Усадьба рукавишниковых богородский район нижегородской области

Грот

Осталось найти последний объект, наиболее интересовавший меня. Это грот, или ледник. Данные интернета советовали искать рядом с краем конюшен, что упирается в лес. Внешний осмотр ничего не дал. Лишь кусты, трава и непроходимые дебри крапивы в рост. Август все-таки…

Крапивные дебри

Зато была обнаружена тропинка в лес. Походив по лесу, не нашли ровным счетом ничего. Вернулись обратно. Впереди по дороге лишь жилой дом. Грота нет.

Но описание гласит – «ищите в кустах, и дано вам будет». И лишь только зоркий глаз одного из нас сумел сквозь заросли узреть нечто, куда не вело ни единой тропы. Не рискнув лезть в крапиву, вернулись обратно в лес, и, пройдя по его кромке левее, мы обнаружили это чудо сооружение пирамидальной формы (первая половина XIX века).

Грот-ледник

Это место действительно впечатлило! Внутри грот оформлен сводами, а посередине расположена круглая яма, в которой и был ледник.

Внутри пирамиды

Яма-ледник

Вход

По конструкции данный погреб напоминает знаменитые тверские пирамиды архитектора Львова. И особенность их в том, что хранимые продукты приобретали почти волшебные свойства, что доказано современной наукой. Например, сухие вина, выдержанные в такой пирамиде, благотворно влияют на состояние иммунной системы и сосудов. Семенное зерно, хранимое здесь, давало на 30-70% большую урожайность. А фрукты и овощи под влиянием полей пирамиды становились еще полезнее для здоровья.

Что заставляет задуматься, что неспроста помещик Шереметев выбрал именно такую форму для своего погреба.

Об интерьере дворца

Внутренние помещения – 50 комнат на 8 человек – с богатой и модной отделкой и отдельной лестницей для прислуги. Войдя внутрь через массивную дорогую дверь, человек оказывается на широкой парадной лестнице для гостей с огромным зеркалом наверху.

Вдоль лестницы, выполненной из белого итальянского мрамора, – два ряда окон в два этажа, между которыми скульптура и лепнина.  Атланты, стоящие по бокам и держащие корзины с фруктами, отражаются в огромных зеркалах.

Потолок расписан в стиле барокко. Лестница в обрамлении зеркал и скульптур призвана подчеркнуть статус и финансовый уровень хозяев.

Старообрядцы Рукавишниковы, для которых на первом месте всегда оставалась семья, жили на третьем этаже, где были простые обои и добротная мебель. Хозяин-миллионер носил скромный костюм тёмного цвета без дорогих украшений, избегал шумных светских увеселений. Денег не жалел на совершенствование бизнеса и на благие дела.

Парадные залы и комнаты – в помпезном облике: Бальный зал, Фиолетовая гостиная, столовая и личные парадные покои. Парадный кабинет хозяина украшают лепные морды львов.

Танцевальный зал  поражает геометрическим узором паркета, созданного из ценных пород  деревьев: дуба, берёзы, ясеня и клёна, магахона, амаранта и ореха, тика, палисандра, мирбау и красного дерева. Архитектура двусветного зала  с хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра наполнена светом и музыкой. Стены и потолок украшает лепнина.

Стены Сиреневой гостиной – в барельефах, центральное место занимает оригинальный стол в виде бублика.

Что может заинтересовать сегодня

Даже полуразрушенные останки комплекса-сказки выглядят величественно. Волшебную ауру эпохи классицизма вперемешку с художественным новаторством рубежа 19-20 веков они позволяют ощутить, хотя и в неполной мере: разрушительный процесс зашел далеко. Удивляться особо нечему: стройматериалы и элементы убранства – от кирпичей-плитки-изразцов до узорных ворот, массивных колоколов и отделки внутри церковно-светских корпусов – разворовывались окрестными жителями десятки лет. Парковая же зона зарастала и дичала, утрачивая признаки культурного ландшафта.

