Сокровища «русского манчестера»

Дом-корабль


Дом-корабль.

184

В
Иваново сохранилось несколько архитектурных памятников в стиле модерна и
конструктивизма. Пожалуй, самым оригинальным можно назвать Дом-корабль,
построенный в 1930-м. Автором проекта выступил московский зодчий Фридман.
Фактически, это комплекс из двух зданий: для партийных лидеров и для фабричных
рабочих. Второй имеет шутливое прозвище Дом-баржа.

Главное здание действительно внешне похоже на плывущее судно: одна его стена закруглена, а торец скошенный. Балконные поручни пятого, верхнего, этажа напоминают перила лайнера. «Корма» здания увенчана башней, усиливая сходство с кораблем, медленно рассекающим волны.

Сейчас дом выкрашен в красно-коричневый цвет, но после строительства он имел серо-стальной оттенок. «Корабль» обитаем, на первом этаже действуют магазины. Однако реставрация архитектурному памятнику не помешала бы.

Адрес: Дом Корабль, второй корпус “Баржа” по улице Шестернина, проспект Ленина, Иваново, Россия.

Достояние республики

Находясь в постоянном дисбалансе между безотлагательными потребностями текстильного капитала и неутолимой жаждой иных пространств, «ивановский странник» сумел обеспечить будущую пролетарскую столицу изрядным запасом художественных образцов, составивших основу трех музейных собраний. Бурылин собирал свою коллекцию подобно сложному иероглифическому письму, но потомкам некогда было разбираться, что именно имел в виду фабрикант-оригинал. Когда же выяснилось, что унаследованная коллекция явно превышает компетенцию одного губернского краеведческого музея, проблему решили с поистине римской прямотой, поделив коллекцию на две части художественную и краеведческую. С тех пор в промышленном городе в центре России учащиеся школ и вузов изучают последовательность древнеегипетских династий и походы Александра Македонского по подлинным предметам, составлявшим когда-то приватную картину мира текстильного фабриканта.

Собственно процесс заполнения Иванова эстетическими сокровищами не прекращался никогда ни до, ни после 1917 года. Убежденность дореволюционного бизнесмена в том, что цель музея «служить искусству, заботясь о сохранении и дополнении собрания памятников русской и иностранной художественной старины и новейших образцов искусства…» чудесным образом ерекочевала в постановление 1919 года, призывавшее к интенсивному эстетическому воспитанию населения «текстильной житницы» Страны Советов: «Развитие эстетической культуры этого населения необходимо, в частности, в связи с особым характером местной промышленности, требующей развития у рабочих художественного вкуса»

Практическая информация

Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.

Режим работы

Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.

Стоимость билетов

Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.

Контакты

Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.

Музейные экспозиции

Музейные выставки разделены по жанрам.

Слепки

Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.

Скульптуры

Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.

Итальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.

Художественная коллекция

Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.

Египетское собрание

Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.

Графика

Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).

Нумизматика

Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.

Дополнительные услуги

Для посетителей проводятся экскурсии по музею и туры по городу. Для разных возрастных групп организовываются интересные тематические занятия и «Семейные встречи». С перечнем и стоимостью можно ознакомиться на официальном сайте.

Музейные залы предоставляются для творческих вечеров, профессиональных фотосессий и видеосъемок. Для детской компании можно заказать программу проведения Дня рождения с увлекательными играми, викторинами и конкурсами.

Прейскурант услуг в отделе «Библиотека Д. Г. Бурылина» можно посмотреть здесь.

Музейно-выставочный центр на Советской, 29: панорама на google.maps

Щудровская палатка


Щудровская палатка.

266

Это
небольшое одноэтажное здание не может похвастаться внушительностью или
богатством отделки. Однако оно признано самым старинным памятником архитектуры
в Иваново, а также городским символом. Построено здание было в конце XVII
в. и представляет
собой типичные палаты допетровской эпохи. Тогда в нем находился кабинет
приказчика князей Черкасских.

В XIX в. палатку выкупил купец и предприниматель Осип Щудров, в чью честь она и получила название. Внутри он обустроил небольшую фабрику по нанесению рисунка на тканые изделия. В 1988-м Щудровская палатка была отреставрирована. В начале XXI в. в ней временно действовал частный музей фаянса. Здание выкрашено в белый цвет

Во внешнем убранстве обращают на себя внимание угловые лопатки и декорированные оконные наличники.  

