой мировой войны на территории обители находилось около сотни беженцев, функционировал военно-инвалидный госпиталь, а в казну на нужды военного времени монастырь перевел более четырех тысяч рублей.
После революционных событий в 1924 году обитель закрывается, но не уничтожается. Ее строения очень интенсивно используются в основном в виде гражданского жилья. Вознесенский собор подошел в качестве столярной мастерской, причем подвалы были заняты под овощехранилище. Архимандритский корпус стал кинотеатром со звучным названием «Колхозник». Успенскую церковь заняли под архив. К 1971 году началось осознание исторической и архитектурной ценности данного монастырского комплекса и в нем начала работать реставрационная мастерская.
На территории Печерского монастыря
Время возрождения началось в монастырской Печерской обители в 1994 году. Сегодня этот — все еще восстанавливающийся действующий мужской монастырь -очень приятно посещать. Небольшая ухоженная территория и древние храмы в очень живописном месте располагают к приятному, спокойному созерцанию и неспешной прогулке, а старинные росписи стен мысленно переносят нас в далекий 17 век.
История Юрьева монастыря
История Юрьева монастыря начинается в XI веке. Легенда гласит, что в 1030 году его заложил Ярослав Мудрый, носивший в крещении имя Георгий. Поначалу здание строилось из дерева, но уже в начале XII века по приказу Мстислава Великого здесь закладывается каменное строение Георгиевского собора.
К XII веку Юрьев монастырь превращается в главную обитель Новгородской республики. В XV веке он становится одним из самых богатых церковных феодалов того времени. Однако в 1770-х гг монастырь теряет большую часть имущества и владений, постепенно приходит в упадок. Ситуация вновь кардинально меняется в 1822 году, когда руководить обителью берется архимандрит Фотий.
Он добивается благосклонности богатой графини Орлово-Чесменской и с ее помощью начинает активную деятельность по восстановлению зданий. Строит Спасский и Крестовоздвиженский соборы, церкви Всех Святых и «Неопалимую Купину», кельи, четыре основных корпуса. В середине XIX века здесь появляется четырехъярусная колокольня высотой более 50 метров по проекту Карла Росси.
Церковь Иконы Божьей Матери Знамение
В 1993 году в городе открыли Знаменский женский монастырь, включив в его состав 2 древних культовых объекта: Знаменскую и Воскресенскую церкви. Оба сооружения пережили нелёгкую судьбу, были на долгое время закрыты и не функционировали. Знаменская церковь – главное святилище монастыря. Первое упоминание о ней датируется в 17 в. как Георгиевский храм.
Предположительно, его возвели до 1628 года. Но в 1799-1802 годах после реконструкции он был освящён в честь иконы Божьей Матери Знамение. Здесь хранятся раритетные иконы Божей Матери Знамение, Космы и Дамиана и Прокопия Устюжанского. Многоярусную колокольню основательно разрушили в 30-е годы. Известно, что в 1913 г. на неё поднималась царская семья Николая II, любовавшаяся волжскими пейзажами. Восстановление религиозного объекта началось в 2001-м году.
При благотворительной финансовой поддержке заново отстроили высокую колокольню, пленяющую своим стройным изяществом окружающих. Сооружение, украшающее территорию монастыря, действительно, великолепно. После ремонтных работ церковь приобрела первозданный облик.