Реально ли возродить из пепла хотя бы частично крепость-замок, найдется ли у многострадального комплекса долгожданный хозяин-покровитель? Состоится ли наконец чудо, с привлечением к решению букета восстановительных проблем не только энтузиастов-экскурсоводов вроде Жанны Потравко, рассказывающей посетителям об истории замка, но и заботливых спонсоров с деньгами, связями и инженерами-строителями – вопрос будущего.

А пока на месте прекраснейшей из усадеб Поволжья вы встретитесь с изумительной природой, сводящим с ума воздухом бескрайних просторов родины и 300-летней лиственницей в окружении собратьев-ветеранов и их юной поросли. Да обнаружите развернутую картинку того, что откровенно напрашивается на съемку фильмов с сюжетами, близкими к сталкерским, фантастически-философской тональности – странными и вызывающими щемящую грусть.

Что-то в этом, несомненно, есть, – но лучше было бы заполнить столь благодатную почву гораздо более многообещающей «начинкой»…

Следующая статья >

Усадьба Пушкиных

Кратко: музей-заповедник с родовой усадьбой Александра Пушкина, где он создал десятки произведенийГде находится: в селе Большое Болдино, в 203 км от Нижнего НовгородаСтоимость: вход — бесплатно, билеты в музеи — от 50 РДоступность: с 09:00 до 17:00 со вторника по воскресеньеВремя на осмотр: 3—4 часаПодробности: на сайте

Как добраться. Дорога из Нижнего Новгорода на машине займет чуть больше трех часов. Можно доехать на автобусе № 661 «Нижний Новгород — Большое Болдино» с автовокзала «Щербинки». Билет стоит 530 Р.

Немного истории. Пушкин был в Болдине трижды. Однажды он задержался почти на три месяца из-за карантина во время холеры. За этот период он написал много известных произведений, например «Станционный смотритель», «Пир во время чумы», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери», завершил работу над «Евгением Онегиным». В литературной истории это время назвали «Болдинская осень». Еще Пушкин написал там «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения.

Что посмотреть. Советую выделить на посещение отдельный день: в усадьбе есть несколько музеев, а рядом расположен парк, в котором хочется задержаться и спокойно погулять.

На территории усадьбы находится главный дом, баня, хозяйственные постройки, каменная церковь Успения. Почти все это — новоделы. Одни строения разрушило время, другие уничтожил пожар. В подлинном виде сохранился только главный дом. Остальные постройки реконструировали по старым чертежам и архивным документам.

В главном доме можно увидеть комнату и кабинет поэта, фотографии его семьи. Интерьеры воссоздали из того, что удалось сохранить. На мой взгляд, дух старины утерян: я не почувствовала здесь особой атмосферы. Ощущение, что находишься в музее с экспонатами на полках. Впрочем, так оно и есть. Самым интересным было увидеть записки и рисунки Пушкина. Хотелось задержаться и прочитать их все, но нам надо было уезжать.

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Усадьба понравилась нам своей скромностью. Здесь нет вычурности и пафоса, зато тихо, спокойно и как-то по-домашнему душевно. Атмосфера настолько умиротворяющая, что начинаешь понимать, почему Пушкин так любил это место. Если будет возможность, обязательно еще раз заеду в Болдино.

Если хотите познакомиться с пушкинскими местами получше, возьмите экскурсию. Сотрудники музея проведут по всей территории, расскажут о каждой постройке, о жизни членов семьи поэта. Если пойдете без экскурсовода — не беда. В каждом доме-музее есть смотрители, которые охотно отвечают на вопросы.

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Билеты и экскурсии. Вход в приусадебный парк бесплатный со вторника по воскресенье с 09:00 до 16:30. Вход в господский дом стоит 200 Р для взрослых и 150 Р для школьников, студентов и пенсионеров. Осмотр усадьбы с посещением вотчинной конторы, бани, людской и конюшни стоит 150 Р для взрослых и 100 Р для школьников, пенсионеров и студентов. Билет в музей пушкинских сказок стоит 50 Р.

