Последствия убийства царя
Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.
Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.
Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:
К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.
Судьба храма-памятника
Храм Спаса на крови был необычным:
- он не был приходским, финансировался государством;
- был не рассчитан на массовые службы, вход осуществлялся по пропускам;
- все службы посвящались памяти Александра II.
В 1917 году государственное финансирование было прекращено и храм Спаса на крови существовал на пожертвования. В 1919 его сделали приходским, а в 1930 году окончательно закрыли. Здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которые в 1934 году устроили здесь выставку, посвященную событиям 1 марта и истории «Народной воли».
В 1938 году было принято решение разобрать храм Спаса на крови. Но нагрянувшая война в 1941 году отодвинула эти планы на неопределенное время. Удивительно, что храм сохранился в советское время. Мало того, что это культовое сооружение, но одновременно еще и величественный памятник царю, убитого революционерами.
Во время блокады Ленинграда в храме размещался морг: сюда привозили умерших горожан. После войны здесь был склад овощей и декораций Малого оперного театра. В 60-е годы здесь была обнаружена бомба
В 1968 году он наконец переходит в ведение Государственной инспекции по охране памятников, а позднее становится филиалом музея «Иссакиевский собор». В 1972 году началась длительная реконструкция храма длиной в 24 года.
Музей-памятник в Храме Спаса на крови был открыт 19 августа 1997 года — ровно через 90 лет с момента его освящения. Теперь осмотреть и полюбоваться внутренним убранством может каждый желающий.
Гибель царя-освободителя
Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.
Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.
Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.
Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.
Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.
Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».
Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.
История создания храма
Часовня по проекту Бенуа на месте смерти Александра II
Уже на следующий день после смерти Александра II Городская Дума просила нового императора Александра III возвести памятник или часовню на средства города в честь убитого царя. Сначала на месте гибели возвели временную часовню по проекту Л.Н.Бенуа , которая простояла до начала строительства храма.
Несколько раз проводился конкурс на лучший проект храма-памятника. Он должен был быть «истинно русским», а место убийства на мостовой входить в сам храм в виде особого придела. Наконец Александр III выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева).
Торжественная закладка храма произошла 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы. Первый камень положил сам Александр III. Он не дожил до окончания строительства. Храм Спаса на крови строился 24 года и на его освящении 19 августа 1907 года присутствовал последний российский император Николай II со своей женой императрицей Александрой Федоровной.
Стройка затянулась по многим причинам:
- современное оснащение: паровое отопление, электрификация (храм освещают 1689 лампочек);
- отказ от свайного фундамента, вместо него используется сплошное бетонное основание и бутовая кладка;
- трудоемкие мозаичные работы;
- близость к воде — здание нависает над каналом, поэтому использовалась сложная система гидроизоляции.Если посмотреть на карту, видно как прямые линии Екатерининского канала и набережной были изменены для создания храма — сделан выступ набережной над каналом.
Общая стоимость строительства храма составила 4 606 756 рублей.
Храм Спас на крови в Санкт-Петербурге
Уникальность петербургского Спаса на Крови — в мозаичном украшении внутреннего интерьера храма общей площадью 7065 квадратных метров, что является крупнейшей мозаичной экспозицией в Европе.
Храм Спаса на Крови расположен в самом центре Санкт-Петербурга рядом с Невским проспектом, Казанским собором и Дворцовой площадью — на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала). Является одним из самых известных и посещаемых мест Санкт-Петербурга.
Храм во имя Воскресения Христова абсолютно нетипичный для Санкт-Петербурга и больше вписывается в архитектуру Москвы. С основания города здесь строились церкви на западный манер: Петр I тяготел ко всему европейскому. Его правнук Александр III, по чьему указу строился храм, был полной его противоположностью и любил все русское. Храм Спаса на крови вобрал в себя лучшие элементы московских и ярославских церквей XVII века: тут и наличники и кокошники, пояски и кружева.
Сень над местом смертельного ранения Александра II
В храме два главных места: алтарь и сень, под которой находятся фрагменты набережной: чугунная решетка канала, гранитные плиты тротуара и булыжники мостовой, обагренные кровью, на которые упал смертельно раненый император. Сень поддерживается колоннами из серо-фиолетовой яшмы, венчает ее крест из топаза.