Адрес: Щудровская палатка, улица 10 Августа, Иваново, Россия.

Кто из перечисленных ниже деятелей культуры не находился в эвакуации в Ташкенте:

Ответы:
1 — Фаина Раневская
2 — Анна Ахматова
3 — Константин Симонов
4 — Михаил Шолохов

Верный, по мнению Кулответ: Вариант 4 (Михаил Шолохов)
Фаина Раневская. В ноябре 1941 года Фаина Раневская эвакуировалась в Ташкент. К тому времени у дочери Павлы Вульф Ирины уже был сын Алексей Щеглов.
Анна Ахматова войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, недалеко от Казани, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник её стихотворений.
Константин Симонов. Симонов впервые познакомился с Ташкентом в январе 1943 года. Поэт приехал в город, который его обожал.
Михаил Шолохов — 1941—1945 годах служил военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда».

Усадьба Дюрингера


Усадьба Дюрингера.
17

Удивительное
сооружение примечательно не только внешним обликом, но и историей. Построил его
в 1914-м предприниматель швейцарского происхождения по фамилии Дюрингер,
занимавшийся изготовлением красок. Дюрингер жил здесь со своей семьей.
Рассказывают, что примерным семьянином он не был, и его жена от горя покончила
с собой. Сам он вскоре скончался от черной оспы.

После
революции здание отошло государству, наследники Дюрингера были выброшены на
улицу или распределены по детским приютам. Позже все внутреннее убранство было
уничтожено или разграблено. Сейчас основная часть дома жилая, а другую часть
занимают офисные помещения.

Здание, по желанию владельца, было выстроено в популярном для начала XX в. стиле модерна. Заметны и черты неоготики. В целом архитектурный облик усадьбы необычен и разнообразен, что и делает его привлекательным для туристов. Другая причина популярности – городские легенды. Рассказывают, к примеру, что где-то в доме есть клад, припрятанный в свое время хозяином.

Адрес: Усадьба Дюрингера, Марии Рябининой улица, Иваново, Россия.

Цены в Краеведческом музее Иваново

Стоимость входного билета зависит от посещаемого отдела:

  • для взрослых — от 50 до 120 руб.;
  • для студентов — от 30 до 80 руб.;
  • для пенсионеров — от 40 до 80 руб.;
  • для школьников — от 30 до 50 руб.

Бесплатно посетить экспозиции можно 16 февраля — День рождения основателя музея, 18 мая — Международный день музеев. В первую среду каждого месяца детям до 18 лет, учащимся по основным профессиональным программам и пенсионерам — вход свободный.

Плата не взимается с дошкольников, инвалидов, Героев СССР и РФ, полных кавалеров Ордена Славы, членов многодетных семей, военнослужащих-срочников, а также музейных сотрудников и членов Союза краеведов РФ. Полный перечень льготников можно посмотреть здесь.

Наследие Морозова

После бурылинской коллекции, положившей начало ивановскому музейному делу, дар художника Морозова второе важнейшее событие ушедшего столетия, качественно изменившее культурный ландшафт Иванова. Музей художника Морозова совсем не традиционный мемориальный памятник, скорее дом-натюрморт, подсмотренный автором экспозиции в дневниках и записях, квитанциях и официальных справках, черновиках писем, аудио- и видеозаписях, а также в свидетельствах очевидцев. Родившийся в деревне Вотола Ивановской области, Александр Иванович Морозов большую часть своей жизни прожил в Москве, на Масловке, но все свое творческое наследие завещал Ивановскому художественному музею, выбрав для своих картин дом, с которым у него были связаны самые светлые воспоминания далекого ивановского детства. Судя по образованию, Александр Иванович Морозов должен был стать певцом новых форм, экспериментатором-авангардистом. Сначала ивановский филиал Петербургского училища технического рисования Штиглица школы кадров текстильных рисовальщиков и регулярная практика на ивановских мануфактурах, затем Московский рабфак искусств, ВХУТЕИН ВХУТЕМАС и учителя Истомин, Древин, Машков, Штеренберг. Но Морозов стал прекрасным пейзажистом, все свои произведения писавшим с натуры за один сеанс будь он длиной в час или в день. Как сказал о нем Мартирос Сарьян в апреле 1939 года: «Молодой пейзажист Морозов поэт природы. У него трепетное восприятие мира, живая, очень индивидуальная свежесть впечатлений, вкус к живописи… У него есть свой взгляд на природу, свое самобытное отношение к ней».

