Нижегородский кремль: история и достопримечательности

Правила посещения обители

Как положено входить в храм святой, зная или нет, что когда-то здесь был женский монастырь:

  1. Женщины должны быть в юбках и платках. Вход в брюках запрещается. Чем длиннее одеяние, тем лучше. Про мини-юбчонку придется позабыть, собираясь в храм. Платок любой, на вкус носительницы.
  2. Косметика на лице не приветствуется. Особенно помада. С накрашенными губами нельзя прикладываться к иконам. Да и если женщина собралась причащаться, то подходить к Чаше с помадой на губах — это абсолютно неверное решение.
  3. Что касается мужчин, то для них форма одежды — брюки и рубашка (свитер) с длинным рукавом. Никаких футболок и шортиков быть не должно.
  4. На службу приходят заранее, минут за 10-15 до начала. Успеете записки написать, поставить свечки, приложиться к иконам.
  5. На территории собора нельзя громко разговаривать, смеяться во весь голос, курить и распивать спиртные напитки.
  6. Категорически запрещено плевать на землю, лузгать семечки.
  7. Уточните у прихожан или служителей церкви заранее, во сколько начинается служба.
  8. Помните, что это – подворье мужского монастыря. И вести себя нужно соответствующим образом.

XIX век

Он явился самым насыщенным на события и последним для Иоанно-Предтеченского монастыря в Пскове.

Все началось с того, что число насельниц в обители стало постепенно увеличиваться. В самом начале века монастырю отдали некоторые вотчины. В частности, это были земли в Ново-Уситовской, Полонской волостях и озера для ловли рыбы. Правда, богатство отобрали спустя 25 лет и за них положили денежные дотации.

В 1845 году на территории обители была построена одноэтажная каменная теплая церковь.

Пожертвование к гробнице первой настоятельницы сделала в 1859 году императрица. Мария Александровна подарила обители ковер.

Хозяйство разрасталось. Все новые и новые постройки включал в себя женский монастырь. Так, в 1864 году были построены баня и прачечная. Чуть позднее — амбар для зерна. В 1865 возвели сарай для дров и ледник.

В XIX веке у обители было достаточно много земельных угодий. Все они записывались в монастырские книги. Также в приходно — расходные талмуды заносили данные о доходах, полученных с этих земель.

Кроме угодий, приносивших копеечку обители, было здесь и кладбище. На нем погребали монахинь, а за отдельную плату в пользу монастыря и обычных людей.

Монашествующих в обители на 1874 год насчитывалось 18 человек.

В 1882 была построена колокольня на щедрое пожертвование благодетелей. Сумма, потраченная на строительство, составляла более 4000 рублей. Кроме денег, на возведение были пожертвованы колокола. А через два года купеческая вдова Екатерина пожертвовала башенные часы. Стоили они 1000 рублей.

Прошло еще 10 лет. При Иоанно-Предтеченском монастыре (Псков) начала действовать больница и богодельня. В ней тогда жило 5 человек.

В 1896 году сделан ремонт в Андреевском теплом храме. Служили в нем только зимой. А в 1897 году провели ремонт Иоанно-Предтеченского.

К 1900 году завершились работы по постройке особого дома. Он предназначался для церковной ризницы, под просфорную и рукодельную комнаты.

Монастырь расцветал. XIX век стал самым ярким в его истории после основания обители.

История

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).

В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.

В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.

Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.

В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Известный Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове располагается недалеко от побережья р. Великая. Существует предание, что в древности церковь относилась к Ивановской обители, основанной ориентировочно в 40 г. 13-го столетия. Своим существованием монастырь обязан кн. Ефросинье, дочери князя Ригвольда из Полоцка. Она же была тетей кн. Довмонта.

Источники повествуют о трагической судьбе кн. Ефросиньи. Ее супругом был авантюрист князь Ярослав Владимирович. Он отверг женщину. Единственным выходом для несчастной стал постриг в монахини. Княгиня основала Ивановскую обитель в Пскове, заняв место ее настоятельницы.

Через время кн. Ярослав обманом вызвал княгиню для разговора за пределы монастыря. Ефросинью убил ее собственный пасынок по приказу князя-отца. Тело настоятельницы привезли обратно, где оно и было погребено в стенах монастырского собора. С тех пор храм стал местом упокоения княгинь Пскова. Здесь же нашли свое последние пристанище останки кн. Марии, кн. Натальи, а также наследник и супруга Великого Князя Ярослава Васильевича.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове представляет собой несколько растянуто с запада на восток здание. Храмовые фасады разделены на вертикальные сегменты, завершающиеся округлыми закомарами. Внешние формы соответствуют внутреннему рельефу.

