Спасо-Преображенский монастырь в XVI в.
До настоящего времени строения XVI века составляют основу монастырского ансамбля. Они являются древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Архитектурным центром монастыря являлась площадь перед собором, окруженная каменными зданиями. Она занимала вершину того пологого холма, на котором был расположен монастырь. Дорога, шедшая от Святых ворот к собору, имела, по-видимому, значительный подъем. Планировка монастыря, задуманная в XVI веке, говорит о цельности композиционного замысла. В 1550—1580 вместо старых деревянных были построены каменные стены. Спасо-Преображенский монастырь пользовался покровительством московских великих князей а затем и царей. Почти все московские правители посещали монастырь. И каждый такой визит приносил монастырю богатые денежные вклады. Кроме денег монастырь получал множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей. Часто посещал монастырь царь Иван Грозный. 55 жалованных грамот, полученных от царя, передавали монастырю во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Не скупились и другие правители. Монастырю принадлежали земли в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже Сольвычегодском уездах. К XVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход..
Строительство и обзаведение
Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.
Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.
О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.
Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.
Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
7.Ярославский Федоровский Кафедральный собор
Говоря о строительстве храма, нельзя не упомянуть сказание, в котором рассказывается история его возникновения. Иоанн Плешаков, обычный горожанин, заболел, и во сне ему явились несколько мужей. Они повелели ему явиться в Кострому к иконе Федоровской Божьей Матери и заказать с нее список. Так же велено было ему возвести храм. Его строительство и было начато в 1683 году. Изготовление списка было возложено на иконописца Гурия Никитина. Земля же под церковь была предоставлена Иваном Денисовским, так как она находилась в его собственности. Этот храм поистине можно назвать народным : в его строительстве принимали участия почти все горожане, от простых людей до купцов. Строительство его было окончено в 1687 году. Примечательно, что храм не был закрыт даже в советское время. Почти все внутреннее его убранство практически полностью сохранилось до наших дней.
Звонница
В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.
Владимирская церковь
Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.
Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).
С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.
Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.
Современное состояние
Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.
Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.
На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.
В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.
Достопримечательности Ярославского музея-заповедника
- Медведица Маша. Живет в музее-заповеднике с 1990 года. Трогательна и познавательна история этого создания. Она единственная, кто остался в живых из всего выводка после гибели матери. После двух лет скитаний по различным людям, добрым и не очень, оказалась в Ярославле. Медведица сразу полюбилась сотрудникам учреждения и посетителям. Здесь для нее был обустроен замечательный дом с прилегающей территорией. Зимой она, как и положено, впадает в спячку, а весь летний сезон развлекает гостей музея. На данный момент является не только достопримечательностью музея-заповедника, но и живым символом Ярославля, на гербе которого изображен медведь.
- Спасо-Преображенский собор. Сооружен в начале XVI века, считается, что на месте сгоревшего древнего храма XIII века.
- Церковь Ильи Пророка. Построена в XVII веке на средства известных купцов и меценатов братьев Скрипиных.
- Церковь Николы Надеина. Построена в XVII веке в честь Николая Чудотворца. Вторую часть названия получила по прозвищу Надея, которое носил известный на то время в Ярославле богач, финансировавший строительство, Епифаний Светешников.
- Церковь Богоявления. Построена в конце XVII века. Выделяется среди прочих храмов Ярославля своей необычной архитектурой.
- Церковь Иоанна Предтечи. Построена в конце XVII века. Считается самой большой культовой постройкой Ярославля.
- Звонница. Построена в XVI веке.
- Церковь Благовещения. Построена в конце XVII – начале XVIII века на месте старинного деревянного храма.
Посещение и цены
Посетить территорию музея вы можете каждый день. В летний период, с мая по сентябрь, сделать это можно с 8 до 20 часов
В зимний период, с октября по апрель, время посещения ограничено с 8 до 18 часов.
Музеи заповедника открыты для гостей: в летний период с 10 до 17:45, в зимний – с 10 до 17.
Обратите внимание, что кассы прекращают продажу билетов на посещение территории или экспозиций за 30 минут до окончания работы. Пропуск посетителей в музеи прекращается за 15 минут до окончания работы, на территорию – вместе с закрытием касс
Во вторник выходной день у выставки «Сокровища Ярославля», в четверг – у «Природы Ярославского края». Остальные экспозиции закрыты для посещения в понедельник.
Кроме того, ежемесячно, в первую среду, в музее санитарный день.