Можно взять единый билет с экскурсионным обслуживанием. Он включает в себя посещение всех объектов с экскурсоводом и стоит 400 Р для взрослых, 300 Р для школьников, студентов и пенсионеров. На сайте пишут, что экскурсии проводят каждые 10 минут, но лучше позвонить перед поездкой по телефонам +7 831 382-33-77, +7 991 451-64-01 и уточнить режим работы.

Есть индивидуальные экскурсии за 2000—4000 Р для группы до 10 человек. Цена зависит от маршрута, времени и количества объектов. Их тоже заказывают по телефону.

Еще на территории усадьбы есть прокат костюмов за 150 Р. Но лучше уточнить перед посещением, работает ли он. Когда мы были в усадьбе, прокат был закрыт.

В понедельник музей не работает. В этот день можно попасть в усадьбу, только если купите часовую прогулку по парку за 150 Р.

Интересный факт. Из всех имений пушкинской семьи только болдинскую усадьбу не разрушили во время революций и войн.

Горбатый мостик через верхний пруд — популярное место для фотосессий. Позади меня находится господский дом

География, дороги, окрестности

Приокское сельцо Подвязье – официальное место «регистрации» усадьбы Рукавишниковых-Приклонских – ближайшего соседа Дудинского монастыря в Богородском районе на Нижегородчине. От Нижнего Новгорода до него 50, а от Богородска – 15 километров. Местечко романтичное, «панорамное», с высоты птичьего полета – красоты неописуемой: и в смысле планировки, и благодаря блеску и синеве озерно-речной сетки, изрезавшей местность вдоль да поперек. От областного центра сюда доезжают за 30-40 минут, от районного так и вовсе рукой подать.

Село охватывает обширный, прилегающий к Оке прибрежный мыс, «язык» которого облюбовало семейство дворян-аристократов – образованных, знавших толк в архитектуре и влюбленных в среднерусскую природу. То, что осталось от их родового гнезда, носит статус объекта культурного наследия и памятника зодчества федерального значения. Усадьба-парк простирается до крутых отвесных склонов правобережья и входит в состав Алешковского сельсовета.

Подобные уголки интригуют пучком тайн: фактами существования тут кладов, наличием древних, не совпадающих с нынешними карт, глубокими устрашающими провалами вроде бездонной пропасти, прозванной Студеным оврагом. Черты поэтапно сменявших друг друга стилей и образы прошлых эпох чередой встанут перед глазами искателей приключений, которых как магнитом притягивают старинные постройки на фоне великолепных, уводящих за горизонт видов…

История усадьбы Шереметевых-Рукавишниковых

Первым владельцем усадьбы с 1853 года был крупный нижегородский помещик С.В.Шереметев. В своем имении в Лазарево он занимался животноводством, коневодством, садоводством и растениеводством. Причем во всем присутствовали новаторские методы. Коров он заказывал из Германии, они послужили для выведения новых особенных пород. Лошадей — из Англии. Лазаревские скакуны были известны далеко за пределами губернии. Так же Шереметев осваивал агрохимию для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, внедрял посадку картофеля среди населения.

Особой красотой и богатым разнообразием растений отмечался и парк в имении. Здесь была и оранжерея, и зимний сад, где выращивались экзотические фрукты.

Именно в этой усадьбе проживал Сергей Васильевич во время строительства знаменитого замка Шереметевых в Юрино.

Однако Шереметев не отличался добрым нравом, и из-за плохого отношения к крестьянам, его отстранили от управления вотчинами, которые были переданы опекунскому совету. Сергей Васильевич уехал за границу в 1860г., где и умер. Прямых наследников он не оставил. Единственный законный наследник, племянник В.П.Шереметев, данной усадьбой заниматься не стал. Последних хозяев в виде купцов Рукавишниковых имение получило в 1895г.

В настоящее время жилым является один дом, где проживают не связанные с историей люди. Некоторые постройки усадьбы ранее использовались совхозом, сейчас же все заброшено и медленно превращается в тлен…

***

А тем временем, наш герой, Дикий городской житель, довольный своими открытиями, слопал помидорку и отправился дальше. Следующая точка маршрута – Островоезерский монастырь рядом с Выксой.

Последующие точки маршрута:

Карта

Празднование дня Ивана Купалы на озере Светлояр. Нижегородская область

Автопробегом из Н.Новгорода на Алтай и обратно (или приключения дикого городского жителя). Часть 1….

Замок Гарибальди — ожившая сказка. Поселок Хрящевка, Самарская область.

Сокровища горы Чатыр-Даг. Пещера Мраморная, Крым

Набережная реки Кубань и ее парки. Прогулка по Краснодару продолжается

Крымская цитадель науки – Карадагская Биостанция

Арт-Овраг в Выксе: окунаемся в творческую атмосферу фестиваля

День 2. Дубна, Кимры, Тверь, Торжок. Путешествие на северо-запад, или большой крепостной автотур

Как добраться

От Нижнего Новгорода до первой точки маршрута, усадьбы в Лазарево – 41 км. Я и не знала, что совсем рядом с городом есть места, достойные для посещения любителями истории и теми, кого тянет на необычности.

Ехать нужно по Богородской трассе. С объездной Богородска свернуть налево. Указателя на Лазарево нет, зато есть указатель на Лакшу, вот туда и едем. Еще примерно через 3 км мы окажемся у поворота в сам поселок. Но мы проезжаем немного дальше до достаточно крутого изгиба шоссе налево. Там есть асфальтовая дорога направо. В принципе, еще с трассы видны некоторые постройки усадьбы, ориентируемся на них. (Карта в конце статьи).

Машину можно оставить и у трассы, но если погода позволяет, проехать по грунтовке вглубь, ближе к первому зданию усадьбы. Так мы и сделали.

На подъезде к усадьбе

Архитектура усадьбы на Волжской набережной

Родовое гнездо миллионеров на живописном склоне волжского откоса восславляет род богачей Рукавишниковых. Дом был настолько великолепен, что здесь принимали высокопоставленных гостей города.

В плане  построенный особняк меценатов – прямоугольник, оштукатуренное кирпичное здание, вытянутое вдоль набережной, элементы разных стилей которого соединены в единое целое.

Рустованный фасад придаёт зданию монументальность: дворец украшают  фигуры атлантов, кариатид и ангелочков. Периметр первого этажа декорирован  прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крышу украшают балясины и пилястры.

Замковый камень – камень пирамидальной формы, которым заканчивают свод здания, обеспечивая этим прочность кладки. Маскароны – декоративные элементы, горельефы, изображающие маски мифических существ. Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн.

В центральной части уличного фасада – пышное убранство: междуэтажный карниз изогнут сегментами, прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающей подоконной полочкой. С наличников спускается лиственные каменные гирлянды, заполняющие простенки окон. Повторяющийся по фасаду вензель хозяина – купца Сергея Рукавишникова – перемежается лепным и чугунным кружевом.

Парадный балкон поддерживают скульптурные фигуры полусогнутых атлантов, междуэтажный пояс поддерживают кариатиды. Главный фронтон над входом в здание украшает скульптура в виде сидячих женщин в греческом одеянии.

По обеим сторонам дверного проёма – гермы старцев. Третий этаж украшают фигуры ангелочков. Гермы – вид скульптуры: четырёхгранная колонна, увенчанная бюстом. Внутренний дворик оформлен фонтаном и верандой.

Из истории строительства особняка

Сергей Михайлович Рукавишников занимался строительством, которое приносило доход, коневодством, содержал литейный завод

Поэтому предпринимателю было очень важно показать  обществу господство денег, свою силу и влияние

После смерти Михаила Григорьевича Рукавишникова родительский дом казался молодому наследнику малым и скромным. Возросшее богатство требовало «великого и прекрасного дома», каким и стал палаццо Рукавишниковых. Так прозвали один из самых красивых особняков в городе, возведённый по заказу Сергея Михайловича и декорированный в итальянском стиле.

Проект новой усадьбы семьи Рукавишниковых на Волжской набережной выполнил московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов. Автор фасадного декора – художник из Петербурга Михаил Осипович Микешин. Роскошный дом на набережной архитектор построил, сохранив старый скромный дом.