Церковная глава обладает внушительным световым барабаном. Она слегка сдвинута от центра к восточной части, а прочие две главы находятся ближе к западному притвору. Украшением глав служат закомарные подкарнизные пояса.

С алтарной стороны располагается троица полусферических апсид. Их поверхности отличаются плавность и гармоничностью. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове не обладает помпезностью и большим количеством украшений. Его силуэт отличается исключительной живописностью линий.

Звонница возле южной стены храма, возведенная в XVI в., имеет два пролета. С запада к церкви примыкает пристройка, сделанная в 17-м столетии. Она тянется вдоль церковного фасада. Однако это – лишь часть того, что здесь было возведено прежде. Многое разрушилось, что-то разобрали. Остались лишь незначительные элементы. При взгляде на храм создается впечатление грузности и массивности здания. Это обусловлено его исключительной древностью.

До XIX в. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была отделана тесовыми досками. Главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. В наши дни оно не сохранилось. Церковный иконостас состоял из четырех поясов, тумб и карнизов. На поясе верхнем – крест с позолоченными изображениями.

Церкви древности возводили с учетом возможного вторжения, осады и длительной обороны. Потому строительство начиналось с нижнего этажа и погреба. Под Храмом Рождества Иоанна Предтечи в Пскове также присутствует обширный сводчатый погреб. Он выложен камнем. В нем есть подземный ход.

Массивные двери из дерева, ведущие в притвор, украшены росписью и покрыты железными полосами с навесными замками и внутренними личинами. С юга установлена двойная дверь. Хоры для певчих, находящиеся в западном секторе, деревянные. Для инсоляции существуют 5 широких окон, забранных решетками. Также две пары небольших окошек присутствуют в куполе. Когда-то рядом с церковной колокольней располагался теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею. В 1805 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове обнесли надежной оградой из камня. А в 82 г. 19-го столетия на ней же воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран в 1845 г. А на освободившемся месте возвели новый. В 85 г. 19-го века свершилось строительство 2-этажных палат настоятеля. Однако они простояли совсем недолго, до 1899 года. Тогда же на их месте возвели храмовую просфорную.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове в наши дни является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В 2007 г. церковь стала принадлежать обители Иоанна Богослова. До сегодняшнего дня церковная территория считается монастырским подворьем.

Восстановление

Нижегородской епархии храм новая политическая власть РФ возвратила в начале 90-х годов прошлого века. А с 1994 года в церкви возобновились богослужения. Но реконструкционные работы начались только в июне 2004 года. На это было потрачено больше 67 млн. рублей, 60 млн из которых были пожертвованы балахнинским целлюлозно-бумажным комбинатом (АО “Волга”).

Весной 2005 года были освящены три креста, предназначенные для установки на купола храма. К тому моменту, два уже были смонтированы. К августу этого же года была закончена установка креста и купола на колокольне. Повторно освящена одна из старейших нижегородских церквей была в начале ноября 2005 года Алексеем II Патриархом всея Руси. Богослужения не прекращались даже во время проведения ремонтных работ.

Еще 19 января 2005 года на площади, расположенной возле храма, была торжественна закладка памятника, построенного в честь Минина и Пожарского. В землю на месте его установки была опущена капсула с Посланием к потомкам, кроме того, в ней была земля из Суздаля (последнее пристанище Дмитрия Пожарского) и Балашихи (родина Кузьмы Минина). Торжественное открытие монумента состоялось одновременно с освящением самого храма. Также к этому моменту была полностью реконструирована часовня Александра Невского, воздвигнутая в память о мученической смерти Всероссийского Императора Александра II Николаевича.