В дни с дождливой погодой вы не сможете попасть в Спасо-Преображенский собор, церкви Николы Надеина, Ильи Пророка, Богоявления, Иоанна Предтечи.
Если вы планируете посетить выставки и объекты музея-заповедника самостоятельно, стоимость составит от 40 до 250 рублей в зависимости от интересующей вас экспозиции.
Для школьников, пенсионеров и студентов это обойдется от 20 до 130 рублей.
На некоторые экспозиции ученики до 16 лет имеют право бесплатного входа. Вам нужно обратиться в кассы музея-заповедника для уточнения информации и оформления соответствующего пропускного документа.
Если вас интересует экскурсия с сопровождением гида, вы можете воспользоваться такой услугой. В зависимости от тематики стоимость составит от 600 рублей за группу из семи человек для ознакомительной экскурсии по музею-заповеднику с осмотром главных достопримечательностей, до 2250 рублей – за аналогичную группу для экскурсии по выставке «Сокровища Ярославля».
Спасо-Преображенский монастырь XVIII в.
В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года. В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был упразднен. Ярославль становится не только центром вновь образованной Ярославской губернии, но и центром Епархии, переведенной сюда из Ростова. Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. В конце XVIII века известный русский библиофил А. И. Мусин-Пушкин приобрел у последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) его личную библиотеку. В этой библиотеке он нашёл бесценный памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве»
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский монастырь – древнейшая архитектурная достопримечательность и главная жемчужина Ярославля. Дата основания монастыря – 1216 год. В древности это был мужской монастырь, который входил в систему оборонительных укреплений города. Он входит в число шестнадцати крупнейших монастырей Руси. Долгое время Спасо-Преображенский монастырь был духовным, культурным и экономическим центром Ярославля, что сыграло немаловажную роль в истории города.
В настоящее время на территории монастыря расположен Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Именно здесь в конце XVIII века был найден единственный сохранившийся список «Слова о полку Игореве», которому в музее посвящена отдельная экспозиция. В этом отделе музея вы можете примерить боярские одежды и сфотографироваться в них на память. Есть женские, мужские и даже детские наряды. Много интересного вам поведают и другие музейные экспозиции: «История Ярославского края», «Природа Ярославского края», «Сокровища Ярославля» и «Иконы Ярославля XVI-XVIII веков». Экспозиция богатая и многопрофильная. Каждый найдет для себя что-то интересное.
Любителям старины будет интересно узнать историю монастыря и увидеть его архитектурные достопримечательности. В первую очередь, конечно, стоит осмотреть Спасо-Преображенский собор – древнейшее сооружение Ярославля, дошедшее до наших дней. Собор построен в 1506-1516 годах на фундаменте стоявшего здесь ранее собора. Строили его московские мастера, направленные в Ярославль царем Василием третьим. Отсюда и сходство собора с Благовещенским и Архангельским храмами Московского Кремля. Позднее (1562-1563 гг.) храм был украшен фресками, а местные художники создали большой иконостас. Подобные фрески, сохранившиеся с эпохи Ивана Грозного, в России только в двух храмах: в Спасо-Преображенском соборе и в Успенском соборе Свияжского Успенского монастыря. Они являются древнейшим памятником стенописи. От соборного иконостаса сохранился храмовый образ, три иконы нижнего ряда и тринадцать икон деисусного чина. В подклете храма – усыпальница удельных князей и их потомков.
Одновременно со Спасо-Преображенским собором в 1516 году была возведена первая каменная башня монастырской стены – Святые ворота. Святые ворота служили парадным въездом в монастырь и были самой мощной каменной крепостной башней с дозорной вышкой наверху. Так же в начале XVI века была построена Трапезная палата с Крестовой церковью. По внутренней композиции она напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Крестовая церковь «лишилась» своего купола, и используется как музейное помещение. А вот Трапезная палата является частью комплекса, состоящего из трех построек: самой палаты, церкви Рождества (XVI век) и настоятельского корпуса (XVII век). Обязательно посмотрите кельи, в которых в XVII столетии жили монахи.
Особого внимания заслуживает удивительной красоты звонница XVI-XIX веков. Она была возведена в XVI веке с восточной стороны монастырской площади. В нижней ее части размещалась церковь со своеобразным иконостасом, написанным прямо на стене. С собором звонница соединялась высокой двухъярусной галереей, примыкавшей с северной стороны. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный монастырский двор. А верх ее венчали два огромных каменных шатра. Сейчас там висят колокола, но арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Со звонницы открывается красивый вид на город.