Возведение особняка превратилось не просто в строительство, это реконструкция родовой усадьбы. В объём возведённого дворца включили старый дом Рукавишниковых: по бокам соорудили два пристроя и перекрыли третьим этажом.

Новое здание, словно чехлом, накинуто на старое строение. Дворец был построен с размахом, в духе новой моды – в эклектичном стиле. Старый дом задал архитектору и высоту этажей, и ритм окон, и внутреннюю планировку.

Дворец кажется приземистым, а фасад перегруженным скульптурой: «крикливая громоздкость» эклектичного стиля – своеобразный культ роскоши сильных мира сего.

А теперь идем к конюшням

Это строение (оно приходится середина XIX века) действительно впечатлило нашего героя. «И почему конюшни выглядят эффектнее барского дома?» — недоумевал ДГЖ, разглядывая своды и башни краснокаменного здания.

Конюшни, утопающие в крапиве

Внутри кое-где сохранилась старинная напольная плитка.

Деревянных перекрытий и крыши, конечно же, нет. Сохранились только более фундаментальные перекрытия флигелей.

Во власти времени

Более крепкая крыша цела, но перекрытий между этажами уже нет

Плюшевый путешественник тоже побывал здесь

Раньше это здание использовалось совхозом, теперь же постройка отдалась во власть беспощадному времени.

Семья Рукавишниковых и Нижний Новгород

Нижний  Новгород, основанный на устье двух рек, –  центр купеческой жизни России в XIX веке, украшенный богатыми усадьбами: купеческими особняками и доходными домами. Среди этих построек выделялись здания миллионеров Рукавишниковых.

В 1810  году в Нижний Новгород  из небольшого уездного городка Балахвы приехал крестьянин, кузнец по профессии, старообрядец Григорий Михайлович Рукавишников. Он купил несколько лавок и начал бойко торговать железом. Скоро купец третьей гильдии основал собственный железоделательный завод.

Дело отца продолжил Михаил Григорьевич. Сын унаследовал от отца бесконечное трудолюбие и смекалистый ум, так что нажил состояние в 30 миллионов рублей.

Став монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии, Михаил Григорьевич занялся меценатством. Так купец первой гильдии стал одним из самых влиятельных лиц в городе. Предприниматель вносил пожертвования для арестантов и детских приютов.

Потомки Михаила Григорьевича – 7 сыновей и 2 дочери  – оставили в народе добрую память о себе.

Братья и сёстры на собственные деньги построили в городе:

  • училище с мастерскими для обучения детей разным профессиям;
  • Благовещенский мужской монастырь;
  • кафедральный собор святого князя Александра Невского;
  • Дом трудолюбия для нищих, где трудоустроили 500 человек. Они выпускали маты, паклю, спасательные круги и швабры. Продукцию Дома трудолюбия признали на всероссийских и международных выставках;
  • доходные дома;
  • банк;
  • усадьбу Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной.

Усадебные постройки

В центральной части усадьбы – двухэтажный кирпичный оштукатуренный флигель, в уровне второго этажа связанный переходом с главным усадебным домом.

Главный фасад богато декорирован подоконными поясками, простенки заполнены цепочками вертикально вытянутых овалов. Фасады второго этажа отделаны рустом. Скруглённые углы здания украшает лепнина из листьев, прямоугольные окна флигеля украшены наличниками.

Со зданием флигеля соединён служебный корпус, на фасаде которого – богатый лепной узор: лепные розетки многочисленные гирлянды. Конюшенный корпус  – вытянутое прямоугольное двухэтажное оштукатуренное здание. Фасад декорирован пояском из небольших круглых розеток и вертикальными цепочками из листьев.

Линию фасада главного усадебного дома продолжает кирпичная ограда с воротами, выходящими на набережную. Ворота чугунного литья, со столбиками, увенчанными вазонами гирляндами, выше ограды.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых

Кратко: усадьба — свидетель конфликта дворянки и простолюдина-миллионераГде находится: в селе Подвязье, в 57 км от Нижнего НовгородаСтоимость: вход — 250 РВремя на осмотр: 2—3 часаПодробности: в группе во «Вконтакте»

Как добраться. Добраться до усадьбы можно только на машине. Дорога напоминает приключение: последние три километра от села Каликино мы ехали по накатанной в поле колее без указателей. Все время было ощущение, что едем не туда, но добрались благополучно. Если накануне был дождь, лучше отложить путешествие: дорога превратится в непроходимую грязь. Советую взять с собой навигатор.

На въезде в Подвязье есть стенд, который призывает оставить автомобили на стихийной парковке и дальше идти пешком. Здесь сохранилась мощенная камнем дорога 19 века, которую жители села пытаются уберечь от разрушения. Прогулка к усадьбе займет 15 минут.

Так сейчас выглядит главный дом

Немного истории. Усадьбу построил дворянин Богдан Приклонский в 17 веке. Это было настоящее родовое гнездо: здесь крестили детей и венчали молодоженов, рожали наследников и отпевали усопших родственников. Главный дом усадьбы построен в форме буквы «П» — первой буквы фамилии рода.

В конце 19 века усадьбу купил нижегородский миллионер Сергей Рукавишников. Он сразу приказал засыпать землей первый этаж. Его оскорбили слова бывшей хозяйки, которая на предложение о покупке ответила ему с балкона, что эта усадьба никогда не достанется бывшему крепостному. Рукавишников был богат, но его дед действительно был крепостным.

По одной версии, усадьбу засыпали на высоту того самого балкона. По другой — Рукавишников заложил окна зала, у которых произошел разговор, возвел над ними высокое крыльцо и таким образом замаскировал место неприятной для него сцены.

Ажурная ограда у входа в главный дом сохранилась с 19 века

На территории стоит водонапорная башня, которую построили во времена Рукавишникова. Насосы и оборудование для нее привезли из Франции. Еще есть яблоневый сад и липовая аллея. С усадьбы открывается красивый вид на пойму Оки.

Посещение вызвало у меня противоречивые чувства. Эта усадьба самая запущенная из всех, что мы видели. Почти все здания находятся в полуруинном состоянии, кроме главного дома и коровника: их реставрируют. Нет никакой информации об истории усадьбы или хотя бы небольшой экспозиции о том, как она выглядела в лучшие годы. Территория в запустении — такое чувство, что на наших глазах исчезает история.

Все, что осталось от забора, отделяющего усадьбу от оврага. Раньше это были ворота к пляжу у реки Усадьбу реставрируют и снова закладывают кирпичом цементные стены

Все, что осталось от забора, отделяющего усадьбу от оврага. Раньше это были ворота к пляжу у реки Усадьбу реставрируют и снова закладывают кирпичом цементные стены

Возможно, если бы мы заказали экскурсию у совладелицы усадьбы, впечатления были бы другими. Но тогда мы не знали об этой возможности, а охранник не стал отвечать на вопросы. Позже я прочитала в «Коммерсанте», что в усадьбе много лет живет Жанна Потравко, которая называет себя хранительницей усадьбы и проводит экскурсии. Она выкупила часть помещений, а второй частью владеет государство. Потравко организовала здесь территориальное общественное самоуправление, хочет приобрести все имение и занимается его восстановлением.

Записаться на экскурсию можно по телефону +7 951 913-17-46. Иногда Потравко устраивает туристические мероприятия. Например, зимой 2020 года организовывали рождественские вечера: гости гуляли по усадьбе с экскурсией, катались на санках по парку и обедали в каминном зале. Информацию о жизни усадьбы совладелица размещает в группе во «Вконтакте».

Интересный факт. Во времена Приклонских дом облицевали красным кирпичом. Позднее Рукавишников замазал стены цементом. Тогда это считалось модным.

В 19 веке водонапорная башня выглядела как небольшой замок В конце липовой аллеи есть тропа, ведущая к готическим речным воротам, но мы с детьми туда не дошли

В 19 веке водонапорная башня выглядела как небольшой замок В конце липовой аллеи есть тропа, ведущая к готическим речным воротам, но мы с детьми туда не дошли

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: