Цирк «Олимп»
Филармония, построенная в 1988 году, имеет свою уникальную предысторию и своего очень похожего внешне предшественника. Дело в том, что в начале 20 столетия, а точнее в 1907 году, в этом месте был сооружен прекрасный самарский Цирк-театр «Олимп» на более чем тысячу посадочных мест. Архитектором этого очередного шедевра модного тогда направления «модерн» был П.Шаманский, известный самарский зодчий польского происхождения, занимавший в то время должность губернского архитектора.
Театр «Олимп» П.Шаманского — дореволюционная постройка
А инициаторами и спонсорами этого сооружения стали самарские братья-купцы Калинины, которые решили поднять культурный уровень жизни родного города и построить цирк и театр одновременно. Как сегодня сказали бы – два в одном. Так начинался самарский шоу-бизнес.
Цирк «Олимп» был грандиозным культурным сооружением дореволюционной Самары, обладающим собственным оркестром, буфетом и прекрасным зрительным залом. Сцена этого зала видела выступления Ф.Шаляпина, В.Маяковского и А.Блока, Л.Собинова и И.Козловского, а так же множество цирковых трупп, в том числе и самого Дурова! Техническое оснащение театра позволяло «легким движением руки» превращать оперную сцену в цирковую арену.
Памятная доска о выступлении Ф.Шаляпина в самарском театре
Таким образом, театр «Олимп» был привлекателен для зрителей и своим месторасположением, и прекрасным залом с мощной акустикой, и разнообразием представленных жанров: от цирковых до оперных исполнений. И именно со сцены этого театра В.Куйбышев провозгласил о наступлении новой советской эпохи.
История самарского театра «Олимп» до революции (коллаж)
Само здание «Олимпа» было одним из «жемчужин» российского модерна в провинции. Построенное на перекрестке оно имело скошенный угол, в котором находился вход. Таким образом, трехэтажное сооружение было открыто взору всеми своими тремя фасадными гранями.
Здание самарского Театра «Олимп»
В единое целое была объединена композиция центральной грани, состоящая из дверей и двух оконных ярусов. Причем окна были совершенно неординарной формы и размеров, придавая сооружению оригинальный колорит и помпезность. Боковые ризолиты центральной части были декорированы маскаронами (изображениями человеческих голов) и великолепными плетениями. И вся эта архитектурная игра фантазии завершалась скульптурным аллегорическим дуэтом из Аполлона (бог искусств) и Эраты (богиня любви и поэзии), расположенным над козырьком верхней арки.
Скульптурный дуэт Аполлона и Эраты
Боковые фасады были украшены рельефными пегасами, которые, к слову сказать, очень не понравились Ф.Шаляпину, который выступал здесь в 1909 году.
Барельеф с Пегасом на боковых фасадах
Все здание было увенчано восьмигранным куполом с ротондой.
Самарскому органу – 15 лет
Идея установки органа родилась в 90-е. Только на подготовку проекта ушло долгих 5 лет, после чего мастера фирмы Rudolt von Beckerath из Гамбурга начали возведение «короля инструментов». Консультировал по всем вопросам Гарри Гродберг из московской филармонии, солист с богатейшим опытом и большим стажем. 17.02.2001 состоялся первый концерт. Эта дата считается днём рождения органа, имеющего 52 тембра. Достигается такая палитра наличием 3540 труб и трубочек различной длины. Управляется «король инструментов» четырьмя клавиатурами: одной ножной и тремя ручными.
Самарская государственная филармония приняла в штат выпускницу Казанской консерватории Людмилу Камелину, ныне Заслуженную артистку РФ, чья виртуозная игра на органе вызывает восторженные отклики зрителей и мировой прессы. За электромеханическим устройством следит местный мастер Ю. Савельев. Наличие инструмента позволяет Самаре принимать лучших солистов мира. За 15 лет с программами побывали: россияне Рубин Абдуллин и Владимир Хомяков, представители Европы Давид Тамм, Марек Стефаньский, Ги Бове, Джанкарло Пароди и другие.
След Алексея Толстого: музей-квартира писателя и особняк Курлиной
В Самаре родился писатель Алексей Николаевич Толстой, автор романа «Хождение по мукам». На его страницах нашли отражение некоторые архитектурные приметы родного города. Так, в качестве образца нелепой роскоши упоминается дом купчихи Александры Павловны Курлиной. Сандра, как просила она называть себя, была известной в городе красавицей, благотворительницей, попечительницей социальных, как мы сказали бы сейчас, учреждений. Муж заказал архитектору Александру Зеленко особняк – он построен в 1903 году в стиле так называемого «северного модерна». Яркий голубой цвет изразцов на стенах, ажур и решетки, разнообразие окон – здание очень интересное.
Во время революции дом был резиденцией и белочехов, и командования Красной Армии. А в подвале и те, и другие расстреливали пленных врагов.
В годы Великой Отечественной войны, когда в Самару эвакуировали из Москвы дипломатов, особняк занимало посольство Швеции.
Стоит упомянуть и о судьбе самой хозяйки – после революции она перебралась в Москву, жила в коммуналке по соседству с дочерью бывшего губернатора Самары и ни разу до самой смерти в 1973 году не была в родном городе.
Сейчас в доме устроен музей модерна, он пережил реставрацию. В помещениях представлены экспозиции, повторяющие убранство будуара, кабинета, столовой богатого самарского дома начала ХХ века. Любителям истории есть что посмотреть. Правда, знатоки отмечают, что отреставрированный дом получил более спокойную цветовую гамму – раньше, отмечают, его расцветка была «смелее».
Символ поволжского модерна – дом купчихи Александры Курлиной в Самаре
Символ поволжского модерна – дом купчихи Александры Курлиной в Самаре.
Дом Курлиной находится на пересечении ул. Красноармейской и Фрунзе. А по той же ул. Фрунзе, одной из центральных в городе, находится музей-квартира самого Алексея Толстого. Точнее, это дом его отчима, где будущий писатель жил в детстве и куда позже нередко приезжал на каникулы. В советское время, как водится, здание национализировали, а после перестройки открыли музей. Родные писателя передали немало личных вещей Алексея Николаевича. Здесь воссозданы строения, интерьер прошлого, то есть можно познакомиться как с особенностями жизненного пути Толстого, так и с бытом и обстановкой дворянской провинциальной усадьбы начала ХХ века.
«Самарская Лука»
Забыть о городской суете можно, посетив национальный парк Самары, одно из самых красивых мест в городе. Здесь находятся настолько завораживающие пейзажи, повсюду открывается такая красота, что захватывает дух. В парке расположилось много музеев, куда можно сходить на экскурсию, продуманы развлечения для всех посетителей и на любой вкус.
Активные отдыхающие отправляются в пешие походы с инструкторами и покоряют велосипедные дорожки. Есть здесь и место для любителей скалолазания. Прекрасная гора возвышается над парком. Желающие покорить вершину горы Верблюд могут воспользоваться случаем. Глядя с вершины окружающие природные виды ещё более великолепны.
Любители интеллектуального отдыха также найдут для себя занятие. В «Самарской Луке» множество музеев, которые открывают двери для всех желающих узнать что-то новое и услышать интересные факты о Самаре. Самые популярные и необычные музеи города:
- Дом музей Ильи Репина.
- Музей Лисы.
- Музей уфологии.
- Музей летучей мыши.
- Музей «Богатырская слобода».
- Краеведческий музей «Самарская Лука».
В национальном парке можно посмотреть представление — народный эпос, в виде рассказов о Разине и богатырях приволжского края, который дополнит впечатления об этом месте.
Для детей открыт «Дом Айболита». Здесь находят приют попавшие в беду братья наши меньшие. Малыши могут наблюдать за жизнью животных и узнать истории, связанные с ними. Увиденное, научит детвору с сочувствием, бережно относится, ко всем живым существам, обитающим на планете.
Маршрут по непарадной Самаре
Строго говоря, это вовсе не маршрут: слишком в разных уголках находится то, что я хочу упомянуть в этой статье и что никак не ложилось в компактный маршрут по самым центральным улочкам. Это не значит, что я приглашу вас в какую-то глухомань. Это тоже центр, но непарадный. Все эти точки запросто включаются в предыдущий маршрут (надо будет только сходить с него и возвращаться). Построить свой собственный маршрут прогулки по самарским достопримечательностям можно с помощью моих меток для карт maps.me и google maps, которые можно скачать здесь.
Здание Самарской Духовной консистории построено в русском стиле. очень презентабельно и красиво смотрится, особенно на фоне новостроек.
Деревянные дома на Арыбашевской
Трансформаторная будка, отреставрированная Том Сойер фест.
Шихобаловская богадельня с домовой церковью Серафима Саровского
Доходный дом Челышова в русском стиле, огромный — на весь квартал, находится напротив богадельни. После революции дом стал коммунальным, каким и остался до сих пор.
Музей археологии Поволжья
Музей-усадьба Ленина уютно разместился на территории усадьбы купца Рытикова, где Владимир Ильич снимал на втором этаже квартиру в 1890-93 гг и служил поверенным в Самарском суде. Ленин в Самаре руководил марксистким кружком и написал первую теоретическую работу. Судя по всему, вел бурную деятельность, бывал во многих домах, где выступал с пламенными речами, о чем напоминают многочисленные таблички. Очень импонирует, что эту страницу истории в городе не перевернули брезгливо, все бережно сохранено, в том числе, и музей, где интерьеры, в которых жили Ульяновы, восстановлены.
Театр кукол
Памятник Ленину
Краеведческий музей в Самаре носит имя Петра Алабина, который был его основателем.
Памятник Алабину стоит на подъеме от Самарской набережной к струковскому саду.
Дальше идем по Рабочей улице. Еще один чудесный деревянный дом.
Доходный дом Моисея Гринберга, декорорированный лепниной.
Великолепный доходный дом бузулукского мещанина А.Ф. Нуйчева 1902 года постройки, богато украшенный лепниной в виде бабочек и слонов.
Памятник Шостаковичу появился в самарском сквере неслучайно: великий композитор жил здесь во время войны и заканчивал Ленинградскую симфонию. Поэтому в Самаре есть улица Шостаковича (кстати, на ней стоит здание Дома Офицеров, весьма примечательное по архитектуре).
Площадь Куйбышева. Доминирует на площади здание самарского оперного театра.
Товарищ Куйбышев, чье имя город носил на протяжении многих лет, продолжает стоять на площади, никто на него не покусился. Его огромный памятник стоит перед оперным театром, который по архитектуре больше напоминает горисполком. Кстати, площадь Куйбышева, на которой это все и расположено, считается самой большой площадью Европы. Такая огромная площадь — оттого, что ее окружают четыре сквера, в одном из которых и стоит памятник Шостаковичу.
Поскольку статья уже начинает превышать все мыслимые лимиты, то просто перечислю еще несколько мест, интересных для прогулок.
Найдите время и возможность дойти еще до одного памятника в стиле модерн — мечети
и на Хлебную площадь — полюбоваться зданием хлебной биржи, построенной по проекту самарского архитектора Щербачева в 1898 году.
Улица Алексея Толстого тоже предоставит массу впечатлений (здесь публикую далеко не всё)! Здесь, в частности, находится здание Самарского реального училища, в стенах которого получал знания Алексей Толстой. Впрочем, впечатления будут самые разные от «какой кошмар» до восторга. Контрасты самарские таковы, что какие-то здание медленно погибают, а какие-то радуют глаз свеженькой реставрацией. Вот два таких примера и приведу:
особняк купца Сурошникова (еще один образчик самарского модерна)
и Донской земельный банк.
Как говорится, комментарии излишни.
Экскурсии по Самаре и окрестностям здесь и здесь | Снять квартиру в Самаре
Монумент «Самарская ладья»
Монумент «Самарская ладья».
341
Огромная белая ладья, расположенная на берегу Волги,
является одним из символов Самары. Ее изображение украшает многочисленные
туристические открытки и сувениры. Эта конструкция появилась на набережной
Самары в 1986 году, когда город на Волге отмечал свой 400-летний юбилей. Она
создана по проекту городских архитекторов А.
Янкина и И. Галахова.
Монументальная скульптурная композиция высотой 20 метров смотрится очень элегантно. Результаты опроса жителей Самары показали, что «Ладья» считается одной из наиболее популярных городских достопримечательностей. Жители и гости города приходят к монументу, чтобы сделать красивые фотографии и насладиться живописной панорамой, которая открывается с «борта» каменного судна.
Адрес: Ладья, Самара, Россия.
Куйбышевская филармония
После окончательного установления советской власти Цирк-театр стал Театром им.К.Маркса. Но в 20-х гг. театральное дело быстро заглохло, и в некогда блиставшем театральном здании в основном демонстрировались кинофильмы, а буфет превратился в низкосортную шашлычную.
Однако, приближался 40-й год, год 100-летнего юбилея со дня рождения П.И.Чайковского, отметить которое было приказано на высшем уровне во всех крупных городах. А это значит, что необходимо было провести ряд концертных, лекционных и прочих памятных мероприятий.
Поскольку в Куйбышеве в тот исторический отрезок времени не было ни музыкального городского театра с достойным зальным помещением, ни какого-никакого симфонического оркестра, то проводить мероприятие такого уровня было весьма проблематично.
Знакомство с историей Самарской филармонии в Музее ее истории
И тогда Куйбышевский облисполком нашел отличное и малозатратное решение – организовать Куйбышевскую филармонию на основе Гастрольбюро в здании бывшего Цирка «Олимп». Так в мае 1940 года родилась городская филармония. Филармонический штат был укомплектован из двух небольших оркестров и местных музыкантов и артистов, причем и из музыкантов, игравших ранее в фойе городских кинотеатров. Первыми солистами стали некоторые преподаватели музучилища. В первый же год своего существования филармония планировала проведение скрябинских циклов, концертов советских композиторов, творческих отчетов и просветительских лекториев. Но не за горами была Великая Отечественная война.
Советский период Самарской филармонии
С первых же дней войны из сотрудников филармонии комплектовались фронтовые концертные бригады (всего за войну их было создано 9) и отправлялись на фронт. А в здании бывшего «Олимпа» на год разместился Театр оперетты. На постановки этого театра любил ходить 13-летний Эльдар Рязанов, будущий известный кинорежиссер, который, находясь в Самаре с семьей в эвакуации, проживал совсем недалеко от Филармонии – там сегодня можно посетить Музей Э.Рязанова.
Оставшиеся в городе артисты филармонии выступали на свободных театральных площадках города или же на выездных областных площадках, ибо ДК им. Куйбышева (ведущая сценическая городская площадка) был отдан артистам труппы Большого театра и под выступления Союза композиторов с Д.Шостаковичем, эвакуированным из Москвы.
Невзирая на тяжелую военную ситуацию, Филармония наращивала количество и качество своих концертных выступлений. С 1943 года, после отъезда из Самары эвакуированных театральных коллективов, Филармония вернулась в свое здание бывшего Цирка «Олимп», после этого концертная и просветительская ее деятельность развивается по нарастающей. 50-е и 60-е гг. были наполнены интересными программами, яркими гастролями и фестивальными концертами.
Работа Самарской филармонии в 60-70-х гг
В 70-х гг. 20 столетия в процессе принятия решения о реконструкции здания, которое имело значительную степень износа, принимается решение о его сносе и о постройке нового филармонического жилища. Это мероприятие затянулось более чем на 10 лет. Все это время концерты Филармонии шли на различных городских сценических площадках.
Концерт Симфонического оркестра
Архитектор Ю.Храмов, разрабатывающий проект нового филармонического строения, решил оттолкнуться от архитектурного решения Цирка «Олимп». Поэтому новое сооружение, также выполненное в стиле модерн, но построенное немного вглубь от перекрестка, внешне очень напоминает утраченное здание, хотя и намного превышает его по размерам.
Филармония в наши дни
Размеры зрительского зала сохранились в прежних границах и объеме. Но изменился внутренний интерьер, выполненный в волжской тематике: раковины над сценой, волнообразные люстры и т.д. К тому же, заранее было приготовлено место для органа, который был приобретен и установлен только в 2001 году.
В зрительном зале Самарской филармонии
Национальный парк «Самарская Лука»
Любителей естественных природных красот и отдыха на свежем воздухе непременно заинтересует национальный парк «Самарская Лука». Это красивое природное место в Самаре, расположенное на полуострове Самарская Лука, известно своими уникальными природными и культурными объектами.
Каменистые степи Молодецкого кургана овеяны сказаниями о Степане Разине и могучих волжских богатырях.
Красивая гора Верблюд очень популярна среди скалолазов, пытающихся покорить ее вершину и насладиться чудесным видом со смотровой площадки.
Интересным местом для посещения является уникальный ландшафтный комплекс Каменная чаша, расположенный в горном углублении. Маленьким посетителям заповедника обязательно понравится вольерный комплекс «Дом Айболита», в котором можно понаблюдать за жизнью животных и птиц. Кроме того, здесь можно посетить дом-музей Ильи Репина, музей Лисы и даже музей уфологии. По территории парка организуются увлекательные пешеходные, велосипедные и конные прогулки в сопровождении опытных инструкторов.
Немного истории
На месте концертного зала в 1907-м купцами-промышленниками Калиниными был возведён театр-цирк «Олимп». Это историческое место для всех горожан: именно здесь с концертом выступал Ф. Шаляпин (1909), в 1917-м в этом здании провозгласили советскую власть.
Когда Первый ревком возглавил В. Куйбышев, чьё имя город носил до 1991 года, 5.04.1940 г. было принято решение о создании областной филармонии на базе «Олимпа». В годы войны артисты остались без здания в связи с эвакуацией в город Большого театра. Однако активно гастролировали, и в 45-м в Берлине В. Зенкевич исполнила любимую песню земляков «Ах, Самара-городок».
Самарская филармония и её артисты принимали участие в исторической премьере Седьмой симфонии Д. Шостаковича на базе Театра оперы и балета, всколыхнувшей весь Советский Союз. Среди легендарных имён дуэт братьев Демидовых, Юрий Арнаутов и Аркадий Левит, пианист Алексей Трифонов. В 1988-м на месте «Олимпа» было построено новое здание, позволившее оснастить зал лучшей на тот момент звуковой и световой аппаратурой.