Самые популярные места Ярославля
Напомним, что в этом городе все необычно, поэтому одним из самых интересных мест для прогулки будет Беседка на Волжской набережной, которая уже успела стать самым любимым местом для отдыха местных жителей и гостей. Она представляет собой сооружение прошлого столетия, каждый элемент – это отображение стиля и мастерства автора. Возведена она была в 1840-е гг. Тогда невозможно было представить, что она завоюет сердца миллионов и станет самым известным украшением целого города. Ее называют «Сердцем Ярославля», «Храмом любви», «местом уединения». Именно здесь царит особая атмосфера, которую чувствует и ощущает каждый посетитель. В ходе исторических событий она подвергалась реконструкциям, но это не повлияло на красоту и стиль всей конструкции.
Спасо-Преображенский монастырь – очень важная и значимая достопримечательность. За все года существования в нем успели побывать миллионы туристов. Возведен он был в XII веке, но точной даты в архивах не находят. Условно его считают очень давним строением с богатой историей. Изначально собор существовал как место для богослужения, далее его возвели в ранг оборонительной конструкции, а по своеобразной архитектуре и расположению – он стал хранилищем для царской казны. Сегодня это центральное сооружение в центре самого монастыря. Уникален монастырь и тем, что вблизи расположен удивительно красивый заповедник-музей, в котором хранятся ценнейшие иконы разного времени. Это место отличается от всех других духовных зданий и сооружений, здесь каждое место святое.
Если вы попадете в Ярославль в период с декабря по март – то увидите нечто необычайно красивое. Ведь многие знают, что именно в это время город приобретает особый вид. Не переживайте о том, что посмотреть в Ярославле зимой – так как это лучшее время для путешествий. Особенно если в завершении прекрасной зимней экскурсии вы отправитесь в Церковь Петра и Павла, которая является прототипом Петропавловского собора в Петербурге. Ее месторасположение позволит вам наблюдать красоту природы, вы сумеете оценить превосходное архитектурное мастерство здания. Это место считают священным, очень полезно посещать церковь вместе с детьми.
https://youtube.com/watch?v=Z6NiI_OlmQc
В целом на территории города насчитывается более 800-та интереснейших достопримечательностей, среди них:
- музеи и замки,
- детские организации и учреждения,
- парковые зоны и множество современных отелей.
Этот город олицетворяет собой течение времени, редко, когда в одном месте может существовать столько ценностей. Здесь уникально все, город настолько неповторим, что описать каждое место сложно. Не просто и посоветовать какие-то определенные места
Местное население говорит о том, что сюда нужно ехать целенаправленно и не на несколько дней, поскольку даже за два полных дня вы не сможете успеть увидеть все важное
1. Фееричное место существует в великом Ярославле, его называют треугольником из церкви Иоанна Златоуста, Владимирской церкви и Ярославской свечи. Это комплекс представляет собой целый ансамбль, который создан в далеком прошлом, но остается местом всеобщего внимания. Внешняя привлекательность каждого здания обусловлена не повторным стилем, а росписи стен позволяют заметить особый талант мастеров. В мире, Ярославль называют святым городом, поскольку здесь сосредоточено множество храмов, соборов, церквей и монастырей.
2. Толгский монастырь, Церковь Ильи Пророка, Церковь Николы Надеина – очень красивые сооружения, посетить которые должен каждый. Конечно, если позволяет время – то нужно отправиться на экскурсию в каждый из них, но если время ограничено – то вы можете выстроить свой личный план посещения знаменательных мест и красивых уголков города.
Очень часто бывает так, что современные экскурсионные программы строятся на основе нескольких вариантов, при этом все они очень насыщены и интересны. Если же вам больше по душе свободные прогулки, то от таких предложений вы можете отказаться. Организовать для себя экскурсию не сложно, потому как здесь всюду виднеются очень важные и красивые места.
3. Также дополнить свой второй день пребывания в городе можно посетив современные музеи, которых в городе немало. Основываясь на своих увлечениях, – вы имеете возможность отправится в:
- Частный музей «Музыка и время» — Волжская наб., 33а, работает каждый день с 10:00 до 19:00.
- Ярославский Художественный музей — Волжская наб., 23. Дни для посещения -вт-чт 10:00-18:00.
- Музей занимательных наук Эйнштейна (для родителей и детей). Адрес — ул. Собинова, 47.
- Ярославский музей боевой славы. Расположен он по адресу: ул. Угличская, 44а. Особенность учреждения в том, что он работает под открытым небом, а потому – вход свободный.
6.Церковь Богоявления
Как и многие другие храмы того времени, которые строились на средства богатых людей, Богоявленская церковь была возведена на пожертвования купца Алексея Зубчанинова в 1684-1693 годах.
В последние годы ее строительства одновременно проводились работы по росписи храма. В них принимали участия местные мастера, а также известные в то время живописцы Федор Игнатьев и Дмитрий Плеханов. Согласно документальным описям церковных служителей, в храме в разное время были три важных святыни — напрестольный крест с частицей Креста Господня, голова Иоанна Предтечи, вырезанная из дерева и большой напрестольных крест, так же созданных из дерева. До наших дней сохранился только последний. В советское время церковь, как и многие другие, была закрыта. В 1938 году здесь даже организовали мастерскую по ремонту автомобилей и гараж. Однако для храма все же наступили хорошие времена. В прошлом веке проведены реставрационные работы, и в настоящее время в нем проводятся богослужения. Так же церковь является филиалом музея-заповедника Ярославля.
История церкви Рождества Христова
Издавна на берегу Волги стояла деревянная Рождественская церковь. Память о ней сохранилась в истории города как о месте, где ярославцы скрывали в Смутные времена (1609 г.) чудотворный образ Казанской Богоматери, спасенный из Рождественского монастыря.
Церковь Рождества Христова
Первой церковью ярославского посада был храм Николы Надеина. После него долгое время не приступали к строительству других посадских храмов. Исследователи считают, что причиной этого была занятость ярославских каменщиков на возведении Спасского собора. Однако, в 1636 году на посаде решено было построить второй каменный храм.
Деньги на новую дорогую стройку выделила богатая купеческая семья Назарьевых. Примечательно, что оба брата Назарьевы – Гурий и Анкидин, носивший прозвище Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году. Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту.
Архитектурный замысел новой церкви был так грандиозен, что у ктиторов не хватило средств до конца реализовать его. И стройка была растянута до 1644 года. Завершить ее помогли разбогатевшие сыновья Гурия – Михаил, Иван и Андрей. Они внесли значительные коррективы в изначальный проект, существенно расширив и усложнив его.
Храм имел пять приделов. Первым из них теплый придел расположенный в подклете, в северной части галереи. Он был посвящен Святителю Николаю. Купеческие дела семьи распространялись далеко за пределы Ярославля, и Назарьевы много ездили по другим городам. Они торговали в Сибири, Казани, Новгороде и Астрахани. А Николай Чудотворец считался покровителем всех путешествующих.
В этом приделе для обогрева установили печь, украшенную изразцами зеленого цвета. До наших дней она не сохранилась, но несколько «муравленых» изразцов находятся сегодня в фондах ярославского музея. Выше Никольского был построен также теплый придел, посвященный апостолам Петру и Павлу.
Великолепный архитектурный ансамбль, выросший на волжском берегу, получился уникальным. Он имел очень необычное и сложное объемно-пространственное построение и ассиметричную планировку. Поэтому с любой стороны эта церковь выглядела чрезвычайно живописно. Она была гордостью всего посада, ведь ее выстроили не на деньги царя или богатой монастырской казны, как тогда было принято. А на средства жителей посада. Поэтому Рождественская церковь позднее стала служить образцом для других посадских храмов.
В 1683 году центральную часть церкви расписали ярославские изографы, имена которых остались неизвестны. Однако, по мнению искусствоведов, композиция фресок и манера живописного письма говорят о том, что они могли быть сделаны известными ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым.
В документах 1861 года указано, что при храме числилось 295 прихожан. А местная икона «Рождества Христова» особо почиталась, как приносящая удачу беременным женщинам.
В советские годы православную церковь закрыли (1921 г.) и затем отреставрировали. В 1930-е годы вокруг нее построили современные здания, которые во многом исказили пространственное восприятие древнего архитектурного ансамбля.
Колокольня церкви Рождества Христова
Долгие годы храм принадлежит городскому музею-заповеднику. Музейных денег на реставрационные работы всегда не хватало, поэтому они выполнялись эпизодически. В 1989 году в церкви случилось крупное воровство – из иконостаса похитили древние иконы. Как выяснилось, злоумышленники продали их на заграничном аукционе. Однако, в 1995 году эти иконы были выкуплены саратовским коллекционером Владимиром Рощиным. А он, узнав судьбу старинных образов, вернул их в музейную коллекцию для реставрации и передаче обратно в церковь.