Музей Александра Ивановича Морозова (филиал ивановского Областного художественного музея) Адрес 153000, г. Иваново, ул. Багаева, 57. Телефон (0932) 30-15-91, 30-07-74 Режим работы: музей открыт ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме вторника.

Светлана Воловенская, Михаил Дмитриев куратор проекта Анатолий Голубовский

Перед Вами четыре фотографии советских писателей и поэтов. Укажите порядковый номер той фотографии, на которой изображен человек, не отправившийся в эвакуацию в Молотовскую область в годы Великой Отечественной войны:

Ответы:
1 — Лиля Юрьевна Брик
2 — Виталий Валентинович Бианки
3 — Александр Михайлович Родченкo
4 — Даниил Иванович Хармс

Верный, по мнению Кулответ: Вариант 4 (Даниил Иванович Хармс)
1 — Лиля Юрьевна Брик. В июле 1941 года Брики, Василий Катанян и Евгения Соколова начали подготовку к эвакуации. В августе они вчетвером прибыли в Молотов и поселились в пригородном посёлке Нижняя Курья.
2 — Виталий Валентинович Бианки. Во время Великой Отечественной войны В. Бианки из-за болезни сердца не был призван в армию, эвакуировался на Урал, затем вернулся в Ленинград
3 — Александр Михайлович Родченкo. Во время Великой Отечественной войны он вместе с женой на несколько лет уехал из Москвы в Пермский край вместе с другими художниками.
4 — Даниил Иванович Хармс. Был репрессирован, арестован 23 августа 1941 года. Скончался в тюремной больнице 2 февраля 1942 года в Ленинграде.

Соотнесите название театра и сцену, на которой играла его труппа в период эвакуации:

Ответы:
* Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
* Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Ленинградская Госдрама имени Пушкина).
* Государственный академический Малый оперный театр
* Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького.
— Молотовский областной театр оперы и балета
— Театр «Красный факел». Новосибирск
— Театр оперы и балета. Чкалов
— Театр драмы им. С.М. Кирова. Киров

Верный, по мнению Кулответ:Государственный академический Малый оперный театр — Молотовский областной театр оперы и балетаЛенинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Ленинградская Госдрама имени Пушкина) — Театр «Красный факел». НовосибирскЛенинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова — Театр оперы и балета. ЧкаловЛенинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького — Театр драмы им. С.М. Кирова. Киров

Музей Бурылина в Иваново: экспозиции

Сбор будущей коллекции начался с увлечения Диодора Бурылина славянскими церковными книгами XVII ст. В дальнейшем тематика расширилась «редкостями и древностями» азиатских и западноевропейских стран. Отдельный зал был выделен под Масонскую коллекцию, включающую отличительные знаки и символику разных лож, а также редкую рукописную литературу. В русскую коллекцию вошли произведения живописи и скульптуры, наградные знаки и пр. Большую роль в дополнении экспонатов сыграл Дмитрий Бурылин. При нем коллекция пополнилась археологическими находками, предметами древних цивилизаций и эпохи Средневековья. К моменту открытия музея в фондах находились экспонаты, датируемые XXVI тысячелетием до н. э. — XVI в.

В первые годы после Октябрьской революции произошел процесс смешения коллекций и распределения их по столичным и провинциальным музеям. Много экспонатов было утрачено, однако общую концепцию удалось сохранить.

Сегодня в текстильном фонде представлены образцы тканей, позволяющие проследить различные направления отрасли, начиная с XVII ст. Также здесь присутствует одежда и образцы декоративно-прикладного искусства. В вещевом фонде хранятся изделия из металла, стекла, фарфора, керамики и кости. Отдельную нишу занимают культовые экспонаты, часы, печати и мебель. В нумизматическом собрании есть монеты XVI—XX вв., награды и жетоны. В оружейной коллекции выставлены доспехи, холодное и огнестрельное оружие XVI–XIX ст.

Документальный отдел содержит императорские указы и жалованные грамоты, марки и печатные источники, свидетельствующие об этапах развития местной текстильной промышленности. Специальный раздел посвящен подлинным документам, рассказывающим о жизни и деятельности фабрикантов, купцов, государственных служащих. В книжном фонде хранятся уникальные старославянские книги, энциклопедии, оригинальные рукописи на разных языках, в том числе на пальмовых листьях, каменных медальонах, пергаменте, бересте и папирусе.

Произведения искусства представлены графикой, живописью, портретами, скульптурой, медным литьем, лаковой миниатюрой и текстильными рисунками. В музее присутствуют фото и кино архивы, собрание открыток и плакатов.

«Естественная» коллекция включает в себя чучела животных и птиц, а также несколько отдельных экспозиций — палеонтологическую, геологическую, ботаническую и энтомологическую. Часть исторического фонда выделена под экспонаты, повествующие о событиях XX века и современном времени.

Музейное собрание продолжает пополняться и в наше время. Создается электронная база. Для более информативной подачи материалов используются передовые технологии.

Какое из этих литературных произведений было написано не в годы Великой Отечественной войны:

Ответы:
Роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова
Стихотворение «Жди меня…» К.М. Симонова
Пьеса «Нашествие» Л.М. Леонова
Пьеса «Генерал Брусилов» И.Л. Сельвинского

Верный, по мнению Кулответ: Роман «Поднятая целина» М.А. Шолохова
Первая книга «Поднятая целина» была воспринята как самостоятельное, законченное произведение. Однако Шолохов уже работал над второй частью — закончил её незадолго до начала Великой Отечественной войны. В 1942 году рукопись второй книги, находившаяся в доме писателя в Вёшенской, была утрачена во время бомбардировки. В начале 1950-х Шолохов вернулся к работе над рукописью, и в 1959 году вторая часть романа вышла в свет.

Какое из этих учреждений культуры и образования Ленинграда не было эвакуировано в город Молотов и Молотовскую область в период блокады:

Ответы:
Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Ленинградское хореографическое училище
Ленинградский театр юного зрителя
Ленинградский государственный университет

Верный, по мнению Кулответ: Ленинградский государственный университет
Три военных сезона – с 1941 по 1944 год – Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова провел в эвакуации в Молотове.
Ленинградское хореографическое училище, ныне Академия русского балета имени А.Я.Вагановой, в годы войны было эвакуировано в Молотов (Пермь). Еще до блокады, в августе 1941 года.
Ленинградский театр юных зрителей прибыл в Березники 2 января 1942 года после тяжелой эвакуации. Вспоминая о тех днях через два с половиной года перед воз-вращением в родной город, секретарь партийной организации театра Клавдия Николаевна Кустарева писала, что физически слабый, но стойкий и сплоченный коллектив был готов на большую творческую работу в незнакомом городе.
В марте 1942 г. ЛГУ был эвакуирован в Саратов, где в сложнейших условиях наладил свою научную и учебную деятельность.

Какой из ниже изображенных скульптурных памятников был утрачен в годы Великой Отечественной войны и сейчас на его месте стоит более поздняя копия:

Ответы:
1 — Медный всадник
2 — Самсон
3 — Укрощение коней
4 — Памятник Николаю I

Верный, по мнению Кулответ: Вариант 2 (Самсон)
1 — Медный всадник. Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Пережил три войны без повреждений: во время Великой Отечественной войны его укрыли мешками с песком и землей, обшив при этом брёвнами и досками.
2 — Самсон. Центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Летом 1941 года, во время наступления гитлеровской армии под Ленинградом, статую не успели спрятать до прихода оккупантов, и после войны «Самсон» был официально признан утратой Петергофа. Было установлено, что скульптура была разрезана на части и вывезена в Германию для переплавки.
3 — Укрощение коней. Аничков мост, Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны кони были закопаны в землю во дворе Аничкова дворца.
4 — Памятник Николаю I. На Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади чудом пережил Великую Отечественную войну и 900 дней блокады, когда Ленинград постоянно находился под бомбардировками.

Религия

Русская православная церковь:

  • Свято-Троицкая церковь
  • Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы
  • Покровская церковь (на территории Ивангородской крепости) — до 1757 года была приделом (во имя Покрова Богородицы) Успенской церкви.
  • Церковь святителя Николая Чудотворца в Ивангородской крепости

Утраченные церкви:

  • Церковь святителя Николая Чудотворца в Ивангороде — (была рядом со Знаменской церковью)
  • Церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение» — в середине XVIII века был построен деревянный Знаменский храм. Каменное здание Знаменской церкви было возведено в 1786—1796 гг. в классическом стиле. Храм был расположен на возвышенности и имел два придела: Воздвижения Животворящего Креста Господня и пророка Илии В 1944 году, во время военных действий под Нарвой был разрушен. Сохранилась икона «Знамение», которая находится сейчас в Нарвском Воскресенском соборе
  • Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на старом Ивангородском кладбище (усыпальница купцов Орловых) — в 1856 году на средства нарвского купца Павла Ивановича Орлова была построена часовня на Ивангородском кладбище (Нарвское Знаменское кладбище). Проект часовни и ворот выполнил архитектор В. К. Рейер (ученик известного российского архитектора К. А. Тона, по проекту которого, в частности, был построен храм Христа Спасителя в Москве). В 1859 году часовню перестроили в церковь.
  • Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери (Церковь Иверской иконы Божией Матери)

Православные храмы

Неизменной достопримечательностью любого древнего города нашей страны считаются православные храмы. Не является исключением и Ивангород.

Самой старинной обителью города является храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в XVI веке. Он находится на территории крепости.

Храм был возведён с использованием местного белого камня и очень напоминает древние византийские церкви. Однако всем известные в нашей стране исторические события первой половины прошлого века негативно сказались на облике храма. Здание не было полностью разрушено, но, тем не менее, сильно пострадало во время Гражданской войны. Также во время Великой Отечественной войны многие ценности и реликвии были утеряны. Позднее храм был отреставрирован, однако действующим он стал только в 90-е гг.

Безусловным украшением города является красивейший храм, возведённый в XVII веке во имя Живоначальной Троицы. Он был построен на средства известного мецената Штиглица и поражал своих современников красотой и богатым убранством как снаружи, так и внутри. Белоснежный красавец храм, построенный в русско-византийском стиле с элементами барокко, и сейчас восхищает своим великолепием.

Войны и долгие годы запустения конечно на нём оставили большие следы разрушений, так что потребовалась серьёзная реставрация, которая до конца ещё не закончена. Впрочем, уже сейчас можно увидеть храм в почти том же великолепии, в каком видели его современники.

Есть в городе и кладбищенская церковь, освящённая в честь апостолов Петра и Павла. Она был построена на деньги именитых горожан, как храм-усыпальница. Однако, пережив войны, храм не смог пережить годы запустения. Все внутренности, включая саркофаги, были разграблены. Да и внешне храм находится в полуразрушенном обветшалом состоянии. Впрочем, даже в таком виде можно судить о его былом великолепии.

Ещё одной, но уже современной достопримечательностью подобного рода, является небольшая деревянная часовня, расположенная в месте, которое раньше было островом Кампергольм. Сейчас это просто живописнейшее место на берегу реки Нарва, особенное тем, что именно здесь и была совершена переправа русских войск во время Северной войны. Собственно говоря, в память о них и была построена часовня, а также возведён поклонный крест.

Как добраться до музея Бурылина

Ближайшая от администрация музея (МВЦ на Советской, 29) остановка — «пл. Революции». Доехать до нее можно:

  • автобусами — № 7, 12, 13, 14, 32, 35, 100, 115, 116, 150, 153, 2А, 2Б, 13А, 13Б;
  • троллейбусами — № 1, 2, 6, 7, 8, 11;
  • маршрутными такси — № 2, 7, 24, 25, 28, 30, 31, 37, 39, 131.

Для заказа такси в Иваново рекомендуется использовать мобильные приложения Рутакси, Maxim, Gett, Яндекс. Такси.

Видео о музее Бурылина

Смотреть отзывы на

4 туристa были здесь

Музей ивановского ситца — одна из экспозиций Историко-краеведческого музея имени Бурылина, посвященная текстильному…

2 туристa были здесь

Ивановский художественный музей работает в городе с 1959 года, создан на базе сформировавшегося к тому времени…

2 туристa были здесь

Ивановский Музей промышленности и искусства находится в историческом здании на улице Батурина,…

1 турист был здесь

Ивановский Музей советского автопрома работает с конца 2014 года. Выставка располагается недалеко…

1 турист был здесь

Ивановский музей, посвященный первому Совету рабочих уполномоченных, открылся в 1967 году и продолжает работать…

Музей Морозова считается одним из филиалов Ивановского областного художественного музея. Учреждение посвящено народному…

Музей камня в Иваново работает при школе-музее «Литос-Клио», созданной в 1990 году.В отдельное…

Дом-музей Цветаевых в Ивановской области находится в селе Ново-Талицы, всего в паре километров к западу…

Художественный музей в городе был открыт в 1933 году

  • О музее
  • История коллекций
  • Вакансии

Музей обладает уникальным собранием произведений искусства Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. А так же полотен знаменитых воронежских живописцев — Ивана Крамского, Александра Бучкури, Елены Киселевой, произведений современных воронежских художников, которые предоставляют уникальную возможность ознакомиться на подлинниках с характерными чертами культуры различных народов в различные эпохи, с их идеалами и стремлениями, воплощенными в произведениях изящных искусств. Музейный фонд насчитывает свыше 23.000 предметов.

Художественный музей в городе был открыт в 1933 году, но история формирования музейных коллекций началась значительно раньше, в середине XIX века, когда возникла мысль о создании губернского музея. Таким образом, возраст коллекции насчитывает более 100 лет.В основу идеи создания музея легла попытка воронежских ученых – историков, этнографов, энтузиастов краеведения, любителей старины – основать мемориальную экспозицию, отражающую деятельность Петра I и его ближайших сподвижников, создававших на воронежских верфях Азовскую флотилию.

Министерством военного департамента было передано в комитет по созданию мемориала более ста гравюр петровского времени, хранящихся и теперь в фондах музея. Многие из них – портреты Петра и его соратников, батальные сцены, архитектурные пейзажи Петербурга, виды фортификационных сооружений – выполнены в XVIII веке мастером резной гравюры Алексеем Зубовым.

Открытие Воронежского губернского музея состоялось 9 сентября 1894 года. К моменту создания музея сформировались отделы – исторический, кустарно-этнографический и художественный. Художественное собрание губернского музея пополнилось произведениями живописи, безвозмездно переданными Митрофановским монастырем и воронежским Михайловским кадетским корпусом. Среди них портреты высочайших особ царствующего дома, выполненные неизвестными мастерами XVIII-XIX веков. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб.

В начале 20-х годов XX века художественный отдел губернского музея значительно пополнился произведениями русской и западноевропейской живописи. Большое количество произведений проступило из Рамонского имения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. У семьи художника были приобретены картины нашего земляка Ивана Николаевича Крамского.

Коллекция современной живописи была дополнена произведениями из Воронежского художественного техникума. В их числе портреты и пейзажи Роберта Фалька, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Павла Кузнецова, Александра Куприна.

Обогатило и пополнило коллекцию художественного отдела губернского музея слияние с Музеем древностей и изящных искусств Воронежского Государственного университета, основанного в 1918 году на базе бывшего Императорского Юрьевского университета, эвакуированного в Воронеж из города Тарту.

При Юрьевском университете с 1803 года существовал Музей изящных искусств. Собрание этого музея, имевшего высокую культурно-историческую и художественную ценность, состояло из произведений Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, графики, а также нумизматической коллекции.

Музей древностей и изящных искусств Воронежского государственного университета и художественное собрание губернского музея составили основу Воронежского областного музея изобразительных искусств, основанного 15 января 1933 года.

События ВОВ в 1941 году заставили временно вывезти художественные ценности вглубь страны. Коллекция была эвакуирована в город Омск.

С 1948 по 1959 гг. во дворце находилось два музея: краеведческий музей и музей изобразительных искусств. По решению Исполкома областного Совета депутатов трудящихся первый этаж здания и флигель принадлежал краеведческому музею, второй этаж – музею изобразительных искусств, третий этаж был отведен под фонды обоих музеев.

С 1959 г. “Воронежский дворец” полностью был отдан музею изобразительных искусств, а краеведческий музей переведен в новое здание.
В 1984 году музею было присвоено имя уроженца Воронежской губернии, художника И.Н. Крамского.

Собрание эталонов

В новые времена решающую роль в судьбе Иванова сыграли его особые заслуги перед революцией. Благодаря культурно-воспитательной щедрости Центра в отношении кузницы индустриальных кадров советского государства в музейное собрание попали первоклассные художественные образцы, составившие, в частности, основу коллекции русского искусства XVIIIXX веков. Небольшая по числу работ, но беспрецедентная по их ачеству, эта коллекция сопоставима в своем значении лишь с избранными столичными собраниями.

Заглавием для нее может служить восхитительный «Портрет неизвестной в белом платье с розовым бантом» кисти Рокотова. И, несмотря на протокольный список, характерный для любого провинциального музея, не следует впадать в скуку при встрече с хрестоматийными именами. Потому что здесь если Репин, то не менее чем эскиз к «Тайней Вечере», если Ге то «Христос в Гефсиманском саду», если Федотов то непременно «Вдовушка», причем именно первый вариант, а еще замечательный «Бродячий музыкант» Соломаткина, неожиданный «Учитель рисования» Перова, а также многие, многие другие. Периодические обострения этнокультурной романтики в отношении Востока легко уживались с прагматичными интересами ивановских текстильных воротил. Любовь к простым, доступным, но цветастым тканям в тех местах была традиционно принята, и вследствие этого среднеазиатский регион представлял собой неистощимый рынок сбыта ивановских ситцев. Можно только догадываться о степени влияния «ситчиков веселеньких» на эстетическое мироощущение восточного обывателя.

Подтверждение этому каждый внимательный посетитель Ивановского музея сможет отыскать на прекрасном этюде Верещагина «Дервиши-дуваны», писанном с натуры во время его творческих скитаний по Туркестану. В лоскутной мозаике походных халатов паломников ивановские эксперты опознали знакомые ситцевые узоры, оригинальные образцы которых до сих пор хранятся в краеведческих фондах. Восточным интонациям, присущим всей художественной коллекции, вторит и собрание искусства модерна. Цветы лотоса, игры наяд, барышни в томительных позах и коломбины в декорациях уличных театров являются прекрасным заключительным аккордом экспозиции, начинающейся собственно с первоисточников манерных интерпретаций античных и восточных сюжетов XIXXX веков.

Здание

Трёхэтажное здание музея построено по проекту архитектора П. А. Трубникова в неоклассическом стиле «итальянского палаццо». Между музеем и домом семьи Бурылиных, расположенном через дорогу (сейчас там размещается Музей ивановского ситца), проходит подземный тоннель, в котором также проводятся различные мероприятия, при этом как выставочное пространство подземный ход начал использоваться ещё во времена Д. Г. Бурылина. Также при проектировании здания был предусмотрен лифт.

В интерколумниях парных колонн с двух сторон от центрального входа на уровне второго этажа размещены скульптуры Гермеса и Афины, ниже — на уровне первого этажа — в арочных нишах расположены декоративные вазоны.

При строительстве музея, помимо кирпича и штукатурки, использовался необычный для Иваново-Вознесенска того времени железобетон; для оформления интерьеров использованы редкие породы дерева, бронза, мрамор и литое стекло.

Музей промышленности и искусства

Возникновением в городе музея ивановцы обязаны опять же Д. Г. Бурылину, бывшему страстным коллекционером и собиравшему разнообразные редкости и древности: курительные трубки, женские украшения, часы и игральные карты, а также многое другое. Дмитрий Геннадьевич сам организовал здание для хранения и демонстрации экспонатов. В этом помещении музей располагается до сих пор, между ним и особняком Бурылиных (ныне – Музей ивановского ситца, о нем смотрите выше) был проложен подземный тоннель, который также используется как выставочное пространство.

Музей промышленности и искусства

Открытие музея состоялось в 1914 году. Кроме экспозиционных помещений были предусмотрены кино- и концертный зал, обсерватория и библиотека, лекторий и биологическая станция. Помимо обычных посетителей, интересующихся искусством и историей, сюда приезжали ученые, чтобы исследовать и описывать выставляемые и хранящиеся в фонде предметы. После революции музей национализировали, сам Д. Г. Бурылин некоторое время работал в нем смотрителем, но позже был отстранен. К сожалению, после его смерти многие предметы коллекции оказались утеряны или переданы в другие музеи страны.

Отношение к наследию фабриканта значительно изменилось в конце XX века. Тогда музею вернули его изначальное имя, многие предметы коллекции Д. Г. Бурылина были отреставрированы и собраны в отдельную экспозицию. Данью памяти и уважения стали открытие для посетителей реконструкции рабочего места мецената и помещение на фасаде здания мемориальной доски бывшему владельцу и основателю.

Экспозиция музея включает также коллекцию холодного и огнестрельного оружия народов мира периода XIV–XV веков и второй половины XX века; церковную утварь, медали и ордена, монеты и другие вещицы, изготовленные из драгоценных металлов; предметы культуры и искусства Европы разных эпох (из любопытных экспонатов можно отметить древнюю мумию, которую Д. Г. Бурылин привез из Египта). Несколько залов посвящены растительному и животному миру региона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ключ к отдыху
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: