Что отмечают 4 ноября
Известно, что 4 Ноября — праздник, увековечивающий освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году. Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения, так как стены Кремля на этот момент еще были осаждены вражескими войсками.
4 ноября больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром захватчиков. В этот день воины войска Пожарского и Минина помолились иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону начали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно чудотворная икона помогла им одержать победу.
Князь Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор специально для хранения чудотворной иконы. Дата постройки храма потерялась в истории, но точно известно, что он был освящен в 1636 году. В годы правления царя Алексея Михайловича 4 ноября было провозглашено Днем благодарности Пресвятой Богородице, а в церковном календаре праздник значился, как Празднование Казанской иконе Божией Матери. Значимый для страны праздник отмечали на Руси вплоть до 1917 года, большевики, пришедшие к власти, сразу же убрали его из списка праздничных дней.
Возможно, молитвы и зарядили бойцов новыми силами и помогли им справиться с оккупантами, но основную роль все-таки сыграло сплочение людей. Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. Среди них были люди различных национальностей и сословий. Считается, что именно 4 числа, во время совместной молитвы, они сплотились, соединились единой общей целью и вместе двинулись навстречу захватчикам. Именно единство в целях помогло столь разным людям найти общий язык и прийти к долгожданной победе с иконой в руках.
История праздника
Освобождение Москвы
Возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде (ныне столица России — Волгоград) ополчение для борьбы с польскими интервентами, начало наступление на Москву в начале марта 1612 года. В ходе наступления к ополчению, возглавляемую Мининым и Пожарским, присоединялись люди из различных областей России.
Первая битва состоялась 21 августа 1612 года, вблизи Новодевичьего монастыря, тогда натиск польско-литовских войск удалось сдержать, а руководитель войск противника гетман Ян Кароль Ходкевич отступил на исходные позиции на Поклонную гору.
24 августа состоялось решающее кровопролитное сражение ополченцев с интервентами . В бою проявил доблесть Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику. Под натиском основных сил ополченцев и пришедших к ним на помощь казаков войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство.
Однако не вся Москва была освобождена от захватчиков. Зная, что осаждённые в Кремле и Китай-городе поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому гарнизону сдаться. Сдаваться интервенты отказались.
Изгнание поляков из Москвы
22 октября (4 ноября) Китай-город был взят приступом русскими войсками. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (8 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль.
27 октября (9 ноября) был назначен торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.
Так завершилось очищение Москвы и Московского государства от иноземных захватчиков.
День Казанской иконы Божьей Матери
В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, которые некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. Этот праздник русские историографы в частности связывают с освобождением Москвы от интервентов в 1612 году — в этот день Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы.
День Народного Единства
Идея создания государственного праздничного дня вновь возникла после прихода к власти декабристов. Так в 1832 году, в честь 220-летия со дня вступления второго ополчения в Московский кремль, Державная дума учредила государственный праздник — День освобождения России. Впоследствии было решено передать название этого праздника другой победе российских войск — победе в Отечественной войне 1812 года. Новое название, учреждённое в 1839 году, — День Народного Единства, закрепилось и сохранилось до наших дней.
В 1842 году в ходе своей речи перед Народным Вече, Сергей Трубецкой, заявил, что верно будет называть этот день «Днём независимости», так как это первый день после смуты, когда Россия вновь стала независимой.
Ныне оба названия — равнозначны и используются как в официальном, так и в бытовом уровнях. А вот название «день освобождения Москвы от польско-литовской интервенции» государственными органами тщательно избегается, чтобы не нарушить и не оскорбить «Вечный мир» с Польской Республикой.
Интересный факт заключается в том, что среди предложений о том, когда установить «день независимости» высказались такие мнения как: 18 января 1827 года (день конституции) и 14 декабря 1826 года (), однако оба варианта были отвергнуты.
Идеи для организатора мероприятий
Тем, кто работает с детьми, рекомендуется максимально вовлекать их в процесс. Это такое событие, когда можно дать волю молодежи. Пусть они немного ошибутся – подкорректируете. Не в этом году, значит, в следующем
Важно, чтобы они нашли в себе то, что руководило Мининым и Пожарским, как и всеми их последователями. А это процесс творческий
Предложите создать стенгазету, написать стихи. А потом пусть ребята предложат свои варианты. Увидите, сколько идей флэш-мобов, рассылок, плакатов они «родят». Многим нравится создавать ролики для «ЮТуба». Почему бы не сделать каждому классу свой и не посоревноваться, у кого больше просмотров будет?
Мероприятия ко Дню народного единства в школе
Детям очень важно знать не только памятные даты и их историческую обоснованность, но и проникнуться атмосферой самого праздника. Поэтому классные руководители помимо тематических классных часов, на которых знакомят учеников с биографией Минина и Пожарского, устраивают театральные миниатюры или творческие вечера
На творческих вечерах ученики могут продемонстрировать навыки изобразительного искусства, самое время блеснуть навыками рисования или лепки из пластелина или глины. Также устраиваются литературные конкурсы, на которых знакомятся с прозой или поэзией, посвященной освобождению от польской интервенции. В школах показывают небольшие представления, где обыгрываются самые памятные моменты нелегкой борьбы с польской интервенцией в «Смутное время».
Детские рисунки ко дню народного единства
Вариант 2
4 ноября 1612 года… Одна из самых памятных дат в истории нашей страны. Именно в этот день второе народное ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Михайловичем и городским старостой Кузьмой Мининым, освободило Москву от польских захватчиков.
А началось всё с конца XVI века, когда в 1598 году со смертью Фёдора Ивановича – сына Ивана Грозного – прекратился род московских Рюриковичей. Разорение страны в ходе Опричнины и Ливонской войны (1558-1583), усиление крепостничества, голод 1602-1603 – всё это привело к политическому и экономическому кризису, который вошёл в историю как Смутное время. Смутой в России решили воспользоваться польские и шведские интервенты с целью завоевания русских земель, окатоличивания Москвы, ликвидации патриархата и подчинения русской церкви Риму.
В 1610 году власть захватила Боярская Дума и сформировала правительство из семи бояр – Семибоярщину. Оно приняло решение передать московский престол сыну Сигизмунда Третьего – королевичу Владиславу. В столицу Русского государства прибыло большое число поляков, которые оккупировали все западные территории России и Москву. Примерно в это же время шведы также начали захват русских земель. Спасти страну мог только народ. Патриарх Гермоген призвал жителей к организации ополчений.
Первое из них, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, было организовано в 1611 году в Рязани. Однако казаки по ложному доносу убили П. Ляпунова, что привело к поражению антипольского движения.
В 1612 году в Нижнем Новгороде возникло второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Под их покровительством собралось огромное войско: служилые люди, казаки, стрельцы и крестьяне – все народы и сословия, жившие на территории Русского государства.
С чудотворной иконой Казанской Божьуй Матери ополченцы 4 ноября 1612 года штурмовали Китай-город и изгнали польских интервентов из Столицы. С тех самых пор икона стала считаться защитницей Российского государства и ещё не раз помогала жителям нашей страны при вторжении иностранных захватчиков. Народ настолько сильно верил в то, что победе над поляками он обязан именно этой иконе, что в 1625 году на средства князя Пожарского в Москве на Никольской улице был построен первый казанский собор.
В феврале 1613 был созван Земский собор, который избрал на царство юного Михаила Фёдоровича Романова – сына Фёдора Никитича Романова (Филарета). Это событие стало завершением целой эпохи, которая получила название «Смутное время».
Позже, по указу Алексея Михайловича, день четвёртое ноября стал днём благодарности Казанской Божьей Матери, которая избавила Россию от польских интервентов. Этот праздник отмечали ежегодно до 1917 года, когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.
В настоящее время этот день считается национальным праздником. Во многих городах устраивают торжественные гуляния, митинги, фестивали, концерны и зрелищные шоу.
Четвертый «подарок» из Польши: Русско-польская война 1609–1618 годов
Тем временем крутой замес продолжается. Еще в 1609 году польский король Сигизмунд III объявляет войну России. Официальным предлогом стал военный союз царя Василия Шуйского со Шведским королевством. А что оставалось делать? Разоренная Россия уже не могла самостоятельно справляться со Смутой. Но Швеция на тот момент находилась в состоянии войны с Речью Посполитой. Так с чего бы Сигизмунду не напасть на Россию вместо Швеции, когда легкая добыча сама идет в руки?
Решено – сделано. Польские войска под Смоленском.
Смоленская крепость
В течение двух лет защитники Смоленска обороняли город и удерживали у его границ значительные польские силы.
Стены Смоленского кремля
Воевода Михаил Шеин понимал, что войны не избежать, и заблаговременно подготовил пятитысячный отряд отборных воинов, уже знакомых с польской военной машиной в ходе порубежных войн. Отряд был разделен на осадную и вылазную группы. Заднепровский посад сожгли, чтобы поляки не могли найти в нем укрытия. 13 сентября 1609 года Смоленск перешел на осадное положение.
На первых порах у поляков не было стенобитных орудий, поэтому была предпринята тактика «минирования». Однако вылазные группы смолян вовремя пресекали действия неприятеля. Позднее в ход пошла артиллерия. Но крепость тоже была хорошо вооружена и давала ответный огонь. В результате поляки решили взять смолян измором.
Зима сильно ослабила осажденный город. Из Москвы приходили известия одно хуже другого: умер Скопин-Шуйский, низложен царь Василий Шуйский, Семибоярщина требовала сдать Смоленск Сигизмунду. Вдобавок поляки притащили из-под Риги стенобитные осадные орудия, наносившие непоправимый урон укреплениям. В результате 3 июня 1611 г. Смоленск пал. Оставшиеся в живых после страшной резни, учиненной нападавшими, закрылись в Мономаховом соборе и подорвали себя.
Общие потери польского войска, понесенные под Смоленском, составили более 30 000 человек.
Смоленская крепость – оборонительное сооружение, заложенное по приказу Ивана Грозного в 1554 году. Каменное оформление крепость приобрела к концу века. Строительство поручили русскому зодчему Федору Коню, автору Белого города в Москве. Окончание строительства датируется 1602 г. Провидение?
В смоленской крепости нет ни одной повторяющейся башни, а всего их более тридцати. Каждая строилась с учетом рельефа и строго по назначению: защита ворот, наблюдение, укрытие войск, продольный обстрел стен, опорные пункты обороны.
Мультфильм про оборону Смоленска: «Крепость: щитом и мечом»
Над Россией как будто висит проклятье.
Поляки во главе с гетманом Жолкевским стоят в Хорошеве, войска «тушинского вора» – в Коломенском. Продажная Семибоярщина выбирает между шилом и мылом – в пользу сигизмундова сына Владислава. Царя Василия Шуйского свергают и насильно постригают в монахи. Ключи от Москвы у гетмана Жолкевского. К концу 1610 года России, как таковой, не существовало. Польские интервенты правили страной на правах завоевателей.
Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиевой лавры (1609–1612) пишет:
«Гибли Отечество и Церковь, храмы истинного Бога разорялись … на иконах играли в кости, в ризах иерейских плясали блудницы… Могилы, как горы, везде возвышались. Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. И леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей, матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою – дома и скирды хлеба, да будет Россия пустынею необитаемою…»
Избавляемся от наносной путаницы
Первое, что необходимо сделать, это вспомнить историю (может, в учебник заглянуть). А именно разложить «по полочкам» события 1612 года. Это было страшное время смуты. Лжедмитрий строил взаимные козни с боярами. Безвластие ввергало общество в полнейший хаос. А тут еще и поляки подсуетились. Предложив свою «помощь», они фактически совершили интервенцию. Государство было на грани. Фактически за него и «грош» бы не дали. Так все было плохо. Только враги не учли силы русского народа. В отличие от правителей, люди не желали мириться с потерей собственной государственности. Нашлись лидеры. Фамилии Минин и Пожарский до сей поры известны каждому настоящему патриоту (хотя многие уже не могут точно сформулировать суть их подвига). Эти два человека возглавили народное восстание. Враг был изгнан из Китай-города и заблокирован в Кремле. Государственность, даже, скорее, суверенность страны, была спасена. Произошло данное событие двадцать второго октября. Что теперь, после перехода на новый стиль, соответствует четвертому ноября. Серьезность события была оценена верховной властью России. Алексей Романов своим указом повелел чествовать народ в этот день, вспоминать его беспримерный героизм.
Истоки праздника Единства
Если с историческими событиями Дня Единства кто-то и знаком, то откуда повелась традиция официальных гуляний 4 ноября доселе не известно. Существует несколько версий:
- По одной из них царем Алексеем Михайловичем в 1649 году был издан указ: в нем он повелел отдыхать в день, посвященный иконе Казанской Божией Матери. Этот день припадал на 22 октября (старый стиль летоисчисления). Если пересчитать даты на новый стиль календаря, то 22 октября припадает на 4 ноября. Гуляли 22 октября торжественно и называли его праздником три века подряд, а потом позабыли об указе.
- До революции, которая произошла в 1917 году, этой дате был приписан день «Спасителя Отечества»: население почитало Кузьму Минина и праздновало освобождение Москвы.
Жизнь народа
Московское царство было под угрозой. Народ был обессилен и изможден. Но люди по-прежнему оставались верующими и сильными духом. Поэтому, когда патриарх Гермоген сказал о том, что страну нужно защищать от интервентов, поднялась вся страна. Все понимали, что Отечество нужно защищать, а захватчиков нужно прогонять.
Патриарх был заточен в Кремле. Но ему удавалось оттуда отправлять послания к русским людям. В этих обращениях он старался поднять в них боевой дух, чтобы они начали борьбу против оккупантов. Одно письмо попало в руки к Кузьме Минину. Он был нижегородским старостой. Он пользовался авторитетом. Поэтому, когда он выступил на собрании нижегородцев с призывом встать на защиту Отечества, то все его поддержали.
На собрании присутствовало много людей. Все слушали земского старосту, и каждый хотел помочь тем, чем может. Стояло несколько задач:
- Во-первых, нужны были денежные средства. Нужно было их собрать. Сам Минин подал хороший пример. Чтобы собрать ополчение и вооружить его, он пожертвовал все деньги, которые у него были и даже украшения своей жены;
- Во-вторых, Нижний Новгород – это не единственный город, жители которого готовы были пожертвовать всем ради спасения Отечества. Многие другие города также присоединились к этому движению.
День народного единства – что это за праздник в России
Дата 4 ноября, а именно на нее приходится празднование Дня народного единства, выбрана неслучайно, так как она связана с важнейшими событиями русской истории. Еще пять сотен лет назад царь Алексей Михайлович Романов повелел отмечать 22 сентября праздник Казанской иконы Божьей матери, которая, как считали в народе, уберегла Россию от порабощения в тяжелые времена Смуты. По новому стилю число приходится на 4 ноября.
Период Смутного времени начала XVII века – это безвластье и вторжения в страну интервентов. После кончины Ивана Васильевича IV Грозного на престол взошел его сын Федор. Согласно существующему на тот момент порядку наследования престола, после Федора должны править его потомки, но детей у сына Ивана Грозного не было.
Ситуацией воспользовались приближенные к царскому трону бояре, а также пришлые «люди» со стороны. В течение непродолжительного времени на престоле Русского государства побывали Борис Годунов, самозванцы Лжедмитрий I и II, Василий Шуйский, группа видных бояр (Семибоярщина), сын польского короля Владислав Ваза. Страна находилась в разрухе, народ бедствовал, при этом положение усугублялось нашествием шведских и польских интервентов. Правящей верхушке было не до интересов России, они решали свои сугубо личные проблемы.
Россия оказалась на грани катастрофы. Казалось – еще немного и некогда могущественное Московское царство перестанет существовать. И тогда на защиту государства встали народные ополченцы, руководимые князем Дмитрием Пожарским и земским нижегородским старостой Кузьмой Мининым. Войско из Нижнего Новгорода отправилось походом к Москве, и 22 сентября штурмовало стены столицы. Ополченцы несли впереди икону Казанской Божьей матери, которой приписывали чудотворное действие. Силами народного ополчения был взят Китай-город, а польские интервенты изгнаны из Москвы.
Тяжелейшие времена Смуты завершились, на Земском соборе царем избрали Михаила Романова. И хотя еще долго пришлось восстанавливать страну из разрухи, главная задача удержания независимости России была решена. В память об этих важных событиях второй царь династии Романовых Алексей в 1649 году повелел учредить праздник 22 сентября (по новому стилю – 4 ноября) в честь иконы Казанской божьей матери и освобождения Москвы. Но после Октябрьской революции торжество упразднили и отмечали лишь 7 ноября – День Октябрьской революции.
В 2004 году в обществе шли обсуждения инициативы возвращения и празднования славной даты освобождения в 1612 году Москвы от польских захватчиков. В результате в Государственной Думе отменили празднование 7 ноября, рассмотрели, а затем приняли законопроект об установлении праздничной даты 4 ноября, которая официально получила название День народного единства.
Установление памятной даты в 2004 году поддержала Русская Православная Церковь, глава которой, патриарх Алексий, напомнил всем о важности единения перед лицом общей опасности. Впервые празднования состоялись в 2005 году в Москве и Нижнем Новгороде
В городе, ставшем в трудные времена Смуты центром Второго ополчения, вблизи храма Иоанна Предтечи был торжественно открыт памятник Минину и Пожарскому (копия монумента, находится в Москве на Красной площади). С того времени торжество широко отмечается в различных городах и населенных пунктах России.
Памятники
Памятник 250-летию независимости России.
20 февраля 1818 года в Москве на был открыт памятник руководителям второго народного ополчения — Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Аналогичный памятник был открыт в Волгограде в 1832 году, на месте, где, как считают многие историки, выступал Кузьма Минин, с целью сбора второго ополчения.
9 ноября 1862 года в Новгороде был открыт памятник в честь 250-летия независимости России. Иногда этот памятник называют «Тысячелетие России» из-за того, что на нём изображены события от создания Руси до создания Российской Республики, в том числе и деятели Великого Княжества Литовского.
Празднования Дня Единства в России, в СНГ и мире
Весь мир знает об этом празднике и с удовольствием отмечает его. Для стран СНГ – это празднество несет объединение разных национальностей под одним флагом, в одном государстве. Ведь в бывшем СССР все мы были братьями и после распада Великой страны люди остались едины, в независимости от национальности.
Что касается зарубежных стран, то ООН всячески поддерживает этот праздник. Пока неофициально, но нацеленно, представители организации считают, что люди должны объединяться по единству мысли, взглядов. Ведь во всех уголках земного шара есть люди, организующие всевозможные акции, парады, выступления, которыми стараются призвать людей к миру, к единству, сохранению природы и другим масштабным идеям.
Ведь если разобраться, то именно сила единства и общие убеждения между людьми могут делать перевороты, революции, менять ход истории. Именно таких принципов придерживаются многие политические организации, которые призывают народ к отстаиванию жизненных позиций и своих убеждений. Для поддержки общего духа устраиваются фестивали, спортивные турниры и другие увеселительные мероприятия.
История праздника День Народного Единства в России
Считается, что исторические корни праздника берут начало в далеком 1612 году. Ведь именно 1612 год в летописи стал заключительным в Смутном времени для русского народа.
Настали Смутные времена для матушки России, династический кризис, который начался после кончины царя Ивана Грозного в 1584 году, не оставившего после себя наследника. Страшное время для государства: род Рюриковичей прерван, идет внутренняя война за престол. Некогда единое государство распалось, участились грабежи, разбои, пьянство, кражи, страна канула в хаос. На престол претендовало все больше самозванцев.
К власти «дорвались» бояре, главой этого правления был Федор Мстиславский. С его легкой руки в град впустили поляков, дабы втихую усадить на трон королевича – католика Владислава польского происхождения.
Православная церковь была против и патриарх Гермоген обратился к людям за помощью. Русский народ сплотился воедино и поднялся для борьбы с поляками – захватчиками престола.
19 марта 1611 года православное восстание под начальством Прокопа Ляпунова провалилось, поскольку бояре не смогли найти общий язык с казаками.
Православная церковь не могла стоять в стороне, когда на трон усадили поляка-католика, и через полгода появилось новое народное ополчение. Его «зачинщиком» стал обычный торговец Кузьма Минин. Выступая в сентябре 1611 года на сходке, на главной площади Москвы, он произнес душещипательную речь, в которой призвал не жалеть свои души и имущество, поскольку на кону «великие дела». На его призыв жители Москвы согласились отдавать 30% своих кровных заработков на поддержку ополчения. Оказалось, что этих средств недостаточно, и с горожан принудительно стянули еще по 20% дохода.
С легкой руки Минина еще юный князь Дмитрий Пожарский стал главным воеводой, который должен был повести ополчение за собой. По настоянию народа помощником в военном деле выдвинули самого Кузьму Минина. Так и стали эти два человека народными избранниками, которым было оказано полное доверие, во главе восстания, проходившегося уже второй раз.Под знаменем этих двух собралось на те времена огромнейшее войско, в него входило:
- множество крестьян, не обученных ратному делу, но горящих сердцем;
- военных – более 10000 душ;
- 3000 казацкого народа;
- 1000 военно-обученных стрельцов.
Как описано в летописях, в первых числах ноября они, держа чудотворную икону, вошли в град и выгнали поляков.
По прошествии этих событий, в 1613 году на трон был усажен царь, который стал первым из династии Романовых. Именно с этим царем эпоха кризиса прошла, а единство народа, проявленное в восстании, осталось.
Первый «подарок» из Польши: Лжедмитрий I
В 1603 году в Польше всплывает царевич Димитрий, якобы чудом уцелевший.
Лжедмитрий I, гравюра
Ему не более 25 лет. Он молод, полон сил и желает взойти на русский престол. Годом позже поляки снабжают самозванца деньгами, войском и отправляют в Россию. В 1605 году внезапно умирает Борис Годунов – последний русский правитель, имевший хотя бы призрачную легитимность. Далее события начинают развиваться с сумасшедшей скоростью.
В течение одного года:
- московское повстанцы убивают вдову и наследника Годунова, шестнадцатилетнего Федора,
- инокиня Марфа (в миру Мария Нагая) признает в самозванце своего сына,
- Лжедмитрий вступает в Москву, женится на Марине Мнишек,
- Лжедмитрия убивают,
- Мнишек бежит (но недалеко),
- царем избирают Василия Шуйского.
Лобное место (предположительно XVI в)
Евангелие от Иоанна: «И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски „Голгофа“».
Москва, Красная площадь. На переднем плане – Лобное место
Это место впервые упоминается в летописях в 1549 г. Изначально оно было сделано из кирпича, но в годы царствования Бориса Годунова перестроено из камня. Это круглый каменный помост высотой 1 м, диаметром 13 м. Сейчас расположено напротив Спасской башни Кремля, перед входом в Покровский собор.
Здесь было зачитано обращение Лжедмитрия I, в котором Бориса Годунова назвали цареубийцей, воеводам обещали новые вотчины, купцам льготы, дворянам милости, а всем православным мир и процветание. После обращения возбужденная толпа ринулась в Кремль, вдову и наследник Годунова схватили.
Здесь же толпа встречала Лжедмитрия, отсюда он вошел в Кремль царствовать и, менее чем через год, сюда же бросили его труп.
Забытые события
В начале ХVII столетия иезуиты затопили Русь «волной самозванцев и «воровских людей». В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором «Сказания» о ней и Службы ей.
В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой.
Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».
Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. В осеннюю непогоду двинулось наше воинство на штурм Москвы.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. Завоеватели разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Тогда большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят только потому, что каждый из нас грешит. Причина несчастья страны, беды государства — в грехе каждого. И тогда весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа.
4 ноября 2021 года выходной или рабочий день
Официально торжество относится к группе государственных праздников Российской Федерации. Согласно принятым правилам и протоколу, в соответствии с ФЗ №201, дата провозглашенного торжества – это день воинской славы страны. 4 ноября – судьбоносное число для России, когда была одержана важная победа над серьезным противником.
С 2005 года этот день является выходным, что обязательно отмечается в рабочих производственных календарях. Дата празднования годовщины Октябрьского переворота переносилась с 7 на 4 ноября, точно так же переносился выходной день.
В 2021 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации было предусмотрено несколько переносов выходных. Изменения коснулись и даты 4 ноября.
Отмечаете ли вы День народного единства?
Нет, продолжаю праздновать «по старинке» праздник 7 ноября. 40%
Да, обязательно посещаю мероприятия и участвую в праздничных шествиях. 40%
Равнодушен (-на) к этому празднику, считаю дату дополнительным выходным днем. 20%
Проголосовало: 5
В соответствии с принятыми документами, день 4 ноября (четверг) остается выходным. Предшествующий ему день 3 ноября (среда) считается предпраздничным, поэтому продолжительность рабочего времени сокращается на один час. На пятницу, 5 ноября, переносится выходной с субботы 2 января. Далее следуют выходные суббота (6 ноября) и воскресенье (7 ноября). В 2021 году россияне будут отдыхать с 4 по 7 ноября включительно, получив четыре выходных дня. Все данные отражены в производственном календаре на 2021 год (изменения с переносами касаются тех, кто работает по графику пятидневной рабочей недели).
Мероприятия ко Дню народного единства
Понятно, что такая патриотическая дата обязательно должна использоваться для сплочения населения. К сожалению, популярность ее пока невелика. В этот день принято организовывать официальные мероприятия, не сильно влияющие на ощущение общности всех людей, проживающих в стране. По идее, поклониться Минину и Пожарскому должен каждый гражданин, признать их деяния примером для себя лично. Только так уж повелось, что народ наш вспоминает о своем таланте становиться единым организмом только в сложных ситуациях. Пока все мирно, он спит. Люди занимаются своими делами, даже не представляя, что дремлет в душе. А на самом деле мероприятия, посвященные данной дате, должны затрагивать «низы» государственной структуры, а именно каждого человека. В целях воспитания маленьких граждан.