Ссылки

  • Предтеченская церковь на sobory.ru
  • Иоанно-Предтеченская церковь на temples.ru
  • Иоанно-Предтеченская церковь на russian-church.ru
Культовые сооружения Китай-города
Храмы
Соборы и церкви
  • Собор Покрова Пресвятой Богородицы
  • Казанский собор
  • Зачатия Анны, что в Углу
  • Апостола Иоанна Богослова под Вязом
  • Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот
  • Георгия Победоносца на Псковской горе
  • Ильи Пророка на Новгородском подворье
  • Ипатия Гангрского
  • Космы и Дамиана в Старых Панех
  • Максима Исповедника
  • Николая Чудотворца «Красный звон»
  • Николая Чудотворца «Большой Крест»
  • Николы Мокрого
  • Николая Чудотворца Москворецкого
  • Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье
  • Варвары Великомученицы на Варварке
  • Троицы в Никитниках
  • Троицы Живоначальной в Полях
  • Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот

Часовни

  • Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот
  • Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот
  • Иверская часовня у Иверских ворот
  • Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот
  • Сергия Радонежского у Ильинских ворот
  • Преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях
  • Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста

XX век (до революции)

Кровавый XX век принес обители полное разорение. Но обо всем по порядку.

Начало столетия было спокойным и радостным. В монастыре проживало почти 80 человек, из которых монашествующих — 22 вместе с игуменьей. Послушниц — 21. Остальные относились к белицам и живущим сверх штата.

В 1903 году монастырь оградили высокой стеной. Территория была очень обширная по меркам того времени — 80 саженей.

Три года подряд, начиная с 1910 и заканчивая 1912, в обители бывала великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1915 году из-за военного положения в монастыре размещался лазарет. Более 20 человек могло находиться там. Сестры обхаживали больных и раненных.

Интересные факты про храм

Росписи стен храма и мозаичные панно принадлежат великому художнику В.М. Васнецову. «Эммануил» на сводах алтаря – его работа. Ее эскизы можно увидеть в Третьяковской галерее.

В церковном Синодике записано имя Васнецова среди тех, кто помогал храму. В1890 г. в его стенах располагалась мастерская художника, и он с учениками вложил свой посильный вклад в его развитие.

Работы Васнецова явились миру в 2007 г., после начала реставрации фресок. Промыв стены, реставраторы обнаружили под слоем красок уникальные росписи

Величайшее открытие привлекло внимание общества, и храм оказался в центре событий. 15 мая 2008 г., в день 160 л

художника в Предтеченской церкви, во главе с настоятелем, епископом Амвросием, была проведена Панихида в его честь.

В 1980 г. здесь прошло заочное отпевание Владимира Высоцкого. Проходящая в стране Олимпиада, не позволила привезти его тело в храм, поэтому было решено организовать заочную процедуру. Никто не знал, был ли Высоцкий крещен.

По некоторым сведениям он был атеистом, не признавал религию и не имел нательного креста, но есть люди из его окружения, которые видели крест на его груди и были уверены в его богобоязненности и набожности. Его отпели в присутствии священников Александра Мещерякова и Бориса Дубовенко.

Информация для посетителей

С 1995 г. духовенство храма занимается духовным наставничеством пациентов больницы №19.

Церковью организовано множество программ общения. Есть молодежный клуб, проводятся курсы по основам веры и воскресная школа, имеющая 15 л. стаж работы. Для желающих проявить себя в благотворительных делах, создана социальная служба помощи нуждающимся.

Беседы на вероучительных курсах проходят в 7 ч. вечера во вторник и в 3 ч. дня в субботу. По субботам, после Всенощного бдения, проводятся религиозные беседы по библейским сюжетам и о преодолении человеческих страстей.

Созданный для искоренения языческого культа в обществе, храм Рождества пророка Иоанна Предтечи, легко справляется со своей миссией. Он избежал разрушений, грабежей, закрытия, словно сам Господь охраняет его, дабы он продолжал свое благое дело и избавил души людей, живущих на Пресне от искушения дьявола.

Оформление статьи: Владимир Великий

История[править]

Сначала церковь была деревянной. В 1621 году сообщалось, что церковь «древяна, клетцки с трапезою и с папертьми», то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двускатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой в стороны папертью, на которую вел вход.

Строительство каменной Иоанно-Предтечинской церкви связано с личностью нижегородца-промышленника Г. С. Дранишникова, а также с крупными событиями, происходившими в XVII веке в стране: с крестьянской войной под предводительством С. Разина и старообрядческим движением. Поэтому рассказ мы начнем с воссоздания основных вех жизни ктитора-строителя храма, яркого представителя эпохи «первоначального накопления» в истории России, хотя он до конца своих дней звался просто посадским тяглецом.

Г. С. Дранишников сделал определяющий вклад в разработку художественного образа здания. Но до конца строительство храма довести ему не удалось. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скоропостижно скончался, успев всего за два дня до смерти составить завещание, по которому отпускал на волю всех своих крепостных, а наличное имущество: четыре жилых двора, амбары с солью, волжские лодьи и иной «всякой завод» — передавал родному брату Лаврентию при непременном условии, что тот достроит каменный нижнепосадский храм.

На наследство богатого нижегородца тотчас нашлось немало претендентов, в том числе и митрополит Филарет. Затяжная борьба за права на имущество Г. С. Дранишникова более похожа на детектив. Тем не менее Лаврентий довел до конца начатое братом дело. В 1683 году нижегородский летописец запишет, что на Нижнем посаде «без торгу освящена церковь каменная Иоанна Предтечи, а строил тое церковь нижегородец, посадцкой человек Гаврило Дранишников своею казною». Сведения летописца следует дополнить, ибо с южной стороны к храму был пристроен придел в честь великомученицы Анны, освященный по духовному наказу ктитора в память «ушедшей в раскол» жены.

Так в Нижнем Новгороде под кремлевским холмом появилась каменная церковь, которую следует оценивать как памятник посадской культуры второй половины XVII века — времени бурного, малоизученного социально-экономического расцвета города и связанных с крестьянской войной С. Разина и старообрядческим движением событий.

Церковь сохранилась. Но современный ее вид не соответствует изначальному. Она строилась по проекту распространенного тогда архитектурного храмового типа под названием «корабль», но так как здание возводилось на склоне горы, под него был подведен кирпичный «подиум», внутри которого размещались лавки, сдаваемые причтом в наем купечеству.

Главный объем храма имел позакомарное покрытие, над которым возвышалось мощное пятиглавие, крытое зеленой поливной черепицей и увенчанное железными просеченными золочеными крестами. Колокольня поднималась ввысь четвериком от основания и лишь в ярусе звона переходила в восьмерик с шатром, главка которого была также покрыта муравленой черепицей. Здание возводилось добротно, на века, несмотря на частые пожары, служило украшением Нижнего посада вплоть до начала XIX столетия. Но в ходе градостроительных преобразований 1834-1839 годов, когда было указано очистить прилегающие к кремлю земли от всевозможных строений, «а теплой придел Предтечинской на Нижнем Посаде церкви и все имеющиеся под оной лавки сломить», в конструкциях здания начались тревожные процессы. Если ранее давление горы на храм гасили мощные стены придела, то после его разбора и нарушения здесь древней дренажной системы, подземные родники стали постепенно размывать фундаменты трапезной палаты и заливать сводчатые подвалы водой.

Ремонтные работы в храме в 1830-1840-х годах попеременно выполнялись А. Л. Леером, И. Е. Ефимовым, Г. И. Кизеветтером. Тем не менее, в 1881-1885 годах пришлось вновь проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма.

Еще большие потери здание понесло в советское время. Но прекрасному памятнику следует все-таки вернуть изначальный вид и восстановить потерянные им элементы убранства. Древний храм с рядом стоящим седым каменным кремлем воссоздаст еще одну историческую зону в нашем городе, вместе с церквями Ильинской горы вернет неповторимость облика этой части Нижнего Новгорода.

Правила посещения храма

Посещая храм, необходимо соблюдать установленные правила:

  • отключать сотовые телефоны, их сигнал или разговор с абонентом отвлекают остальных от молитвы;
  • внешний вид прихожанина должен быть скромным и опрятным;
  • избегать неформальных форм одежды: маек, топов, джинсов и шорт;
  • придерживаться нейтральных тонов в одежде, в траурные дни использовать черное одеяние, на праздничные богослужения — светлое;
  • голова женщины должна быть покрыта платком, а у мужчин обнажена;
  • разрешено приходить женщинам в брюках или джинсах, но на исповедь или причастие необходимо надевать юбку;
  • не пользоваться косметикой и духами;
  • на входе осенить себя 3 раза крестным знамением, не задерживаться, чтобы не создать затор в дверях;
  • не беспокоить молящихся в храме людей;
  • мужчины располагаются справа от алтаря, а женщины – слева;
  • войдя, обязательно приложиться к главной иконе храма;
  • нельзя молиться и подпевать певчим вслух;
  • в нашем храме при богослужении разрешено сидеть, но в важный момент нужно быть на ногах или стать на колени, вместе со всеми;
  • не делать замечаний тем, кто по незнанию делает что-то не так;
  • оставаться в храме до окончания службы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: